Польза гимнастики после дневного сна
Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные занятия, спортивные игры, физминутки, оздоровительный бег, закаливание и др.
Но мне хотелось бы выделить гимнастику после сна и объяснить ее важность в оздоровительном и образовательном процессе.
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:
– устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);
–
увеличить тонус нервной системы;
–
усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.
Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в ДОУ. Она имеет оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма.
Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10-15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по “тропе здоровья” (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчиваться гимнастика может умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица.
Разминка в постели и самомассаж.
Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног» ( 2-3 мин. ).
– Потягивание. И.п.- лёжа на спине. Руки поднять вверх и опустить на постель за головой, глаза закрыты. Поочередно тянуть от себя правую и левую руку, правую и левую ногу ( то носком, то пяткой), можно потянуться одновременно руками, ногами, растягивая позвоночник. ( 3-4 раза)
– Игра « Зима и лето» ( напряжение и расслабление мышц). И.п.- лёжа на спине, на сигнал « Зима» дети должны свернуться в клубок, изображая, что им холодно. На сигнал « Лето»! дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло . (3-4раз)
– Самомассаж ладоней ( « Зимой очень холодно, поэтому мы добудем огонь, чтобы согреться») И.п.- сидя в постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладоши до появления тепла, затем тёплыми ладонями « умыть» лицо. ( 3-4раз)
Общеразвивающие упражнения у кровати (дыхательная гимнастика)
2. Профилактика плоскостопия (2-3- мин.)
– Ходьба друг за другом ( босиком)
«На огород мы наш пойдём.
Овощей там наберём».
– (Ходьба на носках)
«Дорога коротка, узка.
Идём, ступая мы с носка!
– (Приставной шаг боком с « пружинкой)
«По бордюру мы идём
Приседаем мы на нём»
– (Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед)
«Усталые ножки
Шли по дорожке».
– (Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола. ( 6-8- раз)
«На камушек мы сели,
Сели, посидели».
(Погладить мышцы ног и ступни)
«Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют»
Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
3. Профилактика нарушений осанки ( 2-3 мин.)
«Поза сердитой кошки» И.п,- встать на колени, затем руки и бедра поставить перпендикулярно на пол и параллельно друг другу. Голову опустить, а спину плавно выгнуть вверх. Сосредоточивать внимание на позвоночник.( 10-15 секунд)
«Поза доброй кошки» И.п. – то же. Голову поднять, плавно максимально прогнуться в пояснице ( 10-15 секунд)
« Хвостик» И.п. – то же. Двигать бёдрами вправо- влево, как « кошечка» вертит своим хвостом», сначала в медленном темпе, потом постепенно ускоряя.
«Кошка- царапушка». И. п.- стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос – кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулачки; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через рот (ф-ф-ф-..).- выбросить вперёд руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения, как бы царапая пространство перед собой.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше – Бом-бом, бом-бом!
По весёлой звонкой крыше – Бом-бом, бом-бом! ( встать друг за другом паровозиком и похлопывать друг друга по спине)
– Дома, дома посидите – Бом-бом, бом-бом!
Никуда не выходите – Бом-бом, бом-бом!( постукивание пальчиками)
– Почитайте, поиграйте – Бом-бом, бом-бом!
А уйду, тогда гуляйте… Бом-бом, бом-бом!( поколачивание кулачками)
4. Самомассаж стоп
И.п.- сидя на стульчиках, положить ногу на ногу. На правой руке сгибают пальцы, делая « щепоточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги; повторяют всё с правой ноги.
5. Водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой)
Составители:
Галимова Роза Ахметовна, воспитатель
Царькова Галина Васильевна, воспитатель
МАДОУ детский сад № 87 города Тюмени
Консультация для педагогов
«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»
«Оздоровительная гимнастика после сна для детей дошкольного возраста»
Забота о здоровье –
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский Василий Александрович
В настоящее время одной из важнейших задач, стоящих перед работниками детских учреждений, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. И формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление его здоровья.
Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребёнка трудно переоценить. Отдых в середине дня ему просто необходим. Однако, после дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная и т.д.) ещё не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером. Как же помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Для этого необходимо провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
Задачи гимнастики после сна:
- увеличить тонус нервной системы;
- укрепить мышечный тонус;
- способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
- способствовать профилактике простудных заболеваний;
- развитие физических навыков;
- сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Правила проведения гимнастики пробуждения
Во время дневного сна необходимо провести проветривание подходящей комнаты для воздушного закаливания, разница температур с теплой спальней должна составлять 3-5°С.
Момент пробуждения сопровождает тихая музыка, громкость и темп которой нарастают при повышении интенсивности упражнений. Зарядка начинается по расписанию с проснувшимися детьми, по мере пробуждения остальные дети включаются в процесс. Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.
Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы. Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
Типы упражнений
- упражнения сразу после пробуждения – в кровати;
- занятия с использованием тренажёров (например, массажных ковриков, мячей и пр.);
- корригирующие задания на предотвращение плоскостопия, искривления позвоночника и пр.;
- дыхательная гимнастика.
Не поднимаясь с кроватей и откинув одеяла, в позиции лежа на спине дети выполняют небольшое количество общеразвивающих упражнений.
Гимнастика в постели в течение 2-3 минут направлена на постепенный переход детей от сна к бодрствованию. Лучше проводить её с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
Вторая часть гимнастики направлена на оказание закаливающего воздействия на организм. Она проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков и направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.)
Мы также используем комплексы с элементами точечного массажа, су-джок – терапии, пальчиковой и дыхательной гимнастик.
Сущность таких видов массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет ребёнка.
Проведение оздоровительной гимнастики после дневного сна позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное – всё это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объёме, который ему доступен и приятен. Если ребёнок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять их частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
Примерные упражнения для проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Общеразвивающие упражнения
- (лёжа в постели, убираем из-под головы подушку, одеяло откидываем):
– И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Спокойно сделать глубокий вдох-выдох(3-4 раза);
– И.п.: Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Потянуться, как котята, руки вверх(3-4 раза);
– И.п.: Лёжа на спине. Повернуться на правый бок, лечь на спину, повернуться на левый бок, руки вверх (3-4 раза);
– И.п.: Лёжа на спине, руки под головой. Протянуть правую ногу пяткой вперёд, носок на себя. Тоже левой ногой (3-4 раза);
– И.п.: Лёжа на спине, руки воль туловища. Поднять руки вверх, вернуться в исходное положение(3-4 раза);
– Упражнение «Потягушки».
«Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись» Дети лежат на спинке, руки поднимают над головой, ноги вместе. Потянулись, опустили руки вдоль туловища (упражнение повторяется 3 раза).
– упражнение «Змейка» . Дети лежат на спине и выполняют перекатывания с одного бока на другой, при этом руки прижаты к телу.
– Упражнение «Лежебоки», Дети переворачиваются попеременно с одного бока на другой, и еще раз.
– Упражнение “Велосипедист”. «Ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем, а теперь мы с вами дети, поедем на велосипеде.
- Упражнения на коврике
Дети имитируют движения в соответствии с текстом 3-4 раза
«Считалочка»
Я прошу подняться вас – это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны – четыре,
С силой их к плечам прижать – пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
«Чёрный кот»
Вот идёт чёрный кот, (шаги с высоким подниманием ног)
Притаился – мышку ждёт. (приседания, руки к коленям)
Мышка норку обойдёт, (встать, повернутся)
И к коту не подойдёт (руки в стороны).
«Зайцы»
Скачут, скачут в лесочке,
Зайцы – серые клубочки,
Прыг – скок, прыг – скок.
Встал зайчонок на пенёк,
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз – шагают все на месте.
Два – руками машут вместе.
Три – присели, дружно встали.
На четыре потянулись.
Пять – прогнулись и нагнулись.
Шесть все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд
Упражнения Су-джок – терапии
«Мы колечки надеваем»
Мы колечки надеваем,
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем,
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Массажировать и закреплять название пальцев.
«Кручу – верчу»
Шарик пальцами кручу.
Здоровым быть всегда хочу.
(Большим и указательным пальцем левой руки держать шарик, а большим и указательным правой крутить, пальцы чередовать: большой – средний, безымянный – большой и т. д.)
«Прыжки»
Пальчик мой по кочкам, прыг.
Он хороший ученик.
(Шарики раскрыть и «попрыгать» попеременно всеми пальцами: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем по колючей поверхности, как по кочкам).
«Новый год»
Праздник приближается, ёлка наряжается.
(Дети катают Су – Джок между ладонями).
Мы развешали игрушки – бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят, блеском радуют ребят.
(Поочерёдно надевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
Дыхательная гимнастика
«Самолёт»
Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу -жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Дети выполняют движения в ритме стиха. Повторить 2-3 раза
«Мышка и мишка»
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
«Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Гимнастика после дневного сна для детей очень важна. Ведь с её помощью малыши не только восстанавливают тонус, но и учатся заботиться о своём здоровье. А сохранение и восстановление нормального самочувствия ребёнка – одна из основных задач его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Используемые источники:
- Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях,. под редакцией С.А.Козловой, Москва Academia? 2002
- Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников., Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
- Береги своё здоровье под ред.В.Е.Мальшаковой, ТОГИРРО, 2005
- https://www.maam.ru/detskijsad/gimnastika-dlja-probuzhdenija-posle-dnevnogo-sna.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/korigiruyuschaja-gimnastika-posle-sna-dlja-detei-starshego-vozrasta.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/03/21/kartoteka-dyhatelnoy-gimnastiki
- https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/dyihatelnaya-gimnastika-v-detskom-sadu.html#i-4
фото из личного архива Галимовой Р.А, Царьковой Г.В.
«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А № 0007228 – № 0007229
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
О пользе гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями для детей дошкольного возраста
Воспитатель: И. Я. Сухорукова
Одним из компонентов здоровьесберегающих технологий является гимнастика после сна. Очень трудно переоценить роль дневного сна, как в физическом, так и в интеллектуальном планах. В середине дня отдых ребёнку крайне необходим, а
гимнастика после сна позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.
Целью проведения гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями является целостное оздоровление детей.
Проблема данного режимного момента заключалась в том, что после дневного сна дети просыпались вялыми, мышечный тонус расслаблен, низкая работоспособность.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
укрепить мышечный тонус;
сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;
способствовать профилактике ОРВИ, сколиоза, плоскостопия;
укрепить здоровья детей;
повысить работоспособность детей и снизить утомляемость
Бодрящая гимнастика после дневного сна состоит из основных этапов:
Гимнастика пробуждения в постели
Дети, только отбросили одеяло – уже элемент оздоровительного закаливания. Пробуждение проводится в тишине на спокойных тонах, с элементами точечного самомассажа. Сущность точечного массажа сводится к механическому раздражению биологически активных точек на теле, укреплению иммунитета.
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Солевое закаливание.
В упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки включено босохождение по дорожкам здоровья – это доска с гладкими камнями, дорожки из палочек, коврики с нашитыми пуговицами, ребристые доски, «массажные следы». Эти упражнения несут в себе двойную пользу: первая, как сказано выше, оказывает благоприятное действие по профилактике плоскостопия и нарушение осанки, а второе это разогрев ступней для контрастного закаливания по солевым дорожкам.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям.
А самое главное – обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.
Солевой раствор раздражает кожные рецепторы, вызывая расширение сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Зарядка «Что бы сильным стать и ловким» (любая музыкальная зарядка).
Движения в зарядке «Что бы сильным стать и ловким» мобилизуют физические силы, вырабатывают координацию движений, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Данная гимнастика хорошо известна детям, поэтому многие из них с удовольствием проговаривают слова. Данные упражнения доставляют детям радость, улучшают не только настроение, но и общее состояние организма, повышают его защитные функции, помогают приспосабливаться к неблагоприятным условиям внешней среды и бороться с инфекциями.
Так же, проговаривание слов стихотворных зарядок оказывает благотворное влияние на становление детской речи.
Дыхательная гимнастика.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, поэтому дыхательные упражнения им особенно полезны. Они способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы.
С этой целью были проведены игры: «У кого шарик больше?», «Шар лети далеко». В них дети имитируют надувание воздушного шарика и дуют на него изо всех сил, делая вдох носом и выдох ртом.
Водные процедуры.
Они включают в себя – умывание лица, шеи и рук до локтя.
Вывод: данная гимнастика – это комплекс мероприятий, направленный на переход от сна к бодрствованию, стимулирующий деятельность внутренних органов, оказывающий общеукрепляющее действие на весь организм ребёнка. Она не должна носить ситуативный характер, а всегда проводиться в системе.
Используя всё вышеперечисленное, мы обеспечиваем здоровье наших детей, и обучаем их здоровому образу жизни.