Перспективы нко в качестве поставщиков общественной пользы

Перспективы нко в качестве поставщиков общественной пользы thumbnail

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

  • действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
  • публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
  • соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
  • публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Об авторах

Иван Бегтин,
директор АНО «Информационная культура»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Источник

Почему некоммерческие организации неохотно становятся негосударственными поставщиками? В Республике Марий Эл, из более 700 официально зарегистрированных НКО лишь 13 (1,8%) социально ориентированных некоммерческих организаций воспользовались возможностью стать поставщиками услуг во всех отраслях социальной сферы.

В прошлом году Министерство социального развития Республики Марий Эл совместно с Региональной благотворительной общественной организацией развития медиапроектов и социальных инициатив «Добрая Республика Марий Эл» провели социологическое исследование среди 400 некоммерческих организаций республики на предмет их готовности стать поставщиками услуг. Оказалось, что 87,4% опрошенных НКО знают о том, что имеют право стать поставщиками услуг и получать на это бюджетные средства. Около 87% организаций в будущем планируют выходить на рынок оказания услуг в социальной сфере.

Читайте также:  Польза джема из черной смородины

Вместе с тем, многие НКО, проводя внутреннюю оценку готовности  к работе в качестве поставщиков услуг, говорят о недостаточности информации о требованиях к поставщикам, недостаточности квалифицированных специалистов для оказания услуг на высоком профессиональном уровне, отсутствии собственных помещений для оказания услуг.

Мы выявили топ 8 опасений некоммерческих организаций при выходе на рынок социальных услуг:

  1. Несправедливое распределение ресурсов и выбор поставщиков услуг;
  2. Нежелание госструктур работать с частными учреждениями;
  3. Неразвитость конкурентной среды;
  4. Информационный «голод», в том числе незнание требований, предъявляемых к поставщикам услуг;
  5. Отсутствие собственных помещений и материально-технического оснащения;
  6. Нехватка профессиональных кадров и их количественная нестабильность;
  7. Малая информированность населения о процессе разгосударствления социальных услуг;
  8. Излишняя отчетность, «бумажная волокита».

При этом деятельность НКО в качестве поставщиков услуг открывает перед некоммерческими организациями следующие перспективы:

  • профессионализация некоммерческой организации, повышение компетентности сотрудников НКО;
  • возможность для устойчивого развития некоммерческой организации;
  • стабильное финансирование из региональных бюджетов как один из источников формирования бюджета НКО;
  • формирование долгосрочных партнерских отношений с органами государственной власти;
  • возможность расширения спектра предоставляемых услуг в социальной сфере;
  • увеличение численности благополучателей и др.

Опираясь на полученные в ходе исследования результаты, мы считаем, что для качественного разгосударствления сферы оказания социальных услуг необходимо повысить мотивацию некоммерческих организаций (в том числе на успешных примерах и личных историях НКО, уже являющихся поставщиками услуг), развеять их опасения, а также повысить их профессиональную компетентность.

Для этого важно объединить ресурсы государственных органов, региональных ресурсных центров и самих НКО, чтобы проводить информационные кампании, рассказывающие о новых возможностях для устойчивого развития НКО, организовывать тематические обучающие мероприятия и наставнические программы для потенциальных негосударственных поставщиков и тиражировать успешный опыт оказания социальных услуг негосударственными поставщиками.

Тем самым мы вместе не только создадим среду для устойчивого развития некоммерческих организаций, но и существенно повысим качество услуг социальной сферы, ведь, как известно, именно конкуренция является решающим фактором повышения качества.

А что Вы думаете о возможностях профессионального роста НКО в качестве поставщиков услуг в социальной сфере?

Количество просмотров: 121

Источник

Вопросы развития некоммерческого сектора в России приобретают всё большое значение, так как выполняемые им задачи и низкие затраты делают его успешное функционирование необходимым для жизни общества. Современная рыночная экономика немыслима без масштабного развития образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и других отраслей, где, с одной стороны, создаются условия для творческого созидательного труда человека, обеспечивается его духовное и культурное развитие, а с другой — есть предпосылки для перехода к устойчивому экономическому росту, улучшению благосостояния и качества жизни населения [4, с.141].

Некоммерческие организации (НКО), являясь поставщиками социально-значимых услуг, отличаются от других хозяйствующих субъектов способностью оперативно реагировать на потребности населения и социальные проблемы; отражать интересы различных групп и слоев, работать по заказу государства и через механизмы общественного контроля способствовать эффективности работы различных государственных служб и судебной системы.

Так, по данным социологического обследования НКО, более половины российских некоммерческих организаций (52%) хотело бы совместно с властью вырабатывать и реализовывать общественно важные программы, а 23% готовы оказывать власти помощь в ее планах и начинаниях. При этом 81% НКО уже имеют некоторый опыт взаимодействия с органами власти, хотя бы на уровне местного самоуправления [2, с.150].

За последние десятилетия некоммерческий сек­тор стал значимой силой в глобальной экономике. Некоммерческий сектор вносит прямые и косвенные вклады в гло­бальную экономику.

Прямые вклады связаны с тем, что некоммерческий сектор — это сфера, обеспечивающая занятость и самозанятость населе­ния. Некоммерческий сектор — один из крупнейших работодателей, а также действенный механизм мобилизации общественных ресур­сов. В деятельности НКО участвуют 39,5 млн человек в различных странах мира. Это 4,4 %, или каждый двадцатый в экономически активном населении. Из них 22,7 млн человек, или 57 %, работают на условиях оплачиваемой занятости, а 18,8 млн чел., или 43 %, — волонтеры [5, с.25]. Высокий уро­вень добровольного труда в деятельности НКО доказывает, что эти организации способны привлечь к реализации социально значимой деятельности огромный общественный потенциал.

Читайте также:  Как провести новый год с пользой для детей

С точки зрения занятости по своим функциям некоммерческий сектор во многом схож с малым бизнесом, однако он дополнительно обеспечивает социально-психологическую поддержку своих сотрудников и доброволь­цев, более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безра­ботные женщины старших возрастов и т. п.). НКО покупают и производят товары и услуги, необходимые для их деятельности, стимулируя тем самым совокупный спрос и увеличивая совокупное предложение. При этом НКО работают в нишах, которые при естественном положении дел на свободном и конкурентном рынке не заинтересовали бы коммерческий сектор, поскольку дают слишком маленькую прибыль.

Косвенные вклады обусловлены тем, что НКО вносят в социальную сферу элементы конкуренции. Создавая конкуренцию государствен­ным и муниципальным структурам, НКО увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом. Улучшение эффективности означает, что для выполнения того же объема социальных функций из экономики будет изъято меньшее количество ресурсов, а значит, большее количество ресурсов можно будет инвестировать в обе­спечение роста в будущем. Деятельность некоммерческих организаций помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что согласно современным исследованиям увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста. Улучшая социальный климат, НКО вносят вклад в обеспечение соци­альной и политической стабильности, которые являются необходимыми условиями экономического развития.

НКО в Российской Федерации — это особый сектор экономики, представленный бюджетными учреждениями, некоммерческими партнерствами, автономными некоммерческими организациями, фондами, ассоциациями, союзами, общественными и религиозными организациями и объединениями. На основе многообразия форм и видов некоммерческих организаций стало возможным расширение деятельности государственных образовательных и медицинских учреждений путем функционирования частных некоммерческих учреждений (например, частные дошкольные учреждения, гимназии, лицеи, специализированные медицинские клиники и центры и т.п.), что позволило привлечь частный капитал к реализации государственных программ в сфере образования и здравоохранения, тем самым снизить нагрузку на государственный бюджет.

Решение множества проблем развития человеческого потенциала в стране лежит в создании системы социально-экономического устройства, которая открывала бы простор для всестороннего совершенствования человека. Россия, с учетом положительного мирового опыта, должна выработать собственный вариант социально-экономического устройства. Функционирование НКО и их объединений в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствуют о больших потенциальных возможностях этих организаций в решении таких социально-экономических проблем, как поддержка малого и среднего бизнеса, рост занятости населения, повышение производительности труда и стимулирование инновационной деятельности [3, с. 212].

В отличие от зарубежных стран, где некоммерческий сектор существует давно и продолжает развиваться, в России он в стадии становления. В то же время мы однозначно находимся в более выгодных условиях: зарубежные НКО выполняли роль «первопроходцев», Россия может использовать наработки, существующие модели, отрицательный и положительный опыт и адаптировать их к ситуации в стране и специфическим потребностям.

Примером успешного развития некоммерческих организаций в регионах России является Республика Татарстан.

В Приволжском федеральном округе зарегистрирована пятая часть всего некоммерческого сектора России — 41 тыс. некоммерческих организаций. Самое большое число НКО сосредоточено в Татарстане — 5,6 тысяч. Для сравнения: в Башкортостане — 4,5 тыс., в Нижегородской области и Пермском крае — по 4,3 тыс., в Самаре -5 тысяч.

На сегодняшний день на территории Республики Татарстан, по данным ведомственного реестра некоммерческих организаций, по состоянию на 1 января 2015 года зарегистрированы 5595 некоммерческих организаций, из них 37 региональных отделений политических партий, 1594 религиозных организации, 2398 общественных объединений (1131 общественная организация, 17 общественных движений, 157 общественных фондов, в том числе 74 благотворительных, 9 общественных учреждений, 10 органов общественной самодеятельности, 11 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 9 общественных объединений с участием государства, 24 структурных подразделения, 42 национально-культурные автономии, в том числе 17 региональных и 25 местных, 988 профсоюзов) и 1566 иных некоммерческих организаций (444 фонда, в том числе 185 благотворительных, 314 некоммерческих партнерств, 309 автономных некоммерческих организаций, 89 объединений юридических лиц, 337 учреждений, 17 территориальных общественных самоуправлений, 5 адвокатских бюро, 27 коллегий адвокатов, 1 адвокатская палата, 2 объединения работодателей, 1 нотариальная палата, 1 совет муниципальных образований, 7 негосударственных пенсионных фондов, 4 казачьих общества, 8 иных некоммерческих организаций)[1, с.1725].

Читайте также:  Школьная форма польза или вред

3 июля 2015 года был подписан Указ Президента РТ Р. Минниханова об учреждении премии за вклад в развитие институтов гражданского общества. В России аналогичных премий нет. При поддержке Президента РТ Рустама Минниханова в Казани уже открылся Республиканский центр социально ориентированных некоммерческих организаций.

«Целью учреждения премии является поддержка лидеров и институтов гражданского общества как партнеров в решении социально-экономических задач общества, популяризация лучших практик социально ориентированных некоммерческих организаций, их тиражирование в будущем, стимулирование в целях повышения качества предоставляемых услуг», — пояснил Председатель Общественной палаты РТ и председатель комитета А. Фомин.

Согласно положению о премии, она присуждается гражданам России, социально ориентированным некоммерческим организация за деятельность и проекты, получившие общественное признание, внесшие значительный вклад в развитие некоммерческого сектора социально ориентированной направленности, за научные исследования в области гражданского общества, отличающиеся высоким уровнем профессионального мастерства, обладающие новизной и оригинальностью.

Подписание указа о премии — серьезный шаг по поддержке гражданских инициатив, уверен первый проректор Института экономики, управления и права, сопредседатель регионального отделения общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» Игорь Бикеев. «Всем известно, что Татарстан является признанным лидером в сфере гражданских общественных инициатив, в республике огромное количество общественных объединений, насыщенная деятельность».

В 2014 году 10 некоммерческих организаций республики стали победителями открытого конкурса, проводимого в соответствии с распоряжением Президента РФ № 243 — рп от 25.07.2014г. «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты». Общий объем финансирования составил 19 118 398 рублей.

Таким образом, обозначенные тенденции развития некоммерческих организаций в Российской Федерации и регионах позволяют сделать вывод о устойчивом положении некоммерческого сектора, несмотря на последствия финансового кризиса, затронувшего многие секторы экономики.

Пример Республики Татарстан показывает, что, если на местах органы власти будут поддерживать общественные организации, то легче будет решить не только социальные проблемы отдельно взятого региона, но и в России в целом. Если каждый регион постарается быть примером, в России многие проблемы некоммерческого сектора будут успешно преодолены, что улучшит благосостояние и качество жизни населения.

Список использованной литературы

  1. Базаров Р.Т., Дашина Е.И. Проблемы финансирования некоммерческих организаций на примере Республики Татарстан// Фундаментальные исследования. – 2015.- №2.
  2. Беневольский В.Б., Шмулевич Е.О. Государственная поддержка социально ориентированных НКО: зарубежный опыт// Вопросы государственного и муниципального управления. – 2013.- №3.
  3. Вейс Т. П., Крутиков В. К., Щербакова Е. С. Некоммерческий сектор современной российской экономики как проводник инновационного развития социальных институтов общества//Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014.- №1.
  4. Князева М.В. Функционирование некоммерческих организаций в Российской Федерации на современном этапе и их влияние на социально-экономические процессы. //Вестник Томского государственного университета. – 2011.- №344.
  5. Крутиков В.К., Якунина М.В., Дорожкина Т.В., Зайцев Ю.В., Федорова О.В. Некоммерческий сектор экономики и инновационное развитие региона. — Калуга: ООО «Полиграф-Информ». – 2013.- 236с.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА В РОССИИ И РЕГИОНАХ» description=»Данная статья о роли некоммерческих организаций в экономике России, о перспективах развития НКО и опыте работы НКО в отдельных регионах РФ.» author=»Вдовина Галия Карямовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-26″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

Источник