Польза арт терапии для детей

Польза арт терапии для детей thumbnail

Арт-терапия – это универсальный инструмент. Смысл её в самопознании и саморегуляции через творческую деятельность. Многие родители боятся слова “терапия” и сомневаются: не навредит ли ребёнку работа с психологом или арт-терапевтом?

Спешу упокоить моих читателей. Мамочки и папочки! Арт-терапия – это, пожалуй, самый приятный, красивый и безопасный способ прояснения и улучшения эмоционально состояния человека. Как взрослого, так и ребёнка.

Арт-терапия для детей

Зачем арт-терапия детям?

Причин много, в каждом конкретном случае есть свои особенности. Если коротко: детская арт-терапия помогает облегчить социальную адаптацию и взросление. Родителям часто трудно объективно оценить ребёнка и выявить его потребности на текущий момент. Взрослым нелегко разобраться в том, как поддерживать детей, как настраивать их и как помогать становлению уверенной в себе, всесторонне развитой личности. Как не перегнуть палку, как не задавить, как не травмировать? Вопросов много, ответить сложно. Но арт-терапия справляется с этим легко.

Я оппишу топ-5 ситуаций, в которых терапия творчеством может оказать огромную помощь.

Детские страхи и фобии

Есть много техник, которые работают с тревожностью. В процессе занятий рисованием, если он протекает расслабленно и безоценочно, снижается уровень стресса и эмоционального напряжения.

Агрессивное поведение и конфликтность

Это болезненный вопрос для большинства родителей. Ведь всем нам хочется, чтобы ребёнок рос добрым и “хорошим человеком”. Но не всегда дети умеют выразить свои эмоции безопасно. Арт-терапия учит переживать негатив и снижает уровень агрессии.

Замкнутость и отчуждение

Я встречала родителей, которые говорили: ” Лучше бы он подрался с кем-нибудь, а то вообще ни с кем не общается”. И я их понимаю. Замкнутые, тихие, молчаливые дети немного пугают. Родители начинают ставить диагнозы вместо того, чтобы попробовать разобраться с эмоциональным состоянием ребёнка, с причинами интроверсии. Арт-терапевтические занятия помогают детям осозновать свои и чужие интересы, правильно выражать негативные и положительные чувства.

Зависимость от гаджетов

Эта проблема не нуждается в отдельном пояснении, на мой взгляд, она есть у 99% современных детей старше 5 лет. Но во время арт-терапевтических сессий ребенок находится в  творческом пространстве, в котором раскрываются его способности и возможности. Он открывает новое в себе: не обязательно потрясающий талант, но точно он начинает понимать, какое удовольствие может приносить творчество.

Гиперактивность, невнимательность, рассеянность

Вопросы на эту тему возникают чаще всего у родителей школьников. Ведь от усидчивости напрямую зависит успеваемость. Польза арт-терапии в данном случае не так очевидна, как в работе с эмоциями. Но существуют медитативные техники, которые могут научить ребёнка контролировать своё поведение, и что самое главное: контролировать свой ум.

Арт-терапия для детей в Туле

Это самые частые запросы родителей, с которыми отлично работает арт-терапия. Можно продолжать список, потому что каждый ребёнок индивидуален и арт-терапевтических техник очень много. Но чтобы они сработали, нужно создать доверительную и комфортную среду.

Я напишу о том, как выбрать арт-терапевта или хорошую художественную студию для ребёнка. Но вы уже можете начать заниматься арт-терапией дома. Например, по моим видеоурокам.

Домашние занятия отлично справятся с эмоциональной напряжённостью и развитием творческой активности.

В этом блоге и в моём инстаграм я буду предлагать идеи и темы для творческих и арт-терапевтических занятий дома.

Спасибо, что дочитали! До скорого.

Текст и фото: Лида Христевич ©

Источник

Вот уже в пятый раз спета колыбельная, прочитана третья сказка, а малыш все не отпускает вас и умоляет не гасить ночник. Почему? Потому что вон там, за шкафом, сидит бабайка, и он обязательно выпрыгнет, как только в комнате наступит темнота!

Кроме злого бабайки дети еще много чего боятся: похода к врачу, пребывания в детском саду до полдника, родного дяди. Порой и опытные родители оказываются в тупике. Тогда на помощь приходит арт-терапия…

Польза арт терапии для детей

Что такое арт-терапия?

Пожалуй, все дети любят играть, рисовать и извлекать звуки из музыкальных инструментов. Природное влечение к творчеству грамотно используют психологи для выяснения и решения многих проблем.

Дети не в силах сдерживать чувства и моментально выплескивают их в рисунке, игре, фантазиях.

Дело в том, что у детей очень сильная связь между сознательным и бессознательным. Они не в силах сдерживать чувства и моментально выплескивают их в рисунке, игре, фантазиях. Собственно, это и является терапией: ребенок снимает эмоциональное напряжение и пытается решить проблему, не загоняя ее вглубь. Если же малышу не удается сделать это самому, на помощь должен прийти взрослый.

Арт-терапия делится на изотерапию, сказкотерапию, музыкальную терапию и игротерапию. Разберем подробнее каждый метод.

Изотерапия

Особенно сильно влечет рисование детей в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период рисунок — зеркало, в котором отражаются представления ребенка об окружающем мире, его впечатления. Это вы думаете, что у малыша получаются «каляки-маляки», а на самом деле такое детское творчество имеет большое значение!

Польза арт терапии для детей

Помимо того что ребенок развивает мелкую моторику, а вместе с ней память, речь и мышление, он еще и выражает свои эмоции. Однако здесь не обойтись без помощи родителей.

Например, ваш малыш боится темноты. Обсудите с ним, как выглядит чудовище, которое так его пугает, и попросите ребенка изобразить его на листе бумаги. Затем внимательно изучите рисунок и разберите с малышом эти страшные рога, глаза, уши монстра. А потом попробуйте сделать его смешным (дорисуйте шапочку, бантики, туфли на каблуках) или маленьким (попросите нарисовать рядом компанию огромных добрых героев).

Еще можно слепить того самого монстра из пластилина, а затем смять его и вылепить маленького зайчика. Так в подсознании ребенка очень быстро возникнет схема «был, но превратился в доброго», «был и не стало», и она будет работать в реальной жизни. 

Важный момент: когда картина или поделка закончена, обсудите с ребенком результат. Какое настроение, состояние, характер у героя? Только не давайте оценок «похож — непохож», «красиво — некрасиво». В любом случае похвалите малыша.

Читайте также:  Стихи высказывания о пользе чтения

Несколько таких сеансов изотерапии — и ребенок позабудет о своих страхах.

Сказкотерапия 

Компьютеризация современного мира, увы, отрицательно влияет на детскую психику. Дети отвыкают от книг и все меньше слышат устные сказки от родителей.

А ведь такой волшебный рассказ может творить настоящие чудеса!

Польза арт терапии для детей

Например, сестрица Аленушка и братец Иванушка помогут наладить не самые дружеские отношения ваших детей-погодок. Обговорите с малышами поступки героев и развитие событий. Уточните, как бы они поступили в подобной ситуации, а затем попросите придумать окончание сказки. Вы удивитесь, как единодушно могут мыслить и как стоят друг за друга горой ваши шалунишки!

Музыкальная терапия

Этот вид арт-терапии может стать просто частью жизни, когда спокойная музыка звучит фоном во время игры или рисования. Огромное удовольствие для ребенка — создавать музыку самому. Для этого ему понадобятся простые музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, дудочка, ложки, колокольчики.

Польза арт терапии для детей

Некоторые из них помогают успокоить чересчур разыгравшегося ребенка: после шумной игры дайте ему треугольник, металлофон или колокольчики, чтобы он сыграл нежную мелодию для своей любимой игрушки.

Барабан или бубен помогут выместить злость, обиду, агрессию, раздражение.

А вот барабан или бубен помогут выместить злость, обиду, агрессию, раздражение. Поощряйте малыша бить так сильно, как ему хочется, и помогите ему выстучать какой-то ритм. Увлекшись процессом, ребенок после музыкального сеанса, возможно, даже и не вспомнит причину своего гнева.

Игротерапия

Не все родители знают, что именно в игре ребенок становится самим собой: он учится общаться с окружающими, принимать решения и начинает гибче мыслить.

Поэтому, наблюдая за процессом игры, можно сделать выводы о настроении и состоянии вашего крохи, а затем помочь их скорректировать и даже вылечить только зарождающуюся психологическую травму. Ведь если вовремя не избавиться от детских «ужастиков», то они могут принять непоправимые формы!

Самой эффективной и доступной считается ролевая игра, то есть игра в куклы. Наши дети обычно дают своим куклам имена близких людей. Понаблюдайте: «мама» с «папой» ходят за ручку — в семье все благоприятно, «дедушка» громко басит и ругается — ребенок его побаивается, куклы ссорятся или малыш не хочет с ними дружить — конфликт налицо.

Дети оказываются в роли то доброго, то злого героя, учась сопереживать и понимать других.

Уже в 2 года дети охотно играют в пятнашки, жмурки, прятки, в злых и добрых героев. Такие игры дают не только физическое развитие, но и избавление от страхов. Малыши по очереди сначала становятся «пойманными» своими страхами, а затем и «ловящими» свой страх. А такие игры, как «казаки-разбойники», «стрелялки» и «гуси-лебеди», освобождают от негативных эмоций. Дети оказываются в роли то доброго, то злого героя, учась сопереживать и понимать других.

Как видно, методы арт-терапии доступны каждому родителю и невероятно эффективны. Главное — придерживаться следующих правил:

Можно и нужно:

  • Быть рядом
  • Одобрять
  • Подсказывать
  • Обсуждать результаты творчества

Нельзя:

  • Оценивать
  • Заставлять
  • Порицать
  • Активно помогать

Не хотите видеть рекламу? авторизуйтесь

Источник

Анна Марьясова
Польза арт-терапии для детей в раннем дошкольном возрасте

Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

В раннем возрасте одной из самых распространенных техник рисования является рисование пальчиками, ладонями. Эта техника несет в себе не только знакомство детей с красками, но и большое терапевтическое значение, развитие моторики.

В чем особенная привлекательность и эффективность рисованиями пальцами или ладонями для малыша, который только знакомится с красками?

Даже если ребенок никогда не рисовал пальцами, Вы можете увидеть, что в таком процессе активизируются не только визуальные, но и приятные тактильные ощущения от прикосновения краски к коже пальцев. Для ребенка это новые впечатления от взаимодействия с художественным материалом (гуашью, которым можно насладиться и прочувствовать не только с помощью зрения, но и посредством тактильных ощущений, когда ребенок опускает палец в краску — плотную и мягкую, размешивает ее, переносит на лист, размазывает, оставляя мазки. Это просто захватывающий процесс!

Особая ценность рисования пальцами заключается в том, что ребенок получает полную свободу от двигательных ограничений, поскольку здесь нет необходимости в развитой мелкой моторике. Еще одним моментом положительного влияния такого рисования является освобождение ребенка от чрезмерного культурного и социального влияния. Рисование пальцами – нетрадиционный способ получения изображений, и в этом способе нет правил «как надо и как нельзя рисовать». Это дает ребенку мощный импульс к свободному проявлению своей индивидуальности. В рисовании пальцами можно экспериментировать, как душе угодно, что позволяет ребенку на время избавиться от сильного социального давления (социальных норм, правил, рамок).

Все вышеперечисленные преимущества рисования пальцами имеют огромное значение для успешного процесса занятия арт-терапией с детьми.

Хочу отметить огромное значение арт-терапии у детей раннего возрастав период адаптации к детскому саду: дети успокаиваются, раскрываются. Появляется желание придти в детский сад снова. Во время рисования пальцами, ладонями малышам уже не хочется плакать, появляется положительный контакт с воспитателем. Воспитатель становится для малыша проводником в увлекательный мир ярких красок, новых впечатлений.

Читайте также:  Экспертиза отношения ожидаемой пользы к возможному риску

Рисование пальцами – прекрасный способ профилактики психологических проблем ребенка, связанных со страхами, тревожностью, социальной подавленностью, тяжелой адаптацией к детскому саду.

Источник

Арт-терапия для детей – одна из самых распространенных форм психотерапии. Существует множество методик, которые помогают диагностировать эмоциональное состояние ребенка, оценить уровень его психического развития, а также скорректировать некоторые отклонения и расстройства. Рассмотрим возможности и виды арт-терапии подробнее.

Определение понятия

детская арт-терапия

Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и развитию личности детей. А разнообразие видов арт-терапии позволяет решать большой спектр задач: от социальной адаптации до проработки различных фобий.

Преимущество арт-терапии в том, что дети воспринимают занятия как интересную игру и легко идут на контакт в процессе творчества.

Цели и задачи занятий арт-терапии с детьми

цели арт-терапии для детей

Целью занятий арт-терапии с дошкольниками считается диагностика психологических проблем ребенка и коррекция страхов, комплексов и других отклонений в его психологическом равновесии.

Арт-терапия способствует решению следующих задач:

  • помогает диагностировать проблемы и проявить эмоции, которыми ребенку трудно поделиться со взрослыми;
  • пробуждает активность, оказывает положительное влияние на память и работоспособность;
  • развивает познавательную и эмоциональную сферу развития личности, а также ее творческие способности;
  • повышает самооценку;
  • синхронизирует работу полушарий головного мозга;
  • оказывает терапевтическое действие: снижает утомляемость, тревожность и другие негативные эмоциональные состояния;
  • корректирует отклонения и нарушения личностного развития, раскрывает потенциал ребенка.

Польза арт-терапии для детей дошкольного возраста

Самовыражение и самопознание, которые помогает развивать арт-терапия, положительно действуют на самооценку и самоанализ деятельности. Дошкольник не просто рисует, а действует по плану и учится достигать поставленные цели. Это важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Положительное влияние арт-терапии на дошкольников заключается в следующем:

  • помогает создать положительный эмоциональный настрой;
  • способствует выявлению проблем и фантазий, которые ребенок не выражает вербально;
  • позволяет проявлять чувства, мысли и эмоции и работать с ними в ненавязчивой форме;
  • развивает воображение, творческое самовыражение и художественные способности.

В каких случаях ребенку необходима арт-терапия

агрессия ребенка

Арт-терапия полезна детям, которые испытывают сложности с адаптацией к изменившимся условиям или имеют какие-либо нарушения развития. К показаниям для проведения арт-терапии относят:

  • проявления агрессии, упрямства, негативизма и др.;
  • тревожность, страхи, навязчивые состояния, нервные тики, заикание;
  • возбудимость, резкая смена настроения;
  • апатичность, медлительность;
  • задержка психического и речевого развития;
  • трудности адаптации и социализации в школе;
  • подготовка и адаптация к детскому саду;
  • смена места жительства;
  • застенчивость и неуверенность в себе;
  • проблемы с поведением и послушанием и т.д.

Виды арт-терапии

В работе с детьми используется множество арт-терапевтических техник. Рассмотрим их подробнее.

Марания

Название этого вида арт-терапии образовалось от глагола «марать», «пачкать». Чаще всего для него используются акварельные и гуашевые краски. Такая техника отличается от привычного рисования тем, что дети изображают не конкретный предмет, придерживаясь правил, а создают свой образ так, как им хочется.

Рисование кривых и прямых линий, пятен, клякс и отпечатков кистями, руками, губками и другими подручными предметами полностью погружает ребенка в процесс, он не думает про результат. Это помогает увидеть его внутреннее «я» и текущее эмоциональное состояние (по общему тону картины, характеру мазков, форме линий).

Также можно определить, как дошкольник относится к определенному событию и явлению. Достаточно предложить ему закрасить вход в пещеру, водоем, собственный дом или город. Негативные переживания можно тут же мягко перевести в привлекательный вид с помощью подходящих цветов.

Штриховка

Это вид арт-терапии, который проводится с помощью карандашей и мелков. Дети наносят хаотичные линии или каракули на поверхность бумаги, мольберта, стены и др. Характер линий расскажет об эмоциональном состоянии, а задание регулировать нажим карандаша настроит определенным образом (расслабит или сконцентрирует).

Ритмичная штриховка или рисование спиралей помогают расшевелить ребенка, снять напряжение и тревожность.

Монотипия

Такой вид арт-терапии позволяет детям проявить свои творческие способности и фантазию. На скользящей поверхности (стекло, пленка, пластик и др.) делается рисунок краской, а затем придавливается листом бумаги. Т.к. краска не впитывается, то на листе отпечатывается весь рисунок с чуть размытыми границами. Ребенку остается выбрать: добавить еще один отпечаток или прорисовать четкие линии и мелкие детали.

Такой увлекательный процесс расслабляет и помогает ребенку открыто анализировать свою работу, выбор цветов и темы рисунка.

К монотипии относится также кляксография (отпечаток на второй половине листа) и рисование окрашенными нитками между страниц (ниткография).

Рисование на стекле

рисование на стекле

Вид арт-терапии, который помогает прорабатывать детские страхи, потому что стекло легко отмыть от плохих рисунков. Также такая терапия устраняет зажатость и боязнь ошибиться, т.к. работу всегда можно начать заново.

Обычно рисунки на стекле выполняются под тщательным наблюдением взрослых из-за техники безопасности. А лучшим материалом для такого творчества считается гуашь: она плотно ложится на скользкую поверхность, дает насыщенный цвет и долго не сохнет, ее можно размазывать руками, создавая причудливые узоры.

Такое рисование полностью увлекает ребенка своим процессом, он получает новые тактильные и визуальные ощущения. Это значит, что рисунок получится более душевным и легко поможет определить проблемы.

Рисование пальцами

Лучше всего раскрыться детям позволяет рисование пальцами. Когда не нужно переживать за правильность и аккуратность работы, а наоборот, можно ощущать краску пальцами и рисовать так, как хочется чувствовать.

Такое рисование помогает в борьбе с социальными страхами, подавленным состоянием в обществе и страхом ошибки. А если проводить такую арт-терапию в группе, то ребенок будет забывать о стеснении и научится выражать свои мысли.

Читайте также:  Есть ли польза от брусьев

Рисование песком и другими сыпучими материалами

Хороший терапевтический эффект оказывает арт-терапия с использованием необычных материалов для рисования. Это могут быть песок, соль, крупы, макароны и даже сухие листья.

Новый способ рисования помогает выйти за рамки привычного, научиться мыслить нестандартно и развивать фантазию. Частички песка или крупы не только развивают мелкую моторику, но и дарят приятные тактильные ощущения, оказывая расслабляющее действие. Ребенок начинает чувствовать себя увереннее и свободнее. Такая техника рисования хорошо подходит детям с зажатостью, негативизмом и недостаточно развитой координацией движений.

Организация занятий

организация занятий арт-терапии

Чтобы арт-терапевтическое занятие было успешным, необходимо соблюдать несколько условий его организации.

  1. Приемы и техники арт-терапии для детей дошкольного возраста должны подбираться так, чтобы результат был успешным. Они не должны испытывать особых трудностей в процессе работы, техника должна быть достаточно простой.
  2. Процесс и результат работы должны быть привлекательными. Дошкольник должен испытывать удовольствие в течение занятия и после него, в этом заключается терапевтическое действие творчества.
  3. Техники и материалы арт-терапии должны быть необычны для детей. Лишь в таком случае им будет настолько интересно, что контроль и тревожность ослабнут, а свобода самовыражения проявится в полную силу.

Выбор материалов

Выбор материалов для арт-терапии ограничен лишь фантазией, ведь творчеством можно заниматься в любой форме. Можно ограничиваться лишь бумагой, краской, кистями, карандашами и мелками, а можно добавлять и необычные материалы. Например, песок (с небольшой песочницей), крупы, макароны, сухие листья, стекло, мыло, фольга, пластилин, тесто и даже фрукты и овощи (для создания отпечатков). Лучше всего, если у детей будет возможность выбрать технику и материл, с которыми хочется поработать.

При этом важно, чтобы взрослый учитывал, что у каждого вида такого творчества свое терапевтическое действие.

Например, в работе с гиперактивными детьми лучше отказаться от красок и пластилина. Их чрезмерная активность приведет не только к разбрызгиванию и размазыванию, но и может вызвать агрессию и разочарование. Лучше предложить таким детям рисование карандашами или фломастерами, прорисовывание тонких линий и точек потребует от них контроля и координации.

Детям с тревожностью и зажатостью напротив лучше работать с материалами, которые требуют свободных движений и фантазии. Отлично подойдет рисование пальцами, марания и монотипия. Также важно обращать внимание на размер кистей и бумаги, они должны быть большими, чтобы дети не боялись выйти за привычные рамки и могли совершать широкие движения.

Примеры упражнений арт-терапии для детей разных возрастов

конверт

Существует множество упражнений, которые носят арт-терапевтический характер. Их можно разделить на группы не только по технике выполнения, но и в зависимости от возраста детей. Рассмотрим примеры.

4-5 лет

  • Бабочка сновидений. Это упражнение помогает справиться с детскими страхами по поводу плохих снов. Взрослый предлагает детям готовый шаблон крыльев бабочки и рассказывает сказку о том, как она летала и приносила разные сны. Дети должны нарисовать свои сны на ее крыльях: на одном – плохой, а на другом – хороший. Рисунки обсуждаются. Закончить занятие нужно обязательно хорошим сном, чтобы дошкольник не зацикливался на том, что его тревожит.
  • Конверты радости и огорчений. В беседе с детьми взрослый выясняет, что каждый день происходят плохие и хорошие события, поэтому предлагает проверить, чего больше. Дети рисуют события, которые приходят в голову и раскладывают в два конверта. В конце занятия они должны проверить, каких событий больше, чтобы убедиться, что хорошее случается чаще, чем плохое.
  • Рисунок в круге. Детям выдаются круги из бумаги и предлагается нарисовать с двух сторон два противоположных понятия. Например, день и ночь, добро и зло, белое и черное, радость и слезы и др. Такая работа способствует развитию рефлексии, а готовые образы могут рассказать о переживаниях ребенка.

8 лет

  • Прогулка по лесу. Детям предлагается изобразить картину, которая представляется им при описании леса, деревьев, тропинок, животных и птиц и т. д. После завершения работы необходимо обсудить рисунки и поработать над их интерпретацией. Информация о том, как ребенок чувствовал себя в этом лесу, какие чувства вызывает рисунок и что особенно запомнилось, поможет понять его эмоциональное состояние.
  • Моя планета. Детям предлагается закрыть глаза и представить планету в космосе. Какая она? Что на ней особенного? Живет ли там кто-нибудь? Легко ли до нее добраться? и т.д. После этого каждый изображает ее на бумаге в любой из техник так, как представлял.
  • Каракули. Дети рисуют любые незамысловатые изображения в произвольном порядке без особого смысла, а затем обмениваются рисунками и обсуждают, какие чувства и ассоциации возникают при взгляде на эти фигуры. Затем партнер должен пофантазировать и превратить каракули в какой-либо образ.

Мой личный опыт

В своей практике арт-терапию я применяю чаще именно для налаживания контакта с ребенком. Такие занятия помогают раскрыться даже самым замкнутым и стеснительным детям, это очень помогает увидеть их внутреннее состояние, внутреннее «я».

Арт-терапия также хорошо показывает себя и в работе с учениками, отличающимися гиперактивностью и агрессией. Они сами не замечают, как меняются в процессе: становятся более сосредоточенными, спокойными и готовыми беседовать на серьезные темы.

Еще один существенный плюс арт-терапии, который я всегда отмечаю, – это результативность. Не только дети довольны своим итогом, но и родители всегда могут посмотреть на их рисунки. Наглядно можно показать им, что происходит с ребенком, что он чувствует, в чем нуждается и какие проблемы нужно корректировать и решать.

Заключение

Арт-терапия – это мягкий метод работы, который позволяет корректировать большой спектр детских проблем. Игровой характер методики терапии способствует раскрытию творческого потенциала и содействует успешной адаптации детей в обществе.

Источник