Олькерс ю история и польза метода проектов
В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.
Согласно ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «общий объем обязательной части Программы… включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольной организации.
«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н.Е. Веракса).
Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).
Основные концептуальные положения его теории таковы:
истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:
проблематизация учебного материала;
познавательная активность ребенка;
связь обучения с жизненным опытом ребенка;
организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика.
Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C. Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.
Е. Г. Кагаров отмечал, что в американской литературе термин «метод проектов» употребляют в различных, даже противоречивых значениях. Наиболее широкое определение такого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца («wholeheartedly!») и с определенной целью». Значение проектного метода, по его мнению, состоит в том, что благодаря ему решаются две основные задачи школьного обучения: внушить детям любовь к знанию и дать возможность удовлетворить ее любознательностью.
Таким образом, он приходит к следующим выводам: «Под проектом мы должны понимать разрешение действенных общественно-полезных задач, направленных к укреплению и расширению колхозного строительства, участию в выполнении пятилетнего плана, преобразованию и улучшению хозяйственной жизни фабрики, завода, колхоза, совхоза. В этом и заключается основное отличие советского метода проектов от американского».
«Сущность и ценность метода проектов в том, что он ставит задачею школы подыскание для детей дела, могущего привлечь их интерес и внимание, дела, которое вполне соответствует их силам, в процессе работы дает полезные знания и навыки и, кроме того, в самом себе таит зародыши нового задания и импульс к его выполнению».
Согласно классификации профессора Коллингса, проекты могут быть экскурсионные, трудовые (производственные), игральные и проекты рассказывания.
В статье «О сущности метода проектов» Новоспелов, основываясь на американском опыте, предложил выделять исследовательские («Какой севооборот наиболее пригоден для нашей местности»), производственные («Сделать курятник»), развлекательные (игры, драматизация), проекты общественной работы (организация очистки семян).
Данные виды проектов впоследствии были пересмотрены в соответствии с задачами трудовой школы. В основу классификации на этот раз было положено участие детей в общественной работе и производительном труде. Предлагались проекты общественно-политические (пропаганда партийных и правительственных решений), хозяйственно-производственные (участие в посевных компаниях), культурно-бытовые (организация дошкольных учреждений, работа в клубе, избе-читальне).
Большое внимание уделялось планированию работы. Для этого составлялись специальные вспомогательные таблицы (табл. 1).
Таблица 1 Примерная форма планирования проектов
Практические дела
Что надо сделать
Как будем проводить работу
Как будем делать
Потребное время
Знания
Какие необходимы знания
Ответственные за знания
Необходимое время
Методы приобретения знаний
Навыки
Какие должны быть приобретены навыки
Необходимые пособия и оборудование
Формы учёта и отчётности
Примечание
Современные исследователи истории педагогики отмечают, что превалирование метода проектов в школе в 1920-е годы действительно привело к недопустимому падению качества обучения. Среди причин этого явления выделяют:
отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
слабую разработанность методики проектной работы;
гипертрофию «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.
В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осужден, поскольку не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся. До середины 1980-х годов он не практиковался в отечественной педагогике. В зарубежной педагогике метод проектов активно и успешно развивался. В нашу школу он возвратился во второй половине 1980-х годов, когда на волне демократизации нашего общества положение в российском образовании стало меняться. Начали возрождаться идеи приоритетности субъектности ребенка в образовательном процессе, ориентация на его личные интересы и особенности, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.
В начале XXI века метод проектов начал применяться в дошкольных образовательных организациях.
Источник
РЕФЕРАТ
на тему:
МЕТОД ПРОЕКТОВ : ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Понятие «Проектная деятельность» и «Метод проекта»………………….….5
2. Классификация метода проектов ………………………………………………9
3. Метод проектов в начальной школе……………………………………….….11
4. Методика организации метода проектов в начальной школе…………….…12
Заключение………………………………………………………….…………….13
Список литературы……………………………………………………….………14
В настоящее время становится актуальным развитие самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
Учитель начальных классов использует в своей работе методы обучения, которые развивают общеучебные умения и навыки, формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся, реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Среди таких методов ведущее место принадлежит методу проектов.
В современном обществе образованный человек не только должен владеть знаниями, но и уметь применить эти знания на практике, делать это целенаправленно. Речь идет о формировании общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой и социальной компетенции.
Школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
В последнее время значительного распространения в педагогической практике приобрели интерактивные технологии обучения, сущность которых заключается в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех участников.
Одной из интерактивных технологий обучения есть проектная работа, которая предусматривает создание проекта одним, двумя или группой исполнителей.
В основе проектной деятельности лежит умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть и решить проблему.
Так в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы … творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов … создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий»[8].
Цель данной работы: изучить метод проектов в начальной школе .
проект педагогический начальная школа обучение
В отечественном образовании в последние годы произошли изменения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
1.Реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
Развивали бы в первую очередь исследовательские и рефлексивные умения и навыки;
Формировали бы умения, связанные с опытом их применения в практической деятельности;
Были бы нацелены на развитие познавательного интереса учащихся.
Среди таких методов ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.
В его основе лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении различных проблем.
Внешний результат можно увидеть и применить в реальной практической деятельности, а внутренний результат становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов». Так, Дж. Дьюи трактует метод проектов « как способ обучения через делание»[5], когда учащиеся включены в активный познавательный процесс, самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы.
Е. Карпов определяет метод проектов как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой [1].
Сиденко А. С. рассматривает метод проектов как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий [7].
Полат Е. С. отмечает, что если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[5].
Метод проектов создаёт предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового.
Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог. В его работах отражается связь школы с личным опытом ребенка и коллективным опытом человеческого общества.
Опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, т. е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как трудовая и игровая деятельность, в которой ребёнок самообучается и самосовершенствуется. Учащиеся самостоятельно открывают свойства и закономерности предметов и явлений, а учитель только отвечает на их вопросы.
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т. е. научить учиться.
Джон Дьюи, предлагая свой подход, искал способы приобретения знаний, согласно природе детского познания.
Эти идеи оказали большое влияние на систему образования XX столетия, которая использует наглядность, практические работы, поисковый и проблемный метод. В связи с развитием активных методов и форм обучения возрос интерес к идеям Джона Дьюи. Он указывал на необходимость «критического мышления» и разработал принципы и методику его формирования для активного и сознательного усвоения учебного материала.
Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовались в 1884-1916 гг.его учениками – американскими педагогами Е. Паркхертс и У. Килпатриком. Одним из путей их внедрения стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли конкретные задания, связанные с учебным материалом, но объем теоретических знаний был сужен.
По мнению Килпатрика, педагог должен ставить перед собой цель поддержать стремление детей к разработке планов. Связь приобретенных знаний с новой целью является источником новых интересов. С этой точки зрения и был употреблен термин «проект».
У.Килпатрик выделил четыре типа проектов:
1.Воплощение мысли во внешнюю форму.
2.Получение эстетического наслаждения.
3.Решение задач, проблемы.
4.Получение новых данных.
Таким образом, все интересы учащихся находят отражение в разнообразных проектах. Однако их выполнение не всегда связано с приобретением учащимися новых знаний и умений. Интересы учащихся могут быть очень разнообразными и не всегда соответствовать требованиям жизни. Следовательно, идея Килпатрика о построении учебного процесса с учетом только интересов ребенка не целесообразна[5].
«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России, в 20-х годах XX века. Период существования был недолгим, так как в советскую школу был перенесен американский опыт путем введения в практику школ комплексно-проектных программ. Утвержденные программы усиливали недостатки и пороки прежних комплексных программ. Работая по ним, школа не могла обеспечить учащихся необходимым объемом систематических знаний. Поэтому эти программы и связанный с ними «метод проектов» не получил тогда широкого применения в практике массовой школы.
И только в 80-е годы в педагогическую практику нашей страны метод проектов снова пришел из-за рубежа вместе с технологией компьютерной телекоммуникации.
В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. Желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка принесёт оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 кл. сложные проекты.
В настоящее время проекты классифицируются:
По доминирующей деятельности учащихся.
А)Практико-ориентировочный проект нацелен на социальные интересы участников проекта.
Б)Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.
В)Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для аудитории.
Г)Творческий проект предполагает максимально свободный и традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Д)Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, так как учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
2.По комплексности и характеру контактов, т.е. по предметно-содержательной области.
А) Монопроекты проводятся, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности.
Такие проекты могут проводиться в рамках классно-урочной деятельности.
Б) Межпредметные проекты проводятся во внеурочное время. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могу быть:
внутриклассными,
внутришкольными,
региональными,
межрегиональными,
международными.
3.По продолжительности.
Мини-проекты могут занимают один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно сочетание классных форм с внеклассными (экскурсии, посещение музеев).
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и ученика, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В проектном обучении важны не только результаты, но и еще в большей степени сам процесс.
Проектное обучение позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле; приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда; личностно ориентировано; использует множество дидактических подходов.
Метод проектов способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.
Важно заметить, что учитель дифференцированно подходит к обучению ребят. Кроме того, он сам включается в исследовательскую деятельность, открывает для себя новое как в содержании преподаваемого материала, так и в методике его преподавания. Использование инновационных методов в работе учителя, умение пользоваться методом проектов – показатель прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт (как школьникам, так и педагогам), невозможный при других формах обучения.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1.Планирование: учитель помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу.
2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
3.Выполнение проекта – практическая часть.
4.Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, к которым относят проектное обучение.
Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности новой эпохи, когда определяющими факторами развития общества будут интеллект человека и информация.
При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся – лучше понять друг друга.
Все это говорит о том, что у метода проектов, несомненно, есть будущее.
1. Зарубежные образовательные технологии : Учеб. пособие / В. В. Карпов ; Центр. ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования, 63 с. 20 см, СПб. ЦИПКПО 1997
2. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С. , Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
3. Матяш Н. В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана – Нрафф, 2002. – 112 с.
4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова .Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2004.
6. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008. – 80 с.
7.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. – 2003. – №6.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
9. Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с.
Источник