Польза или вред детского сада

Польза или вред детского сада thumbnail

Разобрали аргументы противников и сторонников детских садов, узнали мнение учёных и рассмотрели другие формы воспитания малышей.

Всё больше родителей отдают предпочтение альтернативным видам дошкольного образования. Лайфхакер исследовал историю детских садов и обнаружил, что в муках выбора между формами воспитания упускается из виду не менее важная проблема.

Когда и зачем появились первые детские сады

Первый прототип такого учреждения был создан ещё в 1802 году в Шотландии. Основателем детских садов, какими мы привыкли их видеть, считается немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Он же придумал и сам термин «детский сад» — kindergarten.

Свой первый детский сад Фрёбель открыл в 1837 году. Первое схожее по функциям заведение в России стало принимать малышей в 1859 году. А сад для детей по системе Фрёбеля в России был организован в 1862 году благодаря Софье Люгебиль, жене известного литератора Карла Люгебиля.

Дошкольные учреждения неслучайно появились в середине XIX века. Малышу они должны были обеспечить гармоничное развитие, а маме — более полное участие в жизни общества. Однако на практике частичное освобождение женщин от материнских обязанностей использовалось для эксплуатации женского труда.

Сама работа детских садов была подчинена не развитию и социализации детей, а воспитанию нужных для государства качеств. Строгая дисциплина, разделение детей по возрасту, изучение конкретных навыков, порой телесные наказания — главные принципы функционирования первых таких учреждений. В некоторых странах они не изменились до сих пор, поэтому лагерь противников этого института растёт.

Какие минусы и плюсы детских садов отмечают их противники и сторонники

Минусы детских садов

1. Приучают к режиму и дисциплине, которые детям не нужны

Дисциплина противниками детского сада понимается как принуждение соблюдать устаревшие правила, которые были полезны во времена работы детей на фабриках.

2. Не помогают в социализации и не учат работе в команде

Сторонники отказа от детских садов считают, что игра — это добровольное желание малыша. А в саду игры и занятия принудительны, к тому же часто сопряжены с драками, ссорами и конфликтами.

3. Не развивают детей

Приверженцы альтернативного воспитания считают, что в группе из 20–30 человек невозможно уделить должное внимание каждому.

4. Вызывают стресс у ребёнка

Малыш попадает в новую среду, как правило, в раннем возрасте, что плохо сказывается на его психологическом развитии.

Плюсы детских садов

1. Позволяют родителям больше заработать

Зачастую родители просто не могут себе позволить альтернативу садику по финансовой причине. Семья обеспечивает ребёнка всем необходимым, только когда работают и мама, и папа.

2. Помогают установить границы

Когда родители проводят с малышами всё время, то взросление проходит болезненно. Отложенная сепарация и чрезмерная забота о детях — следствие отсутствия границ между жизнью ребёнка и родителей.

3. Развивают самостоятельность

Федеральный институт развития образования рекомендует привлекать к самостоятельному труду детей в возрасте от трёх лет. Детский сад этому помогает.

4. Дают мамам и папам возможность самореализации

И речь здесь не только о профессии, но и о времени на досуг и отдых. Возможность провести время без малыша снижает риск родительского выгорания.

Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов

Мнения расходятся. Результаты исследования , проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер-Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально-экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.

Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.

Другие ученые заявляют о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.

Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят , что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют за раннее окончание садика.

Какие существуют альтернативы обычному детскому саду

Система образования развивается, и сегодня набирают популярность альтернативные методы воспитания дошкольников. Вот некоторые из них.

Домашнее воспитание

Ребёнок с первых дней жизни растёт в комфортных для себя условиях, с соблюдением благоприятного режима, без стрессов и перегрузок. Поэтому многие родители не решаются менять сложившуюся систему и оставляют малышей дома вплоть до школы. Качественных исследований, которые говорили бы о пользе или вреде домашнего воспитания, пока нет.

Детские клубы

Формат воспитания, который завоевал популярность во всём мире, включая нашу страну. В таком клубе оставляют детей на несколько часов под присмотром профессиональных педагогов. Пока малыш играет и познаёт мир, родители получат долгожданную передышку. Детские клубы особенно популярны в регионах, где они стали альтернативой более дорогим услугам нянь.

Семейные детские сады

Альтернатива государственным учреждениям, которая появилась в странах Скандинавии. В частности, семейный сады популярны в Финляндии. Там муниципалитеты разрешают мамам воспитывать чужих детей у себя дома, при этом их количество ограничено четырьмя. При таком варианте создаётся домашняя обстановка, ребята легче адаптируются и впоследствии называют воспитательницу своей тётей или даже второй мамой. Родители платят за посещение сада муниципалитетам, а власти закупают игрушки, оборудуют детские площадки и платят зарплату воспитателям. В России программа по созданию таких садов была запущена в 2007 году в Москве.

Бабушки и дедушки

Точной статистики, скольких детей в России и других странах воспитывают бабушки и дедушки, нет. Для кого-то такой формат воспитания абсолютно нормален и принят по умолчанию. А кто-то, наоборот, и близко не подпускает родственников к своим детям. Ученые настаивают , что бабушки и дедушки вредят здоровью подрастающего поколения: балуют сладким, разрешают бездельничать и даже увеличивают риск развития рака, когда курят при детях. Зато на самих людей преклонного возраста забота о внуках оказывает полезное влияние — продлевает жизнь в среднем на пять лет!

Как меняются детские сады

Изменения происходят и в самих детских садах. Например, в США теперь большое внимание уделяют академическому образованию, раннему знакомству детей с наукой. Есть даже общественные организации которые помогают адаптироваться в детском саду. В Финляндии на первом месте игры. Сидячих занятий там просто нет, что прописано в специальной программе дошкольного образования. Как результат — финские школьники стабильно входят в топ-10 по итогам международных образовательных тестов PISA .

А в Швеции открылись гендерно нейтральные сады, где детей не называют «он» или «она», а обращаются ко всем малышам в среднем роде. Игрушки там не поделены по цветам «для мальчиков» и «для девочек», и все занятия проходят только сообща.

В России тоже открываются инновационные детские сады: с театром, библиотекой и спелеокамерой.

Так ли важна форма воспитания

Пока родители думают, какой выбор сделать в обстановке постоянных изменений, назрела более важная проблема.

Стандарты дошкольного образования по всему миру требуют академических знаний, так как чиновники понимают, что без них у государства нет шансов на экономический успех. Поэтому бремя творческого развития, в первую очередь игр с детьми, ложится на родителей, какой бы формат воспитания они не выбрали.

Дети всё меньше играют в песочницах и всё больше работают над тестами и заданиями. Даже когда малыши играют сами, этот процесс проходит по сценариям мультфильмов и видеоигр. Наверняка вы наблюдали, как ребёнок не знал, чем ему заняться, если у него забрали все гаджеты и выключили телевизор. Специалисты говорят о настоящем кризисе игровой культуры и замедлении психического развития детей.

Кажется, что при домашнем воспитании малыш и родители будут днями напролёт играть и развиваться вместе. Действительно, современные родители в среднем проводят с детьми вдвое больше времени, чем 50 лет назад. Но о качестве этого времени судить пока рано.

В 2010 году вышел медицинский доклад , где говорилось о росте заболеваемости рахитом, впервые за многие десятилетия. Среди причин — недостаток солнца и витамина D из-за большого количества времени в стенах дома, которое малыши проводят за электронными устройствами. В России, например, 17 процентов детей до трёх лет пользуются смартфонами, а ребята от четырёх до семи лет смотрят телевизор два часа ежедневно.

Между тем игры не в виртуальном, а в реальном мире — важнейшее условие развития малыша. Учёные создали целую теорию, в которой найдётся место и сравнению с животными (звери, которые играют, лучше приспособлены к жизни), и лечению при помощи игр (придумал Фрейд), и связи игр с уровнем IQ (об этом говорил сам создатель теста). Причём, как показывают многолетние наблюдения за детьми коренных народов в разных частях света, для успешного развития ребёнку не обязательно нужны целые шкафы игрушек.

Поэтому в ближайшее время мамам и папам предстоит решить куда более сложную задачу — как привить малышу воображение. А вести ребёнка в детский сад или нет, по-прежнему остаётся личным выбором каждого.

Источник

Этот вопрос часто задается родителями деток как младшего дошкольного возраста, так и среднего, и старшего.

Было так весело в детском саду! А вам? )) Источник: https://pixabay.com/

#детский сад

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: #младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; #средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; #старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

Источник: Википедия

Принято отдавать в садик, начиная с 3-4 лет. По мнению многих психологов – это оптимальный возраст, когда ребенок стал достаточно самостоятельным в плане самообслуживания. Когда у него начинает развиваться #сюжетно-ролевая игра, он замечает сверстников и тянется к ним, чтобы играть вместе. Когда развивается желание играть по правилам и в команде.

Родители, отдающие деток чуть позже, чаще руководствуются соображениями подготовить их к школе.

Итак, для чего #нужен садик ? Предполагаемая польза для ребенка:

  • Социализация (ребенок привыкает к новым условиям, которые кардинально отличаются от жизни в своем доме, способность вести себя без мамы, общаться со сверстниками и взрослыми, принимать внешние правила и соотносить свое поведение с ними).
  • Развитие новых умений и навыков в социуме. Сюда включаются навыки самообслуживания (гигиена, еда, горшок), умение одеваться-раздеваться, засыпать в другом месте без мамы и успокаивающих ритуалов, которые были дома; игровые и учебные навыки (сюжетно-ролевая игра, способность быть в команде, играть по правилам, играть вдвоем, работать с бумагой, аппликацией, ножницами, клеем); простейшие пространственные и математические понятия, развитие речи и многое др).

Завязывать шнурки непросто! Источник: https://pixabay.com/

  • #Психологическая подготовка к школе. По своей структуре состоит из трех компонентов: личностная, волевая и интеллектуальная готовность к школе. Включает мотивацию к учебе, развитие усилий для выполнения определенной деятельности, умение сдерживать свои импульсы, работать в группе и сосредотачиваться на учителе. А также, развитие, накопление и углубление необходимых базовых знаний для обучения в школе. Ребенку важно уметь различать фигуру и фон, концентрироваться на задании, не отвлекаясь, осознавать связи между явлениями, уметь воспроизвести образец. Сюда же входит и развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. И это еще не полный перечень.
  • Иммунизация. Достаточно спорный пункт. Считается, что, переболев в садике, ребенок получает более устойчивый #иммунитет, с которым идет в школу и болеет значительно реже тех, кто просидел дома до школы. Тут все индивидуально. Иммунитет срабатывает, когда ребенок в садике болеет не чаще 4 раз в год, а интервалы между заболеваниями достаточно большие. И не срабатывает, когда дети, проходив 2-3 дня, сваливаются в болезнь на месяц и так по кругу. Здесь уже польза от садика никакая, а ребенку явно грозит переход от острой формы болезни к хронической.

Для чего нужен садик? Предполагаемая польза для родителей:

  • Возможность выйти на работу при отсутствии помощников, которые бы сидели с ребенком. По закону мама может побыть дома с ребенком до 3 лет. Многие родители решают сократить этот срок до 1,5 лет, чтобы раньше начать зарабатывать и укрепить финансовое положение семьи.
  • Маме, имеющей грудничка, которая хочет снизить нагрузку: легче отвести старшего ребенка в садик, чтобы потом быстро переделать все дела по дому, не отвлекаясь. А старший получает дополнительное общение в садике и возможность поиграть.

Порисуем, поиграем и споем! Источник: https://pixabay.com/

На этом примерные плюсы заканчиваются. Бывают ситуации, когда садик ребенку просто не нужен или даже вреден:

  • Ребенок растет в многодетной семье – много общения и игр с братьями и сестрами, близкими по возрасту. А родители уделяют им достаточно внимания, обучают и направляют их деятельность. Своего рода мини-садик.
  • Ребенок с ослабленным иммунитетом. Посещение садика для такого ребенка может закончиться уходом в хроническую форму болезни, из которой очень трудно выбраться. Лучшим решением будет укрепление здоровья, домашнее развитие и посещение детских развивающих центров с небольшим количеством детей в группе.
  • У ребенка нет готовности к садику: он слишком мал, или очень домашний и сильно привязан к маме, у него нет навыков самообслуживания и т.д. В этом случае слишком ранний поход в садик в условиях неготовности нанесет психологическую травму ребенку. Здесь нужно постепенно и последовательно решить возникающие препятствия к садику.
  • Ребенок с пищевыми особенностями и не ест другую еду вне дома. Здесь речь о детях, которые привыкли к домашней еде и не могут есть то, что предлагается в саду. Лучшим решением будет сначала перейти дома на меню садика и привыкнуть к нему, чтобы тема еды не была дополнительным стрессом.
  • Ребенок-интроверт и не любит шумные скопления детей. Здесь тоже все индивидуально – смотрим по уровню развития ребенка и его способности к общению. Если он спокойно общается со сверстниками на детской площадке или в развивающих центрах в мини-группах, если он достаточно развит в соответствии с возрастом, получает необходимые знания, навыки и умения дома – садик точно не нужен. Если есть какие-то трудности в общении, не умеет завязывать знакомства и играть со сверстником и т.д. – можно попробовать мини-группу.

А какие еще плюсы и минусы вы знаете? Поделитесь в комментариях.

Если понравилась статья, нажмите пальчик вверх. Буду благодарна за ваши репосты, чтобы другие мамы тоже смогли прочесть ее.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на наш канал.

Дополнительный материал:

Едок-привереда: как прекратить войну из-за еды? (методичка Татьяны Егоровой)

Источник

Человеческий детеныш начинает ползать и вся окружающая флора – шерсть любимой кошки-собаки, песок и другие представители флоры и фауны Большого Мира оказываются во рту и далее в кишечнике. При этом они не наносят вреда организму, а напротив, вызывают иммунные реакции, готовящие ребенка к агрессивным воздействиям окружающей среды. Если не вмешиваться в этот процесс применением современных агрессивных химических средств для наведения «чистоты» в доме, то процесс приспособления к обычной домашней флоре проходит мягко. Причем процесс начала ползанья совпадает по времени с иммунной готовностью ребенка к восприятию Мира через рот. При отсутствии у ребенка грубых патологий, в норме процесс ползанья начинается с довольно большим временным люфтом, что не говорит о задержке развития. Сложные механизмы координации движений рук и ног, способность одновременно управлять многими мышцами, удерживать равновесие – целый механизм, искусство! И одновременно «вакцинация» организма через стенки кишечника!

Приведу другой пример непостижимого соответствия психического развития ребенка и иммунных механизмов: до трех лет дети могут играть рядом, но не вместе! Коллективные игры начинаются после трех лет и с этого момента сопротивляемость организма достигает того уровня, когда может противостоять массированным вирусным атакам детского коллектива.

Наверно где-то живет этот ребенок, дай Бог ему здоровья, про которого говорят, что он пошел в детский сад с полутора лет, болел-болел, а потом перестал и с тех пор ни одна зараза его не берет. В медицине нельзя говорить: «такого не бывает». Бывает все! Но чаще всего сценарий раннего похода в детский сад выглядит так:

Правдивая повесть о ребенке, отправленном раньше времени за психологическим развитием и коллективным времяпрепровождением.

Жил-был мальчик (или девочка). Звали его(ее) Малыш. Его очень любили мама-папа-бабушка-дедушка. И не болел он вовсе, так, иногда почихивал. Но в возрасте года от рождения прочитали мама-папа в Очень Умном журнале о необходимости учить ребенка иностранному языку, лепить красивые поделки и рисовать цветные картины.

Показалось родителям, что нужен ему коллектив, да и маме пора на работу. А надо еще сказать, что Очень предусмотрительные родители уже при двухдневном сроке беременности нашим Малышом, записали его (так при царском режиме записывали в лейб-гвардию) в Очень-очень хороший детский сад (частный или ведомственный, где дети не болеют никогда, а из одного крана течет кисель, а из другого – кефир, а у воспитательницы Мариванны во лбу горит звезда, а под косою, как вы понимаете – месяц). То есть и место в Саду не ждет. И пошел наш Малыш в детский сад в полтора года. А мама на работу. Но, видать, сглазил кто, ни мама на работу ходить не может, ни ребенок в коллектив. Неделю ходит – две болеет. Все утешают: «Не печальтесь, мама с папою, да бабушка с дедушкою: поболеет-поболеет, да и перестанет». Ан, нет, не престает наш Малыш болеть, да и когда «светлый» промежуток наступает, все равно не полностью выздоравливает, все покашливает, да носом похрюкивает. И бледный стал что-то, ночью всхрапывает, рот открытым держит, да и писается каждую ночь…Что за оказия!

Вызвали тогда мама с папою лекаря-педиатра, а тот им и говорит: «Ах вы, гой еси, мама с папою, собирайтеся-проверяйтеся у ЛОРа премудрого!» А ЛОР как выскочит, как выпрыгнет, и давай проверять Малыша трубками-эндоскопами да фонариками-отоскопами. Да возьми и поставь Малышу диагноз – Аденоидит 2 степени с туботитом хроническим.

Тут и сказке конец. Но не люблю грустных сказок. Поэтому в этой сказке все будет хорошо: стали лечить Малыша, стал он сидеть дома до 3,5-4х лет, иногда похаживая на занятия ритмикой, проводить закаливающие процедуры…Да и выздоровел!

Не сказка, а быль

Тот самый аденоид входит в систему защиты нашего организма от проникновения на глубинные уровни агрессивной среды внешнего мира. Так называемое лимфоглоточное кольцо Пирогова создано для фильтрации и осаждения вирусов, бактерий, пылевых частиц, а далее – уничтожения и выведения их из организма. Помимо уничтожения, на данном уровне защиты происходит постоянная «физиологическая вакцинация», то есть иммунные клетки обучаются распознавать основные возбудители инфекций, тем самым обеспечивая сопротивляемость организма.

Если этот процесс проходит не в стрессовом режиме, то к определенному возрасту, как раз к 3,5 – 4 годам, ребенок уже готов жить в условиях коллектива, постоянной агрессии со стороны вирусов, аллергенов, бактерий. Если же это происходит преждевременно, то из-за массированной атаки возбудителей, лимфоидная система не успевает справиться с обрушившейся лавиной агрессоров и от бессилия пытается остановить атаку не умением, а числом, то есть, увеличиваясь в размерах. В итоге раздраженный аденоид увеличивается в размерах и постоянно истекает слизью, так как пытается хотя бы механически очиститься от внешней агрессии. Постепенно увеличиваясь, он перекрывает вход в евстахиевы трубы (вход в слуховой проход), провоцируя частые воспаления среднего уха и снижая остроту слуха. Ребенок из-за лимфатических разрастаний испытывает постоянное кислородное голодание, что негативно сказывается на его общем состоянии. Постоянно тлеющий очаг инфекции может спровоцировать осложнения со стороны почек, сердца и других органов.

При сохраняющейся инфекционной агрессии совершенно бесполезно надеяться на выздоровление. Курсы местной и общей антибактериальной терапии приводят к временному улучшению, но стоит перенести очередную вирусную инфекцию, как все возвращается на круги своя. Следующий этап после частых применений антибиотиков – присоединение грибковой флоры, что усугубляет процесс.

Типичный вид ребенка с хроническим аденоидитом (и, как правило, тонзиллитом): бледный, несколько одутловатый, со сглаженными носощечными складками, полуоткрытым ртом, уходящей назад нижней челюстью. Шумное носовое дыхание, всхрапывания, особенно во сне, покашливания после пробуждения или после активных игр. А самое главное –  ребенок не выздоравливает до конца! В итоге, к сожалению, после разнообразных медикаментозных, гомеопатических, физиотерапевтических и прочих воздействий, все заканчивается удалением аденоида. В этом случае организм частично лишается защитного механизма, но и оставлять разросшуюся аденоидальную ткань на этой фазе тоже нельзя.

Всему свое время

Таким образом, наиболее действенным средством профилактики частых болезней и осложненного их течения, является соблюдение природных сроков введения детей в агрессивную среду. Особенно это касается детей имеющих хронические заболевания, такие как пищевая аллергия, атопический дерматит и т.п. У таких детей сопротивляемость организма становится адекватной значительно позже и для их здоровья требуется специальный режим. Ограждение и щадящий образ жизни благоприятно скажется на будущем состоянии их здоровья. Что делать, если есть дети, не приспособленные к пребыванию в агрессивной инфекционной среде детского коллектива? С каждым годом, учитывая ухудшающуюся экологическую обстановку больших городов, их будет больше. Это – жертвы цивилизации.

Если требуются дополнительные занятия, пусть ребенок посещает развивающие центры, все-таки кратковременное пребывание на занятиях лучше, чем целый день в саду. Да и не поведут родители совсем больного ребенка на занятия, в то время как в детский сад ребенок будет ходить почти в любом состоянии, так как у работающей мамы нет выхода. Вследствие чего, просидев две недели дома, ребенок вернется в изменившуюся среду с другим составом флоры и незамедлительно заболеет вновь…

Не торопите естественный ход событий, всему свой черед. Если ребенок дозрел до пребывания в детском коллективе, он будет туда ходить с удовольствием и болеть вполне умеренно.

Источник