Польза и вред прививок комаровский
Как человек, достаточно много времени проработавший в инфекционной больнице, с уверенностью заявляю: в отношении всех болезней, против которых прививки делаются, вероятность заболевания остается весьма реальной. Дети этими болезнями болеют, а исходы бывают, мягко говоря, разные. Поэтому для нормальных, здравомыслящих и благоразумных родителей нет и не может быть никакой дискуссии по поводу того, надо прививки делать или не надо.
Делать обязательно!
Совершенно другой вопрос состоит в том, что ответные реакции на прививки самым существенным образом зависят от состояния организма ребенка. И если вы очень боитесь, то логика не в том, чтобы прививки не делать. Логика – в целенаправленной подготовке организма: нормальном образе жизни, естественном вскармливании, закаливании, устранении контактов с источниками аллергии и т. п.
Прививки необходимо проводить в назначенные педиатром сроки, и чем более вы точны, тем выше профилактическая эффективность. Это обязательно следует учитывать при планировании, например, летнего отпуска; неплохо бы и самим поинтересоваться, когда и какую прививку необходимо делать.
Каждая страна мира имеет свой, утвержденный соответствующим государственным органом календарь профилактических прививок. Этот календарь учитывает возраст ребенка, интервал между прививками и перечень конкретных болезней, для предупреждения которых прививки, собственно говоря, и делают.
В чем же состоит суть профилактических прививок?
В организм вводится медицинский препарат – вакцина. В ответ на введение вакцины организм вырабатывает особые клетки – специфические антитела, которые и защищают человека от соответствующей болезни.
Каждая из вакцин имеет свои строго определенные показания, противопоказания и сроки применения, свою схему и свои пути введения (через рот, внутримышечно, подкожно, внутрикожно).
На каждую вакцину организм реагирует по-разному. В некоторых случаях одной прививки вполне достаточно для выработки длительного иммунитета. В других – необходимы многократные введения. Отсюда возникли два медицинских слова – вакцинация и ревакцинация. Суть вакцинации – добиться выработки специфических антител в количестве, достаточном для профилактики конкретной болезни. Но этот стартовый (защитный) уровень антител постепенно снижается, и необходимы повторные введения для поддержания их (антител) нужного количества. Вот эти повторные введения вакцины и есть ревакцинация.
Упомянутое нами выражение «реагирует по-разному» относится не только к качеству и срокам формирования иммунитета, но и непосредственно к ответным реакциям организма ребенка. К реакциям, которые и врачи, и родители могут непосредственно наблюдать (нарушение общего состояния повышение температуры тела и т. д.).
Выраженность и вероятность этих реакций определяются тремя факторами.
Первый – о нем мы уже говорили – состояние здоровья конкретного прививаемого дитяти.
Второй – качество и свойства конкретной вакцины. Все вакцины, разрешенные к применению (сертифицированные) Всемирной организацией здравоохранения (а в нашей стране применяются только такие вакцины), обладают высокой профилактической эффективностью, и нет среди них ни одной заведомо плохой и некачественной. Тем не менее вакцины разных производителей могут вмещать разные дозы антигенов, отличаться по степени очистки, по виду используемых консервирующих субстанций. Кроме этого, вакцины, даже предназначенные для профилактики одной и той же болезни, могут отличаться одна от другой самым принципиальным образом – например, могут представлять собой препарат, созданный на основе живого, но ослабленного микроба, или препарат на основе микроба убитого (или даже части этого убитого микроба). Понятно, что если микроб хоть и ослабленный, но живой, всегда есть вероятность развития болезни (той самой болезни, от которой прививку делали), а с убитым микробом такой вероятности нет.
Третий фактор – действия медицинских работников. Вакцинация – это не рядовой стандартный процесс, по принципу «в три месяца всех уколоть», а индивидуальные, совершенно конкретные и очень ответственные действия, которые конкретный врач осуществляет в отношении конкретного дитя. И действия эти вовсе не так просты, как может показаться на первый взгляд. Необходимо оценить состояние здоровья ребенка, подобрать вакцинный препарат, дать родственникам малыша четкие и доступные рекомендации касательно того, как подготовить дитя к прививке и как обращаться с ним после нее (питание, питье, воздух, гуляние, купание, лекарства). А еще очень важно скрупулезно соблюсти множество прививочных тонкостей: как вакцину правильно хранить, как перед использованием нагреть, в какое место сделать укол и т. п.
***
Теперь несколько слов про конкретные прививки от конкретных болезней.
Самая первая прививка – это прививка против туберкулеза (знаменитая противотуберкулезная вакцина называется БЦЖ).
Она, как правило, делается непосредственно в роддоме на 4-7 день после рождения, однократно. В дальнейшем, теоретически, ревакцинация осуществляется в 7, 12 и 16-17 лет. Почему теоретически? Да потому, что вопрос о том, делать или не делать ревакцинацию против туберкулеза, во многом зависит от реакции Манту. Эту реакцию делают детям ежегодно, но подавляющее большинство родителей понятия не имеют, что это и для чего это.
Дело в том, что практически каждый человек рано или поздно инфицируется бактерией туберкулеза, то есть микроб попадает в человеческий организм. Но сам факт инфицирования вовсе не свидетельствует о том, что человек заболел туберкулезом. Допустим, микроб попал, а организм, благодаря все той же прививке, имеет защитное количество антител – вот болезнь и не развивается, хотя туберкулезная бактерия присутствует. Реакция Манту – это не прививка, это проба на инфицирование туберкулезом. Выражение “не прививка, а проба” весьма принципиально. После проб не бывает общих реакций – не повышается температура, не изменяется самочувствие. Местная реакция, т. е. непосредственно в том месте, куда укололи, вполне может быть, собственно для этого проба и делается.
Если в организме туберкулезных бактерий нет – проба отрицательная, а после инфицирования она становится положительной.
Как же все это осуществляется на практике? Ребенку ежегодно делают реакцию Манту, она, разумеется, отрицательная, но вот, в один не очень прекрасный момент, из отрицательной проба становится положительной. Медики называют это вираж туберкулиновой пробы, и этот самый вираж рано или поздно имеет место практически у всех людей, но у одного в 3 года, а у другого – в 12 или 19. И вот тут-то возникает весьма ответственная ситуация. Необходимо получить ответ на очень принципиальный вопрос: человек инфицировался, но не заболел, естественно потому, что имел иммунитет, или заражение привело к возникновению заболевания – защитных антител не хватило.
Отвечают на этот вопрос врачи, специалисты по туберкулезу (фтизиатры). Для этого ребенок осматривается, берутся определенные анализы, при необходимости делается рентгенография органов грудной клетки. В зависимости от результатов врач делает соответствующее заключение. Выявлен туберкулез – лечим туберкулез, сомнительные результаты – курс профилактического лечения особыми противотуберкулезными антибиотиками, все в порядке – все в порядке, но ревакцинации теперь уже делать не надо – противотуберкулезный иммунитет будет поддерживаться уже не вакциной, а непосредственно попавшим в организм микробом. А задача медиков – не упускать такого ребенка из поля зрения, поставить на учет и регулярно осматривать, дабы вовремя выявить ситуацию, когда организм не справится и таки придется лечить.
В возрасте около 3 месяцев начинаются прививки непосредственно в поликлинике. За три введения с интервалом в 1-1,5 месяца осуществляют вакцинацию сразу от четырех болезней – полиомиелита (вакцина жидкая, ее капают в рот) и коклюша, дифтерии, столбняка – тут уже укол. Используется вакцина, которая называется АКДС: один препарат и сразу от трех заболеваний (К – коклюш, Д – дифтерия, С – столбняк). На втором году жизни проводится ревакцинация от всех этих болезней.
В годовалом возрасте делается прививка от кори, в 15-18 месяцев – от паротита (свинки).
Календарь профилактических прививок постоянно пересматривается. Это зависит от эпидемической ситуации, появления новых вакцин, наличия средств у государства. Современный календарь предусматривает, например, прививки против гепатита В, но их почти нигде не делают – нет денег на вакцину. Конкретно сроки проведения конкретных прививок вы всегда можете уточнить у вашего педиатра.
***
После любой прививки (любой!) может иметь место реакция организма – повышение температуры тела, отказ от еды, вялость. Это нормально: организм вырабатывает иммунитет (защиту) к конкретной болезни. Одни вакцины переносятся очень легко и почти никогда не дают серьезных реакций – типичный пример – вакцина против полиомиелита. Введение других препаратов, напротив, часто сопровождается выраженным повышением температуры и существенным нарушением общего состояния ребенка – опять-таки, типичный пример – коклюшный компонент вакцины АКДС.
Для родителей очень важно осознавать принципиальную разницу между реакцией на прививку и осложнением после прививки.
Реакции на вакцинацию, в той или иной степени выраженности, просто обязаны быть и это, как мы уже отметили, абсолютно нормально.
Что же такое осложнения? Вот это, как раз то, чего быть не должно, что бывает крайне редко. Не должно быть ни судорог, ни потери сознания, ни температуры выше 40 °С. Не должен ребенок покрываться с ног до головы сыпью, а в том месте, куда укололи, не должно быть никаких нагноений.
Осложнения после прививок – это всегда серьезно. Каждый такой случай подробно анализируется, целая врачебная комиссия решает – почему так получилось и что же делать дальше? Прививать или нет, если да, то каким препаратом и от каких болезней.
Когда можно и когда нельзя делать прививки?
Прежде всего, помнить, что любая прививка делается ребенку, у которого в этот момент нет никакой острой инфекционной болезни – ни насморка, ни поноса, ни сыпи, ни повышения температуры тела. Почему важно именно отсутствие инфекционной болезни? Да потому, что любая вакцина – это нагрузка на иммунитет. Для того, чтобы отреагировать на прививку правильно и выработать достаточное количество антител, организм должен быть более менее свободен от других дел, в свою очередь связанных с выработкой иммунитета. Отсюда два вывода: если у ребенка нога в гипсе, то это не противопоказание к прививке. Если любая, пусть даже инфекционная болезнь, протекает с нормальной температурой и с ненарушенным общим состоянием – понятно, что такая болезнь не несет в себе существенной нагрузки на иммунитет и не является противопоказанием к вакцинации.
Из приведенного правила есть исключения. Некоторые инфекционные болезни специфически поражают именно те клетки человеческого организма, которые ответственны за выработку иммунитета. Это, к примеру, ветряная оспа и инфекционный мононуклеоз. Т. е. если у ребенка ветрянка, то нормальная температура и удовлетворительное общее состояние все равно не являются поводом к тому, чтобы делать прививки. Но исключения лишь подтверждают правила – умеренное шмыганье носом при общем бодром состоянии вполне позволяет прививки делать.
Некоторые перенесенные ребенком инфекционные болезни вызывают длительное ослабление защитных сил организма и это, в свою очередь, является противопоказанием к проведению прививок на определенный срок (около 6 месяцев после выздоровления). К таким болезням относят менингит, вирусный гепатит, уже упомянутый нами инфекционный мононуклеоз.
В то же время делать или не делать прививку – вопрос, относящийся исключительно к компетенции врача. Для каждой болезни – аллергической, врожденной, неврологической и т. п. – разработаны соответствующие правила: как, когда и чем прививать.
Как подготовиться к прививке?
Специально ничего делать не надо. Ну разве что всячески избегать экспериментов в отношении еды – никаких новых продуктов не давать.
Помните: подготовить здорового ребенка к вакцинации какими бы то ни было лекарствами невозможно. Любые препараты, якобы облегчающие переносимость прививки: «витаминчики», гомеопатические средства, травки «для сосудов», полезные бактерии, капельки «для иммунитета» и т. д. и т. п. – все это популярные способы психотерапии мамы и папы, попытка реализации распространенного ментального принципа «ну надо же что-то делать» и бизнес производителей (распространителей) этих лекарств.
И еще несколько советов:
- чем меньше нагрузка на систему пищеварения, тем легче переносится прививка. Ни в коем случае не заставляйте ребенка есть. Не предлагайте еду, пока не попросит. За сутки до вакцинации по возможности ограничивайте объем и концентрацию съедаемой пищи;
- не кормите (ничем) минимум час до прививки;
- собираясь в поликлинику на прививку, очень-очень постарайтесь не переусердствовать с одеждой. Будет крайне нежелательно, если прививку сделают сильно пропотевшему малышу с дефицитом жидкости в организме. Если в поликлинику все-таки попали потные, подождите, переоденьте, хорошо напоите;
- 3-4 дня перед прививкой максимально ограничьте общение ребенка с людьми (детьми). Не ищите инфекций: по возможности избегайте многолюдных мероприятий, магазинов, общественного транспорта и т. д.;
- находясь в поликлинике, сдерживайте свою общительность. Постойте (посидите) в сторонке, сократите контакты. В идеале посадите в очередь папу, а сами погуляйте с малышом на свежем воздухе.
Действия после прививки
- Гулять!!!
Стараться немного недокармливать (при наличии аппетита) или кормить только по аппетиту (если аппетит снижен или отсутствует).
Побольше пить – минеральная вода, компот из сухофруктов, зеленый, фруктовый, ягодный чай.
Чистый прохладный влажный воздух.
Максимально ограничить общение с людьми – ребенок вырабатывает иммунитет, его организм занят. Другие микробы нам сейчас нежелательны. А источник этих других микробов – другие люди.
При повышении температуры тела и существенном нарушении общего состояния – осмотр врача, но парацетамол в любом виде (свечи, таблетки, сироп) вполне можно дать. Чем выше температура тела, тем актуальнее правила, изложенные в пунктах 2,3 и 4.
Если ребенок после прививки заболел
В пятницу Пете сделали прививку, в понедельник он начал кашлять, а в среду врач поставил диагноз “воспаление легких”. Вечные вопросы: почему это произошло и, разумеется, кто виноват?
С точки зрения родителей, виновата прививка – этот факт очевиден и лежит на поверхности – углубляться не очень то и хочется. На самом деле вероятных причины три:
Неправильные действия непосредственно после прививки.
Дополнительное инфицирование, чаще всего, острая респираторная вирусная инфекция на фоне “занятого” иммунитета.
Снижение иммунитета вообще – “благодаря” соответствующему воспитанию.
Так кто виноват и что делать, дабы этого не произошло? Вопрос риторический, ведь очевидно, что способность ребенка нормально реагировать на прививки во многом зависит от системы ухода и воспитания. А это уже полностью в компетенции родителей.
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 18/01/2007 14:24
обновлено 17/08/2018
– Образ жизни
– Прививка убивает! Губит на корню естественный иммунитет ребенка! Мы все такие хилые, потому что являемся жертвами массовой вакцинации!
– Прививки спасают, если б не они, многих из нас вообще уже не было в живых!
Все родители делятся на сторонников и противников профилактических прививок. Представители того и другого лагеря яростно отстаивают свою правоту.
Спорят и ведущие специалисты в этой области. Сегодня на страницах “МК” диспут о прививках ведут доктор медицинских наук профессор кафедры детских болезней ММА им. И.М.Сеченова Александр МАЛАХОВ и выпускник ММА – доктор философии Еврейского университета в Иерусалиме, практикующий врач-гомеопат Александр КОТОК.
Комментарий редакции Фраудкаталога (Антишарлатанского сайта): Антипрививочное движение не является научным направлением медицины. Идеология борьбы с вакцинацией декларируется рядом маргинальных личностей, использующих неформальные методы рекламы собственного парамедицинского бизнеса.
Бывший советский врач Александр Коток, проживающий в Израиле, медицинской практикой не занимается. Общественная работа в Антипрививочном движении – единственный род деятельности гомеопата-теоретика.
Следует отметить тот факт, что вся активность А.Котока сосредоточена исключительно на пространстве русскоязычного интернета и внутри созданной им маленькой секты антипрививочниц – последовательниц непритязательного культа. Данный факт помогает А.Котоку сохранять пенитенциарный иммунитет в стране проживания и заставляет уповать на слабость законодательной системы страны периодического гостевания.
– Вакцинация проводится уже более двух веков. Каково мнение современных врачей: чего больше в прививках – плюсов или минусов?
Малахов: Прививки кардинально изменили ситуацию, связанную с инфекционными заболеваниями человечества, на десятки лет увеличили среднюю продолжительность жизни. Вспомните пандемии черной оспы, чумы, которые уносили миллионы жизней и о которых мы сейчас, к счастью, и думать забыли.
Коток: Не могу полностью согласиться с коллегой. Еще до широкого распространения прививок число инфекционных заболеваний уменьшилось во много раз. Это было связано с прогрессом медицины и изменением условий жизни – появлением водопровода и канализации, хлорированием воды… Фактически исчезли болезни, от которых никогда не делалось массовых прививок, – холера, брюшной тиф, сибирская язва. В то же время дифтерия, с которой прививками боролись почти полвека, быстро напомнила нам о себе, когда население обнищало и появились толпы бродяг.
Малахов: Вспоминаю, что в конце 70-х в России был пик моды на отказ от прививок. И теперь, как эхо, вспыхивают инфекционные заболевания среди взрослых – непривитых детей того времени. Например, коклюш сегодня в массовом порядке поражает граждан в расцвете лет…
Возьмем, к примеру, всем нам хорошо известный грипп. Недавно проводилось исследование на эту тему. Одна группа пациентов прививалась против гриппа вакциной, другая получала “альтернативную” профилактику: элеутерококк, дибазол. Во второй группе заболеваемость была почти в четыре раза выше, а течение болезни – гораздо тяжелее.
Коток: Инфекционные заболевания были, есть и будут. Они естественные спутники человека. Бороться с ними прививками – бороться против самой человеческой природы. Даже если грубым насилием над природой мы искореним те или иные болезни, взамен них мы получим новые, нередко более опасные. Оглянитесь вокруг. Откуда взялось у детей столько сахарного диабета, рассеянного склероза? Почему переполнены детские онкодиспансеры? Задумайтесь об этом! Младенцы – группа риска- Некоторые родители специально приводят своих детей к заболевшим ровесникам, чтобы, мол, сформировался естественный иммунитет. Насколько это оправданно с медицинской точки зрения?
Малахов: На мой взгляд, это игра в “русскую рулетку”. Ждать, заболеет ли твой ребенок, сформируется ли у него “естественный иммунитет”, – нелепо. Не проще ли сделать прививки от заболеваний с тяжелыми последствиями, таких как корь, коревая краснуха, паротит? Да, после вакцинации кратковременное ослабление иммунитета происходит – во всем есть свои минусы и плюсы. Из двух зол нужно выбирать меньшее.
Коток: Бросьте, естественный иммунитет – отличная практика, которой не одна сотня лет. Ребенку лучше в определенном возрасте перенести свинку или ветрянку и приобрести тем самым пожизненный иммунитет к этим болезням. Зачем ставить его на требующие постоянного обновления прививочные “костыли”?
Я еще могу понять лечебные вакцинации, когда вакцину вводят для лечения уже существующей болезни. Так, прививка от бешенства небезопасна. Но, когда человек искусан животным, риск заболеть бешенством перевешивает риск пострадать от прививки. Но массовые профилактические прививки не улучшают здоровье прививаемых.
– По нашему календарю прививок вакцинация начинается с первых дней жизни малыша. Почему?
Малахов: Связано это с тем, что младенчество – наиболее критический период для серьезных инфекций. У нас мало людей, пышущих здоровьем. А у не совсем здоровых родителей не может быть здорового ребенка, всегда найдется какое-то слабое звено. Это не значит, что младенец обязательно болен. Просто он может быть предрасположен к каким-то заболеваниям, и ему нужна защита. К тому же прививочный календарь составлен так, что вакцинация не нарушает работу иммунной защиты, а лишь способствуют формированию стойкого иммунитета против конкретных инфекций.
Коток: Да не в этом дело! Объяснение простое – так удобнее с точки зрения вожделенного “массового прививочного охвата”. Нынешняя медицина прилагает все усилия, чтобы ребенок рос хронически больным. Младенцев, родившихся 12 часов назад, в роддоме прививают от гепатита В. С появлением этой прививки в календаре вакцинации резко возросло количество желтух новорожденных. Еще до того, как мать с ребенком покинут роддом, младенец получит и прививку БЦЖ, бесполезность которой в защите от туберкулеза прекрасно документирована в научной литературе.
– Если большинство детишек сейчас не совсем здорово, может быть, стоит подождать с прививками до того времени, когда они окрепнут?
Коток: Прививать больных детей – преступление, которому нет оправдания. У них и так проблемы с иммунитетом, а по нему еще бьют прививками, чтобы уж точно не оправились от хронических болезней. Нередко родители сообщают, что прививки словно “открывают кран” – ребенок начинает беспрерывно болеть отитами, ангинами, бронхитами, трахеитами, перестает сидеть, ходить, утрачивает ранее приобретенные речевые навыки…
Малахов: Абсолютно согласен, что прививать в период острого заболевания или обострения хронического нельзя. С другой стороны, дети, имеющие хронические болезни, наиболее расположены к инфекциям. Раньше считалось, что у часто болеющего ребенка есть погрешности в иммунитете. Сейчас во всем мире врачи пришли к выводу, что это не верно. Да, возможно нарушение каких-то звеньев, но это не значит, что иммунитет неполноценен. Поэтому постоянный отвод от прививок часто болеющих детей – ошибочная практика. Современная медицина, наоборот, считает, что эти дети в первую очередь требуют рациональной иммунопрофилактики. Во-первых, они чаще болеют. Во-вторых, заболевания у них протекают в осложненной форме. В-третьих, у них статистически чаще может развиться неблагоприятный исход болезни. Поэтому для них помимо обязательных прививок существуют еще и вакцины по показаниям. Одна из таких прививок – против пневмококковой инфекции. Так, возбудитель пневмококка вызывает более 70% всех заболеваний респираторной системы. Есть хорошая вакцина против него – для детей, часто болеющих респираторными инфекциями.
– “Правильная” вакцина- Каким детям противопоказаны прививки?
Малахов: На сегодняшний день использование современных высокотехнологичных вакцин свели абсолютные противопоказания до минимума. Если на какую-то прививку у человека была тяжелая аллергическая реакция, то данный вид прививок пациенту противопоказан. Но другие вакцины после обследования и проведения определенной подготовки вводить можно.
Коток: Прививки противопоказаны любым детям, родители которых хотят растить их здоровыми!
– Многих пугают последствия вакцинации: повышение температуры, аллергии. Это осложнения после прививки?
Малахов: Нет, в большинстве своем это естественная реакция организма на постороннее вмешательство. Она, как правило, кратковременна, имеет легкое течение и не требует медикаментозной коррекции. Главное – на первом году после вакцинации не стоит вводить ничего нового в питание. В течение 7-10 дней диета должна быть такой же, как до прививки.
Коток: Поскольку вакцинация, как я уже сказал, приводит к подавлению иммунитета, то вполне естественно, что ребенок после прививок становится подверженным тем болезням, которыми он бы не заболел, не получив прививок. И благо, если дело ограничится только респираторными вирусами.
– Какие вакцины лучше – наши или импортные?
Коток: Хрен редьки не слаще. Родители, запуганные ужастиками о страшных болезнях, вместо того чтобы сказать и тем, и другим вакцинам “чума на оба ваши дома!” и отказаться от прививок, мечутся в поисках “правильных” вакцин и “правильных” прививочных центров. Нет принципиальной разницы между российскими и импортными вакцинами. Ртуть, алюминий, фенол, формальдегид, микоплазмы, простейшие, вирусы животных и все иное, содержащееся в вакцинах, будут вредить ребенку вне зависимости от того, печать какой страны стоит на упаковке ампул с вакцинами.
Малахов: Сравнивать сложно, плюсы и минусы есть у тех и у других. Да, противники вакцинации часто говорят, что не сами прививки опасны, а те вещества, которые применяются при их изготовлении. Однако наши оппоненты отстали от жизни. Сегодня мы используем новую генерацию вакцин, где перечисленные примеси (консерванты) сведены до минимума или исключены.
Вакцинация как зеркало культуры – И все-таки насколько часто возникают не реакции, а именно осложнения после вакцинации?
Коток: Я сталкиваюсь с поствакцинальными осложнениями постоянно. Думаю, и внимательный родитель видит, что очень часто отиты, простуды, ангины и другие болезни, свидетельствующие о подавлении иммунитета, появлялись почти сразу после прививок или пробы Манту. В последнее время резко возросло число детей, страдающих от гиперактивности, значительно затрудняющей обучение в школе. По некоторым данным, от нее страдают до 28% всех российских детей. Я это тоже связываю с вакцинацией. А зайдите в спецшколы, поговорите с родителями. Вы узнаете, что нередко глухота или аутизм последовали за той или иной прививкой, чаще всего – АКДС. К сожалению, от врача в России требуется огромное мужество, чтобы зарегистрировать осложнение.
Малахов: Эта давняя дискуссия, которую поддерживают прежде всего специалисты “альтернативной” медицины, не имеет под собой доказательной научной и статистической базы. Тяжелые реакции или осложнения после вакцинации – единичные случаи. Мы о них подробно знаем только потому, что каждый такой случай подвергается детальному анализу и клиническому разбору в среде специалистов. Когда возникают нехарактерные реакции после прививки, чаще всего выясняется, что были нарушены требования подготовки к вакцинации.
– Много ли сейчас в России отказов от прививок?
Коток: Их все больше, и я рад этому. Федеральным законом РФ об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 1998 г. (ст. 5) установлено, что российские родители имеют право на отказ от прививок. Их непривитых детей обязаны принимать и в детсады, и в школы. Рост числа отказов – свидетельство грамотности населения, того, что родители отказываются слепо подчиняться “планам прививочного охвата на участке” и берут здоровье детей в свои руки.
Малахов: Все наоборот! Реальная ситуация не только в России, но и в европейских странах подтверждает, что отказов от прививок с каждым годом меньше. Согласен и поддерживаю, что вакцинация – дело добровольное. Однако следует помнить: непривитой ребенок не только сам имеет повышенный риск инфекционного заболевания, но и представляет опасность для других детей.
По опубликованным у нас исследованиям, чем выше в какой-либо стране уровень санитарной культуры населения, тем больше они следят за защитой от потенциальных инфекций. И даже в том же Израиле, который представляет уважаемый оппонент, только 1% населения остается непривитым.
К счастью, в последнее время наше население начинает понимать, что легче предупредить заболевание, чем потом его лечить.
Беседовала Плешакова Светлана
“Московский Комсомолец” от 26.03.2007
Источник: Антишарлатанский сайт
опубликовано 06/11/2009 03:08
обновлено 16/03/2017
– Вакцинация