Поэт и толпа тема пользы

Поэт и толпа тема пользы thumbnail

Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, которое будет полезным при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Анализ стихотворения «Поэт и толпа» Пушкина

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Поэт и толпа.

История создания – Стих написан в 1828 году.

Тема стихотворения – Роль творца в истории своей страны.

Композиция – Произведение имеет форму диалога и состоит из четырех условных частей.

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Метафоры – «червь земли», «хладные скопцы».

Эпитеты – «вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный».

Олицетворения – «душа вкушает хладный сон».

Сравнения – «душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна».

История создания

20-е годы 19 столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрел славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.

Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.

Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем – и весь мир.

Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стих назывался «Чернь», однако он был переименован поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.

Тема

Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто «рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа лишь удивленно переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чем прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.

В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинные ценители искусства и те, кто не видит в нем смысла – никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, что тратить свои силы на их просвещение.

Также Пушкин открывает еще одну насущную проблему своего времени – желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные под заказ произведения зачастую имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.

Композиция

Произведение написано в виде диалога между непризнанным поэтом (лирический герой) и толпой («чернь»).

Стихотворение условно можно разделить на четыре части.

В первой части показана непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Ей невдомек, для чего нужна поэзия, какова от нее реальная польза.

Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что он беспокоится лишь о собственной корысти.

В третьей части «чернь» наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что все равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывает удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и приземленной «чернью».

Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Средства выразительности

В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры («червь земли», «хладные скопцы»), эпитеты («вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный»), олицетворения («душа вкушает хладный сон»), сравнения («душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна»).

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Larisa Muntyanu

    5/7

  • Мария Ляросса

    5/7

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 23.

Источник

Поэтическое наследие А. С. Пушкина охватывает самые разные темы, но особое место в нем занимают размышления поэта о назначении искусства, о роли творца и его способности влиять на общество. Одним из ключевых текстов в раскрытии этой темы становится стихотворение «Поэт и толпа», которое сталкивает два разных взгляда на смысл искусства: народа и самого творца. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения по плану, который поможет разобраться в тематике и проблематике текста.

Читайте также:  Сало в луковой шелухе польза и вред

История создания

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано Пушкиным в 1828 году и первоначально имело название «Чернь». Позднее, при подготовке текста ко второму изданию в 1836 году, поэт дал ему новое название, под которым он и дошел до наших дней.

Конец 20-х годов XIX века был для Пушкина тяжелым периодом. Он побывал в продолжительной ссылке, тяжело переживал последствия восстания декабристов, его произведения подвергались жесткой цензуре. Конфликт с непонимающим поэта обществом и желание свободно выражать свои мысли стали основными темами стихотворения «Поэт и толпа». Под толпой он подразумевал не столько читателей, сколько общественное мнение, управляемое цензурными запретами. В то время Пушкину было тяжело выражать свои мысли: он чувствовал себя непонятым и отвергнутым соотечественниками.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Поэт и толпа» Пушкина – лирическое стихотворение философского содержания. В тексте поэт рассуждает о роли и назначении искусства, сталкивает две противоположные точки зрения. В то же время форма диалога с четким разделением действующих лиц позволяет некоторым исследователям называть текст «драматизированным стихотворением».

В центре читательского внимания оказывается свойственный романтической традиции непримиримый конфликт творца и непонимающей его публики. Взятый Пушкиным из репертуара Вергилия эпиграф «Прочь, непосвященные» подчеркивает неспособность черни понять настоящее назначение искусства, почувствовать на себе его силу. 

Стихотворение «Поэт и толпа» написано четырехстопным ямбом, поэт использует сложную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм.

Композиция

Пушкин создает свое стихотворение «Поэт и толпа» в форме диалога, что позволяет ему выразить взгляды на поэзию толпы и самого поэта, столкнуть эти взгляды и показать лежащую между ними пропасть.

  1. Первая часть лирического текста представляет собой экспозицию, разворачивает перед читателем картину действия: с одной стороны – поющий поэт, с другой – народ, который «ему бессмысленно внимал».
  2. Толпа не отрицает силы искусства, которое «сердца волнует, мучит», но негодует, так как не может понять смысла этих чарующих песен.
  3. В своем ответе черни поэт полон возмущения. Он четко отделяет себя от «бессмысленного народа», ведь этот народ красоте «Бельведерского кумира» предпочитает печной горшок, обладающий практической пользой.
  4. В следующем обращении к поэту толпа готова признать его превосходство, называя «божественным посланником», но при этом хочет получить пользу от его дара. Чернь признает свои пороки и ждет от «избранника небес» уроков, помощи в исправлении.
  5. В завершающем стихотворении, гневном ответе поэта, четко говорится о невозможности такого исправления для людей, погрязших в разврате, глупости и злобе. «Не оживит вас лиры глас» — эти слова лирического героя звучат как приговор обществу. Убирать «сор» с улиц — не дело поэта: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Образы и символы

Два центральных образа стихотворения «Поэт и толпа» – это творец и противопоставленная ему толпа.

Образ поэта последовательно раскрывается в тексте сначала с помощью оценки слушающей его толпы, затем – в прямой речи самого служителя муз. Чернь, привыкшая во всем искать практическую ценность, настроена против поэта, но даже она не может отрицать, что его песни волнуют сердца. Сравнивая поэта со «своенравным чародеем», толпа признает за ним непонятную власть над душами и просит направить эту власть им во благо. Сам же поэт выступает против такого взгляда на искусство: «Не для житейского волненья, не для корысти, не для битв, мы рождены для вдохновенья».

Характеристика толпы дается, прежде всего, через многочисленные определения, которые звучат в ее собственных речах или гневных речах поэта: «бессмысленный народ», «червь земли». Важным символом приземленности мыслей черни становится «печной горшок», который для толпы оказывается важнее всех духовных стремлений.

Темы, проблемы и настроение

Основные темы стихотворения «Поэт и толпа» – роль поэта и поэзии, назначение искусства. Согласно многовековой традиции европейской литературы, поэт предстает одиноким героем, наделенным особой властью над словом, но при этом одиноким и непонятым. 

Под толпой Пушкин подразумевает высшие слои общества, но они оказываются настолько погрязшими в пороке и бытовых заботах, что не могут и не хотят увидеть красоту настоящего искусства. Инстинктивно толпа чувствует, что песня поэта дышит свободой, но она пугается своей реакции, желает подчинить искусство себе, сделать орудием собственных интересов. Поэт категорически не согласен с таким призывом, он не готов исправлять своими текстами, предпочитая оставить искусство высоким и чистым.

Читайте также:  Вареная свекла с чесноком и майонезом польза и вред

Проблематика стихотворения «Поэт и толпа» заложена уже в названии. В стихотворении Пушкин рассуждает о влиянии, которое способна оказывать поэзия на читателей и слушателей. Отрицать это влияние бессмысленно, однако поэт приходит к печальному выводу о неспособности исправить порочность и невежество общества, которое его окружает. Это общество привыкло к совсем другим орудиям исправления: «Для вашей глупости и злобы имели вы до сей поры бичи, темницы, топоры». Именно поэтому, по мнению поэта, толпа не способна правильно воспринять его песни, услышать заключенную в них свободу и самостоятельно извлечь из нее уроки. 

Основная идея

Главная мысль «Поэта и толпы» — это непримиримость двух различных позиций. Поэт свободен и не готов петь по чьей-либо указке. Толпа же готова боготворить его и внимать его песням, только если он согласится сделать свой дар орудием или горшком. Желание черни стать лучше и избавиться от своих пороков может показаться благородным, но поэт видит истинную картину: народ привык искать во всем практическую пользу, того же желает от искусства, но при этом не готов к самостоятельным действиям, к кропотливой работе над собой.

Позиция поэта ясно сформулирована им самим: служители муз «рождены для вдохновенья». Лирический герой выступает против заказного искусства, провозглашая ценность чистой поэзии. Поэзия может влиять на людей, но только не тогда, когда создается по заказу. Таков смысл стихотворения «Поэт и толпа».

Средства выразительности

Образы поэта и толпы в лирическом тексте Пушкина, в первую очередь, создаются с помощью большого количество ярких эпитетов. Толпа говорит сама про себя: «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», поэт же называет внимающий ему народ «бессмысленным», а его ропот — «дерзким». Дополняют образ толпы сравнения и метафоры. Называя чернь «безумными рабами», автор указывает не на физическое, а на духовное рабство общества. 

  • Максимально обострить конфликт между поэтом и толпой, показать непримиримость их позиций помогает обращенная поэтом к черни антитеза: «Ты червь земли, не сын небес». Толпа становится олицетворением земного, низкого начала, тогда как поэт предстает небесным посланником.
  • Наиболее ясно выразить свою позицию поэту помогает развернутое сравнение духовного «сора» общества с сором на улицах больших городов. Так же, как жрец не бросит свое служение ради чистоты улиц, творец отказывается «вычищать» души взывающей к нему толпы. Он следует лишь своему вдохновению, служит своему искусству, поэтому ощущает в себе силу не идти на договор с обществом, но смело петь о свободе.

В стихотворении «Поэт и толпа» А. С. Пушкин попытался сформулировать важные для него на тот период проблемы. Он рассуждает о порочности и невежестве общества, с гневом заявляет о неспособности его изменения, провозглашает свободу как высшую ценность искусства. Эту идею подчеркивают безупречно подобранные тропы.

Автор: Юлия Филипская

Источник

1. История создания

На черновике стихотворения «Поэт и толпа», (которое первоначально имело название «Чернь»), стоит дата создания – 15 мая 1829 года.

Впервые оно увидело свет в альманахе «Северные Цветы» в 1830 году.

По мнению некоторых литературоведов, этим произведением Пушкин пытался переосмыслить и понять взаимоотношения поэта с недружественным окружением.

Хотя он и заимствует у Еврипида (древнегреческого драматурга) сцену разговора поэта с толпой, в диалоге отражены личные настроения поэта, вызванные событиями собственной жизни.

Это довольно сложный период в жизни Пушкина. Он много и плодотворно работает, но недоброжелатели утверждают, что поэт «исписался». Друзей всё меньше, личная жизнь не складывается.

Давит поэта и постоянный контроль со стороны царской охранки. Он жаждет свободы, движения, изъявляет желание отправиться то в действующую армию, то за границу, но на все свои просьбы получает от Бенкендорфа отказ. И живой, жизнелюбивый поэт всё чаще впадает в отчаяние.

2. Литературное направление

По построению стихотворение «Поэт и толпа» относится к классицизму. Упоминания о лире, алтаре, статуе Аполлона говорит о том, что автор переносит действие в античную эпоху.

Но по отражению жизненных реалий произведение относится к литературному направлению реализм. Реальны чувства лирического героя, реален конфликт между двумя сторонами, которые так и не приходят к согласию.

3. Род

Произведение «Поэт и толпа» лирико-драматического рода.

Выражая чувства и переживания героя (лирика), оно представляет собой, в то же время, драму, поскольку и построено в виде диалога, и в нём присутствует неразрешённый конфликт между лирическим героем (Поэтом) и толпой.

4. Жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» можно отнести к жанру философской лирики.

Диалог словно копирует спор античных философов. Его эмоциональная напряжённость подчёркивается энергичным слогом и восклицательными знаками.

Читайте также:  О пользе рыбы для детского сада

5. Проблематика

Проблематика произведения – творческое осмысление взаимоотношений между теми, кто потребительски относится к искусству, ищет в нём «реальную пользу» и теми, кто имеет эстетическое чувство для восприятия красоты как самоценного явления, улучшающего и украшающего мир.

6. Тематика

Через разговор поэта с далёкими от поэзии людьми, Пушкин пытается понять роль творца в обществе. Какова миссия поэта? Может ли он влиять на умы людей, на общественную жизнь? Может ли он своим творчеством сделать их лучше?

Его жизненный опыт даёт ответ: нет. Слишком велика пропасть между практичным умом торговца и умом творческим.

«Не оживит вас лиры глас!»

Тем, для кого искусная статуя лишь дорогой мрамор, который можно взвесить и продать, трудно понять, что существует ценность иной категории – ценность произведения искусства.

Потому он и отвечает толпе, которая призывает его посвятить свой дар исправлению пороков в обществе, что поэты рождаются…

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

7. Идея

Идея произведения – между обществом потребления и теми, кто творит настоящую культуру зачастую лежит пропасть; это два, диаметрально противоположных, взгляда на жизнь.

Непреодолимые разногласия не дают найти общий язык. Невозможно лирой исправить пороки.

«Народ непосвящённый», который стремится из всего извлечь пользу и выгоду, не всегда способен оценить высокое искусство; торговая «чернь» не понимает устремлений поэта.

Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?

8. Пафос

Речь лирического героя эмоциональна. Она полна горечи, сожаления и безысходности.

Искусство предназначено для того, чтобы делать мир лучше, ярче, пробуждать в душе способность видеть красоту мира. Но до этого ещё далеко.

Поэт в пушкинскую эпоху не имел социальной значимости, плоды его труда, «его песнь» не представляла особой ценности и рассматривались лишь как развлечение. Потому, по мнению лирического героя, лира не способна исправлять человеческие пороки.

9. Система образов

Образу поэта, чей жизненный идеал – служение прекрасному, противопоставлен собирательный образ «черни», людей, которых объединяет потребительский инстинкт.

10. Центральные персонажи

Главный герой – поэт, посвятивший свою жизнь служению красоте.

Вторым голосом, звучащим в произведении, является голос толпы, которая не восприимчива к прекрасному и не понимает значения искусства.

11. Лирический герой

Лирический герой – это сам автор, Пушкин в трудный период своей жизни.

12. Сюжет

Читатели становятся свидетелями разговора между двумя сторонами – поэтом и толпой.

Хотя разговор и похож в некоторой степени на спор древних философов, в процессе которого они пытались отыскать истину, в данном случае он не приводит ни к взаимопониманию, ни к разрешению конфликта.

13. Композиция

Композиция стихотворения – это диалог поэта и толпы. Композиционных точек нет.

Но произведение можно разделить на несколько последовательных частей.

  • Часть первая: в ней представлен поэт, выступающий со своей «лирой» и толпа, которая слушает его, но не понимает, какую ценность несут его произведения.
  • Часть вторая: поэт упрекает толпу за то, что она не понимает ценность искусства.
  • Часть третья: толпа просит поэта объяснить, в чем ценность его трудов, и создать что-то более понятное простым людям.
  • Часть четвертая: поэт отказывает толпе, он считает, что поэт не должен усмирять свой талант, наоборот, толпа должна «дорасти» до понимания высокого искусства.

14. Рифма, размер и строфика

Пятьдесят две строки делятся на пять строф.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Рифмы присутствуют – кольцевая, парная и перекрёстная. Они чередуются хаотично, что подчёркивает пафос, придаёт произведению дополнительную энергетику.

15. Средства художественной выразительности

Для усиления художественной выразительности в стихотворении используются:

  • эпитеты: лира вдохновенная, рука рассеянная, непосвящённый, хладный, тупой, надменный народ, песнь свободна, ропот дерзкий, божественный (посланник) и др.;
  • метафоры: червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные, мрамор сей ведь бог! Гнездятся клубом в нас пороки и др.
  • сравнения: как своенравный чародей; как ветер, песнь; как ветер и бесплодна; душе противны вы, как гробы!

16. Значение произведения

Стихотворение заставляет размышлять, воспитывает способность видеть и ценить прекрасное, чувствовать ценность поэтического слова.

17. Актуальность

Поэзия в значительной мере способствует развитию личности. Произведение «Поэт и толпа» показывает важность эстетического воспитания.

Оно также показывает, какими разными могут быть люди, помогает лучше понять человеческую природу, различия характеров и отношений к одному и тому же предмету.

18. Моё отношение

Стихотворение подчёркивает то, что все люди разные. Одни предпочитают материальные блага, другие больше ценят красоту.

19. Чему учит

Стихотворение заставляет задуматься о ценности любого человеческого труда, а также о литературе, искусстве и об отношении к ним.

Источник