Побоялся сказать слово в пользу справедливости

Сочинение по тексту Демоверсии
Текст
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сочинение.
Почему люди проявляют трусость? Что становится причиной такого поведения? Эти вопросы волнуют Ф. Вигдорову, которая поднимает проблему трусости, малодушия, бездействия.
Исследуя причины поведения человека, проявляющего указанные качества, автор задаётся вопросом, почему люди, в экстремальных ситуациях ведущие себя бесстрашно, в другие моменты жизни теряют мужество («Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости»). Объясняя причины такого явления, автор обращается к примерам из жизни, к мудрости народного слова и убеждается в том, что главная причина страха – желание сохранить своё благополучие. «Скажу правду – уволят с работы… Уж лучше промолчу», — примерно так, по мнению Вигдоровой, рассуждает человек в подобных ситуациях.
Авторская позиция выражена прямо в финале текста. Вигдорова считает, что человек должен ежедневно, «в самых обычных житейских делах» преодолевать в себе страх и малодушие, не бездействовать по принципу «моя хата с краю», потому что «хат, которые были бы с краю, нет».
Я согласна с автором в том, что легче быть храбрым в те моменты, когда от тебя требуется проявление героизма в исключительных обстоятельствах (на войне, во время пожара), чем в ежедневной жизни, когда бывает трудно вступить на защиту справедливости, если при этом пострадает твоё благополучие и ты будешь вынужден постоянно « преодолевать в себе обезьяну».
Примеры из художественной литературы подтверждают сказанное. Обратимся к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автор считал трусость самым страшным пороком, что и показал на примере Понтия Пилата, который предал Иешуа, хотя понимал, что тот не виновен. Прокуратор подчинился мнению толпы, боясь потерять власть, привычный, удобный образ жизни. Трусость – вот его главная беда. Страх делает неплохих и храбрых людей слепым орудием злой воли. Автор наказывает своего героя, и только после долгих мучений и страданий Понтий Пилат был прощен.
и в современной литературе мы находим примеры того, как в общем – то неплохие люди не умеют преодолеть в себе малодушие и из трусости совершают подлость.Так, в повести В. Железникова «Чучело» Димка Сомов, один из главных героев, в начале повествования кажется смелым и сильным человеком, но в ситуации, которая требует от него проявления мужества, он поступает низко. Боясь оказаться трусом в глазах учителя, выдаёт сбежавших с рока одноклассников. Их страха перед разоблачением предал своего другу – Лену Бессольцеву. Открыто встал на сторону одноклассников в эпизоде сожжение чучела, сам поднёс спичку. Примером умения преодолевать страх, брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях является Лена Бессольцева. Взяв на себя вину Сомова, она дала ему шанс преодолеть страх и исправить свою ошибку.
Так что же руководит человеком, когда он испытывает чувство страха не в исключительных обстоятельствах, а в обыденной человеческой жизни? Извечно присущее нам стремление не утратить достигнутое благополучие, промолчать себе во благо, уверенность в том, что «моя изба» всё-таки «с краю». Хорошо, если человек вовремя осознаёт свой грех и «преодолевает в себе обезьяну». (445 слов)
Хватова Александра, ученица С.Н.Мищенко
Источник
(1)
Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара
Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
–
В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они
встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе –
благополучием, славой. (8)
А третье испытание – страхом. (9)
И не только тем
страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его
в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
(11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он
поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не
страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу
справедливости».
(15)
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть
живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где
каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе
и под водой, он не
бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)
И вот война
кончилась, человек вернулся домой. (20)
К своей семье, к своей мирной
работе. (21)Он работал так же хорошо, как
и воевал: со страстью отдавая все
силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы
его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он
был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не
боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на
поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой
головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку,
полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
(33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему
смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал
однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть
свой страх
и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу
правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и,
пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были
бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)
В ответе за всё
плохое
и за всё хорошее. (47)
И не надо думать, будто настоящее испытание
приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во
время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных
обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей
испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно,
в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь
слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых
условиях одно.
(По
Ф.А. Вигдоровой*)
*Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.
Источник
(1)
Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара
Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
–
В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они
встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе –
благополучием, славой. (8)
А третье испытание – страхом. (9)
И не только тем
страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его
в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем?
(11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он
поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не
страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу
справедливости».
(15)
С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть
живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где
каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе
и под водой, он не
бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)
И вот война
кончилась, человек вернулся домой. (20)
К своей семье, к своей мирной
работе. (21)Он работал так же хорошо, как
и воевал: со страстью отдавая все
силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы
его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он
был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не
боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на
поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой
головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку,
полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею.
(33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему
смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)
Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал
однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть
свой страх
и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)
В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)
Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу
правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и,
пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были
бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)
В ответе за всё
плохое
и за всё хорошее. (47)
И не надо думать, будто настоящее испытание
приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во
время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных
обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей
испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно,
в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел
преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь
слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых
условиях одно.
(По
Ф.А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница,
журналист.
Источник
(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:
– В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.
(10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.
(14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».
(15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.
(16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.
(25)Мальчишка разбил стекло.
– (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.
(27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».
(31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?
(36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».
(37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.
(39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.
(40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы… (41)Скажу правду – уволят с работы… (42)Уж лучше промолчу.
(43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.
(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.
(50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.
(По Ф. А. Вигдоровой*)
* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.
1. Проблема неоднозначности человеческой натуры. (Почему один и тот же человек может поступать как герой в исключительных обстоятельствах и испытывать страх в обычной жизни?) | 1. Иногда человек, проявивший мужество в исключительных обстоятельствах, не способен проявить его в обычных житейских ситуациях из-за боязни утратить благополучие. |
2. Проблема проявления мужества. (В чём проявляется мужество?) | 2. Мужество проявляется не только в том, что человек совершает героические поступки, но и в том, что он борется за справедливость и говорит правду. Мужество требует от человека способности преодолевать в себе страх. |
3. Проблема трусости, малодушия, бездействия. (Почему люди проявляют трусость?) | 3. Даже самый мужественный и отважный человек способен в повседневной жизни проявить трусость и малодушие. Причиной тому становится страх утратить собственное благополучие. |
4. Проблема преодоления страха. (Нужно ли поддаваться страху или стоит бороться с ним?) | 4. Страх – одно из самых трудных испытаний в жизни человека. Необходимо преодолевать свой собственный страх не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни. |
5. Проблема выбора. (Нужно ли бороться за справедливость?) | 5. Жизнь ставит человека перед нравственным выбором: выступить в защиту справедливости или промолчать. Нужно преодолевать свой страх и всегда выступать в защиту справедливости. |
- Сочинение–рассуждение по тексту Вигдоровой Ф. Проблема преодоления страха.
Источник
ПОИСК:
У нас более 50 000 материалов воспользуйтесь поиском! Вам повезёт!
Оценка эксперта внизу
Человек полон эмоций. И одной из тех, которые оказывают на нас сильное влияние, является страх. И именно над проблемой проявления страха и, наоборот, мужества в повседневной жизни задумалась Фрида Абрамовна Вигдорова.
Рассуждая над данной проблемой, писательница приводит в пример мужчину- военного. Человек, прошедший войну, казалось бы, должен быть чуть ли не самым храбрым и мужественным после всего того страха, ведь он уже видел много ужасных вещей- пули, танки, смерть.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Но, почему-то после войны, уже во время мирной жизни побоится «…сказать слово в пользу справедливости…». Снова где-то внутри страх, только это уже не страх смерти, он другой, но он есть.
В качестве другого примера писательница приводит мальчишку, которому, опять же, не боится свернуть себе шею, катаясь на лыжах с крутых гор, не боится утонуть в незнакомой реке, но разбив окно, «…он боится сказать: «Стекло разбил я…». То есть, это ещё раз показывает, что даже в таких ситуациях страх имеет место быть и людям может не хватать мужества ответить за свои собственные поступки.
Позиция автора предельно ясна. Она считает, что страх может преследовать нас не только в критических ситуациях, такие как, например, война, но и в обычной повседневной жизни. И на все эти абсолютно разные ситуации приходится одно мужество.
Я согласна с мнением автора. Действительно, страх преследует нас во многих жизненных ситуациях и мужество в некоторых, даже во многих случаях может не хватать. Например, как в романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников долго время боялся ответить за совершённое им убийство, но всё же в конце набрался мужества и сделал это.
Таким образом, страх тесно связан с жизнью каждого, это, пожалуй, наша самая примитивная эмоция, с которой мы можем бороться только собственным мужеством.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id98875
Оценка эксперта:
Содержание сочинения
К1. Верно сформулирована проблема текста: «Именно над проблемой проявления страха». (1 из 1)
К2. Приведены два примера . Автор даёт грамотные пояснения, однако связь между примерами (дополняют/противопоставлены) не указана. (4 из 5)
К3. Позиция автора отражена верно. (1 из 1)
К4. Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора, привёл собственные размышления, обосновал своё мнение («Преступление и наказание»). Однако к обоснованию можно придраться: Раскольников не признавался не из-за трусости, а из-за своих моральных принципов. (0 из 1)
Речевое оформление
К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. (2 из 2)
К6. Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя, но есть нарушения в точности выражения мысли. (1 из 2)
Грамотность
К7. Соблюдение орфографических норм (3 из 3).
К8. Соблюдение пунктуационных норм (1 из 3).
ужасных вещей- пули, танки, смерть.
Однородные члены после определяемого слова. Требуется двоеточие.
Но, почему-то
Запятая не требуется.
побоится «…сказать слово в пользу справедливости…».
Некорректное оформление цитаты.
«…он боится сказать: «Стекло разбил я…».
Некорректное оформление цитаты.
но разбив окно,
Отсутствие обособления.
К9. Соблюдение грамматических норм (0 из 2).
В качестве другого примера писательница приводит мальчишку, которому,
Некорректное употребление местоимения.
Она считает, что страх может преследовать нас не только в критических ситуациях, такие как, например, война, но и в обычной повседневной жизни.
Отсутствие согласования по падежу.
страх преследует нас во многих жизненных ситуациях и мужество в некоторых, даже во многих случаях может не хватать.
Некорректный падеж.
К10. Соблюдение речевых норм (0 из 2).
после всего того страха
Незаконченная мысль. Правильнее: «После всего того страха, что он испытал».
В качестве другого примера писательница приводит мальчишку
Можно привести в пример поступок, поведение, но не самого человека.
во время мирной жизни
В мирной жизни.
в обычной повседневной жизни.
Плеоназм.
К11. Соблюдение этических норм (1 из 1).
К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 из 1).
Заключение
Экзаменуемый раскрыл тему. Структура сочинения прослеживается достаточно четко. Однако автору стоит уделить больше внимания грамотности речи.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
.
Источник