Польза комнатных растений в школе
Влияние комнатных растений на здоровье школьников.
Медведева Наталья Петровна
учитель начальных классов
МОУ «Павловская СОШ»
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Состояние здоровья школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад и поэтому вызывает тревогу у всего общества в целом. Такое направление работы как охрана здоровья и внедрение здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования по Н. К. Смирнову делятся на несколько групп:
- 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).
- 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
- 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
- 4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
- 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
Я остановлюсь на одной из этих групп Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), пока явно недооценена и слабозадействована.
Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
В школе это – и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.
Всероссийский НИИ лекарственных и ароматических растений, лаборатория экспериментальной ботаники и генетики (заведует заслуженный деятель науки РФ доктор фармацевтических наук, профессор Александр Моисеевич Рабинович) на протяжении пяти лет проводили исследования, направленные на изучение влияния комнатных растений на здоровье школьников.
Во – первых исследования показали, что комнатные растения помогают детям хорошо учиться. В ходе одного исследования ученые сравнили успеваемость и активность детей в двух классах, один из которых был украшен комнатными растениями, а в другом их не было совсем. Лучшие результаты оказались у учеников в “зеленом” классе. Поэтому специалисты советуют родителям, учителям помещать в окружении письменного стола ребенка комнатные растения.
Во – вторых, исследования показали, если в классе высаживать определённые виды растений, то можно существенно снизить уровень заболеваемости.
В коридорах и кабинетах наших школ красуется множество самых различных растений, принесённых в зависимости от своих вкусов и предпочтений, учителями и учащимися, а то и родителями.
Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, нужно обязательно знать свойства комнатных растений.
Цель моего выступления, познакомить, вас, уважаемые коллеги,
какие комнатные растения приносят пользу и способствуют оздоровлению учащихся, а какие могут принести вред здоровью школьников.
В воздухе школьных помещений по разным причинам накапливаются токсические вещества: их выделяют отделочные материалы, моющие средства, водопроводная вода, воздух, попадающий с улицы, далеко не всегда бывает чистым и безопасным, электромагнитное излучение, бактерии и высушенный воздух. Они не прибавляют здоровья ни нам, ни нашим детям.
- Если рассматривать комнатные растения с этой точки зрения, то самым полезным из них окажется хлорофитум. Это растение известно всем. Хлорофитум поглощает не только токсины, выделяемые синтетическими материалами, но и убивает вредоносные бактерии. Если в помещении есть несколько хлорофитумов, не понадобится устанавливать воздухоочистители, как утверждают ученые, за сутки эти растения поглощают почти все вредные бактерии в помещении. Не зря хлорофитумы никогда не поражаются вредителями.
- Комнатные растения увлажняют воздух, а чемпион среди “увлажнителей” – циперус. Это простое и в то же время изящное растение может вписаться в любой интерьер и станет работать как маленький живой кондиционер, производящий чистый влажный воздух.
- Если в вашей школе, в вашем кабинете в качестве полового покрытия используется линолеум, то заведите драцену. Это растение очень красиво, но не только… Драцена почти на 70% очищает воздух от бензола, выделяемого линолеумом, а также справляется с попадающими в помещение выхлопными газами.
- А небольшое аккуратное растение – пеперомия, способна защищать от простуды и ОРВИ. Воздух в помещении, где находится это растение, должен быть в меру сухим, а само помещение – не слишком ярко освещённым. Этому растению приписывается ещё одно лечебное свойство – оно помогает противостоять депрессиям, излучая положительную энергетику, создавая в коллективе тёплую, благожелательную атмосферу.
- Одним из самых полезных растений можно назвать и кактус. Видов кактусов очень много, но особенно полезны кактусы с длинными иглами. Они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность.
Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера, но при этом растение должно получать достаточно света: ведь кактусы – растения жарких стран.
- Гибискус (Китайская роза) способна уменьшить количество болезнетворных микроорганизмов в помещении наполовину. А еще кустик розы поможет избавиться от излишней усталости и раздражительности.
- Каланхоэ – симпатичное растение, облегчает душевное состояние школьника. Обладает способностью помогать в его творчестве, рукоделии. Развивает чувство вкуса.
Каланхоэ выводит из организма шлаки и токсины, избавляет от хронических заболеваний, связанных с горлом и дыхательными путями. Каланхоэ – скорая помощь, которая всегда под рукой. Этот “домашний доктор” замечательно заживляет раны, служит хорошим противовоспалительным и антисептическим средством.
- Сансевиерия («тещин язык») помогает преодолеть лень и отдаться изучению наук, причем ускоряет процесс обучения чему-либо, что делает её полезной для тугодумов и людей с «дырявой памятью».
Сансевиерия поможет всегда, когда есть проблемы с обучением.
Сансевиерия бережёт нервы и приспосабливает к любым трудностям, связанным с обучением, помогая выходить из них с высокоподнятой головой
- Вялым и сонным людям нефролепис помогает повысить иммунитет.
Для существования этому комнатному растению необходимо много энергии; обитая на телевизоре, он поглощает электромагнитные излучения.
- Эвкалипт – Родом этот заокеанский гость в наших помещениях из далекой Австралии. В домашних условиях растут только два вида этого растения: Эвкалипт Ганна и Эвкалипт лимонный.
Иногда пугаются его размеров, но это не страшно – растение можно периодически подстригать, и оно примет удобную форму. Срезанные ветви также не пропадут даром: разложите их в классах и рекреациях, и они ещё долго будут играть свою целебную роль – а она значительна, как показывают результаты исследований. Аромат растения обладает бактерицидными свойствами. Ветки эвкалипта вешают в помещениях санаториев и больниц. В комнату, где находится растение, не залетают мухи, комары. В медицине ценится эвкалиптовое масло как дезинфицирующее средство. Эвкалипт в состоянии бороться даже с вирусами гриппа А и Б.
Мир комнатных растений удивителен и многообразен. Однако следует знать, что две трети наших растений, причем самые оригинальные и экзотические, ядовиты и представляют серьезную опасность для детей. Я очень кратко хотела бы вас с ними ознакомить/
Растения с ядовитым соком
- Все виды молочайных (молочай прекраснейший, «Рождественская звезда», молочай Миля, кротон); При работе с молочайными необходимо особенно тщательно беречь глаза, так как млечный сок раздражает роговицу и может привести к временной или полной потере зрения.
- Вряд ли кто сможет устоять перед необычайно декоративными растениями семейства ароидных: алоказия, диффенбахия, зантедеския (калла), каладиум, монстера, спатифиллум, сциндапсус и т. д.
Эти растения привлекают необычной формой листьев и их броской окраской, при этом многие ароидные очень красиво цветут. Но, к сожалению, ароидные содержат ядовитый сок.
Наиболее опасна из ароидных – диффенбахия.
- Семейство Амариллисовые.
Они тоже содержат ядовитый клеточный сок. Из комнатных амариллисовых особенно ядовит кринум Среди слабо ядовитых комнатных представителей семейства могу назвать зефирантес (выскочка), кливию, эухарис (лилия)
Советы по безопасности:
- Если млечный сок выступил в месте надреза растения, нужно сразу же тщательно вымыть руки;
- Когда вы занимаетесь каким-либо растением, не дотрагивайтесь руками до глаз.
Растения с ядовитыми органами
- Очень опасно семейство кутровых (н-р: олеандр, катарантус).
- Известно своей ядовитостью семейство пасленовых (паслен ложноперечный, броваллия,).
- К слабоядовитым относится семейство аралиевых
(н-р шеффлера.)
Сильно проявляются токсичные свойства у плюща .
У Плюща ядовиты все части растения. Цветет исключительно редко, в возрасте 10-12 лет, но особенно ядовиты ягоды плюща.
Растения, вызывающие аллергию
Вот некоторые растения, которые опасны для аллергиков:
- пеларгонии (семейство гераниевых).;
- примула.
- Цикламен
- цитрусовые
- Фикусы, через мельчайшие поры на листьях выделяют в воздух ядовитые вещества, способные вызвать различные аллергические реакции.
- Очень опасны для здоровья все виды и сорта лилий. Цветущие лилии источают очень сильный аромат, который вызывает головокружения, головные боли, обмороки и аллергию.
Перечисленные комнатные растения в ваших школах встречаются, не правда, ли?
Такие прекрасные растения, а вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. Я не хочу сказать, что от ядовитых комнатных растений надо избавиться, нет. Просто нужно быть очень с ними осторожными. Такие комнатные растения желательно ДЕРЖАТЬ подальше от детей, животных и птиц.
Итак, растения, стоящие не на своих местах, могут навредить здоровью учащихся.
Помните, что растения в школе – не только для уюта, но и для здоровья.
Таким образом научный подход к расположению растений в интерьере школ позволит грамотнее подойти к оформлению кабинета, что может способствовать оздоровлению учащихся и созданию комфортной обстановки в учебных помещениях.
Надеюсь, что мои рекомендации помогут правильно подобрать растения для ваших кабинетов.
Источник
Влияние комнатных растений на здоровье школьников.
Выбирая «зеленых друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Поселившись в нашем доме, «зеленые квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей. Своей красотой, колдовским ароматом и богатством цветовой гаммы растения дарят нам радость. Рядом с ними мы отдыхаем. Выращивая в своей квартире различные цветочные растения, человек порой не подозревает, насколько целебными в психологическом и физическом плане могут быть наши «зеленые друзья». Замечено, что именно те люди, которые замечают красоту природы, любят и ухаживают за растениями, приобретают духовный и физический иммунитет. Современный человек отдален от природы, но комнатные растения помогают нам иметь эту неразрывную связь с живым миром. Ведь в каждом растении сохраняются те природные законы, которые передаются человеку при общении с ними. Растения щедро делятся с нами своей положительной энергией. Они действуют на нас исцеляюще своим присутствием, каким – то образом способны «вытаскивать» из нас те болячки и «хвори», которые находятся внутри нас.
Данная тема заинтересовала меня, потому что в коридорах и кабинетах нашей школы очень много различных растений. И мне стало интересно, какую пользу они приносят или же цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.
Целью моей работы является изучение влияния комнатных растений, произрастающих в интерьере школы, на здоровье школьников.
Ни для кого не секрет, что качество воздуха в помещениях далеко не идеально. Много пыли, воздух загрязнен химическими веществами, содержит множество микроорганизмов. Эти микроорганизмы способны вызывать аллергические и респираторные заболевания. А вот наши «зеленые друзья» выделяют в воздух летучие вещества, которые способны не только очищать воздух, но и улучшать самочувствие людей. Опыты многих специалистов показывают, что если в классе высаживать определенные виды растений, то можно существенно снизить уровень заболеваемости. Почему это происходит? Дело в том, что многие виды растений способны выделять так называемые фитонциды, которые, проникая через легкие в кровь, усиливают защитные свойства организма и улучшают иммунитет. В начале учебного года я провел опрос среди учащихся 4 – 9 классов по выявлению удовлетворенности озеленением кабинетов школы. Участвовало 48 человек. Осмотрел учебные кабинеты с целью выявления количества комнатных растений. По результатам осмотра распределил школьные помещения на две группы: первая группа имеет большое количество растений, вторая группа – малое или не имеет совсем комнатных растений. В кабинете информатики, например, где много компьютеров, присутствуют только три растения. Я считаю, что именно в этом кабинете должны находиться растения, которые снимают статическое электричество. Рекомендую озеленить этот кабинет растениями из семейства кактусов. Они помогают нейтрализовать радиационное воздействие на организм. Ведь доказано, что кактусы и компьютеры очень дружны. Совсем нет растений в кабинетах физики, химии, математики. А ведь именно здесь они должны быть как нельзя кстати. Такие всем известные растения, как бегония, каланхоэ нейтрализуют энергию, помогают человеку стать более активным, усиливают желание работать, внушают стимул к действию, управляют мыслительным процессом и речью, а кливия, например, дает возможность найти правильное отношение к наукам. Большим разнообразием растений отличается кабинет, в котором работает моя мама..
Она учитель начальных классов. Дети и цветы – смысл ее жизни, ее гордость. Двадцать лет отдала детям в школе, а цветы в ее жизни – с детства. Их было много в доме родителей. Но раньше весь уход за ними ограничивался поливом. Потом, когда появилась своя квартира, устроила там небольшой «садик».
Растения были простые, не требующие больших премудростей в уходе, просто зеленые островки в интерьере. Серьезно цветами стала заниматься, когда в магазинах стали появляться голландские диффенбахии, кротоны, спатифиллумы, антуриумы. Коллекция ее растений пополнялась как в квартире, так и в ее школьном кабинете.
Ее зеленые питомцы поднимают настроение, снимают стресс, удивляют красотой листьев и цветов. Свой кабинет она превратила в «уголок вечного лета». При выборе растений обращала внимание на уровень освещенности в течение всего дня. Ведь условия, необходимые цветам, настолько различны. Одним нужно утреннее солнце, другим нужно яркое освещение, а третьи предпочитают тенистые уголки и на ярком свету так выгорают, что теряют свою привлекательность. Постепенно кабинет превращался в «зеленую сказку», где соединились два чудесных мира: природы и сказки. Сколько красок, сколько чудесных линий таит в себе каждый цветок: прекраснейшая пуансеттия, изящные цикламены, гордый и независимый плющ, величавая дикая роза – гибискус, на которой распустившийся цветок живет всего день- два, затем опадает, но обилие бутонов обеспечивает постоянное присутствие цветков на прекрасной розе.
Мамин любимец – спатифиллум.
Он находится рядом с окном. Цветет круглогодично, цветки держатся около месяца. Оказывается, мама поселила его в своем кабинете не только для красоты.
Этот цветок очень хорошо очищает воздух от вредных веществ. Истинной «аристократкой» в классе среди растений является диффенбахия. Она изящна, стройна, великолепна. Даже в пасмурный день диффенбахия создает ощущение света и тепла.
Это растение энергетическое и действует на нас примерно так же, как прогулка по лесу: освежает, бодрит, дает силы. Диффенбахия очищает воздух, активизирует умственную деятельность. С задачей улучшения атмосферы помещения справляются папоротники. В кабинете прижились одни из древнейших растений – нефролепис и адиантум (венерин волос). Папоротники хорошо свыклись с предоставленными им условиями. Расположены в хорошо освещенном месте, но вдали от прямых солнечных лучей, которых они не переносят. Растения наращивают сочную зеленую листву, красивые, пышные. Помимо того, что папоротники декоративны, они еще и полезны – очищают воздух и нейтрализуют многие вредные вещества.
Благодаря им в кабинете легче дышится зимой, когда воздух слишком сухой из-за отопления. А вот, например, хлорофитум за 24 часа способен уничтожить до восьмидесяти процентов патогенной микрофлоры. Мама считает его не только настоящим другом, но и верным помощником. Он разделяет с нами любые жизненные трудности: недостаток света на северной стороне, пыльный воздух кабинета, существенные колебания температуры. Главным украшением окон класса является пеларгония (герань), которая обладает выдающимися свойствами очищать воздух, успешно справляясь с вредными бактериями. Она лечит нас своим ароматом. Запах листьев помогает при различных неврозах, снимает усталость, головную боль. Она прекрасный антисептик и противовоспалительное средство. Растения в этом кабинете радуют цветами круглый год. Серые зимние дни словно светлеют, когда расцветает декабрист.
Множество ярких нежных цветков, словно фонтанчики, струятся каскадами по стеблям. Кажется, что на подоконнике вспыхнул фейерверк. Заметим, что ярко-красная окраска декабриста бодрит, повышает работоспособность, снижает усталость. А обычная зеленая листва действует успокаивающе. Зеленый – цвет жизни, цвет успокоения, цвет возрождения. Очень эффективно воздействие зеленого цвета при головных болях, утомлении глаз, нарушении зрения. Зеленый цвет умиротворяет, создает ощущение свежести. Четыре года назад в классе появился фикус. Своими крупными и жилистыми листьями фикус исполняет роль очистителя воздуха от вредных веществ – бензола, фенола. Так же он уменьшает количество бактерий в воздухе, поэтому его и размещают в помещении, где бывает много людей. Украшением класса является и циперус. Он роскошный – высокий, красивый.
В мае его выносят на участок и высаживают в грунт. К концу августа возвращают в кабинет окрепший, красивый ярко-зеленый кустарник. Но и он здесь не только из-за красоты. Это растение обогащает воздух помещения большим количеством влаги. В левом углу кабинета хорошо растет и красиво смотрится в соседстве с другими растениями монстера.
Это растение является не только хорошим увлажнителем воздуха, но и улучшает водно-газовый обмен в помещении, благоприятно воздействует на людей с нарушениями нервной системы, избавляет от головной боли. По словам мамы, комнатные растения в школе – это зеленая лаборатория, в которой дети ближе знакомятся с живой природой и учатся трепетно относиться к ней. А «зеленые друзья» в свою очередь не только очаровывают своей неповторимой красотой, но и благоприятно влияют на здоровье школьников. Даже когда занимаешься уходом за цветами, улучшается настроение, пропадает чувство усталости. Ее ученики уже практически умеют правильно ухаживать за растениями. А чем больше забота и лучше уход за комнатными питомцами, тем и отдача от них больше.
Удаляя пыль с листьев, рыхля почву, поливая и пересаживая их, дети получают удовольствие, а тем самым сохраняют и укрепляют свое здоровье. А ведь здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности. Мы хотим быть здоровыми. Комнатные же растения повышают иммунитет школьника, снижают процент заболеваемости детей, улучшают их настроение и повышают работоспособность. Поинтересовался здоровьем и физическим развитием учащихся 2 класса, которые много времени проводят в этом кабинете. Наблюдение за состоянием здоровья велось в течение нескольких четвертей. В ходе наблюдения на основе собранной информации о количестве заболевших ОРЗ, ОРВИ и гриппом было установлено, что количество пропусков по болезни на 20 процентов меньше, чем в других классах. Работая над этой темой, я выяснил, что комнатные растения, выращиваемые в школьном кабинете, оказывают огромное влияние на здоровье школьников, способствуют физическому развитию и снижают уровень заболеваемости гриппом.
Литература.
Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М., Знание, 1989.
Казаринова Н. В. , Ткаченко К. Г. , Здоровье дарят комнатные растения. СПб., Нева, 2003.
Источник