Она доставляет приятность а пользы никакой

Она доставляет приятность а пользы никакой thumbnail

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев. Некоторыми античными авторами причислялся к семи мудрецам.

Цитаты[править]

  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
  • Благоразумная супруга! Если желаешь, чтобы муж твой свободное время проводил подле тебя, то постарайся, чтоб он ни в каком ином месте не находил столько приятности, удовольствия, скромности и нежности.
  • Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
  • В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.
  • Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
  • Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
  • Делай великое не обещая великого.
  • Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык.
  • Для того чтобы жить долго, приобрети для себя старого вина и старого друга.
  • Дружба есть равенство.
  • Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.
  • Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.
  • Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.
  • Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
  • Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть.
  • Законодательство должно быть голосом разума, а судья — голосом закона.
  • Из двух человек одинаковой силы сильнее тот, кто прав.
  • Избери лучшее, а привычка сделает его приятным и легким.
  • Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
  • Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
  • Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.
  • Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…
  • Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
  • Молчи или говори что-нибудь получше молчания.
  • Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения.
  • Начало — половина целого.
  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
  • Не давай полной воли своему воображению. Оно произведет чудовищ.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
  • Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
  • Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
  • Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются.
  • Не поднимайте пыли на жизненном пути.
  • Не рассуждай с детьми, с женщинами и с народом.
  • Не суди о своем величии по своей тени при заходе солнца.
  • Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.
  • Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях — до совершенной потери ума.
  • Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.
  • Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчестному власть.
  • Одно и то же, что от полыни отнять горечь и что у слова отсечь дерзость.
  • Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.
  • Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.
  • Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.
  • Похоти уступай зимой, не уступай летом; менее опасна она весной и осенью, опасна же во всякую пору и для здоровья нехороша.
  • Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения.
  • Привычка и с рабством примиряет.
  • Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».
  • Пьянство есть упражнение в безумстве.
  • Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.
  • Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.
  • Старайся прежде быть мудрым, а ученым — когда будешь иметь свободное время.
  • Статую красит вид, а человека — деяния его.
  • Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.
  • Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
  • Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
  • Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.
  • Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожить себе подобных.
  • У друзей все общее, и дружба есть равенство.
  • У хвастунов так же как и в позлащенном оружии, внутреннее не соответствует наружному.
  • Уходя на чужбину, не оборачивайся.
  • Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.
  • Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.
  • Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.
  • Юноша! Если ты желаешь себе жизни долгоденственной, то воздержи себя от пресыщения и всякого излишества.
  • Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.

Цитаты о Пифагоре[править]

  •  

― Следственно, вы пожаловали к нам с наружной поверхности земного шара. Не были ли вы там знакомы с Пифагором или с Эмпедоклом?
― С Пифагором или с Эмпедоклом… ― повторил я с некоторым удивлением. ― Ведь они жили в глубокой древности?
― Правда, что они жили давно, ― сказал философ, ― но они тоже провалились в Этну…
― И тоже упали в погреб этого дома? ― прервал я.
― Нет; они, как древние философы, упали в наши древние классические погреба, где хранилось классическое вино, вкус и букет которого, ныне потерянные, составляют у нас предмет ученых споров, ― отвечал он.[1]

 — Осип Сенковский, «Сентиментальное путешествие на гору Этну», 1833
Читайте также:  Польза льняного масла натощак для мужчин

Источники[править]

Источник

Пифагор

Пифагор Самосский
Бюст Пифагора в Капитолийском музее в Риме.

Пифагор Самосский (лат. Pythagoras; 570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ, математик и мистик.

Прежде всего не теряй самоуважения!

Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные, торговать, а самые счастливые – смотреть.

Жизнь подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Веди жизнь умеренную и трезвую, если желаешь быть независимым.

На поле жизни, подобно сеятелю, ходи ровным и постоянным шагом.

Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.

Не поднимайте пыли на жизненном пути.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

Благоразумная жена! Если ты хочешь, чтобы муж твой время проводил с тобой, то заботься о том, чтобы он ни в каком другом месте не находил столь приятного удовольствия и нежности.

Не полагайся на жену, которая много смеется.

Не надейся на прочную любовь женщины, которая себя любит.

Прежде вступления твоего в союз супружества должен ты знать, что в природе все непрестанно изменяется: женщина сегодняшняя не есть женщина вчерашняя.

Все исследуй, давай разуму первое место.

Исследуй все, пусть для тебя на первом месте будет разум, предоставь ему руководить собой. И тогда, когда ты оставишь свое смертное тело, ты сделаешься бессмертным, и смерть не будет иметь власти над тобой.

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь.

Одну каплю здравого разума предпочитай целому кладезю учености.

Совесть твоя да будет единственным твоим божеством.

Более примечай и наблюдай, нежели читай: кто читает много, тот читает худо.

Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью.

Воздержись от употребления вина: оно есть молоко, питающее страсти.

Как старое вино непригодно к тому, чтобы его много пить, так и грубое обращение непригодно для собеседования.

Пьянство есть упражнение в безумстве.

Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи себя от слез: храни оные для пролития о несчастье других.

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.

Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.

Сладострастие есть счастие, которое может обойтись и без него.

Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? – ответствуй: быть в согласии с самим собой.

Гостеприимство крайне безрассудно, если его оказывать дурным людям.

Никогда не обманывай народ, но и всего ему не объясняй.

Не возвещай истину на местах общенародных: народ употребит оную во зло.

При деспотизме народ есть ползающий червь, который позволяет давить себя; при республике – это медведь, пожирающий своих вожаков.

Толпа – не что иное, как человеческий род, впавший в ребячество.

Гражданин без собственности не имеет отечества.

Истинное отечество там, где есть благие нравы.

Человек смертен в своих опасениях и бессмертен в своих желаниях.

Не полагайтесь на уважение и доверие человека, который, входя во все ваши интересы, не говорит вам о своих.

Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении ее.

Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце.

Статую красит вид, а человека – деяния его.

Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.

В общественных отношениях своих избегай делать врагов из друзей; старайся, наоборот, обращать своих врагов в друзей.

Не избирай себе другом живущего несогласно со своею женою.

Делай великое, не обещая великого.

Знай, что никакое притворство долго скрываться не может.

Мысль – превыше всего между людьми на земле.

Если хочешь пережить самого себя и быть в почтении у потомства, то оставь после себя добродетельное семейство и хорошую книгу.

Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок.

И в словах своих, и делах избегай всего банального и привычного.

Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.

Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.

Погрешности свои старайся не прикрывать словами, но врачевать обличениями.

Тень лавровых деревьев или опьяняет, или усыпляет нас.

Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию, и к похвале.

Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?».

Дурные надежды, как дурные путеводители, ведут к дурным поступкам.

Лесть подобна оружию, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.

Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения.

Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Никогда не давай полной воли своему воображению: оно произведет чудовищ.

Старость подобна всему, что уменьшается, молодость – всему, что нарастает.

Ни к золоту ржавчина, ни к добродетели позор не пристанут.

Самое мудрое – число.

Никогда не советуйся с теми, у кого лоб гладок, – они никогда не размышляют.

Никто не должен преступать меру ни в пище, ни в питии.

Источник

Áåç óìà ÷åëîâåê íå ïîçíàåò íè÷åãî çäðàâîãî, íè÷åãî èñòèííîãî è äàæå íå ñïîñîáåí íè÷åãî óëîâèòü êàêèìè áû òî íè áûëî ÷óâñòâàìè, – òîëüêî óì ñàì ïî ñåáå âñå âèäèò è âñå ñëûøèò,ïðî÷åå æå è ñëåïî è ãëóõî.
(Ïîðôèðèé. “Æèçíü Ïèôàãîðà”, 46)
 
Áåðåãèòå ñëåçû âàøèõ äåòåé, äàáû îíè ìîãëè ïðîëèâàòü èõ íà âàøåé ìîãèëå.
 
Áëàãîðàçóìíàÿ ñóïðóãà! Åñëè æåëàåøü, ÷òîáû ìóæ òâîé ñâîáîäíîå âðåìÿ ïðîâîäèë ïîäëå òåáÿ, òî ïîñòàðàéñÿ, ÷òîá îí íè â êàêîì èíîì ìåñòå íå íàõîäèë ñòîëüêî ïðèÿòíîñòè, óäîâîëüñòâèÿ, ñêðîìíîñòè è íåæíîñòè.
 
Áóäåì îòíîñèòüñÿ áëàãîðàçóìíî è ñïðàâåäëèâî êî âñåì, íå òîëüêî ê áëàãîðàçóìíûì è ñïðàâåäëèâûì, è íå áóäåì ÷åñòíûìè ñ ÷åñòíûìè è çëûìè ñî çëûìè.
(Ãèåðîêë. Êîììåíòàðèé ê “Ïèôàãîðåéñêèì çîëîòûì ñòèõàì”, 230b)
 
Áóäü áëàãîñëîâåííî áîæåñòâåííîå ÷èñëî, ïîðîäèâøåå áîãîâ è ëþäåé.
 
Áóäü äðóãîì èñòèíû äî ìó÷åíè÷åñòâà, íî íå áóäü åå çàùèòíèêîì äî íåòåðïèìîñòè.
 
Áóäü ñ òåìè, êòî íîøó âçâàëèâàåò, íå áóäü ñ òåìè, êòî íîøó ñâàëèâàåò, – ýòèì îí âåëåë ïîîùðÿòü ëþäåé íå ê ïðàçäíîñòè, à ê äîáðîäåòåëè è ê òðóäó.
(Ïîðôèðèé. “Æèçíü Ïèôàãîðà”, 42)
 
Âî âðåìÿ ãíåâà íå äîëæíî íè ãîâîðèòü, íè äåéñòâîâàòü.
 
Âñå èññëåäóé, äàâàé ðàçóìó ïåðâîå ìåñòî.
 
Âñå, ÷òî ïîçíàåòñÿ, èìååò ÷èñëî, èáî íåâîçìîæíî íè ïîíÿòü íè÷åãî, íè ïîçíàòü áåç íåãî.
(“Î ïðèðîäå”, ôðàãìåíò)
 
Ãàðìîíèÿ åñòü (…) ñîãëàñèå ðàçíîãëàñíîãî.
(Ôèëîëàé. Ôðàãì. 44)
 
Ãäå (…) íåîáõîäèìîñòü, òàì è âîçìîæíîñòü.
(“Ïèôàãîðåéñêèå çîëîòûå ñòèõè”, 8)
 
Äâå âåùè äåëàþò ÷åëîâåêà áîãîïîäîáíûì: æèçíü äëÿ áëàãà îáùåñòâà è ïðàâäèâîñòü.
 
Äåëàé âåëèêîå, íå îáåùàÿ âåëèêîãî.
 
Äëÿ ïîçíàíèÿ íðàâîâ êàêîãî íè åñòü íàðîäà ñòàðàéñÿ ïðåæäå èçó÷èòü åãî ÿçûê.

Читайте также:  Договор в пользу третьего лица существенные условия

Äóøà ñîâåðøàåò êðóã íåèçáåæíîñòè, ÷åðåäîþ îáëåêàÿñü òî â îäíó, òî â äðóãóþ æèçíü.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 14)
 
Åñëè ìîæåøü áûòü îðëîì, íå ñòðåìèñü ñòàòü ïåðâûì ñðåäè ãàëîê.
 
Åñëè ñîâåðøàåòñÿ ñ óäîâîëüñòâèåì ïîñòûäíîå, òî óäîâîëüñòâèå ïðîõîäèò, à ñòûä îñòàåòñÿ; åñëè æå ñîâåðøàåòñÿ ñ óñèëèåì äîñòîéíîå, òî óñèëèå ïðîõîäèò, à äîñòîéíîå îñòàåòñÿ.
(Ãèåðîêë. Êîììåíòàðèé ê “Ïèôàãîðåéñêèì çîëîòûì ñòèõàì”, 454b)
 
Æèâè ñ ëþäüìè òàê, ÷òîáû òâîè äðóçüÿ íå ñòàëè íåäðóãàìè, à íåäðóãè ñòàëè äðóçüÿìè.
 
Æèçíü (…) ïîäîáíà èãðèùàì: èíûå ïðèõîäÿò íà íèõ ñîñòÿçàòüñÿ, èíûå – òîðãîâàòü, à ñàìûå ñ÷àñòëèâûå – ñìîòðåòü; òàê è â æèçíè èíûå, ïîäîáíûå ðàáàì, ðîæäàþòñÿ æàäíûìè äî ñëàâû è íàæèâû, ìåæäó òåì êàê ôèëîñîôû – äî åäèíîé òîëüêî èñòèíû.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 8)
 
Æèçíü ïîäîáíà èãðèùàì: èíûå ïðèõîäÿò íà íèõ ñîñòÿçàòüñÿ, èíûå – òîðãîâàòü, à ñàìûå ñ÷àñòëèâûå – ñìîòðåòü.
 
Æèçíü ÷åëîâå÷åñêóþ îí [Ïèôàãîð] ðàçäåëÿë òàê: “Äâàäöàòü ëåò – ìàëü÷èê, [åùå] äâàäöàòü – þíåö, [åùå] äâàäöàòü – þíîøà, [åùå] äâàäöàòü – ñòàðåö”.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 10)
 
Èçáåðè ñåáå äðóãà; òû íå ìîæåøü áûòü ñ÷àñòëèâ îäèí: ñ÷àñòüå åñòü äåëî äâîèõ.
 
Êàê íè êîðîòêè ñëîâà “äà” è “íåò”, âñå æå îíè òðåáóþò ñàìîãî ñåðüåçíîãî ðàçìûøëåíèÿ.
 
Êàê ñòàðèííîå âèíî íåïðèãîäíî ê òîìó, ÷òîáû åãî ìíîãî ïèòü, òàê è ãðóáîå îáðàùåíèå íåïðèãîäíî äëÿ ñîáåñåäîâàíèÿ.
 
Êóáîê æèçíè áûë áû ñëàäîê äî ïðèòîðíîñòè, åñëè áû íå ïàäàëî â íåãî ãîðüêèõ ñëåç.
 
Ëåñòü ïîäîáíà îðóæèþ, íàðèñîâàííîìó íà êàðòèíå: îíà äîñòàâëÿåò ïðèÿòíîñòü, à ïîëüçû íèêàêîé.
 
Ìîë÷è èëè ãîâîðè ÷òî-íèáóäü ïîëó÷øå ìîë÷àíèÿ.
 
Ìóäðåöîì, ïî åãî [Ïèôàãîðà] ñëîâàì, ìîæåò áûòü òîëüêî áîã, à íå ÷åëîâåê. (…) À ôèëîñîô [“ëþáîìóäð”] – ýòî ïðîñòî òîò, êòî èñïûòûâàåò âëå÷åíèå ê ìóäðîñòè.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, 1, âñòóïëåíèå, 12)
 
Íå äåëàé íè÷åãî ïîñòûäíîãî íè â ïðèñóòñòâèè äðóãèõ, íè âòàéíå. Ïåðâûì òâîèì çàêîíîì äîëæíî áûòü óâàæåíèå ê ñåáå ñàìîìó.

Íå çàêðûâàé ãëàç, êîãäà õî÷åøü ñïàòü, íå ðàçîáðàâøè âñåõ ñâîèõ ïîñòóïêîâ çà ïðîøåäøèé äåíü.
 
Íåðàçóìíûå ïðè âûïèâàíèè âèíà äîõîäÿò äî îïüÿíåíèÿ, à ïðè íåñ÷àñòüÿõ – äî ñîâåðøåííîé ïîòåðè óìà.
 
Íèêòî íå äîëæåí ïðåñòóïàòü ìåðó íè â ïèùå, íè â ïèòèè.
 
Îãíÿ íîæîì íå âîðîøè – òî åñòü ÷åëîâåêà ãíåâíîãî è íàäìåííîãî ðåçêèìè ñëîâàìè íå çàäåâàé.
(Ïîðôèðèé. “Æèçíü Ïèôàãîðà”, 42)
 
Îäíî è òî æå, ÷òî îò ïîëûíè ãîðå÷ü îòíÿòü è ÷òî ó ñëîâà äåðçîñòü îòñå÷ü.
 
Îäíîìó òîëüêî ðàçóìó, êàê ìóäðîìó ïîïå÷èòåëþ, äîëæíî ââåðÿòü âñþ æèçíü.
 
Îìûâàé ïîëó÷åííóþ îáèäó íå â êðîâè, à â Ëåòå, ðåêå çàáâåíèÿ.
 
Ïèôàãîð çàïðåùàåò áåç ïðèêàçàíèÿ ïîëêîâîäöà, òî åñòü áîæåñòâà, îñòàâëÿòü ñâîé ñòîðîæåâîé ïîñò, ïîêèäàÿ æèçíü. (Î ñàìîóáèéñòâå).
(Öèöåðîí. “Êàòîí Ñòàðøèé, èëè Î ñòàðîñòè”, 20, 76)
 
Ïèôàãîð çàïðåùàåò ìîëèòüñÿ î ñåáå, ïîòîìó ÷òî, â ÷åì íàøà ïîëüçà, ìû íå çíàåì.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 9)
 
Ïîãðåøíîñòè ñâîè ñòàðàéñÿ íå ïðèêðûâàòü ñëîâàìè, íî âðà÷åâàòü îáëè÷åíèÿìè.
 
Ïîëåçíåå êàìåíü íàîáóì áðîñèòü, ÷åì ñëîâî ïóñòîå.
 
Ïîõîòè óñòóïàé çèìîé, íå óñòóïàé ëåòîì; ìåíåå îïàñíà îíà âåñíîé è îñåíüþ, îïàñíà æå âî âñÿêóþ ïîðó è äëÿ çäîðîâüÿ íåõîðîøà.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 9)
 
Ïðåæäå âñåãî íå òåðÿé ñàìîóâàæåíèÿ!
 
Ïðîñûïàÿñü óòðîì, ñïðîñè ñåáÿ: “×òî ÿ äîëæåí ñäåëàòü?” Âå÷åðîì, ïðåæäå ÷åì çàñíóòü: “×òî ÿ ñäåëàë?”
 
Ïüÿíñòâî åñòü óïðàæíåíèå â áåçóìñòâå.

Ñïðîñè ó ïüÿíèöû, êàê áû îí ìîã ïåðåñòàòü ïüÿíñòâîâàòü? ß îòâå÷ó çà íåãî: ïóñòü ïî÷àùå âñïîìèíàåò î äåëàõ, êàêèå îí äåëàåò â ïüÿíîì âèäå.
 
Ñðåäè ãîâîðÿùèõ òâàðåé åñòü áîãè, åñòü ëþäè, à åùå åñòü Ïèôàãîð.
(ßìâëèõ “Î ïèôàãîðåéñêîé æèçíè”, 31)
 
Ñòàòóþ êðàñèò âèä, à ÷åëîâåêà – äåÿíèÿ åãî.
 
Òîëüêî íåáëàãîðîäíûé ÷åëîâåê ñïîñîáåí â ãëàçà õâàëèòü, à çà ãëàçà çëîñëîâèòü.
 
Ó äðóçåé âñå îáùåå, è äðóæáà åñòü ðàâåíñòâî.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 10)
 
Ó õâàñòóíîâ, òàê æå êàê è â ïîçëàùåííîì îðóæèè, âíóòðåííåå íå ñîîòâåòñòâóåò íàðóæíîìó.
 
Óõîäÿ íà ÷óæáèíó, íå îáîðà÷èâàéñÿ.
(Äèîãåí Ëàýðòñêèé, VIII, 18)
 
Óõîäÿ, íå îãëÿäûâàéñÿ – òî åñòü ïåðåä ñìåðòüþ íå öåïëÿéñÿ çà æèçíü.
(Ïîðôèðèé. “Æèçíü Ïèôàãîðà”, 42)
 
×àùå òåðÿþò ìåðó â ïèòüå, ÷åì â åäå.
(Ãèåðîêë. Êîììåíòàðèé ê “Ïèôàãîðåéñêèì çîëîòûì ñòèõàì”, 456à)
 
×åëîâåê óìèðàåò â îïüÿíåíèè îò âèíà; îí áåñíóåòñÿ â îïüÿíåíèè îò ëþáâè.
 
×èñëó âñå âåùè ïîäîáíû.
(ßìâëèõ. “Î ïèôàãîðåéñêîé æèçíè”, 162)
 
×òî áû î òåáå íè äóìàëè, äåëàé òî, ÷òî òû ñ÷èòàåøü ñïðàâåäëèâûì. Áóäü îäèíàêîâî ðàâíîäóøíûì è ê ïîðèöàíèþ, è ê ïîõâàëå.
 
Øóòêó, êàê è ñîëü, äîëæíî óïîòðåáëÿòü ñ óìåðåííîñòüþ.

Источник

Пифагор Самосский – известный философ Древней Греции, математик, создатель религиозной школы, политический деятель.

Родился Пифагор на острове Самос в 580 году до Р.Х. Именно поэтому ему дали прозвище Самосский. Его отец, Мнесарх, был резчиком драгоценных камней и был выходцем из Тира. Мать, Пифаида, была родственницей Анкея. Согласно воспоминаниям его последователей, Пифагор отличался удивительной красотой и большой одаренностью с самого рождения.

Читайте также:  Польза и калорийность пшеничной каши на воде

Пифагор – цитаты и афоризмы

Образование у молодого человека было хорошим. Он имел много наставников, таких как Ферекид Сиросский. В 18 лет юный философ отправляется в Египет по совету Фалеса. Пройдя все трудности испытаний, Пифагор начал обучаться у египетских жрецов. В Египте известный философ пробыл около 22 лет.

После этого Пифагор поехал в Вавилон, в котором 12 лет обучался у местных жрецов и колдунов. В 530 году до Р.Х. философ вернулся на родину. Некоторое время он прожил в пещере, так как статус полураба при тиране Поликрате его не интересовала. После этого он Пифагор переехал в Протон. Причиной его переезда являлись демократические взгляды у влиятельных людей. Сам же великий политический деятель придерживался рабовладельческой аристократии.

После множества скитаний мыслитель осел в Кротоне, где организовал собственную религиозно-философскую школу. Там, помимо знаний в области философии, Пифагор пропагандировал особый образ жизни.

По Греции прокатилась волна восстаний демократов, которые добрались и до Кротона. Отрицая их взгляды, Пифагор и его ученики переселились в Метапонт. В городе бушевали бунты среди народа, а также ночные бои. В одну из таких ночей и погиб известный философ, в возрасте 90 лет. После смерти Пифагора религиозная школа также прекратила свое существование.

Как многие мыслители того времени, Пифагор предпочитал передавать свои идеи в устной форме, поэтому большинство из них до сих пор остаются загадкой. Даже его знаменитая теорема ставится под сомнения некоторыми историками, ведь она была известна и другим древним народам. Платон часто цитировал Пифагора, называя его великим философом Древней Греции.

Вокруг имени известного мыслителя ходит множество легенд. Кто-то утверждает, что он имел сверхъестественные силы и умел общаться с духами. Другие гарантируют, что он оказывал огромное влияние на общество не только благодаря своим рассуждениям, но и с помощью магии.

Пифагору также приписывают открытие целых чисел, их свойств и пропорций. Он был первым ученым, который утверждал, что Земля имеет форму шара. Он уверял своих учеников, что Солнце, Земля и Луна движутся иначе, чем звезды. Известный философ оставил после себя множество высказываний и афоризмов, которые мы предлагаем вам рассмотреть.

Афоризмы про дружбу

  • Друзей не сделай врагами, а врагов постарайся сделать друзьями.
  • У друзей все общее, и дружба есть равенство.
  • Собака есть изображение друга.
  • Пристанью для корабля служит гавань, а для жизни — дружба.
  • Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.
  • Сыщи себе верного друга, имея его, ты можешь обойтись без богов.

Афоризмы о жизни

  • Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
  • Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть…
  • Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него.
  • Чаша жизни была бы очень пресной, если б не упали в нее несколько горьких слез.
  • Уходя, не оглядывайся.
  • Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
  • Всё изменяется, ничто не исчезает.
  • Привычка и с рабством примирит.
  • Статую красит вид, а человека— его деяния.
  • Где, как известно, необходимость, там и возможность.
  • Не закрывай глаз, когда хочешь спать, не разобравши всех своих поступков за прошедший день.
  • Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно.

Высказывания о разуме и знании

  • Как ни коротки слова «да», «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
  • Глупо признавать главным разум и с этим мнением принимать решения о прочих предметах, а на его развитие не тратить ни времени, ни усилий. Так, забота о теле подобна худшим друзьям и быстро нас оставляет, в то время как образование, подобно прекрасным и благородным людям, остается нам верным до нашей смерти, а некоторых одаривает бессмертной славой после смерти.
  • Старайся прежде быть мудрым, а ученым, когда будешь иметь свободное время.
  • Полезнее наобум бросить камень, чем пустое слово.
  • Для познания нравов, какого ни есть народа, старайся прежде изучить его язык.
  • Все исследуй, давай разуму первое место.
  • Не поднимайте пыли на жизненном пути.
  • Только одно божество может обладать всеобъемлющей мудростью, а человеку свойственно лишь стремиться к ней.
  • Всё сущее есть число.
  • Законодательство должно быть голосом разума, а судья — голосом закона.

Афоризмы о счастье

  • Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
  • Ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих…

Высказывания о душе

  • Нет у тебя, человек, ничего, кроме души.
  • У бога нет лучшего жилища на земле, чем чистая душа.
  • Юные девицы! Памятуйте, что лицо лишь тогда бывает прекрасным, когда оно изображает изящную душу.
  • Тело своё не делай гробом своей души.
  • Душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь.

Высказывания о пороках

  • Если можешь стать орлом, не стремись стать первым среди галок.
  • Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходе солнца.
  • Есть три реальных угрозы человечеству: материализм учёных, невежество священников и хаос демократии.
  • Одинаково опасно и безумному вручать мечи бесчестному власть.
  • Только неблагородный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить.
  • Лесть подобна вооружению, нарисованному на картине: она доставляет приятность, а пользы никакой.
  • Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушным и к порицанию, и к похвале.
  • Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать. Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде.
  • Не делай ничего постыдного, ни в присутствии других, ни втайне. Первым твоим законом должно быть уважениек себе самому.

Высказывания о несчастье

  • Какое бы ни постигло тебя несчастье, удержи его от слез: храни оные для пролития о несчастии других.
  • Смертный! Когда несчастье станет стучаться у дверей твоих, отвори ему их с веселым лицом, не дожидаясь, чтобы оно постучалось к тебе в другой раз: сопротивление раздражает его, покорность делает безоружным.
  • Кубок жизни был бы сладок до приторности, если бы не падали в него горькие слезы…
  • Омывай полученную обиду не в крови, а в Лете, реке забвения.

Высказывания о смерти

  • Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
  • До тех пор, пока люди будут массово продолжать убивать животных, они будут убивать друг друга. Тот, кто сеет семена убийства и боли, не пожнет радость и любовь.
  • Строго накажи твое дитя, убившее насекомое. С этого начинается человекоубийство.

Человек умирает в опьянении от вина; он беснуется в опьянении от любви.

Источник