Польза от чтения акафиста богородице

Польза от чтения акафиста богородице thumbnail

О пользе и вреде акафистов

04.06.2019

WdaWswNnUvs.jpg

Наверное, в Русской Церкви нельзя встретить храм, в котором бы не совершались акафисты. Любят православные богомольцы этот жанр церковной гимнографии: читают акафисты дома и в храмах, поют во время многодневных крестных ходов. Однако употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации. Ведь согласно действующему богослужебному уставу – Типикону – акафист совершается только один раз в году: на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Совсем недавно, 30 мая, Священный Синод утвердил подготовленное Синодальной богослужебной комиссией чинопоследование молебного пения с акафистом. Что такое акафист, и откуда появился такой жанр гимнотворчества? Какова их история? Почему нашим людям так полюбились акафисты? И как получилось, что некоторые предпочитают чтение акафистов молитве за литургией, принятию Таинств?


Первоначально – единственный

Слово «акафист» на русский язык переводится как «неседален», то есть акафист – это песнопение, во время исполнения которого не сидят. Изначально акафистом называлось только одно уникальное произведение, посвященное Божией Матери. Оно появляется в Византии на рубеже V–VI веков. Именно оно читается на службе Похвалы Пресвятой Богородице. Этот Акафист состоит из двенадцати больших и двенадцати малых строф. Все они в греческой традиции называются икосами.

В славянской традиции короткие икосы принято называть кондаками – они заканчиваются восклицанием «аллилуйя», а большие икосы так и называются – «икосы». Большие икосы делятся на две части: первая метрически одинакова с коротким икосом, а вторая содержит двенадцать приветствий, обращенных к Богоматери, которые выражаются словом «Радуйся». Именно так во время Благовещения ангел приветствовал Пресвятую Деву.

«Возрадования» – это отличительная черта акафистного произведения. Акафист Богородице состоит из двух частей: первая рассказывает о земной жизни Пречистой Девы, а вторая посвящена учению о Боговоплощении и спасении человеческого рода. Текст «Взбранной Воеводе победительная», помещенный в начале акафиста, был добавлен позднее, после избавления Константинополя летом 626 года от осады авар и славян, когда Константинопольский Патриарх Сергий I обошел городские стены с иконой Пресвятой Богородицы.

Интересно, что в грекоязычных Церквах до сих пор термин «акафист» применяют только к этому первоначальному акафисту в честь Богородицы.

Икосы подобные

Позднее появляется жанр акафиста. В XIV веке, приблизительно за сто лет до конца Византийской империи, начинают создаваться произведения, подражающие акафисту Богородице, которые назывались «икосы, подобные Акафисту». Известны икосы архангелу Михаилу, Иоанну Предтече, святителю Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, Кресту Господню, апостолам Петру и Павлу, Двенадцати апостолам, Всем святым, Живоносному Гробу (Воскресению Господню). Последний акафист византийской эпохи – это акафист апостолу Иоанну Богослову.

Далее появляются акафисты в честь различных списков икон Пресвятой Богородицы. Произведения переводятся и становятся известны в Русской Церкви. У нас начинают создаваться акафисты русским святым.

К середине XVIII века число новых акафистов сильно возросло, поэтому была введена практика утверждения текстов Святейшим Синодом Русской Церкви. Если текст не был утвержден, то его нельзя было печатать и распространять.

Показательно, что к 1901 году на 158 разрешенных приходится 291 (или более) неразрешенный акафист. Причины запрета были различны: несоответствие требованиям духовной цензуры, богословская или литературная безграмотность текста, наличие уже разрешенного акафиста с тем же посвящением.

Излишество или необходимость?

В XIX веке об акафистах высказывали свои мнения различные авторитетные богословы. Святитель Филарет Московский настороженно относился к неуемной ревности составлять новые акафисты: «Мы недовольно ревнуем установленное Церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и все было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределенных, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего или слышащего? Каждый, кому вздумается, каждому святому, к которому почувствует усердие, не затрудняется написать акафист и дать его в правило Церкви. В порядке ли это? Сообразно ли с тем, что такое множество древних великих святых, апостолов, пророков, мучеников, святителей, преподобных остаются без акафистов? Но не должно ли благоприятствовать проявлению благочестивого усердия? Правда, но со многим рассуждением и осмотрительностью, чтобы принести Церкви Божией дар истинно для нее полезный».

Критику и неприятие большинства русских акафистов находим у архимандрита Киприана (Керна), по мнению которого, стихиры и псалмы превосходят акафисты по красоте и глубине мысли.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский, видел в акафистах средство к пробуждению религиозного настроения в пастве: «Народ, как показал опыт в Харькове, весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Святитель Феофан, затворник Вышенской обители, в своей переписке поощрял и ободрял составителей новых акафистов, давал указания и советы.

Акафисты в наши дни

В современной русской практике, в отличие от Типикона, употребляется множество акафистов. Они посвящены Господу, Пресвятой Богородице, прославляемой в Ее чудотворных иконах, святым и праздникам. Акафисты служатся круглый год, а не один раз. Кроме этого, обычаи при совершении акафистов до сих пор разнились от епархии к епархии.

Читайте также:  Сладкое для мужчины польза и вред

В последнее десятилетие появилось много новых акафистных текстов, которые, к сожалению, далеко не всегда содержат идеи, соответствующие духу церковного Предания. Опасность состоит в том, что люди, читающие акафисты, которые не прошли богословскую проверку, усваивают нецерковные идеи, суеверия. Также следует учесть, что акафист – это самый популярный в народе жанр, наиболее доступный и понятный, поэтому нужно заботиться о корректности текстов.

В первые постсоветские годы Церковь слабо контролировала процесс появления новых акафистов и их распространение, но теперь эта сфера постепенно упорядочивается. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском совете Русской Православной Церкви действует рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества.

Межсоборным Присутствием был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви», который в начале 2017 года направили на отзыв в духовные школы и епархии Русской Православной Церкви.

14 мая 2018 года документ и результаты его обсуждения рассмотрел Священный Синод. Как было отмечено в постановлениях Синода, уставное суточное богослужение стои́т несравнимо выше акафистов, в связи с этим «тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Другое постановление говорит о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. Издательскому совету Русской Православной Церкви было поручено разместить на своем сайте список утвержденных Священным Синодом акафистов и их тексты с последующим регулярным обновлением перечня.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ


В основе материала –


публикация
сайта Симбирской митрополии

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала “Приходы”. Взносы можно перечислять несколькими способами:

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать “пожертвование на уставную деятельность”.

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Источник

Многовековая церковная культура хранит в своих кладезях множество жанров песнопений, среди которых особое место занимает акафист.

Акафисты переведены на множество языков: греческий, румынский, сербский, польский, чешский и другие.

Правила прочтения акафиста святым

Что такое акафист? Это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам.

Акафист – это хвалебное песнопение, благодарение, посвященное Богу, Его Матери, святым угодникам, ангелам, архангелам

Хвалебная песнь включает в себя из 25 песен, разделенных на две группы:

  1. Кондаки — 13 произведений, воплощающие в своих строках краткое содержание праздника или хвалебную оду святому, его чтение всегда заканчивается хвалой «алилуййя»;
  2. Икосы — 12 произведений, объясняющие суть праздничного события, всегда заканчивающиеся возгласом «радуйся».

Не каждый христианин понимает, как правильно читать акафист.

Внимание! Послабление делается лишь для беременных женщин и немощных людей — им разрешено читать его сидя, в крайнем случае — лежа.

  1. В переводе с древнегреческого языка означает «неседальное пение». Поэтому торжественный гимн исполняется всегда в положении стоя.
  2. По благословению священника его можно читать как в стенах храма, так и дома.
  3. Перед его произнесением читаются предначинательные молитвы, именно они произносятся перед началом основных молитв.
  4. После их прочтения читают акафист и молитву.

Важно! Торжественную песнь разрешено возносить в любые дни, кроме великопостных.

Зачем читают

Акафист Царице Небесной состоит из 25 строф, расположенных в определенном порядке. Он поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста.

Обычно Богородицу просят:

  • о даровании исцеления в тяжелых болезнях;
  • об избавлении от наркомании и алкоголизма;
  • о помощи в воспитании детей;
  • о родоспоможении;
  • о победе над врагами и прочих важных моментах земного жития.
Акафист Царице Небесной поется лишь единожды — в субботу пятой седмицы Великого поста

Хвалебная песнь Божиим угодникам читается:

  • при всяких скорбях, нуждах;
  • при переезде в новый дом;
  • об избавлении от греховной напасти;
  • при тяжелом материальном положении;
  • в прочих трудных жизненных обстоятельствах.

Некоторые православные акафисты:

  • Акафист перед иконой Богородицы «Одигитрия»
  • Акафист Ангелу-Хранителю
  • Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Важно! Перед первым самостоятельным прочтением акафиста рекомендуется прослушать его в церкви или в аудиозаписи. Тем самым будет понятно: с какой интонацией произносится гимн, где правильно ставить ударение, какая громкость и звучание должны быть у песнопения.

Сила акафиста

  • хвалебная ода поется в те моменты, когда на душе молитвенника очень тяжело, тем самым священная песнь наполняет ее радостью, счастьем и гармонией;
  • при самостоятельном регулярном чтении молитвенник сполна понимает всю сущность бытия и то, в чем заключается вера Господня;
  • если чтец в чем-то сомневается и у него нет возможности посоветоваться с клириком, то после совершения хвалебной песни сомнения пропадут сами собой и человек станет уверенным в себе и своих силах христианином;
  • акафист может исцелить как физические, так и духовные недуги — главное, иметь твердую веру в помощь с Небес.

Водосвятный молебен с акафистом

Молебен — это особое богослужение, в котором умоляют Небо ниспослать молитвеннику милость и возносят благодарение за полученные просимые блага.

Водосвятный молебен

Внимание! Водосвятными называются те молебны, в которые включен чин освящения воды. По его окончании читается акафист Отцу Небесному, Богородице, святым, архангелам, ангелам.

Вода освящается особым чином:

  1. Для водосвятия на стол посреди храма устанавливается чаша, наполненная водой, Распятие и Евангелие, зажигаются свечи.
  2. Клирик начинает чтение псалмов, тропарей, совершается крещение и каждение воды.
  3. По окончании молебна те из прихожан, кто заказывал его служение, получают святую воду для пития с верой и молитвой, одновременно прося у Бога прощения грехов и избавление от недугов себя и своих близких.
Читайте также:  Чай кипрей ферментированный польза и вред

Освященная вода идентична по составу и происхождению самой обычной воде (водопроводной, колодезной, речной), но в процессе водосвятия и после совершения молебного чтения она чудесным образом приобретает благодатные и исцеляющие свойства.

Она является спасительной для верующего человека.

Совет! По традиции освященную воду принято употреблять натощак.

Как подавать записки для молебна

  1. Для того, чтобы батюшка помолился вместе с самим молитвенником на молебне, необходимо подать в церковную лавку записку с именами тех, за кого будет возноситься молитва.
  2. Каждое имя следует вписывать в родительном падеже (отвечать на вопрос кого? — Иоанна, Нины, младенца Сергия, отроковицы Екатерины).
  3. Имена следует указывать те, что даны человеку в Таинстве Крещения, написание их должно быть церковным (например, Дмитрия — Димитрия, Ивана — Иоанна, Татьяны — Татианы).
  4. Фамилию, родство, гражданство — писать не нужно, можно лишь указать нужду — болящего, воина, путешественника.
  5. На одном бланке нужно указать не более 10 имен, но если есть желание помолиться за большее количество человек, то следует подать несколько записок.

Читайте статьи о православии:

  • Может ли Бог простить убийство
  • Что такое рай
  • О библейской заповеди «Не сотвори себе кумира»

Акафист — это составленное с особой тщательностью хвалебное молитвословие, вырабатывающее у православного христианина навыки каждодневной молитвы.

Совет! Перед началом чтения хвалебного гимна важно сконцентрироваться на молитве, быть искренним, внимательным, молитвенником, а слова акафиста возносить с сердечным покаянием.

Акафист поможет человеку привыкнуть к молитве как к главной части богослужения, именно поэтому акафист читается в православных храмах как соборная молитва.

Можно ли читать акафисты сидя?

Источник

Верующим может быть не понятно, что такое акафист, его отличие и когда читают. Тожественный молебен в честь Господа, Пресвятой Богоматери на церковных празднованиях нельзя повторить в домашних условиях. Для келейного исполнения гимна существуют специальные песнопения/чтения, называемые акафистами. В христианском мире создано около 180 акафистов, в том числе в русской православной церкви – около 40.

Понятие и значение акафиста в православии

Акафист – это церковный гимн Господу, Богородице, святым, исполняемый стоя. Традиция исполнения хвалебных песнопений зародилось в древней Греции в византийский период. Первая песенная молитва, известная до настоящего времени, – Великий акафист Пресвятой Божьей Матери.

Он был написан после осады Константинополя в 626 году. Свидетель осады Синкелл утверждал, что Святая Дева показала свою власть, вмешавшись в битву на море. Варвары на лодках потерпели крушение возле Влахернского Богородичного храма.

После божественного избавления от набега варваров, император Восточной римской империи считал Божью Матерь Покровительницей своей столицы. Молебен исполнялся во Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Святой Девы, ее пояс и риза. Впоследствии обряд распространился на всю православную церковь.

Последующие песнопения составлялись по аналогии с первоначальным образцом, что сделало гимн особым жанром, формой церковной поэзии. Поэтический текст имеет особую структуру. В него входит 25 песен, расположенных по греческому алфавиту.

Имеется основной кондак, у которого определенное окончание или припев, и 12 кондаков, перемежающихся с икосами. В конце каждого икоса произносится «Радуйся!», кондаки заканчиваются «Аллилуйя!». 13 кондак повторяется трижды, затем поется первый ирмос.

Сочинителями текстов были богословы, святые отцы, православные поэты. В русской православной церкви гимны написаны не только Божьей Матери, Иисусу Христу, но и каждому прославляемому святому, а также некоторым праздничным датам. Первая русская торжественная молитва была посвящена Сергию Радонежскому.

Особенность исполнения гимна заключается в том, что его можно исполнять в домашних условиях, без священника и хора.

Зачем нужно читать акафист

Акафист, как и любая другая молитва, – это способ обращения к Богу, Божьей Матери, святому. Хвалебную песнь читают в случаях, когда благодарят за чудо или просят о помощи в жизненных затруднениях.

Когда правильно читать акафист в домашних условиях

Устав православной церкви обязует исполнять акафист в субботу пятой недели Великого Поста (другие торжественные песнопения во время Великого Поста запрещены). Иногда торжественные молебны поют на утрени или молебне в честь какого-то праздника. В остальных случаях пение торжественного гимна в честь Иисуса Христа, Богородицы, какого-то святого – дело верующего, других правил не существует.

Чтение акафиста – духовное напряжение, выдержать которое подвластно не каждому верующему. Для укрепления сил следует испросить благословение у духовника.

Молитва читается по особому порядку.

Прежде, чем приступить к гимну, следует прочесть следующие молитвы:

  1. «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, Аминь».
  2. (Молитва мытаря из Евангелия от Луки). «Боже, милостив буди мне грешнему». (Поклон).
  3. (Предначинательная). «Господи Иисусе Христе, Сын Божий, молитв ради Пречистыя Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  4. «Святому Духу».
  5. «Трисвятое». Произносится 3 раза, с крестным знамением, поясным поклоном.
  6. «Пресвятой Троице». («Господи, помилуй» читается 3 раза).
  7. «Отче наш».
  8. «Богородице Дево, радуйся».
  9. «Господи, помилуй» (12 раз).
  10. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон). Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (Поклон).
  11. Псалом 50.
  12. «Символ веры».
Читайте также:  О пользе красный репчатый лук

Начальные молитвы меняются от Пасхи до Вознесения, вместо обращения к Святому Духу читают: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Повторяют 3 раза). От Вознесения до Троицы текст не читают.

После вступления начинается чтение гимна. Заканчивается молитва обращением к Пресвятой Богородице:

«Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».

Затем следует:

  1. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».
  2. «Господи, помилуй» (3 раза).
  3. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».

Варианты, если обращение было к святому, Кресту Господню или ангелу:

  1. «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (имя святого, которому читался акафист), поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  2. «Силою Честнаго и Животворящего Креста поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь».
  3. «Честных небесных Сил Бесплотных, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».

Завершается молебен крестным знамением и поясным поклоном.

Расписание по дням недели

В домашнем богослужении принято придерживаться церковного правила: в течение недели вспоминать те же события и святых, что и в храме.

Понедельник

В первый день недели поминают Небесных защитников (личного и всехристианского). Акафист поют или ангелу-хранителю, или архангелу Михаилу.

Вторник

На следующий день вспоминают Иоанна Крестителя, предсказателя прихода Спасителя, призывавшего иудеев раскаяться в своих грехах. В торжественном гимне пророка восхваляют, как предшественника Христа в земной жизни и аду, введшего обряд крещения водой, крестившего Иисуса в реке Иордан.

Среда

В середине недели поют акафист в честь Иисуса (Иисусу Сладчайшему) или Богоматери. Гимны посвящены жизни Христа и памяти Пресвятой Девы.

Четверг

В этот день торжественно поминают ближайших учеников Иисуса Христа, Петра и Павла, а также их продолжателей в распространении христианства: Николая Чудотворца и святых апостолов.

Пятница

Пятница – день, когда Христос был распят на кресте. Читают акафист, посвященный крестным страданиям Иисуса и чудотворному Кресту Господню.

Суббота

В субботний день поют гимн Собору новомучеников и исповедников русской церкви или Божьей Матери. Значение акафиста – поминовение всех усопших.

Воскресенье

В воскресенье поют гимн-воспоминание о Воскресении Христа.

Правила чтения молитвенной книги

Для чтения торжественных молебнов приобретаются сборники соответствующей тематики. Например, акафистники «От недугов и горьких болезней», «Исцели и помилуй», «Молитвы ангелу-хранителю», молитвословы. Молитвенное правило православного верующего должно состоять из утренней и вечерней молитвы, которые совершаются каждый день.

Перечень православных акафистов

В православном молитвослове имеется перечень всех акафистов русской православной церкви.

Богородице

Акафисты Богоматери читаются в честь ее икон:

  1. «Нечаянная радость». Благодарение за чудесное исцеление.
  2. «Неупиваемая чаша». Обращаются с просьбой излечиться/излечить от порока пьянства и наркомании.
  3. «Всецарица». Просят о помощи при онкологических заболеваниях, проблемах с непослушными детьми.
  4. «Умиление». Благодарственная молитва.
  5. «Целительница». Перед иконой молятся для избавления от тяжелых болезней.
  6. «Скоропослушница». Святой образ находится на Афоне. Чудодейственная сила проявлялась при обращении с болезненными состояниями.
  7. «Всех скорбящих радость». Благодарственная молитва.
  8. «Воспитание». Действенную помощь получают родители, желающие найти общий язык с детьми.
  9. «Млекопитательница». К иконе обращаются беременные женщины с просьбой о благополучных родах и здоровых младенцев.
  10. «Неопалимая Купина». Божья Матерь поможет спастись от пожара, избежать незаконного преследования.
  11. «Казанская». В домашних условиях ей возносят молитву о сохранении брака, излечении от слепоты.
  12. «Покрову Пресвятой Богородицы». Дома у иконы молятся, чтобы укрепиться в вере.
  13. «Утоли моя печали». Акафист читают перед святым образом, когда одолевают житейские невзгоды.
  14. «Умягчение злых сердец». Иконе молятся при ссорах детей с родителями.

Обращение к Богородице умиротворяет душу верующего, дает надежду на исцеление или решение проблемы.

Ангелам и святым

Ангелы и святые, которым можно отслужить молебен с чтением акафиста в домашних условия:

  • Спиридон Тримифунтский;
  • Иоанн Предтеча;
  • архангел Михаил;
  • благоверные князья Петр и Феврония Муромские;
  • Георгий Победоносец;
  • Пантелеймон Целитель;
  • Иоанн Воин;
  • Тихон Воронежский Задонский;
  • Александр Свирский;
  • Николай чудотворец;
  • Матрона Московская;
  • Лука Симферопольский;
  • Василий Острожский;
  • Елизавета Алапаевская;
  • Иоанн Кронштадтский;
  • Серафим Саровский;
  • Ксения Петербургская;
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской;
  • Харлампий Магнезийский;
  • Иоанн Златоуст;
  • мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
  • Иннокентий Московский;
  • Сергий Радонежский;
  • священномученик Киприан и мученица Иустина;
  • Алексий Московский;
  • Александр Невский;
  • Екатерина Александрийская;
  • Варвара Илиопольская;
  • Вонифатий Тарсийский.

Акафист поют в любой день недели, на утренней или вечерней молитве.

Господу и Кресту

В домашних условиях читают акафисты:

  • ко Господу Саваофу;
  • Господу Иисусу Христу Грядущему;
  • Иисусу Сладчайшему.

К этой же категории относятся гимны Святому Духу, Пресвятой и Животворящей Троице. Кресту Господню читают 3 акафиста (Честному Животворящему).

Источник