Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных природных линий

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных природных линий thumbnail

Отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных природных линий

  • МОДЕ́РН, -а, м.

    1. Направление в изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 — начала 20 в., противопоставлявшее себя искусству прошлого. В русской архитектуре модерн часто смешивался — с декоративными элементами других стилей. Бартенев, От пирамид до современных зданий. | в знач. неизм. прил. Стиль модерн.

    2. То, что современно и модно. — Вам, современным, подавай что-нибудь такое… неореализм, синтетику, модерн. А. Васильев, Вопросов больше нет.

    3. неизм. прил. Современный и модный. Мебель модерн.

    [От франц. moderne — новейший, современный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х
т. / РАН,
Ин-т лингвистич.
исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.;
Полиграфресурсы,
1999;
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

    Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Источник: Википедия

  • МОДЕ’РН [дэ], в знач. неизмен. прил. [фр. moderne] (книжн.). Новый, современный (об упадочных стилях конца 19 и начала 20 в.; см. модернизм). Стиль м. Мебель в стиле м.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940);
(электронная версия): Фундаментальная
электронная
библиотека

  • моде́рн

    1. искусств. художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в конце XIX — начале XX века и характеризующееся стремлением к чистоте, «естественности» линий ◆ Французский и бельгийский ар нуво, немецкий югендстиль, стиль либерти в Италии ― их сейчас не различают, а называют просто модерн. Владислав Быков, Ольга Деркач, «Книга века», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

    2. то, что современно и модно

Источник: Викисловарь

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова морализировать (глагол), морализирует:

Ассоциации к слову «модерн&raquo

Синонимы к слову «модерн&raquo

Предложения со словом «модерн&raquo

  • Из холла в стороны – резные двери, в стиле модерн начала века, навевают грусть по вольно вьющимся женским волосам и струйкам сигаретного дыма.
  • Исторически мы выделяем в европейской культуре эпоху модерна.
  • Пейзажный принцип планирования характерен не только для английского сада, но и для японских садов, а также для сада в стиле русского модерна или кантри.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словом «модерн»

  • Парижский сатанизм модерн, который был одно время в моде и которого коснулся Гюисманс в период своего декадентства, даже не страшен, слишком жалок и ничтожен.
  • Нас — пятеро: клоун из цирка Чинизелли, Танти Джеретти с женой Эрнестиной Эрнестовной; клоун Джиакомо Чирени (попросту Жакомино) из цирка «Модерн»; ваш покорный слуга и гастролировавший за прошедший сезон в обоих цирках укротитель диких зверей Леон Гурвич, чистокровный и чистопородный еврей, единственный в своем племени, кто после пророка Даниила занимается этой редкой, тяжелой и опасной профессией.
  • — У Тагильского оказалась жена, да — какая! — он закрыл один глаз и протяжно свистнул. — Стиль модерн, ни одного естественного движения, говорит голосом умирающей. Я попал к ней по объявлению: продаются книги. Книжки, брат, замечательные. Все наши классики, переплеты от Шелля или Шнелля, черт его знает! Семьсот целковых содрала. Я сказал ей, что был знаком с ее мужем, а она спросила: «Да?» И — больше ни звука о нем, стерва!
  • (все
    цитаты из русской классики)
Читайте также:  Бауман з идет ли богатство немногих на пользу всем прочим

Понятия со словом «модерн»

  • Моде́рн (от фр. moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны).

  • Радио «Модерн» — петербургская радиостанция, выходившая в эфир с 1993 по 2001 г. Вторая радиостанция Санкт-Петербурга, начавшая вещание в FM диапазоне. Вещала на частоте 104.0 FМ. Акционерное общество «Модерн» было учреждено в 1992 году. 50 % акций АО принадлежало ГТРК «Петербург», по 10 % — четырём студентам петербургских технических и экономических вузов, а также одному из музыкальных редакторов ГТРК Тамаре Людевиг.

  • Эпо́ха моде́рна, моде́рнити, иногда моде́рн (от англ. modernity — современность; modern — современный) — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капитализма, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства и гражданского общества. Такое общество противопоставляется традиционному обществу и обществу постмодерна. В философских спорах на Западе понятие «модерн» (нем. die Moderne и англ. modernity) закрепилось как совокупное обозначение исторической…

  • Архитекту́ра моде́рна (архитектура ар-нуво) — архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон (Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, Мост Драконов) и стекло (Стеклянный павильон).

  • Се́верный моде́рн — направление интернационального модерна, получившее развитие в архитектуре северных стран – в Швеции, Финляндии, Норвегии. В России направление связано, в основном с архитектурой Санкт-Петербурга, где развивалось в начале XX века под влиянием шведской и в особенности финской архитектуры национального романтизма. В более широком понимании — обращение к национальным истокам, переосмысление национальной средневековой архитектуры в рамках стиля модерн, в первую очередь в таких крупных…

  • (все понятия)

Источник

Наверное, каждый слышал такие понятия, как «ар-нуво» и «ар деко». Но много ли тех, кто сможет отличить его от других или назвать стилевую оригинальность? Думаю, что нет. До недавнего времени я тоже не знала, в чем же разница, а теперь я хочу поделиться с вами своими результатами изучения этого красивого стиля, и тем, как легко научиться отличать его от любого другого, к примеру, от «ар деко», который существовал следом после.

Итак, стиль «ар-нуво».

Этот стиль зародился в начале 1880-х годов и длился вплоть до Первой Мировой войны. Дословно название стиля переводится как «новое искусство». Интересно, что в разных странах этот стиль имел свое название (в Австрии — «Весна 1900», а в Италии — «Liberty»).

В основе этого стиля лежит идеология сотворения прекрасного!

Коротко расскажу вам о развитии этого стиля в разных направлениях: архитектуре, дизайне мебели и ювелирном искусстве, а после перечислю выделю ключевые особенности данного стиля и приведу примеры основных представителей по направлениям.

Начну я, пожалуй, с архитектуры. В архитектуре в этот период стали появляться кованые элементы и дерево, углы при постройках начали сглаживаться, появилась плавность линий и витражи. Одни линии «перетекают» в другие, создавая единый образ. На фасадах стали использовать символичные образы, естественные природные формы, например, листья, деревья, цветы.

Архитектура начала перекликаться с дизайном — архитекторы разрабатывали не только дизайн дома, но еще и предметы интерьера в этом стиле. В дизайне интерьеров и дизайне мебели использовались разные виды органической жизни: кожа рептилий, соты, крылья и даже форма человеческой почки! В этот же период и появились всем известные светильники ЛуисаТиффани.

В ювелирном искусстве преобладал образ женщины-цветка и женщины-насекомого (женщина-бабочка или женщина-стрекоза). Чтобы показать и передать цвет, мастера начинают использовать эмаль в своих изделиях.

В текстиле и моде: формы костюма становятся мягкими, и постепенно исчезают корсеты. Для декора использовали цветы, а мягкие складки платья напоминали листья. Появляется ассиметрия в одежде.

Вот ключевые особенности стиля «ар-нуво», по которым вы легко сможете определить этот стиль:

  • отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий;
  • предпочтение орнаментальной волнистости линии природных форм растительного и животного мира;
  • уникальность форм;
  • декоративность как главная характеристика стиля;
  • ценность ручного труда;
  • стремление архитекторов и художников создать единый стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, интерьеров были бы связаны в единое целое. Этот же принцип распространялся на моду.
Читайте также:  Вред и польза пшенной каши на молоке в мультиварке

А теперь предлагаю наглядно посмотреть работы основных представителей «ар-нуво» и уловить эти особенности:

Альфонс Муха (изобразительное искусство):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 1

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 2

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 3

Виктор Орта и Гектор Гимар (архитектура):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 4

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 5

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 6

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 7

Луи Мажорель и Карло Бугатти (дизайн мебели):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 8

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 9

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 10

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 11

Рене Лалик и Луис Комфорт Тиффани (декоративно-прикладное и ювелирное искусство):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 12

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 13

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 14

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 15

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 16

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 17

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 18

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 19

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 20

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 21

Поль Пуаре и Надежда Ламанова (мода):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 22

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 23

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 24

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 25

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 26

Ювелирный дом «Фуке» и Рене Лалик (в ювелирном искусстве):

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 27

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 28

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 29

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 30

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 31

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 32

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 33

Ключевые особенности стиля «ар-нуво» обзор основных представителей, фото № 34

Надеюсь, вы, как и я, вдохновились красотой и изяществом этого стиля, и теперь с легкостью сможете узнать его в различных изделиях и предметах!

Источник

У многих людей вызывают сложности архитектурные стили. Из школы большая часть людей запомнила только барокко (архитектура, похожая на “тортик” – так обычно говорят учителя в школах) и готику, в лучшем случае ещё классицизм.

Думаю, моя статья будет полезной для тех, кто путается в архитектурных стилях и хотел бы научиться быстро их различать. Прошу заметить, что в моей статье будут отличительные черты самых популярных в России стилей, но если вам понравится эта статья, то я выпущу вторую часть, в которой расскажу про более редкие стили.

Барокко

Зданиям в стиле барокко характерны торжественность и богатство. Отличительные черты барокко – пышность и “воздушность”. Такой эффект создается с помощью криволинейных фигур здания – округлые элементы перетекают в прямоугольные. Поэтому здания в этом стиле называют “тортиками” – торты точно также стараются максимально украсить различными деталями и придать им пышную форму.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Здесь присутствуют и округлые формы (карнизы), и огромное количество разного рода украшений.

Фасады зданий, построенных в стиле барокко, наполнены различными архитектурными деталями. Если перед вами дом, буквально переполненный украшениями (лепниной, резными панелями, скульптурами и т.д.), то скорее всего – это барокко.

Павильон Эрмитаж в Петергофе, построенный Бартоломео Растрелли – одним из главных представителей барокко в России.

Классицизм

Если вы видите строгое здание, у которого имеются элементы античной архитектуры, оно обладает большим количеством колонн или пилястров (выступы здания, визуально похожие на колонны), а также здание обладает идеальной симметрией и имеет четкий ритм (чаще всего из-за колоннады), то перед вами – классицизм.

Ярким примером классицизма является здание мэрии Москвы, построенное архитектором Казаковым в 1782 году. У него есть гигантский ордер (ряд пилястров(полуколонн), проходящих через несколько этажей) и массивный треугольный фронтон (завершение ряда пилястров).

Объяснить без архитектурных терминов, что такое классицизм, очень сложно. Но если говорить совсем просто, то чаще всего – это строгие симметричные здания, в центре фасада у которых расположены ряды колонн.

Адмиралтейство – один из главных символов Петербурга, построенный в стиле классицизм

Адмиралтейство – один из главных символов Петербурга, построенный в стиле классицизм

Классицизм был популярен в архитектуре 17-19 веков, поэтому вы можете встретить множество построек в данном стиле в Москве и, в особенности, в Петербурге.

Ампир

Ампир считается “поздним” классицизмом. Если представить классицизм без колонн ещё можно, то в ампире это обязательная и необходимая черта. Помимо этого, ампир обладает театральностью и торжественностью – это и отличает его от более строгого классицизма.

Казанский собор. Здесь видна массивная колоннада и общая торжественность постройки – отличительные черты ампира.

Особенно часто ампир использовался при строительстве триумфальных арок – примером могут быть и Нарвские и Московские ворота в Петербурге, и триумфальная арка в Москве.

Нарвские триумфальные ворота – типичный представитель ампира (собственно, как и любые другие триумфальные арки и ворота)

Но стоит отметить, что порой тяжело провести грань между классицизмом и ампиром – на эту тему бывают даже споры. Но ампир – это продолжение классицизма, более торжественное и монументальное, но при этом и более декоративное.

На фото – Троице-Измайловский собор в Петербурге. Ещё один яркий представитель ампира.

Модерн

Модерн – это архитектурный стиль, в котором декоративная составляющая архитектуры играла очень важную роль. Главной идеей модерна был отказ от норм классической архитектуры прошлого. Одной из отличительных черт модерна является отказ от прямых линий (как, к примеру, было в классицизме) в пользу более естественных, природных форм. Ну и конечно же, важной чертой модерна стало использование таких материалов, как железо и стекло (также в то время появлялся и железобетон). Однако, в отделке старались использовать натуральные материалы.

Читайте также:  Польза и вред водоросли хлорелла

Так что если вы видите окна необычной формы, несимметричные эркеры и округлые формы – скорее всего, это модерн.

Одна из самых красивых построек в стиле модерн – дом Зингера на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

В стиле модерн построена подавляющая часть доходных домов Петербурга и Москвы в период 1890-1917-х годов. Причём Московский модерн отличается от Петербургского – вот такой вот сложный и запутанный стиль (но об этом подробнее я расскажу в другой раз)!

Особняк Листа в Москве построен в стиле модерн. Фото взято с сайта fotokto.ru, автор фото Алексей Стерх

Псевдорусский (неорусский) стиль

Если перед вами здание, напоминающее внешне старинный русский терем, пародирующий черты деревянного русского зодчества, то перед вами неорусский, или псевдорусский стиль.

Самое известное псевдорусское здание – Исторический музей на Красной площади

Данный стиль зародился во второй половине 19 века и ставил перед собой цель – вернуть в архитектуру нашей страны народные черты, которые на тот момент находились в тени стилей, взятых из Европы (барокко, классицизм и т.д.)

Конструктивизм

Ну тут всё достаточно просто. Если здание ассиметрично, состоит из правильных геометрических фигур, у него есть ленточные окна и у него есть округлые формы – это конструктивизм.

Ленточные окна, дом состоит из идеальных геометрических фигур: несимметрично расположенный цилиндр и протяженный параллелепипед . Этот имеет все черты конструктивизма.

Данный стиль уникален и существовал только в нашей стране, причём очень короткое время: с 1920 года до середины 30-х годов того же века. Суть данного стиля заключается в том, что с образованием новой страны с новой идеологией, жизнь в которой должна кардинально измениться для любого её жителя, также кардинально должна измениться и архитектура. Теперь она лишена украшений, строго выполняет свою функцию, и нарушает старые “заповеди” архитектуры (например, симметричность).

Мой любимый пример конструктивизма – Кировский райсовет в Петербурге. Эллипс сбоку здания, прямоугольный длинный корпус с ленточным остеклением и башня-доминанта, намеренно несимметрично встроенная в основной корпус – все черты конструктивизма, о которых я говорил ранее

Часто люди не обращают внимание на конструктивизм и не видят в нём красоты. Думаю, что для того, чтобы полюбить конструктивизм, нужно уделить ему побольше внимания и попытаться разобраться в его сути (собственно, с авангардным искусством вроде Малевича, это работает точно также)

Сталинский ампир (Сталинский неоклассицизм)

Ещё один уникальный стиль – его вы можете встретить только на территории СНГ и, за редким исключением, в странах восточной Европы.

Главное здание МГУ – самая известная постройка в стиле сталинского ампира. Фото взято с сайта unsplash.com, автор фото Alexander Smagin

Отличительными чертами сталинского ампира являются типичные для “тоталитарной” архитектуры черты: монументальность, большое количество идеологической советской символики и отсылки на архитектуру Древнего Рима. Здания в сталинском ампире строили из мрамора и гранита.

Самые яркие представители сталинского ампира – сталинские высотки и павильоны ВДНХ в Москве. Однако, в данном стиле строили и жилые дома, в период 1930-1950-х годов.

Колоннада главного павильона ВДНХ отлично демонстрирует нам отличительные черты стиля – богатство и праздность, скульптуры и отсылки на античную архитектуру.

Брутализм

Если вы видите монолитный и тяжеловесный бетонный дом с необычными формами, напоминающие нам футуристические рисунки, а также полное отсутствие отделки (только голый бетон) – то перед вами здание в стиле Брутализм.

Гостиница Русь в Петербурге – тяжеловестное здание с необычными

Брутализм – это стиль, который многие ненавидят. Для таких людей он кажется массивным и невзрачным, однако в этом и есть вся его “изюминка”!

Дома “на курьих ножках” на Смоленской набережной в Петербурге – пример использования брутализма при строительстве жилых домов

Спасибо, что прочитали статью! Пишите в комментариях своё мнение о рассмотренных в статье архитектурных стилях. Если вам понравится статья, то я выпущу вторую часть про другие стили!

Источник