Отторжение в свою пользу чужих территорий это аннексия

Отторжение в свою пользу чужих территорий это аннексия thumbnail

Аннексией называют насильственное присоединение земель одного государства в пользу другого. При аннексии происходит не только захват контроля над землями, но и меняют юридический статус земель. Обычно аннексии происходят достаточно мирно, но нередко несут за собой плачевные последствия.

Аншлюс Австрии и аннексия Судетской области

Наверное одними из самых известных аннексий в истории являются аншлюс Австрии и присоединение Судетской области. Так с приходом Гитлера к власти он начал курс на милитаризацию и на восстановление величия Германии. Изначально Германия, как заявляла пропаганда, решила восстановить историческую справедливость и вернуть собственные земли. Так произошла ремилитаризация Рейна, но аппетиты Гитлера росли и его взор пал на Австрию, которая была заселена немцами. Аншлюс произошел за 1 день. Австрия была присоединена Германией, но уже спустя полгода Гитлер снова произведет аннексию, только уже Судетской области, снова же населенную немцами. Собственно обе аннексии были мотивированны воссоединением немцев в одно государство. Самое ужасное то, что многие страны просто игнорировали такое положение дел в Европе. А некоторые, к примеру Франция и Великобритания, вообще потакали немцам. Так две, казалось бы мирных аннексии, в итоге переросли в одну из самых кровавых войн в нашей истории.

Аннексия Боснии и Герцеговины

Аннексия Боснии и Герцеговины произведена в 1908 году Австро-Венгрией. Так еще в 19 веке Османская империя стала сдавать свои позиции на Балканах, и ранее были провозглашены независимости Сербии, Черногории, Болгарии и других стран. Уже во времена русско-турецкой войны 1877 года, Босния и Герцеговина оккупируется австро-венгерскими войсками, а в ходе перемирия земли были переданы на совместное управление османов и австрийцев. Отношения накалялись и уже в 1908 году начались претензии от разных стран на земли Боснии и Герцеговины. Так новая османская власть хотела снова подчинить себе эти земли. Австро-венгры, желавшие собрать все славянские земли, стали также на них претендовать. И конечно же Сербия в союзничестве с Россией желала присоединить этнические земли сербов. В Боснии и Герцеговине на тот момент проживало немало сербов. Всё это вылилось в тяжелейших кризис, начались мобилизации армий. В итоге кризис каким-то чудом разрешился мирно, Австро-Венгрия присоединила к себе земли Боснии и Герцеговины. Но снова же аннексия стала еще одним шагом к мировой войне.

Аннексия Прибалтики

Присоединение Прибалтики к Советскому Союзу не считается аннексией только советскими историками. Западные и прибалтийские историки считают это аннексией в чистом виде. Так, еще с момента установления советской власти в России, коммунистическая верхушка хотела восстановить территорию в прежних границах. Потому с подписанием договора о ненападении и тайного протокола под советскую зону влияния попали страны Прибалтики. В конце 1939 года Советский Союз предъявляет странам Прибалтики ультиматум, подписывает договор о взаимопомощи и водит на их территорию собственные войска. А уже в следующем году советское правительство объявляет правительства в Прибалтике предателями и обвиняет в пособничестве немцам, вводит дополнительные войска и ставит марионеточные правительства, которые вскоре и присоединяют земли к Советскому Союзу. Насильственное присоединение Прибалтики серьезно отразилось на местном населении на многие десятилетия. Так уже с началом Великой Отечественной прибалты массового выступают на стороне немцев. А с падением Советского Союза первые вышли из его состава и стали лишать русских гражданства. И до сих пор отношение прибалтов ко всему советскому резко негативное.

Аннексия Техаса

Аннексия Техаса Соединенными Штатами произошла в 1845 году. Аннексия Техаса случилась благодаря массовой эмиграции американских колонистов на его земли. Интересно, что миграцию даже поощеряло мексиканское правительство, так как регион был слабо заселенным. Так, с наступлением нестабильности в Мексике и написания новой конституции, в Техасе началась революция, в основном благодаря американским переселенцам. Эта революция привела к созданию Республики Техас в 1836 году. Создание республики одобрили Соединенные Штаты и ряд других западных стран. Мексика ещё неоднократно пыталась вернуть Техас и не признавала республику, но благодаря помощи Соединенных Штатов Техас удачно отбивался, и, как уже было сказано выше, в 1945 году Техас был присоединён к Соединенным Штатам Америки. В итоге, эта аннексия вылилась в американо-мексиканскую войну.

Аннексия Крыма

Аннексия Крыма произошла в 2014 году, в разгар политического кризиса в Украине. Так, в начале года начались волнения по всему Крыму, а на его территории появились военные без опознавательных знаков. Военные стали занимать правительственные здания и стратегически важные объекты. А вскоре в Крыму произошел референдум и земли были присоединены к России. Некоторое время российское правительство скрывало свое вмешательство в дела Крыма, но уже спустя год президент РФ Владимир Путин лично заявил, что в Крыму были русские военные, и прибыли они туда по его приказу. Присоединение признано незаконным большинством мировых стран, а референдум недействительным, так как на нём не было наблюдателей из других стран, а его инициация могла быть только со стороны Украины.

Как мы видим из истории, аннексия очень часто приводит к серьезным военным конфликтам. Присоединение Крыма к России мирным путем было возможно только благодаря воле самого народа Крыма, а отсутствие военных действий обеспечено возродившейся силой современной России.

Спасибо, что дочитали статью до конца, осталась еще малость – поставьте лайк, это не сложно, а для меня очень важно. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Источник

Аннексия

Аннексия — это насильственное присвоение одним государством части или всей территории другого государства. Аннексия предполагает эффективную оккупацию рассматриваемой территории с явным намерением присвоить ее на постоянной основе (corpus et animus).

Аннексию следует отличать от:

  • приобретения «ничейной земли» (terra nullius) посредством эффективной оккупации, сопровождаемой намерением присвоить территорию;
  • цессии — мирной передачи территории одного государства другому в результате заключенного между ними договора;
  • адъюдикации — передачи части территории одного государства другому на основании решения судебного или арбитражного органа;
  • приобретательской давности — приобретения суверенитета над спорной территорией путем фактического и ненарушаемого владения этой территорией в течение длительного времени;
  • аккреции — естественного приращения территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками.
Читайте также:  Заварка для глаз польза для ребенка

В соответствии с действующим международным правом, аннексия более не является юридически допустимым способом приобретения территории, поскольку она нарушает принцип неприменении силы или угрозы силой в международных отношениях.

Историческое развитие международно-правовых норм.

Аннексии в классическом международном праве.

Классическое международное право не запрещало государствам вести военные действия. Аннексия территории другого государства путем одностороннего заявления или вступления в силу мирного договора считалась юридически действительным способом приобретения территории при условии соблюдения ряда условий.

В случае односторонней аннексий во время или после состояния войны завоевание рассматриваемой территории должно быть окончательным, а ситуация необратимой. Таким образом, до прекращения военных действий и заключения мирного договора сам по себе факт завоевания не считался достаточным правовым основанием для передачи территориального суверенитета. Государств-завоеватель могло пользоваться только правами оккупирующей державы, предоставляемых ему в соответствии с правом войны.

Аннексии территории другого государства без договорного соглашения, если ей не предшествовали военные действия, считалась неправомерной, даже несмотря на то, что соответствующая территория могла уже находиться под твердо установленным контролем аннексирующего государства. Таким образом, аннексия Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1908 году была юридически недействительной, хотя под управление Австро-Венгрии данная территория была передана еще Берлинским конгрессом 1878 г.

Большинство мирных договоров, заключенных до и, в частности, в конце Первой мировой войны, предусматривали передачу территории побежденных государств либо государствам-победителям, либо вновь образованным государствам. Хотя такие договоры неизбежно включали элемент принуждения, они признавались юридически действительными.

Аннексии после вступления в силу Устава Лиги Наций.

Первым серьезным вызовом легитимности аннексий стал Устав Лиги Наций (1920 г.), в котором в ст. 10 прямо гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость государств, а в ст. 12–16 ограничивалось право развязывать войны.

Следующим важным шагом стало вступление в силу пакта Келлога-Бриана (1928 г.), который запрещал войну как средство достижения политических целей.

Исходя из таких правовых изменений, агрессивные войны все чаще стали считаться неправомерными, а приобретение территории в результате подобного неправомерного обращения к силе также стало рассматриваться как нелегитимное и недействительное в соответствии с международным правом.

Аннексии после вступления в силу Устава ООН.

Вступивший в силу в 1945 г. Устав ООН закрепил в международном праве общий запрет на аннексию. Пункты 3 и 4 ст. 2 Устава обязывают государства-члены разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами, а также воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимость любого государства.

Таким образом, не только война, но и применение силы в любой форме стало рассматриваться в качестве международно-противоправного деяния, из которого не могут быть получены какие-либо права. Соответственно, никакая аннексия не может быть законной.

Государства юридически обязаны не признавать территориальные изменения, совершаемые путем аннексии. Более того, даже аннексия всей территории государства автоматически не приводит к исчезновению данного государства как субъекта международного права, несмотря на то что оно более не способно осуществлять суверенный и эффективный контроль над своей территорией.

Современное правовое положение.

Принцип незаконности аннексий неоднократно подтверждался в различных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Еще в 1967 году в резолюции 242 (1967) Совета Безопасности подчеркивалась «недопустимость приобретения территории путем войны».

В Декларации о дружественных отношениях 1970 г. в рамках принципа, запрещающего применение силы, провозглашается, что «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными».

Это также подтверждается п. 3 ст. 5 Резолюция 3314 (XXIX) 1974 г. Генеральной Ассамблеи ООН об определении агрессии, в которой говорится, что «никакое территориальное приобретение, полученное в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными».

На региональном уровне Хельсинкский Заключительный акт 1975 г. признает в своих принципах I – IV суверенное равенство государств, обязательство государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а также неприкосновенность границ и территориальной целостности государств и, тем самым, исключает аннексию из законных средств приобретения территории.

Обязанность третьих государств не признавать законными любые территориальные изменения, обусловленные аннексией, может быть основана на положении п. 2 ст. 41 Проекта статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния Комиссии международного права. Согласно данному Проекту статей государства не должны признавать правомерной ситуацию, сложившуюся в результате серьезного нарушения обязательств, вытекающих из императивных норм общего международного права.

Аннексии в современном мире.

Аннексия Тибета.

После военного вторжения в Тибет в 1950 г. и разгрома малочисленной тибетской армии КНР навязала тибетскому правительству договор, в соответствии с которым Тибет был объявлен частью Китая, хотя и получил право широкой автономии.

Отдельными авторами присоединение Тибета к Китаю рассматривается в качестве незаконной аннексии, тем не менее Китай неизменно заявляет, что Тибет всегда был неотъемлемой частью Китая и никогда не был независимой территорией. Эта ситуация отражает тот факт, что статус Тибета был всегда достаточно противоречивым.

Несмотря на вопрос о совместимости с международным правом акта инкорпорации 1951 г., якобы являющегося актом аннексии, вопрос о том, составляют ли данный акт и последующее осуществление суверенитета Китаем над Тибетом нарушение права тибетского народа на самоопределение, остается открытым. Данная проблема в основном решается правительствами западных государств и рядом неправительственных организаций, но не стала предметом какой-либо резолюции Генеральной Ассамблеи ООН с момента принятия Резолюции 2079 (XX) 1965 г. Китайское правительство всегда утверждало, что принцип самоопределения не применим к Тибету, поскольку он никогда не находился в колониальной зависимости.

Аннексия Иерусалима и Голанских высот.

В соответствии с Планом раздела ООН 1947 г. Иерусалим должен был стать международным городом. Он не должен был быть включен ни в состав предлагаемых еврейских, ни арабских государств. Во время Арабо-израильской войны 1948 г. западная часть Иерусалима была захвачена Израилем, а Восточный Иерусалим (включая Старый город) был захвачен Иорданией. Война закончилась подписанием соглашений о перемирии в 1949 г.

Читайте также:  Детские пособия в пользу судебных приставов

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль захватил Восточный Иерусалим, получив таким образом контроль над всей территорией города, после чего объявил о своем суверенитете над объединенным Иерусалимом.

Меры, предпринятые Израилем, были отвергнуты международным сообществом как незаконные акты аннексии, неспособные изменить статус города в соответствии с международным правом. Это ясно из соответствующих резолюций, принятых как Генеральной Ассамблеей (см., например, Резолюции 2253 [ES-V] и 2254 [ES-V] 1967 г.), так и Советом Безопасности (см., в частности, Резолюцию 252 1968 г.). Данная позиция последовательно подтверждается в последующих резолюциях.

Что касается аннексии Голанских высот Израилем, осуществляемой в силу его Закона о Голанских высотах от 14 декабря 1981 г., Совет Безопасности в своей Резолюции 497 (1981 г.) постановил, что «решение Израиля установить свои законы, юрисдикцию и управление на оккупированных сирийских Голанских высотах является недействительным и не имеет международной юридической силы» (Резолюция СБ ООН 497 1981 г.). Аналогичная точка зрения была высказана Генеральной Ассамблеей в ее Резолюции ES-9/1 1982 г.

Тем не менее, 6 декабря 2017 г. президент США Д. Трамп официально признал Иерусалим столицей Израиля.

Аннексия Крыма.

Украинская революция 2014 года, инициированная движением Евромайдана в столице Украины Киеве, имела значительные последствия в Крыму. Власти полуострова, населенного преимущественно этническим русским, всегда решительно поддерживали пророссийскую политику тогдашнего президента В. Януковича. Изгнание его из страны и замена прозападным временным правительством,  ориентированным на проведение «насильственной украинизации», породило сепаратистские требования в Крыму.

17 марта 2014 года, после референдума, украинская Автономная Республика Крым объявила о своей независимости и подала заявку на воссоединение с РФ. Заявка Крыма приветствовались Россией и на следующий день президент В. Путин и представители Крыма подписали соглашение о присоединении, в котором Республика Крым была официально объявлена федеративным субъектом РФ.

Согласно позиции Украины, односторонний выход Крыма из состава Украины является нарушением принципа территориальной целостности. Конституция Украины не предусматривает права сецессии, соответственно выход Автономной Республики Крым из состава Украины противоречит Основному закону Украины. Согласно ему «исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины». Таким образом, поскольку вопросы изменения украинского территориального статус-кво могут быть решены только референдумом на национальном уровне, Крым не был уполномочен организовывать и проводить местный референдум о своем отделении от Украины.

Крымские и российские власти, аргументируя свою позицию, ссылаются на действующее международное право и, в частности, на право на отделение, вытекающее из права народов на самоопределение.

Аналогичной позиции придерживается и Международный суд, который в своем Консультативном заключении о соответствие международному праву одностороннего провозглашения независимости временными органами самоуправления Косово признал, что декларация независимости Косово не нарушает международного права. Данное решение встретило широкое одобрение международного сообщества и в первую очередь таких стран, как США и Великобритания.

Что касается принципа территориальной целостности, закрепленного во многих документах международного права, в том числе в ст. 2 Устава ООН, то Международный суд в указанном Консультативном заключении пришел к выводу, что «принцип территориальной целостности ограничен сферой отношений между государствами».

Таким образом, территориальная целостность одного государства может быть нарушена только другим государством. Поскольку отделение по определению преследуется субъектами, которые (пока) не являются государствами, но стремятся ими стать, односторонние действия, направленные на отделение, не противоречат принципу территориальной целостности.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 68/262 о территориальной целостности Украины. В резолюции заявляется о незаконности проведенного 16 марта 2014 года в Крыму референдума и содержится призыв ко всем государствам и международным организациям не признавать изменения статуса Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Источник

Победители в Первой мировой войне определили новое устройство мира на Версальской конференции, за которой последовала серия международных соглашений. Это устройство было неустойчивым, так как слишком сильно унижало страны, проигравшие войну, а также не учитывало роль Советской России в международных делах. В то же время, несмотря на многочисленные недостатки, Версальская, а затем Вашингтонская конференции заложили основы новой системы предотвращения войн, ограничения вооружений и решения международных противоречий путём переговоров.

Аннексия – отторжение в свою пользу чужих территорий.

Реванш – победа над бывшим победителем.

1919 – подписание Версальского договора.

1922 – подписание Вашингтонского морского договора.

1922 – Генуэзская конференция и Рапалльский договор.

«США становятся в силу обстоятельств нацией – арбитром мира», – утверждал Вудро Вильсон. Президент смотрел на себя как на мессию, чьей задачей было спасти бедных европейцев от их стародавнего поклонения фальшивым и злым богам».

(Ллойд Джордж о Вудро Вильсоне)Вопросы

1. В чём заключались «14 пунктов» Вильсона?

2. Почему Россия не приняла участия в Версальской конференции?

3. В чём заключались противоречия между странами Антанты на Парижской конференции?

4. Почему именно Германия первой из европейских стран признала Советскую Россию и начала с ней сотрудничать?

5. Используя знания по географии, укажите, какие государственные границы, установленные в 1918–1923 гг., существуют до сих пор.

Задания

1. Один из участников Версальских переговоров вспоминал: «В обставленном громоздкой мебелью кабинете на полу, на ковре, лежит географическая карта. Склонившиеся над ней Вильсон, Ллойд Джордж и Клемансо подтащили свои кресла к ковру и нагнулись низко-низко над картой. Затем американский президент растянулся на ковре перед камином, Клемансо на четвереньках позади него. Президент Вильсон, расстелив карту на ковре, склоняется над ней на коленях. Мы все становимся вокруг него. Похоже, будто мы занялись детской игрой „Каравай мой, каравай“». Как вы думаете, в какой мере народы Европы могли повлиять на раздел этого «каравая»?

Читайте также:  Польза утренней гимнастики на работе

2. В Уставе Лиги Наций говорилось: «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. Если член Лиги прибегает к войне, то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Против агрессора должна была быть применена блокада всех членов Лиги. В каких случаях, по вашему мнению, эти меры не могли бы остановить войну?

§ 5. Страны Запада в 1920-х годах

Послевоенная стабилизация

В 1923–1924 гг. острота послевоенного экономического и социального кризиса постепенно спала. Революционные движения были подавлены. Общество стран Запада стабилизировалось, стало развиваться более устойчиво. Государства-победители расширили рынки сбыта своей продукции и получили репарации, что способствовало росту экономики. Введённые во время войны экономические ограничения были отменены, государственное регулирование хозяйственной жизни сокращено. Монополистический капитализм снова вернулся в более выгодное для крупных корпораций состояние нерегулируемого рынка. Однако все шире распространялось мнение, что независимая от общества и государства капиталистическая экономика неустойчива. Её проблемы могут быть решены в том случае, если подчинить монополии государству – осуществить процесс огосударствления (этатизации). Эти идеи разрабатывались в трудах британского экономиста Джона Кейнса.

В 1926 г. Кейнс опубликовал работу «Конец свободного предпринимательства», в которой доказывал необходимость активного регулирования капиталистической экономики государством. Взгляды учёного получили название кейнсианства и были поддержаны лейбористской партией Великобритании, которая привлекала Кейнса к разработке правительственной политики.

Кейнс показал, что рыночная экономика должна регулироваться государством. Для этого общественные ресурсы следует направлять в наиболее важные отрасли хозяйства, что должно способствовать успеху всей экономики в целом. Оправданность такой политики для развитых индустриальных стран подтверждалась опытом социал-демократов, которые всё чаще участвовали в европейских правительствах. Поначалу попытки социал-демократов регулировать экономику были очень осторожными и направлялись в основном на перераспределение прибылей капиталистического производства в пользу рабочих. Но в большинстве стран Запада у власти оставались сторонники нерегулируемого рынка, которые считали, что рабочая сила должна быть дешёвой и поэтому улучшать благосостояние рабочих нецелесообразно.

Экономический бум

Капиталистическое хозяйство, освобождённое от военно-государственной опеки, быстро развивалось.

Начался резкий рост деловой активности (экономический бум) в развитых странах Запада. К концу 1920-х гг. промышленное производство во Франции возросло на 40 % по сравнению с довоенным, а в США – на 20 %. Скромнее были успехи Великобритании – ей удалось лишь восстановить довоенный уровень производства. Экономические успехи США и Франции позволили этим странам оказать помощь Германии. Несколько вырос жизненный уровень европейцев, особенно представителей средних слоев населения.

1920-е гг. – эра чарльстона. Обложка американского журнала «Лайф». 1926 г.

Рост производства шёл медленнее, чем развитие финансовых структур. Отсутствие контроля над частным капиталом привело к росту финансовых спекуляций и афер. Деньги вкладывались в акции, не обеспеченные реальным производством. Многочисленные фонды и банки были неустойчивы. Банкиры подкупали чиновников, подчиняли себе государственные интересы, получали всё более широкие привилегии. Время от времени банки и фонды «лопались», оставляя клиентов без средств. Причастные к аферам банковские и государственные служащие иногда кончали жизнь самоубийством. Но эти громкие скандалы не убеждали собственников капитала в том, насколько серьёзна опасность неустойчивости «свободного капитализма». Казалось, что частные провалы и банкротства не угрожают всей банковской системе в целом.

Однако даже во время экономического подъёма многие отрасли в странах Запада находились в кризисе. За воротами предприятий оказались десятки тысяч текстильщиков, шахтёров, металлургов. Развитие техники ускорило подъём. В небе конкурировали первые пассажирские самолёты и дирижабли (управляемые воздушные шары с двигателями), считавшиеся более безопасными. В 1926 г. Руаль Амундсен на дирижабле «Норвегия» достиг Северного полюса. Но затем несколько аварий и поражение в конкурентной борьбе с самолётостроительными компаниями привели к вытеснению дирижаблей с транспортных линий.

Развивался и наземный транспорт. Начало производства синтетического бензина в 1925 г. позволило получить более дешёвое горючее. Автомобили Форда становились доступными людям со средним достатком. Их удешевление достигалось за счёт конвейерной системы – чёткой организации труда, интенсивной «потогонной» работы до изнеможения каждого занятого на конвейере рабочего. Широкое применение конвейерного индустриального производства получило название фордизма. Фордизм привёл к быстрому росту выпуска продукции. Но большинство людей в мире не были достаточно обеспеченными, чтобы покупать все новейшие промышленные товары и автомобили.

Возникновение массового общества

Мировая война и последовавший за ней революционный подъём вовлекли в общественную жизнь миллионы людей. Бывшие фронтовики почувствовали себя причастными к решению судеб своих стран. Миллионы простых людей хотели участвовать в общественной и политической жизни.

Антикапиталистический плакат. Германия. 1920-е гг.

Революционные события в России и Германии, создание влиятельных коммунистических партий многому научили правящие круги Запада. Они поставили перед собой задачу приобщить широкие слои трудящихся к решению социальных и политических проблем. Возникало новое общество, в котором гораздо большую роль, чем ранее, играли широкие массы населения, – массовое общество. Для правящих кругов это означало, что теперь они должны были убеждать большинство населения в правильности проводимой ими политики.

Крайне важной становилась задача управления мнением миллионов людей, навязывания им предпочтений, вкусов и взглядов, выгодных руководящим группировкам и слоям (манипулирование массовым сознанием). Для этого широко использовались средства массовой информации: газеты и получавшие всё большее распространение радио и кинематограф. Эти средства также широко использовались в рекламе, которая уже тогда не только информировала потребителя о достоинстве продуктов, но и агрессивно навязывала ему вкусы, не гнушаясь элементарным обманом. В условиях господства индивидуализма – готовности человека рассчитывать только на себя, свои знания и силы – делать это было нетрудно. Индивидуализм усилился в условиях экономического подъёма, когда, как казалось, свободный рынок открывает перед предприимчивыми людьми новые возможности.

Источник