Писать двумя руками одновременно польза
Может ли приобретённый навык письма обеими руками сделать ваш ум более острым и быстрым? Может ли тренировка школьников по использованию той руки, что не является преобладающей, улучшить показатели на экзаменах? Такие утверждения высказываются уже более ста лет.
Праворукость или леворукость – одна из глубочайших загадок неврологии. Мы всё ещё крайне мало знаем о том, что для мозга значит быть левшой или правшой, или какое воздействие окажет на мозг выученная амбидекстрия.
К четырём годам у нас вырабатывается предпочтение в использовании одной руки вместо другой, которая остаётся с нами до конца жизни. Большинство из нас предпочитают правую руку, а большинство из оставшихся – левую. Но крохотная часть, меньше одного процента, живут амбидекстрами. Это свойство врождённое и частично управляется генетикой. Оно наблюдается и у других животных, включая приматов. Но причина преобладания праворукости до сих пор не ясна.
Мы знаем, что выбор руки связан с асимметрией в работе мозга: левое полушарие контролирует правую часть тела, и наоборот. У большинства в нём же содержатся речевые центры, и поэтому часто утверждается, что оно преобладает над правым.
Исторически левшей клеймили, наказывали и заставляли переучиваться, но в конце 19 века появилось движение, рекламирующее преимущества амбидекстрии. В 1903 году Джон Джексон [John Jackson], старший преподаватель школы грамматики в Белфасте основал Культурное общество амбидекстров [Ambidl Culture Society]. Джексон и его последователи верили, что полушария мозга различаются и работают независимо, и что преобладание праворукости приводило к трате впустую половины образовательного потенциала.
Джексон писал, что с тренировками амбидекстрии «каждая рука будет независимой от другой в производстве любой работы… при необходимости, одна рука сможет писать письмо, а другая – играть на пианино, без потери концентрации или способностей». И всеобщее применение амбидекстрии, в результате, должно было привести к дивному новому миру двуручных граждан с удвоенной мозговой активностью.
И хотя заявления Джексона были основаны на научных наблюдениях, их в результате отвергли. Тем не менее, подобные идеи существуют до сих пор, и некоторые считают, что научившись использовать недоминирующую руку, можно благотворно повлиять на мозговую деятельность. Люди, делающие такие заявления, обычно обращаются к нейропластичности, то есть способности мозга изменять свою структуру и функционирование в ответ на получаемый опыт.
Возьмём для примера Whole Brain Power Consulting – «революционную программу тренировки мозга» от Майкла Лавери [Michael Lavery], объявившего себя «пионером в области прикладной неврологии и работы мозга». Через набор «простых тренировок амбидекстрии, письма и памяти» он обещает «подстегнуть ваши умственные контуры, вашу память, победить стресс, заострить ум, поднять настроение, улучшить сон, и т.д. и т.п.». И всё это всего лишь за $67 (4400 р).
На разных сайтах можно найти утверждения о том, что тренировка использования недоминирующей руки может развить ваши творческие способности. В своём блоге Good Financial Cents сертифицированный финансовый проектировщик Джефф Роуз [Jeff Rose] утверждает, что использование «противоположной» руки для выполнения ежедневных задач вроде чистки зубов «усилит нервные соединения в мозгу и вырастит новые». А также «поможет расти вашим мозговым клеткам».
Роуз рассказывает про то, что «недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, тем, что мы упражняем не так часто… Поэтому, когда вы используете недоминирующую руку, активируются оба полушария, что может привести к изменению мышления и увеличению творческого потенциала».
И хотя структура и функционирование мозга, конечно, могут сильно измениться под воздействием новых впечатлений и тренировок, и ваш мозг действительно продолжает выращивать новые клетки в течение всей жизни, вопрос того, как амбидекстрия влияет на работу мозга, до сих пор малоизучен. Не существует научных подтверждений того, что тренировки недоминирующей руки могут привести к таким положительным эффектам.
И хотя Роуз правильно пишет, что недоминирующая рука связана с недоминирующим полушарием мозга, его предположение, что это полушарие тренируется не так часто, неверно, поскольку все поведенческие сценарии, даже те, что активируют области мозга, существующие только в одном из полушарий, активируют оба полушария.
Некоторые неврологи считают, что тренировка амбидекстрии может причинить вред, на основании некоторых исследований, согласно которым врождённая амбидекстрия коррелирует с худшими результатами в научных дисциплинах и психическом здоровье. Эти исследования показывают, что амбидекстры хуже, чем левши и правши, справляются с разными задачами, особенно с арифметикой, задачками на память и логическими упражнениями, и что у амбидекстров наблюдаются проблемы с языком и синдром дефицита внимания. Амбидекстрию также связывают с ускоренным уменьшением объёма мозга при старении.
«Два полушария мозга не взаимозаменяемы»,- говорит когнитивист Майкл Корбаллис [Michael Corballis] из Оклэндского университета, проведший несколько работ по изучению амбидекстров и их академических успехов. «Эта асимметрия, возможно, появилась в результате эволюции для того, чтобы две части мозга могли вырабатывать специализацию. При попытках отменить или изменить эту эффективную настройку можно прийти к психологическим проблемам».
Однако это всё лишь предположения, и никаких доказательств того, что тренировка амбидекстрии приводит к проблемам, не существует. С одной стороны, наука считает, что врождённая амбидекстрия может иметь некоторые недостатки, не только в работе когнитивного аппарата, но и с психическим здоровьем. С другой стороны, совершенно не ясно, приведут ли тренировки амбидекстрии к таким же последствиям для мозга, к каким приводит врождённая амбидекстрия.
Поэтому, на вопрос, как может повлиять на мозг тренировка недоминирующей руки, нет простого ответа.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
Со способностью одинаково хорошо владеть двумя руками (амбидекстрия) рождается около 1% детей во всем мире. Бытует мнение, что обоерукость сделает ребенка успешнее. Поэтому сейчас многие родители искусственно ее развивают. О плюсах и минусах такого подхода к развитию ребенка корреспонденту «АиФ-Югра» рассказали психологи.
Это как шпагат
«Обучение чада «обоерукости» можно сравнить с тем, как детей учат садиться на шпагат. Родителям в первую очередь необходимо понимать, с какой целью они развивают обоерукость у детей. Кто-то рождается со способностью действовать обеими руками, есть те, у кого ее нет. Но если речь идет о том, чтобы ребенка обучить писать, пользоваться ножницами, рисовать двумя руками, то, думаю, это для него не очень полезно. Поскольку для детей, у которых нет таких врожденных способностей, это будет сродни насилию над собой. А если речь идет о том, чтобы в развитии ребенка использовать специальные упражнения на синхронизацию или ресинхронизацию движений рук, то это, наоборот, будет очень полезно, потому как такие практики улучшают работу долей головного мозга», – говорит психолог Лариса Галеева.
Специалист приводит примеры гимнастики: например, пальцем одной руки коснуться носа, а другой рукой сжать кулачок. И чередовать эти движения. Или же делать движения руками, как во время плавания брассом: одну руку вперед, другую назад и так чередовать. Обучение ребенка обоерукости зависит от сложности заданий. В игровой форме это можно делать с самого раннего возраста. Главное – без фанатизма.
«Учить ребенка писать правой и левой руками, если сами не умеете – бесполезно. Если уж и хотите развить в ребенке такие способности, то хотя бы сами старайтесь научиться писать левой рукой, если вы правша и наоборот», – считает молодая мама Алина Никанорова.
Плюсы и минусы
Один из весомых плюсов в развитии и наличии амбидекстрии у ребенка – это владение логическим (как у правшей) и образным (как у левшей) типами мышления. Так, дети-амбидекстры могут отличиться в области культуры и естественно-научных сферах. Они также лучше ориентируются в различных ситуациях, рассматривая их под разным углом и со всех сторон. Такие дети могут успешно заниматься как искусством, так и спортом, поскольку их доли мозга работают синхронизированнее.
Но есть и минусы. Исследования показывают, что левшей и амбидекстров среди больных шизофренией встречается куда больше. Также у амбидекстров в детстве возникают проблемы с распределением внимания. Оно как бы рассеивается, вследствие чего ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном.
Дети с амбидекстрией куда более раздражительны, быстрее выходят из себя, а также часто очень плаксивы. Но выбор, в какую сторону развивать детей, всегда остается за родителями.
Амбидекстр (от лат. ambo – «оба» и лат. dextera – «правая рука») Фото: pixabay.com
Клинический психолог Юлия Малинина:
– Многие специалисты отмечают, что уровень развития ребенка-амбидекстра немного выше обычного ребенка. Для детей сейчас активно выпускают специальные тренажеры – прописи для одновременного рисования обеими руками. Лучше это делать до поступления в школу, когда мозг наиболее пластичен. Родителям, которые хотят научить ребенка одинаково хорошо использовать обе руки, стоит посоветовать сначала изучить плюсы и минусы амбидекстрии, затем попробовать самим, а уж потом организовывать занятия с ребенком, которые должны быть регулярными. А если в вашей семье уже есть амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Каждый имеет право оставаться самим собой.
Тест на амбидекстрию
Для того чтобы понять, действительно ли у ребенка в равной степени развиты оба полушария, можно провести тест Владимира Пугача. Для этого необходимо взять лист бумаги и 2 ручки. Постарайтесь одновременно написать одно и то же слово в разные стороны или же в одну.
И если сразу, или через 5 минут тренировки, это у вас получится, то вы – склонны к амбидекстрии.
5 способов определить, левша вы или правша. Инфографика: АиФ/ Александр Минибаев
В этом материале вы узнаете, как научиться писать двумя руками. Для этого я покажу вам определенные упражнения, которые хорошо помогут вам развить в себе такое умение. Помимо этого, я поведаю об основных плюсах такой способности. Развивать такой навык очень полезно. Дальше я объясню почему.
Что такое амбидекстрия?
Итак, писать двумя руками – это очень полезное занятие для человека. Вы спросите, а как называется человек, который пишет двумя руками и вообще, все делает хорошо, как правой, таки левой? Их называют амбидекстрами.
А способность выполнять равные действия обеих рук с одинаковой эффективность без выделения ведущей руки называется амбидекстрия. У таких людей очень хорошая интуиция, интеллект и великолепный творческий потенциал. Также такие люди способны аналитически мыслить.
Все эти достижения обусловлены тем, что в работу входит не одно, а сразу два полушария головного мозга. Если их работу удастся синхронизировать, то у вас будет намного больше шансов добиться хороших результатов в любом виде деятельности. То есть, так можно выйти на новый уровень и расширить горизонты своего познания.
Также амбидекстрия существенно поможет вам облегчить жизнь в непредвиденных ситуациях. К примеру, для военных это очень полезный навык стрельбы в разных условиях. Иногда бывают такие ситуации, когда невозможно подключить главную ведущую руку. Еще этот навык может пригодиться боксерам, биатлонистам и другим спортсменам.
В принципе, про правое и левое полушарие известно довольно много. Правое полушарие головного мозга отвечает за творческую деятельность, а левое за логические процессы. В основном мы развиваем левое полушарие. Чтобы развивать правое полушарие достаточно что-то делать не ведущей рукой. Для правшей это будет левая рука, а для левшей – правая.
Как научиться писать двумя руками?
Скажу, что для развития творческой деятельности существует определенный ряд упражнений. Как правило, это умение писать двумя руками одновременно. Также сюда можно отнести и рисование.
Кроме этого есть техника интуитивного письма. Это когда вопрос пишется ведущей рукой, а ответ не ведущей. Особенно хорошо проводить такое занятие при длинных диалогах (вопрос-ответ).
Вы наверное, удивитесь и скажете, что такое невозможно! Однако на самом деле не все так сложно. Писать двумя руками под силу каждому. А развив в себе такую способность, вы заметите, что стали намного внимательнее. У вас заметнее улучшиться память, а также способность ориентироваться в пространстве и даже интуиция.
Итак, чтобы всего этого добиться, вам нужно начать с самого простого. Для начала попробуйте рисовать геометрические фигуры. Если вы правша, то рисуйте левой и наоборот.
Когда видите, что у вас стало хорошо получаться, то усложните задачу и попробуйте рисовать двумя руками одновременно. Сначала начните с одинаковых фигур и только потом, когда будете справляться, пробуйте рисовать разные.
Когда вы видите, что выполняете данные упражнения без особых проблем, тогда смело переходите ко второму этапу. Возьмите лист в линейку и начните писать менее развитой рукой. Сначала пишите крупными печатными буквами. Когда приловчитесь, то переходите на прописные. После усложните задачу и пробуйте писать целые предложения и небольшие тексты.
Рисуйте картинки левой рукой (если вы левша, то начинаем использовать правую). Если вам будет слишком сложно, то на начальном этапе можно предварительно ставить точки-контуры рисунка. После опять усложняем задачу.
Начните рисовать одну и ту же картинку одновременно двумя руками. Затем проделываем то же самое, но уже только менее развитой рукой. Потом опять начинайте рисовать двумя руками одновременно. В общем, соблюдайте такое чередование.
Ну и последний этап. Он заключается в том, что выполнение привычных для вас действий ложится на менее развитую руку (для правшей это будет левая).
Задачи могут быть разными.
Например, менее развитой рукой можно набирать номер телефона, управлять мышкой компьютера, чистить зубы, держать ложку и так далее. Можете подбрасывать мяч и ловить его, не помогая ведущей рукой.
Со временем все эти действия войдут в привычку, разовьется мышечная память. Главное – тренироваться ежедневно, всего несколько минут в день.
В общем, нужно развивать оба полушария головного мозга. Это потом даст вам дополнительные преимущества в жизни. А чтобы развивать эти полушария, не ленитесь выполнять особые упражнения.
Например, умение писать двумя руками. Ну а как писать двумя руками одновременно вы уже знаете. От вас требуется только желание и терпение. В общем, будьте здоровы!
Книга «Сила другой руки» вышла в 1988 году, в России она была издана в 2005-м. С тех пор проведено немало разных исследований, опубликованы научные труды о том, как взаимосвязаны полушария мозга и работа обеих рук. Все они подтверждали то, что интуитивно и на основе опыта – собственного и своих многочисленных клиентов – вывела Люсия. В 2019 году вышло переиздание книги с обновленным предисловием автора*.
Проверено – действует!
В 35 лет у Люсии Капаччионе была обнаружена редкая болезнь. Женщина буквально «расклеивалась», потому что страдала соединительная ткань ее организма.
Спустя годы она призналась: благодаря психотерапевту, вручившему ей в один прекрасный день карандаш и давшему совет писать левой рукой, вся жизнь Люсии изменилась, а через несколько лет и болезнь отступила. А сама женщина сменила профессию и стала помогать людям открывать свои скрытые возможности и выпускать наружу спрятанные эмоции.
Такова сила практики, в которой для письма и рисунка человек начинает использовать вторую, не ведущую руку. У правшей это левая, а левшей – правая.
К еще большим открытиям привел диалог двух рук. И это не метафора, а буквально разговор, переписка, дневник.
Разговор с собой
Психотерапевт рассказала Люсии Капаччионе, что у каждого из нас есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. В результате упражнений, которые приводятся в книге, самой Люсии и ее клиентам удалось услышать их и даже разрешить их нередкие конфликты. Ведущая рука, по мнению психолога, говорит голосом Контролирующего Родителя, а другая – Внутреннего ребенка.
Прежде чем привести здесь несколько упражнений из книги, мы дадим основные рекомендации.
Нужно найти и обустроить уединенное место и выделить достаточно времени. Чтобы извлечь максимальную пользу из каждого упражнения, посвящайте ему от 15 до 30 минут без перерыва. Вам понадобятся две ручки, два фломастера или пара карандашей и нелинованная бумага формата А4 или больше. Набор цветных карандашей и фломастеров тоже пригодится, но для других упражнений из книги, если вдруг вы захотите их протестировать.
Эти практики затрагивают глубоко личные вопросы, поэтому сохраняйте конфиденциальность того, что узнаете о себе. Либо делитесь только с теми, кому доверяете.
Упражнение 1. Письмо другой рукой
- Возьмите ручку или карандаш в другую руку (здесь и далее имеется в виду та рука, которой вы обычно не пишете и не рисуете).
- Напишите по буквам или прописью ваше имя. Не думайте о том, насколько аккуратно, разборчиво или красиво у вас получается.
- Продолжайте писать. Напишите по буквам или прописью, какие ощущения вы испытываете в процессе. Не обращайте внимание на правописание и выбор слов. Прочитайте. Теперь ведущей рукой запишите вашу реакцию на написанное другой. Что вы чувствовали? Как вы оцениваете свой почерк? Какие мысли и эмоции вас посетили? Как вы отреагировали, когда пришлось писать по-другому, делать что-то неизвестное и незнакомое?
Возможно, первое упражнение нанесет удар по вашему самолюбию. Но также позволит отследить свою типичную реакцию на затруднительные или непривычные ситуации. Просто наблюдайте за происходящим. Когда вы продолжите писать другой рукой, неловкость постепенно уйдет. Отмечайте появление любых новых чувств и мыслей.
Упражнение 2. Блокбастер
Оно создано для того, чтобы помочь вам обратиться к своей Заветной Мечте, кем быть или чем заниматься. Благодаря ему вы проанализируете те аспекты – сознательные или бессознательные, – которые не позволяют мечте сбыться, расставляя блоки. Можно даже мысленно представить двух персонажей: один олицетворяет Заветную Мечту (ЗМ), а второй говорит от лица Блока (Б).
Например: Художник (ЗМ) – Перфекционист (Б), Изобретатель (ЗМ) – Критик (Б) и так далее. За Мечту пишет другая рука, за Блок – ведущая.
- Спросите себя: какая у меня Заветная Мечта? Чем я больше всего хотел бы заниматься или кем быть? Иными словами, выразите то, что вы сейчас блокируете.
- Выберите или придумайте двух персонажей: один – ЗМ, второй – Б.
- Начните вести письменный диалог, позволив другой руке выразить вашу ЗМ. Пишите по вашему желанию максимально развернуто и подробно.
- Пусть ваша ведущая рука продолжит диалог и расскажет всю историю, а также объяснит, почему блокирует вашу мечту.
Это упражнение позволит вам четко представить свою Заветную Мечту. Записав ее другой рукой, вы с большей легкостью сможете отделить, чего вы действительно хотите, от того, что другие хотят от вас.
Внутренний Критик может оказаться голым королем. Его псевдорациональные доводы будут разоблачены, а у вас хватит силы воли следовать за мечтой, перераспределяя силы и ресурсы.
В книге Люсии Капаччионе вы найдете и другие практики, которые помогут выявить и разрешить внутренние конфликты, лучше понять себя и найти новые варианты изменить жизнь к лучшему.
* Издательство «Генезис», Москва.
Источник фотографий:Getty Images