Польза от игры на фортепиано во взрослом возрасте
В детстве многие из нас брали уроки фортепьяно, однако немногие продолжили свои занятия в подростковом возрасте и далее.
Одна из причин, по которой выбирают именно этот инструмент, – простота и стабильность. Если ребенок начнет играть на гитаре, то нажав три раза на струну, он получит три разных звука; на пианино же сколько не нажимай на клавишу, звук остается один и тот же.
Одним ударом по клавише можно взять отличную ноту, что нельзя сказать о скрипке или трубе. Нельзя сказать, что игре на пианино легче научиться, чем, например, игре на струнных, духовых или других инструментах. Возможно, фортепиано наиболее сложный инструмент, этого мы коснемся дальше в нашей статье.
Обучение игре на любом инструменте требует немалого времени и умственных способностей. Гитаристам и пианистам приходится запоминать и воспроизводить большое количество аккордов, но главное различие между этими двумя музыкантами, то что у гитаристов обе руки работают по-разному: аккорды на гитаре зажимаются левой рукой, а струны щиплет правая.
Дополнительное отличие между гитаристом и пианистом – разница в технике игры. Для игры на фортепьяно важно каждое действие.
Барабанщики задействуют обе руки, их специфика заключается в том, что не нужно брать аккорды.
Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки должны работать по всей длине с 88 клавишами.
Пианино является одним из самых сложных инструментов для усвоения. Обе руки при игре должны работать по всей длине с 88 клавишами. Нагрузка должна быть распределена по обеим рукам, однако многие музыканты предпочитают уделять большее внимание только одной из рук. Это неправильно.
Более того, вы должны задействовать каждый палец. Научно доказано, что пианисты развивают уникальные способности мозга в процессе освоения фортепьяно.
Центральные борозды мозга определяют, какая рука является доминирующей. У большинства людей эти доли глубже с той стороны, которая соответствует основной руке. Ученые сканировали мозг пианистов и нашли уникальную черту. Многие пианисты имеют более симметричные центральные борозды.
Таким образом, музыканты превращаются в амбидекстов – людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками. После нескольких лет игры на фортепиано их мозг научился управлять одинаково хорошо обеими руками. Это исследование показывает, что игра на пианино может натренировать более слабую сторону мозга, как в керлинге более тяжелые веса могут выправить оба бицепса.
Мозг пианистов стал более совершенен. Исследования показали, что у джазовых пианистов работают одновременно несколько частей лобной доли во время игры.
Лобная доля является очень важной частью мозга: при ее помощи мы принимаем решения, обучаемся говорению, разным языкам, социальному поведению и мн.др. Игра на фортепиано тренирует мозг и делает его более эффективным при обработке информации.
В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера.
Работа мозга пианиста сопоставима по скорости с высокоскоростным оптоволоконным интернетом, тогда как мозг обычного человека похож на работу через dial-up модем.
Работа мозга пианистов похожа на компьютерный код; не пианист получит тот же результат, только позднее. Потому что их компьютер менее мощный, и им нужно больше времени для обработки информации.
Другие исследования показывают, что опытные пианисты могут отключать часть собственного мозга. Именно ту часть, которая отвечает за стереотипы. Игра опытных пианистов всегда отличается неповторимостью, им свойственна импровизация.
Виртуозы же могут управлять собственной энергией. Согласно научным исследованиям, во время сольных выступлений у пианистов идет отток крови в области мозга, которые связаны с моторикой. Другими словами, им требуется меньше энергии (меньше крови), чтобы сосредоточиться.
Музыканты похожи на коммуникаторы. Комбинации звуков, которые они выдают, независимо от того, участвуют в них слова или нет, пробуждают эмоции. К примеру, мозг гитариста или любого другого музыканта, импровизирующего со своим инструментом, не может свободно объединять не подготовленные заранее звуки, они играют именно те нотные комбинации, которые знают. Их импровизация частична. Музыканты же могут это делать более чисто.
Некоторые пианисты тренируют лобные доли, чтобы уделять меньше внимания моторике; их лобная доля станет свободна для получения информации и извлечения уникальных звуков. Их мозг не имеет ограничений для нотных комбинаций.
Может быть, теперь ваши дети захотят заниматься фортепиано, когда у этого искусства найдены новые приятные последствия наряду с будущим талантливого пианиста. В определенном возрасте люди не считают нужным учиться игре на инструменте, и возможно, они совершают большую ошибку в своей жизни.
В результате занятий может быть улучшено качество жизни людей в целом и особенно тех, кто находится в группе риска развития деменции или болезни Альцгеймера. Как уже было сказано, люди должны заботиться о собственном теле, так как это – самый важный инструмент, которым мы владеем. Наш мозг является процессором нашего тела. Выбирая игру на фортепиано, вы заботитесь о собственном здоровье.
Загрузка…
Кроме музыки есть у меня и другие интересы. Например, в силу полученного мной физико-математического образования, какой-то прошлой работы в научной сфере, годичного курса по квантовой механике в институте, мне интересно читать и смотреть научно-популярные материалы, в которых рассуждения ведутся об устройстве мира, вселенной, сознания. Именно с научной точки зрения, а не с заполонившей экраны эзотерической. И зачастую выводы из научных теорий нисколько не уступают по своей фантастичности и необычности сказочным теориям экстрасенсов, магов и колдунов. Я очень часто нахожу аналогии научных мировоззренческих ответов с вопросами обыденной повседневной жизни человека в обществе. Например, все тот же вопрос о смысле занятий музыкой в зрелом возрасте для непрофессионала. Этот вопрос мучает всегда, всю жизнь, вновь и вновь всплывает с разными оттенками, и что странно, не удовлетворяется никакими полученными ответами. Потому что, на мой взгляд, по аналогии с понятиями квантовой механики он не корректен, на него одновременно существуют два ответа «Да» и «Нет». Но однозначный определенный ответ получается в результате измерения в определенных условиях, когда “волновая функция неопределенности” вопроса схлопывается в конкретных условиях эксперимента. Или, по другому, ответ зависит от того, какой смысл вы сами вкладываете в вопрос о смысле.
В частности, ответ на вопрос о смысле зависит от культуры общества и наших собственных культурных установок. Наблюдал со стороны затянувшуюся тягомотную дискуссию в острых «некультурных» тонах в ветке «Имеет ли смысл в 40 лет пойти учиться в муз. школу?» форума на ForumKlassika.Ru. По ней сужу, что в нашей стране, похоже, не особенно жалуют и ободряют взрослых людей, решивших взяться за изучение музыкального инструмента. Хоть внешне ответы могут быть вполне политкорректными, типа, «Конечно, занимайтесь себе на здоровье!», но между строк часто сквозит снисходительность и высокомерие, и даже какая-то потаенная недоброжелательность. А к своему возрасту и по опыту жизни в совке я немного научился читать между строк. Это почти так же как в музыке вслушиваться в темы второго плана. Или люди все в целом у нас настолько агрессивные по любому вопросу? Профессионалы раздражены наплывом дилетантов? Слово «дилетант» несет в себе неприятный оттенок. Пожалуй, его следует употреблять только тогда, когда человек претендует на что-то в некой области как специалист, при этом не обладая необходимыми знаниями и навыком. Только в этом случае. А если таких притязаний нет, никто не ставит себе в анкете профессию музыканта, ясно отдает себе отчет, на что он способен и где уместен, то почему бы не поощрять движения души? С другой стороны, мы все, так или иначе, неумехи почти во всем в нашей жизни: в воспитании детей (курсов не заканчивали), работе не по диплому, отношении к супругу, владении родным языком… Что там в сухом остатке? Надеюсь, не профессиональное умение перекладывать бумаги из папки А в папку Б? Или кружить кому-нибудь мозги? Что такого, за что самому перед собой не было бы стыдно? Так что не будем ля-ля, а порадуемся порывам новичка, если у него появилась возможность обучаться и есть желание.
Да, в подавляющем случае это быстро проходит, желание обучаться! Ну и что? Разве человек не станет от этого хоть чуточку духовно богаче? Как минимум, он лучше будет понимать музыку. Не следует только раздувать свое желание, когда оно начинает вредить зависящим от тебя людям – семье. Обучение игре на музыкальном инструменте – затратная затея, и по времени, да и по деньгам, которые мог бы заработать за время занятий, и которые тратишь на учителя.
Немаловажна также собственная позиция по ожиданию результатов от занятий инструментом. Под каким углом вы смотрите в принципе на овладение игрой: вы сугубо нацелены на конечный (промежуточный) результат, или получаете удовольствие от самого процесса? Боюсь, что конечным результатом вы никогда не будете удовлетворены. Это не то же самое, что долгое время мастерить в гараже вертолет, а потом взлететь на нем в один прекрасный день в будущем. Процесс освоения инструмента должен понравиться с первого же дня, и как только этот интерес ослабнет, для вас исчезнет и смысл занятий. Поэтому я считаю, что обеспечение постоянного положительного настроя к занятиям с инструментом – наиважнейший момент для взрослого обучающегося. Ожидает ли все же дополнительная награда в виде какого-нибудь конечного результата? Ну да… может быть… Но не это главное! Вы завидуете судьбе рядового музыканта? Мне, например, совсем не хочется слушать в записях почти никого из многочисленных профессионалов, которые всю жизнь положили на изучение игры, и делать-то ничего другого не умеют, как только играть. Им жалко меня как любителя, а мне жалко их как профессионалов… (Так что лучше просто всем вокруг искренне жалеть друг друга и любить!) Я как-то предпочту послушать лучше гениев исполнительства, тут с ними бы разобраться, да прослушать всех хоть по одному разу! Единственное исключение – живой концерт, тут я могу послушать и обычного профессионала, если случайно оказался в его звуковом поле. Так что конечный результат профессионала не такой уж радужный сам по себе, чтобы им надменно оппонировать взрослому любителю. И у любителя, в конце концов, при долговременном прилежании и затраченных усилиях есть надежда на появление своей скромной, но искренней аудитории из знакомых и родственников. А если случается, что я слушаю живую игру, то мне как-то важнее настрой на и созерцание именно человеческой сущности исполнителя, его собственного душевного напряга, музыка только средство «передачи мысли». Поэтому профессионал, хоть и обладает значительными преимуществами, не должен занимать снисходительную (даже внутри себя) позицию, а любитель особо отчаиваться (хотя поводов предоставляется в избытке).
Вообще хотел написать пост о том, как у них там в других странах относятся к взрослым ученикам игры на фортепиано, насколько это дело развито там, где «миром правят деньги» и где нет места пустопорожнему времяпрепровождению. Приступаю только сейчас…
В англоязычном интернете я знаю два самых существенных форума, где обсуждаются вопросы фортепианной игры и обучения. На одном из них https://www.pianoworld.com/ отдельный корневой подраздел отведен для начинающих взрослых: Adult Beginners Forum Интенсивность общения в этом подразделе всего раза в два ниже, чем просто в разделе для пианистов Pianist Corner В цифрах на момент просмотра это:
14656 тем 297888 постов в разделе для взрослых обучающихся пианистов
32754 тем 499480 постов в разделе для пианистов
По-моему, очень даже существенная доля взрослых начинающих. При этом, я думаю, никто не запрещает им заходить и высказывать свое мнение в разделе для просто пианистов, так что их доля там тоже должна быть. И за несколько лет посещения этого форума я ни разу не наблюдал темы, подобной тому, что стоит ли вообще взрослому приступать к обучению. Атмосфера предельно доброжелательная. Ежемесячно во взрослом подразделе создается отдельная тема сольных выступлений участников, например: Main Recutal Thread, где все желающие загружают одно новое разученное произведение для всеобщего обсуждения. Можно посмотреть и послушать, чтобы сориентироваться в перспективах обучения для взрослого.
Есть такой интересный сайт https://www.musicalfossils.com/ , в переводе «музыкальные ископаемые», который целиком посвящен специфике обучения игры на фортепиано для людей преклонного возраста.
Во многих западных городах существуют общества любителей игры на фортепиано, в которых участники периодически собираются и выступают друг перед другом. Например:
Лондон – https://londonpianosalon.wordpress.com/ Кстати там много видеороликов. Можно прикинуть, чего можно достичь взрослому ученику.
Вашингтон – https://www.amsfperform.org/
Бостон – https://www.bostonpianoamateurs.org/
Вот целый список из десятков ссылок для обучающихся взрослых: https://www.amsfperform.org/links.html
Из тех блогов, которые попались на глаза https://www.nancywilliamspiano.com/ В целом посвящен обучению взрослых фортепиано.
И это только то, куда я сам невзначай заглянул…
Собирался еще представить в этом же посте перевод следующей статьи: “Преимущества обучения взрослых” https://www.amsfperform.org/keyrewards.html , но отложу его на следующий пост. Перевод еще предстоит сделать ))
- Клеменси Бертон-Хилл
- BBC Culture
18 июля 2014
Когда Клеменси Бертон-Хилл вернулась к урокам фортепиано во взрослом возрасте, она обнаружила себя в хорошей компании и решила рассказать об этом
BBC Culture.
Не зря говорят: если бы молодость знала, если бы старость могла. Уроки игры на фортепиано – очень хорошее подтверждение этой крылатой фразе.
Оглядываясь назад, я вспоминаю, как противилась обучению игре на этом инструменте и как быстро отказалась от уроков. Сейчас это приводит меня в тихое бешенство: почему, ну почему я не занималась, когда у меня была такая возможность? И почему теперь, когда мне уже за тридцать, я вновь мучительно продираюсь сквозь ноты, испытывая унижение от того, что мне не даются простейшие для меня восьмилетней вещи? Разница между тем, какого результата я пытаюсь добиться, и звуками, которые издает пианино при моем непосредственном участии, вгоняет меня в глубочайшую тоску.
Единственное, что меня может утешить – тот факт, что я далеко не одна. Мои слушатели во время утренней программы на радиостанции Би-би-си Radio 3 часто рассказывают, что вернулись к игре на инструментах, на которых играли в детстве. В их рассказах неизменно фигурируют клавишные.
Главный редактор газеты Guardian Алан Расбриджер недавно опубликовал прекрасную книгу под названием”Играйте вновь: любитель в схватке с невозможным”. В ней он описывает, как в возрасте 56 лет попытался за год разучить Балладу №1 Шопена. Более того, совместно с другими известными людьми, вернувшимися к урокам фортепиано в зрелом возрасте (среди них – актер Саймон Расселл Бил и бывший секретарь казначейства в британском правительстве Эд Боллс), Расбриджер решился выступить перед лондонской публикой, чтобы исполнить “Детские сцены” Шумана.
Мазохисты?
Так что же кроется за этой тенденцией? Почему так много в целом вменяемых взрослых людей по доброй воле заставляют себя ежедневно играть гаммы и арпеджио? Почему они задаются пугающим вопросом, достаточно ли гибок мозг взрослого, чтобы освоить и запомнить некоторые из наиболее сложных сочинений в истории музыки?
Автор фото, Thinkstock
Если бы молодость знала… как в старости хочется поиграть на фортепиано
“Это стремление, действующее вопреки всему, – не просто научиться играть, но и преодолеть себя, – считает Люси Пархэм, одна из лучших исполнительниц в Британии, обучавшая Расбриджера играть Шопена. – А преодолевать себя приходится постоянно: всегда найдется более сложная вещь и всегда есть над чем работать. Но не стоит забывать, что фортепиано – ваш друг, который всегда рядом. Чем старше вы становитесь, тем важнее это для вас: то, что вы можете выразить своей игрой, на вашем индивидуальном языке, приобретает особое значение”.
Именно так ощущает себя британский актер и режиссер Сэмюэл Уэст. Он рассказал мне, что недавно вновь приобрел себе “настоящее” пианино и впервые за 30 лет начал ежедневно заниматься. “Повзрослев, вы лучше себе представляете себе собственное настроение и можете использовать музыку как способ самовыражения, – говорит Уэст. – Если я могу сыграть небольшую вещь, я лучше себя слышу и могу лучше себя выразить. Это приходит только с возрастом и очень радует”.
Уэст также играет на виолончели, но он всегда мечтал научиться играть на фортепиано арию из “Вариаций Гольдберга” Баха. “Мне казалось, что я обязательно должен ее выучить. Она простая и одновременно достаточно сложная, чтобы разбираться с ней до самой смерти. Возьмите Гленна Гульда: он практически никогда не записывал одну и ту же вещь дважды, однако именно к “Вариациям Гольдберга” он вернулся в более позднем возрасте, хотя его исполнение этого произведения в возрасте 23-х лет приобрело широкую известность. Он почувствовал, что еще не все сказал, что хотел”.
Автор фото, Thinkstock
Объясните своим детям, что им очень захочется вернуться к фортепиано, когда они станут взрослыми
Разумеется, Сэмюэл Уэст и сам понимает, что с Гленном Гулдом – легендарным канадским пианистом – ему тягаться не стоит. Учитывая многолетнее отсутствие практики, возвращаться к обучению может быть тяжко – разве нет?
“Я удивился, как много помнили мои руки, – рассказывает Уэст. – В детстве учишься быстрее, твои руки проворнее, все дается гораздо проще; во взрослом возрасте тебя подавляет страх того, что для достижения относительно приличной формы потребуется бесконечно долго заниматься. Но результат того стоит: у меня есть вещь, которую я хотел выучить, я сам научился ее играть и получил от этого большое удовольствие. Даже если постановка пальцев у меня так себе”.
Ключ к счастью
Начинающему пианисту проще получить удовольствие от игры, чем неопытному скрипачу или виолончелисту – ведь клавиши отзываются на простое нажатие. Освоить все 88 клавиш фортепиано в совершенстве весьма не просто, но по крайней мере, опуская палец, вы точно знаете, какая нота прозвучит. “На пианино можно играть небольшие произведения на хорошем уровне, потому что вам не нужно думать о настройке и попадании в ноты, – говорит Люси Пархэм. – Поэтому обучение идет несколько проще, и ученикам оно нравится с интеллектуальной точки зрения. В детстве на инструменте обычно учатся играть потому, что мама отправила в музыкальную школу. Но когда берешься за обучение во взрослом возрасте, то платишь за это собственными деньгами и временем”.
Автор фото, Thinkstock
Наслаждение от игры на фортепиано можно получать в любом возрасте
Пархэм упоминает и “антистрессовый” элемент. Она рассказывает об одном своем ученике – банкире, который по работе постоянно находится в разъездах, но при этом разучивает сложнейшую сонату Шуберта. “Вместо того, чтобы читать в самолете бесконечные электронные письма, он загрузил себе в iPad ноты и изучает их. Ему это очень нравится”, – отмечает она.
Сейчас многие увлечены концепцией “психической вовлеченности” – в том числе, говорят, и теннисный чемпион Новак Джокович. Расбриджер, что характерно, говорит о пианино примерно в таких же терминах. По утрам он играет на фортепиано перед тем, как отправиться в офис – и замечает, что получает заряд бодрости и ясности на остаток дня. “Кто-то предпочитает йогу, пробежку или поход в тренажерный зал. А на меня аналогичный эффект оказывают 20 минут игры на пианино. Начав с них утро, я готов практически к любой неожиданности. А если не поиграешь, то работать становится труднее”.
Этот эффект имеет строго научное объяснение. Рэй Долан, один из многих ученых-неврологов, с которыми общался Расбриджер в попытке понять, что происходило в его голове в период увлечения Шопеном, поясняет, что когда тот садится за пианино, его мозг освобождается от “конкретного” стиля мышления, преобладающего в его работе. Это полезно не только для мозга, но и для тела. Дни, начинающиеся с пианино, проходят спокойнее и гармоничнее.
Но, пожалуй, главное во всем этом – сама радость от игры. На мое решение вернуться к фортепиано повлияли в том числе и разные приятные случаи, которые происходили, когда я проходил мимо уличных пианино – художник Люк Джеррам расставил их в Нью-Йорке в рамках проекта “Поиграй, я твое”, запущенного в Лондоне в 2009 году и оказавшегося очень успешным; потом такие пианино появились и на улицах других городов мира.
“Фортепиано – это потрясающий объединяющий фактор, способный сводить людей вместе, даже если вы можете сыграть только простейшую мелодию, – говорит Пархэм. – Мне грустно наблюдать, что взрослые люди не хотят этим заниматься, опасаясь, что у них ничего не получится. К спорту никто так не подходит: когда люди берут теннисную ракетку или пинают футбольный мяч, они понимают, что вряд ли станут Энди Маррэем или Дэвидом Бекхэмом. Я хочу запустить кампанию обучения на пианино с лозунгом: “Просто попробуйте!”