Польза физических упражнений для школьников

Польза физических упражнений для школьников thumbnail

   Значение занятий физическими упражнениями для здоровья школьников

По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

    Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье, а ведь от общего состояния здоровья и физических возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности.

   Движения, мышечные напряжения, физическая работа были и остаются важнейшим условием поддержания нормального состояния человеческого организма. Известные афоризмы: «Движение – это жизнь», «Движение – залог здоровья» отражают общепризнанность и неоспоримость значения физических упражнений для здоровья человека.

           С первых шагов  обучения ребенка физическим упражнениям необходимо рассказать учащимся, их родителям о принципах, на которых строятся занятия физической культурой. Это – постепенность в повышении нагрузок и регулярность их выполнения. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь влияют на опорно-двигательный аппарат, его мышечную систему. Во время их выполнения усиливается кровоток. Кровь приносит к мышцам значительно больше кислорода и питательных веществ.  При этом в мышцах открываются дополнительные, резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ, повышение эффективности функционирования различных органов и систем.

            Следовательно, физические упражнения действуют не изолированно на какой-нибудь орган или систему, а на весь организм в целом, вызывая изменения не только в структуре мышц, суставов, связок, но и во внутренних органах и их функциях, обмене веществ, иммунной системе.

         Усиление мышечной деятельности при выполнении физических упражнений заставляет работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы организма, повышая тем самым его функциональные возможности, сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям внешней среды. У физически тренированных детей наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания, действия радиации на состав крови, устойчивость к перегреванию, охлаждению.

            Таким образом, под влиянием физических нагрузок увеличивается работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количества эритроцитов, повышается защитная функция крови. Под влиянием физических упражнений совершенствуются не только функции, но и строение внутренних органов.

         Если же двигательная система организма бездействует, ухудшается питание мышц, постепенно уменьшается их объем и проявляемая ими сила, снижается эластичность и упругость, мышцы становятся слабыми и дряблыми. Ограничения в движении (гиподинамия), пассивный образ жизни постепенно приводят к предпатологическим и патологическим изменениям в организме. Об этом как нельзя лучше сказал Аристотель: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

           Физические упражнения не только активизируют физиологические процессы, но и активно способствуют восстановлению утраченных функций. Всякое заболевание сопровождается нарушением функций с последующей (в период выздоровления) их компенсацией. Физические упражнения, повышая общий тонус, стимулируют защитные силы организма, насыщая кровь строительными материалами, способствуют ускорению восстановительных процессов, ускоряя тем самым выздоровление.

         Следовательно, физические упражнения выступают в роли эффективного средства профилактики многих заболеваний. Неслучайно лечебная физическая культура (ЛФК) находит все более широкое применение в практике работы больниц, поликлиник, санаториев. По вопросу стратегии борьбы за здоровье человека, охраны человеческой природы ученые всего мира единодушны. Большинство из них главным источником развития и укрепления ресурсов здоровья видит в систематической физической активности на протяжении всей жизни.

Однако тренирующий и оздоровительный эффект занятий зависит от того, насколько предлагаемая нагрузка соответствует индивидуальным особенностям занимающихся: функциональным возможностям, состоянию здоровья, уровню физической подготовленности. При чрезмерной нагрузке не произойдет роста тренированности, а будет накапливаться утомление.  Исследования  показали, что положительные изменения в организме происходят только под воздействием умеренных нагрузок. Очень интенсивные физические нагрузки могут привести к развитию состояния перетренированности, а оно характеризуется физическим и нервным истощением, подавленным состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься дальше.

Школьники, увлеченные физическими упражнениями, не всегда могут правильно рассчитать свои силы, прекратить занятия при признаках переутомления. Они плавают до посинения, бегают до обморока и т.д. Вот поэтому их девизом важно сделать слова Авиценны (Абу-Али ибн Сина): «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении».

         Подводя итог сказанного, можно констатировать, что оздоровительный эффект от систематических занятий физическими упражнениями заключается в следующем:

  • Физическая активность предупреждает возникновение многих болезней сердца.
  • Увеличивается жизненная емкость легких, повышается подвижность диафрагмы, развивается дыхательная мускулатура, т.е. улучшается процесс газообмена в легких.
  • Под влиянием тренировок улучшается функция поджелудочной железы, вырабатывающей инсулин, благодаря чему улучшаются условия накопления и расходования энергии организма.
  • Улучшается работа печени – ускоряется очистка организма от шлаков, образующихся в процессе жизнедеятельности организма.
  • Под влиянием тренировок жиры не откладываются в сосудах мертвым грузом, а расходуются.
  • Систематические занятия физическими упражнениями способны исправить многие физические дефекты организма ребенка как врожденные, так и приобретенные.
Читайте также:  Ромашковый лед для лица польза

Все перечисленное дает достаточное понимание исключительной роли средств физической культуры для укрепления здоровья, профилактики множества заболеваний, активного долголетия. Это подтверждено философами, мыслителями, врачами уже давно.

«Физическое совершенство человека – это не дар природы, а следствие целенаправленного формирования его». Н.Г.Чернышевский.

«Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека». Н.А.Семашко.

«Нужно, чтобы к физическим упражнениям приобщился каждый человек. Без этого немыслимы никакие разговоры о здоровом образе жизни». Н.М.Амосов.

Источник

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе – ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года – это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Движение, физкультура и спорт — это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно – сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.
Читайте также:  Мед ребенку вред и польза

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность. В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.

Продолжительность занятий лечебной физкультуры:

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).

Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Источник

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  физического  развития,  укрепления  здоровья,  формирования  разнообразных  двигательных  умений  и  навыков.  Все  это  приводит  к  возникновению  объективных  предпосылок  для  гармоничного  развития  личности.  Полноценное  развитие  детей  школьного  возраста  без  активных  физкультурных  занятий  практически  недостижимо.  Выявлено,  что  дефицит  двигательной  активности  серьезно  ухудшает  здоровье  растущего  организма  ребенка,  ослабляет  его  защитные  силы.  Без  двигательной  активности  не  возможно  полноценное  физическое  развитие  [1].

Важность  физической  культуры  для  ребенка  в  школе  заключается  в  формировании  различных  физических  навыков  и  умений,  в  укреплении  здоровья.  Это  помогает  всестороннему  развитию  человека  в  период  взросления  и  имеет  очень  важное  значение.  Физическое  развитие  особенно  важно  в  школьном  возрасте,  ведь  оно  влияет  и  на  умственную  деятельность  подростка.  Неполноценное  физическое  развитие  может  привести  к  серьезным  последствиям.

Учитывая,  что  пик  физического  развития  приходиться  на  старший  школьный  возраст,  уделять  пристальное  внимание  развитию  главных  двигательных  способностей  рационально  именно  в  школьном  возрасте. 

Занятия  физической  культурой  позволяют  исключить  у  школьников  такие  негативные  проявления  как  употребление  алкоголя  и  наркотиков,  девиантное  и  делинквентное  поведение;  а  также  способствуют  социализации  личности  школьника;  дают  возможность  развивать  и  формировать  такие  качества  как  инициативность,  самостоятельность,  уверенность,  лидерские  качества.  Физические  упражнения  способствуют  формированию  добросовестного  отношения  к  учебе,  чувства  ответственности  и  долга,  коллективизма,  готовности  прийти  на  помощь  товарищам,  гуманности,  честности,  воли  к  победе.

Определение  методики  занятий  и  правильное  распределение  физических  нагрузок  зависит  от  возрастных  и  индивидуальных  особенностей,  присущих  детям  конкретного  возраста.  Во  время  физических  занятий  также  стоит  учитывать  особенности  развития  детского  организма.

Во  время  взросления  у  детей  есть  периоды  плавного  и  бурного  развития.  В  период  бурного  роста  (6—7  лет,  11—14  лет)  активизируются  все  обменные  процессы,  и  именно  в  эти  периоды  необходима  активизация  двигательной  деятельности.

Формирование  различных  навыков  организма  происходит  в  разное  время.  Неравномерность  развития  наблюдается  в  двигательной  функции,  показатели  которой  развиваются  с  разной  интенсивностью.  Установление  роста  у  девочек  происходит  к  16—17  годам,  у  мальчиков  в  18—19  лет.  У  девочек  мышечная  сила  достигает  максимума  к  15  годам,  у  мальчиков  к  18.  Выносливость  лучше  всего  развивается  в  возрасте  8—10  лет,  но  в  этом  возрасте  возможно  отставание  в  развитии  мышечной  силы.  Отдельные  дети  могут  отставать  или  опережать  своих  сверстников  в  развитии.  Им  необходим  особый  подход,  поэтому  они  зачисляются  в  отдельные  подготовительные  группы. 

Очень  важным  является  уровень  двигательной  активности.  Необходимо  чтобы  он  был  оптимальным,  ведь  недостаток  или  избыток  может  привести  к  негативным  последствиям.  Физические  нагрузки  оказывают  большое  влияние  на  развитие  и  рост  детей.  Недостаток  двигательной  деятельности  у  ребенка  может  привести  к  патологическим  изменениям  в  организме.  Установлено,  что  у  50  %  детей  в  возрасте  6—7  лет  возникает  дефицит  двигательной  активности.  У  школьников  9—12  лет  эта  цифра  достигает  ещё  больших  размеров  —  60  %,  а  у  школьников  старшего  возраста  —  70  %.  Уроки  физической  культуры  в  школе  компенсируют  лишь  малую  часть  двигательной  нормы. 

Читайте также:  Игры с детьми как с пользой проводить время

Физические  упражнения  —  основные  средства  физического  воспитания  школьников.  Они  формируют  важные  навыки  организма.  В  физическом  воспитании  учащихся  используются  разделы  школьной  программы,  такие  как:

·     Легкая  атлетика  —  является  важным  фактором  в  развитии  двигательной  деятельности,  позволяющим  правильно  дозировать  нагрузки.

·     Плавание  —  позволяет  разгрузить  позвоночник,  задействует  многие  группы  мышц,  тренирует  дыхание,  является  инструментом  закаливания,  т.  к.  вода  имеет  температуру  ниже,  чем  температура  человеческого  тела.

·     Гимнастика  —  позволяет  улучшать  многие  физические  навыки,  координировать  движение,  легко  дозировать  нагрузки.

·     Спортивные  и  подвижные  игры  —  позволяют  развивать  и  применять  многие  физические  навыки,  приобретенные  в  различных  видах  упражнений,  легко  заинтересовать  детей,  однако,  в  игре  трудно  дозировать  нагрузки,  поэтому  необходимо  выбирать  игры  в  соответствии  с  физической  подготовкой.

В  физическом  воспитании  школьников  используются  различные  формы  занятий  физическими  упражнениями:  обязательные  занятия  в  школе,  занятия  во  внешкольных  учреждениях  и  в  семье. 

Школьные  формы  занятий  физическими  упражнениями:

·     Урок  физической  культуры  —  основная  форма  занятий  физическими  упражнениями  в  школе.  Особенности:

1.  Является  наиболее  массовой  формой  занятий  школьников;

2.  Проходит  под  руководством  педагога;

3.  Способствует  всестороннему  развитию  учащихся.

·     Физкультурно-оздоровительные  мероприятия  во  время  учебного  дня  —  активизируют  двигательный  режим  во  время  учебного  дня,  поддерживают  школьников  в  тонусе  во  время  умственной  активности,  оказывают  благоприятное  воздействие  на  организм.  Формы  таких  занятий:

1.  Утренняя  гимнастика  —  влияет  на  повышение  работоспособности,  улучшает  самочувствие.

2.  Физкультминутки  на  уроках  —  снимают  утомление,  повышают  умственную  активность,  проводятся  при  появлении  утомления.

3.  Игры  и  физические  упражнения  на  переменах  —  полезное  средство  активного  отдыха,  улучшения  здоровья  и  возвращения  к  учебному  процессу.  Для  удобного  проведения  игр  и  физических  упражнений  на  переменах  нужно  заранее  подготовить  место,  необходимый  инвентарь.  Обычно  дети  участвуют  в  подобных  занятиях  добровольно  и  проявляют  активный  интерес  к  подобного  рода  мероприятиям.

4.  Ежедневные  занятия  физической  культурой  в  продлённых  группах  решают  следующие  задачи:  укрепление  здоровья,  закаливание  организма,  улучшение  физической  и  умственной  работоспособности,  совершенствование  физических  навыков,  воспитание  привычки  заниматься  регулярно  и  самостоятельно.

В  продленных  группах  занятия  физической  культурой  проходят  в  более  свободной  форме,  чем  уроки  физической  культуры,  могут  проводится  на  свежем  воздухе.  Занятие  состоит  из  3-х  частей:  подготовительная  (разминка,  разогрев  мыщц),  основная  (спортивные  игры,  бег  и  др.),  заключительная  (упражнение  на  восстановление  дыхания,  малоинтенсивные  упражнения).  Благодаря  такой  организации  занятия  нагрузки  нарастают  в  начале,  снижаются  к  концу.

5.  Внеклассные  формы  организации  занятий:  спортивные  секции,  спортивные  соревнования  в  школе,  туристские  походы,  дни  здоровья.  Цели  внеклассных  занятий:  выявление  детей,  имеющих  склонности  к  определенным  видам  спорта,  обеспечение  детям  активного  и  здорового  отдыха.  Различные  внеклассные  мероприятия  проводятся  с  учетом  возраста,  возможностей  и  интересов  школьников.

Формы  проведения  занятий  во  внешкольных  учреждениях:

·     Занятия  конкретным  спортом  в  ДЮСШ  или  СДЮШОР.

·     Занятия  физическими  упражнениями  в  физкультурно-оздоровительных  центрах.

·     Занятия  в  оздоровительных  лагерях.

·     Занятия  на  детских  площадках,  в  парках  культуры  и  др.

·     Занятия  в  туристических  лагерях.

Различные  формы  организации  позволяют  в  полной  мере  удовлетворить  запросы  и  интересы  школьников.

Формы  проведения  занятий  физическими  упражнениями  в  семье:

·     Утренняя  гимнастика.

·     Физкультминутки.

·     Индивидуальные  занятия.

·     Активный  отдых.

·     Семейные  походы.

Физическое  развитие  в  школьном  возрасте  имеет  очень  важное  значение,  т.  к.  от  своевременного  развития  физических  навыков  и  способностей  зависит  не  только  физическая  форма  и  состояние  здоровья  в  будущем,  но  и  нравственное  развитие  ребенка.

Список  литературы:

  1. Основы  физической  культуры  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  https://otherreferats.allbest.ru/sport/00182375_0.html  (дата  обращения  20.03.2014  г.).

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
    Варламов Д.Б., Егорычева Е.В., Чернышева И.В. Значение физической культуры для детей школьного возраста // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(19). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(19).pdf (дата обращения: 01.09.2018)

Источник