Польза и вред от самостоятельности

Недавно, читая интервью одного HR-директора,  поймал себя на мысли как практически через всё интервью проходит мысль о том, какие мы молодцы, что самостоятельно принимаем решения и их реализуем, не обращая внимание ни на что и никто им в этой самостоятельности не нужен.

Один из моих руководителей то же как-то говорил мне о том, что это хорошо, что руководитель компании не касается деятельности HR – мы сами задачи себе ставим и сами их решаем.

И вот я хочу предложить вам подумать, а действительно ли хорошо, когда HRслужба принимает все решения самостоятельно и чего больше в этой самостоятельности для компании – пользы или вреда.

И я предлагаю, когда мы говорим о самостоятельности HR говорить не столько о возможности HR службы выполнять свои функции самостоятельно (я думаю о необходимости этого спорить никто не будет), сколько о том, чтобы эта самостоятельность была осмысленной и полезной для компании.

 Мне кажется, что применительно к HR можно выделить следующие виды самостоятельности: 

1.                  Самостоятельность «вынужденная» — руководителю компании нет собственно никакого дела до HR подразделения. То ли в силу занятости, то ли в силу уверенности, что потенциальный вред или польза от HR службы нулевой у первого руководителя не доходят руки хотя бы периодически «сверять» то, что делает HR и его команда с курсом и целями компании. Компания нашла опытного HR или похожего на опытного и всё, роль компании на этом закончилась. Руководитель компании на встрече с кандидатом (иногда единственной за всё время его работы в компании) очень обще осветил, чего компании надо и всё… HR начинает работать на свой страх и риск, полномочий у него часто нет, статуса нет, на важные совещания его часто не приглашают и… Обращают внимание только тогда, когда «удовольствие»от HR становиться либо очень дорогим, либо HR вступает в регулярные конфликты со всеми (пытаясь отвоевать хоть кусочек места под солнцем), либо делает не совсем то или совсем не то, что необходимо компании и это становится очевидным для всех и приходится руководителю отвлечься от продаж, финансов, закупок и прочих важных дел в управлении компанией и навести порядок в HR. А наведение порядка часто сводится к замене прежнего HR на нового, еще более опытного, который мог бы точно работать самостоятельно, т.е. не отвлекая руководителя компании от более важных дел. Сам подход руководителя компании  к HR не меняется.

2.                  Бездействие под видом самостоятельности – ситуация похожая на первый вид, но при этом при полном невнимании руководителя компании к  HR, сам HR, понимая такое отношение, практически ничего не делает, а только «подготавливает» важные HRрешения, чтобы они «выстрелили» или же занимается изучением той или иной ситуации в компании, еще можно «перенимать передовой опыт» или им делиться на семинарах, курсах и т.п. Неважно под каким предлогом происходит это бездействие, но компания не получает от этого ничего. И так как про HR вспоминают редко и практически ничего от HR не ждут, то такой подход  может себя оправдывать достаточно долго, главное для HR, чтобы не было «больших» проблем и руководитель вдруг не повернулся к HRлицом, пытаясь понять, что же там происходит. На самом деле HR устаёт от этого первым, изображать что-то — довольно тяжкий труд и вынужден что-то делать самостоятельно (см п.1).

3.                  Самостоятельность «звездная» или «воинствующая» — несмотря ни на что и на все принимаемые решения по компании, ситуацию в компании и т.п. у HR руководителя «свой» взгляд и «свой» путь. Такая ситуация часто складывается, когда компания находит себя HR из крупной компании или принимает на работу HR имеющего «звездный» статус или амбиции HR переросли масштабы компании, города и т.п.. Ему не важно, какие задания и сроки ему ставят, какие приоритеты, HR уверен, что только он один знает, что нужно делать в HR, а иногда и в компании в целом, и делает это любой ценой. И начинается работа по превращению этого «болота» во что-то более подходящее. Более того часто HR становится тесно в его рамках и он переносит своё понимание и на другие функции и подразделения и «учит их как нужно работать» или рассказывает, что в «ведущих» компаниях так уже давно не делают и т.д. и т.п. И только вмешательство руководителя компании или даже собственников компании позволяет взять ситуацию под контроль и остановить разошедшегося HR. Если быть на самом деле справедливым, то часто именно руководитель компании порождает этот вариант самостоятельности, давая понять, что раз у HR такой опыт, то он в HRвмешиваться не будет, а HR должен делать всё, что считает необходимым. И получает на выходе неконтролируемую ситуацию, сопровождаемую конфликтом руководителей и подразделений, которая никоим образом не идёт на пользу компании.

4.                  Разумная самостоятельность – в моём понимании самая «правильная» самостоятельность. Все действия HRнаправлены на развитие компании и достижение ёё целей, все HR решения  принимаются с учетом особенностей компании, рынка, действий конкурентов. У HR достаточно широкие полномочия, но ключевые решения  в области HR не просто одобряются или не одобряются руководителем компании, а принимаются на коллегиальном органе, в который помимо руководителя компании и HR входят  руководители ключевых подразделений компаний. Не все решения, но те которые могут повлиять на ситуацию в компании (например, новая система мотивации, обучения и т.п.). И можно критиковать такой подход и называть «коллективной безответственностью», но я уверен такое принятие решений повышает их жизнеспособность и самое главное — позволяет повысить степень их реализации, а кроме того исключить «предложения ради предложений».  Такой подход не лишает HR самостоятельности, но делает эту самостоятельность осмысленной и нужной для компании.

Читайте также:  Растительное масло утром натощак польза или вред

Возможно это не полный перечень, и есть другие виды, которые не нашли здесь отражение, но для того, чтобы подумать над этим и оценить проблему я думаю достаточно.

Многие руководители компаний говорят о том, что «их руководители сами знают, что делать» или «я своим руководителям ноги не переставляю» ну и прочее в том же духе, но я уверен, что самостоятельность той или иной службы это не самоцель для компании. Тем более самостоятельность, как мы убедились, может быть разная и не всегда самостоятельность  несёт пользу. Я также уверен, что самостоятельность ради самостоятельности опасна и несёт компании даже вред.  Поэтому сотрите слезу с лица, когда в очередной раз будите читать о том, как кто-то из HR сам знает, что делать и делает это самостоятельно, подумайте сначала о природе этой самостоятельности и о том есть ли польза от этого компании.

Я не призываю, чтобы  HR в своей работе каждый шаг согласовывали с руководителем компании или постоянно получали одобрения своих действий в других подразделениях, я хочу, чтобы самостоятельность HR службы всегда была разумной и самое главное полезной для компании. Думайте не о том, как создать иллюзию, а о том как добиться нужного результата для компании.

Олег Барыш

www.hrrationalis.com

Источник

Вы, наверное, не раз слышали от своего ребёнка слова: «Я сам!» Часто они больше похожи на требование, нежели на попытку попросить разрешение. Я сам буду кушать, сам полью цветочки, сам вымою посуду, сам погуляю с собакой, сам дойду до школы, сам встречусь с друзьями в другом конце города, сам стану работать, не закончив учёбу… В каждом возрасте то, что ребёнок хочет, может и должен делать «сам», представляет собой разные по степени сложности, ответственности и риска вещи. Например, для двухлетнего крохи покушать самостоятельно и не перепачкаться – уже достижение. А в пятнадцать лет и в комнате убрать надо, и посуду помыть, и уроки выполнить на «отлично», и питомца выгулять… Да мало ли какие обязанности возложили на плечи подростка родители!

Каждый взрослый примерно помнит, как он становился самостоятельным. Опираясь на личный опыт, он пытается составить примерную воспитательную схему, которой будет придерживаться. Но вот вопрос: не являясь ни психологом, ни педагогом, сможет ли он сделать всё правильно? Не превратит ли своего малыша (конечно, исключительно из лучших побуждений!) в избалованного лентяя или в человека с гипертрофированным чувством ответственности? Без всяких сомнений, искать ответы на важные вопросы, связанные с воспитанием детей, нужно у профессионалов. Среди них – учителя, врачи, психологи и детские писатели.

Мы обратились за разъяснениями к современному поэту Аркадию Млынашу, автору сборника стихов «Страна Ясами» и «Добрые соседи». Значимая часть его творчества посвящена детской самостоятельности. Многие произведения пытаются объяснить, как действовать правильно и как не попасть в скверную ситуацию. Кроме того, писатель является отцом и дедушкой, то есть имеет не только теоретический, но и практический опыт общения с малышами.

Итак, что и с какого возраста ребёнку можно делать самому?  

«Если исходить из опыты себя теперешнего – то всё и как можно раньше, – говорит Аркадий. – Но это называется – «так бы мне хотелось» (улыбается) Однако жизнь диктует свои условия. Не буду оригинален, если скажу, что все дети в раннем возрасте стараются помогать родителям в работе по дому. И тут главное – своими словами и действиями не дать потухнуть той маленькой искорке их желаний. Ведь не секрет: когда приходишь усталый, если на работе не ладится, передача по телевизору, которую ждёшь с нетерпением… Да мало ли причин, чтобы отказать ребёнку из соображений, что сам сделаешь быстрее, лучше, и ничего не разобьётся, не надо будет переделывать – так этого не хочется… Начинать можно и нужно с малого. Первое «поле деятельности» – это собрать игрушки, сложить свою одежду аккуратно перед сном. Поставить тапочки, чтобы утром они быстро нашлись. Кстати, о тапках:

Всё из-за тапок

Я утро всегда начинаю с зарядки,
Ищу под кроватью пропавшие тапки –
Ползу по-пластунски, сдирая коленки.
Чего только нет на полу возле стенки:
Солдатики, мячик, игрушки, машинки,
Детали от «Лего», наклейки, резинки…
Мне хочется всё посмотреть и потрогать,
Но мама мне сверху твердит очень строго:
«Давай обойдёмся сегодня без ссадин,
А то опоздаем опять в детский садик!»

А тапки судачили тихо в сторонке:
«Не дали с утра наиграться ребёнку».

Одна моя знакомая, коллега по цеху, устроила проверку этого стихотворения в детской аудитории. Ребята очень любят посмотреть на такие ситуации со стороны. И часто случается так, что себя они узнают в литературном герое, но посмеяться над забавной историей не отказывают себе в удовольствии. И на таком «отрицательном» смешном примере родителям проще привить ребёнку элементарные правила поведения и необходимые бытовые навыки. Кроме того, чувство юмора – не последний фактор в развитии интеллекта. И развивать его психологи рекомендуют именно на таких смоделированных ситуациях. Одним словом, насмеялась она со своими учениками от души над тапочным квестом, что меня очень порадовало! Да и мыть посуду вполне по плечу маленьким помощникам. И не надо бояться за посуду. Всякое случается, но с возрастом понимаешь, что разбитая посуда – это такая малость. Даже любимая чашка или тарелка из сервиза, или даже ваза – как
говорили в Одессе: «Чтобы только такое горе и было!» Я до сих пор мою всю посуду – так приучила меня моя мама. И дети мои, и внучки, а битые тарелки – да кто их считал? (улыбается) А какая получается при уборке квартиры охота с пылесосом на пыль и паутину! Нужно подкрасться незаметно и захватить в плен, чтобы не портили здоровье домочадцев. А соревнование – конкурс Бабы Яги: кто быстрее заметёт – вполне по силам юным дарованиям (на мётлах прилетели, убрали и улетели…).
Одно из простых, но очень ответственных дел – это охрана накрытого для принятия пищи стола от домашних, и не совсем, питомцев. Дети ответственно подходят к доверенным им поручениям.

Читайте также:  Польза грецких орехов для женщин

Цена победы…

Скатерть в складках, всюду пятна.
На полу – яичко «всмятку».
Этикеткой «Орбит с мятой»
Забавляется сквозняк.
В луже пролитого чая
Муха плавает большая.
Чашка с чуть надбитым краем
Дополняет кавардак.

Вся семья в дверях застыла,
А в глазах: «ЧТО ЭТО БЫЛО?
Чья неведомая сила
Разорила завтрак наш?
Взбунтовалась скороварка?
Ей на печке стало жарко?
Или соковыжималка
Вдруг пошла на абордаж?»

Сын сказал, взяв веник в руки:
«Не пугайтесь, это – мухи!
Им набить хотелось брюхи,
Съесть наш праздничный пирог.
Переносчики хворобы
Не попробовали сдобы…
Жаль, готовить надо снова:
Сами видите ИТОГ!»

Дети любят помогать готовить, им можно доверять такие несложные вещи, как разбить и взбить яйцо для пирога или омлета, сделать несложные бутерброды, украсить их. Я с детства любил готовить и приучил к этому своих детей. Это не обязательно, но неплохо – в жизни всегда пригодится (улыбается). Иногда, конечно, случаются курьёзы, как это произошло с  героем моего стихотворения:

Помощник…

Не вышел красным борщ у мамы.
Такое с ней случалось редко:
Томат забыла. Эту драму
Поведала она соседке…

Я думал: будут мной гордиться.
Считал, что цвет исправить нужно!
Напрасно, вглядываясь в лица,
Я ждал, когда наступит ужин.

В кастрюле жидкость – цвета розы.
Но мама этому не рада.
Вопрос ко мне звучал серьёзно:
«Не знаешь, где моя помада?»

Да мало ли, что может делать ребёнок сам, главное, чтобы он принял решение самостоятельно. А дело родителей – поддержать  его начинания:

Я умею

В детской бродит сонный лучик.
Строгий взгляд с утра у мишки!
У меня несчастный случай:
Порвалась на части книжка.

Я собрал её, жалея,
Может, плохо, может, косо.
Взял у папы тюбик клея.
Взял тихонько, взял без спроса.

Мне хотелось по секрету
Излечить её страницы,
Чтобы снова в сказке этой
Расцвело перо Жар-птицы…

Почему-то хвост у волка
Оказался возле шеи.
Пусть накапал клей на полку…
Мама, видишь – я умею!»

Ещё один камень раздора в большинстве семей, где есть дети – это домашние питомцы. Завести кошечку, собачку или хотя бы хомячка – мечта каждого малыша. Да и психологи в один голос советуют удовлетворить эту просьбу. Ведь от животного очень много пользы в воспитательном процессе! Теоретически, родители с этим согласны. Но на практике они понимают – кормить, поить, мыть, выгуливать, убирать – всё придётся делать им. А откуда взять время? Так нужен или не нужен питомец, и кого лучше завести своему ребёнку? Аркадий Млынаш делится своим мнением:

«Что касается домашних питомцев – сразу возникает извечный вопрос: кто за ними будет ухаживать? Опять же: птички, рыбки, хомячки – всё, что находится в замкнутом пространстве: клетке, аквариуме, банке и так далее – это с самого раннего возраста. Ухаживают малыши вместе с родителями, им это нравится, и это – здорово. Домашние питомцы приучают детей к самоорганизованности, заботе о ближних. Мои дети, и я сам, выросли среди попугайчиков, черепах, рыбок, кошек и собак.
Короче, полный набор. Не весь «набор» одновременно, но два-три разных вида питомцев присутствовали. Внучки тоже растут с собачками и кошками. Конечно, это зависит от жилплощади, терпения. Кошки – это желание знакомить элементы мебели с их когтями, собак – необходимо выгуливать в любую погоду… Нюансов хватает. Не все родители готовы идти на эти «жертвы». Некоторые дети очень изобретательны в своих попытках заполучить питомца:

Питомцы бывают разные

Друга-щенка попросила в подарок:
В школе и дома прилежной была.
Мама сказала: «А как же порядок –
Площадь у нас для собаки мала.

Ты – не принцесса, квартира – не замок,
Где все тебе угодить норовят…»
Выслушав это, ответила маме:
«Я заведу дождевого червя!

Читайте также:  Вся правда о пользе алкоголя

Червь не подвержен печали и грусти,
Не поцарапает новый диван.
И никого никогда не укусит,
Ищет себе пропитание сам.

Думаю, выход отличный, что надо!
Выполню заданный на дом урок –
И поищу червяка у ограды…»
Утром проснулась, а рядом – щенок.

А вообще есть немало случаев, когда питомцы успешно защищали и спасали своих хозяев. Тут нет единых рецептов. Можно только сказать, что ребёнок рядом с животным растёт более самостоятельным и серьёзным. Хотя это может быть только моим мнением».

С домашними делами и детской самостоятельностью всё более или менее понятно: главное для родителей – запастись терпением и разрешать крохам потихоньку приобщаться к хозяйству и нести ответственность. Но едва ли не страшнее кошки с самыми длинными когтями и ящика разбитой посуды для любых мам и пап – позволить своему ребёнку самостоятельность за пределами уютной и безопасной квартиры.

«Когда ребёнка можно отпускать одного гулять или в школу, чтобы это было безопасно? – уточняет Аркадий Млынаш. – Всё зависит от места, где вы живёте, где находится школа, надо ли переходить улицы с активным движением автотранспорта, наличия игровых площадок возле дома. Сам я с раннего возраста был самостоятельным. Если кто-нибудь знает, что означает словосочетание «одесские дворы», тот меня поймёт. Все гуляли без присмотра и одновременно все друг за другом приглядывали (улыбается). В школу ходили всей улицей, поэтому в дополнительном присмотре со стороны родителей не было необходимости. То же могу сказать и о своих детях. Что касается внучек, стараемся привить им самостоятельность. Очень им хочется поступать по-своему».

Пока ребёнок маленький, любое дело фактически является проявлением доброй воли и желания. Но стоит ему подрасти, и появляется то, что он обязан делать. Прежде всего, речь идёт о домашних заданиях. Немало анекдотов сложено на эту скользкую и проблемную тему. И соседи выучат урок, и собака повторит материал, а школьник так и будет смотреть на родителей и хлопать длинными ресницами. Знакомая ситуация? Возможно, результат окажется лучше, если допустить, что ребёнок сам способен решить все задачи правильно, и даже позволить ему ошибиться, может быть, несколько раз получить плохую оценку, но тем самым сформировать чувство ответственности за свои поступки? Показать на собственном примере, что учитель – не добрая мамочка, и вряд ли разрешит переделать завтра то, что поленился сделать сегодня?

«С какого возраста разрешать детям делать уроки самостоятельно, опять же, зависит от родителей и детей, – убеждён Аркадий Млынаш. – От их доверительных отношений в семье. От школы, от подачи учебных дисциплин. От желания учиться и от целей, которые ставит перед собой сам ребёнок, от совпадения их с целями и желаниями его родителей. Помогать детям лучше, чем их контролировать. Но не каждому такое счастье… Очень хорошо помогают примеры для сравнения:

А в нашей школе – лучше!

Костёр, пещера, полумрак.
Учитель дышит в спину.
Не угодишь ему никак.
Указка – как дубина.

Ни на минуту не уйдёт,
Стоит всё время рядом.
Нагнётся к уху и орёт:
«Что задавали на дом?

А это чьи следы? Медведь?
Какой: пещерный, бурый?»
Попробуй только не ответь –
Мгновенно «спустит шкуру».

А может за ногу держать
Вниз головой над кручей…

Проснулся, начал размышлять:
Нет, в нашей школе лучше!

И, наконец, новомодная тенденция, пришедшая к нам с Запада и вызывающая массу споров – когда молодым людям пора начинать работать? Традиционно в русских семьях этот момент наступает после колледжа или университета. Однако всё больше и больше ребят хотят стать независимыми как можно раньше, встречая всяческие предубеждения и сопротивление со стороны старших родственников.

«Мои дети – сын и дочь – начали зарабатывать на карманные расходы с 14-ти лет, – делится опытом Аркадий. – В то время это было очень сложно реализовать. Но им очень хотелось доказать в первую очередь самим себе, что могут заработать какие-либо деньги на свои нужды. К слову сказать, сын купил себе велосипед, дочь – купальные принадлежности для поездки на море. В стране, где я сейчас живу, школьники с 14-ти лет во время каникул почти все работают. Это в порядке вещей. Кто тратит на себя, а кто помогает своей семье».

Воспитание малыша – основная и одна из самых сложных задач для каждого человека. Есть даже мнение, что ребёнок – это экзамен родителя перед Богом. Вырастить цельную, счастливую, самодостаточную и самостоятельную личность, которая сумеет добиться успеха – разве не мечта каждой мамы и каждого папы?

«Я считаю, что если вовремя поддержать детей-«Ясамов», то есть детей, желающих в раннем возрасте делать всё самостоятельно, то это само собой перейдёт в понимание необходимости выполнения некоторых обязанностей, желание что-то делать. И слово «должно» тут несколько, на мой взгляд, неуместно. Можно, конечно, заинтересовать, но лучше, если желание помочь близким людям прививается с детства».

Купить сборники стихотворений Аркадия Млынаша «Страна Ясами» и «Добрые соседи» можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

Источник