Отказ от тсж в пользу жкх

10746

ТСЖ

В Жилищном кодексе РФ (ст. 135) дано определение такого понятия как ТСЖ или товарищества собственников жилья. Согласно законодательному акту, в качестве подобно объединения принято считать некоммерческое объединение владельцев жилплощадей в одном здании с целью совместного осуществления финансово-хозяйственной деятельности, направленной на организацию полноценного функционирования жилого комплекса.

Учреждается сообщество на общем собрании всех жильцов. Владельцы квартир должны самостоятельно определить, какую форму управления всем домом они хотят использовать. По законодательству, жильцам разрешается обратиться за услугами к управляющей компании, специализирующейся именно на оказании подобной помощи. Также управление общедомовым имуществом может быть доверено самим жильцам. Для этого создается специальное объединение под название ТСЖ. Избрание этой формы правления производится путем голосования, причем количество голосов не определяется размером жилой площади.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Руководящим органом этой организации является правление во главе с председателем, а контроль за финансово-хозяйственной деятельностью этого органа осуществляет ревизионная группа. Оба органа выбираются сроком на два года. Членами ТСЖ могут стать только собственники жилплощади, а также граждане, достигшие совершеннолетнего возраста.

Вступление в товарищество носит добровольный характер, поэтому жильцы дома имеют право не становиться членом объединения. Однако одним из обязательных моментов образования ТСЖ является то, что на его учреждение согласны более 50% от общего числа граждан, проживающих в доме.

Создать ТСЖ жильцы могут еще на этапе постройки жилого дома, но, согласно ст. 136 ЖК РФ, такое объединение в многоквартирном доме может быть только в единственном числе. Многодомовые ТСЖ также предусмотрены законом.

Товарищество, согласно ст. 148 ЖК РФ, должно осуществлять следующие функции:

  1. Соблюдение всех положений устава товарищества.
  2. Осуществление контролирующих функций относительно исчисления необходимых платежей, а также уплаты налоговых обязательств.
  3. Управление хозяйственной деятельностью дома, включая оформление сметной документации, наем рабочих, ведение бухгалтерской отчетности.
  4. Обеспечение всех жилых помещений дома энергоресурсами.
  5. Ведение делопроизводства ТСЖ, в том числе созыв членов объединения и ознакомление их с внутренней документацией.

Можно ли отказаться от услуг ТСЖ?

Согласно ст. 162 ЖК РФ, член ТСЖ может отказаться от услуг общества в одностороннем порядке. Процедура может быть осуществлена в форме письменного обращения к руководству товарищества.

Основаниями для отказа могут послужить следующие факторы:

  • неисполнение условий договора на обеспечение граждан коммунальными услугами;
  • необоснованное повышение обязательных платежей и иных сборов, которые предусмотрены в товариществе;
  • недобросовестное исполнение своих обязанностей руководством ТСЖ;
  • отказ в предоставлении появлений и комментариев относительно начисления платежей;
  • запрет на ознакомление гражданином с документацией товарищества.

Выход дома из ТСЖ целиком необязателен, если человек желает отказаться от услуг ТСЖ, то он это может сделать в индивидуальном порядке. Совсем необязательно аннулировать членство всем жильцам, для этого желающему гражданину достаточно написать заявление (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец заявления на отказ от услуг ТСЖ]) и утвердить его на общем собрании членов ТСЖ. Однако даже в этом случае, человеку придется оплачивать коммунальные платежи. И он не сможет перейти на обслуживание в управляющую компанию. Если жилец не согласен с начислениями, то решать этот вопрос ему придется посредством обращения в прокуратуру и суд.

Порядок отказа от услуг ТСЖ

Самостоятельно отказаться от услуг товарищества не получится, поскольку, являясь членом объединения, человека несет ответственность за общее имущество. Сделать это можно только по общему решению жильцов. Собственник может только инициировать отказ, путем подачи заявления. Порядок выхода из ТСЖ определяется уставным актом объединения.

Выход из состава ТСЖ будет выглядеть так:

  1. При обнаружении факторов, которые не устраивают собственника квартиры, а именно чересчур высокие платежи за коммунальные услуги или несоблюдение условий договора с ТСЖ, собственник вправе обратиться к руководству объединения с претензией.
  2. В том случае, если правление не предприняло никаких действий, чтобы разобраться со сложившейся ситуацией, владелец квартиры вправе написать заявление о выходе из ТСЖ.
  3. После этого созывается общее собрание владельцев квартир и собственниками принимается решение о выходе человека из объединения путем голосования.
  4. Принятое решение подтверждается соответствующим документом.
  5. Даже после выхода из ТСЖ, человек обязан платить коммунальные платежи, а с имеющимися претензиями обратиться уже в суд и прокуратуру.
Читайте также:  Форма договора услуг в пользу третьего лица

Документы для отказа от услуг ТСЖ

Для того чтобы отказать от участия в делах товарищества, от собственника потребуется предъявить следующие документы:

  • паспорт заявителя;
  • заявление установленной формы;
  • соглашение с ТСЖ;
  • документация, подтверждающая право собственности.

После того как решение о выходе принято, оформляется соответствующий акт, который подписывается заявителем, председателем ТСЖ и секретарем.

Последствия отказа от услуг ТСЖ

Согласно ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, владелец жилплощади вправе самостоятельно решить о том, быть или не быть членом объединения. Однако в любом случае придется решать вопрос относительно оплаты оказываемых услуг, от которых даже не член ТСЖ отказаться не может. Если человек все же перестанет оплачивать коммуналку, то товарищество обязано будет обратиться в суд относительно имеющейся задолженности, а сам собственник будет пытаться оспорить данные претензии.

У отказа человека от услуг ТСЖ могут иметься серьезные последствия:

  1. Несмотря на то, что все решения, принятые объединением, перестанут быть для гражданина обязательными для исполнения, они могут его касаться, и собственник не будет иметь право как-то повлиять на эти действия.
  2. Жилец, вышедший из ТСЖ, не имеет права на ознакомление с внутренней документацией товарищества, а также возможности контролировать финансово-хозяйственную деятельность правления.
  3. После выхода из объединения у жильца могут сложиться натянутые отношения с другими собственниками.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по отказу от ТСЖ

Вопрос: Уважаемые специалисты, подскажите, пожалуйста, каким образом мне разобраться со сложившейся ситуацией. Дело в том, что наше правление ТСЖ злоупотребляет своим положением и уже неоднократно повышало платежи за коммунальные услуги. Я обратилась с письменным заявлением к председателю, однако вот уже месяц как никакого ответа я не получила. Обратившись к секретарю с просьбой об изучении бухгалтерских отчетов и порядка начисления данных платежей, я также получила отказ. Подскажите, какие действия мне предпринять, и могу ли я оформить отказ от ТСЖ в одностороннем порядке? Вера.

Ответ: Добрый день, Вера. В вашем случае возможны два варианта развития событий. Первый – это обратиться уже к председателю ревизионной комиссии с заявлением о своих претензиях. Если и этот орган никаких действий не предпримет, то вам следует обратиться в прокуратуру относительно нарушения ваших прав как собственника жилья и гражданина. Представители ведомства произведут проверку, и при обнаружении мошеннических схем с целью хищения чужого имущества, ТСЖ будет ликвидировано, и вам не придется из него выходить.

Согласно ст. 136 ЖК РФ, вы можете написать заявление и на вычеркивание вас из членов товарищества, однако в этом случае вы потеряете возможность контролировать деятельность правления ТСЖ, но перестать платить коммунальные платежи не сможете. После этого все равно придется обращаться в суд и решать все вопросы относительно претензий уже там.

Пример по отказу от услуг ТСЖ

Гражданин П. был членом ТСЖ в течение года. Через указанное время в доме случилась авария – оборвался лифт. П., неоднократно предупреждал правление товарищество о возможной аварии, высказал свои претензии председателю и пригрозил своим выходом из объединения и обращение в милицию.

В свою очередь председатель заявил о том, что П. не может этого сделать, потому что якобы по закону такие действия невозможны.

Гражданин обратился в прокуратуру о проведении проверки деятельности правления товарищества, в результате которой появились факты хищения общедомового имущества.

После этого ТСЖ было ликвидировано, а на председателя и членов правления заведены уголовные дела на основании выявленных фактов.

Заключение

В итоге можно сформулировать ряд выводов:

  1. По закону, ТСЖ – это некоммерческое объединение, которое состоит их владельцев жилых помещений жилого комплекса и выполняет функции, направленные на поддержание здания в надлежащем состоянии.
  2. Членами товарищества могут стать только владельцы недвижимости в этом доме и граждане, достигшие совершеннолетнего возраста.
  3. Руководит организацией правление во главе с председателем, которые выбираются большинством голосов.
  4. Человек может отказаться от участия в деятельности товарищества и потребовать выхода из него, однако его заявление должно быть поддержано большинством голосов общего собрания жильцов.
  5. Собственник вправе подать заявление на выход из ТСЖ в случае несоблюдения правлением условий соглашения, а также при наличии претензий к деятельности руководящего органа товарищества.
Читайте также:  Польза вяленой рыбы с пивом

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец заявления на отказ от услуг ТСЖ

Список законов

  • Статья 135 ЖК РФ
  • Статья 148 ЖК РФ
  • Статья 162 ЖК РФ
  • Статья 136 ЖК РФ

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: +7 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему. Это быстро и удобно.

Источник

Сейчас действующим законодательством установлена специальная правоспособность ТСЖ, в рамках которой товарищество обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям (п. 1 ст. 135 и п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).

При этом в квитанции, которую выставляет ТСЖ, до двух третей суммы составляют платежи в пользу ресурсоснабжающих организаций, поставляющих МКД коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. В любом МКД всегда найдутся должники, временные либо злостные, они потребляют коммунальные и жилищные услуги, но не оплачивают их вовремя. При этом ТСЖ должно рассчитаться с РСО в срок и в полном объеме, то есть средства, которые собираются собственниками на содержание и ремонт дома, отдаются монополистам в лице РСО.

Такой порядок предоставления коммунальных услуг негативно влияет на деятельность ТСЖ. Немало ТСЖ (а также ЖСК и управляющих организаций) банкротятся, поскольку не могут нести бремя по предоставлению коммунальных услуг.

Ситуация с предоставлением коммунальных услуг требует срочного реформирования, и, по всей видимости, власть это понимает. В момент подготовки книги в печать в Государственной думе подготовлен к рассмотрению законопроект № 173562–6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования порядка внесения платы за коммунальные услуги», согласно которому в ЖК РФ будут внесены следующие изменения:

• в ст. 155 предполагается ввести фразу: «Ресурсоснабжающая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, несет ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в Правилах предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»;

• из п. 1 ст. 161, в котором идет речь о требования к деятельности по управлению МКД, предлагается исключить фразу «а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».

Очевидно, что ресурсоснабжающие монополисты будут противиться принятию такого закона, поскольку тогда им придется официально работать с конечным потребителем – физическими лицами и самим вести учет потребленных коммунальных услуг, формировать и выставлять квитанции. Однако отказ от реформирования сферы коммунальных услуг и дальнейшее противодействие монополистов принятию этого или любого иного аналогичного закона, согласно которому исполнителем коммунальных услуг будут являться РСО, могут привести огромное количество ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций к банкротству.

Согласно разъяснениям, полученным от председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Г. П. Хованской, предполагается, что в новой системе договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов в МКД, РСО будут заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с собственниками помещений, представлять интересы которых должно юридическое лицо, осуществляющее управление МКД.

Но пока эти изменения рассматриваются, что может сделать ТСЖ, если его правление и собственники помещений МКД готовы пойти на конфронтацию с РСО? Можно использовать следующую модель поведения для отказа от роли исполнителя коммунальных услуг.

Согласно п. 15 ПП РФ‑2011–354, ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ТСЖ с РСО.

В соответствии с п. 4 Правил, утвержденных ПП РФ‑2012–124 г., ТСЖ обращается в РСО для заключения договора ресурсоснабжения в том случае, если на ТСЖ в соответствии с договором управления МКД (в том числе заключенным с управляющей организацией) или уставом ТСЖ возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Эти нормы являются в определенном смысле лазейкой для ТСЖ, не желающего брать на себя функцию исполнителя коммунальных услуг. До тех пор, пока председатель или управляющий ТСЖ не поставит свою подпись на договоре о приобретении коммунального ресурса, ТСЖ не является исполнителем коммунальных услуг. А если уставом ТСЖ не предусмотрена обязанность предоставления коммунальных услуг, ТСЖ не обязано заключать договоры на покупку коммунального ресурса.

Читайте также:  Чай из листьев шалфея польза

Отметим, что в ст. 137 и 138 ЖК РФ (права и обязанности товарищества собственников жилья) нет ни слова об обязанности ТСЖ предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений. Эта обязанность обычно навязывается товариществу муниципальными властями и РСО. По моему мнению, упоминаемые в ЖК осуществление деятельности по предоставлению коммунальных услуг (п. 1 ст. 135 ЖК РФ) и несение ответственности за предоставление коммунальных услуг (п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ) не означают, что Жилищный кодекс прямо обязывает ТСЖ предоставлять коммунальные услуги.

Чтобы заплатить РСО на основе типового договора ресурсоснабжения, ТСЖ для покрытия долгов неплательщиков коммунальных услуг вынуждено тратить средства, собранные на содержание и ремонт дома, ведь других денежных средств ни ЖК РФ, ни смета расходов ТСЖ не предусматривают. Это абсолютно неприемлемо, так как вынуждает ТСЖ нарушать закон и может привести к банкротству. Руководители ТСЖ поневоле нарушают требования ЖК РФ и устава ТСЖ и подпадают под действие ст. 7.22 КоАП РФ («Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов»), ч. 3. ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»).

Чтобы попытаться реализовать отказ ТСЖ работать по договорам на покупку коммунального ресурса РСО, общее собрание может включить в повестку следующие вопросы:

• О принятии решения о запрете заключения договоров от имени ТСЖ на приобретение коммунальных ресурсов от РСО.

• О принятии решения о заключении договоров на приобретение коммунальных ресурсов от ресурсоснабжающих организаций от имени собственников, в их интересах и за их счет.

Таким образом, общее собрание вправе запретить ТСЖ заключать договоры о приобретении коммунального ресурса у РСО, в результате чего исполнение обязанности по предоставлению коммунальных услуг не будет начато.

Обычно РСО направляет оферты двух экземпляров договоров на подпись в ТСЖ. В ответ ТСЖ должно составить протокол разногласий, отразить в нем те условия, которые идут в русле решения общего собрания ТСЖ и устраивают правление ТСЖ. Общий смысл содержащихся в протоколе разногласий поправок к договору ресурсоснабжения должен сводиться к тому, что ТСЖ осуществляет общую координацию действий между РСО и потребителями коммунальных услуг, выполняя посреднические или представительские функции (например, передает показания, следит за температурой воды и т. п.), но не покупает коммунальные ресурсы.

Определив эти условия, ТСЖ должно подписать протокол разногласий вместе с договором ресурсоснабжения и вручить его под роспись в РСО. Подчеркнем еще раз: при таком подходе ТСЖ заключает не договор на приобретение коммунальных ресурсов у РСО, а договор на координацию действий между РСО и потребителями.

РСО может использовать как юридическую лазейку факт акцепта, то есть ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение ТСЖ, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 1 и 2 ст. 438 ГК РФ).

С учетом сказанного ТСЖ с самого начала важно определиться относительно того, хочет ли оно быть исполнителем коммунальных услуг или нет.

Обращаю внимание, что в настоящее время предложенная выше модель поведения ТСЖ носит теоретический характер. Ее полноценная реализация будет возможна лишь после того, как законодатели прямо обяжут РСО, которые получают плату за коммунальные услуги, нести прямую ответственность за предоставление коммунальных услуг (законопроект № 173562–6).

ТСЖ должны отдавать себе отчет, что исполнение коммунальных услуг – тяжелейшее бремя ответственности, а типовые договора ресурсоснабжения, формы которых утверждены правительством, – это кабала, от которой сложно избавиться и благодаря которой ТСЖ бесправно и беззащитно перед ресурсоснабжающими организациями.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЖКХ

ФОРМЫ ЖКХ ЗАПРОСОВ С КОММЕНТАРИЯМИ

Источник