Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу

Сильнее всего экономическая отсталость России от других европейских держав в XIX веке отразилась в результатах Крымской войны. Поражение, которое привело к потере территорий, утрате черноморского флота и большому дефициту бюджета, стало одним из главных толчков к проведению реформ. Вскоре после заключения мира Александр II произнёс свою известную речь:

«Слухи носятся, что я хочу объявить освобождение крестьян. Я не скажу вам, чтобы я был совершенно против этого. Мы живем в таком веке, что со временем это должно случиться. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу»

Император-освободитель, как его окрестили в дальнейшем, в детстве обучался Василием Жуковским, воспитывавшим в Александре искренний гуманизм, хорошо сочетавшийся с природной мягкостью характера и сентиментальностью. Существует легенда, что Николай I, отец Александра, на смертном одре взял со своего наследника обещание освободить крестьян. При этом нужно отметить, что как такового кризиса крепостной системы не было. Конечно, крестьяне иногда протестовали, поджигая имения и совершая побеги, однако никаких массовых движений не существовало. Необходимость проведения реформы в первую очередь определялась упадком экономики. Крепостническая система сдерживала модернизацию страны и мешала развитию промышленного сектора из-за нехватки свободной рабочей силы.

Земельный вопрос стал ключевым аспектом отмены крепостного права. Александру было необходимо найти компромиссный подход, который удовлетворит и помещиков, владеющих землей, и крестьян, желающих получить кусок этой земли. В итоге манифест 1861 года делал абсолютно всех крестьян лично свободными, определяя им земельные наделы исходя из места проживания: в черноземной полосе на душу выдавалось от 2 до 6 десятин (1 десятина – 1,09 га), в нечерноземных областях – 3-7 десятин, а в степной – до 12 десятин. На карте ниже видно, что в большинстве центральных областей страны крестьянские наделы в итоге уменьшились, что привело к массовым восстаниям – уже после реформы!

Оранжевым и розовым отмечены губернии, где крестьянские наделы сократились,
зеленым – где увеличились.

При описании последствий реформы необходимо отметить два важных момента.

  • Во-первых, земля давалась не отдельным крестьянам, а общине, которая становилась коллективным помещиком. Крестьянин не мог продавать или сдавать в аренду свой надел без согласия большинства членов общины. Это стало ключевым препятствием для развития рыночной экономики в стране и сельского хозяйства в частности вплоть до Столыпинских реформ.
  • Община – механизм страшно неэффективный. Община делила землю, собирала налоги, применяла силу против неплательщиков, но делала это на основе обычая, а не закона. Судьба крестьянина полностью зависела от общины, так как выйти из неё было очень сложно. Вся масса крестьян трудилась, не имея гарантированных прав на землю, которая в какой-то момент перераспределялась между дворами с учетом изменений в численности семей. Какой может быть у человека стимул качественно работать на земле, если он в любой момент может её лишиться по прихоти общины?
  • Во-вторых, земля давалась только после оформления выкупной сделки. Размер выкупа определялся не на основе рыночной стоимости земли, а по следующей формуле: ранее выплачиваемый оброк делился на 0,06 (т.е. 6% – доход по банковским вкладам). Предположим, если крестьянин выплачивал годовой оброк в 9 рублей, то выкупная сумма составляла 9/0,06 = 150 рублей. Государство сразу выплачивало помещику 80% выкупной суммы, что считалось “долгосрочной ссудой”, погашаемой крестьянами в течение 49 лет. Остальные 20% крестьяне должны были выплатить помещику напрямую – деньгами, отработками или в рассрочку.
  • Выкупные операции стали главным двигателем развития всей рыночной экономики Российской Империи. Помещики, получив огромные денежные средства, стали модернизировать своё хозяйство, вкладываться в строительство железных дорог и фабрик. Государство же получило источник накопления капитала в виде платежей от крестьян.

Крестьянская реформа стала первой и самой важной в серии реформ 1860-70-х годов. Она помогла совершить скачок в промышленном развитии Российской Империи, сделав продукцию страны конкурентоспособной на мировых рынках – и в мировых войнах. Кроме того, благодаря появлению прав у крестьян был сделан шаг к демократизации общества.

Тем не менее, этого было мало. Община сильно ограничивала эффективность сельского хозяйства и мешала появлению объемного рынка рабочей силы. Крестьяне получили свободу, однако размер надела в среднем сократился, а необходимость выплаты выкупа как государству, так и помещикам создавала серьезное финансовое бремя.

Читайте также:  Грецкие орехи польза и вред для мужчин

Крестьяне искренне считали, что только тот, кто обрабатывает землю, может ей владеть. Эта идея предполагала, что земельная реформа будет продолжена, и в какой-то момент все владения помещиков будут поделены между земледельцами. Во время правления Александра II этого не случилось, что привело к росту напряженности в обществе и убийству императора. В трёх русских революциях крестьянство неизменно поддерживало левые партии, и в конечном счете земли помещиков все-таки были захвачены – но это уже совсем другая история.

Понравилась заметка? Подписывайся на канал Штрудель!

Материалы:
https://republic.ru/posts/80829
https://republic.ru/posts/80528

Источник

Великая реформа?.. Великая реформа!

Урок актуализации знаний

8 класс

Личностно-ориентированная технология урока истории

Цели урока:

– обобщить знания учащихся по теме «Крестьянская реформа 1861 г.», нацелив их на рефлексию личностно-смысловых отношений к проблемам России середины XIX в.;

– продолжить работу по формированию умений и навыков анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать, вести дискуссию, отстаивать собственное мнение, работать с историческими источниками;

– воспитывать уважение к историческому прошлому, поддерживать представление о равенстве всех людей, уважение чужих прав и свобод, толерантности, компромиссного решения в любой ситуации.

Оборудование урока:

компьютерная презентация урока;

– портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II;

– репродукция картины Г.Мясоедова «Чтение Положения 1861 г.»

Оформление доски:

– тема урока;

– эпиграфы к уроку

«Имя Александра II отныне принадлежит истории… Начало освобождения крестьян сделано им, грядущие поколения этого не забудут!» А.И.Герцен

«Порвалась цепь великая, «1861 год породил 1905» В.И.Ленин

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..» Н.А.Некрасов

– портреты Павла I, Александра I, Николая I, Александра II.

Подготовка к уроку:

Заранее класс делится на 5 групп. Каждая группа получает задание изучить материал учебника, дополнительную литературу и подготовить выступление по определенной теме. На уроке класс рассаживается по группам.

Задания группам. Предложить вариант решения крестьянского вопроса от имени: помещиков-крепостников (1 группа); либералов (2 группа); представителей революционного лагеря (3 группа); правительства (4 группа); экспертов, оценивающих правильность проектов и правительственный выбор (5 группа).

Ход урока

Вступительное слово учителя: Начало этому процессу положил ПавелI, подхватил его Александр I, продолжил Николай I и завершил Александр II.

О чем идет речь? Вспомним, что было сделано каждым из этих царей для решения крестьянского вопроса (беседа)

В отличие от своего отца, Николая I, Александр был довольно хорошо подготовлен к управлению государством. Он вступил на престол в возрасте 37 лет. Это примерно возраст ваших родителей. Что характерно для людей этого возраста? Имея немалый жизненный опыт, желание и силы что-то изменить, стремление к чему-то новому, но с учетом итогов прошлого, Александр II стал инициатором освобождения крестьян. В историю он вошел как царь-освободитель.

Целями нашего урока являются повторение, обобщение и углубление знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.» В течение урока вы должны будете определить свое личное отношение к данной реформе. Чем является это событие для каждого из вас?

Итак, тема нашего урока (слайд №1): «Великая реформа?..» или «Великая реформа!» Эпиграфами к уроку будут три разных по смыслу оценки реформы (зачитываются эпиграфы) К теме и эпиграфам мы вернемся в конце урока и вы поставите ? или ! в теме.

Работа на уроке будет проходить в группах, которые получили домашнее задание предложить варианты решения крестьянского вопроса от имени помещиков-крепостников (1 группа), либералов (2 группа), представителей революционного лагеря (3 группа), правительства (4 группа), экспертов, оценивающих данные проекты (5 группа). Перед вами стояла сложная задача: не только изучить материал, но и пропустить его через свою душу, представить себя в определенной роли, окунувшись в атмосферу российской жизни середины XIX века.

Задания: Назовите все причины отмены крепостного права.

Определите цели реформы 1861 г. (слайд №2)

Определите, о каких личностях идет речь?

А) «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Кому принадлежат эти слова? (Александру II – слайд №3)

Б) О ком речь? Близкий к Александру II человек, не обладал ни крестьянами, ни землей, не имел своекорыстных интересов, собрал большое количество специальных журналов и статей по крестьянскому вопросу, первый председатель Редакционных комиссий. (Я.И.Ростовцев – слайд №4)

Читайте также:  Спа уход для рук польза

В) Министр юстиции, известный крепостническими взглядами, несмотря на все противодействие реформе, не смог значительно повлиять на деятельность Редакционных комиссий (В.Н.Панин – слайд №5)

Г) Один из самых образованных и талантливых деятелей той эпохи, председатель Земского отдела, «правая рука» Ростовцева и «главный двигатель» реформы (Н.И.Милютин – слайд №6)

Выступления групп (слайд №7).

Задания по репродукции картины Г.Мясоедова «Чтение Положения

1861 г.» (слайд №8):

– Где и когда происходят изображаемые события?

– Кто изображен на картине?

– Предположите, кто читает Манифест вслух?

– Предположите, о чем думают изображенные люди?

Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Работа по раздаточному материалу:

В каком году – рассчитывай, Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай, Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке Из смежных деревень –

Сошлись семь мужиков; Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии, Неурожайка тож.

– Определите время, когда могло произойти действие поэмы.

– Как называлась губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?

– Почему автор дал такие названия?

Задание: Назовите все значимые следствия реформы (положительные и отрицательные).

Исторический диктант. Работа по раздаточному материалу.

О чем или о ком идет речь?

1) Неуплаченные в срок налоги, сборы (недоимки).

2) Комитеты в губерниях для подготовки проектов крестьянской реформы (губернские дворянские комитеты).

3) Крестьянин, освобожденный по реформе 1861 г. от крепостной зависимости, но не переведенный на выкуп (временнообязанный).

4) Должностное лицо, назначаемое для утверждения уставных грамот и разрешения споров между крестьянами и помещиками (мировые посредники)

5) Договор помещика с крестьянами о размере надела и условиях выкупной сделки (уставная грамота)

6) Отторгнутые от крестьянских наделов в пользу помещика участки земли (отрезки)

7) 80% от стоимости надела, которые платило за крестьянина государство и которые тот должен был вернуть в течение 49 лет (государственная ссуда)

8) Крестьянин, который после 1861 г. нес повинности в пользу помещика (временнообязанный)

9) ¼ от нормы надела, которую крестьянин получал бесплатно (дарственный надел)

10) Преобразование в какой-либо сфере государства (реформа).

Подведение итогов урока.

Обсуждение эпиграфов и темы урока.

Домашнее задание. Составить свой собственный проект отмены крепостного права.

В каком году – рассчитывай, Уезда Терпигорева,

В какой земле – угадывай, Пустопорожней волости,

На столбовой дороженьке Из смежных деревень –

Сошлись семь мужиков; Заплатова, Дырявина,

Семь временнообязанных Разутова, Горелова, Неелова,

Подтянутой губернии, Неурожайка тож.

Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.

1) Помещики отныне теряют (сохраняют) право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо (за установленные) повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны (обязаны) исполнять в пользу помещиков никакие повинности.

3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными (временнообязанными).

4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия ( с согласия) помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же (освободятся от обязанностей к помещикам по выкупной сделке) вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек (сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений) будет открыт новый порядок…

Текст с ошибками. Из Манифеста от 19 февраля 1861 г.

1) Помещики отныне теряют право собственности на все принадлежащие им земли и предоставляют крестьянам без каких-либо повинностей, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

2) Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие не обязаны исполнять в пользу помещиков никакие повинности.

3) В сем состоянии, которое есть постоянное, крестьяне именуются полностью свободными.

4) Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, без согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование.

Читайте также:  Бассейн и ребенок польза и вред

5) С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне сразу же вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников… существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть ликвидирован полностью, и без отсрочек будет открыт новый порядок…

Источник

Предмет:История

Класс:8

Учебник:История России, XIX век: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., М.: Просвещение, 2004г.

Тема:Основные положения реформы 1861 года.

Цель: Знать условия реформы 1861года, анализируя самостоятельно и в группах информацию, предложенную учителем.

В ходе урока используется презентация «Отмена крепостного права 1861г.»

t

(время)

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Орг. формы

Действия учителя

Действия ученика

1

Организационный момент

Ф

Приветствую учащихся, демонстрирую слайд 1, сообщаю тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь

2

Постановка проблемного вопроса урока.

Учащиеся формулируют противоречие между идеей освобождения крестьян и всплеском крестьянских выступлений и формулируют проблемный вопрос: Почему отмена крепостного права (свобода) вызвала всплеск их недовольства?

Выдвижение гипотез учащимися.

Эвристическая беседа

Демонстрирую слайды 2-5 презентации , задаю вопросы

Анализируют содержание слайдов, делают выводы, выявляют противоречие, выдвигают гипотезы, формулируют проблемный вопрос «Почему отмена крепостного права вызвала всплеск их недовольства?»

5

Изучение нового материала

Определение условий реформы, их отрицательных и положительных последствий

Самостоятельная, индивидуальная работа

Демонстрирую слайд 6, формулирую задание:

«Чтобы оценить что-либо, мало видеть только форму и внешнее проявление, будь оно ярким, красивым или уродливым для сиюминутного восприятия, стоит только приложить усилия и заглянуть внутрь – тебе откроется вся правда». Так сказал кто-то из великих, предлагаю последовать этому совету с позиций крестьянства. Внимательно изучите отрывки из «Манифеста об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости», «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» (Приложение 1), текста учебника определите содержание реформы, а также её положительные и отрицательные стороны. Кратко заполните таблицу.

реформы

Положительные стороны

Отрицательные

стороны

Изучают отрывки из исторических источников, текст учебника. Рассматривают условия с позиций крестьянства и заполняют аналитическую таблицу:

реформы

Положительные стороны

Отрицательные

стороны

1. Личное освобождение крестьян.

2. Получение крестьянами земельного надела в частную собственность

Получение ряда гражданских прав

Для ряда крестьян освобождение от поземельной зависимости

Ограниченность полученных прав.

Выкуп.

Временнобязанное состояние.

4

Понимание, что условия реформы не совсем соответствовали ожиданиям крестьянства.

Ф

Демонстрирую слайды 7-8. Задаю вопросы

Зачитывают записи в таблице.

3

Физминутка

Отдых

Ф

Выполняю с детьми

Ученик проводит, остальные выполняют.

12

Детальное изучение условий реформы отмены крепостного права

Работа в группах

Предлагаю выполнить задания в группах с использованием презентаций.

Задание группе 1: Проанализируйте данные диаграмм, статистические данные и сделайте выводы о порядке и характере выкупных платежей крестьян за землю. Подготовьте сообщение. (Презентация «Задание группе 1»)

Задание группе 2: Проанализируйте информацию и охарактеризуйте «временнообязанное» состояние крестьян. Сравните положение крестьянина до реформы и после. Подготовьте сообщение. (Презентация «Задание группе2»)

Задание группе 3: Проанализируйте схемы, данные карты, статистические данные и сделайте выводы об условиях наделения крестьян землёй. Сформулируйте определения понятий «отрезки», «прирезки». Подготовьте сообщение. (Презентация «Задание группе 3»)

Демонстрирую слайды 9-20

Работают над заданиями (фрагменты презентации), обсуждают в группах, выступают

5

Закрепление изученного материала.

Закрепление основных противоречий реформы через описание крестьянского отношения к ней

Самостоятельная работа

Ф

Демонстрирую слайд 21, раздаю отрывок из исторического документа, формулирую задание:

Прочитайте отрывок из исторического источника (приложение 2) и ответьте на вопросы «Какие места манифеста вызвали наибольшее возмущение крестьян? Почему?»

Демонстрирую слайд 22, предлагаю дать ответ на проблемный вопрос урока.

Читают, применяют знания, полученные в ходе изучения нового материала, отвечают на вопрос.

7

Контроль над уровнем усвоения знаний

Выполнение теста (обязательно для всех). Выполнение заданий.

Индивидуальная самостоятельная работа

Формулирую задание. Сообщаю, что для каждого обязательным является выполнение задания 1, ребятам, которые справятся быстро предлагается выполнить задания 2, 3 или 4 по выбору.

Работают с раздаточным материалом ,сдают работы.

1

Домашнее задание

Нахождение информации, которая позволит посмотреть на условия реформы с позиций помещиков

Поиск информации

Сообщаю задание

А. Н. Некрасов так писал в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

« Порвалась цепь великая,

Порвалась – расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!»

Разыщите информацию, иллюстрирующую отношение помещиков

к рассматриваемой нами реформе.

Записывают, задают уточняющие вопросы

Источник