Польза и красота произведений устного народного творчества

Польза и красота произведений устного народного творчества thumbnail

«Польза и красота» произведений устного народного творчества.

Выражение в них человеческих чувств.

(Обобщающий урок по теме «Фольклор» 5 класс)

Подготовила учитель высшей категории

ОШ I-III ступеней № 142 города Донецка

Романова Людмила Сергеевна

Тема урока: «Польза и красота» произведений устного народного творчества.

Выражение в них человеческих чувств. (обобщающий урок)

Цели урока: Проверить и закрепить знания учащихся по теме «Фольклор»; развивать творческие способности учащихся; умение самовыражаться; совершенствовать речь учащихся; воспитывать любовь к меткому и образному русскому слову; формирование социальной и самообразовательной компетенции.

Оборудование: Учебник, кроссворды, игровой материал.

Тип урока: обобщение знаний по теме «Фольклор»

Эпиграф: Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. (М. Горький)

Ход урока

1.Организация класса.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний учащихся.

Фронтальный опрос

  • 1. Что такое фольклор? (устное народное творчество-народная мудрость)

  • 2. Кто автор?

  • Жанры УНТ (игра «Паутинка»)

Задание: правильно соединив части слов, прочитайте название видов (жанров) УНТ. Запишите их.

Счи…

…лины

Пес…

…зки

За…

…ловицы

Пре…

…стушки

Бы…

…ни

Ска…

…дания

Пос…

…говорки

По…

…гадки

Ча…

…талки

.

Ответы: считалки, песни, загадки, предания, былины, сказки, пословицы, поговорки, частушки

Работа по теме урока

  1. Беседа с классом

  • Какие жанры детского фольклора вы нашли в «Паутинке»? (считалки)

  • Какие знаете ещё? (потешки, дразнилки, прибаутки, скороговорки)

  • В каких случаях дети пользуются считалками и дразнилками?

Считалки — непременные «участники» детских игр. Когда водить выпадает тому, на кого указала считалка, игра оказывается справедливой, потому что перед считалкой все равны.

Дразнилки — высмеивают жадных ребят, хвастунов и воображал, достаётся также и плаксам, трусам, ябедам.

  1. Отгадай загадки

  • Висит — зеленеет, летит — желтеет, лежит — чернеет. (лист)

  • Маленький, усатенький, есть начинает — песню поёт. (котёнок)

  • Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (зонтик)

  • Сидит красная девица в тёмной темнице, а коса на улице. (морковь)

  • Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь — вода в руке. (снежинки)

  1. Ролевая игра «Поставь себя на место героя»

В скандинавских и немецких сказаниях загадка, разгаданная путешественником, давала ему право на ночлег. Представьте себя путешественником, которого хозяева пустят на ночлег только тогда, когда вы загадаете не менее трёх загадок.

  1. Развитие речи

Составьте предложения (устно)

  • Побуждать (Кого? К чему?)

  • Являться (Чем?)

  • Представлять собой (Что?)

  • Развивать (Что?)

(Любознательность; мысль человека; умственная игра; воображение; род умственного спорта; познание мира)

  1. Слово учителя.

Известный писатель, этнограф, лексикограф В. И. Даль писал «Поговорка, по народному определению — цветочек, а пословица — ягода.»

  1. Беседа с классом . (продолжение)

  • Что же такое пословица? Поговорка?

  • В чем их отличие?

Пословица — краткое изречение с поучительным смыслом. Представляет собой законченное предложение. В ней часто есть рифма и ритм.

Поговорка — крылатое выражение, в котором метко определяется отношение к чему-либо.

  1. Беседа «Поговорим»

  • Какой пословицей оценят ваш труд, если вы быстро и хорошо почините утюг, стул?

( Дело мастера боится. )

  • Какую пословицу вспомните, если долго не могли решить задачу, а вместе с товарищем сделали это быстро?

( Ум хорошо, а два лучше. )

  • Что скажет учитель тому, кто первым сдал самостоятельную работу, выполненную неверно?

( Поспешишь — людей насмешишь. )

  • Если ты постоянно проявляешь любопытство, вмешиваешься с вопросами в разговор старших, что о тебе могут сказать?

( Много будешь знать, скоро состаришься. )

  • Если с тобой случится беда и к тебе приедут на помощь друзья, какую пословицу ты вспомнишь?

( Друзья познаются в беде. )

  • Какая пословица помогает тебе найти дорогу в другом городе?

( Язык до Киева доведёт. )

  1. Работа в парах.

Подберите пословицы и поговорки:

1. О труде

2. Об учёбе
3. О родине

(см. приложение к уроку)

  1. Практикум.

Цель: наблюдения над содержанием пословиц, выявление главной мысли.

Задание: Сравнить китайские и русские пословицы. Выпишите попарно номера пословиц, выражающих одну и туже главную мысль.

Китайские пословицы:

1. Торопливым людям не хватает мудрости.

2. Хочешь узнать человека — узнай, кто его друг.

3. Где нет деревьев, и полынь считается деревом.

4. Когда много каменщиков, дом получается кривой.

Русские пословицы:

1. На безрыбье и рак рыба.

2. Поспешишь — людей насмешишь.

3. У семи нянек дитя без глазу.

4. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

Ответы: 1 и 2

2 и 4

3 и 4

4 и 3

Итог урока. Рефлексия.

  • О чем мы говорили сегодня на уроке?

  • Чему научились?

  • Какие пословицы и поговорки запомнили?

  • Как объяснить смысл эпиграфа к уроку?

  • Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: Подготовится к контрольной работе по теме «Фольклор»

Повторить теоретический материал учебника.

Пословицы и поговорки о труде:

1. Была бы охота, а работа найдется.

2. Думай медленно, работай быстро.

3. Кончил дело — гуляй смело.

4. Каждое дело любовью освящается.

5. Ищи дела, как хлеба.

6. Играй, играй, да дело знай.

7. Ешь досыта, а работай до пота.

8. Не игла шьёт, а руки.

9. Не откладывай дела в долгий ящик.

Читайте также:  Протеины для набора веса польза вред

10. Не печь кормит, а руки.

11. Не замочив рук, не умоешься.

12. Не говори, что делал, а говори, что сделал.

13. Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

14. Ты за дело, а дело — за тебя.

Пословицы о Родине:

1. Где кто родился, там и пригодился.

2. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

3. На чужой стороне Родина милей в двойне.

4. Любовь к Родине сильнее смерти.

5. И собака свою сторону знает.

6. Родная землица и во сне снится.

7. Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

8. Своя земля и в гости мила.

9. На своей стороне рад своей воронушке.

10. Хвали заморье, а сиди дома.

11. За морем теплее, а у нас светлее.

12. Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

13. Родина — мать, умей за неё постоять.

14. Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Пословицы и поговорки об уме, учебе, занятием интеллектуальным трудом:

1. Голова без уха, что фонарь без свечи.

2. Умная голова сто голов кормит. Худая и себя не выкормит.

3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

4. Идти в науку — терпеть муку.

5. Без муки нет науки.

6. Корень учения горек, да плод его сладок.

7. Красна птица пером, а человек ученьем.

8. Ученье свет, а не ученье тьма.

9. Ученье в счастье украшает, а в ненастье утешает.

10. Век живи, век учись.

11. Учится всегда пригодится.

12. Учи сына, пока поперёк давки лежит, коль вдоль ляжет — поздно будет учить.

13. Учится никогда не поздно.

Источник

Все знают о том, какое творческое наследие от давних предков есть у каждой страны. Для любых народов его можно смело поставить на вершину культурного наследия всех времен, ибо здесь в наибольшей степени проявляется мудрость поколений и даже самосознание народа как единого целого.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к единого автора нет.

Его автор – народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием мы сейчас рассмотрим подробнее.

Понятие фольклора

Вообще само понятие фольклора происходит о английского слова folklore, которое представляет собой сочетание двух терминов – folk (народный) и lore (знание, мудрость). Отсюда становится понятно, что по сути фольклор и означает народную мудрость, и неважно, в какой художественной форме она выражена.

В чем проявляются красота и в произведениях устного народного творчества

Русский фольклор в мире считается одним из самых уникальных и богатых в плане того наследия, которое оставили нам предки. Посудите сами: что за произведение ни возьми – оно всегда имеет мораль по типу басен. Но только в этом случае смотреть нужно гораздо глубже, читать между строк, чтобы полностью понять, в чем именно выражена народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Пословицы или те же крылатые фразы с поговорками, например, являются некими поучительными элементами творчества народа.

Польза и красота произведений устного народного творчества

По большому счету можно сказать, что их главная мысль как бы предостерегает нас от неправильных действий. Зачастую такие высказывания приобретают некую аллегорическую форму и не всегда имеют дословное значение, скажем, как во фразе о том, что, не прилагая усилий, и рыбку не поймаешь.

Возьмем, например, известнейшее выражение: “не зная броду, не лезь в воду” (брод – мелководье в водоеме). Понятно, что изначально оно действительно было применимо к тому, чтобы избежать опасности при переходе водоема вброд. Однако со временем оно приобрело и более широкое значение, связанное с тем, чтобы заранее продумать исход какой-либо ситуации, чтобы она не закончилась плачевно. Подобная народная мудрость в произведениях устного народного творчества прослеживается и во фразе «Семь раз отмерь…». И таких примеров можно приводить очень много. Например, понятно, что фраза, утверждающая, что делу нужно отдавать время, а потехе – час, в понимании сводится к тому, что пока не закончил все дела, отдыхать нельзя, или к тому, что сначала нужно закончить начатое, а только потом отдыхать.

Что можно почерпнуть из народного фольклора

Мудрость поколений многому может научить. Очень интересно выглядит еще один элемент, который включает в себя народная мудрость в произведениях устного народного творчества. Былины, сказы или сказания, к примеру, являются произведениями, сочетающими в себе литературный и музыкальный аспекты. Очень часто их исполняли бродячие сказатели.

Польза и красота произведений устного народного творчества

В большинстве своем они описывают какие-то исторические события или надежды народа на лучшую жизнь. Благодаря таким произведениям можно даже изучать историю того или иного народа. Хотя сюжет или образы главных героев могут быть сильно приукрашены, но тем не менее, основная мысль или ход исторических событий остаются неизменными. Одним из самых главных достояний русского фольклора считается “Слово о полку Игореве”.

Читайте также:  Масло фундуковое польза и вред как принимать

Практически во всех жанрах можно встретить и некоторые ассоциации, помогающие понять, почему возникли некоторые фразы, используемые в обиходе. Богатыри всегда на Руси считались крепкими как дубы. Ну, не зря же народ придумал такое сравнение о несокрушимости своих героев? Иногда добрых молодцев сравнивали с орлами (иногда с селезнями), а красну девицу – с лебедушкой или голубкой.

Заключение

В плане поучений народная мудрость в произведениях устного народного творчества несет более глубокий смысл, нежели думают о ней люди. Многие считают, что те же сказки – это просто выдумки. Э, нет! Хоть в них и встречаются одушевленные животные, птицы, растения, предметы или стихии, а также несуществующие в природе герои и явления, сам народ говорит о них, что хоть сказка и является выдумкой (ложью), но в ней содержится скрытый намек, который должен послужить уроком на будущее.

Если хорошенько задуматься, так ведь оно и есть. При этом не нужно воспринимать произведения народного фольклора в буквальном смысле. Тут нужно вникнуть в саму скрытую суть повествования. Самое интересное, что многие классики литературы переняли такой прием сравнительных аллегорий именно из народного фольклора.

Устное народное творчество, фольклор – это источник вековой народной мудрости. В этом утверждении заключена неоспоримая истина, ведь свое начало народное творчество берет еще с глубокой древности. Народный фольклор отражал опыт предыдущих поколений, его несли из уст в уста, поскольку письменность в те далекие времена была не распространена.

Все сферы жизни наших предков нашли свое оригинальное отражение в фольклоре. Именно поэтому устное народное творчество имеет такое богатое жанровое разнообразие. Это приметы, загадки, всеми любимые пословицы и поговорки, сказки и суеверные рассказы, шутки-прибаутки и анекдоты, колыбельные и частушки, баллады и былины, предания и легенды, исторические и лирические песни, семейно-бытовая и календарная обрядовая поэзия и даже целые драматические произведения. Каждому жанру присущи свои уникальные особенности и традиционно выверенный способ выражения и передачи. Многие жанровые виды фольклора включают в себя элементы театрализации и предполагают исключительно живое исполнение, что наполняет их новыми красками, обогащает душевностью каждого исполнителя в частности и последующего поколения в общем. Но при этом основная идея, ведущий замысел, общепринятый моральный и поучительный стержень, эстетическое оформление остаются неизменными. Все это возможно благодаря крепкой и неразрывной связи устного творчества с многовековыми традициями.

Такая особенность фольклора делает его близким и понятным любому человеку, независимо от возраста, пола и социального статуса. Даже в младенческом возрасте люди способны воспринимать интонационное, звуковое, речевое и смысловое богатство фольклора, которое, несомненно, влияет на их эмоциональное развитие и мозговую деятельность. Простота и завершенность форм, обобщенность образов, возможность легкого воспроизведения – эти качества народного творчества близки по своей природе к творчеству детей, и поэтому им так нравятся. По произведениям русского народного творчества современному взрослому поколению легко узнать и понять, как и чем жили наши далекие предки, какие проблемы их беспокоили и как они учились их решать. В фольклорных произведениях заключены многолетние наблюдения, воспроизведены традиции и обряды народа, выражена общая оценка жизни и коллективное мнение. Весь фольклор пронизан истинными жизненными ценностями, морально-этическими установками и благими поучениями.

Польза и красота произведений устного народного творчества

Русское устное народное творчество – это колоссальный кладезь мудрости предков, их духовно-образовательный светоч, альманах моральн-этических правил и надежный проводник культуры для нынешнего и последующих поколений в современном мире.

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество – фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народное творчество еще называют и фольклором, который в переводе означает – народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны – это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п.
Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей – что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка – тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление.
Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня – гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак – защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение.
Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева – это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость.

Читайте также:  Чеснок с молоком польза или вред

Украинская народная песня – самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества.
Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков.
* Наша дума, наша песня
* Не умрет не погибнет.
* Вот где, люди, наша слава, Слава!

Фольклор

Сочинение по произведению на тему: Устное народное творчество

Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге – народное знание, народная мудрость), берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.

Стоит отметить, что это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации – жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.

Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием. Это пословицы и поговорки, загадки и сказки, календарная и семейно-бытовая обрядовая поэзия, былины, легенды, предания, а также баллады, исторические и лирические песни, драматические произведения, частушки, детский фольклор.

Кроме общих жанров, таких, как сказки, загадки, пословицы, в фольклоре каждого народа есть только ему присущие разновидности. Так, только в украинском народном творчестве существуют коломыйки и думы, но нет свойственных русскому фольклору частушек и былин.

В фольклоре очень большое значение имеют традиции. Это выражается в том, что на протяжении многих столетий сохраняется относительная устойчивость «словесного текста напева и характера исполнения», сюжетных линий и героев, выразительных средств и форм. То есть от поколения к поколению произведение передается без существенных изменений. В результате такого подхода, по записям, сделанным собирателями фольклора в XVII-XIX веках, можно составить представление о былинах XI-XIII столетий или об исторических песнях, сложенных 500-600 лет назад.

Устное народное творчество является не только ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры, но и имеет важное познавательное и эстетическое значение.

folklor/folklor10

История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение . Книжные предисловия – сочинений и по литературе

Если домашнее задание на тему: » Фольклор школьное сочинение по произведению на тему, Фольклор, Устное народное творчество
оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

&nbsp

    • Свежие новости

    • Категории

    • Новости

    • Сочинения по теме

        ФольклорТвір по добутку на тему: Усна народна творчість
        Джерела народної поетичної творчості, або фольклору (від англійського folk-1оге – народне знання, народна Экзамен: Устное народное творчество
        Народное поэтическое творчество ведет свое начало от глубокой древности, когда люди не умели писать, поэтому естественно ему В начале 19 века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовного богатства, вопрос об общественной значимости народной Вот и перечислены те виды устного творчества, образцы которого представлены в этом сборнике. Все они взяты из подлинных записей. Отредактированы

      • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
      • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

        Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

        Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…», в свое

    Источник