Польза и вред эмоции радости
Если вы до сих пор думали, что радость и счастье – это безусловное добро, то пора в этом разочароваться.
Быть счастливым и фатально стремиться к счастью и радости не так безопасно, как пишут в книжках.
Позитивная психология учит нас воспринимать все события со знаком “плюс”, радоваться жизни и стремиться к счастью. Мы настолько к этому привыкли, что уже перестали сомневаться в постулатах этого направления психологии.
Теперь же всё чаще психологи пишут, что стремление к счастью может быть вредным, как и безудержное веселье.
Настоящее счастье связано с действиями, которые имеют для нас ценность сами по себе, без какой-либо причины, исходящей извне. То есть само стремление стать или быть счастливыми уже является причиной, уводящей от истинной природы счастья и не совместимой с ней.
Вред стремления к счастью
Стремясь к счастью, мы возлагаем огромные ожидания на будущее. Когда будущее оказывается не столь впечатляющим, как мы ожидали, появляется сожаление.
Стремление к счастью отделяет человека от других людей. Одно исследование показало, что люди, которые на первое место ставили или в качестве одной из целей выбирали счастье, отмечали чувство одиночества во время ежедневной самостоятельной оценки своего состояния.
В разных культурах счастье понимается по-своему. Поэтому есть риск, что вы будете счастливы не так, как это принято.
На Западе счастье – это личные достижения и удовольствия.
На Востоке счастье – это гармония с окружающим миром.
Одним словом, погоня за счастьем может привести к самосаботажу, потому что она связана с отрицанием существования негативных эмоций и нежеланием принимать тёмную сторону собственной личности.
Радость… избыточная и неправильная
Об этом свидетельствуют научные данные. Да и сама жизнь говорит о том же, ведь зачастую мы ищем радость в неправильном месте и не тогда, когда она уместна.
Когда мы чрезмерно радостны и счастливы,
- мы не задумываясь делаем выводы и предпочитаем выбирать стереотипные суждения;
- мы придаём огромное значение первому впечатлению и не придаём значения подробностям, которые получим позже;
- мы не обращаем внимания на серьёзные угрозы и риск.
В радостном состоянии проявляется эффект ореола. Симпатичных людей мы склонны автоматически считать добрыми и хорошими только из-за того, что они хорошо одеты и много шутят.
Радость оказывает влияние на обработку информации. Отличное самочувствие, знакомая и безопасная обстановка, ощущение, что всё в жизни хорошо, препятствуют долгим размышлениям о сложных вещах.
Кстати, этим объясняется и тот факт, что позитивные люди уступают по творческим способностям тем, чей уровень положительных эмоций находится на умеренном уровне.
Возможно, вы замечали, что когда вам весело, вы можете легко решиться на авантюру и недооценить риски алкоголя, наркотиков или незащищённого секса.
Ну и конечно постоянное радостное настроение без проявления других эмоций – это уже не счастье и радость, а признак маниакального состояния, связанного с психическим расстройством.
В общем, будет лучше, если счастья и радости будет в нашей жизни в меру, и эту меру будем определять мы сами, осознанно и со знанием дела.
Автор: Надежда Лимонникова.
Не позволяй эмоциям владеть тобой. Рассматривай их как собственный выбор. Уэйн Дайер
Для того, что бы рассматривать эмоции как свой выбор, важно познакомиться с ними, как они устроены, какие их функции, какие относятся к базовым эмоциям, какая польза и вред эмоций и т.д.
Пройдя практическое занятие «Эмоциональная сфера человека», вы начнёте разбираться в данном вопросе, а также, узнаете какие из базовых эмоций у вас, являются ведущими в данный период вашей жизни.
Цель занятия. Ознакомить с эмоциональной сферой человека. Осознание своих эмоций.
Мини – лекция. Эмоции человека. Функции эмоций. Базовые эмоции.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Упражнение 1. «Польза и вред эмоций».
Упражнение 2. «Разбор эмоций и чувств».
Упражнение 3. «Исключи эмоцию».
Упражнение 4. «Таблица чувств и эмоций человека».
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Мини – лекция. Эмоции человека. Функции эмоций. Фундаментальные эмоции.
Эмоции (от латинского emoveo – потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворяют наши разнообразные потребности.
Эмоции – это ключ к пониманию наших потребностей. За любой эмоцией скрывается какая-то потребность.
Именно эмоция – основное звено для связи человека с реальностью и его общения с другими людьми.
«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Альфрид Лэнгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологических ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.
Выделяют пять основных функции эмоций.
- Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.
- Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.
- Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.
- Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.
- Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.
Функции положительных и отрицательных эмоций.
Полярные эмоциональные реакции – залог полноценной жизни. Как положительные, так и отрицательные эмоции играют огромную роль в работе мозга, однако функции у них разные.
Так, положительные эмоции:
- повышают настроение и настраивают на продуктивное мышление,
- стимулируют центры удовольствия, снижают уровень гормонов стресса и улучшают самочувствие,
- помогают удерживать внимание и расширять кругозор.
Отрицательные эмоции:
- участвуют в разрешении душевных конфликтов, связывают воедино противоречивые чувства, помогают выразить внутреннее сопротивление,
- устраняют ментальные конфликты, помогая распознать двойственную или недостоверную информацию и осмыслить неоднозначные сигналы,
- снижают «градус» эмпатии, что дает возможность отстраниться от чужих проблем и сосредоточиться на собственных потребностях.
Фундаментальные эмоции
Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:
- радость (довольство)
- удивление
- печаль (грусть)
- гнев (злость)
- отвращение
- презрение
- страх
Американский психолог К. Изарда выделил десять «фундаментальных» эмоций:
1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так оказывающее и разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
Роберт Плутчик выделил восемь базовых эмоций, построенных на принципе противопоставления:
радость и грусть;
доверие и брезгливость;
страх и гнев;
удивление и предвкушение.
Роберт Плутчик, все эти эмоции объединил в так называемое Колесо эмоций.
- Восторг – радость – безмятежность.
- Восхищение – доверие – принятие.
- Ужас – страх – тревога.
- Изумление – удивление – возбуждение.
- Горе – грусть – печаль.
- Отвращение – неудовольствие – скука.
- Гнев – злость – досада.
- Настороженность – ожидание – интерес.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Тестовое задание.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Цель. Определить активность своих базовых эмоций.
Анализ тестового задания.
Вопросы | Ответы |
Соответствуют ли результаты теста с вашими эмоциональными состояниями? | |
Какие эмоции вам мешают, а какие помогают взаимодействовать с другими людьми? Приведите пример. | |
Какими эмоциями вам трудно управлять? | |
Какие эмоции вы хотели бы иметь ведущими? | |
Чем было полезно данное задание? |
Упражнение 1. «Польза и вред эмоций».
Цель задания. Осознание полярности эмоций.
Инструкция: В таблице записаны эмоции, состояния. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с той или иной эмоцией.
Например: чувство – любовь.
Эмоции, чувства | Её польза | Её вред |
Любовь | Испытываешь приятные чувства. Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать. Любовь помогает понимать чувства другого человека Из этого чувства можно испытывать много эмоций: радость, веселье, нежность… Влюбленный не очень много думает о неприятностях. | Насмешливость других. Ревность и недоверие к тому, кто любит. Чувство неразделенной любви. Из-за любви к одному человеку можно забыть всех остальных. Любовь легко перерастает в ненависть. |
Таблица эмоций
Эмоции | Её польза | Её вред |
Интерес | ||
Отвращение | ||
Вина | ||
Презрение | ||
Удивление | ||
Радость | ||
Горе | ||
Гнев | ||
Стыд | ||
Страх | ||
Комментарий. Вы можете добавить свои эмоции, чувства или состояния.
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложнее определить, пользу или вред эмоций? Как вы думаете, с чем это связано? | |
В жизни вы чаще обращаете внимание на пользу или вред эмоций? | |
Чем было полезно данное задание? |
Упражнение 2. «Разбор эмоций и чувств»
Цель: осознание собственных эмоций и чувств; понимание сущности различных эмоциональных состояний.
Инструкция:
- В таблице эмоций, запишите, те эмоции и чувства, которые являются наиболее близкими, схожими и те, которые являются противоположными друг другу. Например: близкие: отвращение – злость, любовь – нежность; противоположные: отвращение – симпатия и т.д.
- Поставьте рядом с эмоцией тот балл, который соответствует частоту ее проявлений. Баллы выставляются от 0 до 10, где 0 – не проявляются; 10 – проявляются часто, например: удивление – 7; горе – 0; оптимизм – 9 и т.д.
Боль | Меланхолия | Отвращение | Симпатия | Удивление |
Вина | Презрение | Любовь | Нежность | Смятение |
Уныние | Радость | Злость | Депрессия | Тревога |
Оптимизм | Горе | Ярость | Восхищение | Предвосхищение |
Веселье | Ненависть | Гнев | Стыд | Наслаждение |
Страх | Печаль | Агрессия | Смущение | Удовольствие |
Счастье | Ревность | Страсть | Интерес | Возбуждение |
Таблица эмоций.
Эмоции и чувства, которые являются наиболее близкими, похожими. | Эмоции и чувства, которые являются противоположными друг другу. |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложнее, объединить эмоции по схожести или определить противоположности? Как вы думаете, с чем это связано? | |
Какие эмоции и чувства вам затрудняют взаимоотношение между людьми, а какие помогают? | |
Что вы хотите изменить в своей эмоциональной сфере? Как это может повлиять на ваши взаимоотношения в семье, с друзьями и на работе? | |
Чем было полезно данное задание |
Упражнение 3. «Исключи эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной осведомленности.
Инструкция: В таблице исключите из каждой тройки, поставив (+), то слово, которое, по вашему мнению, является лишним (в меньшей степени связанное с двумя другими).
Таблица.
Боль | Страх | Горе |
Любовь | Радость | Счастье |
Ненависть | Злость | Ярость |
Печаль | Уныние | Меланхолия |
Страх | Злость | Боль |
Оптимизм | Веселье | Радость |
Отвращение | Ненависть | Страх |
Наслаждение | Удовольствие | Радость |
Симпатия | Любовь | Счастье |
Агрессия | Злость | Страх |
Интерес | Удивление | Предвосхищение |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложным при выполнении задания | |
Чем было полезно данное задание? |
Комментарий. Обычно получаются разные ответы, в зависимости от личного, эмоционального опыта и установок человека.
Упражнение 4. «Таблица чувств и эмоций человека».
Цель. Различать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены различные эмоции и чувства. Вам надо их распределить на: страх – с, гнев – г., грусть – гр. и радость – р.
Например: трепет – с, злость – г, нежность – р, и т.д.
Трепет | с | Злость | г | Нежность | р | Настороженность | с |
Дух соперничества | Агрессия | Великодушие | Озабоченность | ||||
Твердая уверенность | Возмущение | Одухотворенность | Тревожность | ||||
Решимость | Ненависть | Озадаченность | Испуг | ||||
Уверенность в себе | Обида | Смятение | Нервозность | ||||
Дерзость | Сердитость | Нежность | Трепет | ||||
Готовность | Досада | Великодушие | Обеспокоенность | ||||
Оптимизм | Раздражение | Одухотворенность | Испуг | ||||
Удовлетворенность | Мстительность | Озадаченность | Тревога | ||||
Гордость | Оскорбленность | Смятение | Волнение | ||||
Сентиментальность | Воинственность | Истощение | Стресс | ||||
Счастье | Бунтарство | Расстройство | Боязнь | ||||
Позитив | Сопротивление | Упадок сил | Ужас | ||||
Блаженство | Зависть | Сварливость | Подверженность навязчивой идее | ||||
Забавность | Надменность | Нетерпеливость | Ощущение угрозы | ||||
Восхищение | Неповиновение | Вспыльчивость | Ошеломленность | ||||
Триумф | Презрение | Тоска | Опасение | ||||
Удачливость | Отвращение | Хандра | Уныние | ||||
Удовольствие | Подавленность | Стыд | Ощущение тупика | ||||
Безобидность | Уязвленность | Вина | Запутанность | ||||
Мечтательность | Подозрительность | Униженность | Потерянность | ||||
Очарование | Циничность | Ущемленность | Дезориентация | ||||
Оцененность по достоинству | Спокойствие | Смущение | Бессвязность | ||||
Признательность | Удовлетворенность | Неудобство | Ощущение ловушки | ||||
Опустошенность | Облегчение | Тяжесть | Одиночество | ||||
Беспомощность | Мирность | Сожаление | Изолированность | ||||
Слабость | Расслабленность | Укоры совести | Эмоциональная холодность | ||||
Ранимость | Довольство | Рефлексия | Печаль | ||||
Угрюмость | Комфорт | Скорбь | Горе | ||||
Серьезность | Сдержанность | Отчужденность | Угнетенность | ||||
Подавленность | Восприимчивость | Неловкость | Мрачность | ||||
Разочарование | Прощение | Удивление | Отчаяние | ||||
Боль | Любовь | Шок | Депрессия | ||||
Отсталость | Безмятежность | Поражение | Эйфория | ||||
Застенчивость | Расположение | Остолбенение | Сочувствие | ||||
Чувство отсутствия к вам любви | Обожание | Изумление | Скука | ||||
Покинутость | Восхищение | Потрясение | Помешательство | ||||
Болезненность | Благоговение | Впечатлительность | Симпатия | ||||
Нелюдимость | Любовь | Сильное желание | Самодовольство | ||||
Удрученность | Привязанность | Энтузиазм | Страсть | ||||
Усталость | Безопасность | Взволнованность | Дружелюбие | ||||
Глупость | Уважение | Возбужденность | Апатия |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Какие эмоции и чувства из таблицы, вы чаще всего испытываете? | |
Выберите из таблицы те эмоции и чувства, при которых вы испытываете дискомфорт. Обратите внимание, какие неудовлетворенные потребности стоят за ними. Запишите их. | |
Выберите из таблицы те эмоции и чувства, при которых вы чувствовали бы себя более уверенным в себе. Запишите их. | |
Чем было полезно данное задание? |
Домашнее задание.
Цель: развитие навыков самоанализа; анализ доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний.
Инструкция.
В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других? Что доставляет вам самую большую радость? Что вас чаще всего огорчает?
В таблице внесены базовые эмоции по К. Изарду. В таблицу можно добавлять и чувства.
Определение эмоций
Эмоции Чувства | Места, где я обычно испытываю эти чувства. | |||||
Дома | На улице | В учебном заведении. На работе. | В новой компании | Среди друзей | В других местах. (Где?) | |
1. Интерес | ||||||
2. Отвращение | ||||||
3. Радость | ||||||
4. Призрение | ||||||
5. Удивление | ||||||
6. Страх | ||||||
7. Горе | ||||||
8. Стыд | ||||||
9. Гнев | ||||||
10. Вина | ||||||
Анализ.
Вопросы | Ответы |
Что вы хотели бы изменить в своей эмоциональной сфере? Каких эмоций вам в жизни не хватает? | |
Что измениться в вашей жизни, при регуляции ваших эмоций? | |
Чем было полезно данное задание? |
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Пример анкеты.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)
Данное занятие является частью тренингового онлайн – курса «Уверенность в себе. Познай себя – открой самоуважение».
Многие из нас живут с такой внутренней установкой: негативные эмоции вызывают дискомфорт, хорошо бы по возможности их избегать и стремиться получать как можно больше ярких положительных. В действительности все эмоции нам необходимы. Грусть, волнение, стыд, ревность или зависть дают нам и другим понять, что с нами происходит, и регулировать свое поведение. Без них мы бы вряд ли понимали, какова наша жизнь, все ли у нас хорошо, какие зоны требуют внимания.
Оттенков эмоций и терминов для их обозначения огромное множество. В рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) мы выделяем 11 основных: печаль, тревога, вина, стыд, обида, зависть, ревность, отвращение, гнев, радость, любовь.
Термины на самом деле можно использовать любые. Главное – понимать, о чем эти эмоции нам говорят.
Тревога предупреждает об опасности. Гнев – о том, что наши правила нарушены. Обида сообщает, что кто-то с нами несправедливо поступил. Стыд – что окружающие могут нас отвергнуть. Вина – что мы наносим вред себе или другим, нарушили моральный кодекс. Ревность – что мы можем потерять значимые отношения. Зависть – что у кого-то есть то, чего у нас нет. Грусть сообщает об утрате, и так далее.
Каждая из этих эмоций, независимо от того, позитивна она или нет, может быть функциональной и дисфункциональной или, проще говоря, здоровой и нездоровой.
Учимся различать эмоции
Как понять, какую эмоцию вы сейчас испытываете, здоровую или нет? Первое и самое очевидное отличие заключается в том, что дисфункциональные эмоции мешают нам жить. Они чрезмерны (неадекватны ситуации, которая их вызвала) и надолго «выбивают из колеи», вызывают слишком сильное беспокойство. Есть и другие параметры.
Нездоровые эмоции:
- препятствуют нашим целям и ценностям,
- приводят к слишком сильному страданию и демотивируют,
- вызваны иррациональными убеждениями.
Функциональными эмоциями легче управлять. Дисфункциональными – по внутреннему ощущению – невозможно. Человек как будто «входит в раж» или его «несет».
Предположим, вы испытываете сильную радость, потому что получили давно желаемое. Или то, о чем даже не мечтали: выиграли в лотерею, вам начислили большую премию, вашу статью опубликовали в весомом научном журнале. В каком случае эта радость дисфункциональна?
Первое, что обращает на себя внимание, – интенсивность. Конечно, и здоровые эмоции бывают достаточно интенсивны. Но когда мы видим, что чувство захватывает нас целиком и надолго, выбивает из колеи, лишает способности реалистично смотреть на мир, оно становится дисфункциональным.
Я бы сказал, что такая нездоровая радость (кто-то назовет ее эйфорией) – это состояние, похожее на манию при биполярном расстройстве. Его результат – ослабленный контроль, недооценка трудностей и рисков, некритичный взгляд на себя и окружающих. В таком состоянии человек чаще совершает легкомысленные, импульсивные поступки.
Например, тот, на кого свалилось много денег, может слишком быстро и необдуманно их растратить. А тот, кто внезапно получил признание широкой публики, испытывая нездоровую радость, может начать переоценивать свои возможности, стать менее критичным к себе и более высокомерным по отношению к окружающим. Он не приложит достаточно усилий, чтобы качественно подготовить следующую статью. И, скорее всего, это помешает ему достичь поставленных им же целей – стать настоящим ученым, писать серьезные монографии.
Такое прекрасное чувство, как любовь, тоже может быть нездоровым. Это происходит, когда ее объект (человек, вещь или занятие) становится главным в жизни, вытесняя все остальное. Человек думает: «Я умру, если это потеряю» или «У меня обязательно должно это быть». Можно назвать это чувство одержимостью или страстью. Термин не так важен, как смысл: оно сильно осложняет жизнь. Его сила неадекватна ситуации.
Конечно, чаще всего дисфункциональны все-таки негативные эмоции. Ребенок уронил ложку, а мать в приступе гнева начала на него кричать. За такими нездоровыми эмоциями часто скрываются иррациональные верования. Например, гнев матери может быть вызван иррациональным убеждением, что ребенок должен быть внимателен ко всему, что его окружает.
Другой пример. Нездоровая тревога, которую можно назвать паникой или ужасом, сопровождается примерно такими убеждениями: «Ужасно, если меня уволят. Я не перенесу этого. Я буду неудачником, если такое случится. Мир несправедлив. Этого не должно произойти, ведь я так хорошо работал». Здоровая тревога, которую скорее можно назвать беспокойством, будет сопровождаться такими убеждениями: «Это плохо, что меня могут уволить. Очень плохо. Но не ужасно. Бывают вещи и похуже».
Домашняя работа
Каждый из нас испытывает нездоровые эмоции, это естественно. Не стоит себя за них ругать. Но важно научиться их замечать и мягко, но эффективно ими управлять. Конечно, не все сильные эмоции требуют анализа. Те, что нахлынут и тут же уходят (при условии, что они не повторяются регулярно), вряд ли могут нам мешать.
Но если вы заметили, что собственное настроение портит вам жизнь, определите эмоцию и спросите себя: «О чем таком я думаю сейчас, что может вызвать эту эмоцию?» И вы обнаружите ряд иррациональных убеждений, проанализировав которые сделаете удивительные открытия, сможете разобраться с проблемой и научитесь управлять своим мышлением.
Текст:Алла АнуфриеваИсточник фотографий:Getty Images