Польза логопедического массажа при дизартрии

Польза логопедического массажа при дизартрии thumbnail

Нарушения речи, такие как заикание и дизартрия, не всегда требуют вмешательства врача-логопеда и долгого, сложного лечения. В домашних условиях эффективен будет комплекс мер, состоящих из водных процедур, физиотерапии и массажа. При регулярных занятиях первые положительные перемены будут заметны уже через несколько сеансов. Выбор массажной техники зависит от показаний и индивидуальных особенностей, а определение курса происходит на консультации с врачом.

Логопедический массаж

Польза массажа при дизартрии и заикании

Дизартрией называют дефект речи, вызванный поражением нервной системы. Проблемы с функциональностью нервных клеток речевого аппарата отражаются на артикуляции, снижении подвижности губ, языка и мягкого неба. Заикание — это патология, для которой характерно нарушение нормального ритма речи, сопровождающееся повторением или пролонгацией как звуков, так и слогов.

Лечение дизартрии всегда комплексное, и состоит из медикаментов, имеющих седативное действие, лечебной физкультуры, водной терапии, массажных процедур и занятий с педагогом или психологом, если заболевание прогрессирующее. Для избавления от заикания также используют медикаментозное и физиотерапевтическое воздействие, а если лечение не дает результаты, то прибегают к помощи логопедов и психологов.

Полезные свойства массажа при заикании и дизартрии у детей объясняются механическим воздействием, направленным на улучшение состояния нервов и тканей в речевом аппарате. К основным целям процедур относят:

  • нормализация произношения слов;
  • эмоциональное оздоровление;
  • активацию речевого аппарата через развитие мышц с недостаточной сократительной способностью;
  • улучшение глотательного рефлекса;
  • стимулирование зон головного мозга, отвечающих за речь.

Логопедический массаж при дизартрии и заикании также направлен на коррекцию речи и имеет благоприятное воздействие на психику ребенка. Во время сеансов происходит не только улучшение речевых функций, но и:

  • улучшается состояние мышечного тонуса мимической и общей мускулатуры;
  • устраняется патология голосовых связок;
  • укрепляется капиллярная сеть;
  • улучшается движение биологических жидкостей;
  • нормализуется работа кожных клеток;
  • увеличивается амплитуда артикуляционных движений;
  • снижаются спазмы мышц артикуляционного аппарата;
  • формируются скоординированные артикуляционные движения.

Домашний логопедический массаж

Обычно логопедический массаж при заикании проводят в медицинских центрах дефектологи и логопеды, но после прохождения обучающего курса родители могут выполнять простые процедуры и дома. Массаж затрагивает голову, шею и верхнюю часть плеч, и не имеет противопоказаний. Научиться делать его несложно, но консультация с врачом обязательна: логопед должен определить тип процедур исходя из вида и стадии заболевания, частоту, продолжительность и интенсивность сеансов.

Виды массажа

Коррекционная работа по развитию речи у ребенка подразумевает использование нескольких массажных практик, являющихся методом активного механического воздействия. Они направлены на улучшение работы речевого аппарата, снятие спазмов, активацию движения крови и лимфы.

Основных видов логопедического массажа пять — это:

  • классический;
  • сегментарный;
  • зондовый;
  • точечный;
  • зональный.

Классическая проработка происходит приемами поглаживания и вибраций, и их производных. Сегментарно-рефлекторный выполняется для каждой из групп мышц, отвечающих за речевые функции. Зондовая техника улучшает мышечную активность и подвижность языка, что приводит к улучшению четкости звуков. Во время сеансов используются зонды уникальной формы, предназначенные для проработки определенной области.

Инструмент для логопедического массажа

Зональная техника

К зональной проработке относят массирование языка и лица. Во время процедуры обязательно использование марлевой салфетки. Интенсивность движений зависит от цели сеанса: чтобы добиться расслабления проводят спокойные движения, поглаживающие и расслабляющие. Для стимулирования работы мышц делать процедуру необходимо с большей интенсивностью.

Массажные линии на языке

Начинают сеанс с простукивания области над верхней губой, затем — над нижней. После чего губы складывают трубочкой и растягивают. Затем указательный палец вводят в рот и продолжают массирование щек изнутри, одновременно прорабатывая внешнюю поверхность пальцем большим. В завершении процедуры несколько раз поднимают и опускают язык, аккуратно массируют подъязычную и щечную мышцы. Если мышцы напряжены, то сначала поглаживают от корня языка к кончику.

Массаж губ

Для лица

Массаж лица при дизартрии начинается с упражнений, направленных на расслабление мышц шеи. Это плавные повороты головы влево и вправо. Лицо мягко поглаживают от бровей к линии роста волос и к вискам. Область вокруг глаз массируют по направлению от внутреннего уголка к наружному по верхнему веку, и в обратном направлении — по нижнему. Щеки проходят дугообразными движениями от крыльев носа к скулам, а по всей поверхности щеки — ровными круговыми движениями. Губы массируют от центральной точки к углам. Ушную раковину только поглаживают, а подбородок — растирают. Завершают сеанс мягкими поглаживаниями носогубного треугольника. Каждый из приемов разрешено проводить от 3 до 6 раз.

Массаж лица

Классическая логопедическая проработка

Выполнение классической массажной техники требует соблюдения основных правил и последовательности действий. Начинается процедуры всегда с легкого похлопывания кончиками пальцев вокруг рта в правую и в левую сторону. Затем прием дополняют ввинчиваниями, и повторяют еще несколько раз.

Массирование верхних мышц включает легкие похлопывания подушечкой указательного пальца. Направление — от носа к центральной точке над верхней губой. Затем эту область проходят растираниями. Далее, нужно поставить большой и указательный палец на уголки губ, и сделать несколько ровных пружинистых движений. Когда пальцы сводят уголки губ, ребенок должен произнести долгое «У».

Указательный палец перемещают на нижнюю губу, и подводят ее к верхней. Движения сопровождают звуком «Ба-ба». Затем губы нужно сомкнуть большим и указательным пальцем, совершая легкие щипкообразные движения. Одновременно произносится долгий звук «М».

Классическая техника логопедического массажа

Продолжают сеанс так: указательный палец, обернутый мягкой салфеткой, перемещают за щеку малыша изнутри, а указательный располагают на ее внешней поверхности. Плавным круговым движением проходят всю щеку, приподнимая мышцы вверх. После нескольких повторов процедуру проводят и для второй щеки.

В завершении массажной процедуры приподнимают кончик языка к верхней челюсти, повторяя звуки «Та-та» и «Да-да». Первые сеансы массажа должны занимать не более 7 минут. Со временем продолжительность увеличивают до 15-20 минут. Средний курс рассчитан на 15-20 сеансов, которые проводят в течение 1,5-2 месяцев.

Точечный массаж

Лечебный эффект акупрессуры заключается в воздействии на биологически активные точки. Во время сеанса БАТ массируют подушечками пальцев, совершая ровные круговые движения. Всего для проработки используют 17 точек, а массажный курс состоит из 20-23 процедур. Первую неделю выполнение массажа ежедневно, затем сеансы проводят через день. В зависимости от того, как дети заикаются, какая наблюдается динамика лечения и каково состояние здоровья, в год повторяют 2-3 полных курса.

Правила точечной проработки

Точечный массаж при заикании — это легкая и расслабляющая методика. Сеанс начинают с воздействия на точку Фэн-чи, расположенную на затылке на расстоянии 1,5 цуня от сосцевидного отростка. Вторая точка симметрична. Я-мэнь лежит над затылочным бугром на 2 цуня ниже Фэн-чи. Затем прорабатывают парную точку Гао-хуан-шу, расположенного по обе стороны от позвоночника на 3 цуня левее и правее 4 и 5 грудного позвонка. Затем переходят к точке Хэ-гу: большой и указательный палец одной руки расставляют, и на область между ними ставят большой палец второй руки. Точка будет расположена между 1 и 2 пястными костями под кончиком большого пальца. Во время выполнения точечного массажа при заикании на каждую БАТ воздействуют от 30 до 90 секунд.

Цунь — это расстояние, равное расстоянию между поперечными складками второй фаланги согнутого среднего пальца. Это традиционная система измерения, которая зависит от размеров и пропорций человеческого тела.

Сегментарная техника

Преимущество сегментарной техники массажа в изолированном воздействии на мышцы, связанные с речевой деятельностью. Проведение массажа должно быть курсами из 10-20 процедур: продолжительность зависит от возраста ребенка, состояния нервной системы и общего развития. Сеанс проводится из положения лежа, а под голову и шею кладут небольшую плоскую подушку.

Правила сегментарного массирования

Сеанс массажа начинают и заканчивают плавными поглаживаниями, проводимыми четырьмя пальцами ладони. Поверхностное поглаживание должно быть расслабленными, а глубокое — интенсивное. Отличается глубокое поглаживание граблеобразными движениями, и проводится оно только по волосяной части головы.

Сегментарный массаж

Растирание проводят кончиками пальцев, ладонью или ее ребром. Направление движений — спиралеобразное или прямое. Растирание отличается от поглаживания смещением и растягиванием кожи. Во время разминающих движение кожа не только растягивается и разминается, но и сдвигается в прямом или спиралевидном направлении. Затем переходят к вибрационному воздействию: для этого задействуют как указательный и средний пальцы, так и всю ладонь. Сильная вибрация стимулирует мышечный тонус, слабая — снижает мышечную активность, успокаивает. Дополняют проработку плотным нажатием на биологически активные точки для активации кровотока и обменных процессов.

Массирование языка

Проведение логопедического массажа для детей с патологией речевого аппарата имеет много преимуществ: процедуры улучшают состояние мышечной ткани, развивают речевые функции, благоприятно воздействуют на нервную систему и психологическое здоровье ребенка. Выделяют несколько основных типов массажа: сегментарный, точечный, классический и зональный. Какую из техник выбрать — зависит от показаний, развития малыша, степени патологии и индивидуальных особенностей. Назначение курса процедур и их продолжительности должно быть только врачом-логопедом или педиатром. Проведение сеансов возможно как в домашних условиях после небольшого обучения, так и в медицинских центрах.

Источник

Дети с дизартрией тяжело справляются со звукопроизношением. Причина дефекта речи в нарушениях иннервации мышц артикуляционного аппарата. Чем может помочь массаж при дизартрии у детей, какие методики тренировки и разминания мышц массажистом самые эффективные, расскажем в нашей статье.

Коррекция дизартрии массажем

Система устранения дизартрии включает в себя уроки с логопедом по постановке звуков, развитие лексического запаса, тренировку дыхания, стимуляцию артикуляции, упражнения для мелкой моторики. Массаж языка и лица при дизартрии используется для активизации работы мышц речевого аппарата. Разминания мускулатуры благотворно влияют на общее нервное самочувствие детей с таким поражением, улучшают артикуляционные навыки.

В процессе массажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения:

  • Уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц;
  • Улучшается качество речи;
  • Нормализуется тонус мышц;
  • Нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях;
  • Дети становятся менее возбудимыми, лучше спят.

Логопедический массаж

На заметку! Логомассаж рекомендован детям не только с дизартрией, но и при заикании, ринолалии, нарушениях голоса.

Назначить логопедический массаж детям при дизартрии может только доктор или логопед-дефектолог после диагностики заболевания.

Статичность и затруднения подвижности губ, неба, языка заметны у некоторых малышей с рождения. Родителям стоит бить тревогу, если у новорожденного есть трудности с сосанием, проглатыванием пищи, речь после 2 лет невнятная, присутствует гнусавость. В зависимости от симптомов дефекта и локализации поражений головного мозга различают следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Самая сложная степень недуга. Поражены мимические мышцы и артикуляционные.
  2. Псевдобульбарная. Речь невнятная, монотонная, диагностируется паралич мышц речевого аппарата.
  3. Корковая. Мозг поврежден односторонне. Ребенок хорошо произносит звуки, а слоги нет.
  4. Подкорковая. Речь невнятная, гнусавая. Поражены подкорковые узлы мозга.
  5. Экстрапирамидная. У дошкольника наблюдается паралич лицевых мышц.
  6. Стертая. Ребенку тяжело выговаривать шипящие, свистящие.

Дифференцировать тип повреждения ЦНС, паралич можно с помощью МРТ, ЭЭГ, клинического и логопедического обследования. Курс логомассажа назначается младенцам при тяжелой форме заболевания с 3 месяцев, дошкольникам — в комплексе с лечебно-педагогической коррекцией нарушений.

Ручной массаж лица

Массаж лица

Классический вариант массажа, который подходит детям с любой степенью выраженности дизартрии. Этот вид вибротерапии проводите в перчатках. Украшения снимите, а ноготки коротко подстригите. Все движения повторяйте 3-5 раз. Продолжительность процедуры увеличивайте постепенно.

Схема движений следующая:

  1. Лоб разминают плавно от центральной точки к вискам. Упирайтесь в голову 2-3 пальцами. Прижимайте ладонь плотно, но не сильно.
  2. От бровей к волосам двигайтесь волнообразно всеми пальцами. Движения поглаживающие.
  3. Щечные мышцы растягивайте ото рта к вискам, от скулы вниз на нижнюю часть лица.
  4. Растирайте мышцы на крыльях носа вверх-вниз плавно.
  5. Поглаживайте носогубную складку до крыльной части носа к углам губ.
  6. Вибрационными движениями разминайте губы. Двигайтесь двумя руками по верхней части губ, разводя пальцы в разные стороны (от серединки к углам).
  7. Веки разминаются круговыми поглаживаниями без нажима. Двигайте пальцами по часовой стрелке вокруг глаз, потом обратно.
  8. Растирайте подбородок.
  9. Уши поглаживайте.

Если у ребенка есть асимметрии лица, перекос на одну стороны или мышцы сведены, уделяйте пораженной стороне больше внимания.

Схема логопедического массажа лица

Схема массажа губ

На заметку! Обязательно включайте несколько приемов массажа лица в курс лечения при корковой дизартрии перед разминанием языка.

Массаж языка

Имеет значение при слабости мышц основного речевого органа, при недостаточной подвижности язычной мускулатуры, парезах и параличах. Логопеды, дефектологи используют несколько техник разминания непослушного язычка. Поговорим о каждой методике подробнее.

Массаж зубной щеткой

Для разминания мышц языка, щек в домашних условиях и на занятиях с профессионалом можно использовать обычную зубную щетку. Техника выполнения лечебной процедуры состоит из следующих этапов:

  1. Под язык ребенку положите бумажную салфетку. Она нужна для впитывания лишней слюны. Если влага слишком быстро набирается во рту, меняйте салфетку чаще.
  2. Попросите малыша расслабить язык.
  3. Делайте круговые разминающие движения по телу речевого органа.
  4. Затем прерывистые поглаживания по внутренней части щек, по всей площади языка. Как будто счищаете с него что-то. Это вариант движений обязательно используйте при бульбарной дизартрии.
  5. Попросите ребенка напрячь язык, чуть приподнять вверх.
  6. Массируйте ямку под челюстью. Движения делайте плавно, без усиленного нажима.

Схема массажа языка зубной щеткой

Важно! Для массажа щеткой купите мягкий вариант инструменты с гладкими и ровными щетинками, чтобы не повредить слизистую рта и не напугать ребенка.

Массаж языка пальцами

Эффективно помогает снять гипертонус артикуляционных и лицевых мышц. Проводится с помощью платочка, тканевой салфетки, массажных напальчников. Последовательность действий взрослого такова:

  1. Помогите ребенку расслабить мышцы языка. Возьмите орган двумя пальцами, покрутите, легонько постучите по его поверхности.
  2. Подергайте язычок за кончик, прижимая двумя пальцами снизу, одним сверху.
  3. Возьмите за среднюю часть. Приподнимите и оттяните вперед. Зафиксируйте положение на 1-2 секунды.
  4. Одной рукой придерживайте язык около губ. Пальцами другой руки сжимайте точечно его тело до корня. Повторите поступательные движения в обратном направлении.
  5. Поверните язык пальцами и поставьте на ребро. Потом на другую сторону.
  6. Не забывайте тонизировать губы. Постукивайте по ним подушечками пальцев, сворачивайте в трубочку, растягивайте к носу.

Логомассаж пальцами проводите 1-2 раза в день в течение недели или двух. Продолжительность занятия зависит от возраста и темперамента ребенка.

Дошкольникам достаточно разминать язычные мышцы 10-15 минут в день. Выбирайте 2-3 упражнения. Повторяйте их в течение каждого урока 30 раз. На следующий день набор упражнений меняйте.

Зондовый массаж

Массаж языка при дизартрии с помощью специальных инструментов— зондов, разработан доктором педагогических наук, Еленой Викторовной Новиковой. Специалисту или родителю понадобится набор инструментов – 8 экземпляров. Зонды имеют разную форму: топорики, шарики, вилочки, улитка, грибок.

Инструментальный логопедический массаж при дизартрии проводят курсами. При сильных дефектах 2-3 недели ежедневно, потом отдых 1,5 месяца. Затем повтор курса.

Логопедические зонды

Методика лечения речевых дефектов с помощью зондов предполагает следующие виды разминания языка:

  1. Двигайте шариковым инструментом по телу языка 8-10 раз.
  2. Пластмассовым зондом проведите точечно от корня до кончика 8-10 раз.
  3. Поглаживайте поперечные язычные мышцы шариковым инструментом 6-8 раз.
  4. Возьмите зонд в форме иглы. Покалывайте периметр языка 10 секунд.
  5. Найдите в подъязычной области ямочки. Воспользуйтесь шариковым зондом и сделайте в углублениях повороты против часовой стрелочки. Максимальное время давления на точку 10 секунд.
  6. Надавливайте и расчесывайте язычок с помощью ребристого зонда, лопатки со всех сторон.

Во время процедуры ребенку лучше занять положение полулежа, под шею положите небольшую подушку. Если дошкольник жалуется на болевые ощущения, прекратите процесс или ослабьте давление на речевой орган.

На заметку! Для понимания техники и принципа выполнения зондового логомассажа советуем прочитать книгу Е. В. Новиковой “Зондовый массаж” с 1 по 4 часть. Пособие иллюстрированное, идеально подходит для самообучения родителей по картинкам. Или учебник для логопедов О. Г.Приходько “Логопедический массаж”.

Схема логопедического массажа языка зондом

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Делать логопедический массаж при дизартрии самостоятельно в домашних условиях можно, если родители обладают хотя бы минимальными знаниями и навыками такой коррекционной работы. Научиться простым приемам массажа можно на курсах или во время посещения занятий с профессионалом. Дома разминайте мышцы языка пальцами, зубной щеткой, чайным ложками.

Важно! Домашний курс логомассажа желательно согласовать с врачами или педагогом.

Важные правила логомассажа

Рекомендации специалистов, неврологов и логопедов, помогут родителям правильного организовать процедуру мануальной терапии дома.

  1. Не назначайте курс разминания мышц самостоятельно, посоветуйтесь с лечащим доктором, определить тип и степень дизартрии. Совместно с врачом составьте курс терапии для ребенка.
  2. Проводите занятия регулярно. Если есть возможность, повторяйте задания 3-6 раз в сутки по 5-10 минут.
  3. Следите за удобством расположения головы ребенка. Пусть малыш приляжет, положит под голову высокую подушку, сядет на коляску, детское кресло.
  4. Перед сеансом проветривайте помещение, увлажняйте воздух.
  5. Надевайте одноразовые перчатки.
  6. Запаситесь щеткой, набором зондов для каждого ребенка индивидуально.
  7. При выполнении техник следите за силой нажатия на язык, мышцы лица, щек, губ. Пальцы не должны быть расслаблены, но давить на органы излишне тоже нельзя.
  8. Первый курс массажа проходите у профессионала, пригласите специалиста домой. Внимательно наблюдайте за его действиями, купите несколько уроков.
  9. Ребенка старшего дошкольного возраста, учащегося обучайте самомассажу пальцами, зондом.

Преодолевать нарушения, связанные с поражением участков головного мозга, очень сложно. Родителям, педагогам и детям нужно набраться терпения. Положительные сдвиги в мышечной работе, речи становятся заметны после короткого курса логомассажа (через 10-15 процедур). Это реально при условии слаженности и целенаправленности действий всех участников лечебного процесса.

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Источник