Польза ягод беседа с детьми

Польза ягод беседа с детьми thumbnail

Ирина Жилиховская
Беседа «Наши любимые ягоды»

Цель беседы: формирование любви к родной природе, к окружающему миру.

Задачи:

– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру;

– воспитывать любовь к природе, желание ценить и беречь природу.

Воспитатель: В огороде клубничка созрела, вся полянка пылает огнем.

Подойду и сорву, в рот клубнику положу.

Солнце ярко припекает, и клубничка дозревает.

Возьму я корзинку, ягод наберу, маме отнесу.

Наварит мама компот, и варенья сварит впрок.

Будем зимой вкусности доставать, и о лете вспоминать.

Воспитатель: Летом столько всего интересного случается и столько всего вкусного созревает в огородах, на дачах. А у кого нет возможности, поесть вкусняшки с грядки, они покупают в магазинах и на рынке. Сегодня хочу вам рассказать о своих любимых ягодах на грядках. Уверена, это любимые ягоды всей детворы. Вы догадались о каких? Если нет, вам подсказка –загадка:

Красная-прекрасная, спелая, не белая,

Сочная и сладкая, очень ароматная.

Догадайтесь, мы о чем, разговор сейчас ведем?

Куст весной в саду сажаем, разрыхляем, поливаем,

Вскоре ягодок черед, для зелененьких придет.

А потом они краснеют, наливаются, добреют,

Плод становится большой, и с огромною душой,

Их в корзинку соберем, самых крупных отберем.

Я скажу вам по секрету, этих ягод лучше нету.

Конечно, же клубника!

Но, чтобы собрать урожай, нужно ухаживать за ней.

Вначале весны, надо обкопать, подрыхлить и подкормить кусты. Потом на этих кустиках появляются зелененькие листочки, в это время требуется только полив. Кустики подрастают, на них появляются красивые белые цветочки. Поливать в это время нужно аккуратно, стараясь не очень лить на цветы. От кустиков начинают расползаться в разные стороны усики, они дают корешки, а затем превращаются в новые кусты. Молоденькие кустики сажают на новые места и на следующий год, они дают очень хороший урожай. Ягодки на таких кустах крупные и сладкие. Только нужно выбрать хорошее и солнечное место для посадки.

Клубника очень любит солнышко, когда начинают созревать ягодки полив надо сократить, иначе ягодки будут гнить. Сорняки выпалываются в грядках с клубничкой, и собирается урожай. Иногда на некоторых веточках висит очень много клубнички и они от тяжести ягод лежат на земле.

Дети очень любят кушать клубничку со сливками, или просто макать ягодки в сахарный песок (но это если лето плохое и ягодки слегка кисловатые).

Пекутся пирожки с клубникой, торты и украшаются ягодками. А по утрам очень приятно вставать, когда на столе дымятся блинчики, а рядышком клубничка со сливками. Завтрак, просто супер!

Из ягод варят т варенье на зиму, закатывают вкусный и ароматный компот, если ягод много, их просто замораживают в контейнере в морозилке.

Когда урожай собран, обрезают листочки на кустах, они до осени еще больше разрастаются. Обкапывают кустики, а на зиму можно укрыть, или если есть опилки можно посыпать немного опилок.

В клубнике содержится много витаминов, она поднимает настроение.

«Пироги с начинкой»: словообразование.

Пироги разные кому, с какой начинкой достались (яблоко, клубника, грибы, капуста, морковь).

Дети: пирог с капустой – капустный пирог,

пирог с яблоком – яблочный пирог,

пирог с клубникой– клубничный пирог,

пирог с грибами – грибной пирог,

пирог с морковью – морковный пирог,

Воспитатель: А теперь ребята давайте узнаем эти ягоды на картинках.

Демонстрируются с помощью мультимедийного оборудования слайды с изображением ягод.

– Как называется эта ягода? – Какого цвета? – Какой формы? – На чём растёт?

– Где растёт? – Какая на вкус?

По аналогичной схеме задаются вопросы о других ягодах:

(малина, смородина, клубника, земляника, клюква, черника, рябина, облепиха, калина, крыжовник).

Воспитатель: Мы с вами вспомнили – какие бывают ягоды, что можно приготовить из ягод? (Компот, варенье, сок, джем, желе.)

Дидактическая игра «Какое варенье?»

– Из малины какое варенье? Из малины малиновое варенье и т. д.

– Из клубники –

– Из земляники –

– Из черники –

– Из клюквы –

– Из облепихи –

– Из ежевики,

– Из рябины –

– Из смородины –

– Из крыжовника –

Воспитатель: Мы как будто побывали в лесу, собрали много ягод, а теперь приготовим угощение со словом «ягодный».

Дидактическая игра «Скажи со словом ягодный»:

Кисель – ягодный кисель;

Варенье –

Компот –

Джем –

Повидло –

Начинка –

Мармелад –

Мороженное –

Соки –

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте проведем нашу весёлую минутку:

Дидактическая игра «Исправь ошибки»:

Земляника растёт на дереве.

Малина растёт на грядке.

Смородина растёт на болоте.

Клубника растёт на кусте.

Клюква растёт на рябине и т. д.

Воспитатель:

1. Ребята, рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото, назовите их. Вместе вспомним, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).

2. А теперь, назовите – какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.

3. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.

4. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница, а лесные – растут сами.

5. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.

А сейчас ответьте на загадки:

1. Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

2. Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

3. Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Словарная игра : «Назови ягоду ласково»

малина – малинка

рябина – рябинка

земляника – земляничка

смородина – смородинка и т. д.

Дидактическая игра: «Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»

Предлагается детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.

Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т. д.

Из клубники –

Из земляники –

Из рябины –

Из смородины –

Из крыжовника –

Дидактическая игра на память: «Угадай, что это?»

Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?

Читайте также:  Польза козьего сыра для детей

Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –

Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –

Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –

Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –

Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –

Гимнастику для пальцев «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)

В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)

За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)

За брусникой, за рябиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)

И, конечно,сейчас на экране посмотрим кадры из жизни нашей группы:

«Работа в нашем ягоднике»/что было и что сейчас/

Беседа «Наши любимые ягоды»Польза ягод беседа с детьмиПольза ягод беседа с детьмиПольза ягод беседа с детьмиПольза ягод беседа с детьмиПольза ягод беседа с детьми

Источник

Конспект “Познание. Ознакомление с окружающим миром”. “Целебная сила ягод”

13 февраля 2018

Конспект НОД в средней группе

на тему: «Целебная сила ягод»

Цель. Формировать у детей представления о пользе лесных ягод, их значении для здоровья человека.

Задачи.                                                                                                                                                Развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, любознательность; координацию слова и движения. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.                                                                                              Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье; бережное отношение к природе.

Материал.  Письмо в конверте, карточки «Ягоды», варенье в розеточках, картинки: черника, малина. Игровые персонажи: мишка, дрозд.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Давайте его прочитаем. «Дорогие дети, помогите нам, пожалуйста. У нас болят животики, горлышко, и мы  сильно кашляем. Пришлите нам немного лекарства». Лесные звери.

Воспитатель. Да, это письмо о помощи. Зверушки просят прислать им лекарства. Ребята, как вы думаете, чем лечатся дикие животные?

Дети. Ягодами, грибами.

Воспитатель. А как же они их находят?

Дети. По запаху.

Воспитатель. Как вы думаете, где растут эти  растения?

Дети. В лесу, на полянке, у реки, в поле, в саду.  

Воспитатель. Тогда давайте отправимся в лес  и  попробуем собрать лечебные растения для зверушек. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, чего нельзя делать в лесу.

Дети. Нельзя кричать, бегать, ломать ветки, рвать цветы, не разбегаться в разные стороны.

Воспитатель. Что же, в путь! (Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и вместе с воспитателем произносят слова.)

Мы идем дорожками,                                                                                                                                        Мы идем тропинками.       (двигаются по часовой стрелке)                                                                           Мы идем с лукошком,                                                                                                                                      Мы идем с корзинками.        (двигаются против часовой стрелки)                                                              Ручеек по дорожке перейдем. (идут на носочках, руки на поясе)             

На лесную поляну мы придем.                                                                                                          — Давайте присядем на травку.

Воспитатель.                                                                                                                                                 Лесу низкий наш поклон,  

Все  болезни лечит он.  

Это сказочное царство,         

Где кругом растут лекарства     

В каждой травке, в каждой ветке       

И микстура, и таблетки,   

 Ну а чем, как, что лечить                                                                                                                            Может Мишка научить.

Мишка.          

Я – добрый Мишка очень рад                                                                                                                      Научить всему ребят.       

Все целебные растения       

Знаю я без исключения.                                                                                                                                                    Нужно только не лениться,                                                                                                                     Нужно только научиться       

Находить в лесу растения,         

Что пригодны для лечения.                                                                                                                              Вы послушайте, ребята,                                                                                                                              Чем лечить болезни надо.                                                                                                                     

Ягоды в лесу растут от животов, и от простуд.                                                                                            Очень все они важны, и полезны, и вкусны.

Читайте также:  Чай с лед вред или польза

Воспитатель. Ребята, в лесу растут разные ягоды, а вы знаете какие?

Дети. Земляника, черника, малина, ежевика, брусника, костяника, голубика.

Воспитатель. Попробуйте найти среди этих ягодных растений те, которые растут в лесу. (на стенде картинки с изображением ягод).

Дидактическая игра «Найди лесные ягоды»

Воспитатель. Может быть, кто-нибудь из вас знает, какую пользу приносят лесные ягоды? Дети. Лечат простуду, лечат кашель, лечат ангину.

Воспитатель.                 

Вот слышен громкий разговор           

Кто в лесу затеял спор?                                                                                                                                Ах, малина и черника                                                                                                                                Спорят, кто из них вкусней                                                                                                                               И полезней, и важней.

Черника.                 

Я полезней всех на свете –                       

Знают взрослые и дети.                                                                                                                             Если плохо видят глазки                       

Скажут даже без подсказки,           

Что чернику кушать надо.                               

 Всем помочь черника рада.

Малина.                                                                                                                                                         Я, обычная малина.                                                                                                                                     Но у кого простуда и ангина,                                       

Чай с малиновым вареньем                                                                                                                   Наилучшее леченье!

Черника.                                            

В чернике витаминов много.                                                                                                                  Уступи ты мне дорогу.                             

Если у зверей болит живот,                                                               

Настой попьют, и все пройдет.

Малина.                           

 Не будем спорить, кто полезней.               

Отступят с нами все болезни.                                                                                                            Поскорей пойдем к зверятам,                                                                                                                        И полечим их как надо!

Воспитатель. Ребята, вы запомнили, чем полезна малина?

Дети. Она лечит простуду, а также ангину.

Воспитатель. Черника?

Дети. Она полезна для глаз, а так же лечит, когда болит живот.

Воспитатель. А кто из вас ел эти лесные ягоды? Они полезны не только для зверят, но и для детей, и для взрослых. Ребята, в малине и чернике используются не только ягодки, но и веточки, из которых заваривают чай. А вы знаете, как хранятся лекарственные растения? Дети. Их сушат, а потом засыпают в мешочки из ткани, бумажные пакеты и хранят в прохладном темном месте.

Мишка. У меня в корзине есть веточки малины и сушеная черника, давайте их разложим в бумажные пакетики, красиво украсим и отправим лесным зверюшкам для лечения.

Воспитатель. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Из лесу мы идем,                                                                                                                               Поднимаем ноги выше.                                                                                                                             Через кустики, пенечки,                                                                                                                                  Через веточки и кочки.                                                                                                                                     1—2—3 в детский сад пришли.

– Что можно приготовить из ягод?

Дети. Можно сварить варенье.

Воспитатель. Как еще можно заготовить ягоды на зиму?

Дети. Сварить компот, заморозить в холодильнике, посушить.

Воспитатель. А вы на вкус смогли бы определить, из каких ягод сварено варенье? Давайте попробуем варенье и узнаем, из каких ягод оно сварено. (Дети дегустируют варенье)

Мишка. А чтоб и вы были здоровые, давайте попьем чай с вареньем. (Чаепитие).

Источник

Замина Насибова
Занятие по экологии в старшей группе с применением мультимедийных средств «Ягоды — средство оздоровления организма»

Интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему:

«Ягоды – средства оздоровления организма».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о ягодах; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Развивать речь и пополнить словарный запас.

Предварительная работа: Беседа с детьми о ягодах и о пользе ягод организму человека. Просмотр презентации о съедобных и несъедобных ягодах. Разучивание стихотворений.

Дидактические игры: «Узнай, какая ягода», «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?», “КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?»

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Материал: Презентация с изображением ягод: крыжовник, малина, калин, черника, земляника, брусника, морошка, клюква, и ядовитых ягод.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята я вам предлагаю отправиться в царство ягод (загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это ягоды)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

На припёке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк,

Разгребаем стебельки – собираем огоньки.

(Земляника)

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.

(Черника)

И красна, и кисла

На болоте росла.

Читайте также:  Тминное масло для волос польза

(Клюква)

Листики – с глянцем,

Ягодки – с румянцем,

А сами кусточки –

Не выше кочки.

(Брусника)

Воспитатель:

Как называются эти ягоды? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о пользе ягод. Издавна люди заметили, что животные, заболев, отправляются на поиски какой-нибудь травы или ягоды, съев которую, они смогут выздороветь. Так и человек стал искать помощь у разных ягод. Посмотрите на эти ягоды. Эти ягоды можно встретить в лесу, в садах (слайд полезные ягоды).

Полезность ягод

Земляника

• Эта вкусная ягода является хорошим помощником в профилактике простудных заболеваний. Все это благодаря витамину С. Специалисты говорят, что ежедневное употребление клубники способно уберечь человека от многих заболеваний. Клубника также способствует работе мозга, улучшает память.

Малина

• Малина является жаропонижающим средством. Малину хорошо есть тем, у кого плохое настроение. Малина также снимает отеки и улучшает работу почек.

Черника

• Эти ягоды появляются в лесах в конце июня. Многим известно, что черника очень хороша для зрения, а кроме того она положительно влияет на пищеварение.

Ежевика

Ягоды ежевики содержат витамин С, Варенье из ежевики обладает потрясающим вкусом. Его хорошо использовать при бронхите, ангине, простудах. Из-за большого содержания витамина С, ежевика укрепляет иммунитет человека и борется с вредными микроорганизмами.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие мы стихи знаем о ягодах (дети рассказывают).

У брусники вкус особый:

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты её ни пробуй,

Не найдёшь на то ответ.

А зелёные листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой.

А. Багдарин

Земляника

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад наклониться,

А имя дала мне

Родная землица.

Клюква

Как в сахарной пудре,

В мелком снегу

Найти тебя в тундре

Не сразу смогу.

Любишь понежиться,

Выждать свой срок…

Прыгай, подснежница,

В мой туесок.

Малина

Собирала я в лесу

Ягоду малину.

Я домой не донесу

Полную корзину.

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке –

Дело продвигается,

Ягод убавляется…

Солнце греет горячо,

Далека дорога.

Не отведать ли ещё

Ягодок немного.

Черника

Чернику рвите осторожно:

Окрасит руки, как чернила;

Отмыть их сразу невозможно,

И не поможет даже мыло.

Но радует черника нас —

Она полезная для глаз.

Воспитатель: Давайте посмотрим на ягоды еще раз и подумаем, почему их так назвали? (Выслушать догадки детей)

Воспитатель: Название земляники происходит от слова «земля», потому что, собирая ее, приходилось нагибаться до самой земли. Ежевику назвали так оттого, что она колется как ежик. Как вы думаете, без чего на земле не может расти все живое? Правильно, без воды. Давайте поиграем в игру «Дождик, лей веселей».

Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей

Для лесов, для полей,

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап-кап! Кап-кап!

Воспитатель:

-Давайте посмотрим и другие ягоды. Помимо полезных ягод в природе растут и ядовитые ягоды. Собирая ягоды, не спутайте съедобные и полезные с ядовитыми! Ядовитых ягод немного. Их стоит запомнить, чтобы не навредить ни себе, ни товарищам (слайд ядовитых ягод)

Волчье лыко — небольшой кустарник, цветет весной сиреневыми симпатичными мелкими ароматными цветочками на ветках без листьев. Осенью на растении поспевают красно-оранжевые продолговатые ягоды, очень соблазнительные. Но их не только есть, трогать не рекомендуется — растение ядовито!

Красавка осенью дает черную с фиолетовым оттенком ядовитую ягоду, которая вызревает на грязновато-пурпурном (или зеленом) стебле. Растет в горных буковых лесах на Кавказе, в Крыму, в Карпатах. Встречается и в средней полосе Росси. Цветет колокольчатыми буро-фиолетовыми цветками.

Ландыш майский — наш царственный лесной цветок. Кто из нас не любовался нежно пахнущими белыми цветочками-колокольчиками? Но не все знают, что появляющиеся по осени ярко-красные ягоды — плоды ландыша — ядовиты! Они поражают центральную нервную систему.

Вороний глаз имеет черный плод-ягоду, напоминающую крупную ягоду черники, только растет эта плод-ягода в одиночестве — посреди широких (а не мелких, как у черники) листьев.

Снежноягодник белый — с плодами, созревшими в конце лета, стоит всю зиму. Белые круглые ягоды его очень соблазнительны, но — несъедобны.

Плоды бересклета бородавчатого оригинальны (спутать со съедобными их нельзя). Это оранжевые ягоды с черной точкой, висящие на длинной травянистой нитке. Они — как и волчьи ягоды, как ягоды бузины и крушины — несъедобны, ядовиты!

Цикута, или вех ядовитый — зонтичное растение с бело-зеленоватыми соцветиями мелких цветов. Стебель трубчатый, корневище утолщенное, полое. Это растение тем более опасно,что его очень легко спутать с другими зонтичными: валерианой, анисом, медвежьим дудкой и т. д. Все эти ягоды растут во многих районах нашего края.

Ребята давайте вспомним, как правильно будет называться компот, пирог из разных ягод (проводиться словесная игра).

ИГРА “КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? “

Кисель из вишни, какой? — Вишнёвый.

Пирог с малиной? — Малиновый.

Сок из смородины? — Смородиновый.

Компот из земляники? — Земляничный.

Морс из клюквы? — Клюквенный.

ИГРА “КАКОЕ ВАРЕНЬЕ”.

Малина – малиновое варенье

Черника – черничное варенье

Земляника – земляничное варенье

Клюква – клюквенное варенье

Брусника – брусничное варенье и т. д.

Воспитатель: Как вы думаете, где и когда собирают ягоды? Как правильно хранить ягоды? (ответы детей) Правильно ягоды собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать ягоды вблизи дороги. Правильно, из ягод варят варение, компот, замораживают и сушат их (слайд).

Черничный компот

Я спросил у Васи:

– Чем ты губы красил?

– У тебя лиловый рот

– И усы лиловые,

– И лиловый сок течёт

– На рубашку новую.

–И ответил Вася:

– – Губы я не красил,

– Я черничный пил компот,

– Вот и стал лиловым рот!

Воспитатель: Вот и наше путешествие в царство ягод закончилось. Молодцы ребята мне очень понравилось с вами путешествовать. А вам понравилось? Какие ягоды вы запомнили? И какую пользу они приносят?

А сейчас я вас приглашаю за стол попробовать полезные ягоды.

После занятия воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то зверей лечить будите вы с помощью лечебных ягод.

Источник