Польза компьютерных игр для мозга
У компьютерных игр плохая репутация. Считается, что они негативно влияют на детей и взрослых, формируя нездоровую зависимость. Мы поговорили с профессиональным нейропсихологом и выяснили, насколько опасны компьютерные игры, могут ли они приносить пользу и как не стать заложником виртуальных миров.
Никита Хохлов
Нейропсихолог, руководитель сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Эксперт компании «Викиум».
Существует предубеждение, что компьютерные игры исключительно вредны. Каковы их польза и вред с точки зрения клинической психологии и нейропсихологии?
Компьютерная игра — имитация определённой деятельности, будь то гонки, управление самолётом, стратегии, квесты. Всё это существует и в реальной жизни, но в играх упрощено или гипертрофировано, чтобы вызывать интерес.
Важно учитывать два аспекта игр. Первый: игра доставляет удовольствие. А то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия — так формируется зависимость. Второе: сама деятельность, которая имитируется в игре. Она может быть полезна, ведь это тренировка определённых навыков.
В чём выражается положительное влияние, например, игр-симуляторов транспортных средств? Какие функции мозга они развивают?
Скриншот из игры Need For Speed: Carbon
Игры с управлением транспортными средствами — это взаимодействие с пространством, а этого очень не хватает современным детям.
У 70% детей, которых я вижу на диагностике, наблюдается дефицит функции оценки пространства.
Зрительно-пространственные функции включают ориентировку «право-лево», «верх-низ», сравнение размеров, оценку расположения элементов в пространстве. Дети, которых рано научили читать, почти всегда испытывают с этим трудности. Чтение активирует нейронные сети в левом полушарии мозга, но при этом не активируется правое полушарие, которое до 8 лет по большинству функций мозга является ведущим для нормального развития ребёнка.
Когда одно полушарие работает, второе притормаживается. Обучение чтению с 3–4 лет без одновременного развития конструктивно-пространственных функций может приводить к зеркальному написанию букв и цифр, появляются трудности с оценкой длин. Такие дети очень часто квадраты видят как прямоугольники, плохо запоминают расположение объектов в пространстве.
Школа требует хорошо читать к первому классу, ей не нужны развитые пространственные функции, поэтому родители пренебрегают их развитием.
Если ребёнка учат читать, нужно параллельно давать играть в такие игры, чтобы он ориентировался в пространстве, реагировал на изменения окружающей среды, понимал, что где-то нужно направо повернуть, где-то — налево, где-то — остановиться. Это всё переносится на реальную жизнь, поэтому польза есть.
Помогают ли развитию ребёнка квесты и стратегии?
Детям, с которыми работаю, я советую играть в квесты: это необходимо для развития программирования, регуляции и контроля деятельности. В нейропсихологии это выделяется как особая регуляторная функция мозга, состоящая из трёх частей.
Программирование — возможность составить программу действий до начала их осуществления. Дальше — регуляция. В процессе выполнения программы надо сверяться с замыслом, проверять, нет ли отклонений. И, наконец, контроль — полученный результат надо проверить на соответствие программе.
Регуляторная функция стоит над остальными функциями мозга и очень важна. Люди с неразвитой регуляторной функцией показывают снижение по всем показателям при диагностике. У детей эта функция формируется с 6–7 лет, пик развития в среднем приходится на 12–14 лет.
Игры, требующие выполнения правил (стратегии, квесты), некой программы, в которых нужно что-то выяснять, следовать инструкциям, помогают развивать регуляцию и контроль. Важно, что это происходит в игровой ситуации: ребёнку интересно, обучение протекает не из-под палки, а на непроизвольном уровне.
Игры попроще, требующие несложных действий, где нужно отбивать мячик или расставлять картинки, тоже полезны?
Такие игры используют при разработке электронных интерактивных тренажёров познавательных способностей.
Правда, большая часть сделана без учёта психологических закономерностей, но в любом случае игра, где надо на что-то реагировать и быстро принимать решения, развивает внимание и низшие уровни произвольной регуляции и контроля.
А как быть с шутерами? Там тоже требуется быстрая реакция.
Скриншот из игры Counter-Strike: Global Offensive
В стрелялках есть позитивные моменты. Это ориентирование в пространстве: там почти всегда идёт движение по коридору, нужно помнить, где был, где не был, куда идти. Развивается внимание и реакция.
Негативный момент — нагрузка на энергоёмкую систему внимания. Нужно постоянно находиться в настороженном состоянии, это давление на подкорковые структуры мозга, которые обеспечивают энергетический баланс. Такая тренировка полезна лишь в определённых количествах. Чрезмерная потеря энергии приводит к растрате нейромедиаторов, которые связывают нейроны. Случаи, когда дети играли несколько дней подряд и умирали, — как раз про это.
Такая игра нравится человеку, он от неё как бы не устаёт, хотя на объективном уровне сверхустаёт. В определённый момент наступает коллапс, когда человеку хорошо, а организм работает из последних сил. Если контролировать такие игры по времени, то они могут быть полезны.
Вы затронули важный вопрос по временным ограничениям. Сколько времени ребёнок может посвящать играм?
Всё индивидуально. Есть дети с определёнными трудностями, врождёнными и приобретёнными, которые быстро устают. Для них ограничений должно быть больше. Думаю, что в активные игры с постоянной концентрацией внимания можно играть не больше часа в день, в случае патологий — не больше получаса. Но желательно проконсультироваться с психологом.
Для игр, где можно остановиться и подумать, вроде квестов, такие серьёзные ограничения не нужны. Если это не мешает повседневной деятельности, учёбе, то этим можно заниматься несколько часов в день.
А теперь про взрослых. Они любят поиграть в Dota, Counter-Strike, World of Tanks. Понятно, что есть эффект расслабления, но есть ли польза?
В моей практике были случаи, когда взрослые признавались, что играют в игры из-за напряжения в обычной жизни.
Лучше искать продуктивные способы справляться со стрессом и не уходить только в игры. Как один из способов — почему нет? Ничего явно плохого в этом нет. Плохо, если это единственный способ расслабиться.
Что касается пользы для мозга, здесь надо вспомнить о том, что пластичность мозга снижается с возрастом. К 7–8 годам количество синапсов у детей становится равным количеству синапсов у взрослых людей, а нервные клетки мало чем отличаются от нервных клеток взрослых. Затем пластичность мозга падает в 12–14 лет и после 17–18 лет, хотя некоторые процессы развиваются и дальше.
Существенных изменений в активности мозга во взрослом возрасте добиться трудно, без помощи нейропсихолога или психофизиолога сделать это правильно практически невозможно. Но психологический эффект может быть, всё зависит от решаемой задачи.
Игры могут поддерживать состояние активности мозга, но не изменять его.
Известно, что вождение машины продлевает умственную активность у пожилых людей. Недавно было исследование, которое показало, что люди, водившие машину в пожилом возрасте, показывают лучшие результаты в познавательных тестах.
С играми, по всей видимости, та же ситуация. Есть исследования, показывающие, что специально разработанные видеоигры стимулируют развитие рабочей памяти и внимания у пожилых людей. Это пока невозможно измерить в динамике с раннего возраста, потому что игры появились относительно недавно и те, кто в них играл, не достигли пожилого возраста. Имеющиеся исследования обычно проводятся на тех, кто до этого не играл.
Как формируется игровая зависимость? И в какие игры лучше играть взрослым людям?
Если игра используется как способ расслабиться, то это получение положительных эмоций, которые нужно контролировать. Человек может выбирать, когда это делать, и управлять дозой положительных эмоций. Любая физиологическая система стремится к положительному подкреплению, поэтому человек без внешнего контроля и достаточного волевого контроля будет всё больше играть и стремиться уйти в зависимость.
Взрослым полезно играть в игры, которые несут познавательную функцию, например обучающие квесты с энциклопедическими сведениями. Хотя называть конкретные жанры было бы неправильно: всё дело в психологических механизмах и функциях мозга, которые реагируют на игру, а не в самом жанре.
Многих беспокоят игры со сценами насилия и жестокости. Якобы это провоцирует подростковое насилие. Они действительно так плохо влияют? Есть ли в играх что-то более опасное, чем сцены насилия?
Да, были разговоры, что игры со сценами насилия провоцируют преступность, но исследования это опровергли. Подавляющее большинство детей и подростков прекрасно различают игровые и жизненные ситуации.
Более того, определённая агрессия, которая могла бы быть реализована в жизни, находит выход в игровой ситуации, что уменьшает агрессивное поведение.
Хуже в играх другое — иллюзия обратимости последствий.
В большинстве игр можно сохраниться и откатиться назад. В жизни это, очевидно, не так, и такая игровая привычка снижает адекватность поведения и приводит к необдуманным поступкам.
Жестокие сцены в играх могут вызывать дополнительный интерес, но в большинстве случаев это ограничивается поиском в интернете информации о способах убийства, пыток, но это скорее познавательная ситуация, чем стремление к насилию.
Некоторые литературные произведения и фильмы куда сильнее провоцируют агрессию.
Например, известен феномен книги «Страдания юного Вертера» Гёте, которая вызвала целую волну самоубийств в Европе, потому что многим хотелось быть похожими на главного героя. Здесь стирается граница между самоубийством в реальной жизни и самоубийством в художественном произведении.
В игре обычно эта граница не стирается, всё нарочито искусственно, происходит в рамках экрана, который человек видит перед собой, и с реальной жизнью крайне редко смешивается. Если и смешивается, то это происходит у людей, которые и до игр испытывали трудности с восприятием реальности, имели бредовые построения, связанные с существованием альтернативных реальностей.
Выводы
- Компьютерные игры помогают детям развивать пространственные навыки, регуляцию и контроль, а также внимание.
- В активные игры ребёнку можно играть не больше часа в день.
- Игры — неплохой способ справляться со стрессом, если не допускать возникновения зависимости.
- Компьютерные игры помогают взрослым людям поддерживать активность мозга.
- Полезно играть в игры с познавательными элементами: квесты, стратегии, обучающие игры.
- Компьютерные игры могут снижать адекватность поведения, что может привести к необдуманным поступкам. Но насилие и агрессию сами по себе они не вызывают.
Источник
Для тех из вас, кто слышал от своих родителей: «Не играйте в видеоигры слишком долго, они испортят вам мозг», давайте разберемся, так ли это.
На дворе 2020 год, и игровая индустрия не сбавляет обороты: выбор платформ неуклонно увеличивается, качество игр стремительно улучшается, а растущая аудитория геймеров, которая приняла и интегрировала игры в свою повседневную жизнь, достигла наивысшей точки и все еще продолжает расти.
Да, во многом игровая индустрия процветает благодаря киберспорту. Проекты вроде Fortnite не только доступны на различных платформах, включая смартфоны, но и не требуют никакого вложения реальных средств.
В связи со значительным увеличением числа активных игроков, возникает вопрос: «Насколько видеоигры вредны для нас?».
Мы все слышали, что в тот или иной момент кто-то говорил о видеоиграх так, будто они наносят вред вашему зрению, нарушают осанку и разрушают функции мозга, но на чем основаны эти утверждения?
Мнение Шона Грина
Вот что об этом думает профессор психологии Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне:
Видеоигры — это очень широкая категория. Влияние игры зависит от того, какие задачи задействованы в ней. Поэтому разные проекты по-разному влияют на мозг. Вы не стали бы спрашивать «как еда влияет на ваше тело», вам нужно знать ее состав. То же самое и с видеоиграми: механика, динамика и содержание отдельных игр являются предикторами того, как они по-своему влияют на мозг.
Затем профессор Грин приводит в пример экшен-игры, заметив, что все объекты, включая игрока, движутся в быстром темпе. Когда на экране есть несколько объектов, которые нужно отслеживать одновременно, акцент делается на периферийной обработке — она, в свою очередь, требует быстрых и точных решений в сжатые сроки.
После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.
Видеоигры как цифровое лекарство
Ссылаясь на то, что игры считаются полезными как для душевного, так и для психического здоровья, исследователи из Neuroscape Lab UCSF стремятся преодолеть разрыв между технологиями и нейробиологией, чтобы улучшить функциональность мозга людей.
Почему же ученые сосредоточены именно на когнитивном контроле? Причина заключается в том, что это основа, на которой построены все другие функции, такие как память, рассуждение, принятие решений, мудрость и так далее. Если человек не может сосредоточиться, все остальное рушится — у него попросту не получится развить ни одну из когнитивных способностей более высокого порядка.
В будущем специальные познавательные игры можно будет рассматривать как форму цифрового лекарства, которое прописывают пациентам с СДВГ. Итак, со всей этой информацией, давайте взглянем на основные плюсы и минусы.
Плюсы и минусы:
Плюсы:
- Когнитивное укрепление — способность быстро воспринимать данные и стимулы, реагировать на них.
- Зрительно-моторная координация — координированное управление движениями глаз и рук наряду с обработкой зрительного ввода для руководства действиями.
- Восприятие — сенсорная способность видеть, слышать и осознавать внешние раздражители.
- Сосредоточенность — способность концентрировать внимание на предмете деятельности.
- Внимание — умственная способность рассматривать или замечать кого-то, или что-то.
- Рабочая память — способность хранить и запоминать важную информацию.
- Время отклика — время, необходимое человеку для реакции на точечные стимулы внешнего воздействия.
Минусы:
- Травмы от повторяющихся движений в результате интенсивных игровых сессий — травмы пальцев, запястья, локтя, плеча и шеи — все это результат повторяющихся движений в течение длительного периода времени.
- Нездоровый образ жизни — игры могут потреблять большую часть дня человека, что приводит к пренебрежению физической активностью, временем, проведенным на открытом воздухе и сбалансированным питанием.
Просматривая приведенный выше список, можно сказать, что большинство исследований говорят об одном — человеческий мозг положительно реагирует на игры и это приводит к общему росту когнитивных способностей, моторного контроля, в то время как короткий список минусов, как правило, является результатом злоупотребления. Оба перечисленных минуса требуют умеренности и баланса, как и все в этой жизни.
Ключом к умеренности является то, что люди нуждаются в самосознании, чтобы следить за своей вовлеченностью, которая может вызвать сильное привыкание. Игры имеют мощную связь с центрами вознаграждения в человеческом мозгу и могут являться быстрым и легким способом для человека ощутить эйфорию достижений, не достигая по-настоящему чего-либо в реальной жизни.
Вы получите больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще его не вызывают. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению или ухудшению производительности с течением времени.
А как повлияли видеоигры на вашу жизнь?
Источник
Спор о том, полезны или вредны видеоигры, берет начало с тех давних времен, когда по темному экрану телевизора ползали вверх-вниз два белых прямоугольника, отбивавшие виртуальный мячик. Большинство людей считает компьютерные игры причиной множества психических и физических проблем – даже несмотря на отсутствие убедительных научных доказательств этому. Тяга к поиску простых решений лежит в основе человеческой природы, а компьютерные игры всегда были легкой мишенью. Мы предлагаем вам несколько доводов в пользу видеоигр.
Однако времена меняются, и сегодня существует достаточное количество профессиональных исследований, опровергающих заявления об однозначно вредном воздействии игр на психику и здоровье. Прежде чем начнете читать, вспомните – во всем должна быть мера. Никакая польза от видеоигр не оправдывает ежедневное десятичасовое погружение в виртуальный мир.
Видеоигры замедляют старение
Стареют все. И хотя никто не отрицает приходящие с возрастом опыт и мудрость, годы приносят с собой множество проблем. Поэтому, например, старичок на «Москвиче» едет со скоростью тридцать километров в час при разрешенных шестидесяти.
Но так же как занятия физкультурой позволят вам в шестьдесят чувствовать себя на десять лет моложе, так и мозг можно «держать в форме» с помощью видеоигр. В университете штата Айова было проведено исследование, в котором приняли участие 680 человек возрастом от 50 и старше, и вот к каким выводам пришли ученые:
Видеоигры ускоряют принятие решений
Шон Грин из университета Рочестера решил узнать, как игры влияют на нашу способность к принятию решений. Его целью было выяснить, могут ли игры, требующие от нас внимания к мелким деталям, повышать нашу способность к восприятию и тем самым улучшать принимаемые решения.
Группа молодых людей без опыта компьютерных игр наиграла 50 часов в стрелялку от первого лица. Второй группе предложили неторопливую стратегию. Оказалось, что шутеры, требующие внимания к объектам, неожиданно возникающим и исчезающим на периферии поля зрения, значительно улучшают так называемое «низкоуровневое восприятие» и действительно ускоряют принятие решений.
Видеоигры улучшают зрение
Вряд ли найдется геймер, ни разу не слышавший от родителей фразу: «Ослепнешь, если будешь целыми днями таращиться в монитор». Долгое время считалось, что игры приводят к утомляемости зрения и «синдрому сухого глаза» из-за снижения частоты моргания. Еще одна группа исследователей из университета Рочестера решила доказать вред, причиняемый играми зрению.
В исследовании 2009 года приняла участие группа опытных геймеров, чьей специализацией были «Call of Duty» и «Unreal Tournament 2004». Вторая группа играла в медленные игры, такие как «Sims 2». Тесты показали улучшение зрения игроков в шутер. Руководитель исследования Дафна Бавелье пришла к выводу, что такие игры развивают способность, которая называется контрастной чувствительностью.
Эта способность позволяет нам различать оттенки серого на цветном фоне, и особенно важна при управлении автомобилем в ночное время.
Видеоигры способствуют социальной адаптации
Распространенный стереотип описывает человека, увлеченного миром компьютерных игр, как застенчивого или даже асоциального. Ученые трех разных университетов США и Великобритании установили, что геймеры, принимающие участие в социальной жизни, очень общительны и дружелюбны.
«Средний геймер – это не антисоциальный тип, неделями не выходящий из своей комнаты. Напротив, они очень активно взаимодействуют с обществом», – заявил один из исследователей, посетивший более двадцати мероприятий, посвященных играм. Исследователи также выяснили, что общая любовь к играм может стать основой долгих и счастливых семейных отношений.
Видеоигры развивают способность к обучению
Исследователи из двух лондонских университетов опровергли распространенное мнение, что игры отрицательно влияют на успеваемость в школе.
Другими словами, люди, хорошо играющие в быстрые игры, требующие постоянной вовлеченности и размышлений, способны преуспеть и в учебе. Приятно знать, что любимая игра не только развлекает, но и развивает.
Видеоигры улучшают зрительно-моторную координацию
Существует множество профессий, требующих более развитой моторики, чем у обычного человека. Конечно, хирургам необходимы отточенные навыки владения инструментом не только затем, чтобы провести успешную операцию, но и чтобы попутно не задеть артерию или жизненно важный орган. Поэтому от хирургов сегодня требуют проводить еще и виртуальные тренировочные операции.
Ученые из медицинского отделения Техасского университета заинтересовались, кто сможет лучше провести такую операцию – школьник, студент колледжа или практикующий врач. Исследователи были удивлены, когда выяснилось что больше остальных преуспели ученики старших классов, проводившие за видеоиграми минимум 2 часа в день.
Видеоигры учат фокусировать внимание
Родители сегодня часто беспокоятся о том, что их ребенок, сидя в классе, думает о «Майнкрафте» или покемонах вместо того, чтобы слушать учителя. Однако в ходе теста на внимание и выявление закономерностей, проведенного ученым по имени Викрант Беджанки, опытные игроки заметно превзошли редко игравших или вовсе не игравших в компьютерные игры.
Видеоигры помогают преодолеть депрессию
Несколько лет назад исследовательская группа из Новой Зеландии заинтересовалась применением видеоигр для лечения расстройств психики, таких как депрессия. Была специально разработана игра под названием «SPARX», делающая психотерапию более интенсивной и увлекательной, чем обычный прием врача.
К исследованию были привлечено 168 подростков, ранее проявлявших признаки депрессии. Половина испытуемых получала традиционную терапию, вторая половина играла в «SPARX». В игре необходимо было создавать персонажей, избавляющих вымышленный мир от врагов, олицетворявших мрачные, разрушительные мысли.
Каждый этап включал сведения о депрессии, включая способы избавления от негативных эмоций. Игра помогла избавиться от расстройства не хуже, чем беседы с психотерапевтом.
Видеоигры помогают оставаться в форме
Подвижные компьютерные игры, такие как «Wii Fit» и «Wii Sports» по сей день широко применяются в реабилитационных центрах и домах престарелых на Западе.
Врачи из Центра исследования здоровья университета штата Оклахома провели эксперименты, доказывающие благотворное влияние активных видеоигр по сравнению с просмотром ТВ или интернет-сайтов. Тест показал, что «Wii Sports» дает такую же нагрузку на организм, как ходьба со скоростью 5 км/ч.
Видеоигры помогают сохранить отношения
Психологи Денверского университета выяснили, что совместное прохождение компьютерной игры ничем не хуже других способов развлечься и расслабиться для пары. Обнаружилось также, что мужчины придают большее значение совместным развлечениям, чем женщины.
В ходе исследования, начавшегося в 1996 году, парам был предложено ответить, какой аспект их отношений является наиболее важным. Ответы показали прямую зависимость между совместными «необязательными» занятиями и качеством отношений. Так что попробуйте видеоигры, почему нет? Как и сами видеоигры, область изучения их влияния на человека еще очень молода. До сих пор нет единого мнения – делают ли нас игры более склонными к насилию и менее – к состраданию. В последние годы ученые склонны утверждать, что компьютерные игры (шутеры и файтинги в том числе) скорее уменьшают и гасят агрессию у подростков, нежели провоцируют ее. Это показали несколько исследований, проведенных в разных исследовательских институтах разных стран. Предстоит проделать еще много исследовательской работы, прежде чем мы до конца поймем, как именно виртуальные персонажи, истории и миры влияют на человека физически и психологически, и как именно можно использовать их во благо.
Источник