Польза от изучения иностранных языков пожилых

Польза от изучения иностранных языков пожилых thumbnail

14.11.2014

О важности изучения иностранных языков для карьеры и путешествий сказано-написано немало.

Но есть еще одна существенная причина, которая может вас вдохновить пойти на курсы английского, французского, немецкого, испанского или китайского языка.

Наш эксперт – заместитель директора Института русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Частных.

За парту в шестьдесят

По мнению специалистов в области высшей нервной деятельности человека, учеба в любом возрасте приносит пользу нашему мозгу, заставляя его работать. Для него это тренировка, без которой он стареет и дряхлеет: развиваются возрастные изменения, нарушается память. Те, кто учит иностранные языки, становятся более активными и уверенными в себе, начинают грамотнее говорить на родном языке и расширяют свой словарный запас, мыслят более творчески.

Учить иностранный язык – дело непростое, особенно на первом этапе, когда материал надо заучивать наизусть. В пожилом возрасте, когда с самодисциплиной все в порядке и отвлекающих моментов в виде работы и забот о беспокойных детях нет, самое время грызть гранит науки, но вот незадача: мозги уже не те, да и память подводит. Изучение языков после 50–60 лет идет со скрипом, да и ни к чему оно уже, скажут многие. И напрасно: именно в старшем возрасте языковые курсы могут принести неоценимую пользу организму.

«Когда учишь языки, заставляешь работать свой мозг, – рассказывает Валерий Частных. – Людям, владеющим несколькими языками, не грозит старческое слабоумие и другие возрастные психические проблемы».

Мозг втянется

Научные исследования показывают: у людей старшего поколения изучение иностранного языка стимулирует умственную деятельность, улучшает работу головного мозга, память, что очень важно для профилактики возрастных изменений и серьезных заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера. В Японии одно из любимых развлечений пенсионеров – изучение языков.

«Население планеты стареет, и специалисты в Японии, Германии уже давно занимаются разработкой систем геронтологического обучения, методик обучения пожилых людей, – продолжает Валерий Частных. – Пожилых надо по-другому учить, учитывая особенности восприятия информации. Их мозг – как жесткий диск, он заполнен больше, чем у молодых, а способности быстро запоминать меньше, но культурно-эмоциональные запросы старшего поколения гораздо выше, они более требовательны к текстам и упражнениям, а молодежь всеядна. Возрастные студенты не такие гибкие, как 20‑летние, но зато исполнительные, домашние задания всегда выполняют. В наши летние школы изучения русского языка периодически приезжают студенты старше 50–60 лет, и, как правило, им трудно учиться вместе с молодыми, они не успевают, стесняются. Поэтому мы создаем для них особые условия, при возможности объединяем в мини-группу. В изучении языков не важно, сколько вам лет, главное – эмоционально настроиться, и дело пойдет».

Если учить каждый день хотя бы 3–5 новых слов или 1–3 несложные фразы, положительный эффект не заставит себя долго ждать: через 2–3 месяца мозг втянется в постоянный тренировочный процесс. Постепенно можно наращивать объемы запоминаемого материала, здесь все зависит от индивидуальных способностей. Лучше учить не просто отдельные слова, а в контексте, или объединяя их какой-то общей темой, или в предложениях. Изучать язык лучше на практике, понимая, для чего вы это делаете, тогда результат будет выше. Отличный эффект дает прикладное изучение иностранных языков – например, осваивая гастрономию, рецепты приготовления блюд, танцуя, с культурологической целью, готовясь к долгому путешествию. Сфер применения новому языку можно найти множество.

Мотивы и причины

Мотивы и причины, побуждающие пожилых людей учить язык, у всех разные, но какой бы ни был побудительный порыв, он всегда похвален, потому что учиться никогда не поздно. А любой язык – это не только средство коммуникации, это еще и ключ к пониманию национальных особенностей, культуры, литературы, традиций народа. Через чужие языки мы начинаем понимать, какие же мы разные, но как много у нас общего с другими, если и слова порой звучат почти одинаково, и обозначают одно и то же.

«Если хочется, то обязательно надо учить язык, самое простое – начать дистанционно, по самоучителю, – рекомендует Валерий Частных. – Это не требует никаких особых усилий и денег, но сам процесс очень полезен и важен – он не дает застояться, у вас появится цель в жизни и даже маленький результат позволит понять, что вы чего-то добились».

“АиФ”

Источник

Наш эксперт – заместитель директора Института русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова Валерий Частных

За парту в шестьдесят

По мнению специалистов в области высшей нервной деятельности человека, учеба в любом возрасте приносит пользу нашему мозгу, заставляя его работать. Для него это тренировка, без которой он стареет и дряхлеет: развиваются возрастные изменения, нарушается память. Так что домашние задания нужны нашему мозгу так же, как физические упражнения нашему телу. Те, кто учит иностранные языки, становятся более активными и уверенными в себе, начинают грамотнее говорить на родном языке и расширяют свой словарный запас, мыслят более творчески.

Читайте также:  Есть ли польза от мексидола

Польза от изучения иностранных языков пожилых

Учить иностранный язык – дело непростое, особенно на первом этапе, когда материал надо заучивать наизусть. Детям и молодежи, когда мозг живо и благодарно впитывает как губка все новое, языки даются легко, хотя мотивации у них нет. В основном дети учат языки, потому что так решили родители. Взрослым учиться сложнее, приходится напрягаться, заставлять себя, порой прилагая титанические усилия и проявляя чудеса самодисциплины, чтобы выполнить домашние задания, а не искать бесконечные отговорки – лишь бы не садиться за учебники. При этом понимаешь, что надо, но сам орган, выполняющий умственную работу, – мозг, категорически отказывается работать в этом направлении. Ну а в пожилом возрасте, когда с самодисциплиной все в порядке и отвлекающих моментов в виде работы и забот о беспокойных детях нет, самое время грызть гранит науки, но вот незадача: мозги уже не те, да и память подводит. Изучение языков после 50–60 лет идет со скрипом, да и ни к чему оно уже, скажут многие. И напрасно: именно в старшем возрасте языковые курсы могут принести неоценимую пользу организму.

«Когда учишь языки, заставляешь работать свой мозг, – рассказывает Валерий Частных. – Людям, владеющим несколькими языками, не грозит старческое слабоумие и другие возрастные психические проблемы».

Польза от изучения иностранных языков пожилых

Мозг втянется

Научные исследования показывают: у людей старшего поколения изучение иностранного языка стимулирует умст­венную деятельность, улучшает работу головного мозга, память, что очень важно для профилактики возрастных изменений и серьезных заболеваний, в частности, болезни Альцгеймера. В Японии одно из любимых развлечений пенсионеров – изучение языков.

«Население планеты стареет, и специалисты в Японии, Германии уже давно занимаются разработкой систем геронтологического обучения, методик обучения пожилых людей, – продолжает Валерий Частных. – Пожилых надо по-другому учить, учитывая особенности восприятия информации. Их мозг – как жесткий диск, он заполнен больше, чем у молодых, а способности быстро запоминать меньше, но культурно-эмоциональные запросы старшего поколения гораздо выше, они более требовательны к текстам и упражнениям, а молодежь всеядна. Возрастные студенты не такие гибкие, как 20‑летние, но зато исполнительные, домашние задания всегда выполняют. В наши летние школы изучения русского языка периодически приезжают студенты старше 50–60 лет, и, как правило, им трудно учиться вместе с молодыми, они не успевают, стесняются. Поэтому мы создаем для них особые условия, при возможности объединяем в мини-группу. В изучении языков не важно, сколько вам лет, главное – эмоционально настроиться, и дело пойдет».

Если учить каждый день хотя бы 3–5 новых слов или 1–3 несложные фразы, положительный эффект не заставит себя долго ждать: через 2–3 месяца мозг втянется в постоянный тренировочный процесс. Постепенно можно наращивать объемы запоминаемого материала, здесь все зависит от индивидуальных способностей. Лучше учить не просто отдельные слова, а в контексте, или объединяя их какой-то общей темой, или в предложениях. Изучать язык лучше на практике, понимая, для чего вы это делаете, тогда результат будет выше. Отличный эффект дает прикладное изучение иностранных языков – например, осваивая гастрономию, рецепты приготовления блюд, танцуя, с культурологической целью, готовясь к долгому путешествию. Сфер применения новому языку можно найти множество.

Мотивы и причины

Кто-то со школы хотел почитать Шекспира и Мопассана в подлиннике, кто-то грезит путешествиями и хочет общаться с местными жителями, понимать их не только с помощью языка жестов. Ну а кому-то давно мечталось выучить так романтично звучащий французский, или страстный испанский, или музыкальный итальянский, чтобы иногда в душе, наедине с самим собой, напевать с Челентано или Тото Кутуньо. Мотивы и причины, побуждающие пожилых людей учить язык, у всех разные, но какой бы ни был побудительный порыв, он всегда похвален, потому что учиться никогда не поздно. А любой язык – это не только средство коммуникации, это еще и ключ к пониманию национальных особенностей, культуры, литературы, традиций народа. Через чужие языки мы начинаем понимать, какие же мы разные, но как много у нас общего с другими, если и слова порой звучат почти одинаково, и обозначают одно и то же.

Читайте также:  Ванны с травами польза и вред

«Если хочется, то обязательно надо учить язык, самое простое – начать дистанционно, по самоучителю, – рекомендует Валерий Частных. – Это не требует никаких особых усилий и денег, но сам процесс очень полезен и важен – он не дает застояться, у вас появится цель в жизни и даже маленький результат позволит понять, что вы чего-то добились».

– Пожилым людям нужно обязательно обучаться компьютерной грамотности. Современный мир диктует свои условия. К тому же сейчас при помощи компьютера пенсионеры могут решать многие вопросы, не выходя из дома. Например, записаться к врачу, оплатить счета. А еще одинокие люди, владея компьютером, смогут расширить круг своих знакомых, совершать виртуальные путешествия.

Читайте также: Как выучить иностранный язык →

Источник

И как это делать правильно

И как это делать правильно

Польза от изучения иностранных языков пожилых

Можно по-разному относиться к предложению повысить пенсионный возраст, но надо признать, что многие пожилые люди сегодня ведут активную жизнь и не боятся осваивать новые навыки и умения. Мы считаем, что это прекрасно! Кстати, о навыках: не начать ли с английского?

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Зачем это нужно

1. А вы знаете, что изучать иностранные языки полезно для здоровья? Между прочим, это доказанный факт. Память важно тренировать в любом возрасте. Кроссворды, конечно, тоже неплохи, но правила иностранного языка сложнее и разнообразнее, а значит, тренировка будет эффективнее.

2. Зрелый возраст — не причина махнуть на себя рукой. Скорее уж, причина махнуть за границу! Навестить уехавших детей, посетить место, о котором когда-то читал, или просто отдохнуть на курорте. Английский пригодится везде.

3. Знание основ грамматики и хотя бы небольшой словарный запас –возможность помочь маленькому внуку или внучке с первыми уроками английского в детском саду или начальной школе. А вдруг удастся обойтись без репетитора?

4. Про следующий пункт англичане сказали бы: last but not least. То есть «последний в списке, но не последний по значению». Изучение английского — прекрасный способ завести новых друзей. Мы сейчас говорим не о друзьях по переписке, которые живут на другом конце света (хотя и это возможно), а просто о людях, с которыми у вас появятся общие интересы. Скажем, тех, кто ходит с вами в одну группу на курсах английского. Или тех, с кем вы обсуждаете в интернете новости на странице Puzzle English.

Несколько полезных советов от эксперта, у которого есть опыт преподавания английского целой группе «молодых пенсионеров»

  • Прелесть занятий «для себя» в том, что не нужно ставить рекорды. Но цели нужно ставить обязательно. Они должны быть приятными, достижимыми и чётко сформулированными. «Хочу вспомнить школьный английский» — не очень удачная цель, слишком расплывчатая. «Через полгода я лечу к дочке в Австралию и хочу самостоятельно ориентироваться в аэропортах и делать покупки в магазинах» — уже гораздо лучше. Кстати, выучить язык с нуля и вполне сносно на нём объясняться вы тоже можете, просто попроситесь в группу Beginners.
  • Если вы учили английский в школе или в институте, начинайте вспоминать с уровня Elementary. Первые уроки могут показаться совсем простыми, но не волнуйтесь — сложности начнутся очень скоро. Даже если у вас когда-то были круглые пятёрки, при многолетнем отсутствии практики вы, скорее всего, помните правила и лексику очень фрагментарно. Не нужно себя упрекать, это совершенно естественно.
  • Наилучших результатов можно достичь, если заниматься английским как утренней гимнастикой — понемногу и регулярно. Чтобы было интереснее, разные виды занятий можно чередовать: сегодня повторить правила и поделать упражнения на грамматику, завтра посмотреть видео на английском, послезавтра прочитать текст и сделать к нему задания.

Трудности и способы их преодолеть

1. Скорее всего, в школе или в вузе вас учили по грамматико-переводному методу: вы много занимались грамматикой, но мало говорили. А если и говорили, то очень боялись сделать ошибку. Сейчас английский учат по коммуникативным методикам, нацеленным на живое общение. Даже если вы перепутали артикль или забыли добавить к глаголу -s в третьем лице единственного числа, вас никто не будет ругать. Главное — донести до собеседника свою мысль любыми способами.

К такой свободе нужно привыкнуть. Будьте готовы к тому, что преподаватель будет просить вас просто говорить на какую-нибудь тему, не думая о возможных ошибках. Это называется «упражнения на беглость» и они важны не меньше, чем знакомые вам со школьной скамьи упражнения на точность.

2. К сожалению, в школах раньше не только мало говорили, но и мало слушали. Поначалу даже простые диалоги могут казаться совершенно непонятными. Практика показывает, что ученикам старшего возраста стоит отводить на аудирование побольше времени. Учебную запись мы советуем прослушать трижды. В первый раз попробуйте понять общий смысл. Во второй раз проверьте себя: одновременно слушайте запись и читайте текст (если вы смотрите видео в интернете, включите субтитры). А потом прослушайте снова, но уже не подглядывая в текст. Вот увидите: через некоторое время понимать речь на слух станет гораздо проще.

3. Многие пожилые люди опасаются, что не смогут запомнить новую лексику: мол, с годами память стала не та. Конечно, в шестьдесят лет на запоминание уйдёт несколько больше времени, чем в шесть, но выучить новые слова вполне возможно. Британские методисты советуют пробовать и сочетать сразу несколько разных мнемотехник.

Читайте также:  Польза и вред ягод калины

4. По наблюдениям нашего эксперта, у учеников старшего возраста вызывают трудности так называемые «ложные друзья переводчика» — слова, с виду очень похожие на русские, но имеющие в английском совершенно другое значение. Например, magazine означает «журнал», а intelligent — «умный». Одна дама-библиотекарь очень удивлялась, что modern переводится как «современный»: «Но ведь стилю модерн в архитектуре уже больше ста лет!». Советуем запоминать эти слова отдельно.

Мнемотехники для запоминания слов

  • Классический способ с карточками: на одной стороне пишем слово, на другой его значение. Несколько раз в день перебираем карточки и повторяем слова.
  • Записываем новые слова в аудиофайл. Несколько раз в день прослушиваем и повторяем.
  • Упорядочиваем новую лексику по темам. Хороший и наглядный способ — составить так называемую spidergram, схему, похожую на паучка. Помещаем в центр, допустим, слово «character» — и тянем от него «лапки» к нужным прилагательным. Можно сплести и развесистую «паутину», если разделить слова по более узким категориям.

Польза от изучения иностранных языков пожилых

Составляем spidergram для запоминания новых слов

О чём нужно помнить

Зрелый возраст имеет неоспоримое преимущество — у вас есть уникальный жизненный опыт. Не стесняйтесь использовать этот опыт в своих интересах. Вы раньше учили немецкий, а не английский? Прекрасно, эти языки относятся к одной языковой группе, но английский гораздо проще. Вы умеете играть на пианино? Замечательно, музыкальный слух поможет вам добиться успехов в произношении! Главное, заниматься регулярно и не лениться. Но мы не сомневаемся, что упорства и терпения вам не занимать.

Источник

Изучение языков стимулирует работу лобной, нижней теменной и височной долей. Эти области как раз имеют решающее значение для памяти и внимания

Фото: Shutterstock

21 сентября отмечается всемирный День борьбы с болезнью Альцгеймера, заболеванием, лишающим людей памяти, наущающим их способность к концентрации и вниманию. К сожалению, болезнь эта достаточно быстро развивается и ведет к печальному итогу. В среднем после диагностирования болезни Альцгеймера человек живет около семи лет, и только 3% преодолевают 14-летний рубеж. Можно ли как-то помочь своему мозгу противостоять болезни? Правда ли, что тут поможет изучение иностранных языков? На вопросы «КП» отвечает заведующая клинико-диагностическим отделением, врач-невролог ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России Татьяна Донских.

Существует множество доказательств того, что постоянная тренировка мозга отодвигает наступление его старения. На самом деле, любая мыслительная деятельность, в том числе и изучение иностранных языков, активирует мозг и укрепляет связь между нейронами, говорит эксперт. Старческая деменция, которая характерна, в том числе, и для больных болезнью Альцгеймера, появляется, когда нейронные связи нарушаются. Поэтому нужно давать мозгу работу в любом возрасте и особенно – в старшем.

Ученые отмечают, что у пожилых людей, которые говорят более чем на одном языке, намного лучше память и внимание, чем у их одноязычных сверстников, они остаются в здравом уме на 4 – 5 лет дольше.

– Изучение языков стимулирует работу лобной, нижней теменной и височной долей. Эти области как раз имеют решающее значение для памяти и внимания. Способность говорить на двух и более языках – хорошее средство, чтобы помочь мозгу компенсировать симптомы развивающегося слабоумия, по крайней мере, на ранних стадиях. К тому же, чем больше языков вы успеваете выучить в течение жизни, тем меньше вероятность того, что у вас появятся какие-то нарушения памяти, способности к анализу, к концентрации. И чтобы извлечь максимальную пользу от своих знаний, важно регулярно практиковать все языки и разговаривать на них и в старшем возрасте, – отмечает врач – невролог Татьяна Донских.

К сожалению, знание языков – не гарантия того, что у вас не будет Альцгеймера, но такая ваша способность в целом повышает пластичность нервной системы, создает хороший резерв из нейронных связей, а значит – позволит дольше оставаться в здравом уме и твердой памяти.

ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РАБОТЕ МОЗГА

Специалисты называют еще много упражнений, которые помогут натренировать нейроны мозга и отодвинуть деменцию. Среди них, например, такие:

– Начните делать что-то не привычным путем, а наоборот: почистите зубы, держа щетку не в правой, а в левой руке. Попробуйте читать вывески наоборот – что получится? Время от времени меняйте маршрут для работы: наверняка тот же путь можно пройти другими улочками.

– Хорошее влияние на мозг оказывает рукоделие. Он включает мелкую моторику рук, креативность – и это не дает нейронам лениться.

– Займитесь спортом – фитнесом или йогой, даже если всегда считали себя неспортивным человеком. Во время тренировок вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфины. По некоторым данным, они стимулируют выработку нервных клеток в мозге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

5 упражнений, которые вернут вам 10 лет молодости

Разбираем советы нейробиолога о том, как можно повернуть время вспять: сохранить ясность мышления, хорошее настроение, цепкую память (подробности)

Источник