Памятка родителям о пользе пальчиковых игр

Памятка родителям о пользе пальчиковых игр thumbnail

Памятка для родителей “Пальчиковые игры”

Пальчиковая гимнастика – это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия. А сколько радостных моментов переживает ребенок, играя вместе со своей мамой, что положительным образом сказывается на развитии эмоциональной сферы. Это и простота, и огромная польза, и радость одновременно. Играя с ребенком таким образом, мы стимулируем внимание, мышление, воображение.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой                 гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

– учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

– учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

3. Упражнения для пальцев динамические.

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

Иг​ровые задания:

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
10. Имитируйте игру на пианино. 
11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев. 
12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

Читайте также:  Желтый горох в корме для кошек вред или польза

Помните! Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Советы:

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Источник

Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.

О пользе пальчиковой гимнастики

Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:

  • Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
  • Развитию координации движений;
  • Подготовке руки к письму;
  • Расширению словарного запаса;
  • Развитию внимания, памяти, воображения;
  • Снятию эмоционального и умственного напряжения;
  • Установлению теплого телесного контакта между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры известны человеку уже много лет. Задолго до научного подтверждения того, что речь малышу зависит от развития мелкой моторики, наши предки заметили, что поглаживание и массаж пальцев приносят ребенку большую пользу.

О пользе пальчиковой гимнастики

Как играть с ребенком?

Малыши до года еще не могут повторять движения за взрослым, поэтому в этом возрасте наиболее актуален массаж рук и каждого пальчика в отдельности. Движения желательно сопровождать короткими стихами и потешками, например: «Этот пальчик маленький, этот пальчик слабенький, этот пальчик длинненький, этот пальчик сильненький, этот пальчик – толстячок, ну а вместе – кулачок». Пальчиковые игры с детьми второго года жизни также пассивны. Потихоньку дети учатся повторять простые движения, такие как сжимание пальцев в кулак, хлопки и т.д. Двухлетки уже самостоятельно могут выполнять несложные упражнения. Детям дошкольного возраста можно предложить игры с разнообразными движениями, которые развивают координацию и ловкость. Наиболее популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры под музыку Е. Железновой, например: «Червячки», «Паучок», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их текст, движения и музыку без труда можно найти в интернете.

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Виды пальчиковых игр

На сегодняшний день придумано множество пальчиковых игр. Условно их можно разделить на несколько видов, один из которых обязательно приглянется Вашему малышу.

  • Малоподвижные игры со стихотворным сопровождением учат ребенка внимательно слушать слова и повторять за взрослым. Сопровождение движений речью благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей малыша. Примеры пальчиковых игр данного вида:

«Фонарики»

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены)

Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак)

Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину)

«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла – (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке)

Виды пальчиковых игр

  • Пальчиковые игры с элементами массажа. В этих играх используются такие движения, как растирание, надавливание, пощипывание.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим (движения расправленными ладонями вверх-вниз)
Мы капусту трём, трём, (трем кулаками друг о друга)
Мы капусту солим, солим, (пальцы складываем в щепотку, солим)
Мы капусту жмём, жмём, (сжимаем и разжимаем кулаки)
А потом и в рот кладем. Ам! (пальцы складываем в щепотку и подносим ко рту)

Пальчиковые игры – это универсальная «развивающая игрушка», которая всегда у Вас под рукой. Тематику игр можно придумывать самостоятельно, ориентируясь на интересы ребенка.

  • Пальчиковые игры с предметами. Выполнение ритмичных движений с использованием различных предметов (карандашей, массажных мячиков, шишек и т.д.) активизируют отделы мозга, которые отвечают за речь.

«Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда. Мне щекотно, да, да, да! (катаем массажный мячик по ладошке)
Уходи, колючий ёж, в тёмный лес, где ты живёшь! (прячем мячик за спиной)

Пальчиковые игры

  • Игры-манипуляции. Чтобы разнообразить игры и повысить интерес малыша к занятиям, можно использовать пальчиковые игрушки (например, персонажей сказок или животных). Пальчиковый театр развивает у детей речь, внимание, воображение и творческие способности.

  • Кинезиологические пальчиковые игры. Это своеобразная «гимнастика для мозга», которая активизирует межполушарное взаимодействие, улучшая тем самым мыслительную деятельность. Такие игры подходят старшим дошкольникам, так как требуют от ребенка достаточно высокой концентрации внимания и усидчивости. Примером кинезиологической игры является игра «Пальчики здороваются», в которой нужно последовательно соединять указательный, средний, безымянный палец и мизинец с большим пальцем.

Читайте также:  Молоко с топленым маслом польза и вред

Выводы

Пальчиковые игры – это не только простой и быстрый способ развлечь ребенка, но и занятие, которое имеет колоссальный развивающий потенциал. Специалисты отмечают, что дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее начинают говорить, писать, а также отличаются хорошей памятью и вниманием.
 

Выводы

Заключение

В детском Монтессори-центре «Созвездие» бережно относятся к личности ребенка и его индивидуальным особенностям. Профессиональные педагоги помогут Вашему малышу гармонично и активно развиваться и раскрыть свой внутренний потенциал. Мы открыты для Вас!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

Источник

Памятка для родителей “Пальчиковые игры”

Пальчиковая гимнастика – это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия. А сколько радостных моментов переживает ребенок, играя вместе со своей мамой, что положительным образом сказывается на развитии эмоциональной сферы. Это и простота, и огромная польза, и радость одновременно. Играя с ребенком таким образом, мы стимулируем внимание, мышление, воображение.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Развивает речь.  

Упражняя и ритмично двигая пальчиками, малыш активизирует речевые центры головного мозга.

2. Развивает умение малыша подражать нам, взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность крохи, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу.

3. Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

         Это очень и очень важное умение! И нам, воспитателям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

4. Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнение из пальчиковой гимнастики – это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он сможет усилить контроль за своими движениями.

5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша!

6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории! Сначала пример покажет воспитатель, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

7. Ну, и наконец, после всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой                 гимнастикой?

Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях (!) минут по 5.

Кстати, как вы думаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Или достаточно играть в полюбившиеся?

Скорее всего, вы заметили, что малыши любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие.

Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова. И чем сложнее навык, тем дольше будет повторение.  Это чуть позже, в более старшем возрасте, будет требоваться постоянно вносить разнообразие в игры.

Зачем же я снова и снова возвращаюсь к теме пальчиковых игр, зачем такое их количество? Может, тогда достаточно нескольких, полюбившихся?

Дело в том, что пальчиковые игры можно разделить на несколько видов:

1. Упражнения для кистей рук.

Примеры таких игр  – это игры из «10 самых простых пальчиковых игр, которые развлекут ребенка в пробке или очереди».

Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Поэтому они подходят для самых маленьких, с них можно начать. Кроме этого, гимнастика с этими играми:

– учит малышей повторять за нами, взрослыми. То есть развивает подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

– учит напрягать и расслаблять мышцы;

-развивает умение сохранять на некоторое время положение пальцев;

– учит переключаться с одного движения на другое.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

Эти игры  – совершенствуют на более высоком уровне полученные ранее навыки. Более сложные, требуют более точных движений. Кстати, именно используя именно эти упражнения (после их усвоения), можно составлять свои самые чудесные и невероятные истории и рассказы.  

3. Упражнения для пальцев динамические.

– развивают точную координацию движений;

– учат сгибать и разгибать пальцы рук;

– учат противопоставлять большой палец остальным.

Иг​ровые задания:

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 
3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони. 
4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 
5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 
6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 
10. Имитируйте игру на пианино. 
11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев. 
12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. 
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 
14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения. 

Читайте также:  Сушилка для рук вред или польза

Помните! Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Советы:

– Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра​вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере​ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

– Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча​стие обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

Памятка для родителей по теме:

«Пальчиковая гимнастика»

Подготовила

учитель-логопед

Олейник О.Г.

г. Покачи

Пальчиковая гимнастика – это очень доступный и эффективных способ развития мелкой моторики рук. Многолетними исследованиями подтверждено, что развитие мелкой моторики рук тесно связано с умственным развитием, в частности с развитием речи. Развивается также и память, в простой, интересной и доступной форме ребенку предлагаются для запоминая маленькие стишки, которые сопровождают действия. А сколько радостных моментов переживает ребенок, играя вместе со своей мамой, что положительным образом сказывается на развитии эмоциональной сферы. Это и простота, и огромная польза, и радость одновременно. Играя с ребенком таким образом, мы стимулируем внимание, мышление, воображение.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  1. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  2. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  3. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  4. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  5. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Советы:

 – Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или
научите его помогать себе второй рукой.

  – Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно

Игровые задания:

1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. “Замок”. Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. “Человечки бегают” с помощью указательного и среднего пальцев.
12. “Футбол”. Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
13. Надавите четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони.
14. Разотрите ладони (вверх-вниз).
15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами.
16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними.
17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.
Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно «переложить на пальцы», то есть придумать несложные движения для пальчиков.

Источник