Отцы и дети в пользу детей

Отцы и дети в пользу детей thumbnail
  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети

Тема взаимоотношений между старым и новым поколением и конфликтами, которые зачастую происходят между ними, является одной из самых старейших в художественной литературе в принципе. И именно эта тем является центральной в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Название произведения выбрано не просто так – на примере конфликта отцов и сыновей Тургенев раскрывает конфликт между старым и новым поколением, между консервативным мышлением и взглядами на жизнь из прошлого, и современными, более прогрессивными воззрениями. И именно на этом конфликте и строятся отношения отцов и детей.

Наиболее значительный конфликт разворачивается в произведении между молодым будущим врачом, Евгением Базаровым, и старым аристократом Павлом Петровичем. Евгений приехал вместе со своим другом Аркадием погостить к его отцу, Николаю Петровичу, у которого как раз и живет его брат Павел.

Еще при первой же встрече Евгений и Павел почувствовали неприязнь к друг другу, которая затем переросла в конфликт идеологий и воззрений, вызывающий на протяжении всего произведения регулярные ссоры и споры между оппонентами. Базаров – представитель прогрессивных воззрений, называющий себя нигилистом и отрицающий старые ценности: любовь, верность чести и долгу. Несмотря на это, автор наделяет его и положительными качествами – он целеустремлен, бескомпромиссен и тверд в своих суждениях и взглядах, у него есть его собственная позиция по почти что каждому вопросу и он не боится её высказать и отстоять в споре.

Олицетворением отцов же выступает Павел Петрович – старый аристократ, одевающийся и разговаривающий на английский манер, верный «старым принципам», верящий в любовь и высокие ценности и идеалы, общие для всего человечества и для каждого достойного и высоконравственного человека. Вместе с тем он далеко не идеален – в нём видно его аристократические взгляды, пренебрежение и даже презрение к «простым мужикам» и крестьянам, чего не скажешь о Базарове, который наоборот, намного ближе к простому народу.

Но не все взаимоотношения между отцами и детьми строятся на конфликте. Несмотря на то, что в начале произведения Аркадий полностью разделяет взгляды своего друга Базарова и даже конфликтует из-за этого со своим отцом, ближе к концу произведения конфликт сходит на нет, а в конце мы и вовсе узнаем, что Аркадий фактически стал таким же, как и его отец, Николай Петрович, что свидетельствует о том, что духовно и идеологически они оказались довольно близки, а конфликт был создан из-за влияния Базарова на Аркадия.

2 вариант

Тематика конфликтов и разногласий между двумя поколениями весьма частое явление в художественной литературе. В романе И.С. Тургенева «Отцы и Дети» это практически фундаментальная тема, на которую и опирается автор. Тургенев повествует нам о жизни главных героев, через которых читатель может отчётливо проследить разногласие между старым и новым поколением, между отцами и детьми. В лице прошлого поколения мы узнаём консервативное мышление, которое заточает человека в большие рамки и не всегда даёт ему развиваться. В то же время либеральное и свободное мышление нового поколения характеризуется более высоким уровнем развития, а также обуславливается прогрессивными воззрениями. Вся эта ситуация является ключевой проблемой конфронтации между отцами и детьми!

Пример такого конфликта можно наблюдать между главным героем Павлом Петровичем, который является одним из богатых аристократов, и молодым врачом Евгением Базаровым с нигилистскими взглядами. Вместе со своим знакомым он приезжает на некоторое время к своему отцу Николаю Петровичу. Как раз-таки Павел является его родным братом. При самой первой встрече и у Евгения, и у Павла складываются друг о друге неприятные впечатления. Эта возникшая неприязнь держит читателя в напряжении в течении всего рассказа. Она постепенно перерастает в конфликт идеологий и взглядов на мир.

Базаров придерживается к нигилизму, тем не менее все его характерные качества являются более положительными, чем у его оппонента. Он стремится к личностному развитию, отлично отстаивает свою точку зрения. Павел Петрович, человек подразумевающий под собой отца, верен старым взглядам и принципам и ни за что их не предаёт. Он не желает меняться ни при каких условиях. Его ценности обычные, традиционные – любовь, честь, личное достоинство. Всё это является полной противоположностью Базарова. Но даже при таких взглядах Павел Петрович намного далёк от простого народа, чем тот же самый незаурядный Базаров.

Произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети» является очень поучительным. Кроме того, проблематика отношений между родителями и детьми остаётся актуальной по сей день. Такая литература учит молодое поколение находить точки соприкосновения со старшим и жить с ними в гармонии.

Сочинение 3

Одно из произведений Тургенева Ивана Сергеевича, которое он назвал «Отцы и дети» является культовым. Многие люди, даже далёкие от литературы знают и даже читали эту книгу. Многие критики оценивают её очень высоко. Тургеневу в полной мере удалось выразить в ней то, что он хотел. В основе «отцы и дети» лежит один знакомый всем конфликт: старшего и младшего поколения. Иногда кажется, что это два совершенно противоположных мира, которые никогда не смогут друг друга понять и между собой договориться. Детям всё время кажется, что их родители слишком консервативны и мало что понимают из современных вещей. Родители же в свою очередь считают молодое поколение неопытным, действующим по первому позыву, а современные моды и вовсе отрицают как нечто ужасное. Этот конфликт вечен. И во время жизни Тургенева, и в наши дни, и после нас дети будут спорить с родителями, а родители с детьми.

Главный герой данного произведения – Базаров Евгений. Этот молодой человек является нигилистом, то есть отрицает всё, что только может. Он целеустремлённый и уверенный в себе. Будущий врач не даёт помыкать собой, он на всё имеет своё мнение. По отношению ко взглядам старшего поколения бывает чересчур резок. В роли этого самого старшего поколения выступает Павел Петрович – человек, который живёт по принципам и считает, что нарушать их нельзя. На почве этого Евгений и Павел с первой же встречи начали ссориться друг с другом. Евгений, слыша консервативные речи Павла, сразу начинал высказывать свою точку зрения, из-за чего и начинались споры. Молодой нигилист не просто спорил, он подвергал жестокой критике чуть ли не каждое слово своего оппонента. В этом, наверное, и заключается его ошибка. Несмотря на то, что он во многом прав, как например в том, что нужно начинать предпринимать что-то новое вместо того, чтобы оставаться в прошлых веках, он делает это не последовательно и тактично, а так резко, а иногда даже грубо, что этим ещё больше увеличивает пропасть между двумя поколениями. В свою очередь, Павлу Петровичу тоже стоило не стоять на своём, а начать прислушиваться к мнению нового поколения и что-то изменить в себе, в своём мышлении. Переоценка ценностей даже в таком возрасте нужна и важна, хотя бы для того, чтобы молодые люди начали жить лучше, чем их предки.

Читайте также:  Банан польза и вред для похудения

В романе «Отцы и дети» затронута одна из самых насущных и вечных тем, которая была актуальна как в девятнадцатом и двадцатом веках, так и остаётся таковой в наши дни. Это произведение стоит читать для того, чтобы не повторять ошибок его героев. Конечно, невозможно полностью искоренить эту проблему, но встать на путь её исправления необходимо.

Также читают:

Картинка к сочинению Взаимоотношения отцов и детей в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Главные герои романа Не стреляйте в белых лебедей Васильева

    Полушкин Егор. Мужчина, проживающий в сельской местности. Егор всегда чувствовал особое единение с природой.

  • Сочинение на тему Женщина на войне (рассуждение)

    Война не спрашивает ни имени, ни возраста, ни пола. Ей неважно кто стоит рядом… Независимо от того, будет ли это мужчина, женщина, старик или ребенок, война беспощадна ко всему живому.

  • План рассказа Детство Толстого (3 класс)

    Произведение «Детство» поделено на три части. Данная повесть описывает жизнь дворянской семьи. Читатель знакомится с интерпретацией от лица ребенка. Главным героем является мальчишка по имени Николенька

  • Теория о праве сильной личности Раскольникова

    Эта теория сформировалась в голове бедного студента, но из-за бесчеловечности ничего хорошего и ему самому не принесла, а разрушила его жизнь, помутила рассудок, заставила страдать.

  • Герои произведения Макар Чудра Горького

    В свое время Максим Горький (он же Алексей Максимович Пешков) создал прекрасное произведение «Макар Чудра», которое стало его первым творением вышедшим печатью. Рассказ о молодом парнишке

Источник

Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая все положительное, что было накоплено предыдущим поколением. Данная проблема в той или иной степени затрагивалась разными писателями. В моем сочинении речь пойдет о романе Тургенева “Отцы и дети” как об одном из наиболее ярких “отголосков” актуальной и в наши дни проблемы “отцов и детей”. Уже в самом названии писатель определил главную задачу своего произведения. Евгений Базаров пытается отстоять свою жизненную позицию. Он хочет показать, что неумолимое время приводит к значительным общественным изменениям. Поэтому идеалы, мысли и стремления, которыми жило предыдущее поколение, уже безнадежно устарели.

Интересен сам образ Евгения Базарова. Молодой человек отрицает все то, что не представляется лично ему нужным и интересным. В эту категорию входят стихи, музыка, искусство. Базарова можно сколь угодно осуждать, но нельзя не признать, что его мнение также имеет право на существование. Базаров признает только то, что можно непосредственно ощутить, грубо говоря, потрогать. Таким образом, Базарова можно с полным правом назвать материалистом.

Образ Базарова — это типичный образ демократа-разночинца. И Евгений обладает всеми качествами, свойственными этой группе. Безусловно, он очень трудолюбив. Причем его материалистический взгляд на окружающую действительность в совокупности с трудолюбием представляется в высшей степени положительным качеством. Базаров — это реалистичный и практичный человек. Подобного рода качества относятся к положительным. Так что нельзя отрицать, что поколение “детей” может принести пользу обществу.

Часто проблема “отцов и детей” обусловлена тем, что представители поколений критикуют и осуждают действия и убеждения друг друга Цель критики — доказать несостоятельность и бесполезность для общества, которые якобы свойственны другому поколению. Таким образом, “отцы” осуждают “детей”, а “дети” — в свою очередь, “отцов”, и главным обвинением является обвинение в несостоятельности.

Однако данные обвинения являются во многом несправедливыми, поскольку представители обеих сторон обладают качествами, которые способны вызвать если не любовь и уважение, то хотя бы сочувствие окружающих (а также у читателя).

У главного героя романа — Евгения Базарова — удивительная сила воли, цельный характер, глубокий ум, редкое трудолюбие. Но вместе с тем в этом образе немало недостатков. Причем Тургенев специально сгущает краски, показывая отрицательные стороны Базарова, а в его лице — недостатки поколения демократов-разночинцев шестидесятых годов.

К недостаткам поколения “детей” можно отнести демонстративное безразличие к искусству, к эстетике, к музыке и стихам. Также не украшает молодое поколение безразличие к романтике человеческих чувств и отношений, к которым относится и любовь. В поведении подражателей Базарова много грубости и пошлости.

Сам же Базаров отрицает не только любовь, но и какие бы то ни было возвышенные переживания и эмоции человека, в том числе и сыновнюю привязанность к родителям. Подобная черствость не может не вызвать у автора и читателя протеста, неприятия и непонимания. И наше отношение к поколению “детей” было бы резко отрицательным, если бы мы не понимали, что за их показными равнодушием и циничностью скрывается легко уязвимая и на редкость чувствительная натура,

Базаров критикует многое из того, что его окружает. Например, он говорит, что не понимает красоты природы и совершенно к ней равнодушен. Однако внимательный читатель не может не заметить, что Базарова интересует окружающий мир, природа, он даже способен любоваться красотой тех явлений, которые для многих остаются незаметными. В числе этих “многих” — представители поколения “отцов”, излишне чувствительные, погруженные в себя и на редкость эгоистичные, с точки зрения как самих “нигилистов”, так и современного читателя.

В романе образ молодого нигилиста Базарова противопоставляется образу человека совершенно другого поколения — Павла Петровича Кирсанова. Павел Кирсанов — настоящий идеалист, он является типичным представителем либерального дворянства. Когда-то он был влюблен в таинственную женщину, княгиню Р. Эта любовь была его трагедией, она изменила всю жизнь, отняла все силы и ровно ничего не дала взамен. Когда Базаров узнает историю Павла Петровича, то дает ей свою жесткую характеристику, “человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина, не самец…”.

Базаров отвергает романтизм и сентиментальность, сводит все к материалистическому пониманию жизни. Именно поэтому он и высказывает такое мнение о чужой судьбе. Павел Петрович буквально с самой первой встречи проникся антипатией к Базарову. Очевидно, интуитивно Павел Петрович чувствовал, что Базаров является достойным его противником. Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым неизбежен, противоречия между ними обнаруживаются сразу и ярко.

Базаров спорит с Павлом Петровичем о науке, чувствах, о жизни народа, о проблемах развития общества в целом и страны в частности и о многом другом. Базаров олицетворяет собой поколение демократов, а Павел Петрович — поколение либерального дворянства.

У каждого поколения есть свои идеалы, которые они и отстаивают. Базаров во всем ищет целесообразность. Он говорит, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Естественно, что такое мнение идет вразрез со склонностью к романтике и сентиментальности Павла Петровича.

Базаров не приемлет лжи и притворства, он искренен, и в этом состоит еще одно его отличие от поколения либералов, для которых притворство, позерство было чем-то само собой разумеющимся. Не желая понимать, что смена одного порядка другим закономерна и неизбежна, Павел Петрович с готовностью защищает старый порядок, против чего и возражает Базаров.

Споры между Базаровым и Павлом Кирсановым ясно показывают, что согласие и понимание между этими представителями разных поколений просто невозможны. Дуэль между Базаровым и Кирсановым является еще одним доказательством невозможности мирного сосуществования. Конфликт между поколениями приобретает глобальные масштабы.

Безусловно, старшее поколение обладает множеством несомненных достоинств. Но время неумолимо идет вперед, и последнее слово остается за “детьми”. В романе ясно прослеживается мысль о том, что в споре между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым победителем оказывается последний.

Читайте также:  Польза редьки с чем есть

Источник

Из открытых источников.

Поскольку любое литературное произведение это, прежде всего – конфликт, а уже потом описание, мы должны понимать, что история литературы – история описания конфликтов.

То, что сегодня воспринимается как трагедия, потом с течением времени возможно будет восприниматься как комедия. Почему? Да, потому что где – то бывает даже смешно. А если человек будет ровно жить, это скучно. И писать про это тоже скучно. Поэтому история литературы – история конфликтов. Потому что если человек в жизни конфликтов не видел, то он и не поймет ничего. А если у человека каждый день приключение, то все, что у нас написано, то это ему откликается. Потому что литература – это искусство сопереживания.

Один из самых распространенных конфликтов – конфликт отцов и детей.

Из открытых источников. Марк Твен.

Марк Твен писал: ” Когда мне было 14, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет”.

К проблеме “отцов и детей” все авторы подходят по – разному. Кроме романа И.С.Тургенева “Отцы и дети”, само название которого показывает, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует практически во всех произведениях.

” Отцы и дети” – это два мира.

С чего начинается проблема отцов и детей? Вы будете смеяться, но она начинается с Владимира Мономаха. Свое начало это проблема берет именно в книгах, написанных во времена Киевской Руси. Одним из ярчайших произведений той эпохи является “Поучение” Владимира Мономаха детям. “Старых почитай, как отца, а молодых как братьев…Чего умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому научитесь. Как и отец мой, дома сидя выучил пять языков – оттого и честь от иных земель. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что доброе, прежде всего к церкви: да не застанет вас солнце в постели. Так ведь поступал отец мой блаженный и все добрые мужи свершенные”.

Раньше в традициях отдельно живущих родов было принято убивать стариков. Но потом все изменилось, и стариков берегли до последней возможности. Потому что негде было брать информацию,а также практического и теоретического опыта. То есть речь еще идет и о традициях.

Литература после Владимира Мономаха – это большое количество русских сказок. Масса произведений кроме “Отцов и детей” в основе которых конфликты отцов и детей. “Горе от ума” А.Грибоедова, “Гроза” А.Н.Островского, “Тарас Бульба” Н.В.Гоголя, “Дубровский” и “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, “Детство” А.М.Горького, “В дурном обществе” В.Г.Короленко, “Праздник Непослушания” Михалков, “Малыш и Карлсон”, “Пеппи длинный чулок” Астрид Лингред, “Путешествие Нильса с дикими гусями” Сельмы Лагерлеф.

В сказках тоже хватает этой темы: “Золушка”, “Морозко”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Двенадцать месяцев”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси – лебеди”. Список можно продолжать.

Проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где – то , может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей будет больше проявлять уважение к старшим.

Из открытых источников.

Например, А.С,Грибоедов, описав в комедии “Горе от ума” борьбу “века нынешнего” и “века минувшего”, не обошел вниманием проблему “отцов и детей”. Здесь прослежены и взаимоотношения Фамусова со своей дочерью Софьей, Фамусов, конечно любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье для него – деньги. Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительном. А Софье по жизни будет тяжело, если она будет следовать его принципам, когда людей оценивают по деньгам. Тогда и тебя будут оценивать по деньгам.В результате, для Чичикова “копейка” стала смыслом жизни. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, оставался честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать.

Можно ли купить честного человека? Купить нельзя, продать можно.

Как человек живет, так и его дети подхватывают стиль их жизни. А самое ужасное, когда человек становится памятником самому себе. Вот человек, даже самый страшный убийца оправдывают самих себя, иначе бы они просто покончили с собой от понимания того, что они полные неудачники. Себя оправдывают и родители. Они говорят :” Мы вырастили прекрасных детей”. А если бы они вырастили плохого ребенка, то значит они и виноваты в плохом воспитании.

Читайте также:  Отказ от наследства в пользу матери после смерти отца образец

Родители не понимают детей, а дети родителей. Родители навязывают детям свою мораль, принципы жизни (не всегда достойные для подражания), а дети хотят принять их. Такова Кабаниха из “Грозы” Островского. Она считает себя хранительницей старинных обычаев, без которых весь мир рухнет.

Кабаниха во всем следует традициям. и тем самым гнобит свою невестку. И когда человек считает, что он единственный оставшийся хранитель древних традиций, то это значит то, что у нее будут проблемы во всем и со всеми. Пока человек сомневается. он существует.

Одной из важных граней проблемы “отцов и детей” является благодарность. Тема благодарности поднята в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”. Трагедия отца, нежно любившего единственную дочь предстает перед нами в этой повести. Конечно, Дуня не забыла своего отца, она его любит и чувствует вину перед ним, но все же то, что она уехала, оставив отуа одного, оказалось для него слишком сильным ударом.

Еще одна проблема поднята во многих произведениях, проблема воспитания и образования.

Из открытых источников.

Она получила отражение в “Недоросле” и “Капитанской дочке” (здесь Пушкин противопоставил Фонвизину свою версию: воспитание важнее образования; в то время, как Фонвизин, дитя эпохи Просвещения, считал наоборот.

Как Петр Первый заставил дворян учиться? Он сказал так “Если вы хотите жениться, то вы должны сдать экзамены по всем предметам. До этого момента вы будете считаться недорослями. То есть недоросль – это человек, который не сдал экзамен на зрелость и не имеет право жениться.

Отсюда, кстати. Митрофанушка ходил и всегда говорил:” Не хочу учиться, а хочу жениться”. Фонвизин считал, что все проблемы у человека от необразованности. Нужно просто объяснить что такое хорошо. что такое плохо и обучиться наукам. Тогда у человека все будет хорошо.

А вот один директор школы. который прошел оккупацию, блокаду Ленинграда говорил: “Создатели газовых камер были очень образованными людьми. Они хорошо считали и рисовали. Но это не помогло им в нравственном плане”.

Пушкин решил доказать, что образование не самое важное. И создал”Капитанскую дочку”. Петр Гринев был как Митрофанушка не образованным, но с детства его научили быть честным, держать свое слово и другим принципам нравственности. И в жизни ему образование не пригодилось, а вот воспитание наоборот.

Отношение же самих Фамусова и Простаковой к образованию выражено их собственными словами. Фамусов говорит:” Уж коли зор пресечь – забрать все книги бы да сжечь”, и еще : “Ученье – вот чума”. А Простакова: Лишь тебе мученье, а все, я вижу, пустота”. И на самом деле книга бесполезна, если ты относишься к ней как к чтиву.

Следующая проблем “отцов и детей – политическая. Проблема эта, некоторым образом – это конфликт человека и государства. Наилучшим образом он отражен в “Медном всаднике”.

Есть несколько теорий, как произошло государство. Государство – это как папа, а народ – это дети. Папа говорит надо делать, дети говорят “всегда готовы”. И наоборот папа говорит: “Плохие дети, я вас накажу. Расстреляю 50тыс, будете знать”. И эта проблема тоже актуальна. Есть несколько типов. Мы почему – то всегда не верим государству. Мы верим только самим себе. И это часто нас спасает. А есть другой тип. Народ верит государству.

Из открытых источников.

И если Евгений из поэмы “Медный всадник” в момент наивысшего отчаяния противостоит “медному кумиру”, потому что его, как представителя древнего дворянского рода просто не могли воспитать “по законам долга и чести”, то другой персонаж другого автора – Салтыкова – Щедрина из рассказа ” Премудрый Пескарь” избирает другую тактику, воспитанный папой – пескарем. “Никогда ни во что не вмешивайся. Не высказывай своего мнения. Тогда подольше проживешь”. И по сути жить как пескарь – это еще хуже. Лучше уж жить как герой “Медного всадника”.

Итак, мы всегда считали. что главную роль в воспитании детей играют родители. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Родители дают ту питательную среду. в которой живет ребенок, тот вектор, по которому направлено движение семьи. У одних это книги, у других – техника. у третьих – наряды, у четвертых – деньги, власть, престиж. В “отцах и детях” Николай Петрович понимает, что плохо воспитал своего сына. С легкостью тот предает отца (ничуть не возражает своему кумиру, утверждающему, что его отец – “конченый человек”. С той же небрежностью он, впоследствии, предает и своего кумира Базарова.

И главное все – таки чему должны научить человека – это хотя бы своих не предавать.

Все мы хотим, чтобы дети были хороши. Но не всегда это удается. У каждого свой характер и своя судьба.

Кто воспитывает ребенка? Да все его воспитывают, все кому ни лень.

Проблема “отцов и детей” актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Ведь все то, что для человека является важным, передается ему родителями. И при этом опыт, он не передается. А уж используется ли, и как используется этот груз наставлений и опыта – личная история каждого.

Дмитрий Беличенко, член Союза журналистов Москвы, автор статей, учитель в онлайн – школе “СОтворчество 2100”.

Источник