Открытое письмо в пользу общины св евгении

Открытое письмо в пользу общины св евгении thumbnail

Благотворительная организация Община Святой Евгении была основана усилиями нескольких неравнодушных и отзывчивых людей для помощи бедствующим сестрам милосердия в 1893 году. Этому событию предшествовала случайная встреча в Севастополе художника Гавриила Павловича Кондратенко (1854–1924) с нищенствующей сестрой милосердия, участницей Русско-турецкой войны (1877–1878) за освобождение славянских народов от османского владычества на Балканах. От нее он узнал о бедственном положении сестер милосердия. По возвращении в Петербург художник обратился за помощью к богатому промышленнику, вице-президенту Императорского Общества Поощрения Художеств Ивану Петровичу Балашову. Именно он ходатайствовал перед Главным управлением Общества Красного Креста и получил разрешение на создание Комитета попечения о сестрах милосердия в Петербурге. Сам И.П. Балашов внес 10 000 рублей в фонд организованного Комитета. Художник Г.П. Кондратенко был устроителем первой благотворительной выставки в пользу Комитета. В 1893 году при Комитете попечения о сестрах милосердия

Открытое письмо в пользу общины св евгенииЛотерейный билет в пользу Санкт-Петербургского попечительного комитета о сестрах Красного креста, 25 копеек, 1904 год.

в Петербурге была образована Община сестер милосердия, которой покровительствовала Ее Императорское Высочество принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (1845–1928). Имя Святой Евгении было дано Общине в честь небесной покровительницы принцессы. Е.М. Ольденбургская была известна своей благотворительной деятельностью и патронировала многие организации: Петербургский Комитет попечения о сестрах милосердия Красного Креста, Общину Святой Евгении, Максимилиановскую больницу, Императорское общества поощрения художеств.

Общине Святой Евгении необходимы были средства на содержание «убежища для престарелых сестер и подготовительных курсов для молодых на случай войны». Молодые сестры милосердия оказывали платную медицинскую помощь населению, прибыль же шла на поддержание «убежища». При Общине работали амбулатория, больница, аптека, строилась многопрофильная больница. Дальнейшее развитие и процветание Общины Святой Евгении связано с именем Ивана Михайловича Степанова (1857–1941), он стал организатором развивающейся материальной базы и основателем издательства Общины Святой Евгении. В 1896 году И.М. Степанов начал выпускать благотворительные конверты, в которых

Открытое письмо в пользу общины св евгенииОбщина святой Евгении, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, открытое письмо, Деревенский патриарх (Русские типы), Санкт-Петербург.

рассылали визитные карточки. Эти конверты назывались «вместо визитов». Выпуск первого конверта (1896) был приурочен к Пасхе и имел большой успех. Конверты оформляли художники Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Б. Зворыкин, Е. Лансере, Г. Нарбут, С. Чехонин, С. Яремич. Идея последующего издания открытых писем также принадлежала И.М. Степанову. По его просьбе популярный в то время писатель Н.Н. Каразин, обладавший и художественным даром, выполнил четыре акварели («Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом»), с которых в Заведении графических искусств Э.И. Маркуса были отпечатаны способом цветной литографии первые четыре открытых письма, которые вышли в свет весной 1897 года. В 1898 году была выпущена первая серия – десять открытых писем с акварелями К. Маковского, И. Репина и других художников, пожертвовавших свои работы Общине Святой Евгении. Издательство Общины стало объявлять конкурсы на рисунки к различным юбилеям. Первым был объявлен конкурс к 100-летию рождения А.С. Пушкина. Первым же произведением Н.К. Рериха, выпущенным Общиной

Святой Евгении, был специально выполненный художником рисунок к стихотворению А.С. Пушкина «Пир Петра Великого». Это рисунок участвовал в последующем конкурсе, приуроченном к 200-летию Петербурга. Это мероприятие сблизило издательство Общины с художниками объединения «Мир искусства». Так художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа и другие вошли в Комиссию художественных изданий Общины Святой

Евгении. Художники объединения «Мир искусства», благодаря сложившимся добрым отношениям, стали осуществлять через издания Общины Святой Евгении свои идеи и цели – развитие художественного вкуса у самой широкой публики, популяризацию в России русского и зарубежного искусства. Кроме того, Общиной было издано огромное количество уникальных открытых писем с видами российских местностей и городов,

Открытое письмо в пользу общины св евгенииОбщина Святой Евгении, открытое письмо “Санкт-Петербург. Гороховая улица”, Санкт-Петербург.

портретами простых людей: они сохранили своеобразную историческую хронику развития страны на протяжении нескольких десятилетий.

Изначально тиражи открыток составляли всего лишь несколько сотен экземпляров, однако они стали настолько популярными среди покупателей, что количество их выпуска постоянно увеличивалось, а большинство открыток переиздавалось по несколько раз

Газета «Утро России» в 1912 году писала, что издательство произвело «переворот в истории русского открытого письма; оно сумело поднять его на высоту требований самого тонкого ценителя искусства, сделать из него… общедоступную библиотеку по истории искусства».

Издательство Общины Святой Евгении выпускало календари, альбомы, каталоги, плакаты и книги. Так, в 1918 году вышла иллюстрированная монография С. Эрнста «Н.К. Рерих», серия «Русские художники». Выпускался журнал «Открытое письмо» под редакцией Ф.Г. Беренштама – директора Библиотеки Академии художеств, художника-графика, архитектора. В 1920 году издательство Общины Святой Евгении было преобразовано в Комитет популяризации художественных изданий (КПХИ). С 1896 по 1930 год издательством Общины Святой Евгении, а затем КПХИ, было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов, проспектов и около 7000 открыток, которые можно назвать шедеврами русского печатного искусства.

Документы

Источник

Захотелось мне к празднику порадовать своих читателей, украсить свой журнал новогодними открытками. Дореволюционными, конечно:)
Как известно, шедеврами русского печатного искусства считаются открытки, изданные Общиной св. Евгении.

А.Э.Линдеман. Покупка ёлки. 1904. Хромолитография. 9,2 x 14,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №994

А.Э.Линдеман. Вокруг ёлки. 1904. Хромолитография. 9 x 14,2. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №996

А.Э.Линдеман. Украшение ёлки. 1904. Хромолитография. 14,2 x 9,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №987

А.Э.Линдеман. Мальчик на лошадке. 1904. Хромолитография. 14,2 x 9,3. Поступила в Русский музей в 1932 г. из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №989

Ф.Е.Бернштам. 5 окрыток. 1902
С Новым Годом! Петербургский возница до 1703 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1753 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1803 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1853 г.
С Новым Годом! Петербургский возница до 1903 г.
Поступили в Русский музей в 1930-е. По каталогу Общины № 173-177

Благотворительная организация “Община св.Евгении” была создана при Комитете попечения о сестрах милосердия Красного креста для того, чтобы помогать престарелым и больным сестрам милосердия. Были построены жилые помещения, санаторий, открыты курсы медсестр, амбулатория, аптека.
В 1890-х годах для Общины святой Евгении был выделен земельный участок бывшего Мытного дворы на пересечении Новгородской и Старорусской улиц. Началось строительство целого комплекса зданий Общины, несколько зданий занимала больница.

Здание Общины Св.Евгении (Старорусская ул., 3). Фотография, 1914.
Там и сейчас больница. Я нашла у себя несколько фотографий.

В 1993 г. больнице возвращено имя «Больница Святой Евгении».
В 2000 г., в год столетия больницы, на ее базе был создан Лечебно-диагностический, реабилитационный и научный центр для жителей блокадного Ленинграда.

Покровительницей Комитета была Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка Николая I. В её честь и была названа община. Евгения Максимилиановна тратила немалые личные средства на благотворительность, находились и другие щедрые дарители. Но денег требовалось всё больше. Община приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток. Непосредственной работой по организации издательства занималась Евдокия Федоровна Джунковская (фрейлина императрицы Александры Федоровны) и Иван Михайлович Степанов.

С.П.Яремич. Открытые письма и другие художественные издания Общины Св Евгении. 1909. Автотипия. 14,4 x 9. Пост в 1932 из архива А.Н.Бенуа.

Посмотреть на Яндекс.ФоткахЛ.С.Бакст. Художественные открытые письма Красного Креста. 1904. Плакат. Поступил в 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта

Первые открытые письма, рисунки к которым сделал Николай Николевич Каразин, поступили в продажу к Пасхе 1898 года и сразу были раскуплены. Затем авторами акварелей для открытых писем стали Репин, Маковский, Самокиш, Бем, Самокиш-Судковская, Виллие, Визел, Соломко и Овсянников. Их успех был таков, что тираж пришлось повторять. Затем была выпущена популярная серия открыток к 100-летию Пушкина. В 1900-е годы с издательством “Общины” стали работать художники “Мира искусства”. Многие свои работы они создавали специально для «открытых писем» общины Св.Евгении.

Одной из первых открыток, выполненных художниками «Мира искусства» была вот эта:

Л.С.Бакст. Любимый поэт. 1902. Литография цветная. 14,4 x 9,2. Пост в 1932 из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины №171
Сразу понятно, что подход к открыткам они выбрали нестандартный, неординарный.

Кроме произведений Бенуа, Билибина, Бакста, Добужинского, Грабаря, Лансере, Лукомского, Сомова, Остроумовой-Лебедевой на открытках воспроизводились лучшие произведения русского и зарубежного искусства, хранящиеся в Эрмитаже, Третьяковской галерее и других музеях и частных коллекциях. Были изданы видовые открытки с фотографиями 3000 достопримечательностей в 200 географических точках мира. Среди авторов этих открыток были Билибин и Бенуа.

М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, А.Р.Остроумова и Е.Е.Лансере немало открыток посвятили Петербургу, его достопримечательностям.

М.В.Добужинский. Александринский театр 1903. Хромолитография. 9 x 14,3
Поступила в Русский музей в 1932 г из архива А.Н.Бенуа. По каталогу Общины № 470

И.Я.Билибин в 1902-1904 годах предпринял ряд экспедиций по северным губерниям России, итогом которых стала серия открыток, посвящённая деревянному зодчеству русского Севера.

И.Я.Билибин. Циозеро Вологодской губернии Сольвычегорского уезда. 1904. Эскиз открытки. Бумага, акварель, белила. 19,2 X 13,6
Внизу: справа – И.Билибин. 1904;
Слева – Цiозеро, Волог.г/Сольвычегодск. Уѣздъ.
Поступил в 1941 через ЛГЭК.
Воспроизведён на открытке.По каталогу Общины № 1486

И.Я.Билибин. Село Подужемье Архангельской губернии Кемского уезда. 1904. Эскиз открытки. Бумага, акварель, графитный карандаш. 16,6 X 21
Внизу: справа – И.Билибин. 1904;
Слева – село Подужемье./Комск.у.Арх.г.
Поступил в 1941 через ЛГЭК.
Воспроизведён на открытке.По каталогу Общины № 1487

Бенуа выполнил для Общины цикл открыток «Игрушки», на которых изобразил фантазийные сценки с изделиями русских народных промыслов из собственной коллекции.

А.Н.Бенуа.
Рисунок для конверта серии открыток «Игрушки». 1904.
Пробный оттиск. Вариант цвета. Поступ. в 1933 из архива А.Н.Бенуа.

А.Н.Бенуа. Пехота. 1905.
Хромолитография. 9 x 14,3
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №1277

И.Я.Билибин. Замужняя женщина Олонецкой губернии Каргопольсого уезда. 1909. Хромолитография. 14 x 9
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №3227

В открытках Общины отразилась любовь художников «мира искусства к театру. К первым комплектам «театральных» открыток принадлежит серия с эскизами костюмов Л.С.Бакста к балету Ф.Байера «Фея кукол», затем вышла серия, посвященная спектаклям знаменитых Русских сезонов.

И.Я.Билибин. Боярин. 1908. Костюм для оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» в Парижской Большой опере. Хромолитография. 14 x 9
Пост. В 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №2972

Е.П.Самокиш-Судковская. Дама с письмом. 1899-1901. Хромолитограяиф. 9 x 14,4
Пост в 1930-е, источник не установлен. По каталогу Общины №43

В.А.Бобров. Его императорское высочество наследник цесаревич и великий князь Алексей Николаевич. 1915. Хромолитография. 14 x 9. Поступила в 1969 из ГЭ, ранее – собрание Ф.Ф.Нотгафта. По каталогу Общины №5111

Б.М.Кустодиев. Его императорское величество государь император Николай Александрович.1915. Автотипия. 14 x 9. Пост в 1930-е, источник не установлен. По каталогу Общины №6079

Вот как выглядела оборотная сторона открытого письма:

Посмотреть на Яндекс.ФоткахФ.Г.Бернштам. Оборотная сторона открытого письма. 1902. Лицевая сторона – Петербургский возница за два века (серия). По каталогу Общины №173-177

Оборотная сторона открытого письма. 1899-1901. Лицевая сторона: В.Поленов. Рыбацкая слободка. 1900. По каталогу Общины №61

Стоимость открытки была от 5 до 10 копеек. Продажей открыток занимались в разнос, в чайных и столовых Комитета попечительства о народной трезвости, на благотворительных базарах., а затем в киосках Красного Креста на вокзалах и рпистанях по всей России. Тираж одной открытки доходил до 10 000 экземпляров, а некоторые из них переиздавались по 5-6 раз. Общее количество открытых писем общины за 20 лет её существования составило более 30 млн экземпляров.

Киоск по продаже «открытых писем». Петербург. К.Булла, фотография. 1912.

Литература: Издания Общины святой Евгении. Русский музей. Альманах. выпуск 211.

Источник

Община святой Евгении — благотворительное общество в Российской империи, созданное Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного креста и действовавшая с 1893 по 1918 года.

Община святой Евгении Красного Креста была создана в 1893 году Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста (1882) из молодых сестер, оказывавших медицинскую помощь[1]. Была названа в честь святой Евгении — небесной покровительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845—1925), попечительницы общины. Председательницей комитета являлась Евдокия Федоровна Джунковская (1856—1935), фрейлина Высочайшего двора.

Медицинская помощь[править | править код]

Санкт-Петербург. Старорусская ул., 3. СПб ГБУЗ «Клиническая городская больница № 46 Святой Евгении».

Община организовывала командировки сестер в детские летние колонии, в больницу для чернорабочих в Гагры, принимала благотворительную помощь от многих известных частных лиц[1]: Ю. С. Нечаев-Мальцов, А. П. Шитова, Галуновы, Колачевские, И. П. Паскевич-Эриванская, М. А. Гинзбург, М. А. Мес.

В 1896—1898 по проекту архитектора Д. К. Пруссака в Санкт-Петербурге для общины был возведен комплекс зданий[2] по адресу Старорусская ул., 3, включающий жилые помещения для сестер, домовую церковь, учебные классы для курсов, новое здание Убежища имени Александра III[3], амбулаторию с аптекой и больницу (двух терапевтических павильонов в память императора Александра III и одного хирургического в память великомученика Дмитрия Солунского и мученицы Софии)[3].

В 1918 году община была ликвидирована[4], но ее больница продолжала функционировать. В октябре 1918 ей было присвоено имя Фридриха Адлера, а в апреле 1921 она была переименована в больницу имени Я. М. Свердлова (Старорусская ул., д. 3)[2]. В настоящее время — клиническая городская больница № 46 Святой Евгении[5].

Издательство[править | править код]

В поисках средств община святой Евгении организовала свое издательство «Издание Общины Святой Евгении».
Возглавила издательство выпускница художественной школы при Обществе Поощрения Художеств Варвара Петровна Шнейдер, образовав вокруг себя кружок из художников и писателей, принимавших активное участие в разработке художественной программы изданий Общины[6].
Издательство было благотворительным — деньги от продажи шли на нужды Красного Креста. Издательство сотрудничало с художниками «Мира искусства» и журнала «Художественные сокровища России»[1].
Община была единственным русским издательством, распространявшим свою продукцию за границей: в Копенгагене, Стокгольме, Дрездене и Париже[1].

Открытки[править | править код]

Издательство общины одним из первых в России обратилось к выпуску открыток, репродукций, эстампов и плакатов.
Издание художественных конвертов и открытых писем по акварелям известных русских художников началось в 1897 году, когда делопроизводитель Общества Иван Михайлович Степанов заказал художнику Николаю Каразину четыре рисунка, которые были отпечатаны к Пасхе 1897 года.

В 1903 году к 200-летию Санкт-Петербурга издательство впервые предоставило на суд зрителя петербургские пейзажи мастеров объединения «Мир искусства». Многие «мирискусники» и близкие этому объединению лица вошли в состав Комиссии художественных изданий при Общине (А. Н. Бенуа, С. П. Яремич, В. Я. Курбатов, Н. К. Рерих)[7], определяя в последующие годы художественную политику издательства.

За 30 лет существования общиной было выпущено 6410 открыток тиражом от тысячи до десяти тысяч штук[8].

Книжные издания[править | править код]

В 1915 году Община начала работу над серией иллюстрированных монографий, посвященных современным русским художникам. Первые две, посвященные творчеству Н. К. Рериха и К. А. Сомова, вышли в 1918 году.

В 1920 году издательство было переименовано в Комитет Популяризации Художественных Изданий (КПХИ) при Государственной Академии истории материальной культуры и в таком виде просуществовало до 1930 года.

Избранные издания общины[править | править код]

  • Павловск. Художественно-исторический очерк и путеводитель. Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1911.
  • Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / Александр Бенуа. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, [1911]. — 135 с.
  • Русская Армия в 1812 году / Рис. исполн. Н. В. Зарецкий; [Вступ. ст. Г. Габаев]. — СПб.: Община Св. Евгении, 1912.
  • 1812 год в баснях Крылова / Силуэты Егора Нарбут; [Вступ. ст. и примеч. Н. О. Лернера]. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, [1912].
  • Петербург: художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы: с 315 иллюстрациями / составил В. Курбатов; книжные украшения А. П. Остроумовой-Лебедевой. — [Санкт-Петербург]: Община св. Евгении, 1913.
  • Кострома. Исторический очерк В. Лукомского и описание памятников художественной старины Г. Лукомского. — Санкт-Петербург: Община св. Евгении, 1913.
  • Каталогъ выставки авторскихъ оттисковъ гравюръ и монотипий Е. С. Кругликовой при складе изданий Общины Св. Евгении [Текст]: С 20 ноября по 10 декабря 1913 г. — Санкт-Петербург: В пользу Общины Св. Евгении, 1913.
  • Выставка «Искусство союзных народов», устроенная Общиной Св. Евгении в пользу раненых и больных воинов в залах Императорскаго О-ва поощрения художеств [Текст]: (I-я группа): Англия, Бельгия, Франция и Польша: [каталог]. — 2-е изд. — Петроград: [б. и.], 1914 (Петроград: Тип. М. Пивоварскаго и Ц. Типографа). — 61 с.
  • Первая помощь в несчастных случаях до прибытия врача / Сост. д-р мед. И.[Н.]В. Шварц; Рис. работы Н. В. Зарецкого; [Предисл.: К. А. Вальтер]. — Петроград: Община св. Евгении, 1915.
  • Открытые письма и другие художественные издания Общины Святой Евгении Красного Креста. Каталог. Петроград: Издание Общины Святой Евгении, 1915.
  • Художественные сокровища Императорского Эрмитажа : Крат. путеводитель / Николай Макаренко. — Петроград: Община св. Евгении, ценз. 1916.
  • Собрание картин В. А. Щавинского. — Петроград: [Община св. Евгении], 1917.
  • А. С. Пушкин. Моцарт и Сальери. Петроград: Издание Общины Святой Евгении, 1918.
  • Н. К. Рерихъ / Сергей Эрнст; [Обл. по рис. С. В. Чехонина ; Кн. украшения Н. К. Рериха]. — Петроград: Община св. Евгении, 1918.
  • К. А. Сомов / Сергей Эрнст; обл. по рис. С. В. Чехонина; кн. украшения К. А. Сомова. — Петроград: Община св. Евгении, 1918.

Литература по истории общины[править | править код]

  • В. Адарюков. Издательская деятельность Общины св. Евгении // Жизнь искусства. — 1919. — № 253—254 — 27-28 сентября.
  • Обзор художественных изданий общины св. Евгении / В. К. — С.-Петербург, 1909. — 18 с.
  • Издательство Общины св. Евгении — Комитет популяризации художественных изданий (1896—1930) [Текст] : выставка изданий и оригиналов графики : каталог / Добровольное о-во любителей книги РСФСР, Выставочный центр «У книгоиздателей И. Д. Сытина»; [сост. В. П. Шестопалов; вступительная ст. В. П. Позднякова]. — Москва : Добровольное о-во любителей книги РСФСР, 1990.
  • Снегурова М. Община св. Евгении // Наше наследие. 1991. — № 3 (21). С. 27-33.
  • Бакал Л. Л. К истории создания Общины св. Евгении Красного Креста // Букинистическая торговля и история книги. Вып. 5. М., 1996.
  • Романенкова О. А. Диссертация «Комитет Популяризации Художественных изданий как тип специализированного издательства по изобразительному искусству». Спб., 2000.
  • Ганулич А. Художник Иван Билибин и Община св. Евгении. // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2004. № 5 (17). С. 128—130.
  • Мозохина Н. А. Ранний период существования издательства при Общине св. Евгении. Новые материалы // ЖУК, журн. для коллекционеров открыток. 2005. № 04 (08). С. 27-29.
  • Мозохина Н. А. Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке Общины святой Евгении // Научные труды. № S. C. 123—132.
  • Издания Общины святой Евгении / Русский музей; [авт.-сост. Ирина Золотинкина, Галина Поликарпова, Наталия Соломатина]. — Санкт-Петербург: Palace Editions: Graficart, 2008. — 95 с.
  • Мозохина Н. А. Кризис 1905 года в истории издательства Общины св. Евгении. // Филокартия. 2008. № 2 (8).
  • Мозохина Н. А. А. Н. Бенуа как художественный лидер издательства при Общине св. Евгении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 151—159.
  • Произведения Н. К. Рериха на открытых письмах Общины святой Евгении: альбом-каталог / Е. Г. Петренко. — Одесса: Астропринт, 2009. 40 с.
  • Мозохина Н. А. В. П. Шнейдер и А. Н. Бенуа как художественные лидеры издательства при общине св. Евгении. К вопросу о преемственности двух этапов истории фирмы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6. С. 155—160.
  • Издательство Общины Св. Евгении и рынок типографских услуг в России начала XX в. / Н. А. Мозохина // Триста лет печати Санкт-Петербурга: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург. 11-13 мая 2011 года. — Санкт-Петербург: Государственный музей истории Санкт-Петербурга, 2011. С. 191—197.
  • Колточихина А. А. Основные направления благотворительной политики Российского императорского дома на примере деятельности принцессы Е. М. Ольденбургской // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.2012. Т. 2. № 22. С. 121—123.
  • Поддубный М. В. Военные врачи и Община святой Евгении // Военно-медицинский журнал. 2012. № 1. С. 76-81.
  • Поддубный М. В. Тема военной медицины в изданиях общины святой Евгении (к 130-летию со дня основания) // Военно-медицинский журнал. 2012. Том 333. № 4. С. 80-83.
  • Русско-Японская война 1904—1905 гг. в иллюстрированных открытках Общины Святой Евгении (из фонда Отдела изоизданий РГБ) / Д. С. Молчанова // Румянцевские чтения — 2013: The Rumyantsev readings — 2013: материалы международной научной конференции (16-17 апреля 2013): [в 2 ч.]. — Ч. 1. — Москва: ФГБУ «Российская государственная библиотека», издательство «Пашков дом», 2013. — С. 416—422.
  • Издательство общины Св. Евгении: на пути к книгоизданию (1896—1909) / Н. А. Мозохина // Книжное дело в России в XIX — начале ХХ века: сборник научных трудов — Вып. 17. — Санкт-Петербург: Российская национальная б-ка, 2014. — С. 130—144.
  • Е. А. Борцова. Графический дизайн в творчестве Н. С. Самокиша (на примере сотрудничества с «Общиной святой Евгении») // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2014. № 3. С. 325—332.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 Колточихина А. А. Основные направления благотворительной политики Российского императорского дома на примере деятельности принцессы Е. М. Ольденбургской //Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.2012. Т. 2. № 22. С. 121—123.
  2. 1 2 Энциклопедия благотворительности. Санкт-Петербург
  3. 1 2 Разные известия // Нива. 1896. № 29. С. 743.
  4. ↑ Поддубный М. В. Военные врачи и Община святой Евгении // Военно-медицинский журнал. 2012. № 1. С. 77.
  5. ↑ СПб ГБУЗ «Клиническая городская больница № 46 Святой Евгении»
  6. ↑ Мозохина Н. А. А. Н. Бенуа как художественный лидер издательства при Общине св. Евгении // Дом Бурганова. Пространство культуры. 2009. № 1. С. 152.
  7. ↑ Мозохина Н. А. Образ Петербурга в художественной оригинальной открытке
    Общины святой Евгении // Научные труды. 2006. № S. С. 123.
  8. ↑ Мои воспоминания [Текст]: в 5 кн. / Александр Бенуа; [изд. подг. Н. И. Александрова и др.]. — Москва: Наука, 1980. — (Литературные памятники : ЛП / Российская акад. наук). Кн. 4-5. — 1980. C. 691.

Источник