Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза thumbnail

Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Многие родители слышали об удивительных результатах, которые дает песочная терапия для здоровья и развития детей. Но не многие знают, что собой представляет этот метод и как его применять. В этом материале мы расскажем о сути и принципах, о показаниях и противопоказаниях, а также научим мам и пап проводить сеансы пескотерапии самостоятельно.

Песочная терапия для детей в чем польза

О методе

Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. В специальном лотке можно располагать фигурки, ракушки и любые мелочи как угодно, в любой последовательности, в любом месте подноса с песком. Можно строить из песка горки и замки с применением воды, а потом рушить построенную песочную реальность и начинать строить новую.

Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей всех возрастных категорий. Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка.

Метод входит в число самых популярных видов арт-терапии наряду с музыкотерапией, сказкотерапией и изотерапией. Конечно, он применяется не в каждом детсаду или в школе, как рисование или лепка, но от этого не становится менее эффективным и интересным.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Метод получил широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:

  • диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также причины необычного или странного поведения ребенка или подростка;
  • снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность;
  • помогать ребенку более гармонично развиваться;
  • способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
  • помогать общему развитию, социализации детей-инвалидов.

Метод, который считается методом логической психотерапии, применяют и в психиатрии, поскольку он способствует более точной диагностике некоторых психических расстройств, а также процессу адаптации ребенка в ходе лечения.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

История

Первые песочные зоны для медитации и расслабления упоминаются в литературе и истории Древнего Китая, но выводить круги на песке и расставлять на них камни могли только знатные люди, монахи и именитые воины. Широким массам такие развлечения были недоступны. Основателем метода пескотерапии считается Карл Юнг, именно он создал теоретическую базу, которая объясняет перенос внутреннего вовне. Это было в начале XX века и тогда только ленивые не увлекались психологией и психоанализом. Нет ничего удивительного в том, что эстафету быстро подхватили многочисленные последователи, ученики и поклонники Юнга.

Песочная терапия для детей в чем польза

В 1930 году в Лондоне Маргарет Ловенфельд придумывает метод, при котором небольшие игрушки и фигурки помещаются в определенное вещество – воду, песок, глину и т. д. Игра получает название «Мир» и становится невероятно популярна и у обывателей, и у психиатров, которые внимательно наблюдают за тем, как создают миры их пациенты и делают выводы.

В середине прошлого столетия эстафетную «палочку» у Маргарет Ловенфельд принимает Дора Кальфф. Она составила методику довольно внятного объяснения картин из песка, которые создают взрослые и дети. Именно она первой напрямую связала подсознание и глубинные слои сознания ребенка с тем, что он изображает из песка.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

В советское время песочницы были в каждом дворе, и в них ежедневно играли сотни и тысячи ребят. Сегодня игры с песком также нравятся детям самого разного возраста.

Понаблюдайте, если будет возможность, за взрослыми, которые с удовольствием пересыпают песок в ладонях на пляже, которые, задумавшись, собирают песок горкой. Все это – проявления глубоко спрятанного «внутреннего ребенка» с его страхами и переживаниями, радостями и мечтами.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Показания и противопоказания

Заниматься песочной терапией можно в любом возрасте, как только ребенок начинает получать удовольствие от игры в песок. Понятно, что до года малыш не сможет моделировать свои миры в песочнице или лоточке с песком, но вот уже в 2-3 года он будет делать это с удовольствием. Поверьте, даже трудный подросток в свои 14-16 лет не откажется на досуге повозиться с мягким и приятным песком, в который так интересно погружать руки.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Первостепенно метод рекомендуется следующим категориям детей:

  • детям, переживающим возрастные кризисы (3 года, 6-7 лет, 13-15 лет);
  • детям, пережившим тяжелые утраты, психологические или физические травмы, насилие, агрессию, унижение, стихийные бедствия, смерть близких;
  • детям с затрудненным выражением эмоций (замкнутым и скрытным, необщительным);
  • ребятам с врожденными заболеваниями и приобретенными нарушениями зрения, с аутизмом, некоторыми формами шизофрении, детям с нарушениями слуха, речи;
  • малышам, страдающим задержкой развития речи, психомоторного или психофизического развития, ЗПР – задержкой психического развития;
  • детям с заболеваниями нервной системы;
  • ребятам с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • слишком активным и впечатлительным детям, неврастеникам, страдающим истерией;
  • всем ребятам, попавшим в сложные жизненные ситуации, в состояние стресса.

Песочная терапия для детей в чем польза

Есть состояния и заболевания, при которых с применением песочной терапии рекомендуется повременить до особых распоряжений лечащего доктора. К таким противопоказаниям относятся:

  • синдром дефицита внимания;
  • эпилепсия, сопровождающаяся частыми приступами с потерей сознания и судорогами;
  • синдром навязчивых движений, при котором ребенок не может творить свободно, повторяющиеся непроизвольные движения будут мешать и злить малыша;
  • аллергия на пыль и песок, бронхиальная астма в тяжелой форме;
  • туберкулез;
  • тяжелые психические расстройства, сопровождающиеся полной идиотией, глубокой дебильностью, неспособностью и нежеланием контактировать с окружающими людьми и предметами;
  • детский возраст до 1,5-2 лет.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Эффективность и результаты

Действие песочной терапии комплексное.

Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.

Читайте также:  Бальзам для губ вред или польза

Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.

Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным.

Наиболее ярко эффект от пескотерапии проявляется у детей, которым занятия совмещали с другими методами арт-терапии, например, включали во время занятия классическую музыку, рассказывали одновременно сказку или басню, читали стихи.

Наиболее успешным признано использование песочной терапии в логопедии, в комплексном развитии дошкольников, в занятиях, направленных на укрепление памяти, внимания, развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка, в диагностике психологических проблем дошкольного, школьного и подросткового возрастов, в реабилитации и обучении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Песочная терапия для детей в чем польза

Оборудование для занятий

Психотерапевты в своей работе стараются использовать готовые наборы. Они состоят из ящика размером 50Х70Х8 см. Песочница обычно сделана из экологического пластика, внутренние бортики окрашены по периметру в голубой цвет, дно в синий. Песок выбирает желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.

В наборе есть небольшая емкость для воды, ведь некоторые игры требуют смачивания песка. Также имеются наборы миниатюрных фигурок в виде людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий и сооружений, автомобилей, кораблей, животных (как домашних, так и диких). В наборе всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и фигурки, которые ему неприятны, которых он боится.

Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, которые могут в детском понимании представлять «ценность», символизировать найденные клады и богатства, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, стеклянные «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также предметами техногенными – болтами и гайками.

Стоимость готового набора может быть довольно внушительной, все зависит от того, насколько укомплектованным он получится. Обычно фигурки и миниатюры продаются отдельно, по тематике. Но покупать дорогой профессиональный набор вовсе не обязательно. Ниже мы расскажем, как создать его своими руками.

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Программы игр

Чтобы ребенок мог творить трехмерные миры, взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку – это небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания удивительных композиций, сказок, целых вселенных и планет.

В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка. Попросите его обосновать выбор, почему он предпочел не фигуры людей, а маленьких динозавров или котят, почему он взял больше цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.

Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.

После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.

Песочная терапия для детей в чем польза

Игры могут быть:

  • фонематическими – сопровождающимися произнесением отдельных звуков для закрепления их произношения;
  • развивающими и обучающими (чтение, счет);
  • проекционными (ребенок ассоциирует с одной фигуркой себя и строит свой собственный мир);
  • коррекционными (нужно создать мир, который будет наполнен страшными и пугающими существами, жуткими ситуациями, ребенок должен проиллюстрировать свои страхи);
  • семейными (когда одновременно мир строят и чадо, и члены его семьи).

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.

Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.

Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.

Песочная терапия для детей в чем польза

Занятия и упражнения бывают индивидуальными и групповыми. Для домашнего практикования песочной терапии родителям понадобится сделать ящик, который будет соответствовать заданным размерам по ширине, высоте (размеры указаны выше). Песок промойте в нескольких водах и хорошо просушите. Если нет желания или возможности покупать наборы фигурок, соберите все миниатюрные предметы, которые, на ваш взгляд, могут представлять интерес для строительства нового мира – пуговицы, заколки, гайки, пробки, металлические крышки, косточки от персиков и детских счет, большие бусины, шишки и семечки, маленькие игрушки (из шоколадных яиц, например).

Перед началом занятий маме нужно определиться, в каком направлении строить лечебные сеансы, для этого нужно провести диагностическую проекционную игру. Ребенок должен нарисовать пальчиками на песке любые знаки и фигуры, это поможет хотя бы приблизительно понимать суть его проблем. Как их расшифровать, расскажем ниже.

Если самостоятельно диагностировать психологические проблемы чада не удается, обратитесь к психологу. Немало полезных знаний даст маме книга Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Чудеса на песке».

Песочная терапия для детей в чем польза

Песочная терапия для детей в чем польза

Расшифровка знаков

Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует чадо и в чем оно нуждается:

  • замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
  • хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – хаос и смятение внутри самого ребенка;
  • отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
  • круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
  • спирали – нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
  • острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Читайте также:  Дезодоранты вред или польза и вред

Отзывы

По отзывам родителей, от песчаной терапии уже через пару недель становится заметна польза – у ребенка улучшается сон и аппетит, реже случаются вспышки гнева или истерики. Систематические занятия с песком хотя бы дважды в неделю способствуют повышению успеваемости в школе.

Методика простая и понятная всем, а поэтому отзывы о ней в основном только положительные.

Песочная терапия для детей в чем польза

Подробнее о песочной терапии и ее преимуществах вы узнаете в следующем видео.

Источник

Ольга Чужикова
Консультация «Песочная терапия для детей: так ли она полезна, как о ней рассказывают?»

Консультация: «Песочная терапия для детей».

Песок становится своеобразным средством коммуникации для ребенка. Это чуть ли не первая игровая зона, в которой он учится играть самостоятельно. Мелкие крупицы притягивают, как магнит, ведь с ними можно придумать столько игр! Их можно просеивать, строить тоннели, дома и фигурки.

Занятия с песком детям дошкольного возраста помогают самовыразиться. Малыши еще не умеют говорить, а старшие детки – недостаточно хорошо формируют свои мысли. В песочнице ребенок открывает свое внутреннее «Я».

Это также отличное средство для развития мелкой моторики пальцев. На их подушечках сосредоточено множество рецепторов. Песочные крупицы стимулируют их работу, развивают тактильные ощущения. Кроме того, занятия с песком развивают воображение и креативность ребенка.

Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?

Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.

Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.

Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги. Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало. Иногда требуются месяцы игровых сеансов.

Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.

Она имеет такие преимущества:

• Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.

• В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!

• Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт, который поможет ему преодолеть трудности.

Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.

К основным задачам терапии относят:

• формирование позитивного восприятия мира;

• укрепление навыков коммуникации;

• развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;

• устранение агрессии, замкнутости;

• развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;

• улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).

Песочная терапия: популярные упражнения и виды игр

Для детей дошкольного возраста песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития. От терапии можно получить еще больше пользы, если ребенок будет играть со взрослым в одну из разработанных психологами игр.

Для примера, рассмотрим четыре эффективных упражнения песочной терапии:

1. Чувствительные ладошки. Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).

2. Отпечатки. Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.

3. Секретик. Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к малышу – он закапывает, а взрослый ищет.

4. Рисование. С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке цифры, буквы, геометрические фигуры. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

Терапевтическиеигры с песком бывают двух видов:

• Индивидуальные;

• Групповые.

Индивидуальные занятия ребенка помогают определить:

• Наличие внутренних конфликтов, вызванных внешними обстоятельствами (война, катастрофы);

• Агрессивное состояние, его направленность;

• Проблемы внутри семьи. В этом случае песочные фигурки выступают прототипом взрослых, родителей, близких родственников;

• Выявить спрятанные ресурсы личности, внутренние возможности. Например, ребенок создает волшебные предметы, которые помогают решать проблемы;

• Возможную реакцию на затруднения (ребенок может проявлять заботу или, наоборот, равнодушие)

• Уровень развития самовосприятия, склонность к самоанализу, самопознанию.

Игры песком полезны для групп детей дошкольного возраста.Они помогают определить:

• Микроклимат, взаимоотношения между детьми;

• Раздел ролей;

• Стиль поведения каждого участника группы.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Если для здоровых детей игры просто полезны, то для малышей с психическими нарушениями – это неотъемлемая часть выздоровления. Коррекционные возможности терапии используются для помощи пациентам с эмоциональными и поведенческими невротическими отклонениями. Она также применяется, как вспомогательный метод развития сенсорики и снятия психоэмоционального напряжения.

Читайте также:  При задержке дыхания польза или вред

Наиболее хорошо упражнения в песочницепоказывают себя в работе с детками с:

• Задержкой психического развития – ЗПР;

• Ограниченными возможностями здоровья – ОВЗ;

• Общим неразвитием речи – ОНР.

Детей, страдающих этими отклонениями, объединяет неустойчивость эмоциональных проявлений, трудности с самоконтролем, вспышки агрессии, неумение находить общий язык с одногодками, резкая и постоянная смена настроения, повышенная тревожность, грубое поведение с другими, суетливость. Их также преследует страх. Какие есть виды страха, и зачем с ним бороться, можно дополнительно прочитать в статье «Как бороться со страхом?»

Важно, что ребенок в песочной терапии самостоятельно формирует характер своей игры и персонажей-фигурок. Они взаимодействуют между собой, общаются, ведут диалоги. Все эти действия также инициирует малыш. Бывает так, что он подключает к игре взрослого и определяет для него роль. Например, позволяет управлять каким-то персонажем. Задача взрослого – понаблюдать за ребенком и понять его переживания.

Терапия подходит для 2-летних детей с плохо развитой речи. В работе с ними применяется упражнение «Песочная грамота». Ее задача – улучшить восприятие слов, откорректировать произношение, а также развить навыки чтения и письма. Разные игры направлены на устранение разных видов отклонений.

Малыши, отстающие в интеллектуальном развитии, проводят в песочнице около 1 часа. Последовательного сюжета они, как правило, не выстраивают, но четко отслеживается противостояние, раздел песочницы на отдельные зоны, параллельное ведение игры.

Терапия используется не только, как метод лечения невротических заболеваний, но и как профилактика психических отклонений. Разыгрывая воображаемые ситуации и сказки в песке, ребенок получает мощное профилактическое средство от всех видов расстройств. Уделяя таким занятиям больше игрового времени, удается оградить ребенка от негативных эмоций.

Как организовать сеансы в группе?

Для организации песочницы нужен песок,лучшего всего двух типов: сухой и увлажненный. Эксперты советуют использовать мелкофракционный кварцевый песок с крупицами 0.1-0.3 единиц. Оттенок можно выбрать любой – от рыжего до белого. Лучше, чтобы материал был мягким и без труда струился. С ним будет приятней работать.

Потребуется также две больших емкости под песочницы. Одна – с нижней подсветкой. Она пригодится для сухого материала. Вторая – с влагостойким днищем и бортиками. Она нужна для работы с влажным песком. Лучше, чтобы бортики песочницы были повыше.

При работе с песком ребенок сможет использовать различные мелкие игрушки по возрасту. Для детей 2-3 лет потребуются более крупные игрушки, которые они не смогут проглотить. Старшие детки могут брать игрушки типа Kinder.Подойдут также предметы из разных материалов: глиняные, пластиковые, металлические, древесные.

Сеанс терапии начинается с того, что каждый ее участник выбирает себе игрушки, которые пришлись по вкусу. Не нужно торопить ребенка в выборе. Он должен иметь свободу действий и ориентироваться на свои предпочтения. Затем малыш раскладывает игрушки в песочнице на свое усмотрение. Процесс расстановки у всех происходит по-разному, из чего педагог может сделать первые выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка.

С песком ребенок играет самостоятельно. Вмешательство взрослого минимальное. Например, он может помочь, если у малыша возникнут трудности или он сам позовет играть.Игры могут быть различные: можно использовать ситуации из повседневной жизни, придумывать сказки, показывать профессии, рисовать растения, лепить животных, предметы быта.

Лучше, чтобы в работе с песком ребенок был сосредоточен на одном задании с определенным типом игрушек. В аудитории, где находятся дети, можно включить приятную, медленную музыку. Допустимо заниматься в тишине. Это зависит от предпочтений детской группы.

Этапы песочной терапии

Итак, пескотерапия – не просто игра, о которой тут же забывают после окончания. Это метод психологической помощи ребенку, поэтому она требует тщательной проработки со стороны педагога или психолога, особенно, если у малыша наблюдается невротическое отклонение.

Суть тренингов с песком и ребенком – раскрыть спрятанные фобии и замаскированные отклонения.

Достичь этой задачи можно,тщательно выполняя такие этапы:

1. Время в песочнице. Специалист или родитель организовывает упражнение с песком и игрушками. На этом этапе происходит наблюдение за подопечным или группой дошкольников.

2. Обсуждение. После окончания игры, происходит анализ воспроизведенных ситуаций. Специалист делает выводы относительно каждого персонажа, который фигурировал в процессе игры. Он объясняет, какова была его роль, что он означает, о каких проблемах сигнализирует. Это позволит родителям подойти к воспитанию малыша более осознано.

3. Повторный сеанс. Конечно, одного занятия недостаточно. Нужно не останавливаться на достигнутом, и заниматься до тех пор, пока тревожные симптомы не исчезнут. Психологическая песочница уместна в любом возрасте, даже взрослом. Чем больше занятий будет проведено, тем лучше можно проработать каждую проблему.

Как дети реагируют на песок?

Многие терапевты настаивают, что воображаемый мир, которые дети создают в песочнице, является примером их взаимоотношений с матерями. Другими словами, в работе с песком ребенок отражает материнское бессознательное.

Неважно, как играет малыш. Одни дети любят полностью опускать руки в песок. Им это нравится. У них появляется довольная улыбка, и сразу наступает умиротворение, уходит агрессия. Ребенок настраивается на спокойный, творческий лад.

Другие дети боятся даже кончиком пальцев потрогать песок. Они недоверчивы и ждут поддержки взрослого. Поначалу им даже трудно довериться родителю, педагогу или психологу. Они постепенно опускают пальцы в песочницу и только после того, как поймут, что в ней не опасно, начинают творить.

В играх с песком ребенок может отдавать предпочтение сухому или мокрому материалу. Бывает, дети наливают много воды, превращая песок в жидкую субстанцию,устраивают в нем прятки: зарывают и откапывают мелкие предметы. В процессе они пытаются почувствовать свою значимость и ценность для взрослого наставника.

Занятия песочной терапии в дошкольных заведениях дают возможность освободить внутренне пространство малыша для его личности. Именно поэтому так важно дать ему свободу выбора в самом начале сеанса. Нужно позволить ему разорвать негативную проекцию семьи и стать самостоятельным творцом своей жизни.

Источник