Польза для детей в интегрированной группе

Модели интегрированного обучения и воспитания, при которой все дети с особыми потребностями (не только с особенностями психофизического развития) включены в общую систему образования и развиваются, обучаются в общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях вместе со своими сверстниками, раньше не было. Ребенок с ОПФР (особенностями психофизического развития) не имел никаких шансов обучаться со своими ровесниками в детском саду или школе. Как же процесс интеграции проходит на практике мы узнали, поговорив с педагогом одного из ДДУ общего типа Ивановой Татьяной Петровной.

— Что значит «интегрированная группа»?

— Группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами.  Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.

— Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной?

— Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 малышей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4. С особенными ребятами дополнительно занимается дефектолог.

 Фото с сайта www.ucoz.net

Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке.

-Если поподробнее, в чем же особенности интегрированной группы с практической стороны?

— Малыши с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные дети. Им необходимо полное сопровождение во всех режимных моментах (особенно первый год пребывания в детском саду). На занятиях (рисование, лепка и т.д.), которые проходят в групповой форме, чтобы добиться результата, с особыми детками все действия выполняются за руку. Параллельно нужно удерживать внимание и помогать остальным ребятам. И не в том дело, что тяжело педагогу, а печально, что ни те, ни другие ребята не могут полноценно научиться, понять, освоить.

— А если говорить про внешние условия, обстановку (мебель, оборудование, игрушки) есть какие-то особенности?

 Фото с сайта www.do.ngs.ru

— Чем точно не отличается интегрированная группа, так это обстановкой. С одной стороны, вроде так и должно быть, ведь мы особенных детей адаптируем к повседневной социальной среде, но с другой стороны никуда не уйдешь от того, что особенным детям нужно особое развитие, обучение, которое проходит по специальным программам, а значит обстановка и оборудование в группе должно быть соответствующими.

То же самое можно сказать и о методическом обеспечении для педагогов, и о материале и оборудовании для специализированных занятий.

Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое). Материала такого практически нет. Выходим из положения, изготавливая своими руками, откликаются на помощь родители.

— Все находящиеся дети в группе с ОПФР имеют одинаковые особенности в развитии?

— Особенности развития у детей могут быть разные. И в этом тоже своя сложность, как для самих малышей, так и для педагога. Поясню: получается так, что, имея разный вид особого развития, они друг у друга могут перенимать неправильное поведение (например, детки с синдромом Дауна, у которых развито подражание, повторяют за детьми с расстройством аутистического спектра, однотипные ритуальные движения).  С точки зрения образовательного процесса, если в группе малыши с разными диагнозами, их развитие и обучение проходит соответственно по разным программам. Педагогу приходится работать по 3 программам (включая программу для массовой группы) одновременно. Даже если не касаться программ, каждая особенность в развитии требует своего подхода для освоения одного и того же навыка разными малышами.

-А как дети взаимодействуют между собой?

— Поначалу ребятам трудно найти контакт. Мы, взрослые, конечно, всячески стараемся помочь, выступая проводниками между детьми, вовлекая их в совместную деятельность, привлекая всех ребят к помощи и обучению деток с ОПФР. И это дает свой результат: со временем дети сами проявляют внимание к особенным малышам, и общение налаживается.

— А как родители обычных детей относятся к интегрированным группам?

— Далеко не все родители охотно отдают своих детей в такую группу. В основном их привлекает меньшее количество детей в группе. Многие по истечению какого-то времени, переводятся в массовые группы. Это свидетельствует о том, что еще не все в нашем обществе готовы принимать разных людей, детей. Но это выбор каждого. Детская психика еще очень уязвима. Если вокруг находится больше деток с особенностями в поведении, то дети, склонные во всем к подражанию, могут перенимать некоторые манеры неправильного поведения.

В результате получается, что обычных детей столько же, сколько и особенных малышей, а то и меньше. Хотя по правилам комплектации группы, количество детей без особенностей должно преобладать над количеством детей с ОПФР, чтобы особые ребята могли социализироваться в обычную среду, а не наоборот.

В любом случае у обычных деток и их родителей есть выбор, посещать интегрированную группу или нет. У особенных детей — выбора нет.

— То есть дети с ОПФР могут посещать только интегрированную группу, получая дошкольное образование в учреждении общего типа?

— Да. Но количество таких групп ограничено и найти что-то возле дома непросто, поэтому многим родителям приходится возить детей через весь город.

Фото с сайта www.medextour.com

— А как дело обстоит со специалистами для работы с детьми ОПФР?

— Знаю из уст родителей, очень не хватает специалистов, которые бы на раннем этапе могли, сопровождать недавно родившихся малышей. Например, малыши с синдромом Дауна рождаются со слабым мышечным тонусом. Это создает трудности и в режимных моментах, и в физическом развитии, и в целом развитие идет медленнее, чем у остальных деток. Помощь специалистов очень важна для последующей успешной адаптации в том же дошкольном учреждении.

— Обучение и развитие детей с ОПФР в интегрированной группе идет по отдельным программам?

— Да. Для каждой категории — специальные образовательные программы. Сложность пока только в том, что нет такой программы для детей с расстройствами аутистического спектра, в принципе ее и не может быть общей. Дети с аутизмом все разные и для каждого должен быть отдельный алгоритм развития и научения. В идеале для каждого должна создаваться отдельная образовательная программа, что в общем-то есть у нас, но на коммерческих началах (написание такой программы стоит немалых денег), на государственном уровне такого нет.

— Как же тогда организовывается работа в группе с такими ребятами?

Фото с сайта www.promum.com.ua

— Своими силами. Эти ребята требуют, как я уже говорила, индивидуального подхода во всем.  Им сложно заниматься в группе с другими детьми, для них в основном эффективно только индивидуальное обучение и развитие. Не так давно в интегрированные группы стали вводить тьютора (воспитатель-сопроводитель) для малышей с аутизмом.

Также для таких ребят нужно создавать специальную среду. Какие-то отдельные фрагменты комфортной среды в интегрированной группе для детей с аутизмом создать можно, и они посильно создаются. Но идеальные условия для их обучения сложно организовать (отдельная пустая комната с белыми стенами, например).

Общие режимные моменты не всегда подходят деткам с аутизмом. Зачастую у них нарушен сон, а другим детям дневной сон необходим. Также они избирательны в еде: общую пищу детского сада не кушают. То есть, нахождение весь день в общем детском учреждении для малышей с аутизмом проблематично, но с другой стороны родителям ведь тоже нужно работать.

— То есть ребятам с аутизмом нужны отдельные группы, учреждения?

— Возможно, или правильная организация режима и работы с такими ребятами в общих детских учреждениях. Начинают открываться частные детские сады, где полностью созданы условия, но посещать их не каждая семья может позволить себе финансово.

Реальной помощи таким малышам у нас не хватает. По инициативе самих родителей, у которых детки страдают аутизмом, открываются социальные центры помощи. Государство предлагает занятия в ЦКРОИРе (центре коррекционно-развивающего обучения и и реабилитации) несколько раз в неделю, хотя работа должна быть ежеминутной, чтобы достичь результата.

Фото с сайта www.medaboutme.ru

— Подводя итог, получается, что на практике интеграция деток с ОПФР проходит непросто…

— Интегрированное образование в первую очередь должно помочь деткам, которые имеют особенные потребности, научиться максимально самостоятельно жить в социуме. Но пока даже отдельная помощь в их адаптации есть не всегда. Поэтому, создавая инклюзивное образование, нельзя забывать о грамотном подходе с практической стороны, начиная от комплектации групп детьми и организации работы в таких группах как интегрированная, оснащение групп необходимым оборудованием и материалом, и заканчивая повышением квалификации специалистов, открытием образовательных и развивающих центров, информационной поддержкой родителей и общества в целом.

А это под силу только государству, впоследствии сделать так, чтобы красивое слово «инклюзив» было не просто словом на бумаге, а реализовалось в жизнь, тогда, возможно, и общество будет на равных принимать всех с любыми особенностями.

А пока, успешность в адаптации особенных ребят – это в основном заслуга их родителей, которые, не рассчитывая на помощь государства, несмотря на все сложности, находят пути развития своих деток, чтобы каждый день своего ребенка сделать лучше предыдущего!

ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,

каждое наше слово — интонация, с которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток, который

мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности.

В. П. Кащенко.

Развитие ребёнка, как целостной личности, является основной задачей всех современных программ воспитания дошкольников. В практике работы детских дошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе,являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании:

1. Методологическая функция формирует у детей современные представления о изучаемых дисциплинах.

2. Образовательная функция – формирует системность и связанность отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

3. Развивающая функция – формирует познавательную активность, преодолевает инертность мышления, расширяет кругозор.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствует содержание учебного материала, методов и форм организации воспитания и обучения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии использования современных способов организации детей на занятии, интерактивной работы.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятийнеобходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

Для начала нужно выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты и выявить связи между подобными элементами знаний.

Затем изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость и учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин. Планируя занятие, необходимо сформулировать основную цель и задание и смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия. И наконец, выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Интеграция может происходить по нескольким направлениям.

Интегрированные занятия по развитие речи – помогают расширению и систематизации словарного запаса, развитию инициативной речи и совершенствуют грамматическую структуру речи. Ознакомление с окружающим миром – систематизируют и углубляют знания о предметах и явлениях, развивают познавательную мотивацию, формируют интереск различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность. Подготовка к обучению грамоте — развивает речевой слух и сенсорное развитие ребенка в области языка, формирует звуковой анализ и синтез, знакомит с предложением и словом в предложении. Интегрированная продуктивная деятельность — реализует впечатления, знания, эмоциональное состояние в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развивает сенсорный эталон. Музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступен ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить. Ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства. Изобразительное искусство способствует развитию внимания, на-блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску.

Работая детском саду я могу сказать, что хорошие основания для проведения интегрированных занятийдают следующие сочетания предметов:

• музыка и математика;

• обучение грамоте и математика;

• художественная литература, развитие речи и обучение грамоте;

• развитие речи, музыка и рисование;

• математика и труд;

• ознакомление с окружающим, музыка, рисование и труд;

• ознакомление с окружающим и чтение художественной литературы и др.

При планировании и организации интегрированных занятий педагог должен обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада. Помнить, что в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Разрабатывая занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. Планируя занятие, педагог должен тщательно выбирать тип и структуру занятия, метод и средства обучения, а также определить оптимальную нагрузку различных видов деятельности детей на занятии.

Так как интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, то при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии. Во время проведения интегрированных занятий необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, а так же учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. И наконец, самое основное на таких занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка и средством повышения профессиональной компетентности педагогов. Такие занятия можно применять при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Итак, я считаю, что интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми и использовать индивидуально-дифференцированной подход.

Источник

Источник