Польза игр для развития речи

Польза игр для развития речи thumbnail

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Значение речевых игр в развитии детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с недостатками в речевом развитии могут возникать и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Таким детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Однако очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Особенно необходимо развивать речь детей в игре и формировать речевое общение в группах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Речевые игры – это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры: задача → игровая задача → игровые действия → правила игры → результат. В речевых играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Через речевую игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. В игре развиваются память, мышление, внимание, речь, воспитывается самостоятельность, умение самостоятельно добывать и применять знания, формируется любознательность, инициативность, творческое воображение. Так же в процессе игры появляется удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и навыков и их развитие. Кроме того, игра позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта.

 Педагог является и участником, и руководителем игры. Он обеспечивает поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывает давление, выполняет второстепенную роль, незаметно для детей направляет игру в нужное русло. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания. Наблюдая за действиями речевой игры, при необходимости оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые испытывают затруднения в ходе игры, напоминая о правилах игры. Речевые игры не только способствуют преодолению речевых недостатков и обогащению словарного запаса, но и развивают инициативу у детей.

Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр.

Одним из видов игр является словесная дидактическая игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих,  они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, Словестные игры помогают детям расширять знания о различных предметах и явлениях.

При планировании словесных игр необходимо учитывать, что в младшей и средней группах игры должны быть направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

А в старшем дошкольном возрасте у детей активно начинает формироваться логическое мышление, и игры подбираются с целью формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: дети должны быстро находить нужный ответ, точно и четко формировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. Игры, в которые вы можете поиграть с детьми:

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Один – много».  Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец – огурцы, помидор – помидоры, репа – репы».

«Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец – огурчик, репа – репка, морковь – морковочка, лук – лучок, картошка – картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Лови и бросай, и цвета называй». Цель: согласование существительных и прилагательных. Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Примеры: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

Игры на формирования звуковой культуры речи

 «Стучалочка, звуки я сказать хочу и по мячику стучу». 
Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА ЭЭЭЭ О ОО ООО У УУ УУУ.

«Интонационное выделение слова». Цель: учить ребенка интонационно выделять слова в чистоговорке. Взрослый составляет чистоговорку вместе с ребенком (например, са-са – идет лиса). Затем взрослый спрашивает ребенка: “Са-са – идет КТО?”, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, голосом выделяя слово-ответ. Чистоговорку лучше выложить маленькими фишками, а слово-ответ – большой фишкой . Например: са-са – идет ЛИСА.

Игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений.

«Отгадай-ка». Цель: Обучать описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. «Металлическая, из прутиков, стоит на подоконнике, оттуда слышно пение птички», «Белого цвета, электрический, крышка открывается, сбоку горит красная лампочка, стоит на подставке, в нем кипятится вода».

«Магазин». Цель: Обучать описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию. Дети сидят полукругом, на столе полочка с игрушками. Продавец один из детей. К нему обращается сначала педагог: «Я хочу купить у Вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть и малыши, и взрослые». (Условия игры: нельзя смотреть на игрушку, которую хотите купить.) «Радио». Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей. Диктор (словарная работа – кто это?) будет описывать кого-либо из нашей группы, а по его рассказу мы узнаем, кто это. (Потерялся мальчик. У него короткая стрижка, джинсы, свитер, на котором изображена красная машинка).

Читайте также:  Польза голодания на воде один раз

«Что это за птица (зверь)?» Цель: Учить описывать характерные признаки птиц, зверей и по описанию узнавать их. «Это птица большая, на ногах шпоры, на голове красный гребешок, желтый клюв, красивый хвост, будит по утрам». «Да-нет».Цель: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Водящий выходит за дверь. Дети выбирают предмет. На вопросы водящего они могут отвечать только: «Да» или «Нет». Водящий спрашивает: «Этот предмет лежит на полу?» – «Нет». «На стене?» – «Нет. «На полке?» – «Да». «Он стеклянный?» – «Да». «Это ваза?». – «Да». Игры, воспитывающие у детей умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.

«Похож – не похож». Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать по описанию предметы. «У меня два цветка. Один с белыми лепестками и желтой серединкой, а другой розовый, с красивыми душистыми лепестками, с шипами».

«Кто больше заметит небылиц?». Цель: Учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; воспитывать умение отличать реальное от выдуманного.

Развитие у детей связной, образной речи, воспитание понимание юмора, умения самому пошутить.

К.И. Чуковский «Путаница».

«Придумай небылицу». Цель: Учить детей придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ, развивать фантазию детей. «Шла по лесу девочка. В руках у нее была волшебная корзиночка. Сорвала девочка земляничку, положила в корзиночку, идет дальше. Нашла еще одну ягодку. Хотела положить в корзиночку, а места нет. Первая земляничка выросла и заняла все свободное место. Пришлось ягодки в кулачок собирать».

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

«Отвечай быстро». Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы (по цвету, форме, размеру, качеству и т.д.), быстро отвечать. Игра с мячом. Вопрос: «Зеленый». Быстрый ответ: «Лист». «Деревянный» – «Стол» «Каменный» – «Дом».

«Кто больше?» Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, воспитывать умение быстро думать. «Дети, как вы думаете, какая профессия у Татьяны Ивановны, которая готовит котлеты?»

«Что кому нужно?» Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

«Что нужно для работы сапожника?». «Гвозди, молоток, кожа, сапоги, ботинки, машинка, лапа и т.д.» – ответы детей.

«Вершки – корешки». Цель: Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле). «Морковь» – (ответ «Корешки»). «Помидор» – «Вершки».

«Назови три предмета». Цель: Упражнять детей в классификации предметов. «Какие предметы можно назвать одним словом «Цветы», но – условие: назвать можно только три слова. («Ромашка, георгин, пион»)

«Охотник». Цель: Продолжать упражнять детей в классификации животных, рыб, птиц и т.д. Ребенок идет от метки до метки, на каждый шаг он произносит слово. «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на лису (шаг), на зайца (шаг) и т.д.». Побеждает тот, кто дошел до конечной метки, произнося с каждым шагом новое название животного, повторяться нельзя.

«Звери, птицы, рыбы». Цель: Закреплять умение классифицировать животных, рыб, птиц. Дети по кругу передают какой-нибудь предмет (от соседа к соседу) со словами: «Вот птица. Что за птица?» и нужно дать быстрый ответ «Орел». Называть можно не только птиц, но и зверей, насекомых, рыб.

«Кто больше назовет предметов?» Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства. «Что люди выращивают на полях?» (картофель, пшеницу, рожь и т.д.) «Кто вырастил зерно?» (хлебороб). «Кто выпекает хлеб?» (пекарь).

Игры, развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание.

«Испорченный телефон». Цель: Развивать слуховое внимание. Тихо произносить на ухо соседу слово, которое услышал первый участник от водящего.

«Краски». Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Водящий Сенька Попов. Хозяин распределяет, кто какой краской будет. Сенька Попов приходит за краской. Ведет диалог с хозяином красок. Если нужная ему краска есть, он ее уводит, если нет – уходит в сторону. Потом возвращается. Игра повторяется.

«Где мы были, мы не скажем». Цель: Воспитывать находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться. Одна группа изображает хорошо знакомую деятельность, которую дети наблюдали, другая группа отгадывает. (Чистка ботинок, мытье посуды, чтение книг, играет оркестр или отдельный музыкальный инструмент и т.д.).

«Наоборот». Цель: Воспитывать у детей быстроту мышления. Игра с мячом. Назвать антонимы. (Вперед – назад; внутри – снаружи; налево – направо; завязать – развязать и т.д.).

«Когда это бывает?». Цель: Уточнить и углубить знания о временах года. «Когда бывает много желтых листьев?». «Что бывает весной?» и т.д.

Из словесных игр очень интересными для развития речи являются игры – предположения: «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Эти игры помогают развить у детей умение высказывать предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают, исходя из своего опыта.

С уверенностью можно сказать, что эти игры учат детей фантазировать, и даже побуждают к активному высказыванию детей с речевыми проблемами. Ведь дети разные, и разные у них мечты: одни хотят быть космонавтами, другие – врачами, чтобы все были здоровы, третьи (отдавая дань любви к воспитателю) хотят быть тоже воспитателями. Ценность этих игр еще и в том, что в них происходит активизация и обогащение словаря.

При словарной работе с детьми необходимо применять игры-загадки как словесные игры. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать). С этой целью могут проводиться вечера-досуги «Отгадай загадку». Дети не только могут отгадывать новые загадки, но могут подготовить заранее вместе с родителями для таких вечеров свои загадки.

Со словесными играми родителей можно знакомить через информационные стенды, индивидуальные беседы, на собраниях, открытых показах. Словесные игры на развитие и активизацию словаря можно проводить с мячом. Это помогает удержать внимание ребенка; ведь дети,  как правило, невнимательны, часто отвлекаются. Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективности речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения.

При использовании на занятиях речевых игр и упражнений продуманная и правильно организованная работа приводит к формированию у детей дошкольного возраста правильной и грамотной речи, что в целом является положительным результатом. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания,

Читайте также:  Есть ли польза от ультрапастеризованного молока

Источник

Игра — это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого.

А.С. Спиваковская.

Актуальность. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, одна из главных. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Таким образом, игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактическая игра имеет определенную структуру.Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка

Хорошая речь – важное условие для развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постоянно , вместе сего ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать

Особенностях проведения словесных игр

Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры. Именно в речевой игре ребенок получает возможность совершенствовать , обогащать. Закреплять, активизировать словарь. Игры также формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.

Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи6

  1. Воспитание звуковой культуры речи

  2. Формирование грамматического строя речи

  3. Обогащение словарного запаса

  4. Развитие связной речи.

Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки. Например: «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси».

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

  Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. Так же в младшем дошкольном возрасте можно использовать такие игры как: «Про кого я говорю?», «Назови части целого», «Угадай игрушку», «Играем в прятки с мишкой», «Угадай кто позвал»

Средний дошкольный возраст – добавляются словесные игры. В которых используются сравнения предметов. («Что бывает широкое, высокое, низкое», «Назови лишнее слово»), описательные признаки («Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек»), формирование элементарных обобщений («Что сажают в огороде»,так же можно использовать договаривание детьми слов , недосказанных воспитателем и пр.

Учим детей сравнивать предметы , описывать их опираясь на накопленный опыт , расширяем активный словарь. Развиваем лидерские качества, ответственность.

В средней группе воспитатель еще руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.

.

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр.

Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры.

В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении словесных игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников

  Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.

 Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.

Формирование существительных во множественном числе
ИГРА «ПОХВАСТУШКИ»»

«У меня кот – а у меня коты

У меня котенок – а у меня котята», или

Играем в хвастунишек, один хвастается в единственном числе, а другой во множественном числе. Для детей постарше еще можно усложнить задачу и придумывать слова по текущей лексической теме, развивая при этом концентрацию внимания, память и мышление.

«У меня огурец – а у меня огурцы» и т.д.

При использовании ИКТ дети играют роли каких-либо героев сказок и мультфильмов.

Учимся употреблять существительные в винительном падеже (с окончаниями –У, -А)

«Я люблю…» – эта игра также создает настроение (хорошо использовать в конце занятия), очень развивает внимание и память, а также способствует активному пополнению словаря. Ребенок называет любое слово по данной лексической теме, а следующий называет слово предыдущего и прибавляет что-то свое и т.д. со всей подгруппой. Здесь можно использовать и одежду, и транспорт, и имена, и продукты питания, и животных… Например по теме «Обитатели севера»: «Я люблю пингвина». Следующий: «Я люблю пингвина и моржа». Следующий: «Я люблю пингвина, моржа и белого медведя». Следующий: «Я люблю пингвина, моржа, белого медведя и морского котика»…

Существительные в винительном падеже (с окончаниями –У, -А).
Похожие игры

Игра «Кого ты видел в зоопарке (океанариуме)?», «Кого ты видишь?» эту игру можно использовать в начале формирования словаря и представлений по выбранной лексической теме. hello_html_m1ce1fe78.jpghello_html_7ca78a1d.jpg

hello_html_6fa7a36e.jpg

Учимся употреблять существительные в творительном падеже (чем?)

Игра «Накорми животное»– про домашних или диких животных

Если дети постарше можно использовать изображение конкретной пищи животного «Я накормлю лошадку сеном», при этом хорошо изготовить небольшие изображения этой пищи и заламинировать.

hello_html_m513a9750.jpg

hello_html_m2c71fe54.jpg

Игра «Кто чем?» (рисует, ест, пилит…)

При использовании ИКТ, опять вступают в игру сказочные герои, или из мультфильмов (см.дальше примеры игр).

hello_html_390b34d5.jpg

hello_html_6e0bc97f.jpg

«Кто чем работает»

hello_html_1b3bef4b.jpghello_html_f27fb55.jpg

hello_html_m34d94e5a.jpg

Активизация и обогащение словаря

Читайте также:  Сардины в собственном соку польза и вред

Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Их необходимо вводить в предложения. Надо добиваться, чтобы дети уместно употребляли их в том или ином тексте.

Словарная работа на данном этапе заключается в том, что детей учат различать и называть части предметов (части тела у животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья, крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые вкусовые качества; некоторые физические качества (холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется). В дидактических играх «Что изменилось», «Назови правильно», «Не ошибись» и др. ребенок совершенствует словарный запас, у ребенка формируется интерес к словарной деятельности .

Активизация Назвать хищное, травоядное животное.

Какие животные есть из сказок «Маугли»,

«Приключение Буратино».

Дидактические игры:

«Кто под кем» , «Кто между кем», «Кто что любит»,

«Кто где живет», «Угадай по описанию», «Отгадай загадку»

Закончи фразу:

Я люблю…

У меня нет…

Я забыл о …

«Чьи ноги, голова. хвост…»

У кого есть лапы? 

У кого есть копыта? 

«Чей клюв».

Кто изображен на картинках?

Чем птицы отличаются от животных?

Назвать перелетных, хищных, зимующих птиц.

Назвать всех птиц во множественном числе.

Какая из этих птиц ведет ночной образ жизни?

Как называется сок из …?

На какие две группы можно поделить соки?

Что еще можно приготовить из фруктов, овощей?

На какую геометрическую фигуру похожи фрукты, овощи?

Назовите вершки, корешки?

Связная речь

Овладение связной речью происходит постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения), потребность в общении приводят к овладению разными типами речи – описанием, повествованием, рассуждением. И всё это в основном реализуется через дидактическую игру.

При работе с детьми я столкнулась с такими речевыми проблемами, как неумение последовательно излагать свои мысли, описывать ту или иную ситуацию (предмет), правильно выстраивать диалоги и составлять предложения. Для устранения проблемы было необходимо чётко спланировать работу с детьми, в частности – правильно подобрать дидактические игры, способствующие развитию связной речи. Дидактические игры в наибольшей степени влияют на развитие связной речи, превосходя подвижные и сюжетно-ролевые игры. Для достижения наилучшего результата я использовала дидактические игры в утренней индивидуальной работе с детьми (например, игру «Рассмотри и опиши», в которой дети рассматривают и описывают предложенный воспитателем предмет), в образовательной деятельности («Придумай предложение», целью которой является научить составлять предложения со словом, заданным в определенной форме и развить речевую активность; «Хорошо-плохо, где дети рассуждают на заданную тему, а целью игры является развитие связной речи, умение высказываться сложноподчиненными предложениями»), на прогулках («Какое небо? – дети рассматривают небо, описывают его, подбирая относительные прилагательные», «Кто больше назовёт действий» – дети перечисляют действия объекта, что можно было использовать в наблюдении за прохожими, за детьми соседних участков). Эти и многие другие дидактические игры способствуют развитию связной речи, ведь в игре ребёнок думает, логически рассуждает, и учится связноизлагать свои мысли посредством описания, рассуждения, повествования. Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Их использование оказалось очень эффективным, так как дети смогли научиться выстраивать диалоги, составлять связанные друг с другом по смыслу предложения, рассуждать логично и последовательно. Дошкольный возраст – это самый важный период для формирования связной речи, в котором средством формирования является дидактическая игра. 

hello_html_m4da140db.jpg

Составление рассказа по картинке.

Цель: Упражнять детей в составлении связанного рассказа с заданным началом.

Задание для детей: Придумайте продолжение рассказа , помещая маленькие картинки на большую. «Стоял жаркий летний день…».

Деятельность детей: Дети «перетаскивают» вспомогательные картинки на фоновую и продолжают рассказ

hello_html_307284f9.jpg

Звуковая культура речи

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово… стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

– Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных… (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

hello_html_maf29095.jpg

hello_html_61a8f1e5.jpg

hello_html_4fedcda9.jpg

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективности речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной. А ребенок, в свою очередь, решая несложные развивающие игровые задания, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение -это залог успешного развития!

Источник