Польза и вред эмоций психология
Не позволяй эмоциям владеть тобой. Рассматривай их как собственный выбор. Уэйн Дайер
Для того, что бы рассматривать эмоции как свой выбор, важно познакомиться с ними, как они устроены, какие их функции, какие относятся к базовым эмоциям, какая польза и вред эмоций и т.д.
Пройдя практическое занятие «Эмоциональная сфера человека», вы начнёте разбираться в данном вопросе, а также, узнаете какие из базовых эмоций у вас, являются ведущими в данный период вашей жизни.
Цель занятия. Ознакомить с эмоциональной сферой человека. Осознание своих эмоций.
Мини — лекция. Эмоции человека. Функции эмоций. Базовые эмоции.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Упражнение 1. «Польза и вред эмоций».
Упражнение 2. «Разбор эмоций и чувств».
Упражнение 3. «Исключи эмоцию».
Упражнение 4. «Таблица чувств и эмоций человека».
Домашнее задание.
Процедура: Обратная связь (анкета).
Мини — лекция. Эмоции человека. Функции эмоций. Фундаментальные эмоции.
Эмоции (от латинского emoveo — потрясаю, волную) отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания явлений и ситуаций, обусловленного тем, насколько последние удовлетворяют наши разнообразные потребности.
Эмоции – это ключ к пониманию наших потребностей. За любой эмоцией скрывается какая-то потребность.
Именно эмоция — основное звено для связи человека с реальностью и его общения с другими людьми.
«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Альфрид Лэнгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологических ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.
Выделяют пять основных функции эмоций.
- Оценка значимости происходящего. Эмоция дает возможность оценить силу раздражителя, его влияние на человека, оценить критическую или конфликтную ситуацию.
- Побуждение, мотивация к тем или иным действиям с целью удовлетворить свои потребности или желания. Эмоциональные состояния проявляются на физиологическом уровне – например, при выбросе в кровь адреналина. Эмоции служат в качестве побуждающей силы для удовлетворения каких-либо потребностей организма.
- Регуляция деятельности, оценка удавшихся или неудавшихся трудовых действий.
- Предвосхищение, способность опережать развитие событий, предугадывать приятный или неприятный исход.
- Экспрессивная – выражение эмоций в виде мимики, движений, жестов, звуков.
Функции положительных и отрицательных эмоций.
Полярные эмоциональные реакции — залог полноценной жизни. Как положительные, так и отрицательные эмоции играют огромную роль в работе мозга, однако функции у них разные.
Так, положительные эмоции:
- повышают настроение и настраивают на продуктивное мышление,
- стимулируют центры удовольствия, снижают уровень гормонов стресса и улучшают самочувствие,
- помогают удерживать внимание и расширять кругозор.
Отрицательные эмоции:
- участвуют в разрешении душевных конфликтов, связывают воедино противоречивые чувства, помогают выразить внутреннее сопротивление,
- устраняют ментальные конфликты, помогая распознать двойственную или недостоверную информацию и осмыслить неоднозначные сигналы,
- снижают «градус» эмпатии, что дает возможность отстраниться от чужих проблем и сосредоточиться на собственных потребностях.
Фундаментальные эмоции
Согласно Полу Экману, базовых эмоций семь:
- радость (довольство)
- удивление
- печаль (грусть)
- гнев (злость)
- отвращение
- презрение
- страх
Американский психолог К. Изарда выделил десять «фундаментальных» эмоций:
1) интерес – интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность;
2) радость – эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и к самому себе;
3) удивление – эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями;
4) печаль – переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека;
5) гнев – эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности;
6) отвращение – эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов;
7) презрение – чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии;
8) страх – эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и/или психическому Я с выраженной тенденцией к бегству;
9) стыд – переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, способствующее как соблюдению групповых норм, так оказывающее и разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих;
10) вина – переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.
Роберт Плутчик выделил восемь базовых эмоций, построенных на принципе противопоставления:
радость и грусть;
доверие и брезгливость;
страх и гнев;
удивление и предвкушение.
Роберт Плутчик, все эти эмоции объединил в так называемое Колесо эмоций.
- Восторг — радость — безмятежность.
- Восхищение — доверие — принятие.
- Ужас — страх — тревога.
- Изумление — удивление — возбуждение.
- Горе — грусть — печаль.
- Отвращение — неудовольствие — скука.
- Гнев — злость — досада.
- Настороженность — ожидание — интерес.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
Тестовое задание.
Методика «Шкала дифференциальных эмоций»
Цель. Определить активность своих базовых эмоций.
Анализ тестового задания.
Вопросы | Ответы |
Соответствуют ли результаты теста с вашими эмоциональными состояниями? | |
Какие эмоции вам мешают, а какие помогают взаимодействовать с другими людьми? Приведите пример. | |
Какими эмоциями вам трудно управлять? | |
Какие эмоции вы хотели бы иметь ведущими? | |
Чем было полезно данное задание? |
Упражнение 1. «Польза и вред эмоций».
Цель задания. Осознание полярности эмоций.
Инструкция: В таблице записаны эмоции, состояния. Вам необходимо записать, что хорошего и что плохого связано с той или иной эмоцией.
Например: чувство — любовь.
Эмоции, чувства | Её польза | Её вред |
Любовь | Испытываешь приятные чувства. Если любовь взаимна, то очень приятно её испытывать. Любовь помогает понимать чувства другого человека Из этого чувства можно испытывать много эмоций: радость, веселье, нежность… Влюбленный не очень много думает о неприятностях. | Насмешливость других. Ревность и недоверие к тому, кто любит. Чувство неразделенной любви. Из–за любви к одному человеку можно забыть всех остальных. Любовь легко перерастает в ненависть. |
Таблица эмоций
Эмоции | Её польза | Её вред |
Интерес | ||
Отвращение | ||
Вина | ||
Презрение | ||
Удивление | ||
Радость | ||
Горе | ||
Гнев | ||
Стыд | ||
Страх | ||
Комментарий. Вы можете добавить свои эмоции, чувства или состояния.
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложнее определить, пользу или вред эмоций? Как вы думаете, с чем это связано? | |
В жизни вы чаще обращаете внимание на пользу или вред эмоций? | |
Чем было полезно данное задание? |
Упражнение 2. «Разбор эмоций и чувств»
Цель: осознание собственных эмоций и чувств; понимание сущности различных эмоциональных состояний.
Инструкция:
- В таблице эмоций, запишите, те эмоции и чувства, которые являются наиболее близкими, схожими и те, которые являются противоположными друг другу. Например: близкие: отвращение — злость, любовь — нежность; противоположные: отвращение — симпатия и т.д.
- Поставьте рядом с эмоцией тот балл, который соответствует частоту ее проявлений. Баллы выставляются от 0 до 10, где 0 — не проявляются; 10 — проявляются часто, например: удивление — 7; горе — 0; оптимизм — 9 и т.д.
Боль | Меланхолия | Отвращение | Симпатия | Удивление |
Вина | Презрение | Любовь | Нежность | Смятение |
Уныние | Радость | Злость | Депрессия | Тревога |
Оптимизм | Горе | Ярость | Восхищение | Предвосхищение |
Веселье | Ненависть | Гнев | Стыд | Наслаждение |
Страх | Печаль | Агрессия | Смущение | Удовольствие |
Счастье | Ревность | Страсть | Интерес | Возбуждение |
Таблица эмоций.
Эмоции и чувства, которые являются наиболее близкими, похожими. | Эмоции и чувства, которые являются противоположными друг другу. |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложнее, объединить эмоции по схожести или определить противоположности? Как вы думаете, с чем это связано? | |
Какие эмоции и чувства вам затрудняют взаимоотношение между людьми, а какие помогают? | |
Что вы хотите изменить в своей эмоциональной сфере? Как это может повлиять на ваши взаимоотношения в семье, с друзьями и на работе? | |
Чем было полезно данное задание |
Упражнение 3. «Исключи эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной осведомленности.
Инструкция: В таблице исключите из каждой тройки, поставив (+), то слово, которое, по вашему мнению, является лишним (в меньшей степени связанное с двумя другими).
Таблица.
Боль | Страх | Горе |
Любовь | Радость | Счастье |
Ненависть | Злость | Ярость |
Печаль | Уныние | Меланхолия |
Страх | Злость | Боль |
Оптимизм | Веселье | Радость |
Отвращение | Ненависть | Страх |
Наслаждение | Удовольствие | Радость |
Симпатия | Любовь | Счастье |
Агрессия | Злость | Страх |
Интерес | Удивление | Предвосхищение |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Что было сложным при выполнении задания | |
Чем было полезно данное задание? |
Комментарий. Обычно получаются разные ответы, в зависимости от личного, эмоционального опыта и установок человека.
Упражнение 4. «Таблица чувств и эмоций человека».
Цель. Различать эмоциональные состояния.
Инструкция. В таблице внесены различные эмоции и чувства. Вам надо их распределить на: страх — с, гнев — г., грусть — гр. и радость — р.
Например: трепет — с, злость — г, нежность — р, и т.д.
Трепет | с | Злость | г | Нежность | р | Настороженность | с |
Дух соперничества | Агрессия | Великодушие | Озабоченность | ||||
Твердая уверенность | Возмущение | Одухотворенность | Тревожность | ||||
Решимость | Ненависть | Озадаченность | Испуг | ||||
Уверенность в себе | Обида | Смятение | Нервозность | ||||
Дерзость | Сердитость | Нежность | Трепет | ||||
Готовность | Досада | Великодушие | Обеспокоенность | ||||
Оптимизм | Раздражение | Одухотворенность | Испуг | ||||
Удовлетворенность | Мстительность | Озадаченность | Тревога | ||||
Гордость | Оскорбленность | Смятение | Волнение | ||||
Сентиментальность | Воинственность | Истощение | Стресс | ||||
Счастье | Бунтарство | Расстройство | Боязнь | ||||
Позитив | Сопротивление | Упадок сил | Ужас | ||||
Блаженство | Зависть | Сварливость | Подверженность навязчивой идее | ||||
Забавность | Надменность | Нетерпеливость | Ощущение угрозы | ||||
Восхищение | Неповиновение | Вспыльчивость | Ошеломленность | ||||
Триумф | Презрение | Тоска | Опасение | ||||
Удачливость | Отвращение | Хандра | Уныние | ||||
Удовольствие | Подавленность | Стыд | Ощущение тупика | ||||
Безобидность | Уязвленность | Вина | Запутанность | ||||
Мечтательность | Подозрительность | Униженность | Потерянность | ||||
Очарование | Циничность | Ущемленность | Дезориентация | ||||
Оцененность по достоинству | Спокойствие | Смущение | Бессвязность | ||||
Признательность | Удовлетворенность | Неудобство | Ощущение ловушки | ||||
Опустошенность | Облегчение | Тяжесть | Одиночество | ||||
Беспомощность | Мирность | Сожаление | Изолированность | ||||
Слабость | Расслабленность | Укоры совести | Эмоциональная холодность | ||||
Ранимость | Довольство | Рефлексия | Печаль | ||||
Угрюмость | Комфорт | Скорбь | Горе | ||||
Серьезность | Сдержанность | Отчужденность | Угнетенность | ||||
Подавленность | Восприимчивость | Неловкость | Мрачность | ||||
Разочарование | Прощение | Удивление | Отчаяние | ||||
Боль | Любовь | Шок | Депрессия | ||||
Отсталость | Безмятежность | Поражение | Эйфория | ||||
Застенчивость | Расположение | Остолбенение | Сочувствие | ||||
Чувство отсутствия к вам любви | Обожание | Изумление | Скука | ||||
Покинутость | Восхищение | Потрясение | Помешательство | ||||
Болезненность | Благоговение | Впечатлительность | Симпатия | ||||
Нелюдимость | Любовь | Сильное желание | Самодовольство | ||||
Удрученность | Привязанность | Энтузиазм | Страсть | ||||
Усталость | Безопасность | Взволнованность | Дружелюбие | ||||
Глупость | Уважение | Возбужденность | Апатия |
Анализ задания.
Вопросы | Ответы |
Какие эмоции и чувства из таблицы, вы чаще всего испытываете? | |
Выберите из таблицы те эмоции и чувства, при которых вы испытываете дискомфорт. Обратите внимание, какие неудовлетворенные потребности стоят за ними. Запишите их. | |
Выберите из таблицы те эмоции и чувства, при которых вы чувствовали бы себя более уверенным в себе. Запишите их. | |
Чем было полезно данное задание? |
Домашнее задание.
Цель: развитие навыков самоанализа; анализ доминирующих и наиболее значимых эмоциональных переживаний.
Инструкция.
В течении недели проанализируйте, какие эмоции и чувства вы испытывали чаще других? Что доставляет вам самую большую радость? Что вас чаще всего огорчает?
В таблице внесены базовые эмоции по К. Изарду. В таблицу можно добавлять и чувства.
Определение эмоций
Эмоции Чувства | Места, где я обычно испытываю эти чувства. | |||||
Дома | На улице | В учебном заведении. На работе. | В новой компании | Среди друзей | В других местах. (Где?) | |
1. Интерес | ||||||
2. Отвращение | ||||||
3. Радость | ||||||
4. Призрение | ||||||
5. Удивление | ||||||
6. Страх | ||||||
7. Горе | ||||||
8. Стыд | ||||||
9. Гнев | ||||||
10. Вина | ||||||
Анализ.
Вопросы | Ответы |
Что вы хотели бы изменить в своей эмоциональной сфере? Каких эмоций вам в жизни не хватает? | |
Что измениться в вашей жизни, при регуляции ваших эмоций? | |
Чем было полезно данное задание? |
Обратная связь пройденного занятия.
Обратную связь можно провести в виде заполнения анкеты или обсудить по кругу, если это групповые занятия или самоанализ если занятие проходим самостоятельно.
Пример анкеты.
Анкета
- Во время занятия я понял, что …
- Самым полезным для меня было …
- Своими основными ошибками на занятии я считаю …
- Мне не понравилось…
- На следующем занятии я хотел бы …
- На месте ведущего я (в случае групповых занятий)
Данное занятие является частью тренингового онлайн — курса «Уверенность в себе. Познай себя — открой самоуважение».
Источник
Цели:
- Способствовать оптимизации взаимодействия
воспитательной и психологической службы в
гимназии; - Создать условия для формирования умения
анализировать собственное эмоциональное
состояние, как средство для достижения личных
жизненных целей.
Задачи:
- Расширить представление педагогов о значении
эмоций в жизни. - Актуализировать представление о факторах,
влияющих на проявление тех или иных эмоций. - Развить навыки анализировать и изменять свое
эмоциональное состояние. - Развить навыки произвольного влияния на
собственное эмоциональное состояние.
Необходимые материалы:
- бумага для записей,
- бланки для теста “Ваши эмоции”,
- карточки с заданием для упражнения “Польза и
вред эмоций”, - бланки для упражнения “Эмоциональный
градусник”, - карандаши.
Ход занятия
Приветствие.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы
поговорим о наших эмоциях и чувствах, о их пользе
и вреде, научимся распознавать свои эмоции и
управлять своим настроением.
1. Введение.
Эволюция, по – видимому наделила нас эмоциями,
чтобы мотивировать нас к заботе о себе и
стремлению понимать людей, которых мы любим.
ЭМОЦИИ – это опыт всего тела, включающий
чувства, мысли и телесные ощущения.
Существуют 6 уникальных эмоций: ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ,
ОТВРАЩЕНИЕ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ И УДИВЛЕНИЕ. Однако,
как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в
которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы
родом из детства и многие наши действия и
поступки обусловлены чувствами и эмоциями,
уходящими корнями в наше прошлое.
Подростки, с которыми мы работаем, в силу своего
возраста, полового созревания, не могут
правильно управлять своими эмоциями. Находясь в
эпицентре влюбленностей, ссор, выяснений
отношений, они нуждаются в нашей помощи и
поддержке, в индивидуальном подходе или в работе
с классом.
Чтобы лучше понять подростков, иногда
необходимо представить себя в этом возрасте.
В процессе подготовке к занятию, вы ответили на
вопросы анкеты:
“Что я думаю об эмоциях и чувствах?”
Анализ ответов:
1. Хотелось бы вам, чтобы у вас вообще не было
никаких эмоций?
Ответ: “ДА” – нет ответов, “Нет” – 10 человек.
2. Были ли в вашей жизни случаи, когда ваши
эмоции вам мешали?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
3. Были ли в вашей жизни случаи, когда вам мешали
эмоции других людей?
Ответ: “ДА” – 10 человек, “Нет” – нет ответов.
4. Случалось ли, что другие люди не понимали
ваших чувств?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
5. Случалось ли, что вы не понимали чувств других
людей?
Ответ: “ДА” – 8 человек, “Нет” – 2 человек.
6. Согласны ли вы, что некоторые эмоции надо
скрывать, подавлять, загонять внутрь, ни в коем
случае не выражать?
Ответ: “ДА” – 9 человек, “Нет” – 1 человек.
Вывод: По первым пяти вопросам можно
присоединиться к большинству, т. к. полагаю, что
взаимное непонимание в области чувств – явление
чрезвычайно распространенное. Правда, есть
исключения. Среди людей встречаются гении
понимания, встречаются также и те, кто очень
хорошо научился понимать чувства других людей.
Есть такое понятие – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
– это способность осознавать свои чувства и
чувства других- людей, и умение следовать логике
этих чувств.
2. Тест: “ВАШИ ЭМОЦИИ”.
Я предлагаю вам узнать о себе в рисуночном
тесте “Ваши эмоции”.
Время работы 2 мин.
На этом листе вы видите четыре лица, вернее,
четыре лицевых овала, лишенных всех внешних черт.
Вам надлежит не просто нарисовать нос, глаза и
губы этим лицам, но и выполнить конкретное
задание. Первое лицо должно быть радостным,
второе – грустным, третье – злым и четвертое –
обиженным. То есть задача проста: четыре лица
должны выражать четыре разных человеческих
эмоции.
Ключ к тесту.
Напомним еще раз. ПЕРВОЕ ЛИЦО – радость, ВТОРОЕ
ЛИЦО – грусть, ТРЕТЬЕ ЛИЦО – злость и ЧЕТВЕРТОЕ
– обида.
Внимательно посмотрите, с помощью чего вы
постарались передать ту или иную эмоцию на лицах,
это очень важный момент. Те черты лица, на которые
вы сделали упор, многое расскажут вам о нашем
характере и ваших чувствах.
- ПЕРВОЕ ЛИЦО, РАДОСТЬ – если вы сделали основной
упор на УЛЫБКУ, сделав ее широкой и открытой, то
это значит, что вы веселый и жизнерадостный
человек, с удовольствием делитесь своей радостью
с окружающими. - ВТОРОЕ ЛИЦО, ГРУСТЬ – если вы постарались
передать грусть с помощью РТА С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ
УГОЛКАМИ, то это означает, что вы доверчивый и
ранимый человек, вас легко обидеть, вы
сопереживаете всем и стараетесь помочь тем, кто в
этом нуждается. - ТРЕТЬЕ ЛИЦО, ЗЛОСТЬ – если вы сделали основной
упор на НОС С РАЗДУТЫМИ НОЗДРЯМИ, то это значит,
что вы прямой человек, последовательный в своих
словах и поступках. Вы цените откровенность и
предпочитаете действовать прямолинейно и
открыто, презираете трусость и подлость. - ЧЕТВЕРТОЕ ЛИЦО, ОБИДА – если вы постарались
передать обиду, сделан упор на ПЕЧАЛЬНЫЕ ГЛАЗА И
БРОВИ ДОМИКОМ, то это говорит о вашей
впечатлительности и непосредственности, вы
верите в лучшее и надеетесь на светлое завтра.
Вас легко обмануть, вы часто разочаровываетесь в
людях и в жизни. - Вообще, при расшифровке этого теста следует
учитывать следующее. ГЛАЗА – это ваша готовность
получать информацию и перерабатывать ее. РЕСНИЦЫ
– склонность к демонстративности, вызывающее
поведение. БРОВИ – это способность к
самостоятельному анализу ситуации и принятию
решения. МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ НА ЛБУ – склонность
к размышлению. СКЛАДКА МЕЖДУ БРОВЕЙ –
нерешительность, нежелание идти на риск. НОС –
умение строить догадки и предположения,
интуиция. РОТ – контакт с окружающим миром,
средство выражения собственных мыслей и желаний.
ПОДБОРОДОК – упрямство, неспособность признать
свою ошибку и с достоинством принять свое
поражение. УШИ – умение выслушать доводы других
людей и принять их точку зрения. МОРЩИНЫ ВОЗЛЕ
РТА – вечное недовольство, нежелание идти па
компромисс, несогласие.
Вывод: Этот рисуночный тест дал возможность
увидеть, насколько правильно вы передаете свое
эмоциональное состояние, и показал основные
черты вашего характера.
– По вашим ответам анкеты получается, что есть
чувства, которые хотят испытывать практически
все, но есть чувства, которых лучше бы не было.
Особым нерасположением пользуются все
негативные чувства: страх, обида, гнев, лень, и т.
е, те эмоции, которые когда-нибудь мешали нам или
другим людям в общении друг с другом.
Бывают ли абсолютно бесполезные чувства?
Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?
Давайте проведем самостоятельное исследование
вреда и пользы эмоций на примере собственного
опыта. Для исследования в группах я хочу
предложить две эмоции: “ЛЮБОВЬ” и “ЛЕНЬ”, а
наши уважаемые гости на выбор поработать еще и с
такими эмоциями, как ЗЛОСТЬ, СТРАХ, РАДОСТЬ.
3. Упражнение: “ПОЛЬЗА И ВРЕД ЭМОЦИЙ”.
Задание: Объединитесь, пожалуйста, в две группы.
Каждая группа получает карточку, на которой
записана эмоция. Вам необходимо записать, что
хорошего и что плохого связано с заданной
эмоцией. Первая группа рассматривает пользу и
вред эмоции “ЛЮБОВИ”. Вторая группа
рассматривает пользу и вред “ЛЕНИ”
Время работы 2- 3 мин.
Эмоция | Её польза | Её вред |
ЛЮБОВЬ ЛЕНЬ | – Испытываешь приятные чувства. – Если -Любовь помогает понимать чувства другого – Из этого чувства можно испытывать много – Влюбленный не очень много думает о | – Насмешливость других. – ревность и – чувство неразделенной любви. – Из–за любви к одному человеку можно забыть – Любовь легко перерастает в ненависть. |
Обсуждение. Зачитать выводы каждой группы.
Вывод: Приведенные высказывания
свидетельствуют о том, что подобный анализ дался
вам легко, так как имеется и субъективный опыт
переживаний, и способы выражения этого чувства и
последствия выражения чувства. Если мы
рассмотрим другие эмоции, то также убедимся, что
каждая эмоция нам зачем – то нужна (она нам что-то
говорит).
Например: Страх упасть – быть осторожным в
гололед. Лень делать пельмени – купил в магазине,
сэкономил время.
На 6 вопрос анкеты почти все вы ответили, что
чувства наши нужно уметь скрывать, подавлять и
внешне не выражать. В современной культуре, СМИ
также существуют запреты на чувства и их внешнее
проявление. Эти запреты предполагают, что
человек избегает определенных эмоциональных
состояний (печаль, обида, страх), вытесняет их из
своего сознания, потому что не хочет показаться
слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.
Люди, запрещающие себе чувствовать, как
правило, находят запретам различные,
рациональные обоснования.
Например:
“Настоящие мужчины не плачут” (запрет на горе);
“Страх – признак слабости” (запрет на страх);
“Злиться на близких недопустимо” (запрет на
злость);
“У меня никогда не получиться быть успешным и
радостным” (запрет на радость).
Только сейчас мы выяснили, что каждое чувство
нам зачем – то нужно. Что бывает, если человек
сдерживает свои чувства?
В качестве иллюстрации можно привести аналогию
с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да
ещё носик закупорить, он в конце концов
взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и
самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а
потом “взрывается” и вредит тем самым и
окружающим, и себе.
В реальности возможны разные варианты
вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску,
депрессию или подверженность резким агрессивным
вспышкам.
Как поступить?
Если вы хотите научиться изменять свои
эмоциональные состояния, то вам необходимо
выйти за пределы ситуации, посмотреть со стороны
на себя, испытывающего эмоции, с иной точки
зрения, глазами другого. Это не единственное,
но исходное и необходимое условие изменения
эмоционального состояния. Существуют много
способов посмотреть со стороны на свои эмоции.
Один из самых доступных способов –
4. Игра “ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕРМОМЕТР”. (рис. в приложении)
Эта игра индивидуальная, хотя в неё можно
играть всем вместе.
Правила игры: На игровом бланке попробуйте
составить эмоциональный портрет своего
вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента
вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в
зону, соответствующему вашему самочувствию
УТРОМ, ДНЕМ И ВЕЧЕРОМ
Например, УТРОМ:
– Когда вы проснулись, ваше настроение было…
– Когда вы завтракали или одевались на работу,
вы чувствовали …
– В школе ваше настроение….
Продолжите анализ вашего эмоционального
самочувствия ДНЕМ и ВЕЧЕРОМ.
Время работы 2-3 мин.
Обсуждение.
Проанализируйте свои эмоциональные графики:
– Посмотрите на свои эмоциональные портреты.
Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот
оно было устойчиво и менялось редко?
– Посмотрите все эмоциональные события дня и
обведите в кружок те настроения, которые были
вызваны ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё
эмоциональное самочувствие выразить в %,
то сколько % настроений оказалось зависимыми от
других людей? Как вы думаете, почему? Какое
преимущество вы имеете, если ваше настроение
зависит или не зависит от настроения другого
человека?
– “Крайние” настроения – очень плохое и очень
хорошее, также больше зависят от других людей,
чем среднее настроение. Склонны ли вы к
“крайним” настроениям?
– Посмотрите, отличается ли по настроению
начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что
можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?
Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости
настроений, по зависимости настроений от
поведения других людей. Чтобы ладить с людьми,
надо учитывать особенности их эмоциональной
жизни. Чтобы владеть и управлять своими
чувствами, надо очень хорошо знать собственное
эмоциональное устройство.
Первым шагом в управлении своим эмоциональным
состоянием является его осознание. Затем
вспомнить способы, которые помогут вам
избавиться от неприятного настроения, перейти в
активное рабочее состояние.
– заняться эмоциональной приятной
деятельностью;
– заняться аутотренингом;
– заняться спортом;
– пойти в гости, в лес.
5. Упражнение “ЗАТО”
Это эффективное упражнение поможет избавиться
вам от неприятных эмоций, возникающих в нашей
жизни.
Стандартная школьная ситуация:
Какие чувства вы испытываете, когда, придя в
школу, вы обнаруживаете в своём расписании
незапланированных 2 “окна”?
Наша задача – перевести негативные эмоции,
используя прием “ЗАТО” в положительные эмоции: (работаем
по кругу)
– зато у меня есть время проверить тетради;
– зато я могу сходить в столовую;
– зато я могу отдохнуть;
– зато я могу выпить кофе;
– зато я могу сходить в свой класс;
– зато я могу подготовиться к другому уроку, и т.
д.
Обсуждение. Изменилось ли ваше восприятие
негативной ситуации?
6. Рефлексия занятия.
Ощущения и впечатления о проделанной работе.
- Что нового вы узнали о себе?
- Ваши впечатления о занятии?
Источник