Польза от чтения вслух для взрослого человека
Мы привыкли к утверждению, что чтение — полезно для расширения словарного запаса и получения новой информации. Чтение вслух, про себя, скорочтение… все ли одинаково полезно для усвоения новой информации или чтение чтению рознь? Михаил Шестов поможет разобраться что к чему.
Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух
1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).
Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.
Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.
2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!
Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.
3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.
4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.
При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.
«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.
5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.
6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.
Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…
Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…
7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.
8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.
9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.
Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.
Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?
С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:
- повторение за диктором (за вами, например)
- чтение вместе с диктором
- самостоятельное чтение
Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.
Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.
Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.
Для расширения кругозора
Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.
Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.
Для профориентации
Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.
Это только некоторые приемы, рекомендуемые Михаилом Шестовым для полноценного развития ребенка.
Из истории: В 2005 году Михаил Юрьевич выступил перед школьниками старших классов школы номер 15 города Кисловодска с часовой лекцией на тему «Как научить себя учиться в выпускных классах и ВУЗе», в которой он подробно рассказал и продемонстрировал многое из написанного выше. Через два года 13 ребят, которые прослушали лекцию Шестова, закончили школу с золотыми медалями. До этого за всю историю существования школы более двух золотых медалей в год выпускникам не выдавалось.Блиц-курс “Статусный английский” Михаила Шестова в Москве или в Нью-Йорке.
Источник
Упражнения для самостоятельной работы
Чтение вслух – это отличное упражнение. Приятное, эффективное, простое в исполнении и доступное. Разберемся, как оно работает и что «лечит»?
1. Тренируем артикуляцию
Читая вслух, мы проговариваем слова, заставляем себя звучать членораздельно и четко. Обычно мы говорим, не сильно утруждая себя, проглатывая и зажевывая. С художественным текстом это не пройдет (если только герой не говорит в такой манере). Тут как на любой тренировке – сегодня заставил себя, завтра сам не заметил, как навык сработал в реальных условиях.
2. Разрабатываем интонирование и учимся спокойным паузам
В повседневной речи мы используем привычный стиль изложения: похожие конструкции, одни и те же слова. Но художественный текст передает много оттенков: герои кричат, говорят вкрадчиво, небрежно кидают резкие фразы. Описательные части тоже отличаются в зависимости от контекста: сражение и осенний лес звучат в тексте по – разному. Для хорошего прочтения придется найти способ выразить эмоцию в речи! Это и есть интонирование. Читая художественный текст вслух, мы заставляем себя менять коммуникационную привычку и речь становится ярче.
Многие спикеры боятся своей тишины. Повисла пауза? Включается «эээ», слова-паразиты, пустые обороты. Текст сталкивает нас с естественными паузами и не дает заполнить пространство. Мы вынуждены слышать свою тишину, потом привыкаем и видим красоту и силу паузы.
Регулярно тренируясь, мы расширяем активную палитру эмоциональных красок в речи, правильного темпа, пауз в нужных местах. А, значит, не задумываясь, говорим так, что слушатель не подумает зевнуть.
3. Увеличиваем словарный запас
Активный словарный запас – к счастью, достаточен, к сожалению, ограничен. Новые слова в речи не появятся, если их не произносить. А, читая книги, мы находим свои слова, близкие нам, обращаем на них внимание, произносим. Кроме слов мы приобретаем обороты, новые способы построения фраз, манеры убеждения и описания. Таким образом, с одной стороны, мы актуализируем пассивный запас – вспоминаем звучную лексику, вводим ее в речь. А с другой – выучиваем новые слова, обогащаем «арсенал».
Зачем нужен большой словарный запас? Он позволяет лучше выражать мысли, проще создавать желаемый образ и слыть умником. По речи вы всегда сможете определить интеллигентного и начитанного человека. Вспомните Познера https://youtu.be/NcoDtMtNjfs
https://youtu.be/35gdUTTxLzo или Невзорова.
Читая вслух, мы выходим за рамки привычной модели речи, говорим не как всегда. Как надо читать? Главное правило – по разному. В зависимости от текста. Задача максимально передавать эмоции и акценты, заложенные автором. Как чувствуем. Где-то растет динамика повествования и мы говорим быстрее, где-то медленная и мягкая беседа, где-то восклицания, где-то шепот. Не надо переигрывать, надо служить проводником и оживлять текст голосом. Ваша задача выйти за рамки привычной речевой манеры, а не побыстрее прочитать. Помните, автор много над текстом работал, выстрадал его, для вас запарился.
Продолжительность чтения: 15-30 минут в день – отличное время тренировки.
Если есть возможность, читайте кому-нибудь. Это красивая привычка, способ скоротать время, сблизиться. Но для упражнения важнее, что такой контекст ближе к обычной коммуникации – есть слушатель. И так мы склонны больше стараться.
P.S. Этот совет будет неполноценным, если не сказать про стихи. Стихи – это то же самое, только лучше, потому что сложнее. Сложнее передать смыслы, соблюдая паузы и интонации. Читайте их вслух, учите, читайте другим. Рэп тоже считается.
Полезные ссылки:
1) Предлагаем начать с рассказа «Троллев мост» Нила Геймана: https://pikabu.ru/story/trollev_most_4199385
А это его лекция о пользе чтения художественной литературы. Нил не зажигает, но смыслы важные передает: https://www.youtube.com/watch?v=Fx5MxUaeeoY
2) Для любителей видео. Тут парень про это говорит, но не так убедительно: https://www.youtube.com/watch?v=t6p5YKzBPyI
Источник
Как здорово поделиться впечатлениями об интересной книге с друзьями или домочадцами. Но чтобы не пересказывать, я взяла за правило, устраивать увлекательные чтения вслух. Читаем по очереди, и все получают удовольствие.
К своему удивлению я узнала, что чтение вслух давно изучается наукой и появились исследования о том, почему оно так полезно. О необычном и положительном влиянии чтения вслух на человека и расскажу читателям..
Молча или вслух – почувствуйте разницу
Профессор канадского Университета “Ватерлоо” Колин Маклауд убежден, что такое чтение непосредственно влияет на улучшение памяти. Особенно это важно при работе с научными или специальными текстами (речь в данном случае идет не о художественной литературе).
Люди лучше запоминают термины и текст, если читают их вслух, чем если бы они читали их молча. Да и вы наверняка знаете, если надо выучить наизусть какое-то правило, лучше зазубривать его вслух, уж точно – быстрее.
Этот эффект чтения вслух, улучшающий память, особенно силен у детей, но работает и у пожилых людей.
Чтение вслух не только улучшает память, но и полезно, утверждает Маклауд.
Он назвал это явление “эффектом воспроизведения”. Ученые уже более 10 лет изучают это явление, пытаясь узнать чем чтение вслух лучше молчаливого.
Детям и взрослым рекомендуется
В одном исследовании, проведенном в Австралии, группе детей в возрасте от семи до десяти лет был представлен список слов. Одну группу попросили прочитать слова молча, а другую вслух. Впоследствии дети из второй группы правильно воссоздали 87 % слов, которые прочитали вслух, и только 70 % воспроизвели молчаливые чтецы.
В другом исследовании взрослым в возрасте от 67 до 88 лет была предложена та же задача – читать слова молча или вслух, а затем записывать все, что они могли вспомнить.
Они смогли вспомнить 27 % слов, которые прочитали вслух, но только 10 % из тех, что прочитали молча. Когда их спросили, какие из них они узнали, они смогли правильно определить 80 % слов, которые они прочитали вслух, и только 60 % молчаливых.
Маклауд и его команда обнаружили, что эффект правильного воспроизведения по памяти прочитанного вслух может длиться до недели после чтения.
Речь, произношение, запоминание – эффекты от чтения вслух
Ученые Университета Ариэля в Израиле обнаружили, что эффект улучшения памяти и речи также работают даже в тех случаях, когда люди обладают дефектами речи, не могут сформулировать слова, прочитанные вслух. Прежде всего это касается автоматического воспроизведения иностранных или непонятных, неизвестных слов.
На этом исследовании ученые не остановились. Оказалось, что если слушать, как кто-то читает, то это не только улучшает память, но и вызывает другие явления, такие как ассоциации, воспоминания, эмоциональный подъем.
В Италии (Университет Перуджи) студенты читали отрывки из романов группе пожилых людей с деменцией в течение 60 занятий.
Слушатели лучше справились с тестами на память после сеансов, чем раньше; возможно, потому, что рассказы заставляли их опираться на собственные воспоминания и воображение и помогали им рассортировать прошлый опыт на последовательности. Особенно хорошо информация обрабатывается мозгом человека при чтении исторических текстов.
Профессиональный помощник: чтение вслух или про себя – что лучше
Некоторые люди при проведении опроса, читают ли они вслух, рассказали исследователям, что любят громко читать забавные электронные письма или сообщения, чтобы развлечь друзей или знакомых. Например, анекдоты и понравившиеся шутки практически всегда произносятся вслух.
Другие люди признались, что читают вслух молитвы и благословения, так они лучше чувствуют связь с Богом.
Известно, что писатели и переводчики читают вслух для себя черновики текстов, чтобы услышать ритм и заметить лишние или неверные слова.
Люди также читают вслух, чтобы лучше понять рецепты, обдумать контракты или плотно написанные тексты. Это помогает человеку сосредоточиться, “распаковать” сложные тексты, например, инструкции или юридические документы.
Чтением вслух как бы замедляется движение мысли, как считают ученые, и полученная информация лучше усваивается.
Некоторые рассказали, что читали книги друзьям, которые были больны, как «способ сбежать куда-нибудь вместе».
Одна женщина вспоминала, как ее мать читала ей стихи и разговаривала с ней на валлийском языке. А уже после смерти матери женщина начала читать вслух валлийские стихи, чтобы воссоздать те общие моменты воссоединения с мамой.
Многие участники опросов подтвердили, что когда кто-то читает для вас вслух, возникает ощущение, что чтец даровал свое время, внимание, голос, поневоле испытываете благодарность и желание ответить тем же.
Если чтение вслух дает такие преимущества, почему люди вообще перешли на чтение без звука?
Ключ к разгадке чтения про себя может заключаться в секретных глиняных табличках древнего Востока, написанных профессиональными писцами клинописью. Именно из тех времен идет традиция читать молча.
Почему стали читать молча
Чтение про себя началось с желания быстро узнать информацию, возможно секретную, касающуюся только высокопоставленных особ. Такое чтение соответствует скорости мысли.
Умение читать беззвучно, ограниченное высококвалифицированными писцами, имело явные преимущества.
Возможно, древним писцам, как и нам сегодня, нравилось иметь в своем распоряжении два режима чтения: быстрый, удобный, бесшумный и персональный; а другой – медленнее, шумнее и временами более запоминающийся.
В то время, когда наше взаимодействие с другими людьми и поток информации, который мы получаем, слишком скоротечен, возможно, стоит выделить немного больше времени для чтения вслух. Возможно, вы даже прочитаете эту статью вслух, чтобы услышать ее в собственном исполнении.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник