Польза игры на губной гармошке

Польза игры на губной гармошке thumbnail

А известно ли вам, что игра на губной гармошке обладает выраженным лечебным свойством?

Современная медицина, как и древние восточные учения, сходятся во мнении, что дыхательные упражнения можно рассматривать в качестве наиболее сильного средства для физического и психического оздоровления организма.

С давних времен человечество пытается найти наиболее эффективную методику для профилактики и лечения заболеваний органов дыхания, которая позволяла бы без особых затрат, что актуально для современного общества, добиться определенного лечебного эффекта.

Сейчас самыми известными и наиболее полезными для здоровья, что подтверждено многими исследованиями, являются следующие дыхательные гимнастики и комплексы упражнений:

  • Пранаяма: дыхательные практики в йоге
  • Восточная гимнастика тай-цзи
  • Эндогенное дыхание по Фролову
  • Система трехфазного дыхания (система правильного дыхания)
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Метод Бутейко

Каждая из вышеперечисленных методик может существенно улучшить качество жизни больных с трудно излечимыми хроническими заболеваниями, такими как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить ещё большее. Самое удивительное, что губная гармошка — это единственный музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных комплексов упражнений и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание при игре на губной гармошке тренируется как на выдох, так и на вдох. На губной гармошке невозможно научиться играть, не научившись дышать правильно.

Регулярная игра на губной гармонике необходима при следующих заболеваниях:

1) Болезни дыхательных путей: бронхит, пневмония, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма, хронические обструктивные болезни легких, в том числе бронхит «курильщика».
В первую очередь, конечно же, игра на губной гармонике является одной из самых лучших профилактик заболеваний дыхательных путей. Людям, которые часто болеют, рекомендуется заниматься ежедневными специальными дыхательными упражнениями или задуматься о покупке губной гармошки. Регулярные занятия на губной гармонике настолько положительно сказываются на улучшении функции легких, укреплении дыхательной мускулатуры и тренировки диафрагмы, что в некоторых развитых странах гармошку активно используют в медицинских учреждениях даже для лечения такого тяжелого заболевания, как бронхиальная астма.
А для тех, кто борется с так называемым «бронхитом курильщика» или желает намного быстрее очистить организм после долгих лет табакокурения — нет лучшего способа, чем начать регулярно играть на губной гармонике.
Те, кто страдает хроническими заболеваниями, перед тем, как начнут регулярно играть на губной гармошке, должны обязательно проконсультироваться у своего врача. Такие занятия должны проходить только в период ремиссии!

2) Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Регулярная игра на губной гармонике способствует насыщению кислородом всего организма и позволяет улучшить кровообращение. А у тех, кто страдает гипертонической болезнью, нормализуется артериальное давление.

3) Заболевания центральной нервной системы, в том числе инсульты.

Как известно, инсульты многих способны «приковать к постели». Таким больным требуется длительная реабилитация, для того, чтобы заново научиться ходить, выполнять простые действия. Для более быстрого восстановления утраченных функций, необходима дыхательная гимнастика, в том числе будет полезна игра на губной гармошке. Так как при задействии функций одних органов, по механизму висцеро-висцеральных рефлексов, будет происходить восстановление функций других органов и систем. Кроме того, игра на губной гармонике способствует развитию мелкой моторики, что чрезвычайно важно для неврологических больных.

4) Психические расстройства и заболевания.
Здесь идет речь не только обо всем известном благоприятном воздействии музыки на психику человека, а и об уникальных возможностях именно губной гармоники. Во-первых, правильное дыхание, без которого игра на губной гармошке невозможна, напрямую и моментально влияет на психическое и физическое состояние организма. Известная истина: «хочешь изменить состояние — измени дыхание» работает в реальном времени. Человеку, который находится в негативном состоянии, достаточно изменить тип и ритм дыхания в данный момент времени, чтобы «выскочить» в другое состояние, а игра на губной гармошке способствует «переходу» исключительно в позитивное состояние. Во-вторых, губная гармошка еще и буквально физически влияет на психическое состояние человека. Каким образом? Звук на губной гармонике возникает при воздействии воздушной струи на язычки губной гармошки, от чего те начинают колебаться. Данные колебания, на самом деле, очень хорошо ощущаются и распространяются в черепной коробке и даже во всем теле, что приводит к тому, что человек входит в лёгкое «измененное состояние сознания» сродни тем, которые достигаются медитативными релаксационными техниками (сравните с вибрациями в теле во время медитации «Ом»). Регулярное пребывание в таких измененных состояниях наилучшим образом сказывается на психическом и физическом состоянии организма, улучшается настроение, появляется ощущение гармонии, прилива сил и энергии. Губная гармошка выводит человека из депрессивных состояний и повышает интерес к жизни!

5) Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата.
Игра на губной гармошке особенно актуальна для больных, вынужденных длительное время находиться в лежачем состоянии. У таких больных происходят застойные явления в легких, которые впоследствии приводят к развитию гипостатической пневмонии, которая, в свою очередь, влечет за собой серьезные последствия, вплоть до летального исхода. Поэтому таким больным крайне необходимо проводить дыхательную гимнастику. Губная гармошка способствует чередованию вдоха и выдоха, что благоприятным образом сказывается на функциях органов дыхания.

6) Тяжелые заболевания детей и подростков.

Сюда относятся: ДЦП (детский церебральный паралич), аутизм, синдром Дауна и др. Для таких детей игра на губной гармошке может являться еще одной «ниточкой» к познанию окружающего мира. Т.к. способствует развитию слуха, координации движений.

7) Беременность.
Доказано, что во время беременности ребенок способен слышать музыку. Что может быть приятней игры будущей мамы на губной гармошке? Кроме этого, для самой мамы это прекрасное занятие оказывает большую пользу. По мере роста срока беременности наблюдается увеличение живота, который начинает сдавливать нижние отделы легких. (Отсюда же возникает одышка при ходьбе). Во время музыкальных занятий на губной гармонике, происходит расправление нижних отделов легких, что способствует увеличению дыхательного объема легких и профилактике гипоксии плода.

Читайте также:  Свекла в нос польза и вред

Быть губным гармонистом — это удивительная возможность не только получать удовольствие от музыки, но и ощущать себя здоровым и счастливым человеком!

Пройдите бесплатный онлайн курс “БЫСТРЫЙ СТАРТ”!

Источник

Оригинальная статья с сайта Harmonica Masterclass в архиве

Счастливые жители Великобритании // goodnewsnetwork.orgСчастливые жители Великобритании // goodnewsnetwork.org

В течение многих лет я слышал положительные отзывы о гармошечных программах для пациентов с легочными заболеваниями и о пользе, полученной их участниками. Из разговора с доктором Дэннисом Бако во время обеденного перерыва на моем Harmonica Masterclass Workshop в Long Beach California, получилось то, что вы видите ниже. До выхода этой книги, не существовало специальной гармошечной методики для легочных больных, но было очевидно, что для обучения таких людей должен применяться методический подход. Представленные обучающие материалы заполняют этот пробел.

Для начала нужно было разобраться в легочных заболеваниях. После некоторых изысканий стало понятно, что ориентироваться нужно в первую очередь на больных с ХОЗЛ (хроническими обструктивными заболеваниями легких). Обычно в эту группу включают больных эмфиземой, хроническим бронхитом и астмой. Ниже приводится основная информация об этих заболеваниях.

Дыхание

Большинство людей считают «дыханием» сжатие и расширение грудной клетки, однако на самом деле значительную роль в перемещении воздуха играет диафрагма. Диафрагма – тонкая мышца, отделяющий грудную клетку от брюшной полости – движется вверх и вниз, как батут, и изменяет давление в легких. Когда диафрагма движется вниз и грудная клетка расширяется вместе с легкими (на вдохе), давление внутри легких становится отрицательным и в них поступает воздух. В результате этого альвеолы (пузырьки в легких) расширяются и наполняются воздухом (стенки альвеол столь же тонки, как стенки мыльного пузыря). Свежий воздух контактирует с мелкими кровеносными сосудами (артериальными капиллярами, окружающими альвеолы), и кислород попадает в кровь, где прикрепляется к красным кровяным тельцам. В то же время диоксид углерода (отходы метаболизма) проникает через венозные капилляры в альвеолы. Когда диафрагма расслабляется и движется вверх вместе со сжатием грудной клетки, воздух вместе с углекислым газом покидает легкие.

Эмфизема

Эмфизема – заболевание, разрушающее неизвестным пока способом стенки альвеолярных мешочков. С разрывом все большего количества альвеол они превращаются в мешочки большего размера с сильной потерей эластичности. В результате появляется симптом, наиболее часто отмечаемый у больных эмфиземой: пациент способен вдыхать воздух, но не может выдыхать его полностью. Работа легких напоминает воздушный шарик – вы надуваете шарик (вдох в легкие), и когда вы останавливаетесь, шарик сжимается и выбрасывает весь воздух (выход из легких). При эмфиземе этот процесс меняется, поскольку воздушные мешочки разорваны и неэластичны. Воздушные проходы в легком сужаются из-за больших усилий, производимых при вдохе. Кроме того, потеря поверхности воздушных мешочков уменьшает эффективность кослородно-углекислотного обмена, приводя к пониженному насышению крови кислородом и повышенному содержанию в ней углекислого газа.

Хронический бронхит

Бронхи представляют собой сосуды, которые доставляют воздух во все отделения легких, разделяясь на все более мелкие бронхи, проходящие через каждую легочную долю. Бронхи разделяются в еще более мелкие сосуды – бронхиолы, и, в конце концов, в 300 миллионов мелких, упругих воздушных мешочков (альвеол). Небольшие мышцы с внешней стороны бронх могут сжимать или расслаблять их, а астма вызывает сужение этих мышц, уменьшая поток воздуха.

Вся поверхность вронхов пронизана клетками с небольшими волосками – ресничками. Другие клетки выделяют специальный секрет – слизь, которая покрывает реснички. Миллионы ресничек перемещают слизь по направлению ко рту. Инородные частицы, попадающие внутрь при вдохе, захватываются слизью и выносятся по трахее наружу, а далее проглатываются или отхаркиваются. При хроническом бронхите поверхность бронхов воспаляется, опухает и выделяет слишком большое количество слизи. Припухлость воздушных проходов уменьшает доступный объем, увеличивает сопротивление и затрудняет дыхание. Часть воздушных проходов может быть даже заблокирована лишней слизью. В свою очередь, слизь не отхаркивается наружу из-за суженных проходов, тем самым увеличивая вероятность легочных инфекций, вызывающих длительное повреждение легких.

Замечательно, что эффект, производимый игрой на губной гармошке, совпадает с целями программ легочной реабилитации.

Проблема №1 – ХОЗЛ вызывают задержку воздуха в альвеолярных мешочках. При эмфиземе – из-за потери упругости, и при бронхите – в результате раздражения и опухоли, воздушные проходы стремятся сузиться или сжаться во время выдоха. Это приводит к затруднениям при выдыхании и к застаиванию воздуха.

Традиционное решение. «Дыхание через сжатые губы» помогает ослабить сжатие воздушных проходов благодаря увеличению сопротивления потоку воздуха. Давление внутри воздушных путей повышается, благодаря тому, что воздушные проходы и мешочки остаются открытыми, пока диафрагма и мышцы живота выталкивают воздух из легких. Этот прием выполняется следующим образом: вы вдыхаете через нос, держа рот закрытым. Сжимаете губы, как при свисте или поцелуе, и выдыхаете медленно, постепенно напрягая мышцы живота, чтобы вытолкнуть воздух. Поддерживайте давление, достаточное для получения звука, но не торопите выдох. Поддерживайте расслабленное состояние и выдыхайте как минимум вдвое дольше, чем вдыхаете. При вдохе считайте от одного до двух, при выдохе – до четырех. Всегда выдыхайте вдвое дольше, чем вдыхаете.

Помощь гармошки. Ноты на губной гармошке звучат и на вдохе, и на выдохе; язычки, через которые проходит воздух, создают сопротивление воздуху. Таким образом, в воздушных путях постоянно создается повышенное давление, препятствующее их сужению, что очень похоже на «дыхание через сжатые губы».

Читайте также:  Пророщенные овес и пшеница польза

Проблема №2 – потеря эффективности мышц диафрагмы. Диафрагма – основной «дыхательный» мускул. Это большая куполообразная мышца, расположенная сразу за легкими и отделяющая грудь от брюшной полости. До 80% усилия при дыхании – результат работы диафрагмы. Другой способ – «грудное дыхание». Сайт DHD Healthcare утверждает, что «реберное дыхание раздвигает кости грудной клетки вверх и в стороны при помощи внешних межреберных мышц, увеличивая объем груди и создавая частичные вакуум. Расширения легких из-за пониженного давления недостаточно для вентиляции нижних легочных долей, и вентиляция легких ухудшается, так как именно нижние доли взаимодействуют с большей частью крови благодаря силе тяжести. Дыхание неглубокое, с небольшим перемещением живота». Больные часто используют «вспомогательные дыхательные мышцы» – шею, грудь, руки и плечи. Из-за чрезмерного вздутия легких, у больных эмфиземой и бронхитом развивается плоская диафрагма, которая не может работать достаточно эффективно для циркуляции воздуха в легких, и человек использует вспомогательные мускулы для компенсации этого.

Традиционное решение. Диафрагма – мышца, которую можно тренировать. Для диафрагмального дыхания, поместите одну руку на верхнюю часть груди, а вторую – на живот. Выдыхая, почувствуйте, как рука, расположенная снизу, движется внутрь. При вдохе рука, расположенная на животе, поднимается, в то время как воздух наполняет основание легких. Рука, лежащая на груди, не должна при этом ощущать движение.

Применимость гармошки. Игра на губной гармошке требует поддержки диафрагмы как при коротких, так и при длинных дыхательных последовательностях. Обучение диафрагмальному дыханию, предшествующее игре на гармошке, и наставление во время занятий добавляют веселья в процесс разработки диафрагмы.

Проблема №3 – больные ХОЗЛ испытывают трудности как при вдохе, так при выдохе. В большинстве случаев это объясняется потерей упругости легких и жесткостью нижней части грудной клетки, включая мышцы, хрящи, сухожилия и кожу. Подвижность грудной клетки особенно страдает из-за неглубокого дыхания.

Традиционное решение. Сильные брюшные мышцы помогают выталкивать воздух, сжимая грудную клетку и опуская нижние ребра. Они также необходимы для энергичного откашливания.

Похожесть гармошки. Для игры на гармошке требуется работа нижних долей легких, диафрагмы и межреберных мышц. Гармошка представляет собой достаточно мягкий тренажер для всех этих составляющих. С повышением выностивости играющего, продолжительность занятий может быть увеличена для повышения нагрузки.

Проблема №4 – потеря радости жизни, независимости, депрессия. Многие больные с хроническими заболеваниями страдают от депрессии и понижения качества жизни.

Традиционное решение. Большинство программ реабилитации легочных больных направлены на повышение настроения пациентов, увеличение их самостоятелности и стимуляцию творчества. Все это улучшает «качество жизни, зависящее от здоровья», важный показатель эффективности реабилитационных программ.

Похожесть гармошки. Умение играть музыку воодушевляет всякого. Обучение игре на гармошке требует сосредоточенности, практики и отработки приемов. Когда учащийся прогрессирует и слышит свою собственную музыку, депрессия уходит, а ощущение достижения доставляет удовольствие и повышает качество жизни.

Удивительно, как обычные тренировки на гармошке похожи на упражнения для легочной реабилитации. Теперь нужно было разобраться, как упростить знакомство с игрой на гармошке легочных больных, и не требуется ли адаптация музыки к их уровню контроля дыхания. «Первые упражнения» во втором разделе книги помогут начинающему гармонисту разобраться в дыхании через гармошку. Музыкальные примеры аналогичны тем, что рекомендуются обычно начинающим, но дополнительно содержат дыхательные обозначения.

Нашей целью при написании этой книги было помочь больным с хроническими заболеваниями легких достичь увеличения подвижности и жизненной силы, выносливости мышц, ответственных за дыхание, увеличения энергии, глубины дыхания, лучшего восприятия упражнений и лучшего качества жизни, с помощью игры на губной гармошке.

Наиболее важно улучшить качество жизни. Достоинства хорошо сбалансированного курса упражнений вполне понятны. Приборы, используемые в программах легочной реабилитации, такие, как спирометр, доставляют мало радости. В то же время, гармошка дарит совершенно особенную вещь – рождение музыки. То, что музицирование может быть так полезно в самых разных областях нашей жизни, удивительно. Выполняя упражнения, мы получаем не только физический результат, но и моральный, когда музыка действует на наше сознание, тело и настроение.

Игра на гармошке – не единственный способ борьбы с болезнью, но она помогает вести здоровый и активный образ жизни. Не отказывайтесь от специальных упражений, рекомендованных вашим врачом, используйте гармошку как дополнение к ним. Клинически не подтверждено, что игра на гармошке оказывает серьезную помощь при ХОЗЛ, но глядя на людей, знакомящихся с этим инструментом, становится очевидно, что польза его безгранична.

Дополнительные материалы (на английском языке):

  • Книга и компакт-диск Harmonica for Fun & Health
  • Содержание курса обучения (PDF)
  • Анкеты для учащихся (PDF)

Источник

О пользе раннего музыкального развития

Вопрос пользы от занятий музыкой занимал и занимает умы огромного количества ученых. В наше время, в связи с огромной конкуренцией, музыке как особой области в образовании уделяется непростительно малое место. Родители зачастую не хотят загружать ребенка дополнительными занятиями, отдавая предпочтение тем, которые не требуют много времени.

Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, в котором доктор Санг Хи, Виктор Юн и Катрин Гасс рассказывают о несомненной пользе от занятий музыкой не только для детей самого младшего возраста, но и для их родителей.

Польза игры на губной гармошке

– Какие способности помогают развивать в детстве занятия музыкой?

Д-р Санг Хи: Занятия музыкой в детстве оказывают влияние не только на общую музыкальность, они в высшей степени также положительно отражаются на общем развитии и благотворно влияют на развитие многочисленных навыков. Так, например, улучшается восприятие детей, потому что слух обучается совершенно особым образом: ребенок учится слушать внимательно.

Читайте также:  Аргановое масло польза для кожи лица

Обучение на инструменте положительно влияет на развитие речи, так как улучшается чувство ритма и восприятие звуков. Благодаря усилению контроля тела и навыков координации значительно улучшается развитие мелкой моторики. К тому же, занятия музыкой способствуют концентрации внимания и тренируют память. И, наконец, они помогают развить социальные навыки: потому что совместное музицирование – это общение друг с другом!

– В каком возрасте начинать лучше всего?

Виктор Юн (ВЮ): С точки зрения музыкальной терапии, возрастного ценза не существует. Однако музыкальность человека воспитывается преимущественно в течение первых девяти лет его жизни. Поэтому желательно, чтобы уже с самого начала ребенок посещал музыкальные ясли. Изучение музыкального инструмента начинается несколько позже, приблизительно с четырех лет. При этом дети должны одновременно учиться заботиться о своем инструменте, например, им нужно показать, как следует регулярно чистить губную гармошку.

Катрин Гасс (КГ): Однако никогда не поздно начать знакомство с инструментом. Родители также могут без проблем осилить музыкальные азы.

– Какой эффект оказывает совместное занятие музыкой?

КГ: Совместное занятие музыкой, будь то в семье, в школе или в музыкальном кружке, стимулирует совместное творчество, позволяет учиться друг у друга, заставляет притираться друг к другу и воспитывает чувство локтя и общей ответственности за успех в целом.

Эти фундаментальные социальные отношения являются признаками и условиями живой семейной и коллективной общности. При этом моменты успеха особенно укрепляют и поднимают самооценку как отдельной личности, так и всей группы. Кроме того, совместное занятие музыкой пробуждает честолюбие и мотивирует к более интенсивным занятиям.

– Как родители могут поспособствовать развитию музыкальности дома?

КГ: Полезно будет предложить детям широкую палитру музыки. Кроме того, родители должны знать, что их ребенок изучает на уроках музыки и напоминать ему о необходимости регулярных упражнений.

ВЮ: Показывать ему хороший пример и самим быть или становиться музыкально активными – ведь это никогда не поздно сделать. Ведь совместно пережитые события, которые укрепляют взаимоотношения между родителями и ребенком, являются наилучшей поддержкой.

– Каким мотивирующим фактором для детей является губная гармошка?

КГ: Губная гармошка устроена таким образом, что ребенок очень быстро может научиться играть простые мелодии и простые детские песни. То есть, он очень быстро добивается музыкальных успехов. А это очень сильно мотивирует.

ВЮ: Следует учитывать, что инструмент по размеру должен соответствовать маленьким детским рукам и рту. А значит, он не должен быть слишком большим или слишком тяжелым. Кроме того, на нем должно быть легко и просто учиться, чтобы у ребенка не возникал стресс. Какие преимущества у губной гармошки по сравнению с другими инструментами?

КГ: Здесь есть несколько позиций. Для тех, кто музицирует, преимущество в том, что научиться играть на губной гармошке быстро и просто. Начинающий даже может не знать нотную грамоту. В этом ему поможет специальная система записи с цветовой маркировкой каналов или ячеек. Кроме того, губная гармошка маленькая и удобная, а также весьма недорого стоит.

ВЮ: Хочу дополнить, что игра на губной гармошке оказывает благотворное влияние на легкие.

– Существует ли упрощенная система, с помощью которой дети (или даже взрослые) смогут достаточно хорошо и быстро научиться играть первые песни на губной гармошке?

КГ: Благодаря тому, что изначально вовсе не обязательно уметь читать ноты, нужно хорошо понять систему и можно будет полностью сосредоточиться на изучении техники. Ноты будут уже следующим этапом. Однако можно начать играть по нотам уже с самого начала. То, как начинать, полностью зависит от уже имеющихся навыков.

Польза игры на губной гармошке– Какое влияние оказывает музыка, в частности игра на губной гармошке, на здоровье и общее благополучие?

ВЮ: Проще говоря: тот кто занимается музыкой – счастлив и у него есть друзья. А тот, кто счастлив и у кого есть друзья – тот здоров. Говоря научным языком, игра на губной гармошке помогает снабжать кислородом кровь, тело и мозг. Занятия музыкой могут помочь вылечить некоторые заболевания или положительно повлиять на процесс выздоровления.

Тот, кто страдает храпом, или кому поставлен диагноз ХОБЛ (болезнь легких), может подобным образом добиться положительных результатов в процессе выздоровления. Игра на губной гармошке также может оказать терапевтический или профилактический эффект.

– Сказывается ли музыка положительно на социальном взаимодействии у детей и подростков?

КГ: Занятия музыкой создают точки соприкосновения в обществе. Это помогает легче вливаться даже в новый коллектив. Занятия музыкой учат детей слушать друг друга. И это дает свой положительный эффект.

– Спрошу совсем прямо: делают ли занятия музыкой детей более умными?

КГ: Мы знаем, что музыка способствует общему развитию: Она дает ощутимое улучшение социальных навыков и повышение мотивации для учебы и достижения результатов. Она способствует музыкальным успехам и творчеству, и улучшает эмоциональный душевный настрой.

ВЮ: Музыка может компенсировать недостаточную концентрацию внимания. Таким образом она помогает достичь хороших результатов школьной учебы, несмотря на то, что увеличивает занятость по времени. Буквально недавно родители двух сыновей, которые учатся у меня играть на губной гармошке, говорили мне, что их школьная успеваемость значительно улучшилась. Они определенно стали гораздо более сосредоточенными, чем до начала наших уроков.  

Источник