Польза от железных дорог в 19 веке
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Железные дороги произвели глубокий переворот в социальной и экономической жизни народов; с влиянием железных дорог в этом отношении можно разве лишь сравнить то влияние, какое оказало в свое время изобретение компаса и последовавшие затем великие открытия в XV и в XVI столетиях неизвестных ранее стран.
Исследование влияния железных дорог, представляющее один из вопросов политической экономики, выходит конечно за пределы настоящего курса, почему ниже приведено лишь самые общие соображения для некоторого освещения железнодорожного дела с этой точки зрения.
До проведения железных дорог отдельные государства и даже отдельные районы в государствах жили обособленной экономической жизнью, будучи принуждены производить сами для удовлетворения своих потребностей все предметы первой необходимости. Железные дороги, позволяющие перевозить громоздкие предметы на дальние расстояния, совершенно изменяли этот невыгодный способ ведения народного хозяйства; теперь каждый район может производить те товары, производство которых по местным условиям является наиболее выгодным, получая в обмен за них другие необходимые предметы; при такой специализации производства значительно понижается стоимость товаров, благодаря чему увеличивается народного благосостояние.
Многие предметы, находящиеся в изобилии в некоторых местностях и не имевшей прежде цены за невозможностью перевозки, после проведения железных дорог поступили на общий рынок, увеличив собой сумму народного богатства.
Как результаты дешевой железнодорожной перевозки, явилось благотворное, в экономическом отношении, уравнения цен товаров, то есть увеличение их стоимости в местах производства и уменьшении стоимости в местах потребления. Подобные уравнения цен имело особенно важное значение в случая неурожая; в прежнее время, при несовершенных путях сообщения, в местностях, постигнутых неурожаем, часто цены на хлеб доходили до неимоверно высоких пределов, между тем как одновременно в других районах с хорошим урожаем хлеб можно было купить за бесценок; в XX веке в странах с развитием железнодорожной сети подобные явления стали немыслимы.
Железная дорога является лучшим пионером культуры в диких странах. Переселенцы могут сбывать с удобством продукты добывающей промышленности эксплуатируемой ими страны и получать взамен другие необходимые для них предметы. Северная Америка своим изумительно быстрым развитием во второй половины XIX обязана железным дорогам; дальнего запада, соединенные многочисленными железными дорогами с Атлантическим океаном, очутились в условиях весьма благоприятствующих европейской колонизации; благодаря дешевизне провоза, хлебопашенство стало весьма выгодным занятием и вскоре достигло таких размеров, что американских хлеб не только мог удовлетворять потребностям собственного народонаселения, очень быстро растущих вследствие усиленной эмиграции, но являлся на европейских ранках; благодаря этой конкуренции, цены на многие предметы первой необходимости в Европе значительно понизились, благосостояние народных масс улучшилось.
В социальном отношении благотворное влияние железных дорог состоит в том, что они, поднимая благосостояние низших классов придавая возможность бедным совершать дальние путешествия, сглаживают классовые различия между отдельными слоями общества; рабочий не может теперь очутиться в столь безысходном положении как это бывало прежде, когда он был привязан к известным местностям, так как он имеет теперь возможность искать заработок там, где его условия окажутся более выгодными.
Железные дороги, изменив коренным образом экономические условия народного хозяйства оказали громадное влияние на добывающую, обрабатывающую промышленность и торговлю. В сельском хозяйстве влияние это обуславливается двумя факторами: скоростью и дешевизной железнодорожных перевозок. Благодаря быстроте перевозки сбыт скоропортящихся грузов значительно увеличивается; до проведения железных дорог молочные продукты, овощи, мясо, плоды доставлялись в большие города из ближайших окрестностей, теперь же область снабжения расширилась на сотни верст к большой выгоде для земледелия. Вследствие дешевизны железнодорожных перевозок, являлось возможность распахивать под хлебные посевы малонаселенные степи и снабжать зерном по низкой цене более культурные районы; под влиянием конкуренции хлебопашество в последних районах перестало быть выгодным, как в вследствие дороговизны земли, так и более высокой стоимости производства, почему земледелие должно было переходить там к другим более интенсивным видам хозяйства. Так ,например, в России с проведением железных дорог на восток, площадь хлебных посевов в восточных губерниях, Уфимской, Оренбургской и др., Сильно увеличилось, между тем как в центральных губерниях замечается сокращение площади хлебных посевов.
Добыча каменного угля в широких размахах стала возможно лишь только с устройством железнодорожной сети; до проведения железных дорог разработка угольных копей велась только до предела, необходимого для удовлетворения небольшой местной потребности, потому что столь дешевый товар не мог нести расходов по гужевой перевозке; лишь только при дешевом железнодорожном тарифе угольные копии приобрели обширный район сбыта, необходимый для интенсивной их эксплуатации; развитие каменноугольной промышленности Донецкого бассейна в России представляет прекрасный пример влияния железных дорог на эту отрасль народного хозяйства.
При успевании железо-добывающей промышленности также связано с проведением железных дорог не только потому, что лишь таким образом может быть обеспечен рынок сбыта и облегчена доставка машин и других необходимых для заводов предметов, но и по самим условиям выделки железа; месторождение железной руды и каменного угля редко находились вблизи друг друга, а гужевая перевозка столь громоздких грузов легла б слишком тяжелым временем; только после соединения железными дорогами месторождении каменного угля и железной руды Донецкого и Днепровского районов, железо-добывающая промышленности России достигла значительных размеров.
Наконец небывалый прогресс в торговых отношениях последнего времени обуславливается развитием железнодорожной сети не только вследствие громадного оживления в обмен товарами при дешевых железнодорожных тарифах, и еще и потому, что при срочности неопределенной стоимости железнодорожные перевозки ,торговля встала на прочных основаниях.
Железная дорога, возникшая первоначально под влиянием одних лишь коммерческих соображений, в настоящее время имеет столь большое стратегическое значение, что постройка многих железнодорожных линий была вызвана только потребностями стратегического характера. Возможность быстро собрать, благодаря железным дорогам, многочисленные армии в надлежащих пунктах и снабжать их без затруднений продовольственными и военными припасами, имеет первостепенное значение для военных операций.
Значение железных дорог основано на тех преимуществах которыми обладают рельсовые путь в сравнении с другими путями сообщения главнейшие из них перечислены ниже.
А) Дешевизна железнодорожных перевозок
Б) Скорость и срочность железнодорожного сообщения
С) Безопасность железнодорожного движения
Д) Постоянство железнодорожных тарифов и приспособленность железных дорог к массовым перевозкам.
До проведения железных дорог перед движением пассажиров и товаров было сравнительно незначительным и лишь при громадной емкости железнодорожных орудий перевозки , оно могло достигнуть наивысших колоссальных размеров.
Железные дороги, несмотря на недолгий сравнительно период своего развития, заняли первое место среди коммуникационных артерий, оставив далеко позади себя другие сообщения. Обыкновенные дороги теперь служат лишь для подвоза к станциям железных дорог и только для перевози на небольшие расстояния, когда стоимость нагрузки и выгрузки товаров представляет значительную сумму сравнений со стоимостью самой перевозки, обыкновенные дороги могут конкурировать с рельсовыми путями.
В условиях значительной территориальной протяженности России транспортная система позволяет связать воедино все регионы и обеспечить единство функционирования всего государства. Железнодорожный транспорт является наиболее эффективным видом транспорта для России, ввиду ряда преимуществ: возможности доставки грузов и пассажиров при любых климатических условиях, возможность провозить многотонные грузы, регулярность перевозок и т.д. Особенно его развитие необходимо в отдаленных от центра регионах, таких как Дальневосточный федеральный округ, так как это поможет наладить сообщение не только с торговыми центрами России, но и с соседствующими странами, что даст импульс для развития всей страны, как произошло в XIX веке, когда железная дорога только начинала свое функционирование.
Транспорт всегда имел огромное значение в экономическом развитии в любую эпоху в любой стране. Развитая на должном уровне транспортная инфраструктура могла стать катализатором развития всех сфер жизни государства. Это становилось возможным благодаря тому, что с помощью транспортной системы соединяются воедино все части производственной структуры мест, что с, одной стороны, повышает производительность, так как увеличивает доступ к факторам производства (сырье, трудовые ресурсы, комплектующие, энергия и т.д.), а, с другой стороны, увеличивается возможность расширения рынков. Ярким подтверждением этого становятся исторические факты: так, достоверно известно, что первые города и ранние транспортные системы (например, «Шелковый путь») формировались вблизи естественных бухт и портов, а также озер и рек, иными словами географические характеристики местности определяли их месторасположение. Позже промышленная революция стала причиной увеличения потребности в транспортных мощностях, так как необходимо было в больших объемах перевозить уголь, железную руду и другое сырье, что привело к созданию первых железных дорог.
Список литературы:
К.Ю. Цеглинский «Курс делезных дорог» том 1, выпуск 1. Типография Т-ва Владимир Чичерин в Москве. Марьина роща, 1913г 263 с.
М.П. Павлович «Великие железнодорожные и морские пути будущего» Типография Б. М. Вольфа, Невский просп., 126 (г. Суворов. пр.) 1913г 244 с.
https://www/kazedu/kz/referat/100387/1
Источник
Первые рельсовые дороги
История железных дорог 19 век, XIX век. Начало строительства рельсовых дорог в России относится к концу XVIII века, когда первые лежневые дороги были проложены на железоделательных заводах, шахтах и рудниках. Первая рельсовая чугунная дорога была построена на Алтае в 1808-10 годах горным мастером П.К.Фроловым (Змеиногорская дорога). В 1834 году в Нижнем Тагиле на заводе Демидовых Е.А. и М.Е. Черепановы закончили строительство первого русского паровоза, который мог везти по специально построенной дороге состав весом в 3,3 тонны, развивая скорость до 15 верст в час.
История железных дорог 19 век – первый поезд в России
Вокзал
Царскосельская железная дорога положила начало строительству сети железных дорог России. Тридцатого дня в 12 часов 30 минут октября 1837 года первый поезд отправился по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. Длина дороги составила 25 верст (26,3 км). На Царскосельской железной дороге построили ряд искусственных сооружений. В том числе мостов, среди которых самый большой – через Обводный канал – имел длину 25,6 м. За рубежом были закуплены 7 локомотивов и различные экипажи для поездов. Закрытые дилижансы на 40 мест, открытые шарабаны, линейки с мягкими сиденьями, кареты («берлины»). В 1838 году в Петербургском технологическом институте для Царскосельской железной дороги был создан паровоз «Проворный». С 1837 по 1841 год было перевезено 2,5 млн пассажиров. За этот период Царскосельская железная дорога дала казне чистого дохода 360 тыс. руб.
Значение Царскосельской железной дороги состояло в том, что на опыте ее строительства и эксплуатации практически доказали возможность бесперебойной работы железнодорожного транспорта в климатических условиях России во все времена года. Коммерческая эксплуатация дороги также на деле показала выгодность и целесообразность нового вида транспорта. Явившись первым опытом в организации железнодорожного движения в России, дорога дала существенный толчок развитию и широкой постановке железнодорожного дела в стране.
Архивные фотографии
Магистраль Санкт-Петербург – Москва
В 30-40 годах XIX века потребовал неотложного решения вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва. Летом 1843 года начались строительные работы. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию П.П.Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 мм. Она стала стандартной для всех железных дорог России.
Архивные фотографии
Русские инженеры уже в первые годы развития железных дорог выбрали широкоподошвенный рельс. На линии Петербург – Москва были уложены такие рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира. Первые рельсы изготавливались в основном из чугуна. Однако было установлено, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Последние очень скоро перестали использоваться на железных дорогах. Профиль рельса за последние 140 лет изменился мало, зато его масса увеличилась с 20-24 до 75-77 кг/м. Следует отметить, что уже при строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва шпалы пропитывали под давлением. На большинстве первых железных дорог укладывали непропитанные шпалы, древесина которых выходила из строя через 8-12 лет.
История железных дорог 19 век – открытие дорог для общего пользования
Основы организации тягового хозяйства и эксплуатации локомотивов на железных дорогах России заложили в 1851 году, то есть с открытием для общего пользования Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороги. Дорога от Санкт-Петербурга до Москвы разделили на восемь тяговых участков (тяговых плеч). За длину каждого участка приняли расстояние между «большими локомотивными стоянками», которые впоследствии были переименованы в «главные», или «коренные» депо. К депо для ремонта и обслуживания приписали грузовые и пассажирские паровозы. В промежутках между «большими локомотивными стоянками» располагались «малые стоянки», где находились резервные паровозы на случай порчи локомотивов у проходящих поездов. Первые тяговые плечи для грузового движения имели протяженность примерно 80 км, а для пассажирского – 160 км. При развитии железных дорог длину тяговых плеч увеличили. К началу 80-х годов прошлого столетия она возросла для грузовых паровозов до 120 км и более, доходя на отдельных дорогах до 260 км.
Официальное открытие движения
1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербург-Московской железной дороге. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы – 650 километров – скорый поезд преодолевал за 12 часов. В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. Первые серийные грузовые вагоны в России начали выпускать в 1846 г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках. Однако из-за того, что рама и кузов первых вагонов были деревянными, их грузоподъемность была невелика. Только в 1965 г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах СССР.
К 1860 году железнодорожная сеть России имела протяженность около 1590 км. После земельной реформы 1861 года и отмены крепостного права произошли изменения в экономике страны. Которое способствовало разработке системы финансовых и административных мер. Которые, в свою очередь, заложили основу новой железнодорожной политики. В частности, учредили формально обособленный от госбюджета «железнодорожный фонд», что способствовало развитию железнодорожного строительства. Периоды подъема строительства пришлись на конец 60-х – начало 70-х годов 19 века (в среднем в год сдавалось свыше 1,5 тыс. км) и на 90-е годы (свыше 2,5 тыс. км в год). К 1875 году проложили свыше 20 тыс. км железных дорог, а к концу 19 века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км. В начале 1900-х годов построили еще 22,6 тыс. км.
Поделиться ссылкой:
Источник
С появлением железных дорог жизнь человечества в корне изменилась. Еще не так давно все грузы транспортировались на тележках, которые тащили лошади, а сегодня мы в считанные часы добираемся из одного города в другой.
И пользуются железнодорожным транспортом все: от бизнесменов, которые используют калькулятор ОСАГО для расчета страховки, до рабочих и студентов.
В XIX веке для перевозки грузов использовался водный и гужевой транспорт, особую роль играли реки – водные артерии страны. Первая железная дорога в России появилась на заводах Урала и Алтая в начале XIX века. В 1810 году благодаря усилиям Петра Фролова на Колыванском заводе Алтая проложили двух километровую железную дорогу с конной тягой, а спустя 24 года Ефим и Мирон Черепановы подарили Нижнетагильскому заводу железную дорогу с паровой тягой. Первой доступной для общего пользования стала Царскосельская железная дорога, которая соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом. Ее длина составляла 26 км.
Особое развитие получали прежде всего дороги, выполнявшие стратегически важные для России функции. В конце XIX века появились дороги, соединявшие Петербург и Москву, Петербург, Псков, Варшаву и Вену. Далее стали строить дороги, обеспечивавшие связь столицы с основными продовольственными районами и морскими портами. Железная дорога из Москвы в Нижний Новгород предоставила выход к Волге и отдаленным районам России. Строительство Закаспийской дороги было вызвано необходимостью завоза в страну хлеба. Первая Мировая Война дала новый толчок к строительству. Тогда появились линии, соединяющие Новосибирск, Барнаул и Семипалатинск, а также Плетаево, Троицк и Кустанай. Октябрьская революция привела к тому, что все железнодорожные пути оказались в руках государства, что привело к полной разрухе, и властям пришлось принимать жесточайшие меры. В 1926 году появился первый электрифицированный участок, соединявший Баку, Сабунчи и Сураханы.
Во годы Второй Мировой фашисты уничтожили километры железнодорожных путей, которые были восстановлены спустя годы. В 1947 стала строиться Байкало-Амурская магистраль, которая должны была помочь в освоении Сибири и Дальнего Востока. Распад СССР привел к резкому уменьшению объема перевозок в страны СНГ. Железнодорожный транспорт среди всех остальных видов занимает лидирующие позиции благодаря целому ряду преимуществ: он универсален, обслуживает все отрасли хозяйства, работает в любое время года во всех климатических зонах страны и удовлетворяет потребности в перевозках всех категорий населения, от депутатов и экономистов, знающих не понаслышке, что такое ОСАГО и для чего, до пенсионеров.
Более того, железнодорожный транспорт – это большая скорость, возможность перевозки больших грузов, безопасность, низкая стоимость, экологичность по сравнению с другими видами транспорта.
В нашей стране с огромными территориями и богатой сырьевой базой именно железнодорожных транспорт является самым главным. Он выполняет около 80% грузооборота и 40% пассажирооборота среди всех видов транспорта. Железные дороги являются основным звеном транспортной системы и в странах СНГ. Сфера применения железнодорожного транспорта – это массовые перевозки пассажиров и грузов междугородном, межрайонном, пригородном сообщениях.
Железнодорожный транспорт классифицируется на транспорт общего пользования, магистральный (внешний) транспорт, ведомственный транспорт, внутрихозяйственный транспорт. Сложно представить нашу жизнь без железных дорог. Каждый из нас хотя бы раз путешествовал в поездах, и очень важно, что сегодня железнодорожный транспорт в нашей стране развивается бурными темпами, появляются новые сверхскоростные поезда, новинки телемеханики и связи, сокращаются временные затраты на переезды, развиваются железнодорожные сети.
Источник