Польза от интернета в библиотеке

Старый образ библиотеки – с
темными коридорами и
книгами-фолиантами, на которых
покоится сантиметровый слой пыли,
постепенно уходит в прошлое. Сейчас
библиотека – это не просто
скопление литературы по
разнообразной тематике, но и
современный коммуникационный
центр, мощная машина, все детали
которой заточены под одну цель –
быстрая добыча любой информации,
фактов, данных.

Библиотека – это в первую очередь
центр информации, и мы должны
активно насыщать ее всевозможными
новшествами в области
компьютеризации и как можно
быстрее предоставить читателю
возможность пользоваться
информационными сокровищами.

На современном этапе развития
предоставить читателю свободный
доступ к информации невозможно без
создания в республике компьютерной
библиотечной сети и без вхождения в
Интернет. Компьютерная
библиотечная сеть объединит
информационные ресурсы, хранящиеся
во всех библиотеках. Эти
информационные ресурсы должны быть
доступны любому пользователю,
причем, как находящемуся в
библиотеке, так и удаленному, для
чего необходима нормальная
транспортная среда,
супермагистраль, то есть Интернет.

На данный момент уже создан
республиканский сводный
электронный каталог, в нем
библиографическое описание
каждого издания приведено в
MARC-формате, что является
международным стандартом. Создание
такого каталога стало возможным
только после создания баз данных по
отдельным библиотекам и
последующего их слияния. Доступ к
этому каталогу получат все
пользователи Республиканской
компьютерной библиотечной сети,
среди которых могут быть не только
библиотеки, но и различные научные
организации, институты.
Коммуникативный формат обмена
библиографическими данными внутри
сети – BelMARC, который разработан на
основе признанного в мире
стандарта UniMARC.

Полная автоматизация библиотеки –
задача долгая и трудная, а выход в
Интернет, хотя бы для поиска
информации, дает быстрый и
осязаемый результат. И это
достаточно независимый от
автоматизации библиотек процесс.

К концу 1997 года в РНТБ планируется
организация сервера Интернет.
Таким образом вышеописаный сводный
каталог станет доступен миллионам
пользователей как у нас в стране,
так и за границей. Посредством
Интернет библиотека сможет
представить и свой информационный
потенциал мировому сообществу,
заявить о себе.

Однако это не самое главное, для
чего нашим библиотекам в целом и
РНТБ в частности нужен доступ в
Интернет. Главное – выход в Интернет
даст возможность нашим читателям
работать с электронными
иностранными изданиями, в
частности, с 160 электронными
журналами, предлагаемыми нам
издательством “Lange & Springer”,
которыми не располагает библиотека
из-за финансовых проблем. Однако
есть договоренность с директором
издательства о предоставлении
бесплатного доступа on-line ко всем
этим изданиям (мы должны только
предоставить список IP-адресов,
которые будут обслуживаться
некоторое время, повторяю,
бесплатно).

Также пользователи могут
получить он-лайновый доступ к
крупнейшим базам данных
научно-технической информации
через международную сеть STN Easy (www.stneasy.cas.org).
Здесь необходимо указать на
наличие в этой сети баз данных по
патентной документации. Например,
только в одной патентной базе
данных INPADOC (International Patent Documentation) – 22,4
млн. патентов и 35,6 млн. записей о
статусе патентов. Эта информация
просто бесценна для наших
отечественных специалистов. В
период, когда ограничены
возможности комплектования фондов
РНТБ патентной документацией,
предоставление доступа к этим
базам будет иметь весомую роль и
эту возможность нельзя сбрасывать
со счетов. Хотя тут надо
оговориться, что доступ к этим
базам данных тоже не бесплатен и
обучение работе в этой системе
займет немало времени и средств.

Нельзя не понимать значение
Интернет и для комплектования
фондов библиотеки, с
предоставлением прямого выхода к
каталогам издательских фирм и
издающих организаций.

Еще один немаловажный момент – это
использование международных
библиографических баз данных, в
частности, баз данных OCLC для
автоматизированного ввода
библиографических записей в
электронный каталог библиотеки.

Естественно, что выход в Интернет
даст библиотеке не только новые
возможности, но возникнут и новые
проблемы. Здесь и вопросы качества
наших линий связи, и вопросы оплаты,
и т. д. Мне кажется, что время
поможет разрешить нам эти проблемы.
Никто не сможет отрицать, что выход
в огромный информационный мир
Интернет – ближайшее реальное
будущее библиотеки.

Заведующая отделом
внедрения новых библиотечных
технологий РНТБ ЗАМЯТИНА С. В.

Источник

Лекция 1. Интернет в библиотечной деятельности

Интернет можно определить как систему систем, информационную супермагистраль, глобальное социальное средство коммуникации. Сеть Интернет – это явление планетарного характера, вследствие которого мы можем наблюдать интенсификацию информационного обмена.

На современном этапе под влиянием внешних социальных факторов происходят значительные изменения в организации библиотечной деятельности, направленные на сохранение библиотекой своих функций, а также на полноценное обслуживание как реального, так и удаленного (сетевого) читателя.

Необходимость соответствия библиотек уровню современных технологий, потребностям изменившегося пользователя требует выхода за пределы «физического» пространства, формирования библиотеками фонда электронных документов, использования Интернет-ресурсов, совершенствования знаний и навыков библиотечного  специалиста, улучшения материально-технической базы. Политика библиотек на современном этапе выстраивается, исходя из понимания важности их взаимодействия с сервисами и ресурсами Интернета.

Начало развитию глобальных компьютерных сетей было положено в США в конце 60-х годов. Основная цель и задача исследований, проводившихся в те годы военным ведомством США, заключалась в проверке возможности пересылать информацию с компьютера на компьютер, используя  традиционные каналы связи, чаще всего – телефонные линии. В 1968 году на практике была доказана способность передавать информацию между удаленными компьютерами.

В 70-80-е годы с развитием вычислительной техники образовалось большое число новых сетей, носивших уже более академический характер и соединяющих компьютеры различных ведомств. Таким образом, сложилась ситуация, когда пользователь одной сети автоматически получал доступ к информации, хранящейся на компьютерах по всему миру. Такое объединение и получило название «Интернет» (Internet), что точнее всего переводится как «сеть сетей». [1]

Мы живем в эпоху информационных технологий, и не может быть возражений против необходимости повышения информационной культуры библиотечных специалистов для обеспечения эффективности их работы. Именно такой опыт демонстрируют зарубежные коллеги, которые успешно применяют интернет-технологии в своей работе и работают над совершенствованием процесса «интернетизации» на рабочих местах. Библиотека превращается в современный информационный центр с действующей интегрированной автоматизированной технологией выполнения библиотечных процессов, где высоко востребованы   читателями базы данных и ресурсы Интернета. Под влиянием «интернетизации» постепенно видоизменяется труд библиотекарей, он становится более сложным и структурированным, требуя принципиально новых знаний и умений. Продолжая мысль, можно привести слова Н. Бэйм о том, что интернет – это «поле для исследования, открытая среда, которая одновременно поддерживает многие подходы и техники, другим способом несовместимые друг с другом». [2] Растет число запросов пользователей библиотеки, связанных с использованием удаленных  информационных ресурсов, часть поисковых задач библиотечные работники осуществляют через Интернет. Таким образом, в совершенстве владея навыками информационного веб-поиска, в сети можно найти практически все. Но для того, чтобы грамотно оформить запрос и найти по нему ответ, необходимо быть информационным специалистом. Подразумевается гармоничное сочетание и традиционных, и инновационных форм работы. [3]

По мере освоения современных информационных технологий перед библиотеками встали принципиально новые вопросы, связанные с автоматизированной обработкой информации и методикой ее поиска, предоставлением сетевых сервисных услуг пользователям.

Теоретическую сторону вопросов, связанных с информационной концепцией библиотековедения (в нее входит и теория информационного поиска), рассматривали В. Скворцов и В. Степанов. К. Тараканов системно проанализировал библиотечные процессы с точки зрения их информатизации, О. Лаврик занималась проблемами развития информационно-библиографического обеспечения специалистов в условиях автоматизированных систем. Труды информатиков Л.Алешина, А. Каптерева, К. Тараканова, библиотековедов Н. Карташова, Ю. Столярова, и  В. Скворцова, библиографов Э. Беспаловой, О. Коршунова, В. Степанова тоже привнесли в информационную теорию библиотечного дела новые идеи и концепции.

Читайте также:  Сахарин натрия в зубной пасте польза

По вопросам теории электронных документов концептуальное значение имели исследования Я. Шрайберга, A. Земскова и Т. Майстровича.

Современный период развития библиотековедческой и информационной науки характеризуется наличием литературы, посвященной ее общетеоретическим, историческим и методическим проблемам. Значительное отражение в нынешних публикациях имеют вопросы методологии, организационного и практического применения форм и методов новейшего компьютеризированного обслуживания, комплектования и каталогизации библиотек. В смежных отраслях знания довольно подробно освещены вопросы индивидуального владения компьютерной техникой и использования Интернета.

В сфере практики также произошел существенный сдвиг: «интернетизация» спровоцировала содержательные изменения библиографической деятельности библиотеки – речь идет о новых функциях библиографического информационного центра. Например:

  • предоставление информации в режиме on-line;
  • поиск, исследование, оценка, выбор и накопление сведений об источниках информации в сети Интернет;
  • консультирование пользователей в поиске информации, обучение; создание памяток, справочных пособий по методике пользования электронной информацией;
  • создание и ведение веб-сайта библиотеки.

Библиотекари специализируются в области электронной издательской деятельности, проводят тренинги по Интернету для сотрудников и пользователей библиотеки, организуют телеконференции. Традиционными формами работы в библиотеке стали: «Дни информации», создание коллекций аннотированных ссылок на образовательные ресурсы, медиа-уроки, «веб-библиографические» списки, издание электронных буклетов и справочников по Интернету. Таким образом, составная часть всей библиотечной Интернет-деятельности –  так называемые «цифровые гуманитарные науки», область применения новых информационных технологий в качестве вспомогательного средства для поддержки гуманитарных наук, созданная для задач сохранения, реконструкции, передачи и интегрирования знаний людей.[4]

Это не могло не привести к расширению границ профессиональной деятельности библиотечных  учреждений, а именно:

  1. свободный доступ к ресурсам Интернет, базам данных и  изданиям, переведенным в электронный вид;
  2. повышение качества и увеличение ассортимента библиотечно-информационных услуг;
  3. консультативная помощь по навигации в сети Интернет, работе с электронными базами данных, сетевыми информационными ресурсами;
  4. помощь в формировании навыков информационной культуры у пользователей;
  5. возможность прослушивания и  просмотра аудиовизуальных и электронных документов. Аудио-издания позволили библиотекам охватить те дополнительные категории населения, которые не хотят читать, но готовы слушать книги.

Таким образом, для библиотечной деятельности сегодня наиболее характерны:

  • технологизация,
  • социальная направленность,
  • интеллектуализация,
  • открытость,
  • возросший профессиональный уровень специалиста.  

Неупорядоченность, стихийность и экстенсивность роста информации подталкивает к тому, чтобы пользоваться услугами библиотекаря в качестве информационного посредника, – исторически сформировалось его умение хранить информацию, организовывать и систематизировать ее. Если учесть, что процессы СБО постепенно, но неуклонно перемещаются в электронную среду, то необходимость обеспечения доступа к информации для удаленных пользователей способствует возникновению новых видов библиотечных услуг, соединяющих современные технологии с традиционными формами обслуживания.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что интеграция с информационными технологиями открывает для библиотеки следующие возможности:

  1. использование современных информационных сервисов для создания проектов исследовательского характера;
  2. изучение интернет-ресурсов для общеобразовательных целей;
  3. участие в конкурсах на грант;
  4. повышение квалификации (это сообщения о межбиблиотечных конференциях, семинарах и конкурсах, публикации докладов. На сайтах библиотек можно ознакомиться с работой коллег из других регионов, структурной организацией учреждения, порядком работы, перечнем услуг. Посредством использования электронной почты возможен заочный обмен опытом);
  5. поиск дополнительных источников финансирования (в Интернете представлена информация о фондах, поддерживающих проекты учреждений культуры, условиях получения грантов, правилах написания заявок).

Задача современного библиотекаря – это постепенное повышение своей информационной культуры за счет использования ресурсов Интернета, овладение навыками поиска информации (ее фиксации и интерпретация, оценки, обработки, организации информационных связей и доступа) – так называемой интернет-эвристикой [5], – обучение пользователей поисковой методике, использование сетевых ресурсов для профессионального развития и повышения квалификации.

Информационная культура вбирает в себя следующие аспекты:

  •  овладение навыками поисковой деятельности (информационных разысканий),
  •  понимание логистики потоков информации,
  •  информационно-технологическая компетентность,
  •  выполнение сложных информационных запросов – поиск готовых решений, идей, авторских точек зрения и др.
  •  оперативное реагирование на информационные потребности специалистов.

В информационную эпоху библиотекари должны стать проводниками в современные коммуникационные технологии, высшей стратой, монопольно владеющей основным хозяйственным ресурсом – информацией и знаниями, аналитиками-синтезаторами информационных ресурсов, веб-архиваторами и инструкторами по освоению информационной среды. Поэтому информационная деятельность библиотечных учреждений требует не только инновационных преобразований в ее содержании, организации и методах, но и формирования новой профессионально-личностной позиции каждого библиотечного работника.

Безусловно, овладение на практике современными формами и способами передачи, поиска и получения информации поднимет на новый уровень библиотечное информационное образование. Но важно подчеркнуть: автоматизированный поиск является лишь частью библиографического поиска, а не его основой. Библиограф выбирает наиболее эффективный способ поиска («ручной» или автоматизированный), исходя из конкретной библиотечно-библиографической задачи. Вместе с тем, несомненно, и то, что при работе с большими массивами библиографических записей компьютер незаменим.

Справочно-библиографический аппарат библиотек обогащается благодаря включению в него огромного числа удаленных библиографических и полнотекстовых баз данных, энциклопедий, справочников и словарей. Эта  информационная база позволяет достичь гораздо большей глубины и охвата материала, чем этого можно ожидать при использовании ресурсов в печатной и карточной формах.

[1]  Интернет – самоуправляющееся и саморазвивающееся образование, не имеющее единого руководящего центра, общей финансовой политики и т.д. Каждая входящая в Интернет сеть самостоятельно заботится о решении своих технологических, организационных и финансовых проблем. Сети владеют всем необходимым для передачи данных: каналами связи, мощными компьютерами и специальными маршрутизаторами, которые осуществляют адресацию информационных потоков. В Интернете каждый узловой компьютер (он называется “сервером” или “хостом”) имеет свой уникальный электронный адрес. Зная этот адрес, можно связаться с ним из любой точки мира и получить необходимую информацию или же отправить данные. (примеч. А.А.)

[2] Baym N.K. Special Issue: ICT Research and Disciplinary Boundaries: Is “Internet Research” a Virtual Field, a Proto-Discipline, or Something Else?” (Guest Editor: Nancy K. Baym). Information Society. Volume 21, No. 4, 2005. PP. 317–320.

[3]  На сегодняшний день в сети существует множество курсов и инструкций по методикам информационного поиска (примеч. А.А.)

[4] Frischer B. Art and Science in the Age of Digital Reproduction: From Mimetic Representation to Interactive Virtual Reality / I Congreso Internacional de Arqueología e Informática Gráfica, Patrimonio e Innovación, Sevilla, 17−20 de Junio de 2009.

[5] Интернет-эвристика – область прикладных знаний и навыков информационного поиска, необходимых для эффективного решения поисковых задач в Интернете. Под интернет-эвристикой понимается набор эмпирических правил, позволяющий специалистам в различных областях с помощью запросов к поисковым средствам (каталогам, поисковым системам, метапоисковикам, базам скрытой паутины и т. д.) удовлетворить конкретные информационные потребности и найти ответы на стоящие перед ними вопросы.

Источник

Р.Э. Ибрагимов, ведущий библиотекарь,

Областная универсальная научная библиотека,

г. Самара

Интернет в помощь библиотекарю:

взгляд молодого специалиста

Ежедневно библиотекари сталкиваются с огромным потоком различной информации. Современный библиотекарь – это высококвалифицированный специалист, владеющий не только традиционными библиотечными технологиями и методиками, но и, в равной степени, умеющий использовать информационные технологии. С таким утверждением нельзя не согласиться, находясь уже в информационном 21 веке, как не может быть возражений против необходимости повышения информационной культуры библиотекарей для обеспечения эффективности и скорости выполнения библиотечной работы. Именно такой опыт демонстрируют уже более десятилетия зарубежные, и особенно – американские «коллеги», которые успешно применяют компьютеры, Интернет-технологии в своей работе и не менее успешно работают над совершенствованием и обновлением средств компьютеризации на своих рабочих местах, вникая сами во все эти процессы. Библиотекарь сегодня является проводником не только в мир книг, но и в загадочный до сих пор для многих мир Интернета. С каждым годом всё больше запросов пользователей библиотеки касается использования Интернета и информационных ресурсов, да и сами библиотекари большую часть поиска осуществляют через Интернет-ресурсы. Владея навыками поиска, в сети можно найти практически всё.

Читайте также:  Водоросли обертывание польза и вред

Однако для того, чтобы грамотно и быстро найти ответ, нужно быть не просто библиотекарем, но ещё и информационным специалистом, который в совершенстве владеет навыками и знаниями поиска информации в сети на уровне эксперта. Использование информационных технологий в работе библиотекаря даёт возможность по-новому взглянуть на все библиотечные процессы в целом, менять и совершенствовать библиотечно-информационную работу. При этом классические и привычные формы работы в библиотеке, с фондом и читателями, никто не отменял, поэтому необходимо сочетать в себе традиционные и инновационные формы работы.

Научиться и активно использовать Интернет-ресурсы библиотекарям поможет, как это ни парадоксально, сам же Интернет. На сегодняшний день в сети существует множество курсов, инструкций и статей об использовании Интернета, поиска в нем информации.

В ежедневной работе библиотечные специалисты могут использовать множество сайтов, в зависимости от специфики работы своего отдела, поэтому все ресурсы Интернета можно разделить на специальные (профессиональные) ресурсы и пользовательские.

К специальным (профессиональным) ресурсам можно отнести все сайты, которые приносят библиотекарю пользу в ежедневной работе. Соответственно, если использовать систему “социальных закладок”, можно без труда создать личную коллекцию избранных мест в интернете. Наиболее важные профессиональные ресурсы определяются в зависимости от специфики работы конкретной библиотеки.

На мой взгляд, первым в списке сайтов для библиотекарей является портал www.library.ru . Это информационно-библиотечный портал, созданный при поддержке Министерства культуры. Ресурс создан в помощь, как библиотекарям, так и читателям. На сайте можно практически все: документы и материалы для работы, статьи на актуальные темы, новости со всего мира, обзоры и рекомендации. Для читателей представлена виртуальная справка, обзоры и информация о книгах и ресурсах Интернет. Сайт очень наполненный, многофункциональный и динамично развивающийся. Стоит отметить, что недавно на портале Library.ru открылась база данных “Стандарты для библиотечных работников” https://www.library.ru/1/kb/standart/. БД «Стандарты» задумана как «живой», постоянно пополняемый электронный ресурс. Предполагается, что пользователи смогут найти здесь не только тексты стандартов, но и ответы на возникающие в практике их использования вопросы. Для этого БД снабжена справочными материалами различного характера и назначения. Возникшие вопросы, пожелания и предложения пользователи могут размещать на Форуме.

На сайте «Электронная библиотека ГПНТБ России» (https://ellib.gpntb.ru/) можно найти справочные пособия по MARC, UniMARC, USMARC («UNIMARC. Вводный курс»; «Основные положения формата MARC для библиографических данных»; «Справочное руководство по UNIMARC»; «Форматы USMARC. Краткое описание в 3-х частях»), труды по современному состоянию и перспективам отечественной науки и технологий.

Стоит отметить персональный сайт Вадима Степанова (Московский государственный университет культуры и искусств) https://www.vadimstepanov.ru/, на котором вы можете ознакомиться с проектом «Русская справочная библиотека» (https://library.vadimstepanov.ru/), который призван помочь российским библиотечным работникам ориентироваться в ресурсах Интернет. Содержит материалы, которые могут быть эффективно использованы в различных библиотечных процессах. Каждый источник снабжен подробной аннотацией, позволяющей оценить его пригодность для выполнения той или иной задачи.

Посетив сайт, вы сможете обратиться к следующим разделам:

Русскоязычные поисковые системы и справочники ресурсов Интернет

Электронные каталоги российских библиотек

Электронные каталоги наиболее крупных зарубежных библиотек

Библиографические базы данных

Виртуальные энциклопедические и справочные издания

Электронные каталоги издательств и книготорговых организаций

Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных

Так же на сайте вы можете познакомиться с учебником «Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности» автор Степанов Вадим Константинович. Настоящее издание позиционируется автором как одновременно научное исследование, справочник ресурсов и учебник, посвященный применению интернет-технологий в информационной деятельности. Содержание работы охватывает все аспекты использования Интернета в информационных учреждениях, прежде всего, в библиотеках. Разделы по организационно-технологической структуре Интернета, поиску информации, справочным и библиографическим ресурсам, цифровым библиотекам, описанию интернет-ресурсов, представлены достаточно развернуто. Особого внимания заслуживает глава, посвященная описанию возможностей применения Сети во всех библиотечных процессах, начиная с комплектования и обработки изданий до обслуживания читателей.

Данное издание будет интересно как библиотекарям-практикам, самостоятельно осваивающих ресурсы Интернета, так и студентам библиотечных факультетов вузов культуры и библиотечных колледжей, изучающих дисциплины, связанные с применением интернет-технологий в информационной деятельности. Примечательно, что издание снабжено сайтом поддержки, обеспечивающим постоянную актуализацию содержания книги. Адрес сайта: https://www.grand-fair.ru/stepanov

Так же на этом сайте размещен «Интернет в профессиональной информационной деятельности: Интерактивный учебник» https://textbook.vadimstepanov.ru/index.html, с помощью которого вы можете ознакомиться с историей и принципами организации глобальных компьютерных сетей, электронными библиотеками и полнотекстовыми базами данных в Интернет, обучится профессиональному поиску информации в Интернет, освоить справочные и библиографические ресурсы Интернет. Особый интерес представляет глава «Создание, поддержка и продвижение web-сайта библиотеки» и «Применение Интернет в библиотечных процессах». Для удобства пользователей предусмотрен «краткий словарь Интернет-терминов».

Так же на сайте есть ссылка на «Центр дистанционного обучения» (https://dlc.vadimstepanov.ru/), в котором доступны следующие курсы: «Формирование, сохранение и использование фонда книжных памятников». Преподаватель: Александр Самарин. Курс посвящен проблемам формирования, сохранения и использования фонда книжных памятников в библиотеках.

«Обеспечение сохранности библиотечного фонда в процессах использования». Преподаватель: Елена Ястржембская. Курс посвящен сохранности библиотечных фондов.

«Применение интернет в деятельности библиотек»

Преподаватель: Вадим Степанов. Курс предназначен для библиотекарей, которые используют или планируют использовать интернет-технологии в своей профессиональной деятельности. Целью курса является вооружение слушателей необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно использовать Сеть в максимально большом числе различных библиотечных процессов. Содержание курса ориентировано на выработку практических навыков работы с сетевыми ресурсами. В ходе обучения учащиеся получат глубокие и систематизированные знания в области применения интернет-технологий при комплектовании, каталогизации, справочно-библиографическом работе и обслуживании читателей, познакомятся с требованиями, предъявляемыми к веб-сайтам библиотек, а также научатся методам учета и описания цифровых источников. В ходе занятий будет выработаны навыки по поиску информации в Интернет, использованию общедоступных и коммерческих электронных библиотек, справочных и библиографических ресурсов Сети. Процесс обучения включает изучение текстов лекций, ознакомление с дополнительной литературой, выполнение упражнений для самопроверки. В качестве рубежного контроля по каждой теме предусмотрена сдача тестов и выполнение практических заданий. В ходе обучения слушатели взаимодействуют с преподавателями и коллегами по учебной группе посредством электронной почты, с помощью электронной конференции и чат-сессий.

Стоит ознакомиться с «The Librarians’ Resource Centre». https://www.apa.org/librarians/ Cобрание (meta-index) ресурсов Интернет Американской Психологической Ассоциации. Есть раздел для библиотекарей. The Librarians Resource Centre организован в три секции: Serving our Clients (Обслуживая наших пользователей) – путеводитель по поисковым инструментам Интернет, тематическим, справочным каталогам ресурсов и электронным базам данных; Professional Development (Профессиональное развитие) – непрерывное образование в библиотечной и информационной среде, библиотечные публикации; и Technical Services (Технические службы) – ресурсы Интернет, посвященные каталогизации, комплектованию фондов, инструментарию создания web- страниц (https://book.uraic.ru/internet/libr_w.htm )

Читайте также:  Польза чая из лепестков роз

Следующий ресурс Internet Tutorials. https://library.albany.edu/internet/. Не большой, но информационно емкий каталог ссылок на различные руководства по использованию и применению Интернет. Прекрасно подходит для приобретения и развития базовых, “начальных” знаний, организован в три категории: Using and Searching the Web, Browsers, Software Training. Включает каталоги и справочники по зарубежным библиотекам

Конечно, эффективен и распространен обмен опытом между библиотеками, не только в сети, но и на конференциях, семинарах, курсах и тренингах, но Интернет, безусловно, является важным подспорьем в работе библиотечного специалиста.

Что касается пользовательских ресурсов, стоит отметить, что библиотекари, помогающие искать или осуществляющие поиск информации для пользователей, должны знать и разбираться в особенностях поиска в конкретных базах. Во многих библиотеках есть доступ к различным полнотекстовым базам данных, как русскоязычным, так и иностранным. Поэтому задача библиотекарей – изучить возможности поиска в конкретной базе и помочь пользователям в поиске необходимой информации. Кроме того, если одна библиотека предоставляют возможность поиска в электронных каталогах других российских и зарубежных библиотек, предоставляет информацию об электронных библиотеках, энциклопедиях и справочниках, выставленных в сети, то возникает необходимость детального изучения этих ресурсов самими библиотекарями.

К примеру, сайт LibDex – Library Index https://www.libdex.com/. Каталог сайтов библиотек, их электронных каталогов и других сопутствующих ссылок. Проиндексировано около 18 тыс. библиотечных сайтов. Есть возможность поиска по имени, ключевому слову, по стране. Наша страна тоже представлена, хотя и всего несколькими регионами: Москва (РГБ и ГПИБ), Челябинск, СПБ, Новосибирск, Саратов, Нижний Новгород, Томск. При этом указан телефон, электронная почта, адрес, ссылка на веб-сайт, а у некоторых даже указано время работы.

Сайт Web Accessible National and Major Libraries: list from IFLA. https://ifla.org/II/natlibs.htm Список сайтов национальных и других крупных библиотек мира, представленный на сервере Международной ассоциации библиотек IFLA.

Сайт Gabriel – Gateway to Europe’s National Libraries. https://www.kb.nl/hrd/netwerk/gab-en.html. Gabriel – это «ВОРОТА» и «МОСТ» к Национальным Библиотекам Европы. Справочник по национальным библиотекам Европейских стран. Представлен на английском, французском, немецком языках. Подробнейшая информация по основным аспектам деятельности библиотек, вся необходимая адресная информация, характеристика коллекций.

Проект Gabriel предоставляет информацию о Всемирной Паутине, о Национальных Библиотеках однородным способом на нескольких языках;

обеспечивает связь с источниками информации, с целью познания их услуг и коллекций, предоставлять доступ ко всем их услугам онлайн; является информационным табло с сообщениями СМИ о Национальных Библиотеках; предоставляет доступ ко всем WWW-серверам Национальных Библиотек через единую поисковую систему.

Главное усовершенствование на сегодняшний день – ведение центральной базы данных, содержащей всю важную информацию обо всех Национальных Библиотеках. Представители каждой библиотеки могут рассмотреть – и в случае необходимости – отредактировать свои собственные данные в любое время, таким образом, делая информацию относительно Gabriel, всегда актуальной.

Кроме библиотечных сайтов библиотекарям стоит обратить внимание на сайты периодических библиотечных изданий. Многие из них имеют свой архив за определенный период.

Нельзя обойти стороной еще один сайт – Школа библиотечного лидерства– является проектом Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», призывает по-новому, творчески подходить к окружающей библиотечного специалиста среде.

Проект стал одним из победителей конкурса на получение государственных грантов объявленного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 367 в номинации «Культура и образование». Проект осуществляется в очно-заочной форме, по окончании обучения выдается свидетельство о повышении профессиональной квалификации государственного образца.

Проект призван содействовать активизации лидерского качеств библиотечного сообщества и повышению информационной культуры библиотекарей; позиционированию библиотек как образовательных центров регионов; созданию и укреплению механизмов партнерства между библиотеками, органами местного самоуправления, бизнесом и некоммерческим сектором; внедрению новых социальных сервисов в практику работы библиотекарей; современным подходам к комплектованию библиотечных фондов, как ресурсной базе реализации системы библиотечному лидерства и т.п. На сайте представлено описание данной программы, раздел «тренинги», который включает концепцию тренингов, информацию о прошедших и предстоящих тренингах, «проекты для местного сообщества» содержит информацию по регионам России, «зарубежный опыт» познакомит вас с новостями, произошедшими в мире наших западных коллег [https://www.biblider.ru/].

«Портал «Чтение-21», название которого говорит само за себя, разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Целью портала является мобилизация общественного мнения, профессионалов и любителей книги и чтения в период подготовки и проведения года чтения в России.

Этим определяется структура и сервисы портала. Раздел «Профи» будет интересен для всех профессионалов книжного дела. В «Банке идей по году чтения» публикуется информация об интересных примерах продвижения чтения в России. Рубрика «Публикации и материалы» содержат рекомендации и предложения государственных и общественных организаций, а также доклады и статьи российских и зарубежных специалистов по продвижению чтения.

В разделе «Читатели» рубрика «У книжной полки» расскажет о новинках российских издательств, а «Книга в моей жизни» позволит открыть известных людей с новой, неожиданной стороны, через книги, которые они читают, а иногда и пишут. Рубрика «Литературная тусовка» в разделе «Молодежь» расскажет о литературных клубах, о творчестве и литературных пристрастиях их членов.

Еще два раздела – экспериментальные. В «Читательском клубе» каждый месяц предлагается для прочтения и обсуждения определенная книга, а «Книжный гид» сделает это обсуждение более интересным и захватывающим.

Для того, чтобы услышать мнение пользователей портала о проблемах чтения, обсудить важнейшие вопросы подготовки и проведения Года чтения и поделиться опытом создан «Форум» [ https://www.chtenie-21.ru ]

Полезным для быстрого поиска будет сервис eBdb (https://www.ebdb.ru/) – поиск книг в электронных библиотеках рунета. На сайте есть возможность просмотра списка всех отсканированных книг из конкретной библиотеки; подписки пользователей на обновления книг на определенной электронной библиотеке; подписки пользователей на обновления специфических книг в электронной библиотеке; просмотра всех проиндексированных книг и т.д.

На сайте доступны следующие разделы: «художественная литература»; «нехудожественная литература»; «детям и родителям»; «foreign books»; «Бизнес-книги».

Интернет позволяет не только просматривать сайты или заниматься поиском, но и общаться в сети с коллегами, обсуждать насущные вопросы и актуальные проблемы. Для этого можно использовать форумы, социальные сети, блоги, различного рода сообщества специалистов на всевозможных сайтах. Развитие, многообразие и распространенность социальных сетей положительно влияет на установление контактов и взаимодействия профессионалов с разных концов страны и мира. Например, на известном всем сайте «Вконтакте» есть группа «Библиотекарь – это звучит гордо», которая дает возможность библиотекарям из разных городов общаться, обсуждать, дискутировать и делиться опытом.

Таким образом, Интернет сегодня стал океаном информации, с которой предстоит справиться библиотекарю. Задача совреме