Польза от игры в шашки

Польза от игры в шашки thumbnail

О пользе спорта знают все, но в чем польза занятий спортом для тех, кто играет в шашечных соревнованиях?

Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. В других материалах сайта можно подробнее узнать о том, что же такое шашки и в чем особенности этой популярной игры. А всех дочитавших данную статью до конца ждет забавное видео о совсем необычном шашечном турнире.

История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.

То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств. Словом, в пользе шашек вряд ли стоит сомневаться, а о том, в чем конкретно заключается эта польза для детей и взрослых – это отдельная большая тема.

В чем недостаток серьезных занятий шашками?

Партия в шашки может быть долгой

Однако, при тщательном рассмотрении, наряду со всеми достоинствами шашек, можно обнаружить и недостатки увлечения этой игрой. Продолжительные занятия шашками и участие в многочисленных соревнованиях делают образ жизни шашиста малоподвижным. При этом человек не просто много времени проводит сидя за шашечной доской, но все это время еще и напряженно размышляет и концентрирует свое внимание.

Указанное имеет особую важность для детей, начинающихся заниматься шашками. Для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка, параллельно с игрой ребенка в шашки, очень важно уделять внимание также занятиям и подвижными видами спорта.

Это могут быть и индивидуальные занятия с родителями или тренерами или же участие ребенка в какой-либо спортивной секции, например, здесь узнай о футбольной школе для детей. О пользе спорта (приводящего к правильному физическому развитию детей) родителям забывать не следует.

В современных шашках турнирная встреча соперников представляет собой, как правило, матч, состоящий из нескольких партий, играющихся одна за другой без существенного перерыва. Общее время сражения в каждой партии зависит от регламента конкретных соревнований, один матч между двумя соперниками может продолжаться приблизительно от 3 до 6 часов. Большинство этого времени шашист проводит за шашечной доской, напряженно сражаясь со своим соперником в логике и интеллекте.

К тому же, по финансовым соображениям, соревнования часто проходят в очень сжатые сроки, и в один день могут играться два полноценных матча или даже весь турнир (например, для случая игры в “быстрые шашки” – с укороченным контролем времени).

Играя в шашки, не забудьте о польза активных занятий спортом

В этой игре надо много двигаться

Справедливости ради следует отметить, что организаторы детских соревнований, а также тренеры, занимающиеся с детьми шашками, хорошо знают о пользе занятия спортом для детей. Поэтому обычно на детских соревнованиях, параллельно с основным шашечным турниром, устраиваются неофициальные соревнования среди детей по различным спортивным дисциплинам, например, футбол, настольный теннис, различные легкоатлетические конкурсы и т.п.

Взрослые шашисты, особенно те, которые имеют большой опыт турнирной борьбы и участвуют в соревнованиях самого высокого уровня, вряд ли будут отрицать пользу спорта. Многие прославленные шашечные чемпионы в своих интервью подчеркивают пользу занятий активными видами спорта и важность поддержания хорошей физической формы для достижения высоких результатов в шашечных состязаниях.

Ни для кого не секрет, что в обществе даже существует стереотип: “шахматистом” называют умного, но физически неразвитого человека. То же самое можно сказать о человеке долго и упорно занимающемся исключительно шашками, который не уделяет должного внимания своему физическому развитию.

И в заключение несколько советов начинающим шашистам: для того, чтобы занятия шашками приносили пользу и желанные победы, правильно организуйте свои занятия, не забывайте, в чем польза спорта, стремитесь к всестороннему развитию и совершенствованию.

Ну а теперь, обещанное видео с шашечного турнира, в котором Вы убедитесь, что играть в шашки можно не только сидя за столом.

Как Вам такой вид игры в шашки? Поделитесь своими впечатлениями.

Читать по теме:

Обучение игре в шашки: полезные материалы и советы

Что нужно, чтобы сыграть партию

Источник

Роль игры в шашки в развитии детей дошкольного возраста.

Для начала погрузимся в историю возникновения шашек, которая уходит в далёкую древность.

Современное название игры «шашки» (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску – «checkered» – что в переводе означает «клетчатый». Родина игры, подобной шашкам (Алькерк) – Древний Египет, и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.

У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле. Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина – охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.

Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделение на «белые» и «чёрные» фигуры, и очерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны – игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XIX веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт, в своё время, был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют «draughts» – словом, обозначающим ход королевы в шахматах.

Читайте также:  Социальные сети в чем их польза и опасность

На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им «ассамблеях» тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя «ассамблею», должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.

Harold James Ruthven Murray, занимавшейся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно – гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период XII – XVI веков. Всё это говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).

Дошкольное детство – это значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:

1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.

2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.

Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.

Игре в шашки рекомендуется обучать ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста, так как именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образное мышление, что позволяет решать более сложные задачи.

Обучая ребенка игре в шашки, следует помнить два правила:

  1. Не следует торопить маленького игрока, если он надолго задумался.
  2. Не рекомендуется ругать за непродуманные ходы.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Это игра, и наказания здесь неуместны.

Источник

VIII районный конкурс исследовательских

работ и проектов младших школьников

«РОСТОК»

Исследовательская работа

на тему:

«ИГРА В ШАШКИ – это увлекательно и полезно»

Авторы работы:

учащиеся 1 «А» класса МБОУ

«Нижнеангарская СОШ № 1»

Миронов Сергей,

Волков Николай.

Евсеев Егор

Руководитель: Репина Т.Н.

учитель начальных классов

Нижнеангарск, 2017 год

Введение.

В них играют юнец и старик

И малыш еще ростом с букашку

К игре этой народ так привык

А игра это – русские шашки!

Шашки – древняя и увлекательная игра, завоевавшая симпатии миллионов людей. История шашек уходит вглубь веков, и на протяжении всей истории развития этой замечательной игры подтверждается полезность шашек для тех, кто увлечен ими и пытается понять премудрости этой игры. Шашки были по достоинству оценены и являлись увлечением всемирно известных и выдающихся личностей, среди которых были философы, полководцы, ученые, писатели.

То, что занятия шашками развивают мышление и память, помогают улучшить интеллектуальные способности, не вызывает сомнений. Помимо этого, серьезные занятия шашками способствуют развитию и совершенствованию других полезных для человека качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, собранность. Игра в шашки способствует интеллектуальному развитию ребенка, правила шашек просты по своей сути и легко усваиваются.

Шашки – это настольная игра, доставляющая много радости и удовольствия.

Актуальность:

В настоящее время существует много интересных игр и для детей и взрослых, но большой популярностью в нашей стране пользуется игра в шашки. Эту игру называют мудрой, потому что возраст её – 5 тысяч лет. А ещё эта игра интересная и полезная, постоянно заставляет думать, доставляет удовольствие. Развивает смекалку, внимание, сообразительность, память, вырабатывает у человека такие важные качества характера как настойчивость, терпение, усидчивость. Правила игры в шашки просты, поэтому некоторые люди думают, что эта игра лёгкая и простая. Но на самом деле научиться хорошо, играть в шашки – дело нелёгкое, непростое.

Читайте также:  Как игнорировать мужчину с пользой

Проблема: Поверхностный интерес родителей к шашечной игре, неумение, нежелание детей играть в данную настольную игру.

Гипотеза: действительно, что игра в шашки – это интересная увлекательная и полезная игра.

Цель: выявить у детей и родителей заинтересованность и умение играть в шашки.

Задачи:

1. изучить историю возникновения шашек;

2. узнать о видах шашек;

3. провести опрос среди ребят начальной школы: играют ли дети и их родители;

4. провести шашечный турнир в своём классе.

Объект нашего исследования: игра в шашки.

Предмет исследования: учащиеся и родители играют в шашки.

Методы исследования:

1. сбор информации;

2. анкетирование;

3. анализ собранной информации.

Основная часть

Каждому любителю шашечной игры интересно знать истинную историю происхождения шашек. К тому же, эта настольная игра, которая развивает умственные способности человека, логическое мышление и повышает наш культурный уровень. Интерес к шашкам, мы можем проследить в исторических исследованиях и учёных-историков разных времён! Было бы справедливым, если бы у шашек была целостная история, которая приоткрыла бы тайну её происхождения и пролила бы свет на многие интересующие нас вопросы!

Всевозможные исследования учёных показали, что история шашек окутана множеством тайн и загадок, но вполне ясен тот факт, что игры, подобные шашечным, существовали ещё в 1600 году до нашей эры, в Древнем Египте, и с тех пор эта игра подвергалась различным существенным изменениям, вплоть до 12 века и далее.

Шашки самая древняя игра, поэтому невозможно достоверно установить историю ее происхождения. 5000 лет назад шашки начали свой путь по Миру.

Существует три основные версии происхождения шашек и все они заслуживают пристального внимания!

Египетская версия

Росписи на стенах гробниц египетских фараонов, доказывают существование шашек, ещё в 1600 году до нашей эры. Так, две шашечные доски, представлены в коллекциях экспонатов, в величайшем музее мирового масштаба – Лувре. Эксперты утверждают, что одна из досок принадлежала самому фараону Тутанхамону и была извлечена из его гробницы. Таким образом, из Древнего Египта, шашки “перекочевали” в Древнюю Грецию, Древний Рим, а уже оттуда и в Европу, где и приобрели, со временем, современную форму.

Троянская версия

Заслуживает внимания и эта интересная версия, которая кажется вполне логичной и правдоподобной! Так, упоминается о существовании такой личности, как воин Паламед, который был участником осады Трои и именно он придумал шашки, таким образом, послужил добрую службу для своего окружения, так как, известно – осада Трои длилась целых десять лет и подобная интеллектуальная игра помогала армии коротать время с интересом и пользой.

Кстати, доски для шашек расчерчивали прямо на земле, что делало игру мобильной и независимой от месторасположения! Если верить этой версии, то происхождение шашек можно отнести к 13-12 веку до нашей эры!

Арийско-нормандская версия

Учёные, многократно, находили древние экспонаты шашек в странах, таких как Киевская Русь, Норвегия, Дания, Исландия. Причём, шашки были сделаны из совершенно различных материалов: из рога, янтаря, камня, глины.

Так, во многих былинах и сказаниях, шашки упоминаются, как одна из почитаемых и любимых игр русских богатырей. Если говорить об этой версии, то она самая молодая из трёх и относится к 3 веку нашей эры и выше.

Некоторые исследователи полагают, что шашки появились в Китае и уже оттуда вместе с торговыми караванами начали свое путешествие по миру.

Существует еще ряд малоизвестных теорий, но уже по вышеизложенным фактам становится ясно, что достоверно установить точное место появления игры в шашки не удастся. В одно и то же время игра в шашки существовала в разных уголках нашей планеты. Скорее всего, существовал целый ряд схожих игр, впоследствии трансформировавшихся в современные шашки.

Появление шашек на Руси.

На Руси появление шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей.

Интересным будет тот факт, что шашки были любимой игрой Петра I, который её пропагандировал и развивал на протяжение всего своего правления. Кстати, не только русский правитель любил эту игру.

Наполеон тоже неравнодушен к шашкам, предпочитал их шахматам, его часто можно было увидеть со своей любимой перламутровой доской для шашек, которую он носил с собой, черпая в этой игре идеи для тактики ведения боя.

Любителями шашек были поэты, писатели А.С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Шашками увлекались Александр Суворов великий полководец, русский писатель Антон Чехов, зарубежный писатель Александр Грин, композитор Фридрих Шопен, Наполеон и многие другие известные личности.

В наше время шашки являются не просто увлечением любителей, но и официально признанной спортивной игрой во многих странах. В последнее время популярна игра в шашки онлайн, когда можно использовать для этой интересной игры свое свободное время.

Ясно, что шашечная игра прошла через серьёзную эволюцию со времён древности, вплоть до 21 века, но исторические тайны и преобразования не помешают наслаждаться её захватывающим процессом и динамичной красотой.

    Существует немало разновидностей шашечной игры, отличающихся друг от друга размерами (количеством клеток-полей) и – реже – формой доски, числом используемых фишек и их начальной расстановкой, правилами хода. Наиболее распространены игры на 64 и 100 клетках.

    По размерам доски:

    1. 12х12 канадские шашки;

    2. 10х10 международные шашки;

    3. 8х8 русские шашки.

    Русские шашки.

    Для этой игры используется поле 8 на 8 клеток. Каждый игрок расставляет по 12 фишек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки можно ставить только на чёрные поля, если они не заняты. Шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку и бить вперёд и назад, при этом она движется по диагонали на две клетки, перепрыгивая через шашку или дамку соперника. При достижении шашкой «дамочного поля» (любое горизонтальное поле), она становится «дамкой» и продолжает игру уже на новых правах – она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении. Цель русских шашек – съесть или «запереть» (лишить возможности хода) все шашки противника.

    Читайте также:  Домашняя лапша и ее польза

    Международные шашки

    Игра наиболее популярна в Европе. Используется доска 10×10 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 20 шашек, которые занимают первые четыре ряда с каждой стороны, «простая» может бить вперёд и назад, дамка может ходить и бить на любое число полей. «Простая» превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на поле превращения.

    При бое «простой» через поле превращения она не превращается и продолжает бой как простая. Если после поля превращения «простая» может бить только как дамка, она остаётся на поле превращения и может продолжать бить как дамка только со следующего хода. При возможности нескольких вариантов взятия полагается бить максимально возможное количество шашек.

    Цель игры, как и в русских шашках, – съесть или запереть все шашки противника.

    Бразильские шашки

    Правила аналогичны международным шашкам, но игра ведётся на доске 8×8, по 12 шашек с каждой стороны.

    Канадские шашки

    В канадские шашки играют на доске 12×12, по 24 шашки с каждой стороны. В остальном правила аналогичны международным шашкам.

    Английские шашки

    Английские или американские шашки. Доска 8×8, в начальной позиции у каждого игрока по 12 шашек, расположенных в первых трёх рядах на чёрных клетках. Первый ход делают чёрные. «Простые» шашки могут ходить по диагонали на одну клетку вперёд и бить только вперёд, дамка может ходить на одну клетку по диагонали вперёд и назад и бить через одну клетку в любую сторону.

    Итальянские шашки

    В итальянские шашки играют на шахматной доске размером 8×8 клеток, которая повернута на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Правила игры в итальянские шашки похожи на правила игры чекерс, но имеют некоторые отличия:

    • Простая шашка не может бить назад и не может бить дамку;

    • Бить нужно максимально возможное количество шашек соперника, а при равных вариантах боя нужно бить максимальное количество дамок.

    Испанские шашки

    Правила подобны бразильским шашкам. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Ещё одно отличие – простые шашки не могут бить назад.

    Турецкие шашки

    Оригинальны по внешнему виду турецкие шашки. В них игра ведётся на стандартной 64-клеточной доске, но шашки ходят и бьют не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям, взятие назад для простой шашки запрещено. Ещё одна их особенность – наличие «джентльменских правил» – правил, требующих от игрока предупреждать противника, когда его шашки ставятся под удар и когда простая шашка оказывается на седьмой или восьмой горизонтали.

    Ставропольские шашки

    По сравнению с русскими шашками добавлено лишь одно новое правило, резко усложнившее характер борьбы: в ставропольских шашках любой из игроков вместо хода своей шашкой всегда может сделать ход за противника. Так, начиная игру, белые имеют право играть чёрной шашкой. Двигать чужие простые шашки можно только в свою сторону и брать ими следует только свои шашки. Взятие обязательно.

      Кроме того что мы узнали о шашках, мы провели социологический опрос среди учащихся начальной школы. В опросе участвовало 180 чел (девочки и мальчики 2, 3, 4-х классов).

      Ребятам было задано 5 вопросов:

      Данные результаты получились такие.

      1.На вопрос умеют ли родители играть в шашки? Ответ: Да-50 чел.

      Вывод: родителей играет очень мало, значит, не интересуются этой игрой, по словам ребят, родители предпочитают больше компьютерные игры.

      2.Любишь ли ты играть в шашки? Ответ: любят 60 чел.

      3.Умеешь ли ты играть в шашки? Ответ: умеют 45 чел.

      Вывод: мало детей играет.

      4.Хорошо ли ты играешь в шашки? Ответ: 34 чел.

      5.Участвовали ли в соревнованиях? Ответ: 20чел.

      Вывод: участников не много и хорошо играющих ребят мало.

      Мы провели исследование в своём 1 «А» классе, вот такие результаты и получили интересные данные: из 25 человек из ребят хорошо играют – 4 человека; не очень хорошо – 5 человек; 16 детей – не умеет играть, хотя всем эта игра нравится и все хотят научиться.

      Родителей играет всего – 10 человек из класса, больше играют папы.

      Вывод: не все родители заинтересованы игрой в шашки, поэтому многие дети не умеют играть в шашки и об этой игре ничего не знают.

      В классе провели шашечный турнир, все ребята старались выиграть как можно больше партий, а кто не умеет играть, с интересом наблюдали за игрой, учились и болели за ребят.

      После игры подвели итоги, подсчитали, сколько очков заработали играющие:

      А это призёры нашего класса:

      1 место – Волков Коля.

      2 место – Евсеев Егор

      3 место – Миронов Сергей

      Заключение.

      В своей работе мы узнали много нового, интересного. В результате исследований наша гипотеза подтвердилась. Шашки – удивительная игра, которая может увлечь каждого. Это игра, придуманная не для забавы.

      На столе доска чудная, черно-белая такая.

      Шашки выстроились в ряд, как солдатики стоят.

      Надо думать, как сходить, чтобы шашки все срубить.

      Хочешь в «дамки» выйти смело, ты играть должен умело.

      Надо выдержку иметь и стратегией владеть.

      Ты иди всегда вперед и тебя победа ждет!

      До конца ты должен биться, пусть соперник твой боится.

      Шашки нас смекалке учат, нет игры на свете лучше!

      Список литературы

      1. Большая энциклопедия открытий и изобретений, 2007г.

      2. Энциклопедия досуга и хобби для мальчиков. М. Молодцова, 2011г.

      3. Энциклопедия для любознательных «Что? Где? Когда? 2016г.

      Приложение.

      В шашки играли египетские фараоны, богатые люди.

      За неимением доски игра велась на земле, расчерчивали сетку от руки.

      Из Египта шашки проникли в Рим.

      Владимир Мономах

      Высоко ценил шашки

      и хорошо играл в них Петр I

      Шашкам отдавали дань и другие выдающиеся люди прошлого

      Н. В. Гоголь

      Фридрих Шопен

      А. Суворов

      Наполеон

      Источник