Польза для малышей до года
Что нужно купить перед рождением малыша – самая полная памятка. Согласны с нашим списком?
В сумасшедшем ворохе различных забот и хлопот, связанных с появлением на свет ребёнка (особенно если он первенец), счастливые родители, порой, просто не в состоянии уследить за тем, чтобы к моменту появления в доме маленького хозяина для него было приготовлено всё необходимое. По магазинам с малышом не набегаешься, поэтому запасаться нужными вещами надо заблаговременно. А для этого неплохо было бы иметь при себе перечень вещей, где было бы указано всё действительно необходимое. Только вот списка универсального, подходящего всем, не существует. Любой человек – уникальная личность, со всеми своими достоинствами и недостатками, предпочтениями и антипатиями, причудами и “бзиками”. И недавно появившаяся на свет личность – тоже не исключение.
Однако примерный перечень вещей, которые, скорее всего, малышу и его родителям на первых порах очень пригодятся, мы попытались составить. Пусть не всё из нижеперечисленного окажется в итоге использовано, однако справляться с новорождённым без многих из этих вещей будет непросто.
Читайте также статью “Всё, что необходимо малышу в первые дни“.
Элементарные средства гигиены и содержимое аптечки в данный перечень не вошли, иначе он получился бы чересчур большим. Перечислены только предметы, устройства, приспособления и приборы, необходимые для сна, питания, купания, прогулок.
26 самых важных вещей для новорождённого
1. Люлька или колыбелька (кроватка)
Тут и рассуждать особо нечего. Младенец проводит в состоянии сна 16-18 часов в сутки. Есть ещё вопросы?
2. Автолюлька
Безопасность малыша – прежде всего. Даже если у вас нет своего авто, автолюлька вам нужна, ведь у вызванного вами таксиста автокресла может и не оказаться.
3. Стиральная машинка
С рождением ребёнка стирки становится больше раз в пять. Как минимум. Если её до сих пор нет или она уже отслужила свой срок – срочно покупайте.
4. Электронный (инфракрасный) термометр для тела
Далеко не всегда малыш позволит измерить температуру своего тела обычным градусником. Тут-то на помощь и придёт такое устройство, которое поможет это сделать моментально. Просто направьте этот гаджет на лоб младенца на расстоянии 5-10 см, и температура будет измерена.
5. Блендер
Как только у младенца закончится период грудного вскармливания в чистом виде и наступит время вводить прикорм, необходимость блендера вы оцените. Уж поверьте.
6. Развивающий коврик
Для ребёнка, который умеет только ползать, вещь, позволяющая отвлечь его на продолжительное время, очень нужная. Для мамы, соответственно, тоже.
Читайте на нашем канале статью “ТОП-5 мультиков, сделающих вашего ребёнка умнее”.
7. Подушка для кормления
Кто-то считает её лишь удобным приспособлением, для других же это предмет первой необходимости, без которой процесс грудного вскармливания становится просто мучительным.
8. Стерилизатор для бутылочек
Очень упрощает процесс стерилизации бутылочек. Уничтожает без химии все вредные бактерии. После обработки бутылочк можно хранить прямо в нём.
9. Бутылочка с насадкой от срыгивания
Специальная насадка позволяет ребёнку пить из такой бутылки без риска нахвататься воздуха. Если вы выбираете грудное вскармливание, то бутылочка пригодится вам после введения прикорма – с 6 месяцев.
Смотрите видеокурс “Всё о грудном вскармливании” с ответами экспертов на все самые важные вопросы.
https://programmamama.com
10. Молокоотсос
Бывает, что заранее приобретённое такое устройство в итоге так и не понадобится маме. Но чаще – наоборот.
11. Термометр для воды
Не пальцем же вы будете температуру воды в ванной для купания малыша определять. Правильно? Обычно такие градусники сделаны в виде забавных игрушек, которые ещё и порадуют кроху.
12. Ванночка с горкой
Как известно, все вещи у ребёнка в возрасте до 1 годика должны быть личными. Купать малышей в общей ванне не рекомендуется. Другое дело – собственная ванночка с удобной горкой, позволяющей маме купать младенца самой.
13. Круг для купания
Этот круг одевается малышу на шею. Да-да, не удивляйтесь. На самом деле, такой предмет очень облегчает процесс принятия водных процедур. Младенцы наслаждаются тем, как их ножки и ручки свободно двигаются в воде.
14. Позиционер
Младенцу очень важно занимать во сне правильную позу. С этим прекрасно поможет справиться это приспособление, и сон малыша будет крепким и долгим.
Читайте на нашем канале статью “5 частых ошибок, приводящих к нарушению сна у детей”.
15. Небулайзер (ингалятор)
Удовольствие, конечно, недешёвое. Но при серьёзных заболеваниях позволяет избежать ненужной госпитализации. А оно вам надо?
16. Назальный аспиратор
Сопельки младенцу отсасывать необходимо в любом случае, и лучше, чем аспиратор, с этой задачей не справится ничто. И никто.
17. Портативный ультрафиолетовый стерилизатор
Очень удобен для дезинфекции пустышек, погремушек, игрушек и т.д. Его даже можно брать в гости или детский центр, и ваш малыш будет защищён от нежелательных бактерий.
18. Ниблер
Эта сеточка для прикорма выполняет очень важную функцию – не позволяет малышу подавиться твёрдой пищей. А ещё это превосходный массажер для дёсен, когда начинают резаться зубки.
19. Слинг
Даже странно, что кто-то не использует подобное приспособление. И малышу удобно, и маме.
Читайте на нашем канале статью “Кормить или не кормить грудью – вот в чём вопрос“.
20. Мобиль
Вещь полезная. Самая первая игрушка в жизни маленького человека, учащегося различать звуки, концентрироваться на предмете и следить за ним.
21. Пеленальный мешок
Как известно, современные педиатры не рекомендуют тугое пеленание младенцев. В этом плане подобный мешок – отличный выбор.
22. Увлажнитель воздуха
Прибор в детской комнате незаменимый. Для новорождённого очень важно соблюдение правильного температурного режима и режима влажности. Это укрепляет иммунитет и предотвращает простудные заболевания.
23. Музыкальный ночник-проектор
Эта вещь приходится по вкусу практически всем малышам и бывает для них лучшим успокоительным.
24. Термоложка
Разве можно допустить, чтобы ребёнок обжёгся пищей? Нет, конечно. Меняющая цвет, когда еда в ней слишком горячая, такая ложка не позволит этому случиться.
25. Мочеприёмник
Это приспособление по достоинству можно оценить после первого похода в детскую поликлинику. Необходимую порцию анализов получить у грудничка очень сложно, особенно у девочек. А с мочеприемником – легко.
Читайте на нашем канале статью “Различия в купании мальчиков и девочек”.
26. Утилизатор для памперсов
Предназначен для утилизации использованных подгузников. Плотная крышка и специальная кассета, рассчитанная на 30 памперсов, предохраняют от запаха и микробов.
Конечно, кто-то из мам посчитает некоторые вещи из этого списка бесполезными и предложит свои, куда более необходимые, на их взгляд. Дети – они такие разные… И их мамы тоже.
Что вы бы добавили в этот список? Поделитесь в комментариях!
Источник
КАКИЕ ИГРУШКИ И ИГРЫ ПОЛЕЗНЫ МАЛЫШУ ДО ГОДА ?
Первые полгода жизни игровая деятельность ребенка – это исключительно исследование физических свойств окружающих его предметов с помощью органов чувств (посмотреть, потрогать, попробовать на зуб, постучать).
На следующем этапе игровой деятельности малыша к исследованиям добавляется сознательное манипулирование предметами — вложить друг в друга, вытащить, переложить, покрутить, разобрать, бросить на пол (не уронить, а специально бросить) и так далее. Продлится этот период приблизительно до года, а точнее до того времени, когда ребенок начнет подражать взрослым, копировать их поведение.
Какие игрушки покупать малышу до года, на что обратить внимание при их приобретении? В какие игры можно играть с ребенком этого возраста и почему?
Об этом и поговорим. Начнем, как всегда, с теории, чтобы ваш выбор игрушек для малыша был осмысленным.
►Тактильные ощущения
Возраст с полугода до 1 года – это самый пик исследования свойств предметов с помощью осязания, к тому же, у большинства малышей режутся зубки. Поэтому у ребенка почти круглые сутки что-нибудь да «осязается» во рту — игрушка или собственные ручки.
Известно, что тактильные ощущения (то есть осязание, ощущения от прикосновения) прямо влияют на развитие нервной системы человека, в частности головного мозга. Именно поэтому развитие малыша в это период происходит с огромной скоростью!
Малыш только-только научился стоять на четвереньках, и уже пополз. Только-только с трудом поднялся на ножки возле стенки кроватки, и уже переступает вдоль нее. Ребенок меняется буквально каждый день!
Поэтому чем больше у крохи будет материалов и игрушек, отличающихся друг от друга «на ощупь», тем быстрее он будет развиваться.
Вот примеры таких игрушек:
• Сенсорный коврик
Это коврик, состоящий из материалов разных фактур, и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения. Его можно купить готовый или сшить самому из различных кусочков ткани, пришить бусины и пуговицы разного размера, ленточки, шнурочки.
Коврик можно повесить на стенке кроватки или пустить ползать по нему малыша.
• Сенсорные игрушки-мешочки
Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками (или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью, горохом, крупами).
•Пальчиковые краски (краски для рисования руками)
Рисование этими красками доставляет огромное удовольствие детям. Они безопасны, легко отмываются. Можно играть прямо в ванне.
►Манипулирование предметами
Главное достоинство игрушки, привлекающее малыша этого возраста — это функциональность, то есть возможность что-либо с ней делать (собирать, разбирать, катать, бросать, нажимать на кнопки, дергать рычажки, крутить, вкладывать друг в друга, рвать). Любая такая игрушка является развивающей внимание, логику, координацию, мелкую моторику малыша.
Малыш может повторять эти простейшие действия с игрушками бесчисленное множество раз. Для него это ново и интересно.
Поэтому чем больше разнообразных действий можно совершать с игрушкой, тем дольше малыш будет с ней играть. А вам, соответственно, не придется покупать сразу много игрушек.
Думаю, теперь вы понимаете, почему игрушки необходимо регулярно менять и обновлять, даже если они еще не сломаны? Правильно, чтобы расширить перечень выполняемых малышом действий (манипуляций с игрушками).
Почему у детей так любимы кубики, мячи, куклы? Потому что благодаря своей простоте и универсальности, они позволяют совершать с ними бесконечное количество манипуляций.
Например, кукла – это и учебное пособие, на котором можно показывать части тела (носик, глазки, ножки, рожки), это и объект для различных манипуляций (поднять кукле ручки, посадить, раздеть, открутить голову), в конце концов, это образ человека, с которым вы можете разыгрывать вместе с малышом различные жизненные ситуации (ходить, возить в машинке, купать, сажать на горшок, кормить, размазывать кашу по лицу).
Вот одни из самых любимых игрушек у детей этого возраста:
• Емкости разного размера (коробки, стаканчики, ведерки, маленькие кастрюльки с крышками, шкатулочки)
Малыш с удовольствием будет вставлять емкости друг в друга, складывать в них маленькие игрушки, вынимать и снова складывать.
Хорошо, если среди них будут и прозрачные емкости, тогда малыш увидит, что внутри.
• Игрушка-аквариум
Потрясите наполненное ведерко, и кроха услышит звук.
•Интересный вариант – музыкальная шкатулка.
•Отдельно хочется отметить разноцветные стаканчики-пирамидки. Малыши очень любят эту игрушку, так как она многофункциональна. Стаканчики можно вкладывать друг в друга, строить башенки. В их дне имеются дырочки, поэтому с ними можно играть в ванне. На дне также есть рельефные геометрические фигуры, которые вы можете отпечатывать на соленом тесте или в мокром песке на прогулке.
• Кстати, о соленом тесте. Думаю, вы помните, как в детском саду делали интересные поделки из этого материала? Зачем ждать до детсада, начинать можно уже сейчас. Но не с соленым тестом, а с хлебным мякишем, так как соленое тесто — это все-таки тесто, к тому же соленое. А малыш его непременно попробует. Возьмите лучше мякиш свежего хлеба, сделайте из него крупные шарики, лепешки, колбаски и дайте ребенку, пусть тоже помнет мякиш пальчиками. Не хуже занятий с пластилином!
•Кубики
Малыши строят из них башни и другие постройки. Несмотря на свою простоту, эта игра лучше других развивает глазомер, координацию движений, внимание.
Вы можете играть в кубики вместе с малышом, строить для него дома, он будет за вами наблюдать, а потом с радостью их разрушать.
Хорошо, если на сторонах кубиков будут нарисованы яркие картинки, тогда ребенок будет вертеть их в руках (полезно для укрепления мышц кистей).
• Пирамидки
Можно приобрести классические пирамидки из 3-4 разноцветных колец (или больше).
И в виде подставочек, на которых закреплены в ряд несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики и другие предметы. Когда малыш подрастет, то сможет сортировать их по цвету, размеру, форме.
• Вкладыши
Вкладыши — это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями.
•Вкладыши в ящичек
Разновидность вкладышей – копилка или обычная металлическая банка (например, от кофе) с прорезью в крышке, в которую можно бросать большие монеты (кстати, они еще и звенят).
Наверное, самые древние вкладыши — матрешки.
Погремушки, музыкальные игровые панели и другие звучащие игрушки
Очень нравится детям музыкальные игровые панели с кнопками в виде животных, нажимая на которые малыш слышит «голос» собачки, кошки, коровы, поросенка и т.д.
• Можете предложить ребенку поиграть на его первых музыкальных инструментах — бубне, маракасах, ксилофоне, барабане. Вполне по силам!
• Игрушки для ванны
В этом возрасте дети, которых купали в детской ванночке, обычно «переселяются» во взрослую ванну. Вполне разумно совместить купание с игрой (с водой, пеной и игрушками).
Можно посадить ребенка в специальный стульчик для купания, который удерживает его от падения и соскальзывания в воду. Правда, активные малыши из стульчика легко вылезают, поэтому период его службы не долог.
Если ваш малыш уже умеет ползать, можно положить на дно ванны резиновый коврик на присосках, после этого налить немного воды, положить игрушки и ребенок будет там сидеть, ползать и играть.
Хорошо, если это будут не только классические резиновые уточки, рыбки, кораблики, но и игрушки, которые, например, меняют в воде цвет или форму, плавают и пускают пузыри, приклеиваются к бортику ванны или на стену, крутятся под струей воды (водяная мельница).
►Двигательная активность
После того, как малыш научится ползать, ему становится доступно значительно больше информации, чем раньше, поэтому его развитие ускоряется. Кроме того, ползание способствует укреплению мышц и подготавливает ребенка к хождению.
Но, в то же время, это весьма напряженный для родителей период. Малыш еще не ведает опасности, не понимает слова «нельзя», тянет все в ротик. Но вы можете немного облегчить себе жизнь, если заранее подготовите дом к активному периоду в жизни ребенка.
Запрещать такому крохе что-то брать бессмысленно. Во-первых, малыш еще не понимает ваших объяснений, так как у него нет жизненного опыта, а во-вторых, природа толкает его на исследование окружающего пространства и сопротивляться этому невозможно.
Но выход есть!
Ребенок в этом возрасте легко переключается с одной деятельности на другую. Поэтому это свойство можно и нужно использовать для того чтобы уберечь его от опасных и нежелательных игр. То есть, как говорили наши мамы и бабушки, «отвлечь ребенка».
Итак, поставим себе крестик. В игрушечном царстве малыша обязательно должны быть игрушки, стимулирующие его к ползанию.
Вот примеры таких игрушек:
• Мяч
Большой яркий мяч, который не закатывается под мебель.
Советую приобрести 2 мяча. Один обычный, другой – массажный с «пупырышками». Малышу его легче удержать в руках, к тому же он обеспечит дополнительные тактильные ощущения.
• Звучащий шар
Он привлекает к себе внимание малыша тем, что, катаясь, издает мелодичный звон.
• Игрушки на колесиках
Машинки или животные на колесиках. Помимо своих основных функций, замечательно побуждают малыша к активному ползанию.
• Развивающий столик
Это низкий столик по росту малыша, на котором расположены игрушки, музыкальные кнопки и прочие «аксессуары». Но на этом его полезные свойства не исчерпываются. Игрушки на столике побуждают малыша-ползунка подниматься на ножки, чтобы поиграть. Ребенок проделывает это «упражнение» по многу раз за день, и таким образом тренирует мышцы ног.
Развивающий столик можно организовать и на обычном кресле, положив на него любимые игрушки ребенка.
• Игрушки-каталки, детская коляска
Для малышей начинающих ходить, можно приобрести игрушечную коляску, или ходунки-каталку, которую он будет толкать перед собой.
Например, наш сын на прогулке любил толкать перед собой собственную коляску, а дома – табуретку.
►Развитие речи
Вы, наверное, замечали, как затихает и внимательно наблюдает за вами ваш малыш, когда вы поете ему песенки и с выражением читаете стихи?
Это не случайно. Так ребенок прислушивается к речи, запоминает движение губ, интонацию и мимику вашего лица, чтобы позже все это в точности воспроизводить.
Я, например, была потрясена, когда услышала, как мой 2-летний сын декламировал стишок, который я ему читала в 8-месячном возрасте. При этом он его рассказывал, пропуская буквы и слова, так как не понимал еще его смысла, но в точности повторял мою интонацию и мимику.
Поэтому напрягаем память или лезем в бабушкин сундук (или интернет) и выкапываем народные потешки, прибаутки, пестушки, считалочки на вашем национальном языке (и, если хотите, еще и том языке, которому вы планируете обучить малыша). Они просто идеально подходят для развития речи ребенка, потому что веками отшлифовывались нашими бабушками и прабабушками, и прошли проверку десятков поколений.
Еще раз повторюсь. Не так важен смысл стихов. Важно читать их с выражением, четко произнося слова (как актриса или актер!). Меняйте голос в зависимости от персонажей. И побольше эмоций!
Совершенно замечательно, если к чтению стихов вы подключите тактильные ощущения ребенка. Проще говоря, будете проигрывать стишок вместе с малышом. За образец можете взять известные пестушки (пальчиковые игры) «Сорока-ворона кашку варила», «Идет коза рогатая», «Ладушки» и т.д. и придумать свои игры на основе стихов.
Например, так:
Мишка косолапый по лесу идет (покачиваясь, пройдите своими пальцами по ладошке малыша),
Шишки собирает (легонько пощипайте ладошку, словно собираете шишки), песенки поет (пропойте эту фразу),
Шишка соскочила, прямо мишке в лоб (коснитесь лба малыша),
Мишка рассердился (произнесите сердитым голосом) и ногою топ (возьмите ножку малыша в свои руки и топните ею).
Видите, как все просто!
Источник
В этой статье мы расскажем, что такое крупная и мелкая моторика, и почему списки вроде «100 игр для развития мелкой моторики» могут навредить ребёнку.
Крупная моторика — это движения тела. Человек с развитой крупной моторикой может прыгать, бегать, танцевать, ездить на велосипеде и заниматься спортом.
Мелкая моторика — это движения кистей рук, пальцев рук и ног. Благодаря развитой мелкой моторике мы можем писать, печатать на клавиатуре, вдевать нитку в иглу, застёгивать пуговицы, открывать замки, резать ножом и ножницами.
Мелкая моторика формируется дольше, чем крупная: развитие рук ребёнка закончится только к 14 годам. Но в 3,5 года малыш уже может научиться делать руками многое из того, что умеет взрослый: одеться — застегнуть молнии и пуговицы, завязать шнурки; поесть — почистить фрукты, овощи и яйца, налить воду в стакан, зачерпнуть ложкой суп и донести до рта.
До года перед ребёнком стоит задача освоить базовые движения крупной и мелкой моторики: сидеть, ползать, ходить, наклоняться, брать в руки предметы, перекладывать их, переносить и бросать. Если этот этап развития пройдёт без задержек, ребёнок легче научится более сложным действиям: листать книгу, держать в руках карандаш и ручку, перепрыгивать через кочки, ходить по прямой линии.
Можно сказать, что в первый год жизни закладывается основа для дальнейшего развития крупной и мелкой моторики.
Чем больше в жизни ребёнка до года разных движений, тем лучше он развивается
Развитие мелкой моторики ребёнка связано с развитием крупной, и наоборот
Когда ребёнок научится сидеть, у него освободятся обе руки, и он начнёт перекладывать предметы из одной руки в другую. Когда полугодовалый малыш видит интересную игрушку, он тянется к ней ручками, чтобы схватить. Если не дотягивается, подключает к достижению цели всё тело — пытается докатиться или доползти по-пластунски.
Катающиеся игрушки помогают малышу научиться ползать
Чтобы ребёнок развивался гармонично, важно, чтобы движения рук и тела совершенствовались одновременно. Когда ребёнок начнёт вставать, держась за диван, положите на другой конец дивана игрушку. Увидев игрушку, ребёнок снова опустится на четвереньки и поползёт за ней. Доползёт, встанет, возьмёт в руки, плюхнется на попу и начнёт играть или будет рассматривать стоя. Чуть позже он поймёт, что до игрушки можно дойти, держась за диван, и пойдёт.
Почему не нужны «развивашки»
В интернете предлагают сотни «развивающих» занятий для тренировки мелкой моторики ребёнка до года: перекладывание зёрнышек, нанизывание бусин, рисование. На самом деле ребёнку до года ещё трудно брать в руки мелкие и тонкие предметы: бусинки, фасолинки, зёрнышки, карандаши, кисти.
Его рука будет готова к этому к 2 годам, и вы точно не пропустите эту готовность — малыш будет собирать с пола соринки, волоски и показывать вам. Вот тогда ему можно предложить нанизывать бусины на шнурок — это занятие поможет быстрее научиться шить в будущем. А зёрнышки лучше не перебирать, а пересыпать из чашки в кастрюлю, помогая готовить маме кашу.
Развитие крупной и мелкой моторики не должно стать самоцелью. Главное — чтобы ребёнок смог научиться тому, что пригодится ему во взрослой жизни.
Малышу до года важнее научиться держать и перекладывать крупные предметы: мячи, кубики. Как только он освоит этот навык, сможет сам стягивать с себя штанишки, брать ложку, расчёсывать волосы. Это пригодится ему больше, чем умение перебирать 100 зёрнышек в минуту.
Закидывание шарика в отверстие развивает зрительно-моторную координацию, учит управляться со своими руками и совершать целенаправленные действия. И эта игра по силам и потребностям ребёнка
Для развития крупной моторики в раннем детстве часто рекомендуют учить ребёнка плавать. Иногда плавание идёт на пользу, и через год после начала занятий малыш уверенно держится на воде, меньше болеет. Случается и наоборот — ребёнок часто простывает, не любит воду, занимается неохотно. Следуйте за своим ребёнком — если ему понравится плескаться в воде, и он не будет болеть после каждого посещения бассейна, то почему бы и нет?
Как только ребёнок научился вставать, ему пригодятся любые опоры, чтобы сделать первые шаги
У малыша до года очень много задач: сначала выжить, адаптироваться к миру, потом научиться управлять своим телом — держать в руках игрушки, ползать, садиться, вставать, ходить. Ему сейчас нужно получить как можно больше опыта: научиться передвигаться и познакомиться с предметами, которые мы используем в быту.
В первый год важно, чтобы малыш был доволен всем, чем занимается. Всё, что малыш делает с радостью, по своей воле, полезно для его развития.
Природа обо всём позаботилась, доверьтесь ей и своему малышу — он сам выберет, чему учиться, когда будет готов.
Фрагмент из книги «С рождения до года. Что нужно знать о развитии малыша»
Фото из нашего Монтессори-центра «Отрада»
Источник