Платежи налагаемые на побежденное в войне государство в пользу

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 марта 2014; проверки требуют 26 правок.

Контрибу́ция (лат. contributio — «всеобщий вклад, общественный сбор средств») — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.

Во время войны оплачивается населением занятой территории, по окончании войны — правительством побеждённой страны, и может называться в литературе военной контрибуцией.

Возникновение[править | править код]

Возникновение контрибуции относится к древнейшим временам. Это понятие существует столько же веков, сколько ведутся войны. Победившая сторона распоряжалась завоёванными землями по своему усмотрению, это было безусловное право, вытекающее из факта победы. Чтобы уберечь поселения от разорения, жители откупались деньгами, ценными вещами, невольниками. Завоеватели сами определяли размер, форму и условия выплат (см., например, «Горе побеждённым»), при этом стремясь не только покрыть военные расходы, но и получить значительную сумму поверх того. Контрибуция долгое время являлась не правомерным взиманием компенсации, а грабежом (например, термин нем. Brandschatzung имеет два значения: наложение военной контрибуции и вымогательство, грабёж).

Описание[править | править код]

Контрибуцией первого типа является взимание с населения завоёванной территории определённой суммы денег во время войны. Кроме денежного оброка, также могла налагаться продуктовая повинность и иные виды дани. По факту, население побеждённой страны полностью содержало вооружённые силы захватчиков. В наше время такие несанкционированные поборы запрещены. Войска должны покупать у населения необходимые товары, либо экспроприировать их с гарантией последующего вознаграждения. Первая попытка защитить во время войны неприкосновенность имущества мирных граждан была сделана в 1785 году. В договоре, заключённом между США и Пруссией, был оглашён принцип неприкосновенности частной собственности. В 1799 году, не найдя применения на практике, его отменили. Только в 1872 году его повторно прописали в трактате между теми же США и Италией, а в 1874 году этот пункт включили в Брюссельскую конференцию. По рассмотрении, контрибуцию ограничили следующими пунктами:

  • контрибуция взималась вместо налогов, выплачиваемых населением в мирное время государству;
  • в виде доставки требуемых войску товаров натурой;
  • в качестве штрафа, заменяющего иную уголовную ответственность (особо в тех случаях, когда преступник не обнаружен или бежал).

В 1899 году эти пункты были рассмотрены Первой Гаагской конференцией мира, а в 1907 году Вторая Гаагская конференция переработала их. Контрибуция теперь имела следующие ограничения:

  • если захватчик взимал с населения установленные в государственную пользу налоги, пошлины и иные сборы, то он обязан делать это в соответствии с существующими правилами налогообложения;
  • иные денежные взыскания, кроме указанных выше, могли взиматься только на нужды ВС или управления этим краем;
  • денежное взыскание не могло налагаться на всё население за деяния отдельных лиц, если в них не могло быть усмотрено солидарной ответственности граждан;
  • контрибуции изымались только на основании письменного распоряжения главнокомандующего и под его ответственность; при получении денег выдавалась расписка.

Контрибуции второго типа налагались на правительство побеждённого государства по окончании войны и представляли собой компенсацию победителю его военных издержек. Как правило, победитель желал не только покрыть военные расходы, связанные с завоеванием территории, но и возместить все потери, понесённые в результате войны. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы контрибуции. В таком виде она обессмысливалась, так как сама по себе могла являться причиной войны. Возмещение военных потерь посредством наложения контрибуции особое развитие получило в эпоху Коалиционных войн против Наполеона. Наполеон не заключил ни одного мирного договора, не выговорив контрибуции, кроме Тильзитский мир по которому Российская империя её не платила. А в 1815 году союзники, в свою очередь, наложили на Францию огромную контрибуцию.

Исторические примеры[править | править код]

Как указано выше, контрибуции активно использовались Францией во время правления Наполеона. При нём не было заключено ни одного мирного договора, в котором не оговаривалась бы контрибуция. В период с 1795 по 1808 годы Франция получила более двадцати контрибуций на общую сумму 535 млн франков. Из них наибольшие суммы отдали Голландия в 1795 году (210 млн) и Пруссия в 1808 году (120 млн). Но в 1815 году участниками Седьмой антифранцузской коалиции был подписан Парижский мирный договор, по которому Франция была обложена контрибуцией в размере 700 млн франков, которые обязана была отдать в течение пяти лет. До полной оплаты долга часть территории была оккупирована вооружёнными силами союзников в количестве 150 тысяч человек, содержание которой также оплачивалось Францией.

После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках, — можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между европейскими державами. Войны в Европе 1853 — 1856, 1859 и 1864 годов окончились без контрибуций. Их возобновила Пруссия с началом Австро-Прусской войны в 1866 году, доведя практику контрибуций до крайних размеров в 1871 году: Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 млрд франков. В 1866 году, по окончании семинедельной войны с Австрией, Пруссия по Пражскому мирному договору наложила на Австро-Венгрию контрибуцию в 20 млн прусских талеров.

Читайте также:  Чем полезен инжир польза и вред

Сумма всех контрибуций за 100 лет с 1795 года составляет около 8 млрд франков (без китайской контрибуции в пользу Японии в 1895 году), — из них на долю Пруссии приходится 51,4 %. Контрибуция, наложенная Россией на Турцию после войны 1877 — 1878 годов (договора 1879 и 1882 годов), равнялась 802 млн франков. Кроме того, Турция вернула России южную часть Бессарабии, города Карс, Ардаган, Батум. Из более древних примеров использования контрибуции можно привести Дарданский мир, заключённый в 86 году до н. э. между Римом и Понтийским царством. Митридат VI Евпатор уходит с захваченных территорий в Малой Азии, предоставляет 80 кораблей и 3 000 талантов контрибуции. Византийский император Константин IV в 678 году заключил мир с халифом Муавией. Границы остались неизменными, но арабы обязались выплачивать Византии ежегодную контрибуцию. В 679 году воевал с болгарами хана Аспаруха, перешедшими Дунай. Потерпел неудачу и купил мир данью.

Под давлением общественного мнения и благодаря усилиям советских дипломатов державы Антанты при разработке Версальского договора формально отказались от контрибуций, заменив их репарациями. По соглашению, подписанному дополнительно к Брестскому миру в 1918 году, Россия обязалась выплатить Германии контрибуцию в 6 млрд марок. Кроме того, от России отторгались Польша, Литва, Курляндия, Лифляндия и Эстляндия, а к Турции отходили города Карс, Ардаган и Батум. Финляндия признавалась независимым государством. После Второй мировой войны мирные договоры 1947 года проводят принцип недопустимости контрибуций, а Женевская конвенция в 1949 году запрещает их взимание.

Другие примеры[править | править код]

  • Кипро-генуэзская война (1373—1374). Кипрское королевство обязалось выплатить огромные суммы для возмещения военных расходов Генуэзской республики.
  • Война за испанское наследство (1701—1714). В 1712 году Жак Кассар взял с Суринама контрибуцию в 800 тыс. ливров, в следующем году с Курасао — выкуп в 115 тыс. пиастров.
  • Русско-турецкая война (1768—1774) закончилась выплатой Турцией России военных контрибуций на сумму в 4,5 млн рублей.
  • Нанкинский договор — договор, заключенный 29 августа 1842 года между Китаем и Великобританией, в результате поражения Китая в Первой опиумной войне. По этому договору Китай выплатил Великобритании контрибуцию в размере около 21 млн долл США.
  • Русско-турецкая война (1877—1878): 3 марта 1878 года Абдул-Хамид II заключил предварительный договор в Сан-Стефано, по которому признаны независимыми Румыния, Сербия, болгарским провинциям дано самоуправление. России, Сербии и Черногории были переданы значительные территории, установлена контрибуция за военные издержки (фактически это уже репарации).
  • Нёйиский договор был заключён между Болгарией и странами Антанты. Договор был подписан 27 ноября 1919 года в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен. Сумма наложенной на Болгарию контрибуции составила 2,25 млрд франков золотом (407 млн долл.) или четверть национального достояния.

См. также[править | править код]

  • Репарации
  • Сатисфакция
  • Реституция

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Контрибуция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Féraud-Giraud. Recours en raison des dommages causés par la guerre. П.: 1881
  • Vidari. Del rispetto della proprietà privata fraglistati in guerra. Павия: 1867
  • Rouard de Card. Laguerre continentale dans ses rapports avec la propriété. П.: 1877
  • Ф. Мартенс. О праве частной собственности во время войны. СПб.: 1869
  • Benedix. Dissertatio de praeda… bello terrestri légitime parta. Бресл.: 1874
  • Löning. Die Verwaltung des Generalgouvernements Elsass. Страсб.: 1874
  • Laveleye. Le respect de la propriété en temps de guerre. 1876—1877
  • Guérard. Les lois de la guerre au point de vue des intérêts privés. 1880
  • См. также: «Занятие неприятельской территории (литература) и руководства по международному и специальному военному праву», особенно: Guelle. Précis des lois de la guerre sur terre. П.: 1884.
  • Контрибуция // Экономический словарь.

Ссылки[править | править код]

    Источник

    Поговорим про экономическую составляющую победы.

    Поражение в войне влечет для государства целый ряд негативных последствий. Они касаются социальной, политической, военной и даже культурной сферы. Проигравшее войну государство теряет часть суверенитета, накладываются ограничения на размер и техническое оснащение армии.

    Победитель хочет продемонстрировать всему миру (а главное – проигравшему) свою силу и превосходство. Это принесет моральное удовлетворение, как принимавшим тяжелые решения первым лицам, так и массовому потребителю внутри страны.

    Мысль “эх, как мы наваляли тогда немцамэфиопаммарсианам” всегда греет душу. Особенно греет тому, кто никаким боком не причастен к победам проливавших кровь предков. И ничего с этим не поделаешь, желание доминировать глубоко заложено в природу человека.

    Но война гораздо более циничное мероприятие. Моральное удовлетворение нации и демонстрация силы – это, конечно, важно. Хотя вот деньги в кармане греют не только душу, но и тело. Поэтому послевоенные переговоры и устройство мира неминуемо сводятся к тому, кто и сколько заберет материальных активов и ценностей у проигравшего.

    Читайте также:  Вред и польза чая турбослим

    Как было раньше? Контрибуция.

    Идея о разграблении и наживе за счет проигравшей страны поселилась в головах людей еще тысячи лет назад.

    Римляне примерно 2.500 лет назад даже придумали специальный термин. “Горе побежденным” (Vae victis) означает, что у проигравшей стороны нет никаких прав, а победитель диктует любые условия.

    Из такого понимания экономической ответственности исходили военноначальники далекого (и не совсем далекого) прошлого.

    Контрибуция могла взиматься в виде:

    1. Денег, драгоценных металлов;

    2. Исключительных прав (например, разработка сырьевых месторождений);

    3. Материальных активов (производственное оборудование, заводы, машины);

    4. Вещи, одежда у населения на территории врага;

    5. Еда и продовольствие;

    6. Подневольный труд и рабы;

    Отличие контрибуции – ее может требовать страна-агрессор. Ради самой контрибуции часто войны и начинались. По своей сути, контрибуция – это экономическое разграбление проигравшей стороны. Степень варварства в процессе разграбления варьируется в зависимости от цивилизованности сторон.

    Дань, которой обложили Русь монголо-татарские завоеватили, была формой контрибуции. Прискакал. Завоевал. Забрал ценное.

    Как стало в 20 веке? Репарации.

    По мере развития человечества в голову политиков, правоведов и экономистов постепенного приходит немного иная мысль. “Нагрузить” проигравшего – это, конечно, святое дело. Однако это должно иметь под собой некоторое экономическое (и желательно моральное) обоснование. Негоже превращаться в варваров и беспринципно разворовывать безоружного и побежденного. Да и за этим могут последовать неблагоприятные последствия отложенные во времени для самих победителей.

    Уважаемый читатель, предлагаю тебе подписаться на мой канал. И ты не пропустишь мою статью, которую я выложу уже завтра.

    Статья будет посвящена британскому экономисту (его даже называют величайшим в 20 веке), который входил в число высокопоставленных советников стран-победителей в Первой мировой войне. Этот экономист продвигал на тот момент казавшуюся странной и нелепой идею – не налагать на проигравшую Германию разорительные экономические санкции, отбирая последнее. А, наоборот, ДАТЬ ГЕРМАНИИ денег и помочь восстановить экономику. Иначе союзники сами пожалеют о своем не снисхождении. И оказался прав. Всего через 20 лет Гитлер уничтожил половину Европы.

    К слову, экономист неофициально встречался 3 раза лично со Сталиным на территории СССР и обсуждал экономические вопросы. В чем-то критиковал советский строй, а в чем-то даже хвалил. Взгляды на экономические последствия первой мировой у двух деятелей сходились.

    После первой мировой войны в международном обиходе появилось новое слово – репарации. Это такая относительно цивилизованная попытка востребовать материальную награду за победу. Отличительные особенности репраций:

    1. Имеет право требовать только НЕ агрессор;

    2. Размер возмещения должен иметь под собой разумное экономическое обоснование;

    3. Чаще всего, главенствует идея о возмещении ущерба нанесенного агрессором и возмещение издержек, которое понесло государство-победитель в ходе войны;

    Послевоенная разруха. Берлин.

    Источник

    — дань, платимая неприятелю: во время войны — населением занятой территории (см. Занятие неприятельской территории), по окончании войны — правительством побежденной страны. 1) Возникновение контрибуций, взимаемых в течение войны, относится еще к тому времени, когда неприятель по своему усмотрению располагал жизнью и имуществом слабейшего противника. Города и общины, занятые неприятельским войском, могли избавиться от грозившего им разорения, уплатив добровольно известную дань (“контрибуцию”), которой выкупали принадлежавшее неприятелю право добычи. Следы такого происхождения контрибуции поныне сохранились в названии Brandschatzung. Контрибуции внесли в прежнюю военную практику, отличавшуюся крайней суровостью и необузданностью, элемент сравнительно гуманный, а потому находили поддержку и оправдание у писателей XVII и XVIII вв. (Ватель, Г. Ф. Мартенс, Клюбер). С окончательным установлением в международном праве начала неприкосновенности мирных жителей и их частной собственности, в сухопутной войне исчезло юридическое основание, на котором покоилось взимание К. В настоящее время безвозмездные поборы на войне безусловно воспрещаются; неотложные нужды войска, находящегося на чужой территории, удовлетворяются не изъятием собственности мирных граждан, а покупкой ее или принудительной экспроприацией, всегда предполагающей вознаграждение (см. Реквизиции). Тем не менее, К. продолжают существовать поныне, изменив лишь, соответственно новым требованиям международного права, свой юридический титул. Они взимаются теперь не самостоятельно, в своей первоначальной форме (“чистые К.”), а под разными предлогами, в виде определенной денежной суммы, вместо других взысканий, правом дозволенных. Современное международное право допускает взимание К.: а) взамен налогов, уплачиваемых населением, в мирное время, своему правительству, b) вместо реквизиций, или доставки необходимых войску предметов натурой, и с) в виде штрафа, заменяющего другие уголовные наказания (особенно в тех случаях, когда преступник не открыт или убежал). Взимание должно совершаться не иначе как по распоряжению главнокомандующего, через посредство местных общинных властей; в получении К. каждый раз должна быть выдаваема расписка (эти правила формулированы в брюссельской декларации и в руководстве института международного права). Как широко иногда пользуется оккупант правом замены разных взысканий К., можно видеть на примере франко-прусской войны 1870—71 г., когда пруссаки совершенно восстановили старую систему К. (за разрушенный при Фонтенуа мост на население наложен штраф в 10 млн. фр.; г. Руан в течение 5 дней должен был уплатить 6½ млн. фр.; городок Гагенау — 1 млн.; чтобы устрашить население и ускорить окончание войны, наложена была К. по 25 фр. на каждого француза; всего в виде контрибуций было собрано: 49 млн. — в виде налогов, 227 млн. — в виде реквизиций и 39 млн. — под другими предлогами). Все ограничения, устанавливаемые междунар. правом и имеющие целью внести соответствие между размером К. и заменяемых ими взысканий, останутся без результата, пока сам принцип К., т. е. денежные поборы на войне, будет считаться правомерным. Воюющий может обойтись без К. (Россия в Турции, в 1877—78 г.). К. должны быть безусловно осуждены, как не имеющие ни разумного основания, ни юридического оправдания, и служащие лишь средством наживы для занявшего чужую территорию неприятеля. К., по существу своему, не подлежат возврату; исключение представляют лишь те, которые взимаются вместо реквизиции. О порядке возмещения см. Реквизиции. 2) К., налагаемые по окончании войны на побежденную страну (indemnit é de guerre, Kriegsentschä digung), представляют вознаграждение за понесенные победителем военные издержки. Их юридическое основание покоится на представлении о войне, как процессе, все расходы по которому должна нести неправая сторона — а такой, по старинной фикции, признается сторона побежденная. Обычай возмещать военные издержки, издавна уже существующий, получает значительное развитие в эпоху наполеоновских войн. Французы не заключали ни с кем мира или даже перемирия, не выговорив себе известной К. (за время с 1795 по 1808 г. — более 20 раз, всего в размере 535 млн. фр.; из них наибольшие К.: 1795 г. с Голландии — 210 млн. и 1808 г. с Пруссии — 120 млн.). В 1815 г. союзники налагают на Францию К. в 700 млн. фр. После того в мирных трактатах между европейскими державами долго нет речи о военных издержках; можно было думать, что обычай выведет их из употребления в отношениях между цивилизованными государствами. Войны 1853—56 и 1864 гг. окончились без К. Их возобновила в 1866 г. Пруссия, доведшая практику К. до крайних размеров в 1871 г.: Франция должна была уплатить, не считая упомянутых выше поборов, 5 миллиардов фр. Определяя размер К., победитель принимает теперь в расчет не одни специально военные расходы; он желает получить вознаграждение за все свои потери, имущественные и неимущественные, вызванные войной. Отсюда — крайний произвол при установлении суммы К., нередко возвращающий войне ее прежний хищнический характер. К. в таком виде теряют свое значение, как вознаграждение за военные издержки, и сами по себе могут стать целью войны. При определении размера К. необходимо было бы вмешательство посторонних держав: устраняя возможность чрезвычайных требований, международное право тем самым могло бы даже предупредить некоторые войны. Сумма всех К. за последние 100 лет с 1795 г. составляет около 8 миллиардов фр. (без китайской К. в пользу Японии, 1895 г.); из них на долю Пруссии приходится 5¼. К., наложенная Россией на Турцию после войны 1877—1878 г. (догов. 1879 и 1882 гг.), равнялась 802 млн. фр.

    Читайте также:  Сало соленое его польза и вред

    Литература. Féraud-Giraud, “Recours en raison des dommages causé s par la guerre” (П., 1881); Vidari, “Del rispetto della propriet à privata fra gli stati in guerra” (Павия, 1867); Rouard de Card, “Laguerre continentale dans ses rapports avec la propri été ” (П., 1877); Ф. Мартенс, “О праве частной собственности во время войны” (СПб., 1869); Benedix, “Dissertatio de praeda… bello terrestri l é gitime parta” (Бресл., 1874); L ö ning, “Die Verwaltung des Generalgouvernements Elsass” (Страсб., 1874); Laveleye, “Le respect de la propri été en temps de guerre” (1876—1877); Guérard, “Les lois de la guerre au point de vue des intérêts privé s” (1880). См. также Занятие неприятельской территории (литература) и руководства по международному и специально военному праву, особенно Guelle, “Pr é cis des lois de la guerre sur terre” (П., 1884).

    Вл. Г.

    Источник