Польза от нового закона об образовании
Фото: ИТАР-ТАСС
Новый закон об образовании, принятый Госдумой в первом чтении, будет на руку учителям, подрабатывающим репетиторством после уроков, но родители дошкольников, студенты, коллективы лицеев и гимназий и борцы за светский характер образования остаются в проигрыше, пишут “Московские Новости”.
Издание решило узнать, что изменилось в новом законе по сравнению с действующим законодательством, и как новый документ повлияет на жизнь школьников, студентов, учителей и родителей.
Детские сады
Было: Дошкольное образование — бесплатно. Родители оплачивают не более 20% затрат детского сада на содержание детей (не более 10% – на содержание в д/с трех и более детей).
Будет: Реализация образовательной программы дошкольного образования — бесплатно. Присмотр и уход за детьми — платно.
Комментарий: Теперь законодательно разделяется дошкольное образование (собственно обучение в детском саду) и “присмотр и уход за детьми”. Более того, в ныне действующем законе отдельно “присмотр и уход” не упомянут ни разу.
Бесплатное высшее образование
Бюджетное обучение в вузах предоставляется:
Было: Не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ.
Будет: Не менее чем 800 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ.
Комментарий: Несмотря на большую цифру количества бюджетных мест в предлагаемом законе, их число сильно сократится. По данным Росстата, молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет у нас в стране не более 22 млн человек. Это значит, что в вузах должно быть не менее 1,7 млн. бюджетных мест. Сейчас бюджетных студентов в российских вузах около 2,7 млн. человек. По прогнозу Росстата, к 2015 году, численность бюджетных студентов вузов, рассчитанная на основе предлагаемой нормы законопроекта, станет меньше примерно на 210 тыс. чел (к 2020 году — на 650 тыс. чел.).
Религия в образовательном учреждении
Было: Религиозная организация может быть учредителем образовательного учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях создание и деятельность религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Учреждение профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) заверяет свои документы печатью, не содержащей изображения государственного герба России.
Будет: Статья 91 фактически устанавливает в качестве общеобязательного предмета основы религии, программы которых фактически утверждаются религиозными организациями. Образовательные программы об основах духовно-нравственной культуры народов должны проходить экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям.
Комментарий: Религиозным организациям дано право влиять и формировать образовательный госстандарт. Ранее отдельной статьи о религиозном образовании не было. Полная свобода была дана основным конфессиям для создания своих школ и университетов.
Льготы на поступление
Было: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступали – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
Будет: Вне конкурса и при условии успешной сдачи экзаменов в вузы поступают – дети-инвалиды, инвалиды I и II групп.
Комментарий: Большинство существующих льгот ликвидируются, в том числе для детей-сирот, и заменяются возможностью учиться на подготовительных отделениях. В пределах квоты, которая устанавливается вузом и не может быть менее 10%.
Упразднение лицеев и гимназий
Было: Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Будет: Устанавливаются 4 типа образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная образовательная, образовательная организация высшего образования.
Комментарий: Представители уникальных школ, гимназий и лицеев уверены, что данная унификация нанесет вред выстроенной системе особых школ и грозит вытеснением “лицейского” уровня образования в частную сферу. В новом законе уменьшено количество типов образовательных организаций, а их разделение на виды исчезло совсем.
Зарплата учителей
Было: В статье 32 “Компетенция и ответственность образовательного учреждения” значилось, что в компетенции школы находится установление заработной платы работников, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования.
Будет: В статье 104 значится, что обеспечение уровня средней заработной платы педагогических работников определяется в соответствии с решениями президента России, правительства, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Комментарий: До внесения законопроекта в Госдуму был пункт о привязке средней зарплаты педработника к средней по экономике региона. Впоследствии этот пункт был изъят из-за несогласования с Минфином. Теперь уровень зарплаты педагогов определяется президентом, правительством и органами госвласти субъектов России. Из последней редакции выпали содержащиеся в ныне действующем законе положения о компенсации педагогам расходов на методлитературу, так же как гарантии льгот сельским педагогам по жилищно-коммунальным платежам.
Стипендии
Было: Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями.
Будет: станавливаются следующие виды стипендий: 1) государственная стипендия; 2) стипендия президента России и стипендия правительства России; 3) именная стипендия.
Комментарий: До вмешательства Минфина, законопроект устанавливал, что размер социальной стипендии не может быть ниже 1,5 минимального размера академической стипендии. А она, соответственно, должна была быть не ниже 50% минимального размера оплаты труда. Более нигде в законе размер стипендии не определяется.
Репетиторство в школе
В старом и новом вариантах закона этот пункт остался без изменений – запрет на репетиторство со своими учениками не прописан.
Источник
В марте российским школам порекомендовали на время перейти на онлайн-обучение в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Несмотря на то, что дети не болеют коронавирусом в активной форме, они продолжают быть переносчиками заболевания и также нуждаются в режиме самоизоляции.
Спустя полтора месяца, как школы перешли на дистанционное обучение, в правительстве предложили узаконить понятие дистанционного образования.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила прописать порядок дистанционного обучения, чтобы школы придерживались определенного регламента и предоставляли одинаково качественное дистанционное образование, а не толковали его каждая по-своему.
Валентина Матвиенко также уверена, что дистанционное образование будет востребовано и после снятия режима самоизоляции. И хоть спикер оговорилась, что оно пригодится в исключительных случаях — например, чтобы заболевший ребенок не отставал от класса — такая законодательная инициатива вызвала немало споров.
Остро отреагировала на предложение Валентины Матвиенко российская актриса Мария Кожевникова:
«Я хочу открыто выступить против законодательного утверждения дистанционного образования в Российской Федерации, которое, разделит народ на бедных и богатых. Да, оно возможно и необходимо в черезвычайной ситуации, но переход в обычной жизни «добьет» детей, которые и так в большинстве своем не мыслят жизни без телефонов, планшетов и все больше живут в виртуальной жизни без человеческого общения и тепла!» — написала Мария Кожевникова на своей официальной страничке в «Инстаграме».
Мы спросили у эксперта, как скажется на детях закон о дистанционном образовании в школах и в чем плюсы и минусы дистанционного обучения.
Чем дистанционное образование отличается от домашнего обучения?
— Для начала давайте разделим два понятия: дистанционное и домашнее обучение. Домашнее, или семейное, обучение предполагает, что образованием ребенка будет заниматься его семья, а школа — проводить промежуточные и итоговые аттестации, проверяя, как родители справляются с ролью учителей.
Школа, за которой закрепляется ребенок на домашнем обучении, предоставляет родителям полную образовательную программу. Ее можно осваивать самостоятельно или с репетиторами.
Дистанционное обучение проходит по классической школьной модели: с уроками, лекциями и проверкой домашнего задания, только в режиме онлайн с помощью видеоуроков, чатов, онлайн-тестов и конференций.
На самом деле школы уже перешли на дистанционное обучение, пусть и частично: практически везде введена система электронных журналов, где выставляются оценки и прописываются домашние задания. Однако, полный переход на дистанционное образование — гораздо более серьезный шаг.
Плюсы дистанционного обучения в школах
Главный плюс такой меры — возможность оградить ребенка от дурного влияния сверстников и травли. В школьном коллективе довольно жесткие «законы». Если кто-то из одноклассников отличается внешне, имеет дефект речи, смешную фамилию, плохо одевается или не может позволить себе новый смартфон, он тут же становится объектом насмешек.
В этом плане финансовое, социальное и физическое неравенство детей сгладится и отойдет на второй план.
Минусы дистанционного обучения в школах
Но есть и другая сторона медали: на дистанционном обучении ребенок меньше взаимодействует с другими детьми. В результате у него могут развиваться проблемы с социализацией.
В процессе живого общения, как с одноклассниками, так и с учителями, дети учатся, как себя вести, где надо сдержать себя, а где проявить. Познают дружбу, любовь, ненависть и предательство. Этому трудно научиться в закрытой среде дома, а переписка едва ли заменит реальный разговор.
Еще один минут заключается в том, что на дистанционном обучении, в отличие от домашнего, учесть предпочтения, склонности и таланты ребенка и пойти «своим путем» не получится. Фактически дистанционное обучение в школах можно сравнить с удаленной работой — нагрузка и программа та же самая, но без живого общения.
Дистанционное обучение в школах отнимает много времени у родителей
Опыт временного перехода школы на дистанционное обучение показал, что оно практически невозможно без контроля и помощи родителей. Если раньше ответственность за усвоение школьного материала лежала на учителях, а домашнее задание — на родителях, то теперь родители участвуют в каждом этапе и гораздо больше вовлечены в процесс.
Кому-то это только в радость, но что делать матерям-одиночкам, которым нужно работать, пусть даже и удаленно?
Полный переход на дистанционное образование означает тотальную смену жизненного уклада семьи.
Жалуются на онлайн-систему обучения и учителя, говоря о том, что их рабочий день перестал быть фиксированным и теперь им нужно чуть ли не круглые сутки находиться на связи. К тому же перебои с Интернетом и прочие технические проблемы не позволяют качественно провести урок.
Дистанционное обучение мешает усвоению материала
У онлайн-обучения есть и другие проблемы, с которыми только предстоит столкнуться, если полностью перевести школы на дистанционное образование.
Например, карьерные специалисты Марисса Шаффлер и Джанпьеро Петрильери, в ходе исследования выяснили, что общение в видеочате требует гораздо больше эмоциональных ресурсов и внимания, чем беседа в реальной жизни.
На восприятие информации влияют и технические проблемы с Интернетом: чтобы понять собеседника, нам приходится прикладывать гораздо больше усилий — вслушиваться, всматриваться, тратить больше времени на интерпретацию из-за искаженного голоса и интонации — а значит, мы быстрее устаем и меньше запоминаем, пишет BBC.
Особенно это сказывается на получении и усвоении новой информации — как в случае с онлайн-уроками. Поэтому в перспективе полный переход на дистанционное образование грозит снижением обучаемости и ростом нервных расстройств.
С принятием поправки об укреплении воспитательной составляющей в закон об образовании у педагогов появляется возможность прививать молодежи уважение к истории России, уважение к разным национальностям и вероисповеданиям. Об этом заявили опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, комментируя законопроект, внесенный накануне в Госдуму Владимиром Путиным.
«С одной стороны, все понимают, что воспитывать детей необходимо, с другой – до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило. Было непонятно, как воспитывать, по каким программам. Эта работа носила хаотичный характер», – сказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре.
Теперь же каждая школа начнет действовать с учетом четко прописанных рекомендаций. «Мы будем понимать, какие качества и насколько успешно мы воспитываем в детях. И к какому возрасту какие модели поведения, какие ценностные ориентиры у детей должны формироваться», – поделилась Агре.
«Скажем, первоклассникам необходимо объяснять, как вести себя в ситуациях агрессии, как проявлять дружеские чувства, рассказывать про взаимоотношения между мальчиками и девочками, про гигиену, безопасность», – отметила собеседница.
По словам Агре, очень важны составляющие воспитательной работы – понимание ответственности за поступки, вопрос личного вклада в происходящее в стране. «На уровне лозунгов многие вещи звучат красиво и правильно, но наша задача – научить детей делать правильный нравственный выбор. Чтобы подготовить человека к любым жизненным ситуациям, простой инструментарий надо давать с детства», – подчеркнула она. Эксперт добавила, что в эту работу будут вовлечены не только учителя, но и родители, которые сегодня «несколько выпадают из воспитательного процесса». Многие базовые ценности замещаются моделями поведения, взятыми из сериалов, соцсетей и блогов.
«Предлагаемые воспитательные программы направлены и на то, чтобы родители понимали, как формировать в семье благоприятную среду. Дети не будут оторваны от родителей, а родители будут помогать им развиваться», – заключила Агре.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон об образовании. Они направлены на укрепление воспитательной составляющей системы образования. Согласно законопроекту, в рабочую программу воспитания должен войти комплекс основных характеристик воспитательной работы – цель, задачи, возможные формы, средства и методы.
Законопроект уточняет и само понятие «воспитание». Так, под ним предлагается понимать деятельность, которая направлена «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся».
Согласно законопроекту, нововведения должны вступить в силу с 1 сентября этого года. Образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.
Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова назвала законопроект последовательным и важным шагом в совершенствовании образования.
Как считает ответственный секретарь Координационного совета «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и семейных ценностей» Алексей Гусев, наконец появляется обоснование и определение термина «воспитание», а также обязанность образовательных организаций заниматься этой работой. Соответственно, у Министерства просвещения появляется такой инструмент, как «рекомендации» по воспитательному направлению в школах. По словам Гусева, «выстраивается серьезная вертикаль воспитательной работы».
«Это очень важно. Как бывший учитель я знаю, как трудно профессионально организовывать работу без всякой «нормативки», а теперь нормативная база появится в федеральном законе», – сказал Гусев газете ВЗГЛЯД.
Собеседник считает, что родителям станет легче воспитывать детей в тесном сотрудничестве с педагогами. К тому же министерские программы воспитания будут рассматриваться и на родительских комитетах, в рамках управляющих советов с участием родителей. «Очень хорошо, что сейчас будет исправлена недосказанность закона об образовании 2012 года, где тоже было прописано, что образование включает в себя обучение и воспитание, но обучению при этом было посвящено 99% закона», – подчеркнул Гусев.
Теперь, по его словам, воспитание перестанет «висеть в воздухе» и станет «вторым крылом» образовательного процесса. Самым ценным он считает норму о преподавании на протяжении всего школьного обучения «ценностей гражданской идентичности и гражданского патриотизма». «Тем самым появляется почва для воспитания в будущих гражданах России уважения к нашему прошлому, разным национальностям и вероисповеданиям», – подытожил Гусев.
Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД
Источник
Источник
С принятием поправки об укреплении воспитательной составляющей в закон об образовании у педагогов появляется возможность прививать молодежи уважение к истории России, уважение к разным национальностям и вероисповеданиям. Об этом заявили опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты, комментируя законопроект, внесенный накануне в Госдуму Владимиром Путиным.
«С одной стороны, все понимают, что воспитывать детей необходимо, с другой – до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило. Было непонятно, как воспитывать, по каким программам. Эта работа носила хаотичный характер», – сказала и. о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре.
Теперь же каждая школа начнет действовать с учетом четко прописанных рекомендаций. «Мы будем понимать, какие качества и насколько успешно мы воспитываем в детях. И к какому возрасту какие модели поведения, какие ценностные ориентиры у детей должны формироваться», – поделилась Агре.
«Скажем, первоклассникам необходимо объяснять, как вести себя в ситуациях агрессии, как проявлять дружеские чувства, рассказывать про взаимоотношения между мальчиками и девочками, про гигиену, безопасность», – отметила собеседница.
По словам Агре, очень важны составляющие воспитательной работы – понимание ответственности за поступки, вопрос личного вклада в происходящее в стране. «На уровне лозунгов многие вещи звучат красиво и правильно, но наша задача – научить детей делать правильный нравственный выбор. Чтобы подготовить человека к любым жизненным ситуациям, простой инструментарий надо давать с детства», – подчеркнула она. Эксперт добавила, что в эту работу будут вовлечены не только учителя, но и родители, которые сегодня «несколько выпадают из воспитательного процесса». Многие базовые ценности замещаются моделями поведения, взятыми из сериалов, соцсетей и блогов.
«Предлагаемые воспитательные программы направлены и на то, чтобы родители понимали, как формировать в семье благоприятную среду. Дети не будут оторваны от родителей, а родители будут помогать им развиваться», – заключила Агре.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон об образовании. Они направлены на укрепление воспитательной составляющей системы образования. Согласно законопроекту, в рабочую программу воспитания должен войти комплекс основных характеристик воспитательной работы – цель, задачи, возможные формы, средства и методы.
Законопроект уточняет и само понятие «воспитание». Так, под ним предлагается понимать деятельность, которая направлена «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся».
Согласно законопроекту, нововведения должны вступить в силу с 1 сентября этого года. Образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года.
Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова назвала законопроект последовательным и важным шагом в совершенствовании образования.
Как считает ответственный секретарь Координационного совета «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и семейных ценностей» Алексей Гусев, наконец появляется обоснование и определение термина «воспитание», а также обязанность образовательных организаций заниматься этой работой. Соответственно, у Министерства просвещения появляется такой инструмент, как «рекомендации» по воспитательному направлению в школах. По словам Гусева, «выстраивается серьезная вертикаль воспитательной работы».
«Это очень важно. Как бывший учитель я знаю, как трудно профессионально организовывать работу без всякой «нормативки», а теперь нормативная база появится в федеральном законе», – сказал Гусев газете ВЗГЛЯД.
Собеседник считает, что родителям станет легче воспитывать детей в тесном сотрудничестве с педагогами. К тому же министерские программы воспитания будут рассматриваться и на родительских комитетах, в рамках управляющих советов с участием родителей. «Очень хорошо, что сейчас будет исправлена недосказанность закона об образовании 2012 года, где тоже было прописано, что образование включает в себя обучение и воспитание, но обучению при этом было посвящено 99% закона», – подчеркнул Гусев.
Теперь, по его словам, воспитание перестанет «висеть в воздухе» и станет «вторым крылом» образовательного процесса. Самым ценным он считает норму о преподавании на протяжении всего школьного обучения «ценностей гражданской идентичности и гражданского патриотизма». «Тем самым появляется почва для воспитания в будущих гражданах России уважения к нашему прошлому, разным национальностям и вероисповеданиям», – подытожил Гусев.
Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД
Источник