Польза от полетов на самолете

На борту воздушного судна человек сталкивается с непривычными для него условиями: перепадами атмосферного давления, обезвоживанием, многочасовым пребыванием в одном положении, радиацией. Часто нарушается режим отдыха, возникает дополнительный риск инфекций. Все эти факторы негативно сказываются на состоянии здоровья. Разберем, на что они влияют и как себя обезопасить.

Имеет ли значение количество перелетов?

Да. Несколько перелетов в год не навредят и могут вызывать лишь краткосрочный дискомфорт. Но если вам приходится летать больше двух раз в месяц, постарайтесь внимательнее следить за здоровьем и разобраться в рисках, которые могут вас сопровождать.

Перепады атмосферного давления

Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров, где атмосферное давление колеблется от 170 до 250 мм. рт. ст., вместо привычных 740-760 мм. рт. ст. Давление в авиалайнере поддерживается искусственно на уровне нижней границы комфортного для человека — 600-650 мм. рт. ст. Это соизмеримо с условиями в горах до 2000 метров над уровнем моря.

В таких условиях давление извне ниже привычного, сосуды расширяются, снижается сопротивление току крови. Это приводит к замедлению кровотока, тромбоциты начинают «цепляться» за стенки сосудов, друг за друга и могут формировать тромбы. Это особенно опасно для людей, которые перенесли инфаркт, инсульт или операции менее, чем за две недели до полета — им летать противопоказано. Также из-за повышенного риска тромбообразования в группу риска попадают люди с неконтролируемой аритмией, нестабильной стенокардией, сердечной недостаточностью и варикозом. Если у вас есть какое-то из этих заболеваний и вам предстоит перелет, проконсультируйтесь с терапевтом или кардиологом — возможно он посоветует дополнительный прием препаратов.

Ещё снижение атмосферного давления приводит к снижению парциального давления кислорода в крови и гипоксии, что в свою очередь может сопровождаться головокружением, тошнотой, слабостью. Поэтому людям с тяжелой анемией перелет может быть противопоказан.

Барометрические колебания во время взлёта и посадки, рёв турбин, недостаток кислорода и затекание шеи могут спровоцировать приступ острой головной боли: полётную мигрень. Чтобы этого не допустить, используйте ортопедическую подушку-бублик с эффектом «памяти», пейте больше жидкости, разминайте мышцы шеи хотя бы раз в час, используйте силиконовые затычки для ушей, чтобы снизить влияние перепадов давления, держите под рукой обезболивающее.

Во время набора или снижения высоты часто закладывает уши, этому есть объяснение. Барабанная перепонка разделяет внешний слуховой ход и полость внутреннего уха. При изменении атмосферного давления в наружном слуховом ходе она напрягается и перестаёт реагировать на звуковые колебания, это и ощущается как «закладывание уха». Затем через нос или открытый рот давление выравнивается с помощью воздуха, который попадает в Евстахиеву трубу — канал, который соединяет полость внутреннего уха и носоглотки, и слух восстанавливается.

Во время насморка или воспалительных заболеваний горла слуховая труба отекает и «выключается» из этого процесса, равновесие не восстанавливается и возникает острая боль вплоть до разрыва барабанной перепонки.

Чтобы этого избежать, старайтесь не летать с насморком или во время простуды. Если это неизбежно — пользуйтесь сосудосуживающими каплями до и во время полёта, старайтесь постоянно глотать или просто держать рот открытым — это помогает снять блок и выровнять барометрическое давление. Если после перелета боль в ухе сохраняется больше 2-х дней — проконсультируйтесь с ЛОР-ом.

Сухость воздуха и обезвоживание

Микроклимат внутри салона поддерживается искусственно: воздух насыщается кислородом, очищается с помощью фильтров и обновляется с помощью вентиляционной системы, в связи с чем получается излишне сухим. Поэтому во время полета организм теряет примерно 1 стакан воды в час. Это приводит к пересушиванию кожи, сгущению крови и дополнительной нагрузке на сердце и сосуды, что может быть опасно для людей с варикозом и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Чтобы себя обезопасить, пейте примерно по стакану воды, чая или томатного сока в час. Избегайте алкоголя и сладких напитков — они приводят к дополнительному обезвоживанию. Для кожи используйте увлажняющий крем. Если у вас есть хронические заболевания сердца или сосудов, проконсультируйтесь с кардиологом или терапевтом, возможно он назначит дополнительный прием препаратов или порекомендует лететь в компрессионном белье. В первые сутки после перелёта внимательно следите за своим состоянием.

Скованность движений

В положении сидя сосуды ног сдавливаются и нарушается венозный отток из нижних конечностей. В результате замедляется кровоток и ноги отекают.

Если вам предстоит длительный перелет, наденьте удобную обувь и компрессионное белье. Обувь снимите сразу после взлета и при возможности смените на удобные тапочки, старайтесь периодически разминать ноги и при возможности ходить по салону.

Для людей с варикозом это дополнительная нагрузка и фактор риска для образования тромбов. Боятся не нужно, но если вы болеете этим недугом, проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит дополнительное УЗИ сосудов, чтобы минимизировать риски, или прием препаратов разжижающих кровь.

Как видите, обезвоживание, гиподинамия и перепады атмосферного давления — опасное сочетание факторов, которые в первую очередь влияют на сердечно-сосудистую систему, поскольку могут способствовать тромбообразованию. А это в свою очередь опасно возникновением инсульта или инфаркта. Если перелеты — часть вашей жизни, соблюдайте простые правила безопасности во время полёта, внимательно следите за артериальным давлением, не игнорируйте профилактические осмотры и прием необходимых лекарств.

Читайте также:  Польза и вред индийского риса

Радиация

На высоте полета атмосфера тоньше, а уровень космической и солнечной радиации выше. Человек летающий 10-12 раз в год на расстояние равное примерно 5 часам полета, получает дозу облучения примерно в 480 мкЗв, тогда как во время рентгеновского исследования всего 200 мкЗв. Международная комиссия по радиологической защите считает допустимой дозу облучения до 1000 мкЗв в год. Поэтому, перелеты до двух раз в месяц относительно безопасны с точки зрения влияния радиации. Но если они — часть вашей работы, риски значительно возрастают.

Американские ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели мета-анализ 19 исследований, и обнаружили, что женщины и мужчины в летных экипажах США имеют более высокие показатели возникновения многих видов рака по сравнению с общей популяцией. Чаще всего среди них встречаются рак молочной железы, шейки матки, кожи, щитовидной железы, желудка и кишечника. Нельзя сказать, что во всем виновата исключительно радиация, поскольку кроме неё экипаж воздушного судна подвержен дополнительным стрессам, недосыпанию и другим известным факторам, которые могут провоцировать развитие онкологических заболеваний.

Чтобы себя обезопасить, старайтесь по возможности минимизировать количество дальних рейсов на больших высотах и маршрутов, которые пролегают через полюсы. Старайтесь лучше высыпаться, поддерживать нормальный вес, заниматься спортом, не употребляйте алкоголь или хотя бы придерживайтесь его относительной нормы.

Если в семье есть случаи рака молочной железы или меланомы, можно сдать генетический тест, который поможет определить, относитесь ли вы к группе риска по этим заболеваниям. Кормление грудью также снижает риск развития рака груди.

Чтобы защититься от рака кожи, старайтесь меньше загорать и используйте солнцезащитный крем. Раз в год проводите самостоятельный осмотр родинок: обращайте особое внимание на размеры больше 6 мм в диаметре, асимметрию, изменение цвета, неровность краев. Если что-то насторожило, проконсультируйтесь с дерматологом.

Шум

Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском снижения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 дБ, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.

Если вы член воздушного экипажа, постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей.

Режим

Частые дальние, перелеты, как правило, сопровождаются сменой часовых поясов, нарушением режима сна и отдыха. Это приводит к изменениям в работе гормонов и расстройствам нервной системы. У женщин часто нарушается менструальный цикл, могут возникать проблемы с зачатием.

Чтобы снизить влияние этого фактора, старайтесь сохранять режим сна и отдыха, когда это возможно: ложитесь и засыпайте в одно и то же время, сделайте комнату для сна тихой и темной, а воздух слегка прохладным. За 1,5 часа до сна не используйте телефон или компьютер. Минимум за 5 часов исключите кофе и чай, кока-колу и похожие на нее напитки, за 2-3 часа — алкоголь. Если возникают трудности с засыпанием — проконсультируйтесь с неврологом или сомнологом, возможно понадобится дополнительный прием препаратов.

Если вы принимаете какие-либо препараты — уточните у врача, как адаптировать время приема под смену часовых поясов. Обычно стараются сохранить интервалы, поэтому время приема может смещаться.

Инфекции

Во время перелета на борту много людей. Это увеличивает риск заражения инфекциями через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть и дезинфицировать руки, не прикасайтесь к лицу.

Можно ли летать во время беременности?

Нормальная беременность до 36 недель не является противопоказанием к перелету. Однако роды на борту могут быть опасными, поскольку вам могут не оказать необходимой помощи. Так что если беременность протекает нормально и до родов еще далеко — можете не волноваться. Только соблюдайте универсальные меры предосторожности: пейте достаточно жидкости, старайтесь больше двигаться, используйте компрессионное белье.

Перелет считается одним из самых безопасных способов передвижения, поэтому не нужно бояться летать. Если же возникают сомнения или вопросы относительно здоровья, не стесняйтесь задавать их врачу, скорее всего он с радостью на них ответит.

Приятного полета!

Источник

Для некоторых частые перелеты с завтраком в Париже и обедом в Нью-Йорке кажутся гламурным образом жизни, но для категории постоянных путешественников, например, дипломатов, бизнесменов, членов экипажа, да тех же тревел-блогеров, такие перемещения — серьезный фактор риска.
Что стоит знать о радиации, джетлаге и затекших ногах, чтобы избежать проблем со здоровьем, если ваша жизнь связана с аэропортами больше, чем с кабинетом в офисе.

Так ли страшна радиация?

Каждый раз, когда вы летите на высоте 9 км с одного континента на другой, то подвергаетесь влиянию естественной радиации (солнечной и космической): атмосфера становится тоньше и воздействие оказывается немного больше, чем на земле. Например, для тех, кто за год летает 10-12 раз по маршруту Москва-Красноярск, доза облучения составит 480 микрозивертов (мкЗв). Это больше, чем доза при рентген-исследовании грудной клетки 200 мкЗв, но все еще намного меньше опасной для здоровья дозы в 400000 мкЗв.

Читайте также:  Польза от воды для кожи

Опасна ли такая доза радиации?

Международная комиссия по радиологической защите рекомендует, чтобы ежегодная доза облучения не превышала 1000 мкЗв в год.
Поэтому, нет, не опасна — если только перелеты на являются вашей работой.

Имеет ли значение количество перелетов?

Да.
Перелеты пару раз в год не принесут серьезных угроз вашему здоровью. Дюжина и больше полетов в год (то есть в среднем один-два перелета в месяц) — уже повод задуматься: увеличиваются риски для здоровья по хроническим заболеваниям. При этом для экипажа воздействие радиации может быть сравнимо с тем облучением, которое получают работники атомных станций. По некоторым исследованиям, у них также увеличивается риск меланомы и рака груди — впрочем, пока нет однозначного ответа, вызвано ли это только перелетами или комбинацией с другими факторами риска.

Часовые пояса, как часовая бомба, но не для всех

Смена часовых поясов и суточных ритмов — частый джетлаг нарушает биологические процессы в нашем организме, вплоть до «отключения» генов, влияющих на старение и работу иммунной системы. И это может быть гораздо более серьезной угрозой здоровью, чем космическая радиация: постоянное нарушение ритмов сна приводит наш организм в замешательство. В результате повышается риск инфаркта, инсульта и заболеваний репродуктивной системы, ухудшается память.

Уже начинать волноваться?
Опять-таки, если вы летаете пару раз в год — для волнения причин нет. Просто почитай советы о том, как бороться с джетлагом. Самый главный — сменив часовые пояса, не бросайтесь сразу в гущу событий, а дайте себе выспаться.

О чем действительно стоит задуматься

Краткосрочные риски: тромбоз и разного рода инфекционные болячки.

При длительных перелетах риск тромбоза увеличивается в 4 раза — то есть вам даже не нужно летать десяток раз в год, чтобы заработать закупорку вен. Для профилактики пейте достаточно воды и делайте гимнастику для ног во время полета. Но для верности перед началом путешествия желательно уточнить у врача нет ли у вас серьезных проблем с сосудами, возможно стоит начать принимать лекарства.

На втором месте — инфекционные заболевания. Замкнутое пространство салона самолета как нельзя лучше способствует распространению вирусов и инфекций среди пассажиров, чья иммунная система ослаблена перелетом.

Список заболеваний, с которыми нельзя летать на самолете:

•Инфаркт миокарда за 7-10 дней до перелета
•Нестабильная стенокардия
•Операция коронарного шунтирования за две недели до перелета
•Декомпенсированная сердечная недостаточность
•Неконтролируемая аритмия
•Инфекционные заболевания легких
•Обструктивные болезни легких в стадии обострения
•Воспаление плевры
•Пневмоторакс за три недели до перелета
•Неврологические заболевания с неконтролируемыми приступами или тяжелый приступ в течение последних 24 часов
•Инсульт за 10 дней до перелета
•Хирургические операции за две недели до перелета
•Осложненная беременность
•Беременность сроком больше 36 недель и первые 7 дней после родов
•Для новорожденных: первая неделя жизни
•Тяжелые инфекционные заболевания
•Анемия тяжелой степени, серповидно-клеточная анемия в стадии обострения
•Синусит тяжелой степени
• Острый психоз
• Декомпрессионный синдром за 7 дней до перелета

По материалам: 34travel.me,vox.com

Источник

БОЛЕЗНЬ, НА ВЗЛЕТ

Как сохранить здоровье при частых перелетах

Не все знают, что бортпроводнику (или бортпроводнице) для того, чтобы выйти на пенсию, необходимо налетать всего 10 лет стажа. Кто-то скажет, что это просто мечта, а не работа, и будет не совсем прав. Подобный бонус для представителей данной профессии дается не просто так. Это не жест доброй воли работодателя, а разумная компенсация тяжелого труда, который легко можно сравнить с работой в шахтах. Ведь даже короткий перелет является испытанием для организма. VH рассказывает, какие последствия несут в себе перелеты чаще раза в месяц.

СЕРДЦЕ ПОД ПРИЦЕЛОМ

В первую очередь стоит сказать, что происходит в самолете, когда он взмывает к небесам. Так, по мере набора высоты в салоне лайнера атмосферное давление постепенно идет вниз, также снижается содержание кислорода в воздухе. Чаще всего самолеты летают на высоте примерно в 10 тысяч километров. На этой высоте на борту уровень кислорода становится критическим. Даже для молодых людей это становится настоящим испытанием для сердечно-сосудистой системы, что уж говорить про тех, у кого уже есть подобные заболевания. Чаще всего на борту самолетов у пассажиров случаются именно сердечные приступы, из-за чего приходится в срочном порядке искать врача среди летящих, а в некоторых случаях – даже совершать экстренную посадку в ближайшем аэропорту.

Тяжело в полете приходится и венам. В самолете люди подолгу сидят, не меняя положение ног. И чаще всего это не совсем привычные и удобные для человека позы. Пребывание в таком положении влечет за собой сильную нагрузку на ноги, в итоге кровь застаивается, а кровоток замедляется. Все это увеличивает риск образования тромбоза. А во время резкого вставания тромб может попросту оторваться, и тогда последствия для организма будут фатальными. Поэтому людям с варикозным расширением вен или тромбофлебитом в анамнезе нужно крайне осторожно подходить к вопросу полетов.

Читайте также:  Главная польза не в том

Другой негативный фактор – очень сухой воздух в самолете. Как правило, уровень влажности на борту не превышает 20%, тогда как нормальным для человека является уровень в 50–60%. Это может дать дополнительную нагрузку на дыхательную систему. Именно поэтому в числе абсолютных противопоказаний к перелетам находятся пневмония, обострение астмы, пневмоторакс, а также недавно перенесенные операции на легких.

Еще одной опасной ситуацией, причем угрожающей жизни, является аневризм аорты. Так называют растягивание и истончение стенок кровеносных сосудов. В обычной жизни эта болезнь может никак не давать о себе знать, но фактически речь идет о бомбе, которая сидит внутри человека, и в любой момент может взорваться. Ведь стенки сосудов напряжены, так что могут лопнуть при определенном воздействии. Таким спусковым механизмом для организма как раз может стать перелет – опять же из-за перепадов давления. Риск плохого развития событий увеличивается в разы. При этом спасти человека с разрывом аорты даже в условиях больницы вряд ли удастся, а если такое случится в самолете, это сродни приговору.

УГРОЗА ИЗ КОСМОСА

Другие риски перелетов связаны с повышенным уровнем радиации на борту. Неоднократные исследования выдают неутешительные выводы: стюардессы страдают от рака груди в несколько раз чаще представительниц других профессий. Скорее всего, все дело в ионизирующем излучении, идущем из космоса. Так, уровень радиации в самолете на высоте, как правило, превышает норму для человека почти в десять раз.

С риском онкологических заболеваний связано и одно из последствий дальних перелетов – синдром смены часовых поясов или джетлаг. Среди симптомов десинхронии выделяют головную боль, общий дискомфорт, усталость и даже тошноту. Считается, что если человек пересекает три часовых пояса, ему нужно для восстановления ритмов около четырех дней. Если же пересекается шесть часовых поясов, то необходимо уже шесть дней, а при пересечении 12 часовых поясов число увеличивается до 9 дней. При этом если человек отправляется в длительное путешествие, конечно же, у него будет время на то чтобы прийти в себя и не получить риски для здоровья. А при регулярных марш-бросках, командировках в дальние части света риски будут накапливаться.

ЧАСТОТА ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Так сколько же можно летать, чтобы не навредить здоровью? Врачи пока не дают точного ответа на этот вопрос. Безопасную периодичность еще не вычислили. Но некоторые последние исследования утверждают, что риски для здоровья будут минимальными, если человек будет летать не чаще два раза в месяц на небольшие расстояние и лишь раз в месяц – когда перелет занимает 5-6 часов.

В любом случае врачи советуют людям, часто прибегающим к услугам самолетов, проходить регулярные обследования. Нужно обязательно знать свои слабые и сильные места. И если есть сердечно-сосудистые заболевания, важно помнить о рисках, которые несут перелеты. Поэтому перед поездкой лучше проконсультироваться со специалистом. Врач вполне может назначить плановую медикаментозную терапию для снижения рисков.

Тем, у кого существуют венозные нарушения, рекомендуется во время полета почаще вставать со своего места и передвигаться по салону. Так можно будет улучшить кровообращение в ногах. Людям же с варикозной болезнью врачи советуют заходить в самолет в компрессионном белье, которое поможет избежать негативных последствий.

Но даже полностью здоровым людям лучше путешествовать самолетом в удобной одежде и обуви, стараться пить больше воды во время полета и не сидеть весь полет в кресле, а периодически вставать и разминаться.

Галина Халиман, заведущая кабинетом организации и координации профилактической работы краевого центра медицинской профилактики КГБУЗ «Владивостокский клинико-диагностический центр»:

Для практически здорового человека полеты на самолете не представляют существенной опасности. Тем не менее пребывание на большой высоте усугубляет ситуацию при сердечно- сосудистых нарушениях, заболеваниях органов дыхания, тромбофлебите, большом лишнем весе. Причем, чем чаще и продолжительнее полеты, те риск больше. Оказывает влияние на состояние человека и высота полета.

Не рекомендуется летать при обострении хронических заболеваний, после тяжелых болезней, людям с ослабленным иммунитетом. Тромбоз вен – еще одна причина, по которой вредно летать. Низкое атмосферное давление при перелете вместе с нехваткой кислорода и температурными перепадами могут провоцировать приступы удушья у людей с затрудненным дыханием.

Также в категорию риска попадают люди пожилого возраста, беременные женщины, особенно это касается первого триместра и последних сроков беременности, младенцы. Детям более старшего возраста без проблем со здоровьем периодические перелеты не вредят.

С осторожностью нужно садиться в самолет аквалангистам или людям, которые в отпуске погружались на дно моря с маской или аквалангом. После такого погружения до перелета должны пройти хотя бы сутки. Причина в изменении давления на глубине, после которого организм требует восстановления.

Если вам не нужно часто летать, проблем со здоровьем возникнуть не должно. Редкие перелеты не вызывают каких-либо болезней и не усугубляют имеющиеся нарушения, так что не бойтесь летать на самолетах при отсутствии прямых противопоказаний.

Источник