Перемена с пользой в школе
Досуг детей во время перемены — тема всегда актуальная. По коридорам им носиться нельзя, в телефоны играть — тоже, да и громкому обсуждению «Майнкрафта» с одноклассниками учителя тоже не рады. А сейчас детям ещё запретили и из кабинетов выходить (ковид). А что же тогда делать? Наш блогер Катя Хасанова снова спешит на помощь и предлагает 12 отличных идей для перемены в начальной школе.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Условия карантина стали большой проблемой для многих учителей и школьников. Но в начальной школе возникла ещё одна, может быть незаметная, но крайне значимая трудность: выходить из кабинета во время перемены нельзя, больше не получится побегать по коридору и повеселиться в фойе. Взрослые могут сказать: «А в чём проблема-то? Ну, нельзя выходить в коридор, ну, бегать нельзя. И что такого страшного? Ведь перемена у детей всё равно есть».
На самом деле, психологические и медицинские исследования доказали, что двигательная активность очень важна для младших школьников, поскольку их работоспособность чисто на физиологическом уровне меньше, чем у взрослых, а утомляются они гораздо быстрее. Именно поэтому дети «носятся как сумасшедшие» в коридоре, кричат, шумят: таким образом у них как бы происходит «перезагрузка», они набирают силы и энергию к предстоящему уроку. Теперь же у младших школьников эту возможность отняли.
Что же делать учителям начальных классов? Как справиться с этой проблемой? В этой статье я предлагаю решения, которые, возможно, могут помочь.
При подборке способов я опиралась на следующее:
- На перемене детям нужна хотя бы небольшая, возможная в условиях кабинета, двигательная или сенсомоторная «разрядка»
- На перемене детям хочется общаться друг с другом.
- Перемена — время, чтобы выплеснуть эмоции и напряжение, накопившиеся за время урока.
- Перемена — время, чтобы отвлечься от онлайна, его и так слишком много: телефоны, сенсорные доски, ноутбуки. К тому же, научно доказано, что организм человека напрягается и не может полноценно отдохнуть, если есть взаимодействие с гаджетами.
- На перемене не должно быть никакой сильной интеллектуальной нагрузки, иначе это не перемена.
- Перемена в кабинете должна быть безопасной и не слишком шумной.
- Перемены короткие (10, 15, 20 минут), поэтому длительные занятия и игры не подходят. Поскольку из-за разного начала уроков в разных классах в школах нет привычных звонков, используйте музыкальный видеотаймер обратного отсчёта, чтобы дети могли рассчитать время на игру и понимали, когда закончится перемена без замечаний учителя. Просто выведите видео на доску и включите звук: 5 минут, 10 минут, 15 минут, 20 минут.
1. Игры «Собиралки по цветам»
Самые лучшие варианты — это «Резиночки» и «Мороженое». Для игры «Мороженое» нужно заранее из цветного картона вырезать разноцветные слои и шаблон рожка, а также заготовить разные схемы сборки мороженого. Задача детей — как можно быстрее без ошибок собрать мороженое по схеме с помощью цветных слоёв. Для игры «Резиночки» купите разноцветные резинки, распечатайте схемы. Задача детей — как можно быстрее и без ошибок надеть по схеме резинки нужного цвета на пальцы. Схемы есть здесь.
2. Игры на дыхание
Проведите увлекательное соревнование «Гонка гусениц»! Ребята быстро сделают гусеницу-«гармошку», осталось только подуть (можно использовать для этого трубочку), чтобы она «поползла» (руками трогать нельзя!). Ещё есть классная игра «Меткое дыхание»: прикрепите к партам (под столешницу) одноразовые стаканчики, дайте детям мячики для настольного тенниса. Задача — загнать мячик в стакан только с помощью дыхания (без использования рук). Кто быстрее справился, тот и победил.
3. Игры-конструкторы
Первый вариант — конструктор из цветных ватных палочек. Нужно заранее раскрасить кончики ватных палочек и распечатать схемы сборки. Задача — как можно быстрее собрать фигуры из ватных палочек по схеме, правильно соединив по цветам все кончики. Второй вариант — человечки из трубочек и крышек. Заранее соберите пластиковые крышки от бутылок и нарежьте разноцветные трубочки, распечатайте схемы человечков в соответствии с цветами трубочек. Задача — собрать правильного цветного человечка в нужной позе, кто быстрее и без ошибок справится, тот и победит. Третий вариант — знаменитый конструктор из зубочисток и пластилиновых шариков. Приготовьте много зубочисток (вместо них можно использовать деревянные палочки для шашлыков или нарезанные трубочки), скатайте много небольших пластилиновых шариков — конструктор готов! Теперь дети могут собирать объёмные фигуры любых форм и размеров, связывая зубочистки (рёбра) пластилиновыми шариками.
4. Добрая почта, чат-доска и инстаграм-лента
На уроке нельзя общаться и разговаривать. А когда же детям это делать? Разумеется, на перемене. В одной из прошлых статей я рассказывала о трёх нестандартных способах подружить детей в классе. Представьте, все эти способы идеально подходят для перемены в кабинете! Дети могут писать друг другу письма, рисовать фломастерами и карандашами на чат-доске, рассматривать фотовыставку и обсуждать события из жизни друг друга, а не сидеть в телефонах в вотсапе или онлайн-играх.
5. Рисование по клеточкам, раскраски-антистресс, лабиринты
Конечно, эти способы далеко не всех расслабят на перемене, но вполне возможно, помогут кому-то из детей. Рисование по клеточкам (раскраски и симметрия), знаменитые и популярные у взрослых раскраски-антистресс, а также любимое занятие детей — поиск выхода из лабиринта — отличный вариант отдохнуть на перемене, не выходя из кабинета. Скачивайте, печатайте, дайте детям карандаши и фломастеры и вперёд!
6. Детские журналы
Сегодня взрослые почти не читают бумажные газеты, что уж говорить о детях! Но печатные детские журналы вместо гаджетов могут рассказать весёлые истории и погрузить в мир тайн, загадок и самых интересных заданий. На мой взгляд, лучшие современные детские журналы и газеты — это «Непоседа», «Ёжик», «Тридевятое Царство», «Санька в стране сказок», «Жевжик», «Маленькие академики». Чего в них только нет: лабиринты и поделки, комиксы и ребусы, смешные стихи и шифровки! Покупайте сразу несколько экземпляров, сделайте школьные перемены нескучными и продуктивными!
7. Эксперименты с работой полушарий и со зрением
Хотите, чтобы ваши ученики были творческими и мобильными? Тогда дайте им на перемене простое упражнение на развитие работы обоих полушарий мозга! Распечатайте специальные тропинки, пусть дети пробуют вести по ним двумя руками одновременно с разных концов, главное — не сбиться с пути. Не менее важно делать интересные и полезные упражнения для зрения и мозга, я имею в виду известные всем стереограммы. Задача: «зацепиться» взглядом за какую-либо точку на картинки и сосредоточить взгляд (не моргая) так, чтобы картинка раздвинулась и проявился сюжет-ответ на загадку. Найти и распечатать стереограммы можно здесь и здесь. Пробуйте и тренируйтесь!
8. Физкультминутка для глаз с лазерной указкой
Купите лазерную указку, лучше фигурную (с картинками вместо простой точки). Водите указкой по классу в разных направлениях, а дети пусть следят за точкой глазами. Также на перемене проведите конкурс «Найди жучка», вы быстро перемещаете лазерную точку по кабинету, затем неожиданно говорите «Стоп!», кто первый скажет, где она, тот и победил. Внимание: лазерной указкой может управлять только учитель, в целях безопасности не давайте её детям, не направляйте указку на лицо или в глаза людей, это опасно для зрения!
9. Мини-дискотека
Носиться по коридору теперь нельзя, а дети хотят двигаться? Устройте на перемене мини-дискотеку в условиях кабинета, она будет бесшумной и безопасной. Дети могут выйти к доске или встать в проходах между рядами парт. Включите динамичные танцевальные игры, такие как «Цыплёнок Пи», «Помогатор», «Арам-зам-зам». Вначале дети будут повторять за ведущими на видео, а постепенно запомнят движения и будут делать их сами. Поверьте, ребята будут в восторге! Главные плюсы: развитие координации, реакции (мелодия с каждым разом ускоряется), двигательной памяти.
10. Игрушки-антистресс
Как я уже писала, из-за отсутствия активного движения младшие школьники очень нуждаются в сенсомоторной «разрядке». Взрослым порой это кажется абсолютной ерундой, но вспомните, как во время напряжённой работы мы можем щёлкать ручкой, стучать ногой, мять в руках бумагу. Если уж взрослые устают и делают это, то представьте, каково детям, особенно гиперактивным детям! Поэтому попросите каждого ученика принести (или закупите) эспандеры-«бублики», кушболы, спиннеры, сквиши, мягкие игрушки-антистресс или подушки-игрушки (с наполнителем из шариков полистерола). Дайте детям возможность отдохнуть на перемене, успокоиться и с помощью сенсорного расслабления настроиться на предстоящий урок.
11. Игры на тетрадном листе
Все в детстве на перемене (а порой и на уроке) играли в самые лучшие игры, для которых нужны только ручка и тетрадный листок. Наверное, вы уже догадались, что я говорю про «Морской бой», «Танки», «Точки», «Чепуха», «Угадай слово», «Крестики-нолики». К сожалению, сегодня дети со многими из этих игр порой не знакомы. Дорогие учителя и родители, научите детей этим простым, но очень увлекательным играм! А подробные инструкции для этих и многих других игр на тетрадном листе можно почитать здесь. Поверьте, вы не зря потратите время, ведь дети на переменах смогут развивать логическое мышление и общаться, а не сидеть в телефонах.
12. Три минуты релакса
Бывают такие дни, когда дети перевозбуждены, удержать их в кабинете получается с огромном трудом, а успокоить практически невозможно. Здесь помогут «3 минуты релакса». Выключите свет, попросите детей сесть так, как им будет удобно, расслабиться, закрыть глаза и пофантазировать. Включите звуки природы: море, лес, дождь, деревня. Через 2-3 минуты выключите музыку и отпустите детей заниматься своими делами. В начале урока можете попросить кратко описать, какие картинки возникли у них перед глазами или что им вспомнилось, когда они слушали эти звуки. Это отличный вариант, чтобы успокоить детей. А ещё это хорошее упражнение для развития фантазии. Но важно: прослушивание должно быть не больше 3 минут, иначе дети заскучают и в релаксе не будет смысла.
Есть второй вариант — выключите свет и на 2-3 минуты (не дольше!) включите детям красивое видео со съёмками природы: с красивой музыкой, но без слов. Это прекрасный способ расслабиться, прийти в себя и настроиться на предстоящий урок.
Желаю успехов!!!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Использование элементов технологии развивающего обучения
при разработке внеклассного мероприятия
Актуальность
Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Но она должна также выполнить еще и другую задачу- оздоровительную, так как обществу не безразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, ведь здоровье – это главная человеческая ценность.
Перемены являются обязательным элементом режима дня школы. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в нашей школе многие ребята выходят в коридор и начинают бегать. Дежурные пытаются их остановить, делают им замечания, но ненадолго. А отдохнуть, активно подвигаться на перемене просто необходимо для успешной учебы на следующем уроке, и положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья.
Проведение внеклассного мероприятия решит много проблем, а главное – научит младших школьников с пользой организовать их свободное время.
Классный час «Перемена с пользой»
Класс -1-4
Направление внеурочной деятельности – духовно – нравственное +
спортивно- оздоровительное
Форма внеурочного занятия – деловая игра
Цель:
Организовать деятельность детей по выработке правил поведения на переменах
с пользой для здоровья.
Задачи:
Формировать установку на здоровый образ жизни и мотивационную сферу правильного поведения и безопасности.
Воспитывать дисциплинированную личность, думающую о последствиях своих действий и уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Развивать умение мыслить, логически рассуждать, работать в группе.
Расширять кругозор и способствовать развитию познавательного интереса.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
формировать
умение определять общие правила поведения на занятии, перемене;
оценивать ситуации и поступки как свои, так и чужие.
Познавательные УУД:
формировать
умение понимать и воспринимать информацию в виде текста, фотографий, рисунков;
умение отвечать на простые и сложные вопросы, анализировать, сравнивать, представлять дополнительную информацию;
умение самостоятельно, под руководством учителя делать выводы.
Регулятивные УУД:
формировать
умение планировать свою деятельность;
умение определять цель и план выполнения заданий под руководством учителя, самостоятельно выполнять и оценивать задания ( самоконтроль).
Коммуникативные УУД:
формировать
умение работать в группах, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении поставленной проблемы;
умение вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении.
Методы:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельности;
частично – поисковый – работа в группах;
наглядно – образный – литературное произведение,
презентация;
игровой
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация,
произведение Бориса Заходера
Технологии: в основе разработки классного часа лежат элементы технологии
развивающего обучения: проблемно – ценностное общение, также
использованы информационно – коммуникационные технологии.
Технология развивающего обучения позволяет наиболее полно
раскрыться потенциалу учащихся и дает возможность для само-
реализации. Использование ИКТ значительно ускоряет темп
мероприятия, расширяет кругозор учащихся.
Классный час составлен с учетом требований ФГОС и
одновременно направлен на решение образовательных и воспита-
тельных задач.
Форма проведения : открытое внеклассное мероприятие
Данное мероприятие является логическим продолжением классных часов,
объединенных общей темой: «Культура поведения».
Ход мероприятия
Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
Послушайте отрывок шутливого стихотворения.
Что всего милее для тебя, малышка?
В хлебе – горбушка,
В кровати – подушка,
В книжке – картинка…
– А в школе?
– А в школе – …(переменка!)
На самом деле, в школе у ребят есть интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. 1 слайд
II. Актуализация опорных знаний.
Перемена! Перемена!
Лезет 1- ый «А» на стену.
Ну, а 2- ой «А» и «Б»
Все стоят на голове. 2 слайд
– Ребята, это стихотворение не о нас с вами?
III. Целеполагание и мотивация
– Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня? ( ответы детей)
– Для того, чтобы раскрыть секреты правильного поведения на переменах, я
предлагаю сегодня поговорить об этом.
– Какая задача стоит перед нами? (ответы детей)
( узнать, почему важно правильно проводить перемену и как?)
Работа над темой.
1.Создание ситуации
– Сейчас послушаем стихотворение Бориса Заходера «Перемена»
( читает заранее подготовленный ученик)
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Васе, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
– Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем.
2. Анализ ситуации.
– О чем это стихотворение?
– С кем происходит перемена на перемене?
– Каким предстает перед нами Вова?
– Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте посчитать. ( 10)
– Его поведение на перемене – «случайность»?
( вариант ответа: он так ведет себя всегда, первым «вылетает» за порог)
– Как вы думаете, Вова себя ведет на перемене правильно? ( нет)
– А как? ( варианты ответов: некультурно, нехорошо, неправильно…)
– Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся
вот такие ученики… (проблема!)
3. Сообщения « Я на перемене»
– А как мы ведем себя во время перемены?
– Для того, чтобы легче было рассказать о своем поведении на переменах, предлагаю вам список глаголов (Слова – глаголы на партах: отдыхаю, кричу, бегаю, дерусь, разговариваю, хожу, дурачусь, общаюсь с друзьями, сижу и смотрю в окно, беседую, выполняю поручение, бешусь, читаю, рисую и т.д.)
– Послушаем ( сообщения детей)
– А сейчас вы увидите небольшие фрагменты, главными действующими лицами которых являетесь вы. Посмотрите и скажите, какие правила вы нарушили, и можно ли ваше поведение назвать хорошим?
– А как бы следовало повести себя в данной ситуации? слайды 3 – 5
4. Обобщение. Синтез. ( результаты анкетирования)
– Несколько ребят нашего класса провели среди учащихся 1 – 4 классов
опрос и выяснили: слайд 6
– Чем же занимаются ребята на переменах?
– играют – 29
– бегают – 48
– читают – 8
– готовятся к урокам – 15
– Что можно сказать о том, что увидели на слайдах и услышали из
анкетирования? Правильно ли проводят перемены ребята с нашего первого
этажа? ( ответы детей)
5. Анализ предложений учащихся по организации перемен
а) Работа в группах : – Подумаем, можно ли так проводить перемены?
( ответы детей)
Вывод: можно, но не всегда.
– Так для чего нужна перемена? ( выводится только название!) слайд 8
(ответы детей)
– Организм должен отдохнуть;
– Важно настроиться на другой урок;
– Решить свои проблемы( попить, покушать, сходить в туалет, в библиотеку,
пообщаться с друзьями.
б) Физминутка слайд 9
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
в) – А сейчас продолжим дальше на итоги анкетирования слайд 10
– Чем бы они хотели заниматься во время перемен?
– играть в подвижные игры – 64
– в настольные игры – 13
– ходить в спортзал – 11
– другое – 12 ( читать журналы, разгадывать кроссворды, ребусы, загадки,
гулять возле школы, играть в компьютерные игры, смотреть мультфильмы,
слушать музыку)
г) Как проводить перемены не навредив себе и окружающим
(выводится только название) слайд 10
– Может, стоять в сторонке и скучать? ( дети высказывают свои ответы)
– Конечно, интересно поиграть во время перемены. Вспомним виды игр.
Тихие, спокойные игры (выводится только название) – это отгадывание
кроссвордов, загадок, игры в шахматы, шашки, шахматы, другие настольные
игры, чтение книг и т.д. слайд 11
– А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?
+ –
узнаем что – то новое мозг не отдыхает
организм спокойный мышцы не двигаются
не мешаем окружающим
– Можно ли так проводить перемены? ( ответы детей)
Вывод: можно, но не всегда, надо двигаться или сделать физминутку.
д) Двигательные подвижные игры
– Назовите игры, в которые можно поиграть в школе: «Ручеек», « Море
волнуется», попрыгать в резинки и т.д.
– А что в этих играх положительного и отрицательного?
+ –
Отдыхает весь организм шумно
Эмоциональная разрядка травмы
– Можно ли так проводить перемены? ( ответы детей)
Вывод: можно, но соблюдая правила.
– Какие? Давайте над этим подумаем вместе.
е) Правила поведения во время игр (выводится только название) слайд 12
работа в группах: – придумаем три самых важных правила во время игр.
( обсуждают и называют правила)
– Выведем еще правила ( правила фиксируются на экране)
Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
Умей уступить, не ссорься.
Если кого- то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
Часто говори: давай дружить, давай играть.
ж) Физкультминутка. Игра. слайд 14
– Ребята, вы знаете, что речь является показателем воспитанности человека. Сейчас
мы с вами сыграем в игру «Цепочка».
Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое слово
и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и берет
мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч
переходит к следующему ученику. Игра на выбывание с контролем времени.
– Наш классный час подходит к концу.
– Так как же сделать перемены полезными и интересными?
з) Правила поведения на переменах слайд 15
( правила на слайде)
Отдыхай разумно: не бегай, не кричи. Помни: рядом с тобой отдыхают другие дети.
Не обижай других, ни в шутку, ни всерьез – это может привести к травмам.
Узнавай новые игры и учи своих одноклассников. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
Домашнее задание:
1 группа: разрешающие знаки ( какотдохнуть с пользой) слайд 16
2 группа: запрещающие знаки ( что недопустимо делать)
Подведение итогов.
– Что полезного запомнили для себя?
Рефлексия ( самоанализ и самооценка)
– Закончи фразу: я сейчас знаю, что … слайд 17
– У вас на столах смайлики.
Кто из вас считает, что мы с вами проделали полезную работу, и вы узнали
много нужного и полезного – тот поднимет смайлик с улыбкой.
Если вам было скучно, и вы не узнали ничего полезного для себя – поднимите
грустного смайлика.
Спасибо за работу!
Основные направления реализации:
Работа с классным коллективом;
Проведение на переменах подвижных игр, соревнований, флеш – мобов
Разучивание и проведение физминуток
Результат
В результате проведенного мероприятия дети выполнили домашнее задание: придумали разрешающие и запрещающие знаки.
Классный час, направленный на осознание учащимися значимости перемены в организации учебного процесса первоклассников, повысил их ответственность за поведение во время перемены. В результате организация перемен в классе стала значительно разнообразнее и интереснее. Совместными усилиями родителей в классе появились наборы настольных игр, мини – библиотека, скакалки. Под руководством
учителей, активистов школы часто во время перемен проводятся подвижные игры, соревнования.
Использованная литература
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя /Под ред. Кардашенко В.Н..- М.: Просвещение, 1986.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1 – 5 классы. – М.: Вако.2007- ( Мастерская учителя).
Приложение
Презентация ;
Технологическая карта внеклассного мероприятия;
Стихотворение Бориса Заходера «Перемена».
Игра « Цепочка»
Перемена Борис Заходер
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Васе, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
– Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем.
Игра «Цепочка»
Правила игры: все учащиеся встают. Первый ученик говорит любое вежливое
слово и передает мячик следующему. Другой учащийся говорит следующее слово и
берет мяч, если он не может назвать слово, то садится на место, право взять мяч
переходит к следующему ученику. Игра на выбывание с контролем времени.
12