Польза от птиц для детей

Польза от птиц для детей thumbnail

Приходя в лес или выбираясь на речку, мы наслаждаемся звуками природы, которые по большей части создают именно птицы. Они могу петь, кричать, свистеть, шипеть, без их разнообразных голосов эти места не казались бы нам настолько привлекательными. Но какое еще есть значение птиц в природе и жизни человека? Как на них влияет соседство с людьми?

Распространение пернатых на планете

значение птиц в природе и жизни человека

Птицы обитают на всех материках, а также заселяют большинство островов. Они селятся всюду, где произрастает растительность, а также есть живые существа, которые подойдут им в пищу. Места их обитания – луга, леса, пустыни, горы, болота, тундра и степи. Также есть пернатые, которые основное время находятся в открытом море. По некоторым подсчетам, на Земле насчитывается больше 9000 видов птиц. Наибольшее разнообразие пернатых можно встретить в тропических лесах. Наименьшее количество видов находится в Антарктике и Арктике, где условия слишком суровы. Но при этом здесь проживает много особей того или иного вида.

Польза от птиц

особенности птиц

Но каково значение птиц в природе и жизни человека, для чего необходимо такое разнообразие? Интересно, что у каждого вида имеется своя область деятельности. Все птицы успешно выполняют свое предназначение за счет того, что их численность велика. По оценкам ученых, на планете проживает около 100 млрд пернатых. Благодаря тому, что они поедают насекомых и растительность, они напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполонить Землю. Например, без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Также значение птиц в природе и жизни человека выражается в том, что они поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, все урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей.

Также многие птицы служат пищей для других животных, поддерживая тем самым сложную цепочку экосистемы.

Распространение семян

Многие птицы зимой и осенью питаются плодами рябины, черемухи, бузины и т.д. Поскольку они путешествуют с места на место, вместе с пометом переносятся семена, которые поливаются дождем и прорастают. Кроме того, птицы переносят желуди, которые без их помощи оставались бы навечно под деревом из-за своей тяжести. Например, сойки хватают плоды дуба и несут их далеко-далеко, но нередко они их теряют в полете – так прорастают деревья.

Но значение птиц в природе и жизни человека на этом не исчерпывается. Существуют птички, которые питаются нектаром цветов. Например, это нектарницы и колибри, они подлетают к растению и опыляют его подобно многим насекомым.

Птичий пух и помет

Стоит отметить некоторые дополнительные особенности птиц, которые приносят человеку пользу. Так, помет многих видов является настоящим ценным удобрением, а их пух служит хорошим утеплителем для вещей. Например, у морской утки гаги пух славится малой теплопроводностью, мягкостью и отличной упругостью, что подходит для изготовления подушек и теплой одежды.

птицы в саду

Помет птиц содержит много фосфора и соли азота, что считается отличным сочетанием для удобрения почвы. На тех участках, где гнездятся пернатые, порой можно найти толстый слой гуано (помета), который используется как удобрение.

Привлекаем птиц в парки

Мы выяснили особенности птиц и их значение в цепочке экосистемы – они уничтожают массовых вредителей культурных растений. Также важны хищные пернатые, они массово вылавливают мелких грызунов, которые переносят инфекционные болезни, такие как желтуха и чума. Поэтому если у кого-то водятся птицы в саду, их нельзя прогонять или пугать. Также не стоит вести на них охоту ради спортивного интереса. Наоборот, этих неутомимых тружеников важно привлекать в парки и другие места. Главное – не беспокоить заселившихся пернатых в момент гнездования и не забирать птенцов. Можно делать новые насаждения, чтобы у птиц были места, где они смогут прятаться. А в зимний период можно помогать им, вывешивая кормушки с семенами и хлебом.

птицы зимой

Исчезновение птиц

Сегодня многие виды становятся редкими из-за того, что человек теснит их своим прогрессом и жестокостью. Из-за этого птицы Красной книги пополняются новыми названиями. Сегодня созданы заповедники, в которых редкие виды могут ощущать относительную безопасность, не страшась деятельности человека.

Птицы Красной книги России

В Красную книгу были занесены те птицы, которые постоянно проживают или временно обитают на территории России. Они нуждаются в особой охране и в невмешательстве человека в их жизнь. И они имеют право на это, иначе случится так, что многие популяции вскоре будут считаться исчезнувшими. Все эти виды поделены на шесть категорий.

птицы красной книги

  1. «0» – предположительно исчезнувшие.
  2. «1» – под угрозой исчезновения. Сюда входят: красноногий ибис, желтоклювая цапля, розовый пеликан, большой чекан, овсянка Янковского, горный гусь, мраморный чирок, савка, хохлатая пеганка, сухонос, джек, даурский и японский журавль, стерх, дальневосточный аист, белокрылый погоныщ.
  3. «2» – численность сокращается. Сюда входят: косматый поползень, колпица, малый баклан, кудрявый пеликан, монгольский жаворонок, чернозобая гагара европейская, белошей, клоктун, белоглазый нырок, пискулька, европейский средний дятел, подвид дрофы Восточно-сибирский.
  4. «3» – редкие птицы. Сюда входят: египетская цапля, каравайка, черный аист, средняя белая цапля, хохлатый баклан, райская мухоловка, тростниковая сутора, серый сорокопут обыкновенный, белоклювая гагара, американский лебедь, американская казарка, черная атлантическая казарка, краснозобая казарка, нырок Бэра, чешуйчатый крохаль, стрепет, черный журавль, красноногий погоныш, султанка.
  5. «4» – статус не определен. Сюда относятся: японская и вертлявая камышевка, белая лазоревка европейская, алеутская канадская казарка, рыжебрюхий дятел, рогатая камышница.
  6. «5» – активно восстанавливаемые. Сюда относятся малый лебедь и красавка.
Читайте также:  Какая польза и вред от конфет

Источник

Инфоурок

Биология
›Другие методич. материалы›Урок ” Роль птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц.”

Значение птиц в природе и жизни человека

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Значение птиц в природе и жизни человека

Описание слайда:

Значение птиц в природе и жизни человека

2 слайд

Весна идет! Рассеялись туманы - Кто знает, где теперь их пелена И вновь видны

Описание слайда:

Весна идет! Рассеялись туманы – Кто знает, где теперь их пелена И вновь видны луга, поля, поляны. Весна идет! В наш край идет весна! С приходом весны возвращаются к нам наши друзья — перелётные птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

3 слайд

Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности

Описание слайда:

Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на земном шаре живет около 100 млрд. птиц. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.

4 слайд

Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины,

Описание слайда:

Велико значение птиц в распространении семян. Склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Сойки и другие птицы, питающиеся желудями, уносят их на большое расстояние и часто теряют. свиристель щур Дрозд рябинник Сойка

5 слайд

Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, кот

Описание слайда:

Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, подобно многим насекомым, питаются цветочным нектаром. Нектарницы Колибри

6 слайд

Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они и

Описание слайда:

Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они играют в природе. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады. Горихвостка Самая полезная птица для сада – большая синица (съедает за день вредителей столько, сколько сама весит) Скворец и скворчонок

7 слайд

Птицы - первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насе

Описание слайда:

Птицы – первые и самые надежные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Для того чтобы сохранить наших крылатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца. Закон об охране и использовании животного мира РФ запрещает убивать певчих птиц и разорять их гнезда. Под охраной закона находятся и хищные птицы.

8 слайд

полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызуно

Описание слайда:

полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (например, чумы, желтухи). 1. Сокол    2. Ястреб    3. Орел   совы

9 слайд

Гага - крупная морская утка. Она гнездится на побережьях северных морей. Гнез

Описание слайда:

Гага – крупная морская утка. Она гнездится на побережьях северных морей. Гнездо свое она выстилает толстым слоем пуха. Гагачий пух отличается большой мягкостью, упругостью и очень малой теплопроводностью. Пух и перо птицы – уникальный природный материал. Под пухо-перовым покровом птицы переносят испепеляющую жару, и леденящий холод. В качественных пухо-перовых изделиях используется пух и перо водоплавающих птиц. Гуси и утки имеют естественную защиту от суровых зимних холодов. Они могут входить в ледяную воду без потери тепла, так как их перья и пух надёжно изолируют тепло. Перья и пух гениально сконструированы самой природой и представляют собой замечательную систему мельчайших воздушных каналов.

Читайте также:  Удаление кутикулы польза и вред

10 слайд

Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пол

Описание слайда:

Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.

11 слайд

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит пре

Описание слайда:

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.

12 слайд

На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в

Описание слайда:

На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц – куропаток, рябчиков, тетеревов, перепелов, фазанов, а из водоплавающих – уток и гусей. Серая куропатка фазан перепел рябчик тетерев

13 слайд

Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их

Описание слайда:

Для разумного использования промысловых птиц, сохранения возможно большего их числа установлены строгие сроки охоты. В период размножения птиц охота на них запрещена.

14 слайд

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. В нашей области под охраной наход

Описание слайда:

Редкие виды птиц охраняются в заповедниках. В нашей области под охраной находятся дрофа, стрепет, лебедь, аист и др. дрофа Орел степной Белая цапля пеликан

15 слайд

Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осе

Описание слайда:

Птицам часто не хватает удобных мест для гнездования. Поэтому следует уже осенью или зимой развешивать в лесу, на огородах и в садах скворечники и другие искусственные гнездовья, а также сажать кустарники – укрытия для гнезд.

16 слайд

Зима - трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в м

Описание слайда:

Зима – трудное время, в особенности для мелких птиц. В сильные морозы или в метель не всегда можно найти пищу. Птиц можно прикармливать, если вблизи дома есть кустарники или деревья. В поисках скудной зимней добычи птицы залетают на людные улицы , обследуют каждое дерево и куст, очень быстро замечают выставленные для них кормушки на подоконниках или в палисадниках.

17 слайд

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку

Описание слайда:

Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение. Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Выберите книгу со скидкой:

Польза от птиц для детей

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Польза от птиц для детей

Курс повышения квалификации

Польза от птиц для детей

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Польза от птиц для детей

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-299053

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Юлия Веревкина
Конспект занятия «Домашние птицы»

Педагог-психолог приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Я приглашаю всех вас на «Птичий двор» (перед детьми устанавливается макет).

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть картинки,затем ребятам задаются следующие вопросы:

Кто живет на птичьем дворе? Как можно назвать этих птиц? (Домашние птицы.)

Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)

Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)

Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья.)

Педагог-психолог: А знаете ли вы, какие птицы живут во дворе? Чтобы это узнать, надо загадки отгадать.

Игра «Загадки-рифмовки».

1. Целый день она гуляет,

Травку, листья разгребает.

Выйди лишь на улицу,

Там увидишь (курицу).

2. Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

И зовут его? (Индюк.)

3. Я раньше солнышка встаю

И рано голос подаю.

И у меня прекрасный слух,

Я яркий, озорной (петух) .

4. Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки (гусь) .

5. Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,

«Кря» кричит. Всё это шутка. Ну, конечно, это (утка) .

Педагог-психолог: Молодцы! Вижу, умные вы дети. Про кого мы отгадали загадки? (Ответы детей). А теперь давайте поплаваем, как уточка.

Пальчиковая гимнастика «Уточка».

На волнах качаясь, уточка плывёт,

То нырнёт, то вынырнет – лапками гребёт.

Педагог-психолог: Замечательно! Знаете, ребята, мои домашние птицы любят добрых, ласковых людей. Сумеете ли вы позвать их ласково?

Читайте также:  Тунец рыба польза или вред

Игра «Назови ласково» (стоя с мячом).

• Утка – уточка

• Петух – петушок

• Курица – курочка

• Индюшка – индюшечка

• Цыплёнок- цыплёночек

• Утёнок – утёночек

• Гусёнок – гусёночек

• Индюшонок – индюшоночек.

Педагог-психолог: Ой, ребята, я же забыла калитку закрыть в моём птичнике. Давайте посмотрим. Сюда прилетели дикие птицы и все они перемешались. Ребята, что же мне теперь делать? Да вы же у меня помощники хорошие, помогите расселить диких птиц на дерево, а домашних птиц во двор (на плетень) .

Игра «Рассели птиц».

•Педагог-психолог: А сейчас возьмите по птице и расселите. Домашних птиц вы куда расселите?

•Дети: Во двор.

•Педагог-психолог: А диких?

•Дети: На дерево.

Дети выполняют. (Диких птиц сажают на макет дерева, а домашних – на плетень около домика) .

•Педагог-психолог: Давайте посмотрим, правильно ли вы сделали? Во дворе у нас какие птицы?

• Дети перечисляют, кого поселили во двор.

•Педагог-психолог: А на дерево каких вы птиц поселили?

Дети называют птиц на дереве.

•Педагог-психолог: Ой, спасибо, вы настоящие помощники. Интересно, а почему же одних птиц называют дикими, а других домашними?

•Дети: Домашние птицы не умеют летать, добывать корм, живут с человеком. Он за ними ухаживает, кормит, защищает, строит теплое жилье – сарай, ферму, птичник.

•Педагог-психолог: А какие птицы сами о себе заботятся, добывают корм, защищаются от врагов, строят гнёзда, и умеют летать?

•Дети: Дикие птицы.

Игра «Один – много» (стоя с мячом)

Педагог-психолог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе, ребенок, бросая мяч обратно, называет эту же птицу во множественном числе.Например: селезень – селезни, петух – петухи и т. д.

Педагог-психолог рассказывает детям, что птицы, как и люди, живут семьями. Знакомство с птичьими семьями.

Помогите малышам,

Потеряли дети мам,

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Я рассказ начну, а вы кончайте,

Хором,дружно отвечайте:

Кого они ищут?

Стихи-подсказки:

1. Шею вытянул гусенок,

Озирается спросонок.

Еле-еле соню сына

Под крыльцом нашла … (гусыня).

А кто папа у гусят? (гусак) (вывешивается картина «Гуси»)

2. Что стряслось у индюшонка?

Почему же он спешит?

У сарая за кадушкой.

Червяка нашла … (индюшка).

Кто папа у индюшат? (индюк). (вывешивается картина «Индюки»)

3. Эй, утенок, ты, куда?

Здесь собачья будка!

Ждет тебя около пруда

Твоя мама … (утка).

Кто папа у утят? (селезень) (вывешивается картина «Утки»)

4. Ну-ка марш, назад, цыпленок!

Залезать нельзя на грядки.

Ищет тебя, волнуется

Твоя мама … (курица).

Кто папа у цыплят? (петух). (вывешивается картина «Куры»)

Молодцы, помогли малышам найти своих родителей. И теперь они вместе гуляют по двору. Скажите, кто с кем гуляет?

Курица и петух гуляют с цыплятами. Индюшка и индюк гуляют с индюшатами. Утка и селезень гуляют с утятами. Гусак и гусыня гуляют с гусятами.

Педагог-психолог: А теперь ещё раз повторим. Приготовьте ваши пальчики.

Пальчиковая игра «Домашние птицы»

• Есть у курицы цыплёнок,

• У гусыни есть гусёнок,

• У индюшки – индюшонок,

• А у утки есть утёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

• У каждой мамы малыши все красивы, хороши! (Показывают пальчики.)

Игра «У кого кто?» (ед. и мн. число)

У курицы – цыпленок, цыплята и т. д.

Педагог-психолог: Молодцы. А сейчас мы посмотрим, знаете ли вы, как нужно относиться к птицам.

Игра «Что хорошо, что плохо».

Дети слушают четверостишия; если считают, что услышанное – это хорошо, то хлопают в ладоши, а если плохо – топают ногами.

1. Если маленький малыш

Сыплет птицам крошки,

Поступает плохо он, Или он хороший?

2. Злой мальчишка палку взял,

И гусей ею гонял,

Был доволен он собой.

Хороший мальчик или плохой?

3. Смастерила девочка вовсе не игрушку –

Смастерила с папой для кур кормушку.

Зерна насыпала в неё,

Плохо это или хорошо?

4. Из рогатки мальчуган

В стадо индюков стрелял

И подранил одного

Плохо это или хорошо?

5.А теперь ответить вы должны:

Как будете себя вести?

Должно решенье быть одно –

С птицами поступать только…

Все: Хорошо!

Подведение итогов занятия

Педагог-психолог: Дети, так какие птицы живут на птичьем дворе (Ответы детей.)

Педагог-психолог: Мы сегодня с вами много играли. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего. (Ответы детей) .

Источник