Оптические иллюзии польза или вред

Оптические иллюзии польза или вред thumbnail

Восприятие картинок-иллюзий, по всей видимости, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека

Фото: EAST NEWS

ЗМЕЙ-ПРЕДСКАЗАТЕЛЬ

Самая известная оптическая иллюзия – «Вращающиеся змеи». В 2005 году ее впервые продемонстрировал общественности японский профессор психологии Акиеши Китаока. С тех пор эта и другие «движущиеся» фигуры стали хитами в Интернете. Многие утверждают, что загадочные картинки не только искусство и развлечение, а настоящие тесты на состояние здоровья.

Чаще всего встречается такая трактовка: если изображение перед глазами не движется, то можете порадоваться – у вас крепкое психическое здоровье, минимум стрессов и в целом все отлично (если вдруг вы без картинок этого не заметили). Когда цветные змеи все же движутся, но медленно, у вас накопилась усталость, физическая и моральная, однако положение еще не критичное, и можно исправить ситуацию, начав как следует высыпаться (напомним, для взрослого человека от 18 до 65 лет норма сна в среднем 7 — 9 часов, но кому-то индивидуально может требоваться и по 10 часов). Если же змеи движутся активно, то уровень стресса очень высокий, с психическим состоянием уже нешуточные проблемы — словом, пора к врачу.

Самая известная оптическая иллюзия – «Вращающиеся змеи»

Скептики, правда, замечают, что в разное время суток, после работы либо отдыха и тем более после бокала вина оптическая иллюзия выглядит по-разному — вряд ли серьезные перепады в состоянии здоровья могут случаться так быстро. Так чему же верить и зачем на самом деле нужны эти таинственные картинки?

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ЯРКОСТИ И СКОРОСТИ

В научном сообществе сегодня есть две основные версии того, как работает иллюзия вращения, рассказал «КП» один из ведущих российских экспертов по изучению зрительных иллюзий, заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. Первое объяснение связано с тем, что нейроны (то есть нервные клетки) зрительной коры нашего головного мозга с разной скоростью реагируют на свет разной яркости. А именно: чем ярче точка или фрагмент рисунка, на который мы смотрим, тем быстрее включаются соответствующие нейроны и мозг обрабатывает изображение. Более темные и блеклые детали вызывают реакцию нейронов чуть медленнее.

Благодаря такой разнице в скорости обработки цвета и света, по всей видимости, удается создать эффект вращения картинки. «Китаока использовал в своем узоре регулярное чередование элементов разной яркости, выстроив их в определенной последовательности: черный-синий-белый-желтый-черный и т.д, – поясняет эксперт. – Как правило, в таком же направлении мы видим движение». То есть пятна разного цвета вызывают нейронные реакции в зрительной коре не одновременно, а последовательно – как раз так, как происходит при восприятии реального движения.

Оптическая иллюзия “Исчезающие голубые точки”

КОГДА ГЛАЗА БЕГАЮТ

Еще одна версия связана с движением глаз. Попробуйте пристально смотреть в центр одного из кругов, а потом переводите взгляд, пытаясь охватить всю картину целиком. В первом случае эффект движения узоров пропадает, во втором — появляется и усиливается тем больше, чем быстрее вы водите глазами или моргаете. «Поскольку мы подвижны, то и картинка у нас перед глазами изменчива», – говорит Игорь Уточкин.

– Но ведь когда мы смотрим на другие изображения, читаем книгу и моргаем, то нет ощущения бегущей строки — почему?

– Наш мозг устроен так, что обычно отличает собственные движения глаз от реального движения объектов и за счет этого дает команду воспринимать картинку стабильной, если она в действительности неподвижна. Но известно, что в такой системе распознавания возможны сбои при микродвижениях глаз — мозг может как бы не заметить их, и тогда вызванные этими микродвижениями небольшие смещения картинки интерпретируются как движения узора.

.

УСТАЛОСТЬ – ДВИГАТЕЛЬ УЗОРОВ

– Мне не доводилось встречать научные работы, где исследователи доказали бы связь между восприятием зрительных иллюзий и какими-либо особенностями здоровья людей, состояния их психики и т. п., – разводит руками руководитель научно-учебной лаборатории когнитивных исследований. – Вместе с тем, есть данные, что движения глаз человека меняются при общем утомлении, зрительных перегрузках. В частности, людям становится труднее фиксировать взгляд на одной точке или детали, появляются и усиливаются так называемые дрейфы, то есть микросползания взгляда с первоначальной точки. И это теоретически может усилить ощущение движения узоров на картинке.

Голубые точки, размещенные по углам невозможно одновременно увидеть

Кстати, при переутомлении начинает казаться, что движутся не только задуманные для этого изображения-иллюзии. Во всяком случае, автор этого материала, углубившись в тему и пересмотрев непрерывно несколько десятков подобных картинок, вдруг обнаружила, что уже и буквы на бумаге начинают превращаться в бегущую строку… Испугавшись, я поскорее позвонила нейрофизиологу.

ЗАКАЛЯЙТЕСЬ ДУШОЙ И ТЕЛОМ

– Оптические иллюзии это многогранный раздражитель, который, скорее всего, действует и на определенные зоны коры головного мозга (зрительную зону, см выше. – Авт.), но также и на подкорку. Многие из этих процессов еще не изучены, остаются загадкой, – говорит врач-невролог, нейрофизиолог, кандидат медицинских наук, член-корреспондент Американской академии неврологии Виктор Косс. – Не исключено, что сила иллюзорного движения может зависеть от мозгового кровотока — в случае нарушения кровообращения узоры будут двигаться быстрее. Но это лишь предположение, доказанных фактов нет.

Однако ведущую роль в восприятии иллюзий играет… внушение, считает доктор Косс. «Если человеку заранее не говорить, что узоры должны вращаться, а просто показать картинку и спросить, что вы видите, то с большой вероятностью движения он не заметит», – уверяет нейрофизиолог. Также, по его мнению, больше шансов удержать картинку стабильной, неподвижной, у тех, кто в целом хорошо себя чувствует, лучше выспался, отдохнул и обладает большей силой воли.

«Плывущая звезда» Кая Нао Далее: https://uznayvse.ru/interesting-facts/samiye-krutiye-opticheskie-illuzii.html

– Мой вывод такой: чем больше потерян контроль над самим собой, окружающим миром, чем больше неуверенности, тревоги, хронических заболеваний, нарушений сна – тем быстрее вращаются змеи. А чем собраннее человек, тренированнее, увереннее в себе, закаленнее душой и телом, тем меньше шансов увидеть вращение там, где его нет, – выносит вердикт врач.

КСТАТИ

От головокружения до нехватки воздуха

– Восприятие картинок-иллюзий, по всей видимости, зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, строения мозга, выработки нейромедиаторов (то есть молекул, с помощью которых передаются сигналы между нервными клетками. – Авт.), – говорит руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова, кандидат медицинских наук Александр Калинкин. – Действительно, здесь еще масса неизученного. В то же время известно, что оптические иллюзии могут вызывать дискомфорт и в таком случае действуют неблагоприятно с медицинской точки зрения. Возможно нарушение работы вегетативной нервной системы, регуляции дыхания, головокружение, ощущение страха, тревоги. Поэтому я бы посоветовал этим не увлекаться. Посмотреть 1 — 2 раза и хватит.

Читайте также:  О пользе топленого сливочного масла

Японский психотерапевт Ямамото Хашима разработал тест на степень утомляемости: 1. Картинка не двигается – человек стабилен 2. Движется средне – психоэмоциональное истощение 3.Движется активно – имеются опасные признаки психоза, неврастении и депрессии

ВМЕСТО ВЫВОДА

Опрошенные нами эксперты сошлись в том, что зрительные иллюзии на сегодня не могут служить тестами о состоянии здоровья — у врачей и ученых нет доказанных данных об однозначной связи конкретных нарушений в организме с движением узоров. В то же время, по наблюдениям, вращение картинок зачастую усиливается при физическом утомлении, которое мы, как правило, ощущаем и без подсказки.

– В целом изучение разнообразных иллюзий является важной частью исследований того, как работает восприятие человека, его органы чувств и мозг, – поясняет заведующий научно-учебной лабораторией когнитивных исследований Высшей школы экономики Игорь Уточкин. – Узнавая, как возникают любопытные сбои при иллюзиях, мы можем выяснить что-то новое о том, как восприятие работает в обычных условиях.

Источник

Говорят, чтобы поверить, надо увидеть. Не всегда. В случае со зрительными иллюзиями «увидеть» — это почти наверняка обмануться.

Параллельные прямые ползут вкривь и вкось, от водоворотов спиралей, которые вовсе не спирали, кругом идет голова, перед глазами мелькают фантомные пятна, а неподвижные круги неудержимо вращаются. Почему?

Главное — контраст

В жизни часто бывает, что самое удивительное происходит с совершенно простыми на первый взгляд вещами. Взять хотя бы иллюзию, которую называют «решетка Германна». Все просто как пять пальцев: черные квадраты на белой бумаге. Но на пересечении белых линий появляются иллюзорные серые пятна, которые пульсируют, становясь то ярче, то темней. Вы смотрите десять секунд, тридцать. Квадраты повисают над бумагой. Минута, две. По краям квадратов появляется какое-то сияние. Десять минут. Вам кажется, вы сходите с ума. И откуда берутся серые пятна?!

Восприятие этой иллюзии, как и всего, что мы видим, начинается, когда отраженный от объекта свет попадает в наш глаз и фокусируется на светочувствительных клетках (колбочках и палочках). Механизм обработки сигналов от этих клеток сложный и многоступенчатый. Обработка начинается уже на уровне сетчатки, в состав которой входит слой ганглиозных клеток, чувствительных к перепадам яркости. Дальше информация идет в высшие отделы коры головного мозга, где обрабатываются более сложные детали картинки, прежде всего выделение фигуры и фона. И наконец, к анализу поступивших сигналов подключаются логические суждения, наш жизненный опыт и культурные стереотипы.

Важней всего для нашего глаза информация о резких изменениях яркости. Именно по перепадам яркости мы распознаем все разнообразие контуров, фигур и цветовых оттенков. Каждая ганглиозная клетка суммирует сигналы, которые поступают от определенного участка сетчатки. Механизм суммации таков, что ганглиозная клетка «молчит», если на участке нет изменения яркости, и «кричит» при резком перепаде. Поэтому контрасты по яркости выделяются и подчеркиваются: белое, окруженное черным, кажется белее.

В решетке Германна белые линии соседствуют с большими массивами черного, оттого — по контрасту — кажутся еще белее. В местах же их пересечения в поле зрения ганглиозных клеток попадает гораздо меньше черного, и цвет этих участков воспринимается без изменений. Однако на фоне «супербелых» линий он кажется более «серым» — вот и разгадка фантомов.

Сюрпризы штриховки

Процесс преломления света роговицей и хрусталиком тоже подбрасывает нам немало сюрпризов. К счастью, диагноз «астигматизм» и очки со специальными линзами мало кому достаются, но вряд ли найдется человек с роговицей и хрусталиком идеально сферической формы. Редко кто одинаково четко видит вертикальные и горизонтальные линии. От этого штриховка в разных направлениях кажется неодинаково яркой. Проявления астигматизма усиливаются, если в рисунке преобладают не наклонные, а горизонтальные и вертикальные линии — поверните страницу на 45 градусов. (Кстати, чтобы горизонтальная линия казалась равной по величине вертикальной, она должна быть более чем на 30% длиннее.)

Со штриховкой связана иллюзия Цольнера — одна из самых загадочных при абсолютной внешней простоте. В 1860 году И.Х. Поггендорф, редактор физико-химического журнала, получил статью астронома Ф. Цольнера, в которой автор описал иллюзию, случайно подмеченную им в рисунке ткани. Длинные параллельные линии, пересеченные серией коротких диагональных отрезков, кажутся расходящимися. (Проверьте на рисунке «Три в квадрате».) А внимательный редактор обратил внимание на другую особенность присланного рисунка. Кажется, что части наклонной линии до и после пересечения смещены относительно друг друга. (Попробуйте начертить фломастером линию на штриховке внизу этой страницы.) При множестве гипотез убедительного объяснения этим иллюзиям пока нет. По одной из версий, места пересечений оказываются в «поле зрения» нескольких ганглиозных клеток, одни сигнализируют мозгу: «горизонтальная», соседние перебивают их: «диагональная». Из-за наложений сигналов, возможно, и возникают подобные иллюзии.

Фон и фигура

Мы не можем одновременно анализировать все видимое вокруг, а потому ежесекундно «расчленяем» мир на объекты-фигуры, которые важны, и фон, который не важен. Поток света от фигуры попадает на центральную часть сетчатки, где расположены ганглиозные клетки с маленьким «полем зрения», дающие максимально точную информацию при суммировании сигналов от зрительных рецепторов. Поэтому фигуру мы видим во всех ее деталях и подробностях, а фон, проецирующийся на периферию сетчатки (где к каждой ганглиозной клетке идут сигналы от гораздо большего числа рецепторов), представляется менее четким. Этим, кстати, объясняется появление серых точек в решетке Германна только на периферии.

Важный вопрос — на основании каких признаков нечто выделяется из фона в фигуру? Прежде всего, если это нечто четко очерчено. Причем наличие реального контура необязательно. Три точки на листе бумаги мы будем воспринимать как треугольник, мысленно соединив их прямыми.

Выделение фигуры из фона идет на подсознательном уровне. Посмотрите на иллюзию Акиоши Катаока «Ринго». Центральная часть картинки явно выделяется в покосившийся квадрат. Почему? Приглядитесь к тонким линиям на пересечении цветных ячеек. Там, где искажения нет, нарисованы чередующиеся черные и белые крестики (внутри квадрата порядок чередования меняется). А теперь внимательно проследите за контуром «квадрата». Здесь нет ни одного правильного крестика! Сколько времени у вас бы ушло на осознание этого, не будь подсказки? А мозг молниеносно уловил различия, связал все выбивающиеся из общего порядка перекрестия замкнутым контуром и выделил фигуру.

Ощущение объема

Мир вокруг нас трехмерен, а его проекция на сетчатку глаза двумерна. Постоянно сканируя освещенные объекты, глаз отслеживает распределение света и тени по их поверхности. Мозг с невероятной скоростью обрабатывает полученную информацию и воссоздает трехмерную форму. Кажется, что по странице с иллюзией «Волны» и вправду идут волны. Эффект третьего измерения возникает благодаря белой и темно-коричневой окантовке «кофейных зерен», где темное — намек на отбрасываемую зерном тень. Положение «теней» на рисунке меняется, и в основном поэтому нам кажется, будто журнальная страница коробится от перетекающих волн.

В движеньи жизнь

Иллюзии движения — самые впечатляющие и самые труднообъяснимые. Ведущую роль здесь играет периферическое зрение. Попробуйте поднести палец к виску. Вы не будете его видеть. Но стоит пошевелить пальцем, и движение будет замечено, хотя зрительная система и не сможет распознать, что же там мелькает.

Важная информация о движении — это изменение освещенности (степени яркости) деталей объекта, улавливаемое периферийным зрением. Поэтому большинство иллюзий движения построены на регулярном повторе разных по яркости или цвету фрагментов.

Потрясающие иллюзии придумал японский психолог и дизайнер Акиоши Китаока. Когда вы смотрите на его «Невероятных змей», круги начинают медленно вращаться, а узор с ромбами (на плакате) становится пластичным и подвижным. Китаока экспериментально подобрал цвета фрагментов и их последовательность, при которых иллюзия наиболее сильна: «черный — синий, белый — желтый» или «черный — зеленый, белый — красный». Именно к таким комбинациям периферическое зрение максимально чувствительно. Изменение порядка чередования цветов задает разное направление движения. Кстати, а сколько оттенков зеленого и красного на плакате?

Читайте также:  Чайный гриб вред или польза

Наблюдение за наблюдающим

Все видят по‑разному. Хрусталик и роговица имеют разную кривизну, колбочки и палочки по‑разному реагируют на свет, у нас разный опыт, и так до бесконечности… Но тех, кто не способен увидеть иллюзии, меньшинство. Покажите наш плакат коллегам и домочадцам. А сами понаблюдайте, как они будут пытаться понять, в чем же дело.

Благодарим за помощь Галину Яковлевну Меньшикову (лаборатория «Восприятие» факультета психологии МГУ).

Статья опубликована в журнале «Популярная механика»
(№4, Апрель 2006).

Источник

Цели: формирование понятия “иллюзия”,
систематизация иллюзий, выяснение причин их
появления, наблюдение иллюзий.

Оборудование: на столы учащихся кладут
рисунки (см. приложения 1, 2, 3, 5). На столе учителя –
закрытый черный ящик, в который помещен плоский
предмет в натуральную величину; два теневых
осветителя со светофильтрами (красный, зеленый);
линейка, укрепленная вертикально.

При подготовке к уроку ученики получают
задание подготовить иллюстрацию своей иллюзии и
ее объяснение.

Оптические обманы – не случайные спутники
нашего зрения: они сопровождают его при строго
определенных условиях, с неизменным
постоянством закономерного явления и имеют силу
для каждого нормального человеческого глаза. То,
что человеку свойственно при известных
обстоятельствах поддаваться иллюзиям зрения,
обманываться относительно источника своих
зрительных впечатлений, не следует вовсе
рассматривать как всегда нежелательный
недостаток, безусловный порок нашей организации,
устранение которого было бы для нас во всех
отношениях благотворно.

Что касается причин, обусловливающих ту или
иную иллюзию зрения, то только для весьма
немногих оптических обманов существует твердо
установленное, бесспорное объяснение; к ним
принадлежат те, которые обусловлены строением
глаза: иррадиация, иллюзия Мариотта (слепое
пятно), иллюзии, продолжаемые астигматизмом, и т.
п.

Недостоверный, необязательный характер носит
большинство попыток найти объяснение отдельным
иллюзиям зрения. Для некоторых оптических
обманов не предложено до сих пор никакого
объяснения. Для иных, наоборот, имеется слишком
много объяснений, из которых каждое в
отдельности было бы, пожалуй, достаточно, если бы
не существовало ряда других, ослабляющих его
убедительность. Вспомним знаменитую,
обсуждаемую уже со времени Птолемея иллюзию
увеличения светил у горизонта: для нее
предложено, кажется, не менее шести удачных
теорий, каждая из которых страдает лишь тем
недостатком, что имеется еще пять столь же
хороших объяснений… Очевидно, почти вся область
оптических обманов находится еще на донаучной
стадии своей разработки и нуждается в
установлении основных методических принципов ее
исследования.

Понятие оптической иллюзии

Оптической иллюзией называется
несоответствующее действительности
представление видимого явления или предмета
вследствие особенностей строения нашего
зрительного аппарата. Попросту говоря – это
неверное представление реальности. (Важно
отметить, что здесь не имеются в виду
несоответствия, которые связаны с
индивидуальными нарушениями зрения, например, с
дальтонизмом.)

Почему возникают оптические иллюзии?
Зрительный аппарат человека – сложно устроенная
система со вполне определенным пределом
функциональных возможностей. В нее входят: глаза,
нервные клетки, по которым сигнал передается от
глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за
зрительное восприятие. В связи с этим выделяются
три основные причины иллюзии:

1) наши глаза так воспринимают идущий от
предмета свет, что в мозг приходит ошибочная
информация;

2) при нарушении передачи информационных
сигналов по нервам происходят сбои, что опять же
приводит к ошибочному восприятию;

3) мозг не всегда правильно реагирует на
сигналы, приходящие от глаз.

Часто оптические иллюзии возникают сразу по
двум причинам: являются результатом
специфической работы глаза и ошибочного
преобразования сигнала мозгом.

По происхождению оптические иллюзии делятся на
три вида:

  • естественные, или созданные природой (например,
    мираж);
  • искусственные, или придуманные человеком
    (например, фокус “левитация” или, как говорят в
    народе, “летающая дама”;
  • смешанные, то есть естественные иллюзии,
    воссозданные человеком (например, известные
    иллюзионные картинки, модель миража). [5]

Между естественными и искусственными
иллюзиями есть существенное различие. Если
иллюзия придумана человеком, то она обязательно
имеет конструктивный секрет и после сообщения
его наблюдателю во многом теряет свою
загадочность. Естественные же и смешанные
иллюзии не изменяют силы своего воздействия,
независимо от того, знает наблюдатель их секрет
или нет.

Нужно отметить, что оптические иллюзии
рождаются не обязательно в результате игры света
и тени. Так, в основе уже упомянутой иллюзии
«летающая дама» лежит хитроумная механическая
конструкция. [6]

Демонстрация и объяснение основных
иллюзий.

Естественные иллюзии.

Иррадиация

Рассмотрим одну из самых распространенных
иллюзий (Приложение 1). При
рассматривании издали белые фигуры внизу — круг
и квадрат — кажутся крупнее черных, хотя те и
другие равны. Чем больше расстояние, тем иллюзия
сильнее. Явление это называется иррадиацией.

Иррадиация обусловлена тем, что каждая светлая
точка предмета дает на сетчатке нашего глаза не
точку, а маленький кружок (вследствие так
называемой сферической аберрации); поэтому
светлая поверхность окаймляется на сетчатке
светлой полоской, увеличивающей занимаемое ею
место. Черные же поверхности дают изображения,
уменьшенные за счет светлой каймы окружающего
фона. [4]

Чтобы подтвердить наличие иррадиации у всех
без исключения людей провели эксперимент.
Бригаде рабочих поручили переносить коробки
одинаковых размеров и формы. Половина коробок
была выкрашена в белый, а другая половина в
черный цвета. Рабочие в начале перенесли черные
коробки. Объяснили же они это тем, что черные
коробки кажутся меньше белых. [2]

Чтобы ещё раз убедиться в естественном
происхождении явления иррадиации я провел опрос
среди старшеклассников нашей школы. Все без
исключения говорили, что черный квадрат (Приложение 1) меньше белого.

Слепое пятно

Естественные иллюзии появляются из-за
особенностей в строении нашего зрительного
аппарата. На поверхности сетчатки, у основания
зрительного нерва, есть участок лишенный
чувствительных к свету клеток. Лучи, приходящие в
эту зону, не воспринимаются нами. Мы можем
«терять» элементы окружающей нас картинки, если
они совпадают со слепым пятном. [6]

Чтобы подтвердить это явление проведем ряд
экспериментов.

1. Рассматривая левым глазом крестик (Приложение 2, рис.1) в правой
части фигуры, мы на некотором расстоянии не
увидим вовсе черного кружочка, хотя будем
различать обе окружности. Круг совпал со слепым
пятном. [4]

2. Закрыв правый глаз, смотрите левым на верхний
крестик (Приложение 2, рис.2),
с расстояния 20 – 25 сантиметров. Вы заметите, что
средний большой белый кружок исчезает
совершенно, хотя оба меньших кружка по бокам его
хорошо видны. Если, не меняя положения рисунка,
смотреть на нижний крестик, кружок исчезает
только отчасти. Этот опыт носит имя своего
создателя – Мариотта. [3]

Исчезновение элементов в этих опытах
обусловлено тем, что при указанном положении
глаза относительно фигуры изображение кружка
попадает на так называемое слепое пятно – место
входа зрительного нерва, нечувствительное к
световым раздражениям.

Астигматизм

Смотрите на надпись (Приложение
3, рис.1) одним глазом. Все ли буквы кажутся
одинаково черными? Обычно одна из букв
представляется более черной, нежели остальные.
Но стоит повернуть надпись на 45 или 90°, чтобы
казалась чернее уже другая буква. [4]

Читайте также:  Семена дыни польза и вред

Явление это обусловлено так называемым
астигматизмом, то есть неодинаковой выпуклостью
роговой оболочки глаза в различных направлениях
(вертикальном, горизонтальном). Редкий глаз
вполне свободен от этого несовершенства.
Приблизительно 10% всех людей страдают врожденным
астигматизмом.

Рассмотрим ещё одну иллюзию, связанную с
астигматизмом. Эта фигура
(Приложение 3, рис.2) дает
другой способ обнаружить астигматизм глаза.
Приближая ее к исследуемому глазу (закрыв
другой), на некотором, довольно близком,
расстоянии, сосредоточив взгляд на белом
квадратике вверху, вы приблизительно через
полминуты заметите, что нижняя белая полоса
исчезнет (вследствие утомления сетчатки).

Иллюзия цвета

Проведем следующий опыт. При помощи двух
осветителей будем освещать некоторое небольшое
препятствие, например, вертикально поставленную
линейку. Осветители ставятся на некотором
расстоянии друг от друга (около 20 см) и на белом
экране наблюдается тень от препятствия и две
полутени (Приложение 4). В
один осветитель вставим красный светофильтр, а в
другой зеленый. Полутени соответственно
окрасятся в те же цвета. После этого вытащим один
из светофильтров, а полутень с его цветом
останется. [7]

Это одна из самых эффектных естественных
иллюзий. Природа возникновения цветного
изображения в первой и во второй части опыта
различна. В первом случае цветная тень является
результатом того, что источник света
«протяженный» и бихроматичный; во втором случае
появление цветной полутени связанно с
особенностями нашего восприятия, то есть
видимость цвета – это иллюзия. [5]

Полного объяснения этому явлению пока не
найдено. Известен лишь факт, что на восприятие
влияет не только цвет, но и фон, который окружает
рассматриваемый участок.

Для этой демонстрации можно использовать
светофильтры любых цветов. Но наилучший
результат получается с красным и зеленым. Эти два
цвета вызывают наибольшее раздражение, наш глаз
наиболее чувствителен к ним. Именно по этому их
используют в светофорах. (При проведении опыта
кабинет затемнять нежелательно. Опыт получается
эффектно при дневном, рассеянном свете).

Опыт с приведением

Проведем ещё один опыт (Приложение
5). Когда вы смотрите на черное приведение,
часть сетчатки, на которой формируется
изображение, не получает ни одного светового
луча. Однако окружающая часть сетчатки работает
на полную мощность, посылая в мозг сигналы о
ярком белом фоне вокруг приведения. Когда вы
смотрите на арку, то область сетчатки, где
сформировалось изображение фона, уже устала и не
полностью реагирует на светлый фон под аркой,
делая его темнее. Та область сетчатки, которая
сформировала изображение приведения,
практически не работала и не устала, так что при
переводе взгляда под арку на этом месте
образуется белая область по форме приведения.
Поэтому вы видите белое изображение приведения
под аркой. [3, 5].

Нарушение цветового восприятия

Проанализировав опубликованные отчеты
дорожных служб можно прийти к выводу, что
большинство аварий происходит на перекрестках. В
сумерки количество происшествий резко
возрастает.

На любом перекрестке есть светофор. В вечерние
часы из-за понижения освещенности происходит
перераспределение основной нагрузки с колбочек
(цвет) на палочки (свет), так как они более
чувствительны. Пик аварий приходится как раз на
то время, когда одни из чувствительных клеток не
включились, а другие уже не работают.

Не редко происходят ночные аварии. Водитель,
который едет по трассе, внезапно увидев огни
светофора из-за “ передозировки” информации
может принять его за обычный фонарь (увидит огни
белым). Поэтому для светофоров подбирают
специальный режим задержки, чтобы глаза успели
привыкнуть к цвету (Типичный светофор для
городского участка с плотным движением дает
зеленый свет в течение 50 секунд, желтый – 5 секунд
и красный – 25 секунд).

Если долго смотреть на яркие источники
зрительной информации, так же возникает цветовая
иллюзия. Именно поэтому на картинах большинства
художников солнце белого цвета. Особенности
нашего зрения таковы ( в сетчатке глаза есть три
типа цветочувствительных клеток – колбочек;
максимум чувствительности одних приходится на
синий цвет, других – на зеленый, третьих – на
красный; в зависимости от уровня раздражения
каждого типа колбочек мы воспринимаем тот или
иной цвет), что если порог насыщения всех
цветовых каналов пройден, то они как бы перестают
работать, и для восприятия остается только белый
цвет. У заходящего южного солнца интенсивность
даже рассеянных компонентов велика и ее
достаточно, чтобы “ перекрасить” в нашем
восприятии светило в белый цвет.

Искусственные иллюзии

Настоящее или нет

Опыт повторяет известную цирковую иллюзию
с разрезанием человека. При этом на месте
человека может оказаться любой предмет (Приложение 6).

Суть опыта заключается в том, что с расстояния в
1м нельзя отличить подмену настоящего предмета
его изображением, если оно выполнено на матовой
бумаге в натуральную величину и помещено в
небольшой черный ящик.

Подмена возможна потому, что черный ящик при
наблюдении не дает включить механизм
бинокулярного стереовидения, а следовательно,
объемную картинку нельзя отличить от её плоской
копии. [6]

Эта иллюзия является наиболее эффектной из
искусственных иллюзий. К тому же её сложность
позволяет поставить её в кабинете физики. Мы
сделали изображение предмета – кисть руки, “
прокатив” собственную руку на ксероксе.
Наиболее естественный цвет кисти получился,
когда руку положили на белую ткань.

Заключение

90% информации приходит в наш мозг через глаза.
Даже если человек живет без розовых очков, он не
всегда сможет реально оценить увиденную
ситуацию. Так устроен наш глаз. Зная особенности
зрения, человек может анализировать получаемую
картинку, понимать, когда глаза его обманывают, а
когда изображение полностью реально.

Подобные знания могут существенно облегчить
жизнь, избавив от неприятностей, связанных со
зрительными обманами. Помогут лучше понимать
некоторые природные явления, устройства
некоторых предметов (светофор).

Не стоит забывать, что оптические иллюзии
сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому
знание основных их видов, причин и возможных
последствий необходимо каждому человеку.

Литература

  1. А. Акбаев. Физика и живая природа. Ижевск:
    Удмуртский университет 1999.
  2. А. А. Вадимов, М.А. Тривас. Иллюзии зрения. М.:
    Наука, 1971.
  3. А. В. Луизов. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989.
  4. Я. И. Перельман. Занимательная физика. Т.1,2. М.:
    Наука, 1883.
  5. Еженедельное приложение «Физика» к газете
    «Первое сентября» №37, 2000.
  6. Еженедельное приложение «Физика» к газете
    «Первое сентября» №28, 1997.
  7. Приложение «Физика для младших школьников» №6,
    1999.
  8. “Физиология человека” – учебное пособие для
    студентов мед. институтов под ред. чл. – кор. АМН
    СССР Г. И. Косицкого, 1985 г.

Источник