Отказ в пользу государства уплата пошлин

Отказ в пользу государства уплата пошлин thumbnail

Отказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Передача имущества в пользу государства

При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.

От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:

  • Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • Место хранения груза;
  • Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.

Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.

Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.

Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.

После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).

На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.

Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства

Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:

  • В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
  • Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
  • При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.

Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.

Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.

Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.

Оформление процедуры отказа в пользу государства

Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» является официальным таможенным представителем. В качестве таможенного брокера мы выполняем оформление товаров под процедурой отказ в пользу государства на всех таможнях и таможенных постах страны: в аэропортах, на железнодорожных станциях, автомобильных СВХ, морских портах. Работаем со всеми участниками ВЭД:

  • Физическими лицами
  • Юридическими лицами
  • Индивидуальными предпринимателями

Сроки и стоимость оформления процедуры отказ в пользу государства

Срок оформления процедуры отказ в пользу государства в течение нескольких часов!

Стоимость таможенного оформления товаров под таможенной процедурой отказ в пользу государства в нашей компании является одной из минимальных на рынке. Цена таможенного оформления данной процедуры зависит от поставленных клиентом задач.

Мы уверены, что станем надежным партнером на таможне!

Узнать стоимость оформления таможенной процедуры

Источник

Быстрые ссылки

Услуги таможенного представителя / Услуги УЭО (таможенное оформление на брокера) / Стоимость доставки / Прайс-листы и договоры / Таможенное оформление грузов / Сборные грузы (ТО) / Таможенный юрист / Консультация по таможенным вопросам / Контакты / Позвонить / Отправить письмо

Таможенная процедура отказа в пользу государства – это таможенная процедура, при соблюдении условий помещения под которую, иностранные товары могут быть безвозмездно переданы в собственность (доход) страны-участницы ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин и налогов. Товары при этом приобретают статус товаров Союза.

Таможенная процедура отказа в пользу государства может быть применена в отношении всех категорий товаров, не попадающих под действие запретов и ограничений.

Таможенная процедура отказа в пользу государства не применяется в отношении:

  • товаров, запрещенных к обороту в соответствии с законодательством государства-члена, в собственность (доход) которого планируется передача таких товаров;
  • товаров, качество и безопасность которых не подтверждены документально, а также товары с истекшим сроком годности (потребления, реализации);
  • товаров, использование которых может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства

  • Соблюдение всех запретов и ограничений как союза, так и национальных требований страны-участницы, в собственность (доход) отчуждается имущество;
  • Применение таможенной процедуры не повлечет расходов со стороны государственных органов государств-членов, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от реализации товаров, если иное не установлено законодательством.
Читайте также:  Польза от сдачи крови для донора мужчины

Порядок применения таможенной процедуры отказа в пользу государства

До подачи ДТ с целью помещения иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства декларант в произвольной форме подает в таможенный орган письменное уведомление о своем намерении. В уведомлении о намерении помещения иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства декларант указывает основные характеристики иностранных товаров:

  • наименование;
  • код ТН ВЭД ЕАЭС;
  • количество;
  • стоимость;
  • место нахождения;
  • документы, подтверждающие соответствие товаров требованиям качества и безопасности, установленные странами-устастницами ЕАЭС.

К уведомлению прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки/утилизации имущества, обращенного в собственность государства, подтверждающее, что расходы, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру отказа в пользу государства

Срок передачи товара таможенному органу после его помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства – 3 дня с даты выпуска товара по утвержденной форме акта приема-передачи. Если декларант не осуществил передачу товаров таможенному органу в сроки, таможенный орган аннулирует выпуск товаров. После приема товара, таможенный орган передает указанный товар федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.

Материалы по теме:

Таможенные процедуры

Загрузка…

Источник

Таможенные платежи в таможенной процедуре уничтожения и таможенной процедуре отказа в пользу государства не уплачиваются, это следует из определений данных процедур, приведенных в ТК ЕАЭС.

Таможенная процедура уничтожения – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары уничтожаются без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под такую таможенную процедуру.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, подлежат помещению под таможенные процедуры, применимые в отношении иностранных товаров, за исключением случаев, когда образовавшиеся отходы непригодны для их дальнейшего коммерческого использования либо в соответствии с законодательством государств-членов подлежат захоронению, обезвреживанию, утилизации или уничтожению иным способом.

Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения, при помещении под выбранную декларантом таможенную процедуру рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Союза в этом состоянии.

Таким образом, в отношении отходов применяется порядок уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренный соответствующей таможенной процедурой, а в отношении отходов, которые непригодны для их дальнейшего коммерческого использования либо в соответствии с законодательством государств-членов подлежат захоронению, обезвреживанию, утилизации или уничтожению иным способом, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

При определении таможенной стоимости отходов после уничтожения метод 1 не применяется.

Для целей определения таможенной стоимости отходов путем применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2), метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) или метода вычитания (метод 4) для определения периода, установленного для применения данных методов, под датой ввоза товаров на таможенную территорию Союза понимается день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения отходов под заявленную таможенную процедуру.

Для целей определения таможенной стоимости отходов товары считаются идентичными этим отходам или однородными с ними в случае, если такие идентичные или однородные товары произведены на таможенной территории Союза.

При определении таможенной стоимости отходов метод сложения (метод 5) не применяется.

Определение таможенной стоимости отходов по резервному методу (метод 6) осуществляется на основании гибкого применения иных методов определения таможенной стоимости товаров, за исключением метода сложения (метод 5), а также с учетом выше изложенных особенностей.

Таможенная процедура отказа в пользу государства – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары безвозмездно передаются в собственность (доход) государства-члена без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

При этом освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предоставляется в отношении любых иностранных товаров, за исключением товаров, запрещенных к обороту в соответствии с законодательством государства-члена, в собственность (доход) которого планируется передача таких товаров, а также товаров с истекшим сроком годности (потребления, реализации).

Дополнительный материал по теме в разделе Таможенные платежи

Источник

Таможенная процедура отказа в пользу государства – процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары безвозмездно передаются в собственность (доход) государства-члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

В Таможенном кодеке ЕАЭС вопросам применения таможенной процедуры отказа в пользу государства отведена 35 глава[1], кроме того ряд особенностей по данной процедуре зафиксированы в Федеральном законе от 03.08.2018 № 289-ФЗ[2].

Приказом ФТС РФ от 21.02.2011 № 357[3] утвержден Порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Приказом ФТС России от 12.03.2019 № 379[4] утверждена форма акта приема-передачи товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Приложение № 3 к Порядку заполнения декларации на товары[5] содержит перечень сведений, указываемых в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Применение таможенной процедуры отказа в пользу государства

Таможенная процедура отказа в пользу государства применяется в отношении:

  • иностранных товаров.

Таможенная процедура отказа в пользу государства не применяется в отношении:

  • товаров, запрещенных к обороту;
  • товаров с истекшим сроком годности (потребления, реализации).

Помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства

Товары могут быть помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства при соблюдении следующих условий:

  • соблюдение запретов и ограничений;
  • отсутствие расходов государственных органов государств-членов ЕАЭС, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от реализации товаров.

До подачи декларации на товары декларант подает в таможенный орган в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства. В таком уведомлении указываются наименование иностранных товаров, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, их количество, стоимость и место нахождения.

К уведомлению прилагается заключение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, подтверждающее, что расходы, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Товар, помещенный под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежит передаче таможенному органу в течение 3 дней с даты выпуска товара по акту приема-передачи.

Практические аспекты

В декларации на товары во втором подразделе графы 1 «Декларация» указывается код таможенной процедуры отказа в пользу государства «94» согласно классификатору[6]. Данный код также указывается и в первом подразделе графы 37 «Процедура».

Графы 43 «Код МОС» и 45 «Таможенная стоимость» не заполняются.

Читайте также:  Суп из одуванчиков польза и вред

Примечания

См. также

  • Таможенный словарь:Таможенная процедура

Ссылки

  • Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
  • Федеральный закон “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 03.08.2018 N 289-ФЗ

Источник

ГлавнаяТаможенные процедурыОтказ в пользу государства

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, встречающаяся в таможенном законодательстве многих стран, в том числе в законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В 1973 году была принята Международная (или по месту принятия – Киотская) конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Один из пунктов договора определяет условия, которые необходимо соблюдать сторонам при отчуждении права собственности на товары в пользу государства. В 1999 году Всемирной таможенной организацией была принята обновленная редакция международного договора. Наша страна подписала Киотскую конвенцию в 2010 году, и тем самым вывела свое законодательство в таможенной сфере на новый уровень. Оно стало более прозрачным и понятым для представителей отечественного и иностранного бизнеса.

Передача имущества в пользу государства

При отказе от собственности в пользу государства на таможне участвуют государство и собственник груза (предприниматель, осуществляющий внешнеэкономическую деятельность). Владелец товара вправе отказаться от личного участия в процедуре таможенного оформления товара, для этого он может прибегнуть к услугам таможенного брокера.

От лица государства в процедуре участвуют представители таких ведомств как ФТС, ФССП, Росимущества. Напомним, что передача предпринимателем своих прав на товар происходит добровольно. Только владелец груза дает старт данной таможенной процедуре путем подачи на таможню заявления. Документ составляется декларантом и имеет произвольную форму. В заявлении на передачу товара в пользу государства обязательно должны указываться следующие сведения:

  • Характеристики товара (название, количество, таможенная стоимость, код ТН ВЭД);
  • Место хранения груза;
  • Причины, по которым владелец вынужден отказаться от товара в пользу государства.

Все сведения должны быть подкреплены документально. Вместе с заявлением предоставляются товаросопроводительные документы и разрешение, полученное в Росимуществе. Последний документ содержит оценку экономической целесообразности отчуждения декларируемого имущества для бюджета, а именно какой объем затрат понесет государство, как новый собственник, при хранении и последующей продаже полученных товаров и будут ли при этом возмещены понесенные им расходы.

Проанализировав полученные данные, таможня должна в письменной форме уведомит владельца груза о том, будет ли принят товар, либо государство от него откажется.

Если предоставленных сведений оказалось недостаточно для принятия решения, то таможня может инициировать досмотр товаров. Декларант сможет приступить к оформлению товаров только после получения письменного разрешения таможни! В таможенной декларации в данном случае необходимо указать код 94, именно он присвоен процедуре отказа в пользу государства.

После выпуска таможенными органами товары утрачивают свой статус зарубежных товаров и получают статус товаров Союза. Затем они направляются в Росимущество. На усмотрение экспертов государственного органа товары могут быть направлены на перепродажу, либо уничтожены, или переработаны (утилизированы).

На товары, выпущенные под данной таможенной процедурой, распространяется принцип иммунитета, который защищает государство как нового собственника товаров от возможных претензий со стороны третьих лиц. Вся юридическая ответственность за возможные негативные последствия использования товаров третьими лицами переносится на декларанта.

Суть и назначение режима

Смысл применения подобной таможенной процедуры заключается в невозможности в дальнейшем реализовать ввозимую продукцию на территории России. Либо такая необходимость возникает при увеличении сумм ввозных пошлин и налогообложения, что приводит потере конкурентоспособности с аналогичным товаром, изготавливаемом на местных производствах.

  • Основанием также может служить длительность транспортировки, задержки в передвижении морскими судами или железнодорожными средствами доставки, либо простои на границе.
  • Выплата штрафных санкций перевозчикам приводит к значительному удорожанию от первоначальной цены товаров, что может сказаться на дальнейшей рентабельности от продаж.
  • Уточнив все сложившиеся обстоятельства, подсчитав все расходы на доставку, в итоге поставщик приходит к выводу, что реализовать ввезенную продукцию будет весьма трудно, поэтому он оформляет таможенную процедуру в отказе в пользе государства.
  • Аналогичная ситуация может возникнуть при вывозе – пошлины за пересечение границы и сборы могут превысить сумму предполагаемой прибыли, и принести ущерб импортеру.

Если будет применен режим отказа, то декларант избавится от уплаты всех сборов и пошлин.

Но! Если, например, вместо процедуры утилизации товаров с просроченным сроком или пришедшим в негодность от неумелой транспортировки, импортер решит поместить их под режим отказа в пользу государства, то ему не выдадут разрешение на проведение процедуры, а заставят потратиться на полноценную утилизацию.

Таможенная российская служба контроля строго отслеживает подобные деяния, и не допускает возникновение таких ситуаций, когда ввозимые товары требуют дополнительных расходов, которые невозможно перекрыть реализацией на внутреннем рынке.

Особенности таможенной процедуры отказа в пользу государства

Особенности процедуры отказа в пользу государства заключаются в следующем:

  • В рамках процедуры можно задекларировать только товары, произведенные за рубежом;
  • Не декларируются запрещенные к ввозу товары (наркотики (прекурсоры), оружие, донорские органы, кровь и ее компоненты, специальные технические средства, товары с истекающим сроком годности, товары, не соответствующие действующим регламентам и госстандартам, отходы производства, опасные химические соединения, способные нанести экологии, здоровью людей, озоноразрушающие вещества);
  • При процедуре действует принцип материальной выгоды – таможенные органы не выпустят товары, хранение и реализация которых будет стоить государству дороже возможной выгоды.

Процедура отказа в пользу государства является одной из 17 применяющихся сегодня таможенных процедур, но на практике встречается не часто. По статистике, предоставленной ФТС РФ, общий объем поданных под данной процедурой таможенных деклараций (ДТ) занимает менее 0,1% от всей массы выпущенных ДТ.

Суть данной процедуры заключается в том, что участник ВЭД отказывается от прав на товары, ввезенные им ранее из-за рубежа и передает их в собственность государства. Право собственности передается по личной инициативе собственника безвозмездно, при этом на таможне не выплачиваются пошлины и сборы.

Что побуждает компании добровольно передавать свои товары в пользу государства? Некоторые компании переоценивают свои возможности, или недооценивают сформировавшуюся на рынке конъюнктуру. Например, повышение ставок ввозных таможенных пошлин, приводит к повышению розничной цены ввезенных товаров, они становятся менее конкурентоспособными и привлекательными в глазах покупателей. Желая переждать неблагоприятные рыночные условия, предприниматели вынуждены оплачивать складские услуги СВХ, что требует определенных денежных вливаний. Не оплатив услуги СВХ, можно получить штраф. В конце концов встает дилемма, когда отказ от товаров с полным освобождением от таможенных платежей выглядит более выгодным, нежели их декларирование под любыми другими таможенными процедурами для последующей переработки или вывоза за рубеж.

Основные положения

Отказ в пользу государства – таможенная процедура, заключающаяся в безвозмездной передаче товаров иностранного производства в собственность государства, являющегося членом ТС. При этом компании не нужно платить пошлину и налоговые сборы. Не используются также и меры нетарифного регулирования. Под рассматриваемую процедуру могут помещаться разные товары иностранного производства, кроме тех, которые запрещается ввозить на территорию ТС и пускать в оборот. Также не может быть помещена продукция, в отношении которой использование процедуры влечет расходы, не подлежащие возмещению путем ее реализации, включая товары с просроченным периодом годности.

Читайте также:  Польза и вред пластиковых бутылок

В соответствии с Классификатором видов процедур присвоен код «94» отказу в пользу государства. Таможенная процедура регулируется гл. 43 ТК ТС, так же как и гл. 32 Закона «О таможенном регулировании» № 289-ФЗ. Она может быть использована в выставочном деле, так как цена обратной перевозки порой оказывается дороже приобретения стендов и иного оборудования для рекламы. Это и побуждает собственников передавать товар в пользу государства.

Необходимость применения рассматриваемой процедуры бывает связана с задержками при перевозке, а также штрафами, которые налагаются перевозчиками. В результате стоимость товара с целью его реализации должна быть на порядок повышена по сравнению с имеющимися ценами на рынке. Таким образом, расчеты могут показать целесообразность отказа от товара, так как это приведет к меньшим убыткам, чем его продажа. Кроме того, соответствующая передача государству может оказать положительное влияние на деловую репутацию компании.

Реализация товара становится задачей госорганов, которые передают его торговым предприятиям или организуют аукционы. Некоторые товары используются и для благотворительности. Они передаются в органы соцподдержки, а также в дома престарелых и детям. Соответствующая процедура применима и в отношении тех товаров, которые были утрачены из-за непреодолимой силы или вследствие аварий.

Комментарий к СТ 311 ТК ТС

Статья 311 ТК ТС. Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства

Комментарий к статье 311 ТК ТС:

Условия помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства определены в ст. 311 ТК.

Под таможенную процедуру отказа в пользу государства могут помещаться иностранные товары, за исключением:

1) товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза: озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей (например, в холодильниках, кондиционерах, огнетушителях и др.); опасных отходов (например, лома свинцовых аккумуляторов, шлака металлургического производства и др.); средств защиты растений, попадающих под действие приложений A и B Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года; орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов (например, электроловильных систем и др.);

2) товаров, запрещенных к обороту на территориях государств – членов Таможенного союза (в Российской Федерации, например, наркотических средств, оружия и др.);

3) товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру отказа в пользу государства, устанавливается решением Евразийской экономической комиссии. В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 <423> в этот Перечень включены:

———– <423> Текст решения Комиссии размещен на сайте Таможенного союза: https://www.tsouz.ru/KTS/KTS19/Pages/R_375.aspx.

а) товары, в отношении которых применение таможенной процедуры отказа в пользу государства может повлечь для государственных органов государств – членов Таможенного союза расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств от реализации таких товаров;

б) товары с просроченным сроком годности (потребления, реализации);

в) товары, не соответствующие государственным стандартам (техническим регламентам) государств – членов Таможенного союза.

Важнейшим условием помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства является соблюдение принципа материальной выгоды для государства от использования процедуры отказа.

Принцип материальной выгоды означает, что таможенный орган не разрешает помещать товар под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если выручка от продажи товаров не сможет покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией, либо реализация товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения; товары, сроки реализации которых менее 6 месяцев, и т.п.).

Государство освобождается от возможных расходов на этапе до обращения товаров в государственную собственность. Так, таможенные органы не возмещают перевозчику, владельцу склада временного хранения (таможенного склада) или иным лицам каких-либо расходов, связанных с транспортировкой, хранением товаров, проведением грузовых и иных операций с ними в процессе таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, помещаемыми под таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства. Декларант, избравший таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства, обеспечивает доставку товаров в место, определенное таможенным органом, до начала таможенного оформления товаров в соответствии с избранной таможенной процедурой и оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой, хранением, проведением грузовых и иных операций с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру отказа от товара в пользу государства, до дня составления инвентаризационной описи.

Иными словами, применение данной таможенной процедуры не должно повлечь для государственных органов каких-либо расходов, которые не смогут быть покрыты за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Порядок отказа от товаров в пользу государства определяется законодательством государств – членов Таможенного союза (ст. ст. 299 – 302 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; ст. ст. 416 – 418 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан»; ст. ст. 218 – 220 Таможенного кодекса Республики Беларусь).

В Российской Федерации, в соответствии со ст. 300 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа. Для получения такого разрешения декларант товаров подает письменное заявление, в котором указываются наименование и код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость, место нахождения, а также краткое изложение причин, по которым декларант отказывается от товаров в пользу государства. Таможенный орган рассматривает заявление на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства и приложенные к нему документы и принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в такой выдаче в течение 10 дней со дня принятия заявления.

Статьей 301 предусмотрено, что товары, помещенные под таможенную процедуру отказа в пользу государства, передаются в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое в данных правоотношениях выступает федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.

Распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, регулируется нормами ст. 187 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенную процедуру отказа в пользу государства несет декларант (ст. 302). Принцип иммунитета нового собственника – государства от возможных претензий к нему со стороны третьих лиц означает, что:

во-первых, всю ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет только декларант;

во-вторых, таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.

Так, любые претензии собственников товаров, перевозчиков, владельцев складов, на которых товар хранился, и т.п. могут быть предъявлены только декларанту.

Источник