Польза и вред от мультиков

Польза и вред от мультиков thumbnail

Можно ли показывать малышу мультфильмы? Молодые родители не прекращают дебаты вокруг этого вопроса. Мультики помогают быстрее выучить алфавит и цифры, помогают найти общий язык со сверстниками, дают представление о моральных ценностях, помогают отрабатывать спорные ситуации, в которые может попасть малыш, да и просто развязывают маме руки. В то же время, они портят зрение и осанку, способствуют малоподвижности и лишнему весу, делают детей гиперактивными и агрессивными, и могут научить малыша тому, на что родители не рассчитывали. Отдельная тема – иностранные мультики. Вокруг них витает множество пугающих мифов. Так ли они оправданы?

мультфильмы для детей 3 лет

Мультфильмы в раннем возрасте: вред для детей и их здоровья

В поликлинике, салоне автомобиля, супермаркете или салоне красоты часто можно встретить маму с грудничком, который смотрит мультики на планшете. Все довольны: мама успевает сделать покупки или пообщаться с врачом, малыш – развлечься и повеселиться, да и окружающим не будут докучать детские капризы или плач. Но есть одно но. Врачи в один голос утверждают, что до двух лет ребенок не должен смотреть на экран. Не имеет значения, телевизор это, смартфон или планшет. Просмотр мультфильмов в этом возрасте особенно губителен. На это есть несколько причин.

Плохое влияние на зрение

Глаза привыкают смотреть на плоское изображение, и мышцы не тренируются перестраивать фокус. Захваченный круговертью сюжета, малыш забывает моргать, и нежная роговица пересыхает.

Замедление двигательного развития

В то время, когда ребенок должен ползать, крутиться, бегать и играть, он неподвижно сидит перед экраном. Он меньше тренируется, мышцы не получают должной нагрузки, и двигательное развитие замедляется.

Набор лишнего веса

В этом возрасте природа закладывает у малыша привычку много кушать. Часть пищи используется как «строительный материал», а часть идет на калории. Кроха, который учится ползать и ходить, тратит очень много энергии. Но если он, вместо этого сидит на диване перед планшетом, обильная еда станет причиной лишнего веса, диатеза и плохого пищеварения.

чем вредны мульфильмы

Что рекомендуют специалисты?

Врачи разрешают малышу смотреть мультфильмы, начиная с трех лет. Перед экраном можно проводить один час в день. Для школьника это время можно увеличить до двух часов. Однако это не значит, что можно включить ребенку двухчасовое кино и уйти спать. Каждый сеанс должен длиться около 20 минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Лучше всего, чтобы в это время детские глаза тренировались переключаться с ближних предметов на дальние. Можно выйти на балкон и обсудить погоду, можно покатать мяч из одного угла комнаты в другой, а можно просто отправиться на улицу и поиграть там.

Вред современных мультфильмов для детской психики

Злоупотребление мультфильмами влияет не только на физическое здоровье малышей. Они оказывают серьезное воздействие на психическое развитие. Врачи выделяют несколько отрицательных аспектов.

Формирование плохой привычки. Зависимость от мультиков – одна из самых серьезных детских зависимостей. Привыкший к мультикам малыш без телевизора становится капризным, апатичным, нервным. Его сложно заинтересовать книгой, рисованием или лепкой. Ведь на экране все происходит гораздо динамичнее, громче, ярче, эмоциональнее.

Заторможенность некоторых реакций. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский описывает следующий пример: в мультфильме мяч летит прямо на ребенка. Вдруг смена кадра, и мяч исчезает. Ребенок усваивает правило: можно не бояться летящего на тебя предмета, ведь он тебя не достанет. В результате у малыша нет реакции увернуться. Это часто становится причиной повышенного травматизма.

Гиперактивность, повышенная возбудимость. Чтобы ребенок не мог оторваться от экрана, мультики делают динамичными, с быстрым ритмом и сметной кадров. Дети усваивают такой ритм жизни как нормальный.

Вялость, апатия, малоподвижность. Другие дети, перегруженные мультиками, реагируют с точностью до наоборот. Оторвавшись от просмотра, они не в состоянии сами себя занять. В ожидании очередного сеанса они ведут себя равнодушно, не интересуются обычными детскими формами досуга.

Многие родители поддаются на провокации об особенном вреде американских мультфильмов. Якобы, отважное и боевое поведение диснеевских принцесс может отбить у девочек желание становиться хранительницами очага. А женственные фигуры героинь западных мультиков внушают мальчикам искаженный идеал спутницы жизни. Обычно в противовес ставят работы студии «Союзмультфильм», на которых выросло нынешнее поколение.

Но большой разницы тут нет. Вспомните, что говорят родители Дяди Федора в мультфильме о Простоквашино. Они постоянно разговаривают на повышенных тонах, скандалят и, фактически, выживают сына из дома. «Если тебе этот кот так важен – выбирай: или кот, или я!», – восклицает мама. «Был бы у меня такой кот, я бы, может, и не женился бы никогда», – рассуждает папа.

вредно ли смотреть мультфильмы

Не так страшен черт: неоспоримая польза мультиков

Да, бесконтрольный просмотр мультиков может нанести ребенку большой ущерб. Но столь же велика может быть и польза, если применять их с умом. Какие же полезные аспекты есть у хороших мультфильмов?

Образовательный

Современные дети быстро учатся чтению и счету. Они осваивают это, подпевая любимым героям на экране, повторяя за ними, запоминая динамичные цветные силуэты букв и цифр. Есть очень много мультфильмов по истории, географии, иностранным языкам.

Коммуникативный

Малышу легче найти общий язык со сверстниками на детской площадке, если они смотрят одни и те же мультики. Дети постарше затевают веселые игры по мотивам «Ну, погоди!», «Смешариков», «Маши и медведя». Если кто-то из них не смотрел такой мультфильм – ему придется остаться в стороне.

Речевой

Ребенок усваивает только те слова, которые звучат вокруг него. Но повседневный словарный запас родителей ограничен. Из мультфильмов он может почерпнуть много новой интересной лексики. Отдельная тема – мультики, которые в форме песенок и скороговорок помогают улучшать дикцию.

Сюжетно-ролевой

Сопереживая героям, дети примеряют на себя их роль. Чебурашка учит, что без дружбы жить нельзя. Рыжий-конопатый призывает принимать окружающих такими, какие они есть. А Умка привьет пресловутые семейные ценности.

Творческий

Посмотрев «Пластилиновую ворону», малыш волей-неволей захочет вылепить какую-нибудь фигурку из мультика. А посмотрев «Петух и краски», возьмет в руки кисточку. Есть целые сериалы, которые рассказывают, как делать поделки. Один из них – необычайно популярный мультик «Бумажки».

Польза мультфильмов неоспорима. Обидно было бы лишать своего ребенка всего этого. Но стоит понимать, что экран – это не способ занять малыша, а инструмент, с помощью которого родители могут дать своему чаду что-то полезное. Родители занимают здесь активную позицию. Они всегда должны стоять между малышом и телевизором. Поэтому вредный миф о том, что мультики развязывают родителям руки, стоит как можно быстрее развеять. Домашний киносеанс – это совместное времяпрепровождение ребенка, мамы или папы.

мультфильмы для детей 5 лет

Как сделать просмотр мультфильмов приятным и полезным? Советы родителям

Главная задача родителя – сформировать у малыша правильное отношение к телевизору. Над этим нужно трудиться с двух лет – того возраста, когда ребенок начинает приобщаться к первым киносеансам. Есть несколько простых правил и хитростей, которые помогут сделать их полезными.

  1. Сеансы должны быть совместными. Маленькие дети часто нуждаются в комментариях к происходящему на экране. Иначе многое может быть понято превратно. Волк в «Ну, погоди!» курит сигарету потому, что он хулиган и забияка, а не потому, что это круто. Дядя Федор в «Трое из Простоквашино» сбежал от родителей, но вообще-то так делать не надо. На крайний случай, можно загодя просмотреть мультфильм-кандидат, составить о нем свое мнение и решить, стоит ли вашему малышу смотреть это.
  2. Мультфильм должен быть всего лишь темой для обсуждения или сюжетом для игр. Тогда, побыв у экрана пятнадцать минут, вы сможете организовать полчаса интересных воспитательных бесед или увлекательных ролевых игр. Именно родители, а не мультипликаторы должны формировать у ребенка представление о морали. Даже если вы посмотрели «Том и Джерри», где есть сцены, граничащие с агрессией и жестокостью, вы сможете объяснить малышу, что это художественное преувеличение. И не стоит таскать домашнего кота за хвост.
  3. Взрослый должен подавать ребенку положительный пример отношения к телевизору. Если мама чистит картошку под сериалы, а папа не может заснуть без вечернего выпуска новостей, трудно ожидать, что ребенок не будет требовать мультиков. Он должен понимать, что семейный досуг – это прогулки, игры, совместные развивающие занятия. А не полудремотное состояние на диване у телевизора.
  4. Обязательно учитывайте возраст, для которого предназначен мультфильм. Не стоит трехлетнему малышу показывать «Симпсонов» или «Шрека», а потом возмущаться тем, как растлился западный кинематограф. Эти ленты сняты для подростков и взрослых людей. Посмотрите «Бемби» или «Грибок-теремок». Эти мультфильмы доступны для понимания практически в любом возрасте.
  5. Малыш требует один и тот же мультик изо дня в день? Не отказывайте. Возможно, что-то в сюжете вызывает у него вопросы. Ему нужно разобраться с этой темой. А на пятый раз по его просьбе можно включить этот мультик на английском языке. Это один из самых действенных способов изучать иностранные слова.

полезные мультфильмы

Дебаты на тему «Мультфильмы: вред или польза?» не закончатся никогда. Потому что они могут стать причиной как первого, так и второго. Вся ответственность за результат лежит на родителях. Поэтому не стоит обвинять зарубежных мультипликаторов, разращенное общество, агрессивное телевидение и другие инстанции. Пульт всегда должен быть в ваших руках. Если вы будете с вниманием, заботой и любовью контролировать этот процесс, ваш ребенок не получит от мультфильмов ничего, кроме пользы.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Мультфильмы – одно из любимых детских развлечений. Все дети без исключения любят их смотреть, ну а для взрослых порой это единственная возможность занять ребенка на некоторое время. Однако некоторые мультфильмы у родителей вызывают сомнения в их безопасности для ребенка. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Мультфильмы польза или вред

По своему замыслу мультфильм предназначен для развития сознания ребенка, воспитания и обучения. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы близки по своим развивающим и воспитательным возможностям сказке или даже игровой деятельности. Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Сюжеты мультфильмов позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение на доступном и интересном ребенку языке.

Но все ли родители, включая своему ребенку тот или иной мультфильм, задаются целью развития, воспитания или обучения? Мама включает мультфильм для того, чтобы спокойно выполнить какие-то дела по дому, приготовить ужин; папа – «посидеть» в Интернете, почитать журнал, не отвлекаться от управления автомобилем; старший брат или сестра – да просто потому, что с младшим не так интересно проводить время. Взрослые включают ребенку мультфильм при любом удобном случае, часто не преследуя никаких воспитательных или развивающих целей, а порой даже предварительно не просматривая и не зная о чем он, что может привести к весьма нежелательным последствиям, поскольку просмотр мультфильмов зачастую становится неконтролируем и нецеленаправлен.

Очень часто современный ребенок может проводить наедине с мультфильмами по несколько часов в день, которые заменяют дошкольнику читаемые ему взрослыми сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой, совместные игры со старшими. Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями со знаком минус. Американской академией ребенка и юной психиатрии был проведен эксперимент с шестилетними детьми. Детям дали возможность смотреть мультфильмы в течение трех часов – с 9 до 12. В этот период исследователи наблюдали, как изменяется их поведение в результате просмотра мультфильмов. Большинство детей не ели и не пили в течение этого времени, их поведение не изменялось, только время от времени они меняли свое положение, пересаживаясь с одного места на другое. Мимика лица зачастую изменялась, в какой-то момент они выглядели серьезными, иногда улыбались, а иногда задумывались. После трех часов просмотра мультфильмов в поведении детей была выявлена закономерность – ребенок начал вести себя, как персонаж из мультфильма, он начинал кричать, воображал себя героем мультфильма. Ребенок считал, что такое поведение правильно, и что так и должно быть. Он не мог увидеть границу между реальностью и вымыслом. Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они – реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи – лесные чудища. Прочитать – значит понять, увидеть же – значит поверить в реальность происходящего по ту сторону «голубого» экрана. Эксперимент показывает, что дети, когда они подвергаются воздействию мультфильмов, также пытаются проецировать аналогичное мультипликационным героям поведение, в том числе и агрессивное поведение – драки, жесты и мимику и даже сквернословие. В результате длительного просмотра ребенок теряет социальное взаимодействие, его внимание сосредотачивается на мультфильме.

Признаком современной семьи, где есть ребенок, является наличие в доме большого количества DVD-дисков с мультфильмами различного жанра; мультфильмы «закачены» на все имеющиеся гаджеты – планшеты, смартфоны, домашние кинотеатры, автомобильные навигаторы и медиа-устройства, настольные компьютеры. О постоянном наличии мультфильмов в кинопрокате на любой вкус и цвет даже не стоит упоминать. Но проходят ли современные «шедевры» мультипликации соответствующий строжайший цензурный отбор как в советское время? Может ли не так давно принятый закон о цензуре в полной мере оградить ребенка от негативного эмоционального влияния (страха, агрессии, искажения ценностей и др.) некоторых современных мультфильмов?

Не все это знают, но в советские времена все мультфильмы проходили жесткий контроль, и каждый кадр рассматривался «под лупой», в том числе и с точки зрения его воздействия на ребенка. Позиции цензоров того времени кажутся небезусловными, а многие советские мультфильмы — слишком примитивными, ура-советскими или морализаторскими. И все же у советской анимации не отнять того, что она была комфортна для детской психики, учила прекрасному, доброму, вечному и порой оформляла эти уроки в самобытной авторской манере — просмотр мультфильма часто становился для ребенка первой встречей с искусством.

В последние два десятилетия ситуация изменилась. В настоящий момент отсутствуют научно обоснованные рекомендации по применению возрастных ограничений к мультфильмам, а также для отбора мультфильмов, созданных в целях воспитания и образования ребенка. Сегодняшняя западная мультипликация зачастую сделана дешево и халтурно, без всякого учета возможностей и потребностей ребенка. Да и нынешние российские мультипликаторы не всегда учитывают особенности детского восприятия. В результате дети получают несортированный поток анимационного зрелища, в котором жестокость уживается с сентиментальностью и дурным вкусом, ходульные сюжеты оформлены в безликой эстетике, а герои лишены даже намека на индивидуальность.

В 2012 г. детскими психологами был исследован воспитательный потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов. Советские мультфильмы в подавляющем большинстве, как уже было отмечено, носили зачастую откровенно морализаторский характер. Современные же не отличаются строгой моралью. Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. К примеру, такие мультфильмы как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дед Мороз и серый волк» призваны научить маленького ребенка личностным границам, дать конкретную позитивную установку «Моя дом – моя крепость». В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. (например, смерть акулы и церемония похорон («Акулья история»); детально показанная смерть короля-жабы («Шрек 3»); азартные игры на деньги, «выбивание» карточных долгов («Добрыня Никитич и Змей Горыныч»), множественные сцены убийств, насилия и агрессии, («Реальные монстры», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек-паук», «Дикая семейка Торнберри», «Губка Боб квадратные штаны», «Как говорит Джинжер», «Эй, Арнольд», «Скуби Ду», «Том и Джерри» и др.). Такие мультфильмы эмоционально опустошают ребенка, энергия уходит в пустой символ, а игра, порожденная такой мультипликацией, лишена новизны и пользы. И мы уже имеем дело с «роботизированным ребенком», захваченным мультипликацией, привязанным к экрану, подавляющим собственное «я», восхищающимся непобедимыми и всемогущими героями мультфильмов.

Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая. Один из российских телеканалов снял фильм «Влияние мультфильмов на детей», в котором очень хорошо продемонстрировано искажение ценностей, в частности искажение образов-эталонов женщины и матери на примере Белоснежки и Феоны из Шрека. Девочки с малолетства получают сценарий женского поведения из таких мультфильмов и затем бессознательно или сознательно реализуют его в реальности. А этот сценарий – это набор качеств «истинной женщины»: агрессивность (в том числе и словесная), сексуальность (развязность, легкодоступность), эмоциональная холодность, цинизм. Образ женщины лишается романтики и тайн, идет наделение его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокостью. Попутно высмеиваются традиционные для российского общества женские качества, те самые, которые поставляют наши отечественные добрые мультфильмы – это целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство как таковое. Практически всегда эти интроекты завуалированы, разбавлены разноцветием сюжетно-ролевых ходов и вы не всегда их уловите, но они подобно 25-му кадру очень легко записываются нашим бессознательным, разрушая систему истинных ценностей.

Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики: Шрек («Шрек») — невоспитанный, грубый; осел («Шрек») и зебра («Мадагаскар») — назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар») — самовлюбленный; Алеша Попович («Алеша Попович и Тугарин Змей») — трусливый, глуповатый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») — эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.

Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие, юмористические. Но юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный и примитивный, он не вскрывает внутренний комизм ситуации. Например, с юмором показаны ситуации с причинением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса («Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведения. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. Причем подробности такого поведения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный.

Эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие. Тот же Шрек — разве его можно назвать симпатичным? А страшные монстры и киборги из «Планеты сокровищ», а «мутированные в дебрях канализации» страшные зеленые Ниндзя, а смурфики, бакуганы или гипертрофированные феи Винкс с неимоверно тонкими талиями и нереально большими глазами? Героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам.

Современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад»; в сериале «Спанч Боб» есть серии с названиями «Добро пожаловать в помойное ведро», «Губка Боб и маньяк-душитель» и др. Жаргонная лексика также представлена во многих мультфильмах: «козырно», «прикольно», «пофигу», «шизовое местечко» и др. Но кроме этого, в современной анимации часто поднимающиеся недетские темы проявляются в таких выражениях: «будем рассказывать друг другу о любовных похождениях», «высокая упругая попка», «мы сексуальны!», «любвеобильная ты машина, дай ей отдохнуть!» («Шрек»). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой. Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Однако на сегодняшний день помимо старых, добрых советских мультфильмов выпускается еще множество развивающих и обучающих мультфильмов для детей (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Барбоскины», «Лунтик» и др.). В качестве положительного примера можно привести американскую «Историю игрушек», где движения и мимика персонажей разнообразны и хорошо прорисованы, или упомянуть «Чучу» Гарри Бардина, которая, с точки зрения психологов, содержит важные и актуальные для ребенка образы и переживания. Но самое главное – никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается!

© Бюро семейных отношений

Источник