Отказ от собственности в пользу администрации
Любой гражданин Российской Федерации понимает, что такое право собственности на недвижимое имущество, но мало кто знает, что от него можно отказаться.
Данная возможность еще мало используется в повседневной практике, однако мы полагаем, что с развитием рыночных отношений, этот вопрос будет становиться более актуальным.
Процедура отказа от права собственности на земельный участок – тема отдельного материала.
В данной статье поговорим о том, какие действия необходимо предпринять для отказа от права собственности на такие объекты, как здание, сооружение, помещение, если у Вас возникла такая необходимость.
1. Что означает отказ от права собственности на недвижимое имущество (здание, сооружение, помещение)?
Владение недвижимостью означает не только обладание ею на праве собственности и получение от этого как материальных, так и нематериальных благ, но и принятие на себя ответственности по содержанию такой недвижимости (оплата налогов, поддержание объекта в удовлетворительном состоянии).
На практике могут возникнуть такие ситуации, когда собственнику в силу тяжелого материального положения становится непосильно содержать принадлежащее ему здание, сооружение, помещение (объект недвижимости), платить за него налоги, и отсутствует реальная возможность распорядиться таким объектом без убытков собственному бюджету (продать, подарить другому лицу). В таком случае законом предусмотрена возможность добровольного отказа от собственности в пользу государства (
п. 1 ст. 235,
ст. 236 Гражданского кодекса РФ).
Отказаться от права собственности на принадлежащее имущество могут только физические и юридические лица.
Отказ от права собственности невозможен для государственных органов власти и органов местного самоуправления.
Для отказа от права собственности на объект недвижимости нужно совершить определенные действия, которые будут бесспорно свидетельствовать о том, что Вы более не намерены сохранять свои права на такой объект недвижимости.
Сразу стоит отметить, что процедура отказа от права собственности на здание, сооружение, помещение в отличие от процедуры отказа от права собственности на земельный участок более сложна и длительна по времени.
Подробнее…
Намерение отказаться от права собственности на принадлежащий объект недвижимости должно быть выражено заявлением, представленным в орган местного самоуправления по месту расположения такого объекта.
С момента представления указанного заявления объект недвижимости приобретает признаки бесхозяйного имущества(
п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ).
Ваше здание, сооружение либо помещение, как бесхозяйный объект недвижимости, должно быть поставлено муниципалитетом на учет в Росреестре (порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931; далее – Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
И только по истечении 1 года на основании судебного акта такой объект недвижимости может быть принят в муниципальную собственность.
Отказ от права собственности на принадлежащее Вам здание, сооружение или помещение является по закону основанием для прекращения такого права. Однако одного только отказа недостаточно, чтобы перестать быть собственником. Фактически право собственности прекратится у Вас только тогда, когда у “отказного” имущества появится новый собственник (ст. 236
Гражданского кодекса РФ), а именно в результате признания судом права муниципальной собственности на объект недвижимости.
До приобретения муниципалитетом права собственности на объект недвижимости Вы фактически продолжите быть собственником этого объекта и должны будете выполнять следующие обязанности:
- оплачивать налоги за имущество;
- надлежаще ухаживать за имуществом и нести бремя его содержания, в том числе оплачивать жилищно–коммунальные услуги;
- нести ответственность, если в результате определенных действий Ваше здание, сооружение или помещение стало причиной ущерба кому или чему-либо (например, от неисправности коммуникаций в Вашей квартире произошло затопление соседей или от пожара, произошедшего в Вашем доме по причине неисправности электропроводки, пострадало чужое имущество).
Отказаться можно только от объектов недвижимости, принадлежащих Вам на законных основаниях. Это означает, что право на объект недвижимости, от которого Вы планируете отказаться, должно быть зарегистрировано за Вами в соответствии с требованиями законодательства либо должно быть возникшим в силу закона (вне зависимости от его регистрации).
Отказ от права собственности невозможен для тех, чье право не зарегистрировано в установленном порядке!
Для получения подробной информации об объекте недвижимости, наличии либо отсутствии зарегистрированного права на него в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) рекомендуем Вам обратиться к сервису нашего сайта – “ПАСПОРТ ОБЪЕКТА”.
Подробнее…
Права на объекты недвижимости, оформленные после 30.01.1998 (с даты вступления в силу
Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок с ним»), подлежат обязательной регистрации в Росреестре, и считаются возникшими с момента такой регистрации.
Права на объекты недвижимости (дома, квартиры, комнаты, др.), оформленные до 31.01.1998, должны быть зарегистрированы в органах технической инвентаризации – БТИ.
Случаем возникновения права собственности на объекты недвижимости в силу закона является, в частности, полная выплата пая членом потребительского кооператива, а также приобретение прав на объект недвижимости в порядке наследования (п. 4 ст. 218
Гражданского кодекса РФ, п. 4 ст. 1152
Гражданского кодекса РФ).
2. Порядок действий при отказе от права собственности на недвижимое имущество (здание, сооружение, помещение)
Итак, Вы приняли решение оформить отказ от права собственности на принадлежащие Вам объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения). Рассмотрим эту процедуру подробнее.
Этап 1.
Обратитесь с заявлением об отказе от права собственности на принадлежащее Вам имущество в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости (администрацию городского, сельского поселения либо городского округа). Если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения – Москвы, Санкт –Петербурга, Севастополя, то заявление необходимо подавать в исполнительный орган государственной власти указанных городов (соответствующие департаменты (комитеты) по управлению имуществом).
Такое заявление оформляется в свободной форме и представляется в соответствующий муниципалитет или орган власти посредством личного обращения либо почтового отправления (с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении).
Подробнее…
При представлении заявления посредством личного обращения физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица – также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, а также документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица. Представитель юридического лица по доверенности предъявляет нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия. Сведения о регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц муниципалитет должен запросить самостоятельно в Федеральной налоговой службе. Представитель юридического лица вправе представить учредительные документы юридического лица самостоятельно.
Если заявление представляется посредством почтового отправления, подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. К заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность заявителя и нотариально удостоверенная копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости. В случае обращения представителя как физического, так и юридического лица, к заявлению также должна быть приложена нотариальная доверенность.
К заявлению следует приложить копии правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии у Вас права собственности на объект недвижимости (эти копии могут быть удостоверены либо нотариально, либо должностным лицом органа местного самоуправления, на основании представленных Вами оригиналов).
После того как Вы подадите заявление об отказе от собственности, Ваш объект приобретет режим бесхозяйной вещи.
Из текста Вашего заявления должно быть однозначно ясно, что Вы отказываетесь от права собственности на конкретный объект недвижимости. В противном случае в принятии на учет бесхозяйной вещи будет отказано, Росреестр возвратит заявление в соответствующий орган власти или местного самоуправления (п. 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей). Это будет означать, что от права собственности Вы не отказались.
При отказе от права собственности юридического лица в определенных случаях может понадобиться получить согласие (одобрение) органов управления юридического лица (общего собрания участников, совета директоров и др.), например, если сделка является крупной в зависимости от балансовой стоимости «отказного» имущества.
Этап 2.
Обращение муниципалитета или соответствующего органа власти городов федерального назначения в порядке межведомственного информационного взаимодействия в Росреестр с заявлением о принятии на учет объекта недвижимости как бесхозяйного (форма заявления утверждена в приложении № 1 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о собственнике объекта недвижимости.
К заявлению должны быть приложены следующие документы:
- заявление собственника или уполномоченного им на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;
- копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимости.
Государственная пошлина за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.
Подробнее…
Постановка на кадастровый учет бесхозяйного объекта недвижимости осуществляется по представленному в Росреестр заявлению органа местного самоуправления на основании технического плана на такой объект недвижимости, подготовленного кадастровым инженером.
При наличии документов, подтверждающих возникновение права на объект недвижимости до 31.01.1998 (до даты вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав и сделок»), сведения о таком объекте могут быть внесены в ЕГРН как о ранее учтенном (
ч. 5 ст. 69 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Этап 3.
Принятие Росреестром на учет бесхозяйного объекта недвижимости, путем внесении соответствующих сведений в ЕГРН, в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления от муниципалитета или соответствующего органа власти (пункты 8, 9 Порядка принятия на учет бесхозяйныхнедвижимых вещей).
При наличии оснований, предусмотренных пунктом 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, заявление может быть возвращено муниципалитету либо соответствующему органу власти без рассмотрения. Например, если из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимости, является собственником данного объекта или в случае, если собственник объекта недвижимости представит в Росреестр заявление о том, что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности. Если Вам требуется разъяснение, мы поможем!
В течение 5 рабочих дней со дня приема на учет Росреестр направит заявителю (органу местного самоуправления либо соответствующему органу власти) и Вам, как лицу, отказавшемуся от права собственности, уведомление о принятии на учет объекта бесхозяйного имущества (пункт 10 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Вы вправе независимо от даты принятия на учет объекта недвижимости в качестве бесхозяйного, до признания судом права муниципальной (государственной) собственности на такой объект недвижимости, изменить свое решение и обратиться в Росреестр с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (
п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ). В этом случае объект недвижимости снимается с учета в качестве бесхозяйного.
Этап 4.
Обращение соответствующего органа местного самоуправления или органа власти в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или собственности города федерального значения на бесхозяйный объект недвижимости по истечении 1 года со дня постановки его на учет (
п.п. 3, 4 ст. 225
Гражданского кодекса РФ).
Этап 5.
Получение уведомления из Росреестра о регистрации муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от права собственности, на который Вы отказались.
Судебный акт о признании права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости, от права на который Вы отказались, будет являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права собственности соответствующего муниципального образования (города федерального значения), что в свою очередь послужит основанием для снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного (пункт 13 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята Вами во владение, пользование и распоряжение либо приобретена иным лицом в собственность в силу приобретательной давности.
В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости Росреестром в Ваш адрес в течение 5 рабочих дней будет направлено соответствующее уведомление с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права (пункт 17 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Именно с момента регистрации права муниципальной (государственной) собственности на «отказной» объект недвижимости, Ваше право собственности на такой объект будет прекращено.
3. Важные нюансы
Обратите внимание на ряд особенностей при отказе от права собственности:
В случае если объект недвижимости находится в общей собственности, заявление об отказе от права собственности на него должно быть представлено в соответствующий орган местного самоуправления или орган власти от всех участников общей собственности.
Наличие в ЕГРН записей об аресте, а также иных запрещениях совершать определенные действия с объектом недвижимости, является препятствием для принятия на учет такого объекта в качестве бесхозяйного, в связи с чем, отказаться от «арестованного» объекта недвижимости не получится.
Если Ваш объект недвижимости находится в ипотеке, то отказ от права собственности на такой объект допустим только при согласии кредитора.
Если земельный участок, на котором расположено здание или сооружение, от которого Вы планируете отказаться, принадлежит Вам также на праве собственности, отказ необходимо будет оформить также и от права собственности на данный земельный участок.
Подробнее…
Учитывая, что законом установлены различные сроки процедур отказа от права собственности на здание (сооружение) и от права собственности на земельный участок, то для соблюдения принципа единства судьбы земельного участка и объектов недвижимости на нем расположенных, рекомендуем Вам:
- сначала обратиться в муниципалитет (исполнительный орган власти городов федерального значения) с заявлением об отказе от права собственности на объект недвижимости (здание или сооружение). В заявлении укажите на Ваши намерения отказаться от права собственности на земельный участок и просьбу незамедлительно проинформировать Вас о принятом судебном решении, которым будет признано право муниципальной собственности на здание (сооружение);
- после признания судом права муниципальной собственности на «отказной» объект недвижимости, обратиться в Росреестр с заявлением об отказе от права собственности на земельный участок.
Источник
Возникла такая дилемма, уважаемые коллеги.
Как известно, физическое или юридическое лицо вправе отказаться от права собственности (ст. 236 ГК РФ). При этом вторая часть статьи делает оговорку о том, что до появления нового собственника прежний несет бремя содержания имущества и ответственность за него.
Казалось бы, здесь все предельно ясно, так как имущество в случае отказа собственника от него приобретает признаки бесхозяйного, может быть поставлено на учет и по истечении года принято на основании судебного акта в муниципальную собственность публичного образования, на чьей территории такое имущество находится.
Вопрос возник оттуда, откуда не ждали: администрация муниципального района своим постановлением сняла со своего баланса комплекс строений и письмом уведомила администрацию поселения о том, что на территории поселения имеется бесхозяйное имущество, которое бы надо оформлять.
Я склонен согласиться с точкой зрения, которая высказана практически во всех комментариях к ст. 236 ГК РФ и согласно которой государствомуниципалитет от права собственности отказаться в порядке указанной статьи не могут, а соответствующее имущество может выбыть из его собственности исключительно в порядке, предусмотренном специальными нормами законодательства. Например – Федеральным законом о приватизации государственного и муниципального имущества. Существующие правовые механизмы направлены именно на то, чтобы существование бесхозяйных вещей исключить, причем именно путем принятия их в собственность публичных образований. Муниципальная и государственная собственность при этом имеет ряд особенностей в своем правовом положении, должна использоваться в целях решения вопросов местного значения, функций органа власти. И должна использоваться в интересах общества и государства. Если она муниципалитету не нужна – ее можно выставить на торги, приватизировать (если закон допускает приватизацию такого имущества). Возможность произвольногонеобоснованного отказа государства от своего имущества привела бы, на мой взгляд, к нестабильности гражданского оборота и различным злоупотреблениям, а отчуждение имущества не предусмотренным законодательством способом – к недополучению средств от его продажи в соответствующий бюджет. Также имеется законодательно закрепленный механизм передачи имущества от одного публичного образования к другому. Есть оговорки в ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 50), из которых можно сделать вывод о том, что муниципалитет может принять не всякое бесхозяйное имущество, а лишь то, которое может быть использовано в целях решения вопросов местного значения.
Ч. 2 ст. 51 131-ФЗ устанавливает, что органы МСУ вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам МСУ иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Отказа от права собственности среди поименованных способов распоряжения нет. Из ст. 235 ГК РФ следует, что отчуждение – это действие по передаче имущества в пользу другого лица (возмездное, безвозмездное, принудительное). Там же, в самом конце, указано, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц, что также наталкивает на вывод о невозможности произвольного распоряжения государственной или муниципальной собственностью вопреки законодательству о приватизации, того же ЗК РФ и подобным нормам, регламентирующим порядок распоряжения государственным и муниципальным имуществом и собственностью.
Так вот хотелось бы услышать ваше мнение – прав ли я? Может ли муниципальный собственник отказаться от своего права собственности? По моему скромному мнению это нонсенс.
Буду благодарен за любые мнения.
Источник