Польза групповых занятий у психолога

Польза групповых занятий у психолога thumbnail

Эта статья для тех, кто ни разу не посещал психологические тренинги, но хотел бы. А также для тех, кто не уверен, будет ли ему полезна групповая психотерапия. Что важного она может дать человеку, имеющего ту или иную проблему? В чем преимущество такой формы работы по сравнению с индивидуальной консультацией?

Не смотря на то, что виды групповой работы бывают разными, зачастую «в быту» их называют одним словом – тренинг. Но поскольку задачи, которые они ставят перед собой, тоже отличаются, я обозначу различие некоторых психологических групп, исходя из их задач.

Итак, это могут быть тренинговые группы, где основная задача – научить человека чему-либо новому (например, лидерским качествам), сформировать у него какой-либо навык, новое поведение.

Другой вид групповой работы – психотерапевтические группы, – главной задачей которых будет получение знаний о собственной личности, лучшее понимание самого себя, осознавание своих истинных намерений, чувств, страхов (тренинги личностного роста). Такие группы также могут поставить своей целью решение тех или иных проблем (от профессиональных до межличностных).

Ещё одним видом психологической работы могут быть так называемые группы встреч. Такие группы в большей степени ориентированы на развитие у участников способности к установлению гармоничных отношений с людьми. Психологическая атмосфера в таких группах способствует установлению доверия между участниками, принятию чужой точки зрения, перениманию полезного опыта других людей, дает возможность получить поддержку от членов группы.

Конечно, каждому из вышеперечисленных видов групповой работы присущи в той или иной мере все названные особенности групп. Главное, что объединяет многие группы – это возможность получить новый жизненный опыт в безопасной, доброжелательной обстановке.

Почему групповая форма работы предпочтительнее индивидуальной консультации? Психологи говорят, что каждый человек что-то знает о себе самом и чего-то не знает о себе. И другие – что-то знают о Вас и чего-то не знают о Вас. Другими словами, то, что мы не замечаем в себе, нам помогают увидеть другие люди. Группа является «зеркалом», отражающим как наши достоинства, так и недостатки. В психологической группе, в доверительной атмосфере, Вы можете узнать что-то важное и новое о себе от других членов группы, и также помочь другим познать себя лучше. Вы можете поделиться с другими чем-то важным для Вас без опасения быть отвергнутым. При этом выбор – делиться или нет, что именно говорить о себе, а о чём умолчать, – остается за Вами. Никто никого не принуждает быть «нараспашку», каждый сам выбирает свою меру откровенности. Обычно, чем больше доверия возникает в группе, тем свободнее чувствуют себя её участники и тем легче поделиться чем-то наболевшим и, соответственно. найти решение проблемы. Кроме этого, проживая вместе сложные терапевтические моменты, участники группы сплачиваются и оказывают друг другу ценную поддержку.

Важной темой является вопрос конфиденциальности за пределами группы. Как правило, психолог предупреждает всех участников о принципе конфиденциальности, что означает добровольное принятие всеми участниками группы запрет на разглашение имён и фамилий участников тренинга, а также каких-либо подробностей о них и их личной жизни, которыми участники поделились во время групповой работы.

Таким образом, используя групповую форму психотерапии, Вы сможете получить уникальный опыт общения, проработать свои страхи, открыть в себе новые ресурсы для саморазвития, обогатить свою жизнь новыми знаниями.

Мануйлова Любовь.

психолог, индивидуальный и семейный консультант.

Источник

Столкнувшись с определенной проблемой в жизни, мы обращаемся за помощью к соответствующему специалисту. Сломался компьютер — вызываем мастера по работе с программным обеспечением, заболел зуб — записываемся на прием к стоматологу. Но в ситуации, когда болит душа, в нашей культуре принято в лучшем случае выговариваться лучшему другу, в худшем — заливать проблемы алкоголем. Такие способы решения психоэмоциональных проблем сложно назвать по-настоящему действенными.

Работаем и развиваем личность в себе: зачем нужны занятия с психологом?

Другое дело — обращение за помощью к специалисту в области душевного здоровья — психологу. Хотя внешне психотерапия выглядит как разговор двух людей, консультация у психолога не имеет ничего общего с дружеской беседой. Психолог не поучает, не говорит, что чувствовать и делать клиенту в связи со сложившейся в его жизни сложной ситуацией.

Единственный способ выхода из жизненного кризиса — личностный рост. Задача психолога — грамотно направлять этот процесс, подстраховывать клиента на пути изменений. Терапевт с помощью специальных психологических приемов помогает исследовать клиенту неосознаваемые переживания настоящего и прошлого. Результат занятий с психологом — повышение осознанности, принятие своей индивидуальности, рост самооценки. Человек начинает осознавать скрытые причины перемен в своем поведении, настроении. И теперь видя свой жизненный путь более ясно, принимает новые, более эффективные решения, которые помогают ему улучшить отношения с окружающими, достигать больших успехов в профессиональной сфере.

В решении психоэмоциональных трудностей помогают не только индивидуальные консультации, но и групповые занятия с психологом. Отношения, складывающиеся между участниками группы, создают благоприятные условия для психологических изменений. Группа является обществом в миниатюре. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте взаимодействий между членами группы, помогают в разрешении межличностных конфликтов в реальной жизни. К тому же поддержка от людей со сходными проблемами оказывает существенную помощь.

Занятия психолога с детьми

Самый ответственный период в психическом развитии и становлении личности — детский и юношеский возраст. На это время приходится наибольшее количество нормативных кризисов — критических моментов в функционировании психики, вызванных естественными возрастными изменениями личности (кризис первого года жизни, кризис трех лет, семи лет, подросткового возраста). Каждый кризис развития характеризуется своими сложностями и испытаниями — как для ребенка, так и для родителей.

Плановые занятия с детским психологом в детских садах и школах проводятся с целью диагностики психического развития ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания, моторных навыков, особенностей эмоциональной и поведенческой сферы. При этом детский психолог не занимается постановкой медицинских диагнозов, назначением психотропных препаратов. Это удел психиатров. Зато психолог может вовремя заподозрить отклонения в развитии малыша и провести психологическую коррекцию.

Занятия с психологом проводятся не только планово. Порекомендовать обратиться к психологу могут воспитатели или учителя, если видят, что ребенку трудно адаптироваться к учебному режиму, общаться в среде сверстников, если он постоянно встревожен, агрессивен или слишком застенчив.

Да и самим родителям полезно знать, когда ребенку требуется психологическая помощь.

  • подготовка к детскому саду или первому классу школы (проблемы с усвоением социальных норм, гиперактивность, низкая стрессоустойчивость);
  • проблемы в отношениях между родителями (конфликты, развод и предразводное состояние);
  • смерть или тяжелая болезнь близкого члена семьи;
  • тики, энурез, заикание;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • страхи и фобии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • проблемы с выбором профессии у старших подростков.
Читайте также:  О пользе и вреде фтора

Чего не стоит ожидать, отправляя ребенка к психологу, так это того, что специалист сделает малыша удобным для взрослых. Работая с трудным ребенком, психолог в первую очередь действует в его интересах. Не надейтесь, что терапевт «поколдует» и сделает вашего своенравного ребенка тихим, послушным, или, например, превратит спокойного интроверта в активного лидера среди сверстников. Более того — будьте готовы к тому, что меняться придется вам. Поскольку основная социальная среда, влиянию которой подвержен ребенок — это семья, то зачастую работа проводится не только с ним. Родителей также могут попросить посещать индивидуальные занятия с психологом и работать над изменением привычного стиля взаимодействия с ребенком, проекциями на малыша собственных ожиданий и страхов.

Занятия с психологом длятся, как правило, не более часа и проводятся для детей дошкольного и раннего школьного возраста в игровом режиме. Игра позволяет установить с малышом доверительный контакт, мягко провести диагностику его состояния, освоить новые навыки поведения в психологически комфортной ситуации. Широко используется рисунок, сочинение сказок, драматическое разыгрывание — в общем, все то, что использует детскую фантазию.

Еще один эффективный способ лечения детских неврозов — гипнотерапия. К примеру, гипноз помогает быстро и безболезненно избавить ребенка от заикания. Посмотрите видео на эту тему психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича:

Групповые психологические занятия с детьми

Основные цели проведения групповых занятий с психологом для детей — социализация и коррекция поведения через взаимодействие с участниками группы. Группы занятий с психологом особенно полезны в преддверье школы для выработки привычки к учебному режиму, постороннему шуму. Для ребят, которые привыкли заниматься одни, и особенно для тех, кто не посещал детский сад, стрессом может оказаться каждый школьный урок, где постоянно шумят, что-то выкрикивают.

Для коррекции внутрисемейных проблем формируется группа, напоминающая по своей структуре семью — состоящая из нескольких детей и двух терапевтов. В такой группе проще всего воспроизвести семейную атмосферу и внутрисемейные сцены.

Стоимость одного занятия с психологом в Москве длительностью 50 минут — 3000 рублей и выше. При этом групповая терапия несколько дешевле, чем индивидуальные занятия психолога с детьми — от 1000 рублей. Попробовать проводить психологические занятия с детьми можно и самому.

Советы психолога: простые психологические занятия с детьми

Избавиться от накопленного стресса, агрессии помогут:

  • битье подушки;
  • энергичные танцы;
  • первобытный клич: попросите малыша встать с широко расставленными ногами, поднятыми вверх руками и прокричать какой-нибудь боевой клич;
  • приготовление теста: малыш с огромным чувством гордости возьмется помогать вам на кухне, с огромным удовольствием будет пачкать руки в муке, месить тесто, и незаметно для себя снимет стресс.

Способствуют регуляции дыхания и успокоению нервной системы:

  • выдувание мыльных пузырей;
  • пение;
  • задувание свечей: относите свечи от малыша все дальше и дальше с каждым успешным их задуванием;
  • брюшное дыхание: попросите ребенка представить, что его животик — надувной шарик, который нужно надуть при вдохе и сдуть при выдохе.

Другие способы успокоить ребенка:

  • наблюдение за рыбками (снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений): сводите малыша в океанариум, а лучше приобретите аквариум для дома;
  • обратный отсчет — требует дополнительной концентрации и отвлекает от неприятных переживаний: попробуйте вместе считать звезды, листья на деревьях, прохожих за окном;
  • рукоделье — вязание, плетение браслетика, шитье одежды для кукол легко вводит ребенка в спокойное состояние.

Научите малыша понимать и озвучивать свои негативные эмоции. Придумайте специальные названия, которые помогут ребенку быстро их распознать и дадут рассмотреть как бы со стороны. Например, вместо «ты злишься?», можно спросить «в тебе опять проснулся Халк (склонный к гневу персонаж комиксов)? Почему он злится?».

С детьми впечатлительными, тревожными рекомендуется рисовать, добавлять забавные детали объекту страха на рисунке. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит негативные эмоции.

Источник

Столкнувшись с определенной проблемой в жизни, мы обращаемся за помощью к соответствующему специалисту. Сломался компьютер — вызываем мастера по работе с программным обеспечением, заболел зуб — записываемся на прием к стоматологу. Но в ситуации, когда болит душа, в нашей культуре принято в лучшем случае выговариваться лучшему другу, в худшем — заливать проблемы алкоголем. Такие способы решения психоэмоциональных проблем сложно назвать по-настоящему действенными.

Работаем и развиваем личность в себе: зачем нужны занятия с психологом?

Другое дело — обращение за помощью к специалисту в области душевного здоровья — психологу. Хотя внешне психотерапия выглядит как разговор двух людей, консультация у психолога не имеет ничего общего с дружеской беседой. Психолог не поучает, не говорит, что чувствовать и делать клиенту в связи со сложившейся в его жизни сложной ситуацией.

Единственный способ выхода из жизненного кризиса — личностный рост. Задача психолога — грамотно направлять этот процесс, подстраховывать клиента на пути изменений. Терапевт с помощью специальных психологических приемов помогает исследовать клиенту неосознаваемые переживания настоящего и прошлого. Результат занятий с психологом — повышение осознанности, принятие своей индивидуальности, рост самооценки. Человек начинает осознавать скрытые причины перемен в своем поведении, настроении. И теперь видя свой жизненный путь более ясно, принимает новые, более эффективные решения, которые помогают ему улучшить отношения с окружающими, достигать больших успехов в профессиональной сфере.

В решении психоэмоциональных трудностей помогают не только индивидуальные консультации, но и групповые занятия с психологом. Отношения, складывающиеся между участниками группы, создают благоприятные условия для психологических изменений. Группа является обществом в миниатюре. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте взаимодействий между членами группы, помогают в разрешении межличностных конфликтов в реальной жизни. К тому же поддержка от людей со сходными проблемами оказывает существенную помощь.

Занятия психолога с детьми

Самый ответственный период в психическом развитии и становлении личности — детский и юношеский возраст. На это время приходится наибольшее количество нормативных кризисов — критических моментов в функционировании психики, вызванных естественными возрастными изменениями личности (кризис первого года жизни, кризис трех лет, семи лет, подросткового возраста). Каждый кризис развития характеризуется своими сложностями и испытаниями — как для ребенка, так и для родителей.

Плановые занятия с детским психологом в детских садах и школах проводятся с целью диагностики психического развития ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания, моторных навыков, особенностей эмоциональной и поведенческой сферы. При этом детский психолог не занимается постановкой медицинских диагнозов, назначением психотропных препаратов. Это удел психиатров. Зато психолог может вовремя заподозрить отклонения в развитии малыша и провести психологическую коррекцию.

Занятия с психологом проводятся не только планово. Порекомендовать обратиться к психологу могут воспитатели или учителя, если видят, что ребенку трудно адаптироваться к учебному режиму, общаться в среде сверстников, если он постоянно встревожен, агрессивен или слишком застенчив.

Читайте также:  Удаление желчного пузыря вред и польза и вред

Да и самим родителям полезно знать, когда ребенку требуется психологическая помощь.

  • подготовка к детскому саду или первому классу школы (проблемы с усвоением социальных норм, гиперактивность, низкая стрессоустойчивость);
  • проблемы в отношениях между родителями (конфликты, развод и предразводное состояние);
  • смерть или тяжелая болезнь близкого члена семьи;
  • тики, энурез, заикание;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • страхи и фобии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • проблемы с выбором профессии у старших подростков.

Чего не стоит ожидать, отправляя ребенка к психологу, так это того, что специалист сделает малыша удобным для взрослых. Работая с трудным ребенком, психолог в первую очередь действует в его интересах. Не надейтесь, что терапевт «поколдует» и сделает вашего своенравного ребенка тихим, послушным, или, например, превратит спокойного интроверта в активного лидера среди сверстников. Более того — будьте готовы к тому, что меняться придется вам. Поскольку основная социальная среда, влиянию которой подвержен ребенок — это семья, то зачастую работа проводится не только с ним. Родителей также могут попросить посещать индивидуальные занятия с психологом и работать над изменением привычного стиля взаимодействия с ребенком, проекциями на малыша собственных ожиданий и страхов.

Занятия с психологом длятся, как правило, не более часа и проводятся для детей дошкольного и раннего школьного возраста в игровом режиме. Игра позволяет установить с малышом доверительный контакт, мягко провести диагностику его состояния, освоить новые навыки поведения в психологически комфортной ситуации. Широко используется рисунок, сочинение сказок, драматическое разыгрывание — в общем, все то, что использует детскую фантазию.

Еще один эффективный способ лечения детских неврозов — гипнотерапия. К примеру, гипноз помогает быстро и безболезненно избавить ребенка от заикания. Посмотрите видео на эту тему психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича:

Групповые психологические занятия с детьми

Основные цели проведения групповых занятий с психологом для детей — социализация и коррекция поведения через взаимодействие с участниками группы. Группы занятий с психологом особенно полезны в преддверье школы для выработки привычки к учебному режиму, постороннему шуму. Для ребят, которые привыкли заниматься одни, и особенно для тех, кто не посещал детский сад, стрессом может оказаться каждый школьный урок, где постоянно шумят, что-то выкрикивают.

Для коррекции внутрисемейных проблем формируется группа, напоминающая по своей структуре семью — состоящая из нескольких детей и двух терапевтов. В такой группе проще всего воспроизвести семейную атмосферу и внутрисемейные сцены.

Стоимость одного занятия с психологом в Москве длительностью 50 минут — 3000 рублей и выше. При этом групповая терапия несколько дешевле, чем индивидуальные занятия психолога с детьми — от 1000 рублей. Попробовать проводить психологические занятия с детьми можно и самому.

Советы психолога: простые психологические занятия с детьми

Избавиться от накопленного стресса, агрессии помогут:

  • битье подушки;
  • энергичные танцы;
  • первобытный клич: попросите малыша встать с широко расставленными ногами, поднятыми вверх руками и прокричать какой-нибудь боевой клич;
  • приготовление теста: малыш с огромным чувством гордости возьмется помогать вам на кухне, с огромным удовольствием будет пачкать руки в муке, месить тесто, и незаметно для себя снимет стресс.

Способствуют регуляции дыхания и успокоению нервной системы:

  • выдувание мыльных пузырей;
  • пение;
  • задувание свечей: относите свечи от малыша все дальше и дальше с каждым успешным их задуванием;
  • брюшное дыхание: попросите ребенка представить, что его животик — надувной шарик, который нужно надуть при вдохе и сдуть при выдохе.

Другие способы успокоить ребенка:

  • наблюдение за рыбками (снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений): сводите малыша в океанариум, а лучше приобретите аквариум для дома;
  • обратный отсчет — требует дополнительной концентрации и отвлекает от неприятных переживаний: попробуйте вместе считать звезды, листья на деревьях, прохожих за окном;
  • рукоделье — вязание, плетение браслетика, шитье одежды для кукол легко вводит ребенка в спокойное состояние.

Научите малыша понимать и озвучивать свои негативные эмоции. Придумайте специальные названия, которые помогут ребенку быстро их распознать и дадут рассмотреть как бы со стороны. Например, вместо «ты злишься?», можно спросить «в тебе опять проснулся Халк (склонный к гневу персонаж комиксов)? Почему он злится?».

С детьми впечатлительными, тревожными рекомендуется рисовать, добавлять забавные детали объекту страха на рисунке. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит негативные эмоции.

Источник

Психотерапия подразумевает два основных формата работы – групповой и индивидуальный. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, многое зависит от целей клиента, его состояния на данный момент или личных особенностей. Кому-то рекомендован индивидуальный формат работы, кому-то – групповой. Иногда их можно совмещать. В этой статье мы рассмотрим, что такое групповая психотерапия, чем она отличается от индивидуальной, какой она бывает, кому показана и какую пользу может принести.

Что такое групповая психотерапия: теория

В групповой психотерапии происходят так называемые активные динамический процессы. Если человек попадает в группу, то он невольно становится участником множества различных взаимодействий. Все это происходит под контролем специалиста, который направляет процессы в нужную сторону, обеспечивая максимальный терапевтический эффект. Основная особенность групповой терапии заключается в том, что все особенности и склонности человека оказываются на виду, что и обеспечивает высокую интенсивность их проработки.

Трудности, с которыми люди часто приходят к психологам, зачастую легче проработать в составе группы. Это в том числе и проблемы с социальным взаимодействием, самооценкой, трудности с общением в семье. Так получается, потому что в реальной жизни мы так или иначе регулярно сталкиваемся с другими людьми, которые влияют на наше эмоциональное состояние. Если при индивидуальной работе ваш партнер – терапевт, то в группе вы можете взаимодействовать с любым человеком.

Особенности групповой психотерапии

У такого вида терапии есть свои особенности. Формат позволяет решать проблемы, которые нельзя проработать в одиночку. Чем же отличается групповое взаимодействие?

  1. Динамика изменений. Когда вы работаете вместе с другими людьми, все межличностные процессы проходят интенсивнее. Из-за обилия взаимодействий возникают динамические процессы группы.
  2. Больше действия. Большая часть трудностей, с которыми люди обращаются к психологам, связаны со взаимодействиями с окружающими. Это могут быть проблемы с самооценкой, отсутствие уверенности в себе и своих силах, вопросы лидерства и подчинения – все они подразумевают коммуникацию с другими людьми. Соответственно, при групповой терапии вы можете взаимодействовать с другими людьми, реальными, со своими проблемами и особенностями мышления.
  3. Осознание ошибок своего мышления. Группа помогает заметить то, чего вы о себе не знаете, но что при этом прекрасно видят окружающие. В обществе людей наши проблемы и пробелы особенно видны. Через обратную связь можно узнать о них больше. Замечая их реакции и отношение, можно существенно продвинуться в понимании себя настоящего. Чтобы попасть в некоторые ситуации в жизни, нужно ждать месяцами, а на терапии вы можете их смоделировать с помощью других участников.
  4. Проверка реальностью. Люди склонны фантазировать и додумывать. Например, представления человека о себе не всегда сочетаются с его реальным образом. Здесь можно выяснить, как именно вас воспринимают окружающие. Вполне может быть, что какие-то наши убеждения относительно себя не имеют ничего общего с реальностью.
Читайте также:  Духи феромоны вред польза и вред

Групповая терапия также отличается от тренингов. Здесь нет единственного лидера, который задает формат поведения. Каждый сам выбирает, в каком режиме ему существовать и общаться. То есть участники коллектива словно занимаются собственными исследованиями, которые помогают им осознать личные проблемы. Окружающие и терапевт помогают им в этом.

Подобный вид терапии не всегда сопровождается положительными эмоциями. Это долгая и трудная работа, которая может повысить вероятность прихода к результату, хоть и не гарантирует его. Если вы собираетесь поучаствовать в групповой терапии, то будьте готовы столкнуться с высоким уровнем напряжения.

Индивидуальная и групповая психотерапия: в чем отличия

Индивидуальная и групповая психотерапия отличаются принципиально. Когда психолог работает индивидуально, происходит диалог двух человек. То есть беседа становится основным форматом взаимодействия. В зависимости от направления, в котором работает психолог, происходит либо глубокая проработка через анализ воспоминаний (психоанализ), либо коррекция иррационального в человеке с помощью чувств и ощущений (когнитивно-поведенческая модель).

Человек в индивидуальной терапии чувствует себя более защищенным, потому что никто посторонний не наблюдает за его раскрытием и работой. Время специалиста тратится только на одного человека, все внимание уделяется ему.

Коммуникативные проблемы в индивидуальной терапии решать сложнее, потому что клиент общается только с одним человеком. Некоторые специалисты рекомендуют сочетать два вида терапии, чтобы решать проблемы интенсивнее.

Какие бывают психотерапевтические группы

Психотерапевтические группы делятся на несколько разновидностей. Они все отличаются по задачам и целям, длительности и возрасту участников.

Различие по составу

По составу группы могут быть малыми и большими. Большие включают до тридцати участников, малые – до четырех человек.

Если группа очень большая, то внутри нее образуются маленькие группки по интересам. Внутри них выстраиваются дополнительные взаимосвязи, поэтому модератору довольно трудно управлять большим количеством людей. В большой группе терапевтический эффект может теряться.

В маленьких группах интенсивность работы может снижаться из-за недостатка разнообразия взаимодействий. Такая терапия больше похожа на обычную клиентскую, но с несколькими людьми одновременно. Для участников эффект часто бывает положительным.

Самым удобным вариантом терапевтической группы считается коллектив из 8-12 человек. Этого количества хватает, чтобы между участниками возникла эмоциональная близость и появлялась качественная обратная связь. Такую работу обычно проводит один терапевт, либо с помощью привлечения помощника – так называемого ко-терапевта.

Однородные и неоднородные

Также группы делят на однородные и неоднородные. У неоднородности есть несколько критериев, которые ее определяют:

  • демографический (пол, образование, возраст);
  • личностный (интересы и характер);
  • клинический (диагнозы и симптоматика).

Однородность в данном случае является залогом отсутствия существенных различий у членов группы. У нее тоже есть свои особенности, как положительные, так и отрицательные:

  1. В однородной группе люди быстрее становятся сплоченными.
  2. Терапевтический эффект достигается сравнительно быстро.
  3. Участники группы понимают, что они не одиноки в своих переживаниях. Формируется принятие, понимание и поддержка.
  4. Если участники схожи, то они осваивают меньше форм взаимодействия с разными людьми.
  5. Контакт между членами группы может быть поверхностным.
  6. Если участники будут слишком похожи, им станет трудно определять различия между другими людьми.

Однородные группы обычно ориентированы на решение конкретной проблемы или ситуации. В краткосрочной терапии намного комфортнее работать, если у всех членов коллектива похожие запросы. Одинаковый опыт позволяет участникам быстрее найти общий язык друг с другом.

Неоднородные группы подразумевают, что люди отличаются друг от друга по каким-либо признакам. У таких коллективов тоже есть свои особенности взаимодействия:

  1. Члены коллектива преследуют разные точки зрения и взгляды. Они начинают понимать, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному.
  2. Часто нам важно получать обратную связь от тех, кто на тебя не похож.
  3. Такие группы отлично корректируют неадекватное восприятие человеком мира, себя и других.
  4. Чтобы увидеть результаты психотерапевтической работы, нужно больше времени.
  5. Чтобы коллектив стал сплоченным, терапевту нужно прилагать больше усилий.
  6. Чаще возникают конфликты.
  7. Такой формат хорошо помогает корректировать расстройства и нарушения поведения.

Открытые и закрытые

Также группы можно разделить на закрытые и открытые. В закрытую группу нельзя попасть в процессе терапии, новых участников не принимают. Кроме того, есть определенное количество сессий, это заранее обозначено.

В открытых коллективах состав участников постоянно меняется, сохраняется лишь их число. Часто у такой терапии нет четких сроков окончания. Иногда через некоторое время состав участников полностью обновляется, может быть заменен даже сам терапевт.

Групповая психотерапия: противопоказания

Как и у любого вида терапевтического воздействия, у групповой терапии есть некоторые противопоказания. Перед началом работы с каждым участником проводят индивидуальное собеседование. Некоторым людям такая терапия строго противопоказана. Это может быть связано с личными обстоятельствами или индивидуальными особенностями конкретного человека. Если пренебречь этими правилами, то впоследствии это может негативно повлиять на прогресс и эмоциональное состояние всех участников групповой терапии.

Во время индивидуального опроса клиенты рассказывают о своих ожиданиях и нынешних проблемах, которые психологу нужно грамотно оценить, чтобы понять, подойдет ли человек для работы в коллективе.

Обычно выделяют такие противопоказания:

  1. Психические расстройства.
  2. Расстройства личности в стадии дезадаптации и декомпенсации.
  3. Нарушения в когнитивной сфере.
  4. Аутоагрессия и суицидальность.
  5. Химические зависимости.
  6. Неизлечимые заболевания или инфекции.
  7. Системные неврозы (например, дыхательная или сердечно-сосудистые системы).
  8. Период острого горевания.
  9. Если несколько потенциальных клиентов находятся в близких отношениях, их помещать в одну группу не рекомендуется.

Данные противопоказания не распространяются на личную психотерапию.

Если у некоторых участников возникли трудности в процессе сеансов, то они тоже могут стать поводом для исключения из группы. Например, это может касаться следующих факторов:

  1. Систематическое нарушение правил и неспособность придерживаться расписания.
  2. Отсутствия мотивации продолжать терапию.
  3. Конфликтность и несовместимость с другими участниками.

Если терапевт выявляет подобные признаки, он старается перевести такого клиента в индивидуальный формат работы.

Заключение

Групповая терапия в некоторых случаях может быть значительно эффективнее индивидуальной. Большая динамика всех происходящих процессов, возможность взаимодействовать с другими участниками, опробовать себя в новых и непривычных ролях – все это позволяет получить быстрый прогресс в осознании себя, своих сильных и слабых сторон. Но стоит понимать, что уровень эмоционального напряжения в группе будет несравнимо выше, чем при индивидуальной терапии.

Источник

Источник