Подбери слова противоположные по значению польза

Юлия Поплова
Упражнения и игры, направленные на подбор слов с противоположным значением

Упражнение «Что лишнее?».

Цель: учить детей выбирать слова антонимы из цепочки слов.

Воспитатель называет цепочку из трех слов, а дети выбирают слова противоположные.

Черный, синий, белый.

Добро, нежность, зло.

Бедный, денежный, богатый.

Быстро, медленно, тихо

Сладкий, горький, кислый.

Грусть, печаль, радость

Глупый, веселый, умный.

Зима, осень, лето

Сильный, храбрый, слабый.

Правда, ложь, вранье.

Упражнение «Вредный щенок».

Цель: учить детей подбирать глаголы — антонимы, понимать их значение.

Воспитатель: В одном городе живет маленький вредный щенок, он делает все наоборот. Просят его подойти — он отходит; просят принести тапки – он их прячет; скажут «повернись ко мне» — он отворачивается. Теперь представь, что бы сделал такой щенок,если бы его попросили: сесть? Принести палку? Поднять голову? Поймать мяч? бежать? лечь? лаять? (дети подбирают глаголы — антонимы)

Упражнение «Измени предложение».

Цель: учить детей составлять предложения с глаголами — антонимами, заменяя в заданном предложении предлог К на предлог ОТ, активизировать употребление антонимов в речи.

Воспитатель: ребята, внимательно послушайте предложения и замените действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от.

(При трудностях построения предложений воспитатель уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом от.)

Правило: маленькое слово к появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово от появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Затем воспитатель читает предложения,а дети их изменяют:

по смыслу.

Алексей подошел к тренеру. Плот подплыл к берегу. Зайчик подпрыгнул к капусте. Ящерица подползла к мосту. Грузовая машина подъехала к магазину. Футбольный мячик подкатился к вратарю. Голубь подлетел к крыше дома. Ирина подбежала к санкам.

(Упражнение считается выполненным, когда ребенок точно образует глаголы — антонимы и называет «маленькое слово» в обоих предложениях без ошибок).

Упражнение «Наоборот» (игра с мячом).

Цель: упражнять детей в подборе слов — антонимов, активизировать их употребление в речи.

Материал: мяч.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок должен придумать слово противоположное по значению, сказать его и бросить мяч обратно.

1) Польза, враг, закат, мир, суша, дети, быль, горе, загадка

2) Сухой, редкий, древний, далёкий, твердый, холодный, веселый, больной.

3) Высоко, сладко, бледно, богато, быстро, скучно, глухо, грубо, мелко.

Упражнение «Сравни наоборот».

Цель: уточнить понимание детьми значений противоположных слов, упражнять в подборе антонимов, активизировать их употребление в речи.

Используются слова: тверже — мягче, длиннее – короче, сильнее – слабее, длиннее – короче.

Воспитатель: сравни камень и песок. Что чего тверже? Что чего мягче?

Ребенок: Камень тверже, чем песок. Песок мягче, чем камень.

Далее дети сравнивают следующие пары:

Заяц и кошка. У кого уши длиннее? У кого уши короче?

Слон и обезьяна. Кто сильнее? Кто слабее?

Змея и ящерица. Кто длиннее? Кто короче?

Упражнение «Волшебство».

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по смыслу, учить соотносить ситуации и подбирать к ним картинки.

Материал:два набора картинок разных по содержанию: заколдованные (рваные штаны, грязные тетради, разбросанные игрушки, Вова сломал машину, грязные руки, бабушка больна) и расколдованные (Зашитые штаны, чистые тетради, собранные игрушки, Вова починил машинку, вымытые руки, бабушка здорова).

Воспитатель: Ребята, передо мной заколдованные картинки, их заколдовал злой волшебник. Давайте попробуем их расколдовать.Сделать это можно так: надо накрыть заколдованную картинку расколдованной и назвать слова –«противники».Вот так: берем картинку «рваные штаны», находим расколдованную «зашитые штаны» и кладем ее сверху. Находим слова — «противники»: рваные – зашитые.

Упражнение «Продолжи за мной».

Цель: упражнять детей в подборе антонимов, в составлении предложений с ними, расширять активный словарь детей.

Воспитатель: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, подбирая подходящие по смыслу слова — «неприятели».

Мальчишки бывают сильные и слабые. Яблоки растут кислые и сладкие. Дождик идет теплый и холодный. Машины бывают большие и маленькие. Звуки бывают глухие и звонкие. Песни поют грустные и веселые. Листья на деревьях висят мокрые и сухие. Герои в сказках бывают добрые и злые.

Упражнение «Самый внимательный?»

Цель: учить детей слышать и выделять на слух слова антонимы, активизировать их употребление в речи, обогащать словарь детей.

Воспитатель: Ребята, расскажите, мне пожалуйста, какие вы знаете пословицы? (дети вспоминают знакомые пословицы). Я тоже знаю пословицы, в них есть разные слова. Сейчас посмотрим, кто из вас самый внимательный и быстро найдет слова — «противники».

• Ученье — свет, а неученье — тьма. (Дети находят антонимы и называют их: ученье – неученье – свет — тьма).

• Подальше положишь, поближе возьмешь.

• Нет худа без добра.

• Делу — время, а потехе -час

• Умей взять, умей и отдать!

• Глупый осудит, а умный рассудит.

• Умная ложь лучше глупой правды.

Примечание:

После выявления двух противоположных слов, целесообразно провести работу над пониманием смысла слов.

Источник

Источник

Урок русского языка. 2-й класс.

Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;

  • научить распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • закреплять умения работать над изученными орфограммами;

  • развивать наблюдательность, речь, мышление;

  • воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Знать: Уметь:

что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.

  • применять полученные знания и умения в работе на уроке.

Автор: Садыгова Елена Николаевна

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?

Все, что надо, под рукой!

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки!

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

Читайте также:  Зеленый чай с календулой польза

2.1.Чистописание.

Палочка и палочка, между ними галочка.

Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?

Ммм ммм ммм

— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Прочитать.

— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.

— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи связано?

— Каким членом предложения чаще всего бывает?

— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)

Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.

— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)

— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)

Вывод:

  • вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.

— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.

(На доске записаны слова)

Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.

— Напишите в столбик.

— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.

2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.

Игра «Угадай зверя»

— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.

— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.

— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)

— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?

Медведь (какой?) косолапый.

— Хитрая, осторожная, рыжая.

Лиса (какая?) хитрая

— Маленький, юркий, колючий.

Ежик (какой?) колючий

— Рогатый, гордый, длинноногий.

Олень (какой?) рогатый.

Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Имена прилагательные называют признак имени существительного.

Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.

2.4. Вывод темы и целеполагания.

(На доске напечатаны слова)

«Пословица рассыпалась»

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

— Что видите?

— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.

— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.

Маленькое дело лучше большого безделья.

— Что такое пословица?

Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

— Объясните смысл пословицы.

(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)

— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?

— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)

— Сравните их.

— Что можно сказать об этих именах прилагательных?

  • Они указывают на размер предмета;

  • Они противоположные по смыслу.

— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)

— Назовите тему урока.

— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2

ЗНАТЬ:

  • что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

УМЕТЬ:

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.

3. Работа над новым материалом.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

— Прочитайте правило с.33.

Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

— На доске записаны слова.

— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)

Смелый (трусливый)

Здоровый (больной)

Горячий (холодный)

Светлый (тёмный)

Зимний (летний)

Длинный (короткий)

Чёрный (белый)

— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.

Вывод: Чему учились?

— Находить прилагательные, противоположные по значению.

3.1. Первичное закрепление.

— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.

Ключ – доска

грустный – весёлый

молодой – старый

холодный – горячий

низкий – высокий

— Оцените свою работу.

3.2. Работа по учебнику №274.

— Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

Дополнительно:

Устно подбери пару:

Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)

Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)

Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)

Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.

— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.

Физкультминутка

3.3. Закрепление

— Где можно встреть в речи антонимы?

— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.

Запись пословиц под диктовку:

И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.

— Объясните смысл пословицы.

(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.

Читайте также:  Томат цукаты черри маленькие китай польза

Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.

— Объясните смысл пословиц.

— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?

3.4. Работа в МГ.

Игра «Расшифруй слово»

Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.

широкий – …………………………………..

твердый – ……………………………………

старый – …………………………………….

скучный – ……………………………………

бесполезный – ………………………………

неряшливый – ………………………………

4. Домашнее задание (Слайд № 26)

№ 275 с.34.

— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:

мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

— А вы, ребята, как думаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Итог урока.

— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.

— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).

— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

6

Источник

Урок русского языка. 2-й класс.

Тема: «Прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы), их употребление в речи»

Цели:

  • формирование представлений о прилагательных-антонимах и их роли в речи;

  • научить распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • закреплять умения работать над изученными орфограммами;

  • развивать наблюдательность, речь, мышление;

  • воспитывать интерес, умение работать в паре, группе.

Оборудование: карточки, толково-этимологический словарь, мультимедийная установка, презентация в программе Microsoft PowerPoint.

Знать: Уметь:

что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • различать прилагательные, противоположные по значению и употреблять их в речи.

  • применять полученные знания и умения в работе на уроке.

Автор: Садыгова Елена Николаевна

Ход урока

1. Организационный момент.

А девиз у нас какой?

Все, что надо, под рукой!

Быть должны у нас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки!

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

2.1.Чистописание.

Палочка и палочка, между ними галочка.

Ну, понятно сразу всем, что напишем букву….М?

Ммм ммм ммм

— Вспомним правило посадки при письме. Оцените свою работу.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Прочитать.

— Прочитайте по цепочке. Приложение№1
— Кто сможет слова все прочитать,
Тот скажет, как их назвать!

Родной, далёкий, близкий,
Чужой, знакомый, низкий.
Плохой, хороший, милый, славный,
Весёлый, ласковый, забавный.

— На какой вопрос отвечают слова?
— Как называются такие слова?

— Что обозначает имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— С какой частью речи связано?

— Каким членом предложения чаще всего бывает?

— Расскажите в ППС правило об имени прилагательном (с.29)

Дополнительные вопросы тем, кто расскажет правило.

— Когда слова отвечают на вопрос какие? (Обозначают признаки нескольких предметов)

— Когда слова отвечают на вопросы какой? какая? какое? (Белый (какой?) ландыш) (Обозначают признак одного предмета)

Вывод:

  • вы знаете что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

— Для чего вам нужны знания? Для того чтобы применять полученные знания в работе на уроке.

— Предлагаю проверить ваши знания об имени прилагательном.

(На доске записаны слова)

Грустный, кричит, велосипед, молодой, стена, играть, холодный, зима, воробей, низкий.

— Что видите? Слова.

— Что предлагаете сделать? Найди и выписать имена прилагательные.

— Напишите в столбик.

— Проверка. Докажите, почему выписали эти слова?
— Молодцы, ребята, справились с заданием.

2.3. Подготовка к выводу темы и целеполагания.

Игра «Угадай зверя»

— Для чего нам в речи нужны имена прилагательные? Выполнив следующее задание вы мне ответите на мой вопрос.

— Поиграем в игру «Угадай зверя». Я называю прилагательные, а вы должны догадаться о каком животном идет речь.

— Мохнатый, косолапый, бурый. (Медведь)

— Какое прилагательное более точно указало о ком идет речь?

Медведь (какой?) косолапый.

— Хитрая, осторожная, рыжая.

Лиса (какая?) хитрая

— Маленький, юркий, колючий.

Ежик (какой?) колючий

— Рогатый, гордый, длинноногий.

Олень (какой?) рогатый.

Вывод: — С какой частью речи связано прилагательное?

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Имена прилагательные называют признак имени существительного.

Имена прилагательные в речи нужны для точного описания предмета.

2.4. Вывод темы и целеполагания.

(На доске напечатаны слова)

«Пословица рассыпалась»

большого, лучше, дело, безделья, маленького.

— Что видите?

— Это непросто слова, а пословица, прочитайте её.

— Что предлагаете сделать? Записать в тетрадь.

Читайте также:  Кукуруза польза и вред в огороде

Маленькое дело лучше большого безделья.

— Что такое пословица?

Пословица – это жанр фольклора, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

— Объясните смысл пословицы.

(Делая маленькое дело, ты получишь больше пользы, чем от большого безделья!)

— Какие орфограммы вспомнили, записывая эту пословицу?

— Назовите имена прилагательные в пословице. (Маленькое, большого)

— Сравните их.

— Что можно сказать об этих именах прилагательных?

  • Они указывают на размер предмета;

  • Они противоположные по смыслу.

— Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

(К доске прикрепляются слово «Антонимы»)

— Назовите тему урока.

— Что мы должны знать и уметь по данной теме? Приложение №2

ЗНАТЬ:

  • что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

  • вопросы, относящиеся к именам прилагательным.

УМЕТЬ:

  • распознавать имена прилагательные среди других слов;

  • находить прилагательные-антонимы и использовать их в устной и письменной речи.

3. Работа над новым материалом.

Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера.

— Сегодня мы знакомимся с противоположными по смыслу именами прилагательными и в конце урока ответим на вопрос: «Для чего нужны нам эти слова?»

— Прочитайте правило с.33.

Словарь: Антонимы – так называют слова, противоположные по значению.

— На доске записаны слова.

— Предложите задание по теме урока (Подобрать антоним)

Смелый (трусливый)

Здоровый (больной)

Горячий (холодный)

Светлый (тёмный)

Зимний (летний)

Длинный (короткий)

Чёрный (белый)

— Если пара подходит к слову, то выходите и вешайте на доску.

Вывод: Чему учились?

— Находить прилагательные, противоположные по значению.

3.1. Первичное закрепление.

— В тетради подобрать и записать самостоятельно слова, противоположные по смыслу.

Ключ – доска

грустный – весёлый

молодой – старый

холодный – горячий

низкий – высокий

— Оцените свою работу.

3.2. Работа по учебнику №274.

— Сравним признаки предметов:

– по величине: орел (какой?) большой, а воробей (какой?)… маленький.

– по цвету: уголь (какой?) чёрный, а мел (какой?)… белый.

– по вкусу: перец (какой?) горький, а сахар (какой?)…сладкий.

– по высоте: дерево (какое?) высокое, а кустик (какой?)… низкое.

Дополнительно:

Устно подбери пару:

Толстый – тонкий (колбаса – сосиська, сук – ветка, веревка – нитка, веревка – канат, картон — бумага)

Широкий – узкий (дорога – тропинка, река – ручей, мост – мостик, лента – полотенце, проспект – переулок)

Высокий – низкий (ёлка – земляника, холм – гора, куст – трава, сосна – куст, бегемот — жираф)

Длинный – короткий (у крокодила хвост у зайца хвост, у жирафа шея – у бегемота, у страуса ноги и у пингвина, шорты — брюки)

Та мелодия (какая?) быстрая, а эта – …(грустная, медленная, любимая).

— По какому признаку сравнили прилагательные «быстрая – медленная»? Ритму.

— Как называются слова, противоположные по смыслу? называют антонимами.

Физкультминутка

3.3. Закрепление

— Где можно встреть в речи антонимы?

— Очень часто антонимы употребляются в пословицах.

Запись пословиц под диктовку:

И гадкий утенок может стать прекрасным лебедем.

— Объясните смысл пословицы.

(Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. Андерсен «Гадкий утенок» Он был уже не гадким темно-серым утенком, а красивым белым лебедем! Теперь утенок был даже рад, что перенес столько горя и бед.

Не стоит спешить судить кого-то или что-то, потому что «гадкий утенок» может оказаться лебедем. … Не стоит судить о начальном, промежуточном состоянии, не посмотрев на конечный результат: то, что может казаться неприятным вначале, может стать весьма привлекательным в конце.)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Завтрашний день не вернет вчерашнего дня.

— Объясните смысл пословиц.

— Подчеркните имена прилагательные. Что можно о них сказать?

3.4. Работа в МГ.

Игра «Расшифруй слово»

Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши. Подчеркни первую букву в антонимах, прочитай слово.

широкий – …………………………………..

твердый – ……………………………………

старый – …………………………………….

скучный – ……………………………………

бесполезный – ………………………………

неряшливый – ………………………………

4. Домашнее задание (Слайд № 26)

№ 275 с.34.

— Вернемся к нашей пословице и задумаемся о пользе работы.

Маленькое дело

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.

А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.

Большое Безделье всегда хвасталось:

– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.

Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.

– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?

Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.

Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.

А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали:

мал золотник, да дорог.

Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:

– И все равно я лучше!

— А вы, ребята, как думаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

5. Итог урока.

— Интересно ли прошёл урок? Что нового узнали?

— Предметом нашего разговора на уроке были противоположные по смыслу прилагательные.

— Конечно, антонимами могут быть и другие части речи: имена существительные (свет – тьма, друг – враг), глаголы (молчать – говорить, потерял – нашел).

— Употребление антонимов делает речь более выразительной. (Слайд № 24)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!

6

Источник