Польза чтения в год литературы

Писатель Рэй Брэдбери утверждал, что люди, никогда не интересующиеся книгами, совершают настоящее преступление. С этим мнением едва ли согласятся те, кто предпочитает книгам просмотр телепрограмм, общение в интернете, игры. В чем же заключается польза чтения, насколько она велика? Чего лишается человек, в жизни которого не находится времени для хорошей литературы, современной и классической?

Польза чтения: логика и память

Дени Дидро любил повторять, что индивидуум, пренебрегающий книгами, утрачивает способность мыслить. Следит ли читатель за развитием детективной истории или погружается в мир фантастической вселенной — он думает вместе с автором. Человек пытается понять главную мысль писателя, наталкивается на оригинальные идеи, получает новую информацию. Все это способствует развитию логического мышления.

Польза чтения литературы заключается также в укреплении памяти. Сюжет складывается из обилия мельчайших деталей. Для его понимания читатель должен запоминать имена персонажей, их черты характера, внешность, действия. Позволив романам, детективам, триллерам в мягких и твердых обложках стать частью своей жизни, люди замечают, насколько вырастает их способность к запоминанию необходимой информации в быту и на работе.

Те, кто не обращает внимания на высказывания о пользе чтения, не берут в руки книги, отказывают себе в праве на развитие. Они «варятся» в одинаковых идеях, мыслях, планах, не давая пищу уму и не тренируя память.

Книги развивают фантазию

Креативное мышление, воображение – эти «инструменты» обязательны для человека, какую бы профессию он ни предпочел. Джозеф Конрад, принадлежащий к категории классиков английской литературы, утверждал, что писатель создает лишь половину книги. Все остальное дописывают читатели, обращаясь к собственной фантазии. Подобные высказывания о пользе чтения имеют веские основания.

Человек, перелистывающий страницы художественного произведения, неосознанно вызывает в голове образы происходящего. Читатель воображает себе внешность и наряды героев, обстановку, в которой они находятся. Фантазия подсказывает запахи, голоса, звуки. Польза чтения не вызывает сомнений, так как развивается креативное мышление. Люди легче справляются с придумыванием новых идей, что положительно сказывается на карьере, отношениях, качестве жизни.

Чтение расширяет кругозор

Ульям Фелпс – писатель из США, всегда деливший читателей на две категории. Представители первой группы, по его словам, читают для запоминания. Вторые занимаются этим для того, чтобы забыть. Какая польза от чтения книг, если добытые сведения быстро исчезают из памяти? Люди, умеющие запоминать информацию, полученную благодаря литературе, расширяют собственный кругозор.

Книги – кладезь самых разнообразных сведений, это касается произведений, относящихся к любым жанрам. Польза чтения состоит в том, что человек знакомится с историческими событиями, узнает интересные факты, посвященные незнакомым странам и городам, лучше понимает людей, которые их населяют. Фактически качественный роман становится эффективной альтернативой путешествию.

Какая польза от чтения? Человек, увлекающийся художественной литературой, не ограничен рамками одной жизни – своей собственной. Он примеряет на себя судьбы различных персонажей, существовавших в действительности или выдуманных писателем. Он испытывает эмоции, которые появляются у героев, перенимает их жизненный опыт. Читателю уже не нужно самостоятельно совершать ошибки, он может брать уроки у других.

Книги учат общаться

Декарт любил сравнивать чтение художественных произведений с беседой. При этом собеседниками читателя, по его словам, становятся умнейшие люди из прошлого и настоящего, которые рассказывают ему лишь наиболее важные свои идеи. Польза чтения заключается не только в возможности узнавать новое. С человеком, увлекающимся книгами, интереснее разговаривать.

Чтение не только расширяет число тем для общения. Штудирование литературы способствует формированию речевых навыков. Заядлых читателей легко узнать по способности передавать мысли словами – ясно и красиво. Благодаря книгам люди успешно развивают в себе талант рассказчика. Плюс – увлечение чтением подразумевает умение оценивать ситуацию с позиции другого человека, дарит гибкость, способность к сопереживанию.

Чтение – выбор грамотных людей

Бенджамин Франклин всегда советовал окружающим уделять много времени книгам, однако относиться к ним избирательно. Доказано, что расширению словарного запаса, умению писать грамотно способствуют в первую очередь произведения, признанные классикой. Фактически читатель берет уроки у лучших авторов, активно задействует и развивает зрительную память.

Многие цитаты о пользе чтения касаются новой информации, открывающейся читателю. Благодаря книгам человек не только начинает писать и говорить без ошибок, правильно строить предложения. Он постоянно запоминает новые слова, понятия, термины. Его словарный запас становится значительно богаче.

Читайте также:  Дождевые черви для комнатных цветов вред или польза

Книги – профилактика болезней

Монтескье однажды поделился с близкими друзьями своей привычкой хвататься за литературу всегда, когда в жизни случаются неприятности. Если верить его словам, не бывает горя, справиться с которым не поможет хорошая книга. К тому же зачастую именно художественные произведения подсказывают простые выходы из безвыходных ситуаций.

Вооружившись книгами, каждый человек способен «отложить» собственную старость, предотвратить развитие болезни Альцгеймера, слабоумия. Это объясняется тонусом, в котором неизменно пребывает мозг. Даже рассуждение о пользе чтения тренирует ум, это касается и логических задач, которые постоянно подбрасывает читателям автор увлекательного произведения. Размышление – эффективная зарядка для мозга, позволяющая избежать возрастного снижения умственных способностей.

Чтение улучшает сон

Расслабление – далеко не единственный ценный эффект, который производится отличными книгами на читателя. Если верить исследованиям, художественные произведения помогают людям, страдающим бессонницей, забыть о подобных проблемах. Чтение литературы перед сном становится приятной традицией, которая помогает организму быстро настроиться на засыпание. К тому же именно в это время полученная информация лучше всего откладывается в голове.

Книги способствуют концентрации

Ритм современной жизни таков, что обитатели 21 века редко получают возможность сосредоточиться на единственном деле. Человек старается распределить внимание между работой, разговорами по телефону, поиском информации в сети и множеством других дел. В итоге практически исчезает способность к правильной концентрации, которая часто оказывается необходимой.

В процессе чтения люди сосредотачиваются на сюжете, не отвлекаясь на интернет и другие блага цивилизации. Читатель тренирует внимательность, подмечая детали, вскользь упомянутые писателем. Проблемы с концентрацией полностью испаряются, что улучшает качество жизни, ускоряет решение повседневных задач.

Чтение развивает уверенность

Цицерон не придавал значения книгам, которые не приносят читателям удовольствие. Однако приятное времяпровождение успешно сочетается с постоянным обучением. Психологи активно выступают за поглощение художественной литературы в любом возрасте не зря. Книги положительно сказываются на эрудиции читателя, что дарит ему большую уверенность в себе. Человек обретает собственный взгляд на многие злободневные проблемы, способен поддержать беседу, в которой необходимы фундаментальные знания. Все это становится вкладом в укрепление самооценки.

Чаще всего читателями вырастают люди, которым родители вкладывают книги в руки в детстве, поощряя собственным примером. Мамы и папы должны не рассуждать о падении уровня образования в современных школах, а пристрастить своего ребенка к чтению литературы.

Источник

Слайд 1

«Польза чтения художественной литературы» Выполнила: Дергунова Т.В.

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» Дидро «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека» «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» В.А.Сухомлинский «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание — великое дело: им решается участь человека» В.Г.Белинский «Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое. В.А Сухомлинский

Слайд 3

Цели: 1. развитие интереса к художественной литературе; 2. формирование литературного вкуса; 3. воспитание будущего читателя. Задачи: 1. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь; 2. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения); 3. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге. 4. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;

Слайд 4

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению . К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Длительное сидение за компьютером, планшетом, телефоном приводит в напряжение тело и детскую психику. Ребенок быстро переутомляется, становится беспокойным и рассеянным, а после 20 минут наступает подавление деятельности центральной нервной системы. Детский кругозор ссужается. Возникает проблема общения детей, не умение выходить из конфликтных ситуаций и др. Интернет и компьютерные игры лишают ребенка настоящего детства.

Читайте также:  Польза для матери риск для плода

Слайд 5

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка.

Слайд 6

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и мы- работники дошкольных организаций. Детская литература занимает в жизни малыша очень важное место. Народные песенки, потешки, стихи, сказки, рассказы, загадки, прибаутки, заклички, пестушки, скороговорки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца.

Слайд 7

Как привлечь ребенка к чтению художественной литературы: 1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Малыш это почувствует и утратит интерес к чтению. 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге, приучайте его аккуратно обращаться с ней. Он должен знать, что книга — это не игрушка, не крыша для кукольного домика и не повозка, которую можно возить по комнате. 3. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. В процессе чтения очень важно периодически давать ребенку возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки» — это ощущения, которые могут быть разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста. Читая стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Слайд 8

5. Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать все до конца, ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. Если вы читаете ребенку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец. 6. Не отрывайте ребенка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. 7. Читайте ребенку вслух каждый день. 8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребенку самому выбирать книги. 9. С самого раннего детства ребенку необходимо подбирать свою библиотеку соответствующую возрасту. 10. Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ребенку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание дошкольника в нужное русло.

Читайте также:  Цветы кипрея польза и вред

Слайд 9

Принципы формирования круга детского чтения Психологические Учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художествен- ного произведения. Педагогические Воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамич- ность сюжета. Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, худ. литература, разнообразие жанров ( сказки, заклички, приговорки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.) Историко-литературные Наличие произведений русской литерату ры и литературы народов мира, темати- ческое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, война, долг, честь, человек и техногенный мир), учет сезона.

Слайд 10

Методы работы по приобщению детей к чтению книг. Словесные: Чтение художественных произведений; Беседы по прочитанному; Вопросы к детям по содержанию произведений; Заучивание наизусть; Пересказ произведений; Выразительное чтение. Практические: игры-драматизации; Дидактические игры; Элементы инсценирования; Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); — Театрализованная деятельность. Наглядные: Показ иллюстраций, картинок, игрушек; Просмотр видеороликов, фильмов; Оформление выставок; Моделирование, схемы; Использование разных видов театра.

Слайд 11

Использование метапредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: — Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики). — Развитие речи. — Музыка. — И др.

Слайд 12

Использование метапредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: — Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики). — Развитие речи. — Музыка. — И др.

Слайд 14

Создание библиотеки в ДОУ Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе. Задачи библиотеки: Воспитать культуру чтения. Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями (абонемент, читальный зал, библиотекарь, формуляр, разделы книг). Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой. Организация содержательного досуга детей. Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио и видео кассет), цифровом (СД-дисков). Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.

Слайд 15

Сотрудничество с детской районной библиотекой Формы работы: Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом. Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий. Цель: установить связь между ДОУ и районной детской библиотеки по приобщению детей к чтению книг. Задачи: познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом; Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.

Слайд 16

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг. Формы работы. Просветительская Консультативная Информационная — родительские собрания -групповые и индиви- — устная и письме- дуальные консультации нная информация -родительские лектории — привлечение родителей — газета для решения вопросов общих для семьи и ДОУ выставка книг дискуссии семинары-практикумы конкурсы Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи. Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге 2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах). 3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.

Слайд 17

Выводы: Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет: Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей; Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения; Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Источник

Источник